К автоматическим встроенным стабилизаторам относят прогрессивное налогообложение. Финансовая политика россии в условиях рыночной экономики. Раздел iv. международные проблемы

К автоматическим встроенным стабилизаторам относят прогрессивное налогообложение. Финансовая политика россии в условиях рыночной экономики. Раздел iv. международные проблемы

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах. К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог; косвенные налоги; пособия по безработице; пособия по бедности.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж, падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращается. При перегреве совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (благодаря прогрессивной ставке налогообложения и также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательской способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма доходов, изымаемых с помощью налогов, уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Другими словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и, наоборот, в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

К встроенным стабилизаторам относится система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.д., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная политики.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика. Внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

2.3 Типы финансовой политики

1. Классическая

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж.М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3.Неокласическая

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Cтраница 1


Встроенные стабилизаторы смягчают потрясения в экономике. Но для этих целей их одних оказывается явно недостаточно. Поэтому не следует переоценивать их роль. Встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Это уже правительство пытается решить с помощью дискреционной фискальной политики и денежной политики.  

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.  

Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний, смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум; но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов-с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.  

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.  

Усилитель имеет встроенный стабилизатор напряжения, внутреннюю частотную коррекцию, защиту от короткого замыкания.  

Другим видом встроенных стабилизаторов служат системы пособий по безработице и социальных выплат, а также программы поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса, и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.  

Первый вид антициклической политики (встроенные стабилизаторы) лючает прогрессивный подоходный налог, систему страхования от без-ботицы, систему поддержания цен на фермерскую продукцию. Встро-ные механизмы гибкости, - пишет Хансен, - представляют собой а атоническую систему, которая в состоянии глушить колебания, но бессильна юсобствовать переходу от уровня депрессии к под / гинному восстановлено.  

Как уже отмечалось, система встроенных стабилизаторов, по Хансен понижает амплитуду циклических колебаний, но она не в состоянии обес лечить переход ко всеобщему росту дохода и занятости. Для этого необхс дим второй вид антициклической политики - автоматически действуй щие контрмеры, названные так потому, что не требуют для включены дополнительного согласования с конгрессом. Если, например, безработиц поднимается выше 7 %, согласно предложениям кейнсианиев, должн включаться автоматические меры компенсации.  

Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, представляет собой экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение ситуации в экономике и не требующий специальных правительственных решений.  

Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов - экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без принятия каких - либо шагов со стороны правительства. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются.  

Той же кафедрой КПтИ разработаны и исследованы конструкции конических встроенных стабилизаторов для горелок, устье которых имеет круглую форму.  

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.  

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.  

Некоторые изменения в государственных расходах и налогах могут происходить автоматически путём встроенной стабильности.

Встроенная стабильность возникает в результате того, что реальная налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий – и в дальнейшем под термином «налоги» будут подразумеваться чистые налоги), который изменяется пропорционально величине ЧНП, доходов. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП, дохода и, наоборот, в случае падения доходов налоговые поступления будут также падать.

Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») изменяются прямо противоположно. Выплаты субсидий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам – все они сокращаются во время экономического подъёма и возрастают во время спада производства.

Действие механизма встроенной стабильности отображено на рис. 2.3.

Государственные расходы (G) в схеме (рис. 2.3) считаются заданными и независимыми от величины ЧНП, дохода (Y), они утверждаются правительством на постоянном фиксированном уровне. Правительство определяет величину налоговых ставок, но не определяет размер налоговых поступлений. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень Y, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и Y зафиксирована в поднимающей линии Т.

Налоговая система, изображённая на рис. 2.3, создаёт некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и спаду, и безработице.

Встроенный стабилизатор – это люба мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам, в частности, относятся: прогрессивные ставки налогов на доходы физических лиц, ставки налогов на прибыль, добавленную стоимость, акцизы на товары, система пособий по безработице и социальных выплат и др.

Обеспечиваемая налоговой системой встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного Y, они лишь ограничивают размах или глубину экономических колебаний. Поэтому для коррекции инфляции или спада сколько-нибудь значительных масштабов требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.

Встроенная стабильность делает рискованным использование данных о текущих (фактических) бюджетных излишках или дефицитах в качестве показателя оценки фискальных действий правительства. Так, рост дефицита государственного бюджета может быть вызван как стимулирующей дискреционной фискальной политикой правительства, так и снижением налоговых поступлений в результате падения Y в фазе спада экономического цикла. Таким образом, здесь нельзя сказать ничего существенного о фискальной деятельности правительства – т.е. правильно ли оно манипулировало налогами и расходами, - оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Каждый конкретный бюджетный излишек или дефицит состоит из двух частей. Величина одной определяется текущими решениями правительства о расходах и налогах, а величина другой – результатами деятельности встроенных стабилизаторов в зависимости от изменения Y (его отклонений от потенциального значения Y), в течение экономического цикла. В результате появилась проблема выделения в каждом текущем бюджетном излишке или дефиците доли влияния дискреционной фискальной политики и доли встроенных стабилизаторов.

Данная проблема была решена экономистами путём введения понятия бюджета при допущении полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы федеральные бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года. Федеральные бюджетные излишки или дефициты, которые были бы при функционировании экономики в условиях полной занятости на протяжении года, являются результатом дискреционной фискальной политики правительства и составляют её долю в текущих бюджетных дефицитах или излишках. Разница между текущими бюджетными излишками или дефицитами и излишками или дефицитами при бюджете полной занятости – результат действия встроенных стабилизаторов (недискреционной фискальной политики правительства) в зависимости от изменения объёма выпуска, дохода (Y) в течение экономического цикла и представляет их долю в текущих бюджетных излишках или дефицитах. Действие встроенных стабилизаторов представляет порождает циклический дефицит федерального бюджета, вызванный спадом деловой активности и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся :

а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог);

б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость);

в) пособия по безработице;

г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Контрольные вопросы и задания по теме:

1. Дайте характеристику налоговой системе России.

2. Сформулируйте принципы налогообложения.

3. По данным ниже приведенной таблицы определите тип налогообложения:

5. Какие виды налогов используются в России?

6. Охарактеризуйте механизм воздействия налогов на совокупный спрос.

7. Охарактеризуйте механизм воздействия налогов на совокупное предложение.

8. Нарисуйте кривую Лаффера. Какие две проблемы позволяет решить кривая Лаффера.

9. Дайте понятие госбюджета.

10. Раскройте основные виды расходов и доходов бюджета.

11. Охарактеризуйте состояние (сальдо) госбюджета и его виды.

12. Охарактеризуйте сальдо бюджета на разных фазах экономического цикла.

13. Раскройте содержание концепций госбюджета.

14. Перечислите преимущества и недостатки различных способов финансирования госбюджета.

15. Дайте экономическое обоснование государственного долга.

16. Государственный долг: виды и последствия.

17. В чем состоит сущность фискальной политики?

18. Перечислите виды фискальной политики.

19. В чем выражается сущность инструментов фискальной политики?

20. Раскройте содержание дискреционной фискальной политики.

21. Раскройте содержание автоматической фискальной политики. Что относят к встроенным стабилизаторам?

22. Охарактеризуйте влияние стимулирующей и сдерживающей фискальной политикина совокупный спрос.

23. Охарактеризуйте одновременное воздействие фискальной и монетарной политик.

24. Как проявляется эффект вытеснения частных инвестиций?