Пример определения расчетного периода для оплаты пособия по беременности и родам. Календарных дней, исключаемых из расчетного периода, у сотрудницы не было
Расчетным периодом для оплаты пособия по беременности и родам будет время с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года включительно. Продолжительность расчетного периода составит 730 дней (365 дн. + 365 дн.).
Пример определения расчетного периода для оплаты пособия по беременности и родам. Отпуск начинается в декабре 2015 года, а заканчивается в мае 2016 года. Календарных дней, исключаемых из расчетного периода, у сотрудницы не было
Секретарь Е.В. Иванова с 30 декабря 2015 года по 17 мая 2016 года уходит в декретный отпуск.
Расчетным периодом для оплаты пособия по беременности и родам будет время с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Продолжительность расчетного периода составит 730 дней (365 дн. + 365 дн.).
Пример определения расчетного периода для оплаты пособия по беременности и родам. У сотрудницы были календарные дни, исключаемые из расчетного периода
Секретарь Е.В. Иванова с 2 сентября 2016 года уходит в декретный отпуск.
В 2015 году с 11 по 24 марта (14 календарных дней) Иванова болела и получала пособие по временной нетрудоспособности.
Расчетным периодом для оплаты пособия по беременности и родам будет время с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года. Продолжительность расчетного периода составит 716 календарных дней (730 дн. - 14 дн.).
Ситуация: как определить расчетный период для оплаты дней дополнительного отпуска, который сотрудница получила в связи с осложненными родами ?
Расчетным периодом для оплаты дополнительного декретного отпуска будет тот же период, что и для оплаты по первому больничному листку.
В части 1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ сказано, что расчетным периодом для оплаты пособия являются два календарных года, предшествующих году начала декретного отпуска.
Второй больничный листок является продолжением первого. Это два отдельных документа, но страховой случай (беременность, рождение ребенка) один и тот же (п. 2 ч. 1 ст. 1.2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Поэтому и расчетный период для них один.
Если в расчетном периоде сотрудница находилась в декретном отпуске либо в отпуске по уходу за ребенком, она может заменить соответствующие календарные годы (год) из расчетного периода на предшествующие календарные годы (год), подав соответствующее аявление. При условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Об этом сказано в части 1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и пункте 11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375.
Заменять расчетный период можно только на те годы (год), которые непосредственно предшествуют наступлению страхового случая. Например, женщина в 2014-2015 годах была в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2016 году. Тогда 2014 и (или) 2015 годы можно заменить только на 2013 год и (или) на 2012 год. Брать любые годы, которые были до 2014-2015 годов, нельзя.
Такие разъяснения приведены в письме Минтруда России от 3 августа 2015 г. № 17-1/ООГ-1105.
А если сотрудница была сначала в отпуске по беременности и родам, а затем в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в период с 2012 по 2015 годы? Тогда для расчета пособия можно взять 2011 и 2010 годы. При этом пересчитывать пособия, которые назначены и выплачены до выхода письма Минтруда России от 3 августа 2015 г. № 17-1/ООГ-1105, не нужно.
Такие разъяснения приведены в письмах ФСС России от 11 ноября 2015 г. № 02-09-14/15-19989 и № 02-09-14/15-19937, от 9 ноября 2015 г. № 02-09-14/15-18677.
При замене расчетного периода пособие нужно рассчитывать исходя из фактического количества календарных дней в заменяющих годах. Их число может быть 730, 731 (если один из заменяющих годов високосный) или 732 (если оба заменяющих года високосные).
Такой вывод следует из части 3.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и подтвержден информацией ФСС России.
Пример определения расчетного периода для оплаты пособия по беременности и родам, в случае, если два года перед годом начала декретного отпуска сотрудник находился в отпуске по уходу за ребенком
Секретарь Е.В. Иванова работает в организации пять лет. В течение 2014 и 2015 годов она находилась в отпуске по беременности и родам, а затем в отпуске по уходу за ребенком.
На работу Иванова вышла в марте 2016 года. А со 2 сентября 2016 года опять уходит в декретный отпуск. В расчетном периоде Иванова получала только пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком. Эти пособия не облагаются взносами в ФСС России. Следовательно, у Ивановой нет заработка в расчетном периоде для расчета пособия по беременности и родам. В такой ситуации бухгалтеру нужно начислить пособия исходя из среднемесячного заработка в размере МРОТ.
Однако Иванова может получить пособие по беременности и родам, рассчитанное исходя из заработка не за 2014 и 2015 годы, а за предыдущие периоды (за 2013 и 2012 годы). Для этого она написала заявление.
Таким образом, календарные годы, входящие в расчетный период (2014 и 2015 годы), были заменены предыдущими календарными годами (2013 и 2012 годы).
Ситуация: как определить расчетный период для подсчета пособия по беременности и родам, если сотрудница в двух годах, предшествующих году наступления страхового случая, не работала в организации?
Ответ на этот вопрос зависит от того, работала в течение этих двух лет сотрудница у кого-либо или нет.
Сотруднице, которая в расчетном периоде работала, рассчитайте пособие исходя из ее заработка, полученного у предыдущих работодателей.
Пособие сотруднице, которая в расчетном периоде не работала, рассчитайте исходя из среднемесячного заработка в размере МРОТ.
Такой порядок установлен частями 1-1.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, пунктами 15.2 и 15.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375.
Ситуация: нужно ли исключать какие-либо дни из расчетного периода для подсчета пособия по беременности и родам, если ежемесячный заработок в этом периоде оказался ниже МРОТ? Средний дневной заработок рассчитывается исходя из МРОТ.
Нет, не нужно.
При расчете среднего дневного заработка сотрудницы исходя из МРОТ какие-либо периоды из общего числа дней не исключаются.
Если в расчетном периоде у сотрудницы не было заработка либо ее заработок в пересчете на полный календарный месяц оказался меньше МРОТ, установленного на дату начала декретного отпуска, месячный заработок за расчетный период принимается равным 1 МРОТ в месяц.
При этом размер среднего дневного заработка определяется по формуле:
Исключением является ситуация, когда фактический среднемесячный заработок оказался ниже МРОТ у сотрудницы, для которой на момент наступления страхового случая установлен режим неполного рабочего времени. В таком случае средний заработок (МРОТ), учитываемый при расчете пособия, нужно определять пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудницы. Для расчета используйте формулу:
Расчет пособия по беременности и родам исходя из МРОТ - это не право, а обязанность организации. Эти правила нужно применять, даже если они невыгодны сотруднице.
Уменьшать показатель 730 на количество календарных дней больничного, периода нахождения в декрете, других аналогичных периодов не нужно. То есть правило об исключении таких периодов из расчетного периода действует только для случаев, когда средний дневной заработок рассчитывается исходя из фактического заработка, а не исходя из МРОТ.
Такой порядок следует из положений части 1.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, пункта 15.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375.
Пример определения среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам. Заработок за расчетный период в расчете на полный календарный месяц меньше МРОТ
Сотрудница А.И. Иванова работает в организации «Альфа» с февраля 2016 года. Страховой стаж Ивановой более шести месяцев.
В 2014 году Иванова не работала.
В 2015 году сотрудница работала у другого работодателя, ее заработок составил 102 000 руб. (со всей суммы были уплачены взносы в ФСС России). Кроме того, в 2015 году Иванова болела 20 календарных дней и получала пособие по временной нетрудоспособности.
В октябре 2016 года Иванова уходит в отпуск по беременности и родам.
Сумма среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из фактического заработка Ивановой, составила:
102 000 руб. : (730 дн. - 20 дн.) = 143,66 руб.
Средний дневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, установленного на дату начала декретного отпуска, равен:
6204 руб. × 24 мес. : 730 дн. = 203,97 руб.
Средний дневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, больше среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из фактического заработка сотрудницы (203,97 руб. > 143,66 руб.).
Поэтому для расчета пособия используется большая из величин (203,97 руб.).
Ситуация: исключается ли из расчетного периода при определении размера пособия по беременности и родам время, когда сотрудница работала в режиме неполного рабочего времени с сохранением права на пособие по уходу за ребенком?
Да, исключается.
По общему правилу из числа календарных дней расчетного периода нужно исключить:
Такой порядок установлен в частях 1 и 3.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
Если во время отпуска по уходу за ребенком сотрудница работала на условиях неполного рабочего времени, то за ней сохраняется право на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и компенсационную выплату в размере 50 руб. в месяц до достижения ребенком возраста трех лет.
То есть в тот период сотрудница получала:
Такой порядок следует из части 3 статьи 256 Трудового кодекса РФ, части 2 статьи 11.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, пункта 43 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н.
Работая на условиях неполного рабочего времени, сотрудница продолжает находиться в отпуске по уходу за ребенком. Это следует из положений статьи 256 Трудового кодекса РФ. Поэтому это время из числа календарных дней расчетного периода нужно исключить.
Вместе с тем зарплату, начисленную сотруднице за работу в режиме неполного рабочего времени, включите в заработок при начислении пособия по беременности и родам . Пособие по уходу за ребенком и компенсационная выплата до достижения ребенком возраста трех лет, соответственно, в заработок расчетного периода не включаются. Такие правила установлены в частях 1, 2 и 3.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
На практике возможна ситуация, когда количество календарных дней расчетного периода будет равно нулю. Это произойдет в том случае, если весь расчетный период будет состоять из исключаемого времени. Например - если в течение двух лет, предшествующих году декретного отпуска, сотрудница находилась в другом отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком. Если при этом, находясь в отпуске по уходу за ребенком, сотрудница работала на условиях неполного рабочего времени, то заработок в расчетном периоде у нее будет .
В такой ситуации рассчитать средний дневной заработок в общем порядке , исходя из заработка расчетного периода, невозможно. Поскольку знаменатель формулы расчета (количество календарных дней расчетного периода) будет равен нулю, а по правилам арифметики делить на ноль нельзя.
В данной ситуации возможны два варианта действий:
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ФСС от 20 июня 2013 г. № 25-03-14/12-7942, от 25 октября 2013 г. № 15-03-09/12-2985П.
Пример определения расчетного периода при расчете пособия по беременности и родам. В расчетном периоде сотрудница была в отпуске по уходу за ребенком и работала на условиях неполного рабочего времени
Сотрудница А.И. Иванова работает в организации «Альфа» с 2012 года. Она находилась в декретном отпуске с 11 февраля по 30 июня 2015 года включительно. Отпуск по уходу за ребенком сотруднице положен с 1 июля 2015 года (отпуск закончится в апреле 2018 года).
Но в октябре 2015 года сотрудница написала заявление о выходе на работу на неполное рабочее время. С 12 октября Иванова вышла на работу, ее график составил четыре рабочих дня в неделю.
С 1 июня 2016 года сотрудница вновь уходит в отпуск по беременности и родам.
Расчетный период для определения среднего дневного заработка при расчете пособия по беременности и родам - 2014 и 2015 годы.
Заявление о замене какого-либо года расчетного периода сотрудница не представляла. Больничное пособие в 2014 и 2015 годах ей не начислялось.
Из расчетного периода исключается время:
Сотрудница вправе отложить дату начала отпуска по беременности и родам. То есть уйти в отпуск позже той даты, которая указана в больничном листке. Дело в том, что больничный лист дает право сотруднице на отпуск. Однако когда воспользоваться этим правом, сотрудница решает сама. Ведь основанием для отпуска является заявление сотрудницы. До тех пор, пока она его не напишет, она может после получения больничного листа какое-то время продолжать работать. За эти дни работодатель должен выплачивать зарплату на общих основаниях.
Например, если декретный отпуск приходится на конец декабря, бывает выгоднее перенести его начало на январь следующего года. В этом случае расчетный период для расчета пособия будет другой. Например, если начало отпуска приходится на декабрь 2015 года, то расчетный период будет 1 января 2013 года - 31 декабря 2014 года. А если на январь 2016 года, то для расчета берется период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года. Если у сотрудницы был высокий средний заработок в 2015 году, ей выгоднее перенести начало отпуска на 2016 год.
Возможность таких действий подтверждают представители ФСС России. Ведь запрета на подобный перенос расчетного периода в Законе от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ нет. Значит, работодатель может выплатить пособие, которое в дальнейшем возместит ФСС России.
Чтобы воспользоваться правом на отпуск с определенной даты, сотрудница пишет заявление, в котором указывает дату начала отпуска. Работодатель должен предоставить отпуск с даты, которая отражена в заявлении. При этом нужно учитывать, что дата окончания отпуска должна соответствовать дате из больничного листа. То есть срок окончания отпуска не переносится. А значит, фактически отпуск сократится на количество дней, которые сотрудница работала, не оформляя отпуск.
Это следует из части 1 статьи 255 Трудового кодекса РФ.
Пример переноса даты начала отпуска по беременности и родам
Е.И. Иванова работает в организации с 1 октября 2014 года. До этой даты она нигде не работала. В декабре она получила больничный листок, согласно которому она должна уйти в отпуск по беременности и родам с 18 декабря 2015 года.
Однако Иванова решила отложить дату начала отпуска до 1 января 2016 года. В период с 18 по 31 декабря 2015 года Иванова продолжала работать.
29 декабря 2015 года Иванова написала заявление о предоставлении ей отпуска по беременности и родам с 1 января 2016 года. При этом дата окончания отпуска остается прежней (в соответствии с больничным листом). С 1 января работодатель предоставил Ивановой отпуск. Для расчета пособия бухгалтер учел доходы, полученные Ивановой за период с 1 октября 2014 года по 31 декабря 2015 года.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , (БиР) для работающих женщин в общем случае равно среднему заработку . В связи с этим расчет проводится только для работающих женщин и военнослужащих (выплачивается в размере денежного довольствия). Для (уволенных по сокращению, студенток) размер выплаты равен фиксированной сумме, устанавливаемой законом на каждый год с учетом .
Пособие по БиР является единовременной выплатой . Кроме размера заработка, на окончательную сумму пособия влияют еще несколько факторов: длительность , количество нерабочих дней за расчетный период из-за временной нетрудоспособности и другие составляющие.
Порядок расчета декретного больничного и пособия по БиР регламентируется Федеральным законом № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» .
В 2017 году принцип начисления декретного пособия не изменился в сравнении с предыдущими годами. Расчет все так же ведется по двум предшествующим календарным годам , однако по сравнению с прошлыми периодами изменяются следующие значения:
Размер выплаты определяется по простой формуле после предоставления в бухгалтерию (больничного) по беременности и родам. Если женщина работает по совместительству не менее двух лет, на каждой работе пособие рассчитывается отдельно и независимо друг от друга.
Размер пособия по беременности и родам (П) можно рассчитать по следующей формуле:
П = СДЗ × Т ,
Для расчета пособия важно правильно определить среднедневной заработок (СДЗ). Он равен:
СДЗ = СЗ / Дн ,
Расчетный период всегда принимается равным двум полным календарным годам , предшествующим выходу в декрет.
При необходимости один или оба года женщина может заменить на более ранние (например, на 2013 и 2012 гг.) при условии, что ее средний заработок после замены возрастет. Замена разрешается только в случае, если женщина хотя бы в один из двух предыдущих календарных годов находилась в декрете и/или в .
Длительность страхового стажа женщины сама по себе не влияет на факт начисления пособия . Даже если будущая мама проработала по трудовому договору всего несколько дней перед уходом в декрет, ей начислят пособие по БиР из уплаченных за предыдущие годы работы страховых взносов (вернее, из эквивалентной им полученной «белой» зарплаты).
Размер пособия не зависит от страхового стажа работницы (в отличие от других выплат по временной нетрудоспособности) - но только при условии, что трудовой стаж превышает полгода .
Иностранным гражданкам, которые трудятся в российских компаниях, пособие по БиР и другие соцвыплаты начисляются таким же образом по законодательству РФ.
Согласно российскому законодательству, в зависимости от особенностей протекания беременности и родов :
При выходе в декрет единовременно оплачиваются все дни больничного - с первого до последнего. Согласно закону, после окончания декрета женщина может сразу уйти в . Если женщина не торопиться с выходом в декрет и продолжает трудиться после срока в 30 недель беременности, то пособие ей будет рассчитано в уменьшенном размере.
Он представляет собой довольно компактный инструмент. На вкладке «Реквизиты ЛН» (имеется в виду ) требуется заполнить следующие графы:
На вкладке «Условия расчета» также заполняются необходимые поля. Для параметра «Стаж» тут даны несколько значений, потому что с помощью этого же калькулятора рассчитываются и обычные больничные (например, ). Нужно указать наиболее подходящее значение стажа.
После внимательного заполнения всех полей можно нажимать кнопку «Рассчитать» . Если исходная информация была введена верно, то размер выплаты будет соответствовать тому, что насчитала бухгалтерия на предприятии (также, как правило, используя специализированные программы).
Разобраться в тонкостях расчета пособия, исчисления средней зарплаты и вычета дней, проведенных на больничном, помогут практические примеры.
Здесь следует заранее сказать, что есть из двух расчетных лет женщина какое-то время вообще не работала, то заработок учитывается только за фактически отработанное время.
Независимо от того, с какой даты женщина в 2016 г. пойдет в декрет, пособие она получит в одном и том же размере . Рассмотрим пример.
Работница А. трудится на предприятии с 1 октября 2013 г. Ей выдали с 23 декабря 2015 г. Если она уйдет в декрет с этой даты, расчетными годами будут 2013 и 2014 гг. При этом ежемесячный заработок А. в 2013-2015 гг. составлял 35 000 руб., за часть 2013-го (до сентября включительно) зарплату она не получала. На больничном и в декрете за эти годы она не была.
Тогда размер декретных при обычных родах будет равен:
140 дней × (15 × 35 000 руб.) / 730 дней = 100 684,93 руб.,
при этом зарплата за 2014 г. (12 × 35 000 руб. = 420 000 руб.) не превышает размер страховой базы (624 000 руб. в 2014 г.).
Однако для А. гораздо выгоднее пойти в декрет со 2 января 2016 г., поскольку в этом случае будет учтена ее зарплата за полностью отработанный 2015 год.
Например, служащая Н. ушла в первый декрет в 2014 г. Расчетными годами для начисления пособия по БиР были 2012 и 2013 гг.
При уходе во из неоконченного отпуска по уходу за ребенком в 2016 г. она должна была использовать в качестве расчетных 2014 и 2015 гг., однако в этот период времени у нее не было доходов. Как быть в этой ситуации?
При переходе из декрета в декрет за два предыдущих года у женщины обычно отсутствует заработок. Периоды нахождения в предыдущем декрете исключаются - за этот промежуток времени мама ничего не получает. Чтобы увеличить расчетный заработок, женщине предоставляется право заменить один или оба расчетных года.
Тогда Н. может сделать следующее:
Расчет декретного пособия производится на основании больничного , заполненного врачом женской консультации. равна 100% средней зарплаты за два предыдущих календарных года. При этом учитывается количество дней, проведенных за эти годы на больничном, и другие данные.
Пособие по БиР рассчитывается всем женщинам, работающим по трудовому договору. Другим категориям лиц (матерям, уволенным в вязи с ликвидацией организации, или студенткам) выплата назначается по другим правилам - в фиксированном размере.
Рассчитанное пособие в 2016 году не может быть меньше минимального значения:
Если по расчету выплата получается больше возможного максимума в 2016 г. (256 027,40 руб. за 140 дней больничного), то пособие сокращается до предусмотренного максимума
При небольшом заработке или стаже менее 6 мес. пособие по БиР начисляется исходя из размера текущего МРОТ. Женщине, заработок которой за расчетные годы был незначителен из-за пребывания в предыдущем декрете, разрешается менять годы на такие, в течение которых ей начислялась заработная плата.
Порядок расчета пособия по беременности и родам в 2019 году останется неизменным, таким же, как и в прошлом году – исходя из среднего заработка за 2 календарных года, но с учетом новых лимитов (предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС). Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам .
Работающим женщинам пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка . В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года включительно.
Какие суммы входят в расчет, что берется в числитель ? Это ваша заработная плата, премии, отпускные, материальная помощь свыше 4 000 рублей, командировочные, компенсация за неиспользованный отпуск и т.п.
Что НЕ входит в расчет ? Необлагаемые взносами выплаты – выплаты по больничным листам, пособия, выплаты при рождении ребенка не более 50 000 рублей, материальная помощь менее 4 000 рублей и т.п.
При этом средний заработок (СЗ) за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования:
Если общий заработок за год будет больше предельной величины, то расчет ограничивается указанной страховой суммой. Например, доход за 2017 год составил 760 000 рублей, это больше установленной величины, поэтому в расчет будет браться сумма 755 000 р.
Чтобы определить средний дневной заработок (СДЗ) для исчисления пособия по беременности и родам необходимо взять начисленный заработок, на который начислялись страховые взносы за два календарных года, до года ухода в декрет . Так, если отпуск наступает в 2019 году, то в расчет берется период с 1 января 2017 по 31 декабря 2018 года, то есть весь 2017 и весь 2018 годы. Заработок, полученный в 2019 году в расчёт декретных входить не будет.
Сумму заработка за 2 года при расчете пособия по беременности и родам в 2019 году необходимо делить на число календарных дней в этом периоде (календарные дни за 2017 и 2018 года составляют 730), за исключением календарных дней, приходящихся на исключаемые периоды .
Исключаемые периоды . При расчете пособия по беременности и родам, предусмотрено исключение календарных дней, приходящиеся на следующие периоды:
Важно! Если женщина в расчетном периоде брала отпуск без сохранения заработной платы (отпуск за свой счет), то такие дни НЕ исключаются из расчетного.
Таким образом, в знаменателе для исчисления пособий могут быть дни от 1 до 730 (365 дней в 2017 году + 365 дней в 2018). Это число может быть и 732, если женщина для расчета декретных выплат возьмет два високосных года (заменит, например, 2017 год на високосный 2012, а 2018 год на високосный 2016).
При расчете пособия по беременности и родам женщина имеет право заменить год (года) на любые предшествующие. Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов женщина находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком , соответствующие календарные годы (календарный год) по ее заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия .
Например, если в 2017-2018 году хотя бы часть времени падает на отпуск по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком, то женщина может написать заявление о включении в расчет одного и/или двух более ранних лет, например 2015-2016.
Алгоритм расчета пособия для женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам в 2019 году: СДЗ=(СЗ_2018 + СЗ_2017) / (730 - ) * 140.
Максимальное пособие по беременности и родам в 2019 году составляет 301095,20 р , исходя из максимума СДЗ и календарных дней по листку нетрудоспособности: 2150,68*140=301095,20 р .
Пособие по беременности и родам в минимальном размере рассчитывается из МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и выплачивается женщине, которая проработала менее 2 лет с низкой заработной платой или вообще не имела заработка за этот период.
Минимальное пособие по беременности и родам с 1 января 2019 г. составляет 51 919 рублей 00 копеек. , так как МРОТ с 1 января 2019 увеличен до 11280 рублей в месяц.
Расчет минимального пособия: (11 280*24)/730=370,85 руб.*140 дней = 51 919,00 руб.
Если женщина имеет страховой стаж менее 6 месяцев, то пособие выплачивается в размере, не превышающем за календарный месяц МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, это пособие выплачивается с учетом районного коэффициента.
Вариант 1 . У женщины с 17 января 2019 г. наступает отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Заработок в среднем составляет 45 000 рублей. Расчет пособия должен быть произведен за 2 календарных года, предшествующих году, на который приходится отпуск по беременности и родам. Расчетный период составят 2017 и 2018 гг. За указанный период учитываемые выплаты составили: за 2017 г. – 535 000 руб. и за 2018 г - 547 000 руб. За время работы женщина отпуск за свой счет и больничные не брала. Суммы не превышают величину предельной базы. Поэтому выплата по БиР составит: (535 000 + 547 000)/730*140 = 207 506,60 руб.
Вариант 2 . Возьмем условия, когда женщина в 2017 году болела 22 дня, а в 2018 году брала 14 дней отпуска за свой счет. Числитель: 530 000 + 505 000 = 1 075 000. Знаменатель: 730 минус 22 = 708 (дни за свой счет не исключаются). Пособие по БиР составит: (530 000+505 000)/708*140 = 204 660,40 руб.
Вариант 3 . У женщины заработок за каждый год составил больше величины предельной базы для начисления страховых взносов. В 2017 году оклад составил 65 000, в 2018 году средний заработок увеличился до 70 000. Исключаемых периодов не было. Для расчета пособия по беременности и родам берем максимальную величину базы: СДЗ = (755000+815000) /730*140 Пособие по БиР составит максимальную выплату: 301 095,20 рублей.
Вариант 4 . Женщина устроилась на работу с сентября 2016 (это её первое место работы). Заработок в среднем составляет 45 000 рублей. У неё с 25 декабря 2018 г. наступает отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Так как отпуск начинается в 2018 году, расчетный период будет - 2016 и 2017. Но у женщины нет полных двух отработанных лет. Исключаемых дней нет. Поэтому пособие по БиР составит: (180 000 + 540 000)/730*140 = 138 082,00 руб. Но женщина, имея на руках больничный лист может написать заявление на отпуск по беременности и родам позже даты, указанной в листке нетрудоспособности, например с 1 января 2019 года. А с 25 по 31 декабря 2018 года она продолжает работать. В данном случае расчетный период будет - 2017 и 2018 года, а декретный отпуск сократится на 7 дней. Поэтому сумма выплаты по БиР составит: (540 000+540 000)/730*133 = 196 766,85 рублей.
Для назначения и выплаты пособий по беременности и родам женщина представляет следующие документы:
Пособие по беременности и родам назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам . При обращении за пособием по беременности и родам, по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Такими причинами являются: длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74).
Выплата государственного пособия по беременности и родам работающим женщинам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования.
Работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения женщины за его получением со всеми необходимыми документами. Выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы (Часть 1, статьи 15, 255-ФЗ).
Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. Размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер данного пособия по каждому месту работы:
© Copyright: сайт, 2019
Запрещено любое копирование материала без согласия .
По общему правилу для расчета пособий по социальному страхованию (в частности, в случае временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) берутся два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая. Особенность предусмотрена для расчета пособия по беременности и родам для женщин в ситуации перехода «из декрета в декрет». Законодательством, регулирующим социальную сферу, в обозначенной ситуации разрешен перенос расчетного периода на более ранний срок, если в результате такого переноса размер пособия увеличится. Как именно осуществить замену периода, в законодательных нормах не пояснено. Но есть разъяснения Минтруда по этому поводу с неблагоприятной для застрахованных лиц позицией. Следует ли ей руководствоваться?
Величина пособия определяется на основании среднего дневного заработка, приходящегося на расчетный период.
По общему правилу расчетный период составляет два календарных года (то есть с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).
В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые согласно Закону № 212‑ФЗ начислены страховые взносы в ФСС (ч. 2 ст. 12 Закона № 255‑ФЗ). Иначе говоря, размер зарплаты и иных выплат, производимых в пользу сотрудницы в расчетном периоде, непосредственно влияет на величину пособия. При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).
Предельная база для начисления взносов в ФСС
Год | Предельная база, руб. |
2015 | 670 000 |
2014 | 624 000 |
2013 | 568 000 |
2012 | 512 000 |
2011 | 463 000 |
2010 и ранее | 415 000 |
В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730:
Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам в 2015 году составит 1 632,88 руб. ((624 000 + 568 000) руб. / 730 дн.). В 2014 и 2013 годах размер среднего дневного заработка - соответственно 1 479,45 и 1 335,62 руб.
Обратите внимание
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 135 ТК РФ).
Частью 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая . Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.
Если пособие по беременности и родам исчисляется на основании ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ (то есть исходя из МРОТ, а не среднего дневного заработка), то в районах и местностях, в которых применяются «северные» коэффициенты к заработной плате, размер пособия по беременности и родам определяется исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. Постановление АС УО от 11.03.2015 № Ф09-299/15 по делу № А50-13767/2014).
В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ сказано буквально следующее: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия .
Итак, перенос расчетного периода на более раннее время возможен при соблюдении следующих условий:
Перенос расчетного периода на ранее время возможен и в том случае, если прежде застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с другим работодателем. Для осуществления указанного переноса ей нужно представить справку от прежнего работодателя по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н. В ней отражаются сведения о размере заработка застрахованного лица и фактически отработанных им днях за период, являющийся расчетным. Данная справка выдается при увольнении работника либо в течение трех рабочих дней со дня обращения его с письменным заявлением о ее выдаче (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Если застрахованное лицо не имеет возможности представить указанную справку с предыдущего места работы, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица вправе запросить необходимые для расчета сведения в ПФР (ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ).
Справка о заработной плате по форме 2‑НДФЛ не является надлежащим подтверждением размера заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 № 33‑12662/2013).
Сотрудница работает в компании с 2008 года, 8 декабря 2014 года она вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком (размер должностного оклада в 2014 году - 25 000 руб.). В начале марта 2015 года она ушла в декретный отпуск со вторым ребенком. Как рассчитать пособие в этом случае?
По общему правилу пособие по беременности будет исчислено следующим образом.
25 000 руб. / 31 дн. х 24 дн. = 19 354,84 руб. - это заработная плата, начисленная за декабрь. Соответственно, размер пособия составит: (19 354,84 руб. / ((730 ‑ 706) х 140) дн.) = 112 903,23 руб.
В то же время из двух лет (2014 и 2013), приходящихся на расчетный период, в 2013 году сотрудница находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Значит, она в силу ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ вправе обратиться с заявлением о замене этого года на более ранний год, скажем, на 2010.
Как видим, законодатель предусмотрел все, кроме одного: на какие именно годы можно перенести расчетный период - на два идущих подряд года, предшествующих расчетному периоду, или же, допустим, на любые другие, лишь бы такой перенос приводил к увеличению размера пособия по беременности и родам. Увеличение размера пособия - это, пожалуй, главная цель переноса расчетного периода на более раннее время. А о том, что выбранные для замены годы должны непосредственно предшествовать расчетному периоду, в последнем предложении ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не сказано. В обозначенной норме содержится указание о том, что «непосредственно» предшествовать году наступления страхового случая должны годы расчетного периода, а не годы, выбранные для замены в целях увеличения размера пособия по беременности и родам.
До недавнего времени в правоприменительной практике применялся вышеизложенный подход. Со стороны ревизоров контролирующего внебюджетного фонда особых нареканий он не вызывал. И тут появляются разъяснения Минтруда с крайне неприятными для застрахованных лиц выводами. Речь идет о Письме от 03.08.2015 № 17‑1/ООГ-1105.
Специалисты фонда касательно порядка переноса расчетного периода в анализируемой ситуации указали следующее. По заявлению застрахованного лица календарные годы (календарный год) расчетного периода могут быть заменены в целях расчета среднего заработка любыми предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Однако чиновники Минтруда сочли данное утверждение ФСС неверным . В Письме № 17‑1/ООГ-1105 они привели такое толкование нормы ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ.
Пособия по обязательному социальному страхованию в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее .
Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая .
Поэтому если в 2013 - 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам.
При этом Минтруд настаивает на применении данной позиции в правоприменительной практике.
К сведению
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 (в действующей редакции) полномочиями по изданию разъяснений по применению положений Закона № 255‑ФЗ наделен Минтруд.
Но вернемся к нашему примеру. Если руководствоваться вышеизложенными рекомендациями Минтруда, получится, что для расчета пособия по временной нетрудоспособности заменить 2013 год сотрудница может только на 2012 год, разумеется, при условии, что весь этот период она не находилась в декретном отпуске или в отпуске по уходу за первым ребенком, если же находилась, то на 2011 и т. д. в порядке убывания.
Справедлива ли позиция Минтруда, изложенная в Письме № 17‑1/ООГ-1105?
В то же время предлагаем еще раз внимательно посмотреть на вывод, который сделали чиновники Минтруда в Письме № 17‑1/ООГ-1105: замена <…> может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая .
При всем уважении к данному ведомству совершенно непонятно, какое отношение имеет сделанный чиновниками вывод к приведенным ими доказательствам? Хочется спросить: а причем здесь годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая ? Ведь это и есть расчетный период, который женщина при соблюдении вышеприведенных условий из ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255‑ФЗ может перенести на более раннее время. Тогда как в отношении периода, являющегося альтернативой расчетному периоду (повторимся), ни о каком непосредственном предшествии данному периоду в упомянутой норме не говорится. Но чиновники Минтруда предпочли проигнорировать этот очевидный нюанс и, выдав желаемое за действительное, на наш взгляд, расширительно истолковали в Письме № 17‑1/ООГ-1105 анализируемую норму.
С учетом изложенного вынуждены признать, что следование данной позиции ФСС (в силу п. 1 Постановления Правительства РФ № 826 так и будет) приведет к многочисленным спорам со страхователями и застрахованными лицами относительно размера назначенных пособий по беременности и родам. Каким будет исход подобных споров, предугадать в настоящее время довольно затруднительно.
Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно здесь упомянуть. Несмотря на то что Минтруд - это официальный орган, наделенный полномочиями давать разъяснения по применению положений законодательства о социальном страховании, эти разъяснения не могут иметь обратной силы. А раз так, то страхователи, считаем, не должны пересчитывать назначенные, выплаченные и принятые ФСС к зачету пособия по беременности и родам до выхода Письма № 17‑1/ООГ-1105.
В указанном случае работодатель должен уплатить компенсацию (проценты). Ее минимальный размер оговорен названной статьей - не ниже 1/300 действующей в период задержки ставки рефинансирования ЦБ РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно). Иной (больший) размер компенсации может быть предусмотрен условиями коллективного или трудового договора.
Вопрос: подлежит ли применению обозначенная статья к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам? Ведь пособие по беременности и родам работодатель должен назначить в течение 10 календарных дней с даты представления работником больничного а выплатить его - в ближайший после его назначения день выплаты зарплаты (ч. 5, 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 255‑ФЗ).
Арбитры считают, что подлежит. Вот что сказано по этому поводу в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 09.06.2015 по делу № 2‑1059/2015, 33‑609/2015.
В силу ст. 11 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Работающим женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы.
Следовательно, к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам, вопреки утверждению ответчика, применимы нормы трудового законодательства, в том числе правило, установленное в ст. 236 ТК РФ.
В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодатель должен уплачивать соответствующие проценты во всех случаях задержки выплат, причитающихся работнику. При этом обязанность производить выплату данной денежной компенсации возникает у работодателя вне зависимости от того, обращался работник с соответствующим требованием к работодателю или нет. Работодатель, независимо от вины, несет ответственность за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 1 января 2015 года МРОТ - 5 965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).
Определением ВС РФ от 16.06.2015 № 309‑КГ15-6058 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.
Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255‑ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.