Специальные аудиторские задания. Аудит по специальным заданиям Аудиторское задание

Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от 3кономических субъектов, государственных органов и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание – это оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке, специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской федерации, инициативное – во всех остальных случаях.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависит от обстоятельств, связанных с возникновеиием необходимости оказания данной услуги. В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными, с точки зрения одного экономическою субъекта, и малыми, с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна письменно уведомить руководство экономического субъекта о необходимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, заключения аудиторской организации по специальным заданиям только вместе с аудиторским заключением о бухгалтерской отчетности в целом.

Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.


Итоговая часть заключения по специальному заданию должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании. Итоговую часть рекомендуется начинать словами «По нашему мнению».

В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации, порядок ее движения и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. На них в тексте заключения делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как составная часть заключения.

В аудиторской практике могут встречаться специальные аудиторские задания:

1) по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности;

2) по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения;

3) по бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета;

4) по отчету, подготовленному за ряд смежных лет;

5) полученное от государственного. органа. ‘

В соответствии со специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнение аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности например, оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Заключение аудиторской организации по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать в себя указание на регулирующие бухгалтерский учет нормативные акты, которыми экономический субъект руководствовался при оценке и учете статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудиторской организации о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту регулирующему бухгалтерский учет. При выполнении специального аудиторского задания аудиторской организации целесообразно ознакомиться. с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период.

При проведении правовой экспертизы договоров решаются такие вопросы, как составление заключения о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у него новых форм договоров; а также составление заключения о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги, подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности, и другие вопросы.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на параграф отчетности, в котором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли бухгалтерская отчетность во всех ее существенных аспектах в соответствии с этими принципами.

Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные данные годовых бухгалтерских отчетов за ряд смежных лет, с целью информирования пользователей, интересующихся основными данными деятельности организации и ее результатами.

Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов , приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Тема 8. Особенности организации внутреннего аудита

Внешний аудит осуществляется независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания консультационных услуг руководству.

Внутренний аудит – это неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования различных звеньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутренними документами. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Как правило, функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и оперативной информации, соблюдения законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Таблица 1.

Основные отличия внутреннего и внешнего аудита

Специальное аудиторское задание - это сопутствующая услуга, предусмотренная стандартом аудиторской деятельности от 20.10.1999 г., одобренным Комиссией при президенте по аудиторской деятельности.

Под специальным аудиторским заданием стандарт понимает оказание услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства РФ, инициативное - во всех остальных случаях.

В соответствии с инициативным специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Предметом инициативного специального аудиторского задания может быть экспертиза хозяйственных договоров. Например, аудитору может быть поручено:

Составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;

Составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т. п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности и т.

Инициативным специальным аудиторским заданием может быть также предусмотрена проверка отчетности, подготовленной экономическим субъектом для специальных целей, например:

Налоговых деклараций;

Отчетов о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;

Финансовой отчетности, установленной каким-либо государственным или иным регулирующим органом.

Обязательное специальное аудиторское задание может выполняться по поручению государственных органов. В этом случае заключение аудиторской организации по такому специальному аудиторскому заданию приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. В заключении аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение» и подобных. Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы. Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторской организацией факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению. В случае, когда это представляется возможным, аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба. Содержание заключения по специальным аудиторским заданиям должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательственную ценность заключения.

Примерная форма заключения аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию представлена в приложении 25.

организации по специальным аудиторским заданиям

2.1. Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово - хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

2.2. Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, инициативное - во всех остальных случаях.

2.3. Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от:

а) экономических субъектов;

б) государственных органов;

в) заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

2.4. Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги.

2.5. Перед выполнением специального аудиторского задания аудиторская организация должна удостовериться в том, что у нее достигнуто взаимопонимание с лицом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудиторской организацией.

2.6. Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.

2.7. Во избежание возможности использования заключения аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию для целей, к выполнению которых оно не предназначено, аудиторская организация может указать в договоре на выполнение такого задания цель, для которой будет подготовлено заключение, а также установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.

2.8. Итоговая часть заключения по специальному аудиторскому заданию должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании. Итоговую часть рекомендуется начинать словами: "По нашему мнению".

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке отчетности организации, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания:

а) от организаций;
б) государственных органов ;
в) заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

Аудиторская организация, выполняя специальное задание, должна помнить, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудиторская организация должна использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от реализации и величины дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и др.

Аудиторская организация, оценивая возможность выполнения специального задания, должна поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская и иная информация, а также определить, какая именно.

В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Аудит по специальным заданиям даёт возможность руководителю компании заказывать аудит отдельного проекта или задания, а не масштабного исследования деятельности предприятия, что позволяет сэкономить время и деньги. Такими заданиями могут стать состояние кредиторской и дебиторской задолженности, состояние и наличие материально-производственных запасов, отдельные показатели бухгалтерской отчётности, основные средства.

Аудит по специальным заданиям может быть обязательным и инициативным. Обязательный аудит по специальным заданиям выполняется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, инициативный — во всех прочих случаях.

Аудит по специальным заданиям может включать:

  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • экономическое и финансовое консультирование;
  • управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций;
  • разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчётности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчётности, включая проверку специальной отчётности об отдельных статьях бухгалтерской отчётности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово — хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

  • необходимость подтвердить точность распределения прибыли при начислении дивидендов после реализации; подтверждение сумм понесённых убытков при судебных разбирательствах;
  • сомнение в верности отражения различных операций в бухгалтерском учёте;
  • расчёт действительной стоимости доли в ООО при решении вопросов о наследовании и т. д..

В результате проведения аудита по специальным заданиям выявляются причины, которые препятствуют реализации возможностей организации и разрабатываются рекомендаций по их ликвидации. Вся полученная информация, конфиденциальность которой мы гарантируем, оформляется в виде подробного отчёта, описывающего проведённые процедуры по аудиту.

Аудит сделок

Аудит сделок представляет собой всестороннюю независимую проверку договоров, которые были заключены с поставщиками услуг. В первую очередь, данный вид аудита направлен на осуществление контроля над расходованием денежных средств предприятия.

Аудит сделок тесно связан с таким направлением, как управление тендерами. Тендер — это процедура, связанная с выбором наиболее оптимального поставщика из нескольких. Как правило, заключению большинства хозяйственных договоров предшествует стадия проведения тендера. Именно аудит сделок позволяет оценить, насколько ответственно сотрудники предприятия подходят к данной стадии. В рамках тендерного контроля осуществляются следующие мероприятия:

  1. Проверка фактов проведения тендеров (а были ли они на самом деле?).
  2. Проверка фактов привлечения в процесс тендера нескольких поставщиков услуг (действительно ли делался выбор из нескольких?).
  3. Оценка стоимости услуг, которые предлагает победитель тендера (действительно ли было выбрано одно из лучших рыночных предложений?).

Внутренние службы предприятия используют аудит сделок в качестве инструмента управления закупками, который позволяет решать следующие важные бизнес-задачи:

  1. Контроль качества продукции.
  2. Получение выгодных цен.
  3. Сокращение уровня издержек.
  4. Оптимизация системы управления рисками.

Важнейшая функция аудита сделок заключается в расследовании экономических правонарушений. Следует отметить, что наряду с внешними консультантами оценку контрактов могут проводить федеральные службы и другие государственные структуры.

Проведение внешнего аудита сделок осуществляется аудиторскими компаниями и государственными инспекциями. Если рассматривать внутреннюю экспертизу, то она, соответственно, инициируется внутренними подразделениями юридического лица.

На практике используются два различных подхода к аудиту сделок. Первый подход — экспертиза до совершения сделки, то есть предварительный аудит. Второй подход — экспертиза уже заключенных сделок.