Как организовать соревнование ленин читать онлайн. Ленин В.И. Как организовать соревнование

Страница 1 из 10

Ленин В. И.

О партийном, государственном и общественном контроле

В сборник включены полностью или в извлечениях статьи, речи, письма и другие документы В. И. Ленина, посвященные социалистическому контролю. Они дают возможность читателям проследить, как создавались органы партийного, государственного, общественного контроля, как развивалась В. И. Лениным конкретная программа их деятельности в социалистическом строительстве, обобщался опыт трудящихся масс в творчестве новой жизни. Материалы в книге расположены в хронологическом порядке.

Издание предназначено массовому читателю.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Большое теоретическое и практическое значение в ленинском наследии имеют труды В. И. Ленина о постановке партийного, государственного и общественного контроля. В них разработаны и научно обоснованы демократические принципы проверки деятельности советских, партийных и хозяйственных органов.

Ленин отводил особое место организации контроля и проверке исполнения сверху донизу, привлечению к активному участию в этом деле широких народных масс. В произведениях, вошедших в настоящий сборник, отражается всесторонняя работа Владимира Ильича по налаживанию контроля и учета, совершенствованию их форм и методов, начиная с самых первых дней установления власти трудящихся в нашей стране.

Владимир Ильич разработал положения о задачах и принципах рабочего контроля, который после победы Октябрьской социалистической революции был важен для подготовки промышленности к переводу на рельсы социализма. Ленин считал, что контроль необходимо направлять на улучшение организации производства, учета и распределения продуктов, на совершенствование всех органов Советской власти, на укрепление партийной и государственной дисциплины.

Рабочий контроль явился для широких масс трудящихся первой школой управления хозяйством. Его главные задачи, сформулированные в «Проекте положения о рабочем контроле», заключались в том, чтобы силами пролетариата обеспечить сохранение промышленности от разрушения, пресечение саботажа буржуазии, обеспечение бесперебойной работы предприятий.

Практические меры по созданию органов советского контроля были осуществлены под непосредственным руководством В. И. Ленина. Наряду с установлением рабочего контроля постепенно создавались органы государственного контроля. Постановлениями ВЦИК от 9 мая и Совнаркома от 11 мая 1918 года был образован по инициативе Ленина Народный комиссариат государственного контроля. Владимир Ильич внимательно следил за деятельностью органов государственного контроля, советами и замечаниями помогал устранять недостатки в их работе. В контрольные органы по его указаниям направлялись лучшие партийные кадры.

Содержащиеся в сборнике указания, советы и рекомендации Владимира Ильича не теряют своей актуальности и на современном этапе развития нашего общества. Они учат непримиримо относиться ко всему, что тормозит движение нашего общества вперед. Правильно и хорошо поставленный учет дает возможность не только контролировать выполнение государственных планов, но и активно воздействовать на него.

Большое внимание в ленинских работах уделяется вопросам изучения и распространения положительного опыта в области контроля и учета. Знать и обобщать опыт масс, распространять его в целях борьбы с отдельными отрицательными явлениями в нашей жизни, учить людей на показе передового опыта - в этом Ленин видел непременное условие успеха.

Какое значение Владимир Ильич придавал организации контроля, видно из того, что этот вопрос нашел свое отражение в работе многих съездов партии, проходивших под его руководством. В принятой VIII съездом РКП (б) Программе партии поставлена задача совершенствования государственного аппарата, усиления связи с массами, борьбы с бюрократизмом; важнейшая роль в решении этой задачи отводилась государственному контролю. В решениях съезда по организационному вопросу подчеркивалась необходимость создания контроля социалистического характера.

9 апреля 1919 года ВЦИК и СНК приняли декрет о государственном контроле. Однако в связи с усилившимся натиском внешней и внутренней контрреволюции декрет не был полностью реализован. Практически партия могла к нему вернуться только в конце 1919 - начале 1920 года. Партия, Ленин искали пути совершенствования организации контроля. 23 января 1920 года по предложению В. И. Ленина Политбюро ЦК РКП (б) приняло решение о создании Рабоче-Крестьянской инспекции. 24 января 1920 года В. И. Ленин в письме И. В. Сталину, возглавлявшему тогда Наркомат госконтроля, подчеркивал, что главная цель контроля - активное участие широких трудящихся масс в работе органов контроля*.

На основе указаний Ленина было выработано и 7 февраля 1920 года принято ВЦИК РСФСР «Положение о Рабоче-Крестьянской инспекции». Таким образом, как в центре, так и на местах был создан орган социалистического контроля - Народный комиссариат Рабоче-Крестьянской инспекции. Согласно Положению о Рабоче-Крестьянской инспекции намечались три основные формы участия рабочих и крестьян в работе контроля: 1) непосредственное делегирование коллективами трудящихся своих представителей в РКП в качестве ее членов; 2) организация ячеек содействия РКП на заводах, фабриках, на транспорте, в воинских частях; 3) участие представителей трудящихся в массовых ревизионных обследованиях и проверках, проводимых органами РКИ.

Окончание гражданской войны, переход к условиям мирного социалистического строительства поставили перед партией и страной новые задачи, потребовали перестройки работы партийных органов и органов государственного управления, усиления контроля и проверки исполнения.. «Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела - в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики»* - так ставил вопрос В. И. Ленин в новых условиях.

Партийному контролю как важнейшему средству развертывания внутренней демократии, укрепления единства партии и ее дисциплины, борьбы с бюрократизмом в советских и хозяйственных учреждениях Владимир Ильич уделял особое внимание.

По решению IX Всероссийской конференции РКП (б) (сентябрь 1920 года) создается Центральная Контрольная Комиссия, а на местах при губкомах - специальные партийные комиссии. X съезд РКП (б), уделивший огромное внимание развертыванию внутрипартийной демократии и укреплению единства партии, признал необходимым образовать контрольные комиссии в областных и губернских партийных организациях. В их обязанность входила борьба с бюрократизмом, карьеризмом, злоупотреблением членов партии своим партийным и служебным положением.

Партия продолжает совершенствовать государственный контроль. Рабоче-Крестьянской инспекции были предоставлены права законодательной инициативы в деле улучшения госаппарата и проведения коренных реформ в области системы управления. В 1921 году В. И. Ленин внес предложение реорганизовать РКИ, привлечь к ее работе высококвалифицированных специалистов. Однако в деятельности Рабоче-Крестьянской инспекции оставалось еще много недостатков, и Владимир Ильич поставил вопрос о ее перестройке.

В идейном наследии Ленина выдающееся место занимают его последние статьи «Как нам реорганизовать Раб- крин», «Лучше меньше, да лучше». В этих произведениях Владимир Ильич всесторонне разработал принципы организации контроля в Советском государстве.Ленин указывал, что необходимо постоянно укреплять Советское государство, улучшать работу государственного аппарата, ибо от этого зависело успешное строительство социализма. Он предложил соединить партийный контроль с государственным, чтобы обеспечить усиление партийного руководства социалистическим строительством, правильное осуществление всеми советскими и хозяйственными органами политики Коммунистической партии. «Я думаю, - писал В. И. Ленин, - что такое соединение является единственным залогом успешной работы», источником силы нашей политики. Он предлагал наделить объединенный орган партийно-государственного контроля широкими полномочиями в вопросах максимального сокращения, обновления и удешевления государственного аппарата.

Предложенный В. И. Лениным план объединения ЦКК и РКП был единодушно одобрен XII съездом РКП (б). На созданный по решению XII съезда партии единый контрольный орган ЦКК - РКП возлагались ответственные задачи охраны единства рядов Коммунистической партии, укрепления партийной и государственной дисциплины, улучшения аппарата Советского государства.

ЦКК - РКП стали острым орудием партии и государства в борьбе против бюрократизма и волокиты, злоупотреблений властью, против тунеядцев и расхитителей народного добра. Главной ее опорой были массы трудящихся, и сам контроль способствовал развитию энергии, инициативы масс. Вся работа органов ЦКК - РКП предавалась широкой гласности, чтобы люди видели результаты проверки. Чем определеннее принимаются меры по результатам контроля, писал В. И. Ленин, тем выше действенность контроля, а это, в свою очередь, способствует расширению круга контролеров и имеет большое воспитательное значение.

Ленинские идеи и принципы всеобъемлющего контроля, осуществляемого трудящимися, получили свое дальнейшее развитие в партийных документах, принятых за последние годы. В новой Программе партии, в решениях партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, определивших задачи развернутого коммунистического строительства, разработаны и обоснованы важные теоретические и практические положения о дальнейшем развитии социалистической демократии, о повышении роли и значения партийного, государственного и общественного контроля. За последние годы особенно возросла активность трудящихся. В этом немалую роль сыграло принятое Коммунистической партией в 1965 году решение о преобразовании органов партийно-государственного контроля в органы народного контроля. Это преобразование полностью соответствует ленинским идеям о вовлечении трудящихся масс в управление делами государства. В органах народного контроля сочетается государственный контроль с общественным контролем в центре и на местах. Главной их силой являются самые широкие слои народа: рабочие, колхозники, служащие. Они участвуют в работе групп, постов и комитетов народного контроля, в проверке исполнения директив партии и правительства, помогают претворению их в жизнь. Сотни тысяч людей участвуют в работе постоянных комиссий Советов депутатов трудящихся, групп народного контроля, которые следят за деятельностью предприятий торговли и общественного питания. Органам учета и контроля в их работе огромную помощь оказывает советская печать. На ее страницах постоянно публикуются результаты работы органов учета и контроля, что является предметом постоянного и всеобщего интереса советских людей.

В контроле и учете КПСС видит мощное средство совершенствования партийного и государственного руководства, укрепления своих связей с трудящимися массами, вовлечения их в управление делами общества. Органы народного контроля в республиках, краях и областях нашей страны призваны выступать практическими организаторами массового народного контроля, самого демократического, подобного которому не знает и не может знать ни одно капиталистическое государство. Их важнейшее назначение: оказывать помощь партии и государству в выполнении Программы KПCC, осуществлять контроль за мерой труда и мерой потребления, за соблюдением социалистического принципа «кто не работает, тот не ест», выступать против любых действий, наносящих вред коммунистическому строительству.

Претворяя программу построения коммунистического общества в нашей стране, партия и народ на первый план выдвигают задачу создания материально-технической базы коммунизма. Успешное решение этой задачи требует дальнейшего улучшения руководства народным хозяйством, совершенствования управления производством, всестороннего развития социалистического учета и контроля.

* Настоящее издание, стр. 22. Ред

** См. настоящее издание, стр. 145-146. Ред

*** Настоящее издание, стр. 199. Ред

В первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма. Отсюда такое интересное явление, как сохранение «узкого горизонта буржуазного права» – при коммунизме в его первой фазе. Буржуазное право по отношению к распределению продуктов потребления предполагает, конечно, неизбежно и буржуазное государство, ибо право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права.

Выходит, что не только при коммунизме остается в течение известного времени буржуазное право, но даже и буржуазное государство – без буржуазии!

Это может показаться парадоксом или просто диалектической игрой ума, в которой часто обвиняют марксизм люди, не потрудившиеся ни капельки над тем, чтобы изучить его чрезвычайно глубокое содержание.

На самом же деле остатки старого в новом показывает нам жизнь на каждом шагу, и в природе и в обществе. И Маркс не произвольно всунул кусочек «буржуазного» права в коммунизм, а взял

то, что экономически и политически неизбежно в обществе, выходящем из недр капитализма.

Демократия имеет громадное значение в борьбе рабочего класса против капиталистов за свое освобождение. Но демократия вовсе не есть предел, это не предел, а лишь один из этапов по дороге от феодализма к капитализму и от капитализма к коммунизму.

Демократия означает равенство. Понятно, какое великое значение имеет борьба пролетариата за равенство и лозунг равенства, если правильно понимать его в смысле уничтожения классов. Но демократия означает только формальное равенство. И тотчас вслед за осуществлением равенства всех членов общества по отношению к владению средствами производства, т.е. равенства труда, равенства заработной платы, пред человечеством неминуемо встанет вопрос о том, чтобы идти дальше, от формального равенства к фактическому, т.е. к осуществлению правила: «каждый по способностям, каждому по потребностям». Какими этапами, путем каких практических мероприятий пойдет человечество к этой Высшей цели, мы не знаем и знать не можем. Но важно выяснить себе, как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни.

Демократия есть форма государства, одна из его разновидностей. И, следовательно, она представляет из себя, как и всякое государство, организованное, систематическое применение насилия к людям. Это с одной стороны. Но, с другой стороны, она означает формальное признание равенства между гражданами, равного права всех на определение устройства государства и управление им. А это, в свою очередь, связано с тем, что на известной ступени развития демократии она, во-первых, сплачивает революционный против капитализма класс – пролетариат и дает ему возможность разбить, сломать вдребезги, стереть с лица земли буржуазную, хотя бы и республикански буржуазную, государственную машину, постоянную армию, полицию, чиновничество, заменить их более демократической, но все еще государственной машиной в виде вооруженных рабочих масс, переходящих к поголовному участию народа в милиции.

Здесь «количество переходит в качество»: такая степень демократизма связана с выходом из рамок буржуазного общества, с началом его социалистического переустройства. Если действительно все участвуют в управлении государством, тут уже капитализму не удер-

жаться. И развитие капитализма, в свою очередь, создает предпосылки для того, чтобы действительно «все» могли участвовать в управлении государством. К таким предпосылкам принадлежит поголовная грамотность, осуществленная уже рядом наиболее передовых капиталистических стран, затем «обучение и дисциплинирование» миллионов рабочих крупным, сложным, обобществленным аппаратом почты, железных дорог, крупных фабрик, крупной торговли, банкового дела и т.д. и т.п.

При таких экономических предпосылках вполне возможно немедленно, с сегодня на завтра, перейти к тому, чтобы, свергнув капиталистов и чиновников, заменить их – в деле контроля за производством и распределением, в деле учета труда и продуктов – вооруженными рабочими, поголовно вооруженным народом. (Не надо смешивать вопрос о контроле и учете с вопросом о научно образованном персонале инженеров, агрономов и пр.: эти господа работают сегодня, подчиняясь капиталистам, будут работать еще лучше завтра, подчиняясь вооруженным рабочим.)

Учет и контроль – вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым является вооруженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного «синдиката». Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и получали поровну. Учет этого, контроль за этим упрощен капитализмом до чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответственных расписок.

Когда большинство народа начнет производить самостоятельно и повсеместно такой учет, такой контроль за капиталистами (превращенными теперь в служащих) и за господами интеллигенти-ками, сохранившими капиталистические замашки, тогда этот контроль станет действительно универсальным, всеобщим, всенародным, тогда от него нельзя будет никак уклониться, «некуда будет деться».

Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы.

Но эта «фабричная» дисциплина, которую победивший капиталистов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не является ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капиталистической эксплуатации и для дальнейшего движения вперед.

С того момента, когда все члены общества или хотя бы громадное большинство их сами научились управлять государством, сами взяли это дело в свои руки, «наладили» контроль за ничтожным меньшинством капиталистов, за господчиками, желающими сохранить капиталистические замашки, за рабочими, глубоко развращенными капитализмом, – с этого момента начинает исчезать надобность во всяком управлении вообще.

Чем полнее демократия, тем ближе момент, когда она становится ненужной. Чем демократичнее «государство», состоящее из вооруженных рабочих и являющееся «уже не государством в собственном смысле слова», тем быстрее начинает отмирать всякое государство.

Ибо когда все научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно общественным производством, самостоятельно осуществлять учет и контроль тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных «хранителей традиций капитализма», – тогда уклонение от этого всенародного учета и контроля неизбежно сделается таким неимоверно трудным, таким редчайшим исключением, будет сопровождаться, вероятно, таким быстрым и серьезным наказанием (ибо вооруженные рабочие – люди практической жизни, а не сентиментальные интеллигентики, и шутить они с собой едва ли позволят), что необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычкой.

И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства.

Текст печатается по изд.: В. И Ленин. ПСС. Т. 33. С. 98–102

Учет и контроль

Учет и контроль
Из работы «Государство и революция» (август - сентябрь, 1917) В. И. Ленина (1870-1924): «Учет и контроль - вот главное, что требуется для (...) правильного функционирования первой фазы коммунистического общества».
Лозунг «Учет и контроль» был также неоднократно повторен В. И. Лениным в статье «Как организовать соревнование» (декабрь. 1917).
Шутливо-иронически: о желании навести порядок где-либо (в распределении, производстве чего-либо и т. д.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Учет и контроль" в других словарях:

    ГОСТ Р 8.703-2010: Государственная система обеспечения единства измерений. Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений. Основные положения - Терминология ГОСТ Р 8.703 2010: Государственная система обеспечения единства измерений. Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений. Основные положения оригинал документа: 3.1.1 аккредитация (аналитической лаборатории): Официальное… …

    Государственный учет и контроль ядерных материалов - 7. Государственный учет и контроль ядерных материалов включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета… … Официальная терминология

    Государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - 1) Государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Источник: Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    контроль внутренний - контроль внутрихозяйственный Осуществление специальным подразделением предприятия контроля за состоянием бухгалтерского учета, проведение комплексного анализа хозяйственной и финансовой деятельности экономического субъекта с целью наметить пути… …

    Точное отображение в цифрах состояния и результатов хозяйственной деятельности предприятия. В условиях социалистического производства У. является основой социалистического плана, орудием контроля и проверки производства и распределения, основным… … Сельскохозяйственный словарь-справочник

    Учет - переход от результатов измерений к значениям величин, используемым для взаиморасчетов между поставщиком и потребителями, на основании взаимосогласованных правил. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    учет готовой продукции оперативный - Учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции: контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам; контроль за сохранностью … Справочник технического переводчика

    УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОПЕРАТИВНЫЙ - учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции: контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам; контроль за сохранностью …

    Учет основных средств контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования. Синонимы: @ учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема, выполняемых, работ;, @ учет расчетов с работниками предприятия … Финансовый словарь

    УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ - учет денежных средств, при котором происходит полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению, контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением… … Большой бухгалтерский словарь

Книги

  • Учет и контроль технологических процессов в строительстве. Учебник , М. В. Максимова, Т. И. Слепкова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности `Строительствои эксплуатация зданий и…
  • Учет и контроль в субъектах малого бизнеса: риск-ориентированный подход , Корнеева Т.А.. В монографии рассматриваются вопросы организации и методического обеспечения учета и контроля в системе управления субъектами малого бизнеса. Особое внимание уделено развитию управленческого…