Обществознание 8 кл боголюбов читать. Вместе с этим также читают. Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций

Обществознание 8 кл боголюбов читать. Вместе с этим также читают. Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций

Современное понимание национальной безопасности отражает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность безопасности личности и общества на всех уровнях - от международного до конкретного локального или регионального уровня.
К сожалению, Концепция национальной безопасности Российской Федерации не уделяет должного внимания региональным аспектам обеспечения национальной безопасности. Надо откровенно признать, что нынешняя Концепция национальной безопасности России свидетельствует о недооценке деятельности по реализации жизненно важных интересов личности, социальных групп на региональном и местном уровнях. Создается впечатление, что интересы людей защищаются и могут реализовываться только на федеральном уровне. Однако это не так. Человек живет в конкретной местности, в конкретном регионе и требует для обеспечения своей жизнедеятельности каждодневного удовлетворения материальных, эстетических и духовных потребностей не на уровне федерального центра, а на более низких уровнях обеспечения своей безопасности.
Среди принципов обеспечения безопасности личности и общества в Концепции недостает принципа взаимозависимости безопасности нации и безопасности конкретного региона. К сожалению, наше законодательство в области национальной безопасности, которое затрагивает практически все сферы общественных отношений, обходит своим вниманием проблемы, связанные с федеративным устройством государства. Региональные и местные аспекты обеспечения внутренней безопасности, не говоря о внешней, не нашли отражения в основных правовых актах и нормативных документах.

Если понятие «национальная безопасность» охватывает все уровни социума (от государства до личности), то региональная безопасность объемлет лишь часть территории Российской Федерации и социальную общность, проживающую на ней.
При рассмотрении проблем региональной безопасности представляется вполне обоснованным и логичным под регионом понимать субъект Федерации. Это связано с тем, что именно органы власти субъектов Федерации являются основным субъектом обеспечения региональной безопасности и основным агентом региональной политики в целом.
Каких-либо нарушений с методологической точки зрения при этом нет. Просто нужно признать и нормативно утвердить, что регион - это сложная социально-экономическая и политическая система, в структурном отношении совпадающая с единицей административно-территориального и национально-территориального деления России как федеративного государства.
Таким образом, под региональной безопасностью понимается защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами при этом являются те угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.

Крупные города, являющиеся субъектами Федерации, формально могут быть отнесены как к региональным, так и к муниципальным образованиям.
Проблемы безопасности мегаполисов - экономической безопасности, борьбы с преступностью, продовольственного обеспечения, предупреждения чрезвычайных ситуаций, эколого-медицинских, атомных источников энергии - имеют несколько иное содержание и пути решения, чем в малых городах или сельских районах.
В муниципальных образованиях, включающих малые города, сельские населенные пункты, существуют свои, специфические угрозы жизненно важным интересам личности и социальной общности данного территориального образования: безработица, отсутствие необходимой социально-бытовой инфраструктуры; относительная недоступность медицинской помощи, других услуг, низкий уровень коммуникаций, удаленность от учреждений культуры и т.д.
Это свидетельствует, что региональная безопасность затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности региона, в соответствии с которыми она может классифицироваться по видам как и национальная безопасность в целом

В связи с наличием как внутренних, так и внешних угроз региональная безопасность должна обеспечиваться силами и " средствами данного субъекта Федерации в тесном взаимодействии и при поддержке соответствующих сил и средств федеральной центра и других субъектов Федерации, где располагаются источники угроз. В общем виде система обеспечения региональной безопасности в субъекте Федерации выглядит следующим образом.
Эффективность деятельности этой системы в значительной степени зависит от соответствующей правовой базы и механизма ее реализации. Однако существующая законодательная и нормативно-правовая база, а также организационные формы деятельности государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения региональной безопасности еще не отработаны.

Экономические основы федеральных отношений, складывающиеся в современных условиях на уровне регионов, нуждаются в системе надежных регуляторов, чтобы обрести возможность с минимальными потерями выдерживать перегрузки колебаний экономической конъюнктуры.
Одним из важнейших таких регуляторов может явиться экономический федерализм. Он станет путем к выходу из кризиса, одновременно обеспечив солидную базу для упрочения и развития экономической составляющей национальной безопасности России.

В целом же следует особо подчеркнуть, что в последние годы крайне острой становится проблема регионального сепаратизма, тесно связанная с процессом формирования в нашей стране подлинного федеративного государства. При этом еще немногие понимают, что создание федеративного государства не решает проблемы развития федеративных отношений в стране, затрагивающей все слои нашего общества. Реальная федерация может возникнуть только в результате такой трансформации политических, экономических, социальных, этнических, религиозных и других интересов, которая убедит большинство населения в необходимости федеративного устройства нашей страны. Отсутствие такой трансформации интересов порождает угрозу самому процессу реформирования страны, ограничивая возможности формирования единого экономического, правового, информационного пространства. Поэтому сегодня проблема федерализма является главной, основополагающей из всех, с которыми столкнулась Россия в начале XXI в. Все другие проблемы по отношению к проблеме федерализма являются частными. Судьба федерализма - это судьба существования России как государства.

Самой главной угрозой стабильности и безопасности практически всех регионов следует признать недопустимо высокий уровень безработицы, убыточность предприятий и смертность населения. Эти угрозы являются основным тормозом социально-экономического развития страны и преградой на пути осуществления реформ. Во многих регионах страны в настоящее время доля убыточных предприятий достигает 50-60% от общего количества предприятий и организаций.
Поэтому в существующих условиях приоритетным направлением в деятельности всех органов государственной власти, как в центре, так и на местах, должна стать борьба с угрозами безопасности различного характера, обеспечение внутренней безопасности. Это реальный путь преодоления кризисных явлений и ускорения развития страны.
В качестве важнейшего направления совершенствования организационно-правовой базы по обеспечению безопасности на уровне субъектов Федерации следует признать разработку Концепции региональной безопасности применительно к каждому субъекту Федерации.
В Концепции должны быть достаточно подробно определены жизненно важные интересы жителей, социальных общностей, субъектов РФ в целом, угрозы этим интересам, направления обеспечения безопасности по важнейшим сферам жизнедеятельности: экономическая, социальная, внутриполитическая, общественного порядка, природная и техногенная, экологическая, оборонная, духовной жизни, культуры и науки, информационная. Все эти меры позволят быстрее перейти к научному управлению обществом на основе социальных интересов, возродить подлинное могущество нашей страны и гарантированно обеспечить безопасность нации

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

1. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

2. Национальная безопасность содержит систему корреляционных элементов, которая содержит определенные методы, средства и формы, а также комплекс теоретических понятий и установок социально-политических и правовых учреждений, позволяющие продуктивно реагировать на возникающие опасности и угрозы.

3. Угроза национальной безопасности есть ничто иное как угроза политической, социальной, экономической, экологической, военной и т.д. сферам жизни граждан.

4. Угрозы национальной безопасности связаны с интересами не только внутри страны, но и за пределами её территории.

5. Виды национальной безопасности: экономическая, внешнеэкономическая, военная информационная, демографическая, экологическая.

6. Региональная безопасность - это защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами при этом являются те угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.

7. Муниципальный уровень национально безопасности включает проблемы безопасности крупных городов, районов, других поселений, имеющих статус муниципальных образований.

8. Самая главная угроза безопасности на региональном и местном уровне - это непозволительно высокий уровень безработицы, убыточность предприятий и смертность населения.

Список литературы

1. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002

2. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

4. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. М., 2001.

5. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.

6. Проблемы внутренней безопасности России в XXI в.: Материалы научно-практической конференции, Москва, РАГС, 10- 11 декабря 2002 г. М., 2003.

7. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002

8. Всероссийский форум «Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современном мире». М., 2004.

9. Прохожев А.А., Карманова И.А. Регионы России: развитие и безопасность. М., 2004.


Похожая информация.


К 78

В разработке методического аппарата принимала участие

Хромова И.С.

Серийное оформление - Т. Войткевич

Художник - В. Уборевич-Боровский

Кравченко А.И.

К 78 Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразова­ тельных учреждений. - 11-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 192 с.

ISBN 978-5-9932-0435-2

В учебнике содержатся основы социологии, экономики, а также рас­ сматриваются основные явления развития общества.

Данный учебник полностью включает в себя обязательный минимум по этим разделам обществознания, утвержденный Министерством образо­ вания РФ.

Учебник написан легко и доступно для современных учащихся.

Предисловие ...........................................................................................

Глава 1. Общество и человек

§ 1. Что такое общество.............................................................

§ 2. Человек, природа, общество............................................

§ 3. Типология обществ.........................................................

§ 4. Социальный прогресс и развитие общества.................

§ 5. Личность и социальная среда........................................

§ 6. Потребности человека......................................................

§ 7. Социализация и воспитание............................................

§ 8. Общение..............................................................................

Глава 2. Экономическая сфера

§ 9. Что такое экономика........................................................

§ 10. Товар и деньги................................................................

§11. Спрос и предложение....................................................

§ 12. Рынок, цена, конкуренция..........................................

§ 13. Предпринимательство...................................................

§ 14. Роль государства в экономике.....................................

§ 15. Бюджет государства и семьи.......................................

§16. Труд...............................................................................

Глава 3. Социальная сфера

§ 17. Социальная структура.................................................

§ 18. Социальная стратификация.......................................

§ 19. Богатые..........................................................................

§ 20. Бедные............................................................................

§ 21. Этнос: нации и народности........................................

§ 22. Межнациональные отношения..................................

§ 23. Конфликты в обществе...............................................

§ 24. Семья..............................................................................

Итоговые вопросы ........................................................... ................

Словарь ...............................................................................................

Литература .........................................................................................

Предисловие

Представьте себе, что вы раскрываете книгу по заниматель­ ной астрономии. Перед вами - карта звездного неба, на ко­ торую нанесены миллиарды звезд, миллионы созвездий, ты­ сячи и тысячи галактик. Они рождаются, живут и умирают по строго определенным законам - законам межгалактиче­ ского притяжения, отталкивания, взаимопроникновения.

Человеческая вселенная не менее сложна. На ее карте миллиарды непохожих друг на друга индивидуальностей (ученые говорят - личностей), объединенных в миллионы со­ циальных созвездий - больших и малых групп (половозраст­ ных, профессиональных, религиозных, политических). Но и те в свою очередь формируют нечто вроде галактик - нации и народы, общества, культуры, цивилизации. Такую карту рас­ кроют перед вами учебники по обществознанию.

В социальной вселенной действуют не менее строгие зако­ ны - законы социального притяжения и отталкивания (конфликты, сотрудничество, конкуренция), взаимопроник­ новения культур и цивилизаций. И так на протяжении тыся­ челетий. Частенько строгие законы, открытые наукой, про­ тиворечат логике здравого смысла. Может быть, поэтому наша повседневная жизнь, межличностное общение и взаи­ модействие социальных групп полны необъяснимыми проти­ воречиями, парадоксами и тайнами.

Но чем больше непонятного, тем интересней разглядывать карту человеческого мироздания. В занимательной форме ав­ тор учебников для 8 и 9 классов знакомит читателя с основа­ ми социологии, экономики, социальной психологии, права, политологии и других социальных наук. В книгах собраны тысячи увлекательных фактов и экспериментов, теорий и рассуждений.

Познакомьтесь с ними, и вы узнаете, что такое андеркласс, почему емкость богатого класса в любом обществе ог­ раничена 5% , из каких кирпичиков складывается социаль­

ная структура общества, как установить уровень жизни своей семьи.

В учебнике для 8 класса рассматриваются основные эко­ номические явления - рынок, предпринимательство, ма­ лый бизнес, обмен и потребление, доход, производство, день­ ги, товар, капитал, безработица и проч. В учебнике для 9 класса речь пойдет и о политической системе общества: формах правления, политических режимах, функциях госу­ дарства, политических партиях, голосовании и референду­ ме, гражданском обществе и правовом государстве. Юный читатель, задумывающийся о юриспруденции, найдет в учебнике основные представления о праве и законе, пре­ ступлении и уголовной ответственности, основах конститу­ ционного строя, законодательной, исполнительной и судеб­ ной властях, защите прав потребителя, собственника, работника и др.

В книгах много занимательного материала, данных со­ временной науки, статистики, которые касаются не только России, но и других стран. Сравнительный взгляд поможет глубже познать свою собственную экономическую культуру и образ жизни других народов.

Учебники адресованы тем, кто любит задавать себе и дру­ гим казалось бы самые простые вопросы, но ответить на них подчас бывает очень трудно: почему это так происходит? что откуда берется? зачем это нужно? каков смысл того, что про­ исходит? Почему, к примеру, считают себя счастливыми 90% филиппинцев и только 60% японцев? Хотя уровень жизни первых - один из самых низких, а вторых - один из самых высоких. Может быть, определяющую роль в нашей жизни играют вовсе не деньги? Тогда что же? Может быть, причины кроются в национальном характере, традициях и обычаях на­ рода, в его душевном складе и менталитете? А в России? В пе­ реходный период от социализма к рыночным отношениям по разным оценкам у черты бедности либо за ней оказалось от 30 до 80% населения. И что же? По опросам социологов, только очень немногие признали себя бедными. Что это - стеснение, психологическая растерянность или что-то еще?

В детстве мы все «почемучки», но, повзрослев, это проходит. «Почемучки» - это не болезнь и не особенность

ума. Это особое состояние души, которое обязательно засти­ гает нас в определенном возрасте, а потом у одних проходит совсем, а у других задерживается до глубокой старости. Это состояние души принято называть способностью удивляться самым прозаическим вещам, если хотите - бегством от оче­ видного. «Почемучкой» в свое время был великий физик А. Эйнштейн, создавший теорию относительности и совер­ шивший революционный переворот в науке. Он всему удив­ лялся и постоянно задавал вопросы: почему у компаса вра­ щается стрелка, почему свет состоит из фотонов?

Только удивление перед простым и очевидным может стать ступенькой, ведущей к глубинам познания. О «поче­ мучках» говорят, что они усложняют очевидное. С этого на­ чинается большая наука. «Почемучки» начинают восхожде­ ние к вершинам знаний с того, что обращают внимание на такие вещи, мимо которых - за их очевидностью и просто­ той - проходят другие. Почему люди не хотят работать в два раза усерднее, когда им платят в четыре раза больше? Поче­ му богатых в любом обществе всегда меньше, чем бедных, но материальных ценностей в их руках всегда больше, чем у бед­ ных? Почему автовладельцы готовы уплатить любые деньги, лишь бы не ходить пешком? Почему в обществе становится больше свободы и одновременно больше нищих? Почему навер­ ху общественной пирамиды всегда живется лучше, чем внизу?

На эти и многие вопросы вы найдете ответ в данных книгах. Здесь очень много информации о современном (и не только со­ временном) обществе: статистика, межстрановый сравнитель­ ный анализ, поучительные факты, серьезный научный анализ, научные концепции, практические советы, задания и т.п.

Учебники расскажут вам об основных понятиях и про­ блемах современного обществознания, об отличии культу­ ры от цивилизации, о том, почему социализация продолжа­ ется всю жизнь. Возможно, что кого-то заинтересует то, из чего складывается молодежная субкультура и чем она отли­ чается от контркультуры, а кто-то захочет узнать, за какой чертой кончается индустриальное общество и начинается постиндустриальное.

Все мы играем множество ролей. Тем не менее, жизнь не обязательно напоминает театр, поскольку каждая роль на­ крепко связана со статусом - местом, занимаемым в обще­ стве, а следовательно, с кругом предписанных прав и обя­ занностей. Подросток легко научится определять свой личный статус, социальный слой и класс, измерять семей­ ный доход и уровень жизни, престиж профессии, уровень об­ разования, образ жизни.

Используя сравнительно-исторический метод, научные гипотезы и интуицию, применяя анкетирование, интервью, наблюдение и анализ документов, специалисты по общест­ венным наукам (экономисты, социологи, юристы, психологи и философы) пытаются заглянуть в тайны окружающего нас мира. Они уже открыли законы группового давления и ли­ дерства, возникновения межнациональных конфликтов, гражданских войн и революций, обнаружили механизмы образования толпы и массового поведения, смены моды, миграции населения, колебания спроса и предложения, сме­ ны политических режимов и многого другого, с чем вы позна­ комитесь в этих книгах. Узнаете вы также о традициях и ценностях, социальных нормах и правилах поведения, обы­ чаях, обрядах, церемониях, ритуалах, этикете, нравах, мо­ де, манерах, привычках, религиозных верованиях. Все это изобрело человечество и вот уже 40 тысяч лет при помощи этих механизмов регулирует общественную жизнь, делает ее стабильной и эффективной.

Книги не загромождены абстрактными понятиями и сложными теориями. Знания лучше усваивать в конкретных жизненных ситуациях, на увлекательных примерах и уп­ ражнениях. Задания построены так, что ориентированы, скорее, на повседневный жизненный опыт, на то, что каждо­ му хорошо знакомо. Их цель, как и книги в целом, раскрыть привычный мир, окружающий нас, с неожиданной стороны, используя при этом всю мощь научного знания.

Учебники не обещают вам легкого путешествия по вер­ хушкам знаний. В большинстве случаев вам придется серьез­ но вдумываться. Понять социальную стратификацию или по­

литические режимы, динамику спроса и предложения или ми­ ровые религии в вашем возрасте, быть может, не так просто. Но учебники помогут вам разобраться во многих сложностях.

Преподавание обществознания призвано сформировать у школьников научное видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Сис­ тематическое научное мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться ко взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию, приоб­ щиться к общечеловеческим ценностям, российскому и международному опыту.

Г л а в а 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

В этой главе мы рассмотрим комплекс проблем, связанных с сущностью общества и его взаимоотношением с природой, про­ анализируем типологию человеческих обществ с древности до нынешних дней, выделив главные типы общества - доиндустриалъное, индустриальное ипостиндустриальное. Переход от менее развитого общества к более развитому составляет со­ держание социального прогресса, который проявляется через революционные сдвиги и постепенные реформы. Затем мы рассмотрим вопросы социализации и воспитания человека, процесс становления личности, разберем мир человеческих потребностей и желаний. Личность формируется в тесном контакте с социальной средой, составляющей ближайшее ок­ ружение индивида. Это его родители, родственники, друзья. Процесс общения людей друг с другом завершит круг проблем первой главы книги.

§ 1. Что такое общество

В науке не сложилось единого определения того, что такое об­ щество. В узком смысле под обществом надо понимать:

- определенную группу людей, объединившихся для об­ щения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

Конкретный этап в историческом развитии какого-ли­ бо народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального

мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре ис­ тории возникло общество первобытных охотников и собира­ телей. Позже, согласно классификации К. Маркса, его сме­ нилорабовладельческое, затемфеодальное и, наконец,

капиталистическое общество. Человеческое общество раз­ вивается отпростого ксложному . В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы об­ щества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия - название страны и государства, а Древнерусское го­ сударство, Московское государство, Российская империя, Со­ ветская Россия и современная Российская Федерация - наи­ менования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных ти­ пов общества.

Общество в современном понимании сформировалось в ев­ ропейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В нем нашли отражение нравы и обычаи всего народа, самодеятель­ ность и самоуправление населения, наконец, участие в поли­ тической жизни простых людей, не направляемые государст­ вом, а возникающие стихийно.

Раньше простолюдинов не включали в состав общества. Оно ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством насе­ ления, сосредоточившим у себя все богатство и власть. Сего­ дня мы назвали бы эту часть высшим обществом, элитой.

Для того чтобы правильно понимать такое сложное явле­ ние, каковым считается общество, целесообразно различать три сходных понятия - страна, государство, общество.

СТРАНА - территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

ГОСУДАРСТВО - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, рес­ публика), органы и структуру правления (правительство, пар­ ламент).

ОБЩЕСТВО - социальная организация данной страны, осно­ ванная на социальной структуре.

Аннотация

Учебник посвящен таким вопросам, как личность и общество, сфера духовной жизни, социальная сфера, экономика. Работа с материалами учебника поможет школьникам приобрести навыки социального взаимодействия, основанные на уважении к представителям разных народов и культур.

Пример из учебника

О содержании курса 8 класса вы узнаете, прочитав аннотацию к учебнику и просмотрев оглавление. А в 9 классе вам предстоит углубиться в сферу политики, а также обсто­ятельно познакомиться с законами, которые должен знать и соблюдать каждый гражданин Российской Федерации.
Усвоить основное содержание курса вам помогут разно­образные рубрики, в которых предлагаются вопросы и зада­ния по изучаемой теме, а также дополнительный матери­ал. Рубрика «Вспомним» побуждает воспроизвести в памя­ти знания, полученные ранее, и, может быть, вам потребу­ется обратиться к учебным текстам предыдущих разделов курса. Рубрика «Подумаем» направляет на вопросы, тре­бующие размышления, а зачастую и обсуждения с одно­классниками. В рубрике «Факты» вы найдёте интересные цифры и иные сведения, которые запоминать не обяза­тельно, но увидеть связь которых с изучаемым материалом.

От авторов 4
Глава I. Личность и общество 6
§ 1. Что делает человека человеком? 6
§ 2. Человек, общество, природа 13
§ 3. Общество как форма жизнедеятельности людей 19
§ 4. Развитие общества 27
§ 5. Как стать личностью 34
Выводы к главе 43
Практикум 44
Глава II. Сфера духовной культуры 46
§ 6. Сфера духовной жизни 46
§ 7. Мораль 55
§ 8. Долг и совесть 64
§ 9. Моральный выбор - это ответственность 71
Учимся поступать морально 78
§ 10. Образование 78
§ 11. Наука в современном обществе 87
§ 12. Религия как одна из форм культуры 94
Выводы к главе 102
Практикум 103
Глава III. Социальная сфера 105
§ 13. Социальная структура общества 105
§ 14. Социальные статусы и роли 114
§ 15. Нации и межнациональные отношения 122
Учимся жить в многонациональном обществе 131
§ 16. Отклоняющееся поведение 131
Выводы к главе 139
Практикум 141
Глава IV. Экономика 143
§ 17. Экономика и её роль в жизни общества 143
§ 18. Главные вопросы экономики 151
§ 19. Собственность 161
§ 20. Рыночная экономика 167
§ 21. Производство - основа экономики 175
§ 22. Предпринимательская деятельность 184
§ 23. Роль государства в экономике 193
§ 24. Распределение доходов 201
§ 25. Потребление 208
§ 26. Инфляция и семейная экономика 215
§ 27. Безработица, её причины и последствия 224
§ 28. Мировое хозяйство и международная торговля 233
Выводы к главе 240
Практикум 243
Словарь 247

Вместе с этим также читают:

⁠Вопрос 1. Как проявляется чувство долга? У всех ли есть совесть?

Долг, чувство долга - кто делает то, что может, делает то, что должен. Мадлен де Скюдери – Долг это то, чего в эту минуту не сделает никто, кроме вас. Пенелопа Фицджеральд – Долг это то, о чем думаешь с отвращением, делаешь с неохотой и чем потом долго хвалишься.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела.

Вопрос 2. Что такое долг?

Долг - внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Вопрос 3. Что такое объективные обязанности?

Объективные обязанности – это такие обязанности, которые человек может выполнить, то есть они реальные, земные и посильные ему.

Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определённые объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвёл товарища - можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д.

Вопрос 4. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг - это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем - и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Вопрос 5. Что такое моральный долг?

Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению - добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.

Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

Вопрос 6. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

Существует двойной контроль: внешний - контроль общества (общественное мнение) и внутренний - самоконтроль человека, т. е. совесть.

Вопрос 7. Что такое совесть?

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совесть - это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А ещё про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение.

Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляются на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоких тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести - что тогда ждёт его?

Вопрос 8. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен... Никому я ничего не должен!»

Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.

Каждый человек имеет какие-то обязанности. Если не прямые, то косвенные. Школьник должен учиться, рабочий-работать, домохозяйка-содержать дом и т.д. и т.п.

У всех людей есть определенные социальные роли. Все должны им соответствовать, дабы их поведение в обществе было предсказуемо. Таким образом у человека есть обязанности, о которых он сам даже не задумывается, которые он выполняет всегда и везде. Следовательно: каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять.

Вопрос 9. Ты уже знаешь, что долг - это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.

Формализм – Соблюдение внешней формы в чём-н. в ущерб существу дела.

Формализм – это когда по букве закона или инструкции все верно, а по сути – не правильно и даже преступно.

Формально относится к своим обязанностям – это значит поступать от «сих до сих», не проявляя личной инициативы и не учитывая никаких обстоятельств.

Вопрос 10. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».

Понятия "муки совести", "угрызения совести" и "нечистая совесть" схожи между собой и означают те или иные состояния человека, связанные с его переживаниями по поводу совершённых поступков. Эти понятия идут по нарастающей от "нечистая совесть" до "муки совести", если в первом случае человек сознаёт ошибку, но принимает её и особо не переживает, то во втором случае эта ошибка его терзает, не даёт спокойно жить. А вот "спокойная совесть" понятие противоположное и может относиться либо к человеку, который сделал всё правильно в своей жизни, либо к бессовестному человеку.

Вопрос 11. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».

Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чём может быть причина страха? А в каких случаях совесть даёт человеку уверенность и душевное спокойствие?

Совесть может преисполнять человека страхом, если он поступил гнусно ввиду своей неприязни и эгоизма к другим. Допустим: тебя спросили дорогу, а ты подсказал идти по тому-то пути. А из-за неприязни, ты сказал тот путь, где много опасностей и поэтому ты думаешь «А что, если этот человек умрет или покалечит себя...» и т.д.

Душевное же спокойствие возникает, когда ты помог человеку или дал хороший совет (неважно) и он тебя поблагодарил. Ты уже знаешь, что совершил что-то доброе, поэтому и совесть находится в спокойствии.

Вопрос 12. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?

Определение «бессовестный» говорит само за себя - это человек, у которого нет совести. Что это за человек? Наглый, беспринципный, живущий только для себя. Человеком его назвать, конечно можно, в биологическом понимании этого слова, и вполне возможно он личность, ведь не всегда бессовестные люди демонстрируют эту свою особенность на каждом шагу. Таким людям характерна ложь и лицемерие, умение приспосабливаться к ситуации с выгодой для себя. Для окружающих его поведение будет иметь те последствия, какие выгодны бессовестному человеку. Не всегда бессовестные люди порицаемы нашим обществом, особенно если они богаты. А для него самого отсутствие совести - спокойствие нервной системы. Единственные люди, которые реально будут страдать и мучиться из-за такого человека это его близкие - родители, жена (муж), дети и т. д.

Вопрос 13. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.

М. Ганди был прав в своем утверждение в вопросах о совести. Каждый человек имеет свои границы своей же совести. Не каждый человек способен совершать совестные поступки. Закон совести большинства не действует, так как у каждого совесть разная, и мнение большинства не всегда правильное, справедливое.