Говорить красиво и грамотно не так сложно. Нужно создать условия и атмосферу, ведь многое в этом деле зависит и от нас, взрослых.
В игре прекрасно отрабатываются навыки красноречия. Вариантов множество. Например, «Объясни» : выбирается лексема, которой надо дать подробное определение (что такое «одуванчик»?).
: надо узнать предмет по словесному описанию («он мягкий, тёплый, защищает от холода и укутывает шею» - шарф).
«Рифмы» : подбор рифм (кочка - бочка, маска - каска).
«Найди отличия» : смысл в том, чтобы найти, чем одна вещь отличается от другой (например, сравнить апельсин и мяч).
Подойдёт и всем известное с детства развлечение «Город, растение, животное» .
По дороге из садика или школы разучивайте скороговорки и чистоговорки, выбирайте самые забавные, чтобы привлечь внимание ребёнка:
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай:
«попугай, попугай, попугай».
Причём при повторении учитывается не скорость, а правильность и чёткость воспроизведения. Такие упражнения делают артисты, ведущие. Если есть какие-то проблемы с выговариванием определённого звука, можно составить подборку с упором именно на него.
Пускай выразительное чтение вслух по вечерам станет вашей традицией. Маленькие дети (да и те, кто постарше) очень любят слушать истории в родительском исполнении. Пусть будут с максимальным количеством диалогов-примеров разговорной речи. Незнакомое малышам можно снабжать ремарками, а школьникам предложить обратиться к словарю. Кому-то придутся по душе аудиокниги, к их выбору подходите требовательно: прослушайте сами перед тем, как демонстрировать. Если манера чтеца вас не устраивает, ищите что-то другое.
Развитие мелкой моторики способствует совершенствованию речи, поскольку в головном мозге эти два центра находятся рядом. Рисование карандашами, мелками, красками, лепка из пластилина, глины, конструирование, сбор мозаики - все эти занятия положительно влияют на качество и содержание того, что говорят наши дети. Уроки вокала будут полезны для правильного дыхания и необходимой артикуляции (особенно если есть такие трудности, как прерывистость и быстрота говорения).
Обратите внимание на то, как вы разговариваете сами. В первую очередь, юное поколение берёт пример с родителей. Не употребляйте так называемые слова-паразиты («как бы», «это самое», «типа» и т.д.), произносите всё чисто и внятно. Расспрашивайте о том, как у сына или дочери прошёл день, что случилось интересного. Выслушивайте, не перебивая, даже если вы устали. Побуждайте отвечать, обсуждать, высказывать свою точку зрения. Пригодятся наводящие вопросы («как ты думаешь?», «что тебе понравилось?»). Поменьше смотрите телевизор: некоторые современные программы, мультфильмы и кино скорее вредны. Но не забывайте о старых добрых советских мультфильмах. Есть мнение, что для нынешних детей они мало привлекательны, поскольку не очень динамичны. Однако не стоит слепо доверять этой теории, на практике всё индивидуально.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста
«Риторика для малышей»
Направленность программы: коррекционно-развивающая
Подготовил:
Учитель-логопед:
Еще древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит» А Наполеон Бонапарт «Кто не умеет говорить, тот карьеры не делает» "Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить, как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью" Т. Шибутани "Слово - самое сильное оружие человека" Аристотель В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, младшими ребятами, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Разумеется, в разных ситуациях речевое поведение ребенка должно быть неодинаковым. В любом из указанных случаев нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, поблагодарить, обратиться с просьбой и т. д.
Можем ли мы всему этому обучать дошкольников? Предвидим возражения тех, кто считает, что все это - дело семьи. Конечно! Однако ритм сегодняшней жизни не позволяет большинству из нас проводить подобную работу целенаправленно и постоянно. Поэтому предлагаемый курс, надеемся, окажет немалую помощь в воспитании интеллигентного человека.
Пояснительная записка.
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально - творческого потенциала личности. В основе развивающего обучения лежит развитие ребенка , обеспечивая становление его коммуникативной, духовно - нравственной сферы личности, нравственно - эстетическое становления, ориентирующего педагога на индивидуальные особенности. Данные задачи нашли отражение в программе «Риторика для малышей". Развивающий курс органически дополняет образовательную программу ДОУ, "Развитие речи", "Чтение художественной литературы ", "Азбука вежливости ", «Культура речи» а также является продолжением работы по обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом и др. Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка. Занятия по программе позволят решить ряд проблем, касающихся детей 2-5лет (развитие речи, формирование коммуникабельности и др.). Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса) и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку. Все выше перечисленное подтверждает необходимость создания данной программы, которая направлена на достижение цели.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков и природных задатков.
ЗАДАЧИ КУРСА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
выявление и развитие речевых способностей детей;
дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
научить владеть основными элементами правильной точной речи;
формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.
формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм;
развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;
развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
развитие коммуникативных качеств ребенка.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета , добра и позитивного мировосприятия;
воспитание чувства уважения и гордости родного языка;
создание детям условий для их духовно-нравственного роста.
Волшебная сила слова – показать детям, насколько речь влияет на чувства и поступки людей. Сила голоса, как можно развеселить словом, огорчить или утешить. Различать приятный голос и сердитый. Умение менять голос в зависимости от роли.
Вежливое приветствие, диалоги – учимся вежливо знакомиться и поддерживать беседу с друзьями. Разыгрываем диалоги между сказочными героями и в обычных ситуациях.
Как встречать гостей, поздравлять, благодарить – учимся произносить приветствия с различными интонациями, как приглашать в гости, вступать в разговор, участие в играх: «В гостях», «Новенький», «День рождения» и т. д.
Чистоговорки – произносим четко и правильно слова. Речевые игры, лото, скороговорки, считалки. Вырабатываем хорошую дикцию, учимся правильно расходовать воздух при произнесении слов и фраз.
Описание игрушки – узнавать по описанию и уметь самим описывать предметы, учимся задавать вопросы о назначении предмета, его характере и свойствах.
Пальчиковый театр – развитие мелкой моторики рук. (Помните: речевой центр находится в зоне двигательного центра в коре головного мозга. Развивая моторику рук – мы развиваем речь).
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования (игры с массажными мячиками, с крупными бигуди , с бусами, с прищепками, с шестигранными карандашами и т. д
«Теневой театр» способствует развитию жестов. Учимся рассказывать истории словами и «руками». У ребенка не будут руки зажаты в карманах, во время речи он научится ими пользоваться.
Учимся рассказывать и обыгрывать сказки – формируем умение последовательно рассказывать историю. Как иногда бывает – начал ребенок говорить и перескочил с одного на другое. Формируем умение выкладывать цепочку событий, держать связь в сюжете. Закрепляем навыки устной речи.
Наши сказки – формируем «копилку» наших сказок. Ролевые игры с известными сказками и сочинение собственных. Развиваем активный словарь. Используем жесты и мимику в рассказах. Умение продолжить и завершить сказку. Чему учит сказка?
Логопедические сказки для самых маленьких.
Уроки творчества – развиваем логическое мышление, развиваем воображение. Учим секретам сочинительства – как подбирать рифмы.
Конкурс стихов – учимся выразительно читать стихи, чтобы вас дети радовали, когда выступают на утренниках и на праздниках. Знакомство детей с темпом речи. Игра – «Угадай, кто говорит?» - узнавание голоса по тембру.
Помогаем Маше с Мише говорить:
Загадки на основе звукоподражания.
Рифмованные загадки на договаривание слов, рифмованные двустишия на договаривание слов, обозначающие действия.
Учим Машу и Мишу произносить звуки:
Артикуляционные «подражалки»
Звуки вокруг нас
Как животных я люблю
Игры со звучащими инструментами
Игры на координацию речи с движением
Все содержание работы по развитию риторических умений распределены
по четырем БЛОКАМ:
1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных
способностей).
2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.
3. Развитие вербального и невербального средств общения.
4. Культура слушания.
Все подобранные игры-занятия и речевой материал, включенные в
каждый из этих блоков, предлагаются детям постепенно по мере усвоения
предыдущего материала, содержание многих игр основывается на содержаниипредыдущих игр, т. е. присутствует вариативность и усложнение одного и того же вида игр. Реализация содержания блоков происходит во взаимосвязи одного блока с другим в соответствии календарно-тематическим планированием .
Теоретический курс обучения
№ п/п | Основные понятия | Темы занятий. |
I. | Риторика повседневного общения | Вводное занятие. Знакомство с риторикой. Чему учит риторика. |
II. | Общение. Виды общения | Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. |
Общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др. |
||
Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи. |
||
III. | Речевой этикет | В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо-невежливо-грубо. |
Приветствие, прощание, благодарность, поздравление. |
||
V. | Речевая деятельность | Слушание. Слушать и слышать. Слушали - услышали. Правила для слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.) |
Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. |
||
V. | Правильная и хорошая речь | Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Нормы - что это такое. Зачем нужны нормы |
Выразительность речи. Богатство языка. |
||
VI. | Речевые жанры. Текст. | Что такое текст. Основная мысль и заголовок текста. Ключевые (опорные слова). |
Сжатый пересказ. |
||
Подробный пересказ. |
||
Описание предмета. |
Практический курс обучения
№ п/п | Основные понятия | Темы занятий. |
I. | Общение. Виды общения | Риторический анализ словесного (вербального) и несловесного (невербального) общение. А. Барто "Я люблю ходить вдвоем" |
Выполнение речевых задач общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др. (К. Чуковский "Телефон") |
||
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. (сказка К. Чуковского "Цыпленок") |
||
II. | Речевой этикет | Аукцион вежливых слов. |
Карусель поговорок. Речевые задачи по стихотворению В. Бокова "Доброе слово" |
||
Анализ речевых ситуаций: приветствие, прощание, благодарность, поздравление. |
||
III. | Речевая деятельность | Правила для слушающего(учимся слушать друг друга, воспитателя и др.) |
Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. "Скрюченная песенка" (в пер. К. Чуковского) |
||
IV. | Правильная и хорошая речь | Выразительность речи. Богатство языка. Сочини загадку. Рифма. (Д. Чиарди "Об удивительных птицах") |
V. | Речевые жанры. Текст. | Что такое текст. Основная мысль и заголовок текста. Ключевые (опорные слова). Составление текста по сюжетным рисункам. |
Сжатый пересказ. |
||
Подробный пересказ. |
||
Описание предмета. |
Курс обучения риторике построен на групповой форме работы с детьми. Занятия проходят на базе детского сада.
Процесс обучения должен идти совершенно естественно в соответствии с
возрастным развитием детей. Успешность занятий зависит от умения педагогасоздать комфортные условия, где каждый ребенок почувствовал бы себя благополучным, принятым, любимым, уверенным в себе.
Таким образом, благоприятная образовательно – развивающая среда будет
способствовать своевременному развитию у ребенка психических и творческих процессов.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо помнить о том, что
каждый ребенок (и даже самый маленький),- это Личность, которая имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. И роль взрослого заключается в помощи раскрыться возможностям и способностям детей.
Педагог находится в позиции организатора развивающей среды. Он
исследователь и наблюдатель, который уважает право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.
При обучении дошкольников необходимо использовать игровые технологии,
формы групповой и индивидуальной работы, методы наблюдения, обучения.
Структура занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:
1. Ритуал приветствие педагога с детьми.
2.Вхождение в тему.
3.Речевая гимнастика.
4.Погружение в тему.
5.Проведение риторических речевых игр.
7.Физкультминутка
8. Дополнительные задания, так называемые сквозные виды работ.
9.Закрепление изученного.
10.Итог занятия.
11.Ритуал прощание с детьми.
Поставленные задачи решаются в комплексе на каждом встрече с детьми через заявленные виды деятельности .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ознавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
2. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. . Самара, 2008
3. Ушакова дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
4. Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003
5. , Мирясова игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002
6. Львов: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995
7. , Анисимова педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
8. Капшук и сказкотерапия:развиваемся играя.-Ростов. Феникс 2011.
9. Ковалец эмоций.-М.: Владос,2004.
Новиковская зарядка для язычка:игры для развития речи.-СПб.:Апрель,2009
10. Чистякова. под редакцией.-М. Просвещение 1990
11. ,Лукина слушать и слышать. СПб.,2004.
12. Матвеева задержки речевого развития у детей 2-3 лет. М.,2005.
13. Савельева и жестовые игры в стихах для дошкольников –СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
14. Боросенко говорить СПб Паритет 2004.
Как часто мы говорим кратко и по делу, слушаем и действительно вдумываемся в то, что говорит собеседник? Получается это редко и не у всех. Научиться хотя бы основам красивого говорения можно, но с небольшой вероятностью, поскольку мозг взрослого человека хуже усваивает новую информацию.
Так, не лучше ли учиться красивой речи с самых малых лет? Ведь именно детская риторика закладывает фундамент к успешным переговорам в будущем. Для этого создано множество учебников, рабочих тетрадей и подготовительных курсов. Заниматься с ребёнком можно самостоятельно или отводить на занятия в группе.
Родители могут по этим учебникам составить программу занятий самостоятельно, но лучше отдать ребёнка на подготовительные курсы по развитию устной речи. Ведь работа в группе для малышей очень важна.
У Ладыженской выпущена серия учебников для детей с 1-го по 8-ой класс. Они понравятся не только родителям и учителям, но и детям, потому что помимо текста там присутствует много рисунков. Данная программа соответствует ФГОСу.
Для удобства учителей к курсу Ладыженской прилагаются методические рекомендации по ведению урока. В них вы найдёте пояснительную записку о целях пособия, особенности организации урока, информацию о литературе и материалах для занятий.
Михальская поможет познакомиться с основами риторики и взрослым людям.
Обучение по перечисленным программам будет интересно ученикам. Задания в учебниках и рабочих тетрадях, сложность которых постепенно увеличивается, разовьют у них красноречие, умение писать, слушать и читать. А пояснительные записки и конспекты из методических материалов помогут вам лучше составить план урока.
Развитие детской речи – важнейшая задача, стоящая перед родителями. Очень важно не упустить момента, в противном случае наверстать будет очень нелегко. Бесценную помощь окажет риторика для детей – такие занятия можно проводить с дошкольного возраста. Предлагаем познакомиться с их особенностями и правилами проведения.
Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.
Выполнять упражнения для развития способности хорошо говорить можно с 5 лет. К счастью, разработаны специальные методики, которые окажутся полезными малышам, но не сильно утомят их.
Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.
Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.
Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:
Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.
Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?
Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.
Такой предмет, как риторика, преподают отнюдь не во всех учебных заведениях, что не отменяет его важности. Именно поэтому проводить уроки можно и нужно дома. Кроме того, можно записать ребенка в театральный кружок, там также будет уделяться внимание развитию ораторских способностей.
Занятие должно включать в себя два блока:
Все это поможет развитию риторических способностей детей.
Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.
Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше. Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.
Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.
Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:
Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.
Согласно определению, риторика – это ораторское искусство. Поэтому недостаточно просто знать большое количество слов и уметь составлять из них предложения. Важно уметь говорить так, чтобы собеседник хотел слушать.
И научить ребенка живому общению на практике оказывается гораздо труднее, чем раскрыть перед ним богатство родного языка. Следует проработать с такие моменты:
Добиться желаемой цели помогут регулярные занятия. Важно обратить внимание на 3 главных правила:
Такие уроки помогут развитию гармоничной личности ребенка, сделают его уверенным в себе, коммуникабельным и успешным.
Мы рассмотрели понятие риторики и ее роль в жизни современного человека. Очень важно с детских лет прививать любовь к слову, умение пользоваться им, общаться с ровесниками и взрослыми. Регулярные занятия, в том числе и в домашних условиях, ведут к избавлению от страха публичных выступлений, что поможет в дальнейшей учебной и рабочей деятельности.
Детская риторика, на мой взгляд — то, с чего должно начинаться обучение ребенка в принципе. Ломоносов считал риторику основой всех наук, и был прав. От умения грамотно и ловко формулировать мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Высокий доход — почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Занятия детско риторикой закладывают основу дальнейшей успешной жизни ребенка.
Я полагаю, что каждодневные тренинги по 10 минут — намного эффективнее, чем занятия риторикой с репетитором 1-2 раза в неделю по 2 часа. Регулярность, каждодневность — вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 2 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной зарядки, контрастного душа, постоянных массажей, растираний и вечерней пятиминутной гимнастики на укрепление костей, мышц и сухожилий.
Каждодневность малых усилий — вот великий секрет! На занятиях детской риторикой вы, Родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются с 4 лет, и уже за месяц достигают ощутимых результатов.
1. Детская риторика «Чтение — повтор».
Возьмите интересную книгу, соответствующую возрасту ребенка. Читайте вслух фразу. Задача ребенка — дословно повторить. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Пушкина, но можно и прозу. Она сложнее. Все зависит от исходного уровня ребенка. Сначала надо брать более короткие фрагменты, не все предложение, а часть. Постепенно ребенок справится и с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики. Расширяется словарный запас. Упражнение требует упорства, усидчивости Родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно суровым словом, строгим взглядом.
2. Детская риторика «Определи слово».
Давайте для определения ребенку слова. Пусть малыш объяснит, что такое часы, стол, небо, глаз, рисунок, муравей.
Вы сами должны понимать, что вначале надо отнести слово к более общему классу предметов. Так, муравей — это насекомое, которое… Ромашка — цветок, у которого… Глаз — орган… и так далее. Потом следует назвать внешние отличительные признаки и функцию или строение. Так, муравей, это насекомое, имеющее 6 ножек, очень трудолюбивое, которое строит муравейники и живет в лесу. Этого уже будет достаточно. Замечательно, если ребенок даст определение ромашке вроде такого: ромашка — это цветок, имеющий желтую серединку и белые лепестки. Бывает дикой и декоративной. Обладает лечебными свойствами. Поверьте, многие дети в состоянии сказать еще и покруче! Научите их этому. Для начала сами попробуйте дать определение кита.
3. Детская риторика «придумай рифму к слову».
Лебедь — мне ведь
Озеро — заморозило и т. д
Таких упражнений десятки, и важна форма их подаче, именно ради этого стоит воспользоваться тренингом «Детская риторика», чтобы самому стать тренером для своего ребенка. Наталья Грэйс