Чем отличается кризис 19 в от 20. История мировых экономических кризисов. Справка. –1933 годы - время Великой депрессии

Встреча в тайге.

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) кустарника».

2 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».

3. Произведите морфологический разбор слова «срывал».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Ольха.

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Разберите по составу слова: «переносится», «длинные».

2. Произведите морфологический разбор слова «(в) парках».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».

2 вариант.

1. Разберите по составу слова: «посещают», «ольховые».

2. Произведите морфологический разбор слова «поднимаются».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Весна.

Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Все живое, все растения приветствуют весну.

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «солнце»

4. Разберите по составу слова: «забирается», «весеннее».

2 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «бегут» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «легкий»

4. Разберите по составу слова: «расходятся», «говорливые».

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

(По Ю.Ковалю)

Грамматическое задание:

1 вариант.

2. Разберите слова по составу: «отправились», «счастливые».

3. Произведите морфологический разбор слова «(от) солнца».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «пожирали», «маленький».

3. Произведите морфологический разбор слова «(в) лес».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Котик.

Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.

(По Ю.Яковлеву)

Грамматическое задание:

1 вариант.

2. Разберите по составу слова: «томик», «пушистый».

3. Произведите морфологический разбор слова «она».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «платочек», «лакомый».

3. Произведите морфологический разбор слова «им».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Белка.

Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

(По В. Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «жила».

2. Разберите по составу слова: «некуда», «наступила».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) мягкого (мха)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Прошло время, у нее появились бельчата».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ели».

2. Разберите по составу слова: «никто», «обрушился».

3. Произведите морфологический разбор слова «тяжелый (ком)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке».

Итоговые контрольные диктанты 7 класс

I.
Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.
Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.
Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова)
(По Ф. Абрамову)

II.
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.
Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.
Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (125 слов)
(По Ф. Абрамову)

III.
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями.
Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось,5 это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.
Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее. (116 слов)

IV.
Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (115 слов)
(По Е. Носову)

V.
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.
Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы. (110 слов)

VI.
Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.
Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала,5 будто драгоценный камень.
Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.
Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.
На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер.(115 слов)
(По М. Ильину, Е. Сегалу)

VII.
Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчетливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.
Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до нее деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесенных сюда птицами или ветром. (119 слов)
(М. Семенова)

Итоговые контрольные диктанты за 8 класс

Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.

На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.

Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

(По В. Солоухину)

Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.

Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.

Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу - любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю. (162 слова)

(По Е. Спангенбергу)

Кирилл и Мефодий - славянские просветители

Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги.

Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни - знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась недоступной роскошью.

Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия - литературе, у Льва Математика - механике, астрономии.

Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (139 слов)

(По В. Янченко)

Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант - пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше - торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.

Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Перелет - тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.

Одна из загадок природы - способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня - все это торопит в дорогу. Другое дело - возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.

Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов)

(По Б. Сергееву)

Приближение ночи

Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки - простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

Работы, тесты, изложения, сочинения. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая ... уходила непроходимая тайга , испещренная... написания. (на)встречу с однополчанами; ...

  • Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 5 «Б» класса

    Рабочая программа

    ... курса ... 5 классе Контрольный диктант №1 ... Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием Погода стала меняться. Из-за ... Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием Встреча в тайге . Набрел я на поляну в тайге ... «срывал» Итоговый контрольный диктант №9 В...

  • Рабочая программа Клевачёвой Татьяны Викторовны (учитель начальных классов, квалификационная категория вторая) по русскому языку 2 класс

    Рабочая программа

    5 125 Контрольный диктант за 3-ю четверть Контрольный итоговый диктант Повторить правило 126 ... А. Гайдар «Елка в тайге » Перечитать понравившийся отрывок, ... России. Курс литературного чтения 3 класса содержит следующие... Мы готовимся к встрече Нового года- ...

  • Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплина (модуля) муниципального общеобразовательного учреждения моу сош №9

    Рабочая программа

    В классах коррекционно - развивающего обучения за курс начальной школы... Диктант с грамматическим заданием «Повторение правописания» рубежный, контрольная работа за 3 четверть Диктант с грамматическим заданием «Правописание» итоговый Контрольная ...

  • Итоговые контрольные диктанты (5 - 8 класс)
    5 класс

    Октябрь. Играют краски листопада, и насквозь просвечивается осенний лес. Замолкли птицы. Только шорох и шелест ворохов листьев под ногами подчеркивают лесную тишину.
    Ветер - бессменный дворник леса. Разметал он по полянам разноцветные листья, шумными коврами устилает тропинки чащ. Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле. Он долго кружится, словно хочет примоститься на грибной шляпке. В ней застоялась дождевая вода. Белка жадно пьет из грибной лунки. Все лето собирала хлопотунья запасы на зиму: орехи, желуди, грибы.
    Уже не попадаются комары и мухи в паутину, а висят на ней одни листочки. Веет рыжая метель. (95 слов)
    (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
    II
    Дуб
    Дуб - удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес стоит зеленый, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью.
    Когда наступает мороз, листья на дубе свертываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму.
    Молния ударит в него, и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки.
    В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч, зимует летучая мышь.
    Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли. (94 слова)
    (По Г. Снегиреву)
    III
    Транспорт - великое изобретение. Он помогает нам в жизни. Машинисты поездов, водители автобусов делают все, чтобы мы чувствовали себя в вагоне, в автобусе удобно. А мы?
    Вечер. Холодный ветер гонит поземку. Рядом с остановкой находится детский сад. На остановке стоят женщины с детьми. Подкатывает автобус, и из него выходят люди. Середина автобуса светлеет, и мы видим свободные места. Женщины подхватывают малышей и устремляются к дверям. Напрасно они пытаются втиснуться в машину, потому что у дверей в автобусе стоят школьники. Они плотно забили переднюю и заднюю площадки и не дают войти. Мамы провожают автобус грустными глазами, а малыши жалобно плачут.
    Кто виноват? (100 слов)
    (По Б. Бушелевой)
    IV
    Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание. На его фасаде интересные часы. Каждый час на циферблате открываются черные створки, а за ними появляются герои народных сказок.
    Входишь в театр в ожидании встречи с удивительным миром. В музее театра ты познакомишься с куклами разных стран. В зимнем саду увидишь дерево с чудесными птицами. В водоеме плещутся рыбки.
    «Как здесь красиво!» - говорят ребята.
    Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами: красными, синими, желтыми, зелеными. Так сделали для того, чтобы ребята не спутали места.
    Раздается звонок, и зрители собираются в зале. Бесшумно закрываются двери. Стихает шепот, и спектакль начинается. (99 слов)
    V
    Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
    В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
    Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
    Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово) (По И. Соколову-Микитову)
    6 класс
    I
    В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
    Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
    Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
    Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
    Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (117 слов)
    (По Д. Зуеву)
    II

    Осень
    Осень - причудливая волшебница. Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.
    Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром.
    Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».
    Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (112 слов)
    (По А. Иллюминаторской)
    III
    Сквозь заросли что-то засияло жестяным блеском. Ваня приподнялся, заглянул через невысокие кусты и увидел блистающую на солнце поверхность небольшого искусственного озерца. Мальчик обогнул кусты и оказался на берегу. Кто-то выложил его ноздреватым камнем. В трещинах росли причудливые цветы и спускались прямо к воде. В ней на фоне торфяного зеленоватого дна проглядывали тускло-желтые караси.
    Ванина собачонка взгромоздилась на камень и стала лакать воду. Караси не испугались. Они будто хотели обнюхать собачью морду. Это было необыкновенное зрелище!
    Мальчик присел и опустил руку в воду. Теплая вода заколебалась, и караси исчезли. Только лучик солнца продолжал отражаться в воде. Вдруг к пальцам Вани прикоснулось что-то холодное и скользкое. Он сжал кулак и почувствовал, что у него в руке бьется, дрожит рыбина. (117 слов)
    IV
    Потеплело, и от зари и до зари заливаются соловьи. Майская прохлада укрощала их пение, а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. Всю ночь не смолкает соловьиная трель в прибрежных кустах неширокой, но красивой речонки.
    Соловьи любят приречные кустарники, заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. Но не стоит забираться в лесную глушь, чтобы насладиться их пением. Выйдите из дома, расположитесь в тени душистой сирени. Беспредельная радость охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. Голос певца то замирает, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.
    Трудно кому-либо состязаться с соловьем в пении. В птичьем хоре все покрывает его голос. Его воспевали в своих стихах поэты, композиторы слагали о нем песни. (116 слов)
    1 Сказать о постановке знаков препинания.
    3 Сказать о написании слова.

    7 класс
    I
    Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.
    Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
    Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.
    Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова)
    (По Ф. Абрамову)
    II
    Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.
    Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.
    Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (125 слов)
    (По Ф. Абрамову)
    III
    Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями.
    Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось,5 это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.
    Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее. (116 слов)
    IV
    Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
    Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
    Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (115 слов)
    (По Е. Носову)
    V
    Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.
    Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы. (110 слов)
    VI
    Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.
    Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала,5 будто драгоценный камень.
    Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.
    Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.
    На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер.(115 слов)
    (По М. Ильину, Е. Сегалу)
    VII
    Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчетливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.
    Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до нее деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесенных сюда птицами или ветром. (119 слов)
    (М. Семенова)
    ________________________________________
    1 Сказать о постановке тире в предложениях.
    2 Сказать о постановке тире.
    3 Сказать о постановке запятых при вводном слове.
    4 Сказать о постановке дефиса.
    5 Сказать о постановке запятой.

    8 класс
    I
    Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.
    На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
    Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
    Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)
    (По В. Солоухину)
    II
    Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.
    Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался».
    Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.
    Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу - любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю. (162 слова)
    (По Е. Спангенбергу)
    III

    Кирилл и Мефодий - славянские просветители
    Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги.
    Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни - знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась недоступной роскошью.
    Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия - литературе, у Льва Математика - механике, астрономии.
    Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (139 слов)
    (По В. Янченко)
    IV
    Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант - пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше - торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.
    Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
    Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов)
    (По И. Соколову-Микитову)
    V
    Перелет - тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.
    Одна из загадок природы - способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня - все это торопит в дорогу. Другое дело - возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.
    Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов)
    (По Б. Сергееву)
    VI

    Приближение ночи
    Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.
    Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.
    Всюду: и направо, и налево от тропинки - простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
    Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)
    (По А. Куприну)
    ________________________________________
    1 2 Предупредить учащихся о постановке кавычек.
    3 Следует написать на доске имя собственное.
    4 Рассказать учащимся о постановке двоеточия.

    Проверочная работа. 1-й вариант. Обособленные члены предложения. 8 класс.
    1. Возмущ..нный до глубины души Фома стиснул зубы и уш..л от Мякина.
    2. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба.
    3. Увлеч..нная рассказом Лиза (не) замечала, какой бледностью покрылось лицо Тумановой.
    5.Шпаковский, в шляпе и коротком пальто, в шерстя(нн,н)ом шарфе и кожа(нн,н)ых перчатках, см..трел неодобрительно, как Марченко одетый в гидрокостюм бултыхает(?)ся в грязной воде.
    6.Анна Васильевна, в ч..рном платье, в кружевной ч..рной шали замотанной на шее смотрела прямо перед собой с непроницаемым жёстким выражением.
    7. Начитанный и образованный он знал несколько иностранных языков.
    8. В это время Катя с Соней весёлые и мокрые с громким говором вышли на те(рр,р)асу.
    9. Г..лодный с избитыми ногами я д..брался до родного городка, до отцовского дома.
    10.Над гор..зонтом (низко)низко повис месяц такой уз..нький и такой бледный, что его можно было принять за серп слепленный из воска..
    11. На крылечк.. сидел низ..нький старич..к заросший до глаз бородой..
    12. Позади к..бинета находился большой стол накрытый красивым сукном.
    1) Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах.
    2) Была самая ранняя весна сухая и серая.
    3) На западе горел омытый дождём неяркий закат.
    4) Рыхлые тучи напитанные тёмной водой низко нависли над морем.
    5) Усталый и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.

    3. Укажите, в каких предложениях есть обособленное приложение:
    1) Командир батальона старший лейтенант Прудников был рядом, за углом хаты.
    2) Юрий Юрьевич преподаватель военного дела относился ко мне хорошо.
    3) Лётчик простой белобрысый парень кивнул мне головой и улыбнулся.
    4) Около дворцовой решётки ходил красногвардеец пожилой рабочий с винтовкой.
    5) Наш учётчик Климов заболел.
    4.Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова:
    1) Я не хочу ни капли потерять из новизны меня переполняющей.
    2) Утро встречало нас негаданно дунувшим ветром.
    3) Помню высокую, стоявшую на краю леса ёлку похожую на зелёную колокольню.
    4) Ночью мы сидели в шалаше накрытом камышом и осокой.
    5) Отражённый в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза.
    5. Тест.
    1. Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами, не обособляются.
    а) да; б) нет.
    2. В предложении: Спустившись в зелёную долину, мы скоро забыли о холодном ветре на вершине горы.- обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
    а) да; б) нет.
    3. Согласно установленным правилам заплывать за ограждающие буйки не разрешается.В предложении нет обособленных членов, и знаки расставлены верно.
    а) да; б) нет.
    4. Мест в автобусе свободных не оказалось, и ехать пришлось, стоя. В предложении обособлено одиночное деепричастие, знаки расставлены верно.
    а) да; б) нет.
    5. Он закинул за спину винтовку и, не оборачиваясь, пошёл к выходу. В предложении обособлено одиночное деепричастие, знаки расставлены верно.
    а) да; б) нет.
    6. «спустя рукава, работаешь», сказала бабушка внуку. В предложении знаки расставлены верно.
    а) да; б) нет.

    Проверочная работа. 2-й вариант. Обособленные члены предложения. 8 класс.
    1. Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Обозначить графически пунктограмму.
    1. Отважен был пловец р..шившийся в такую ночь пустит(?)ся через пролив на расстояние до двадцати вёрст, и важная должна быть причина его к этому побудившая.
    2.Дорога вся изрытая к..леями шла тёмным лесом п..стревшим с обеих сторон яркой и песоч(?)ной желтизной (не)облетевших ещё листьев берёзы и лиственницы.
    3.Они вид..ли мирный огонь г..ревший в окнах домов приветливый дым шедший из труб и хоронились в безлюдье л..сных оврагов.
    4.Эл..ктрическая лампа подвеше(нн,н)ая над столом покачивалась, белые сыроватые доски обшивавшие стены и потолок блиндажа страдальчески вздыхали и скрипели.
    5.Огромный пятиэтажный дом был охвачен дымом и плам..нем вырывавшимся (из)под крыши уже частью разбросанной.
    6.(В)дали за озером тянется высокий берег Иртыша бурый и угрюмый.
    7. Огарков молодой и робкий (не) уча(?)ствовал в разговоре.
    8.Обл..ка дымчатые лё..кие неслись высоко в ярком небе.
    9.Решительная бледная она ходила и громко разговаривала, распоряжалась..
    10.Солнце давно уже з..л..тило верхушки леса, а я бе(сс,с)онный сидел на верхней палубе и любовался всё новыми и новыми уголками.
    2.Укажите предложения, в которых есть обособленные определения:
    1) В небе ясно блестели небрежно насыпанные звёзды.
    2) Слепит глаза морозный жгучий день рассыпавший скрипучие сугробы.
    3) Зловещий вой пронзительный и наглый разрезал небо надвое.
    4) Заросшая просёлочная дорога жалась к реке.
    5) Весенней негой утомлён я впал в невольное забвенье.
    3.Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:
    1) Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.
    2) Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.
    3) Дружбой сильна молодость наша борьбе за мир верна.
    4) Опытный и осторожный, Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям.
    5)Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.

    4. Определите, в каких предложениях есть причастный оборот:
    1) Кусты неясные от тумана нависли над палубой.
    2) Швейцару чудилась облетевшая роща свинцовая от первого мороза.
    3) Море походило на кипящий котёл покрытый холодным ветром.
    4) В цвету сады омытые росой.
    5) Люблю леса зелёные весною обновлённые.
    5. Тест.
    Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, обособляются всегда.
    а) да; б) нет.
    2. В предложении: Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосен, заскрипел оседая наст.- обособленных членов нет и знаки расставлены верно.
    а) да; б) нет.
    3.Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли в стенку мола. В предложении обособлены 2 деепричастия и знаки расставлены верно.
    а) да; б) нет.
    4. Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя – обособляются, так как являются наречиями.
    а) да; б) нет.
    5. Стоя на берегу я смотрел на валы, догонявшие друг друга. В предложении знаки расставлены верно.
    а) да; б) нет.
    6. В обоих предложениях:1) Засучив рукава по локоть, я принялась месить тесто.2) Работать здесь придётся засучив рукава.- знаки расставлены верно.
    а) да; б) нет

    Итоговый контрольный диктант в 7 классе
    (2010 – 2011 уч. год)
    Пастух и лисёнок
    Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копчёным лещом.
    Когда пригрело солнце и коровы легли на траву отдыхать, пастух, расстегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол поваленной берёзы и занялся лещом.
    Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожа легко отдиралась.
    Пастух, почмокивая, обсасывал каждую косточку и кидал за плечо.
    Вдруг за спиной кто-то стал похрустывать.
    Василий Иванович повернулся – лисёнок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза глядели тревожно, напряжённо, смуглый нос заострён, вся фигура длинная, тощая, плоская.
    Когда пастух повернулся к лисёнку, тот отпрянул, но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на траву.
    Лисёнок, осторожно придвигаясь, при каждом движении пастуха отскакивал, не сводя глаз с подачки.
    Так вместе они и пообедали. (120 сл.)
    (По В. Бочарникову)

    1.Выполните морфемный разбор слов: золотистая, поваленной.
    2.Разберите по членам предложения: Пастух, почмокивая, обсасывал каждую косточку и кидал
    за плечо. Укажите, какими частями речи они выражены.
    3. Подчеркните деепричастные обороты и деепричастия.

    Итоговый контрольный диктант – 7 класс

    Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.

    Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по – зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решётку.

    Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь.

    Грамматическое задание

    1вариант

      Выполнить разбор слов по составу: обдерганному, отработавшей, прицепившись .

      Выписать из текста страдательные причастия прошедшего времени, обозначить суффикс.

      Синтаксический разбор предложения Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки.

    2 вариант

    1 Выполнить разбор слов по составу: обдерганному, отработавшей.

      Выписать из текста действительные причастия прошедшего времени, обозначить суффикс.

      Выписать из текста 3 слова без окончания.

    4. Синтаксический разбор предложения. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решётку.

    На протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдался нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы.

    В специальной литературе экономический кризис характеризуется как нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

    Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX века - как нарушение равновесия между промышленным производством и платежеспособным спросом.

    В девятнадцатом веке и первой половине двадцатого мир пережил несколько международных финансовых кризисов. Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами одной, двух или трех стран, затем стали приобретать международный характер. Несмотря на то, что в последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов (укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др.), как свидетельствует история мировых экономических катаклизмов, ни точно предсказать, ни тем более избежать их не возможно. В Евразии и Америке на протяжении почти двух веков экономические кризисы случались около 20 раз.

    До второй мировой войны разразились следующие крупные финансовые кризисы: 1825, 1837–38, 1847, 1857, 1866, 1873, 1890–93, 1907–1908, 1914, 1920–21 и 1929–33. В послевоенный период при Бреттон-Вудской валютной системе произошло несколько валютных кризисов, связанных с приверженностью стран к фиксированному курсу национальной валюты. Банковских кризисов было мало, и они не имели широкого экономического эффекта.

    1825. Кризис 1825 года часто рассматривается как первый в истории международный финансовый кризис . Борьба за независимость стран Латинской Америки в начале 1820 годов привела к массивному притоку капитала из Великобритании для финансирования разработки золотых и серебряных рудников и государственного долга новых независимых республик. Это также привело к экспортному буму. Эти заморские события вкупе с бурным ростом высокотехнологических компаний индустриальной революции и увеличением денежной массы послевоенного периода привели к спекулятивной мании на Лондонской фондовой бирже. Растущий торговый дисбаланс и исчерпание золотых резервов Банка Англии вынудили Банк увеличить учетную ставку летом 1825 года. Крах фондового рынка в октябре спровоцировал декабрьскую банковскую панику, которая вскоре распространилась на континент. Банк Англии, более всего обеспокоенный собственными золотыми резервами, не предпринял никаких действий по прекращению паники, результатом чего явились массовые банкротства и последующая экономическая рецессия. Кризис распространился на Латинскую Америку, так как заморские кредиты не были пролонгированы, а сокращение инвестиций и экспорта уменьшило доходы бюджетов и вызвало дефолты по государственным долгам во всем регионе. Странам Латинской Америки понадобилось более трех десятилетий, чтобы реструктуризировать свои долги и возобновить приток иностранного капитала.

    1836–1838. Этот кризис был преимущественно англо-американским делом. В 1836 году Банк Англии начал поднимать учетную ставку в ответ на сокращение международных золотых резервов, вызванное неурожаем кукурузы и оттока капитала в США, где был бум на рынке хлопковых плантаций. Последующий крах фондового рынка в декабре 1836 года распространился на Париж. Последствия для США были тяжелыми. Уменьшение кредитования хлопкового бизнеса в Новом Орлеане вылилось в банковскую панику, которая через корреспондентские отношения распространилась на Нью-Йорк. Широкомасштабная паника привела к сбою национальной платежно-расчетной системы, который продолжался почти год. Этот кризис распространялся через каналы рынка капитала и платежного механизма.

    Еще один мировой экономический кризис, который нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции, произошел в 1857 году. Кризис начался в США. Причиной послужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций. Коллапс на фондовом рынке спровоцировал кризис американской банковской системы. В том же году кризис перекинулся на Англию, а затем на всю Европу. Волна биржевых волнений прокатилась даже по Латинской Америке. В период кризиса производство чугуна в США сократилось на 20%, потребление хлопка на 27%. В Великобритании больше всего пострадало судостроение, где объем производства упал на 26%. В Германии на 25% сократилось потребление чугуна; во Франции - на 13% выплавка чугуна и на столько же потребление хлопка; в России выплавка чугуна упала на 17%, выпуск хлопчатобумажных тканей - на 14%.

    Очередной мировой экономический кризис начался в 1873 году с Австрии и Германии. Кризис 1873 года рассматривается как крупный международный финансовый кризис . Предпосылкой для кризиса был кредитный подъем в Латинской Америке, подпитываемый из Англии, и спекулятивный подъем на рынке недвижимости в Германии и Австрии. Австро-германский подъем закончился крахом фондового рынка в Вене в мае. Фондовые рынки в Цюрихе и Амстердаме также обвалились. В США банковская паника началась после сильного падения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже и банкротства главного финансиста и президента Объединенной Тихоокеанской железной дороги Джей Кука. Из Германии в Америку кризис перекинулся из-за отказа германских банков пролонгировать кредиты. Так как американская и европейская экономика впали в фазу рецессии (спад производства), экспорт стран Латинской Америки резко сократился, что привело к падению доходов государственных бюджетов. Это был самый продолжительный в истории капитализма кризис: он завершился в 1878 году.

    1893 . Кризисы в США и Австралии в 1893 году были связаны с кризисом Баринга и общей понижательной тенденцией на мировых товарных рынках. Обычно панику в США в 1893 году связывают с принятием Серебряного Пакта Шермана, который разрешал свободное ценообразование на рынке серебра. Инвесторы, ожидая, что после принятия этого пакта США отойдет от золотого стандарта, стали выводить капитал из страны. Сокращение денежного предложения и коллапс фондового рынка вызвал банковский кризис. Австралийскому кризису предшествовал бум на рынке недвижимости, который финансировался в основном за счет внутренних кредитов. Непосредственной причиной паники стали падающие цены на экспортные товары и закрытие трех крупных банков. Кризис был также усугублен изъятием британских депозитов.

    1907 . Кризис 1907 года имеет много признаков более ранних экономических кризисов, но по международному масштабу и жестокости он, вероятно, является сильнейшим за всю эру золотого стандарта. Этим кризисом было поражено 9 стран . Спровоцирован он был Банком Англии, который в 1906 году поднял учетную ставку с 3.5% до 6% для пополнения своих золотых резервов. Это событие вызвало отток капиталов из США. Крах фондового рынка в Нью-Йорке произошел в начале 1907 года, деловая активность пошла на убыль. В октябре кризис ликвидности трастовых компаний распространился на коммерческие банки. Резкое сокращение объема денежной массы привело к подрыву национальной платежно-расчетной системы и затяжной экономической рецессии. Из США и Англии кризис распространился на Францию, Италию и ряд других государств.

    В 1914 году произошел международный финансовый кризис, вызванный началом Первой мировой войны. Причина - тотальная распродажа бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков.

    Следующий мировой экономический кризис, связанный с послевоенной дефляцией (повышение покупательной способности национальной валюты) и рецессией (спад производства), произошел в 1920–1922 годах. Явление было связано с банковскими и валютными кризисами в Дании, Италии, Финляндии, Голландии, Норвегии, США и Великобритании.

    1929–1933 годы - время Великой депрессии

    24 октября 1929 года (Черный Четверг) на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Стоимость ценных бумаг упала на 60–70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют. После Первой мировой войны экономика США развивалась динамично, миллионы держателей акций увеличивали свои капиталы, быстрыми темпами рос потребительский спрос. И все в одночасье рухнуло. Самые солидные акции: Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей - потеряли в течение недели до двухсот пунктов. К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд. долларов. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 30-х годов.

    Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн.

    Первый послевоенный мировой экономический кризис начался в конце 1957 года и продолжался до середины 1958 года. Он охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах снизилось на 4%. Армия безработных достигла почти 10 млн. человек.

    Экономический кризис, начавшийся в США в конце 1973 года, по широте охвата стран, продолжительности, глубине и разрушительной силе значительно превзошел мировой экономический кризис 1957–1958 годов и по ряду характеристик приблизился к кризису 1929–1933 годов. За период кризиса в США промышленное производство сократилось на 13%, в Японии на 20%, в ФРГ на 22%, в Великобритании на 10%, во Франции на 13%, в Италии на 14%. Курсы акций только за год - с декабря 1973 по декабрь 1974 - упали в США на 33%, в Японии на 17%, в ФРГ на 10%, в Великобритании на 56%, во Франции на 33%, в Италии на 28%. Число банкротств в 1974 году по сравнению с 1973 годом выросло в США на 6%, в Японии на 42%, в ФРГ на 40%, в Великобритании на 47%, во Франции на 27%. К середине 1975 года число полностью безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн. человек. Кроме того, более 10 млн. были переведены на неполную рабочую неделю или временно уволены с предприятий. Повсеместно произошло падение реальных доходов трудящихся.

    В 1973 году произошел также первый энергетический кризис , который начался с подачи стран - членов ОПЕК, снизивших объемы добычи нефти. Таким образом добытчики черного золота пытались поднять стоимость нефти на мировом рынке. 16 октября 1973 года цена барреля нефти поднялась на 67% - с $3 до $5. В 1974 году стоимость нефти достигла $12.

    Черный понедельник 1987 года . 19 октября 1987 года американский фондовый индекс Dow Jones Industrial обвалился на 22,6%. Вслед за американским рынком рухнули рынки Австралии, Канады, Гонконга. Возможная причина кризиса - отток инвесторов с рынков после сильного снижения капитализации нескольких крупных компаний.

    В 1994 - 1995 годах произошел Мексиканский кризис

    В конце 1980-х годов мексиканское правительство проводило политику привлечения инвестиций в страну. В частности, чиновники открыли фондовую биржу, вывели на площадку большинство мексиканских госкомпаний. В 1989–1994 годах в Мексику хлынул поток иностранного капитала. Первое проявление кризиса - бегство капитала из Мексики: иностранцы стали опасаться экономического кризиса в стране. В 1995 году из страны было уведено $10 млрд. Начался кризис банковской системы.

    В 1997 году - Азиатский кризис

    Самое масштабное падение азиатского фондового рынка со времен Второй мировой войны. Кризис - следствие ухода иностранных инвесторов из стран Юго-Восточной Азии. Причина - девальвация национальных валют региона и высокий уровень дефицита платежного баланса стран ЮВА. По подсчетам экономистов, азиатский кризис снизил мировой ВВП на $2 трлн.

    В 1998 году - Российский кризис

    Один из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырье (Россия - крупный поставщик нефти и газа на мировой рынок) и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство РФ не смогло расплатиться в срок. Курс рубля по отношению к доллару в августе 1998 года - январе 1999 года упал в 3 раза - c 6 руб. за доллар до 21 руб. за доллар.

    Начало очередного мощного экономического кризиса специалисты прогнозировали к 2007–2008 годам. В Америке предсказывалось разорение нефтяных рынков, в Евразии - полное поражение доллара.

    Рассмотрим 10 крупных экономических кризисов, почему они возникли и какие страны пострадали больше всего.

    Все процессы рыночной экономики проходят через определенные фазы развития. Сначала происходит подъем производства, затем наступает пик оживления деятельности. Для этого периода характерено превышение спроса над предложением на выпускаемую продукцию, максимальная занятость персонала и использование производственных мощностей. Затем наступает спад. Нарушается баланс между спросом и предложением, наступает фаза депрессии и кризис.

    Кризисом называют такую стадию экономического процесса, при котором перепроизводство товара ведёт к излишкам готовой продукции, безработице, снижению прибыли и возможному банкротству предприятия. С наступлением глобализации экономических связей кризисные явления затрагивают не только отдельные предприятия, но прямо влияют на экономические показатели государства в целом.

    Экономические кризисы 19 века

    К кризису ведет не только перепроизводство товара, но и войны, научно — технические открытия, стихийные бедствия, случайные импульсы.

    Первый мировой кризис

    В 1858 г в США была построена сеть железных дорог, что привело к подъему тяжёлой промышленности. Акции взлетели в цене и начались спекуляции. Когда цена на акции намного превысила их реальную стоимость, часть акционеров стала избавляться от них. Возникла биржевая паника, банки оказались на грани банкротства. Так как в банковскую систему США были вложены средства Великобритании, возникший кризис нарушил финансовую систему и этой страны, а также Германии и Франции.

    Биржевой крах 1873

    После окончания Франко-Прусской войны Германия была вынуждена выплатить значительную по сумме контрибуцию странам-соперникам. В результате на фондовых рынках Западной Европы в 1873 оказалась огромная сумма денежной массы, что дало рост спекуляциям с ценными бумагами. Ажиотаж привел к краху фондового рынка Австрии, затем Германии. В США кризис начался с неисполнения долговых обязательств владельцев железных дорог и металлургических предприятий. Ситуация стабилизировалась только к 1878 году, а окончательно Долгая депрессия закончилась в 1896 году.

    Мировые экономические кризисы 20 века

    Экономический кризис 1914 года

    В 1914 году мировой экономический кризис спровоцировала начинающаяся Первая мировая война. Военные действия требовали немалых ресурсов. В результате правительствами США, Великобритании, Германии, Франции, России и других стран были мобилизованы и распроданы ценные бумаги. Доступ иностранным товарам в ряде государств был перекрыт, что вызвало разорение промышленных предприятий. Ситуация усугублялась революционными действиями в Германии и России.

    Великая депрессия

    После Первой мировой войны в США наблюдался подъем экономики. Создание новых предприятий опять дало благоприятные условия для «мыльного пузыря» на рынке акций, который неожиданно лопнул, погрузив Америку в Великую депрессию (1929—1933 г). До сих пор причин кризиса назвать не может никто. Без работы остались около 14 млн человек, держатели акций потеряли около 15 млрд долларов только в США. Великая депрессия затронула также Германию, Францию и Великобританию, снизив уровень выпуска промышленных товаров до уровня начала столетия.

    Кризис 1958 года

    Напряжённая ситуация вокруг Суэцкого канала и военный конфликт в 1957 году вызвал необходимость в дополнительном вооружении в таких странах, как Великобритания, США, Франция, Израиль и Египет. В результате сократился объем выпуска промышленных товаров, что привело к безработице и дефляции. В 1958 году объемы выпускаемой продукции сократились практически во всех странах капиталистического мира почти на треть.

    Кризис 1970

    В 1970 г ОПЕК — организация, объединяющая страны с нефтедобывающей промышленностью, превратилось в мощную и влиятельную организацию. Ее участники резко подняли цены на нефть — почти в четыре раза, контролируя ее объемы на мировых рынках. В результате пострадали практически все страны мира, выступающие за Израиль в период военного конфликта с Сирией и Египте. Больше всех от кризиса пострадали США, Япония, Великобритания. В этот период начинаются крупные поставки нефти в Европу из СССР.

    Мексиканский кризис

    Несмотря на лидирующие показатели по добыче нефти в 1994 году в Мексике резко обвалились акции на бирже. К этому привела нестабильная политическая обстановка, зависимость от иностранного капитала и импортных товаров.

    Азиатский кризис

    В 1997 году кризис произошел в странах Юго-Восточной Азии. Инвесторы из США подняли ставки рефинансирования в Таиланде, Малайзии, Сингапуре, в результате национальные валюты этих стран обесценились, а государственный и корпоративный долг вырос. Падение уровня благосостояния у населения в Индонезии привело к восстаниям и государственному перевороту. Южной Корее для выхода из кризиса были предоставлены инвестиции на невыгодных условиях. По экономическим подсчетам, кризис в Азии снизил мировой ВВП на 2 трлн долларов.

    Черный понедельник

    Небывалый обвал индекса Доу-Джонса в «черный понедельник» 1987 года экономисты объясняют сбоем технических систем – в нужный момент компьютерная система отказалась функционировать. На фоне неблагоприятной международной политической обстановки — правительства Японии и Германии пересматривало налоговую систему, а также снижения объёма инвестиций в экономику США, это событие привело к панике и кризису. Рухнули также фондовые рынки Австралии, Гонконга, Канады. Впрочем, его последствия были устранены в течении двух лет.

    Кризис 1998

    Финансово-экономический кризис в России начался задолго до дефолта в 1998 г. Распад Советского Союза, политика правящих кругов, ведущая к провалу, низкие цены на сырье, отправляемое на экспорт – все привело к обрушению национальной экономики. За короткое время государство превратилось в страну с огромной задолженностью – почти 200 млрд долларов. Причем государственный долг был не внешним, а внутренним. Каждый 10-й трудоспособный россиянин оказался безработным.

    Анализируя механизм возникновения мировых экономических кризисов, можно сделать вывод, что они развиваются по следующим этапам:

    • Возникновение «пузыря» — фондового, кредитного или инвестиционного.
    • Резкое падение рынка, паника.
    • Изменение кредитной политики.
    • Упадок в сфере банковской системы.
    • Банкротство и сокращение производства.
    • Политический и социальный дисбаланс, безработица, инфляция или стагфляция.
    • Возникновение негативных ситуаций обусловлено не только цикличностью финансовых процессов, но и высокими затратами на военную промышленность (милитаризацией), спекулятивными махинациями в мировых масштабах.