Школы развития экономической теории. Основные экономические школы (теории). Общая характеристика традиционного направления

Школы развития экономической теории. Основные экономические школы (теории). Общая характеристика традиционного направления

    Адвалорный – 3

    Специфический – 2

    Комбинированный - 4

    Альтернативный - 1

Определение:

    Применяется по решению таможенных органов

    Ставка таможенной пользы снимается с единицы веса, объёма, длинны.

    Пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара.

    Одновременно взимаемы адвалорные и специфические ставки.

    Позитивная экономика занимается :

    Выявлением содержательных процессов и явлений.

    Поиском путей выхода из кризиса

    Использованием экономических законов при решении экономических задач

    Определением имеющихся ресурсов.

    Установить соответствия между правами собственниками и субъектами ОАО:

      1. Право пользования

        Право распоряжения

        Право владения

        Право на запрещение вредного использования

    1. Субъекты:

      1. Совет директоров – iii;

        Государство - iv

        Акционер - ii

        Общее собрание акционеров – i

    Каждому из определений дать соответствующее понятие:

    1. Анализ – мышление, направленное на выявление специальных свойств и явлений для заключения специальных свойств и явлений.

      Индукция – метод умозаключения, основанный на распространении тории по обобщению фактов

      Синтез – мышление, которое ориентировано на выявление того общего, что связывает отдельные явления.

      Дедукция – метод перехода от общего к частному

    Установить между названиями работ и их авторами.

      1. Исследование о природе и причинах богатства народов – (iiиз авторов).

        Общая теория занятости процента и денег – (ivиз авторов).

      1. Фридман Мильтон

        Маршалл Альфред

        Смит Адам

        Кейнс Джон Мейнод

  1. Учение меркантилистов в России разделяют:

    1. Мардвинов

      Посошков

      Ордин-Нащёкин

  2. Установить соответствия между теориями и фамилиями авторов этих теорий:

      1. Теория социального и рыночного хозяйства - (iiiиз авторов).

        Неоклассический синтез – (iиз атворов).

      1. Самоэльсон

    Установить хронологический порядок возникновения экономических школ:

    1. Классическая школа - 3 .

      Меркантилизм – 1 .

      Марксизм - 4 .

      Физиократия – 2 .

    Установить соответствия между теориями и распространителями/авторами

      1. Политическая английская экономика – (iиз распространителей/авторов)

        Институцианализм – (iiiиз распространителей/авторов)

      1. Риккардо

        Плеханов

      2. Бён-Баверк

    Доходы потребителей выросли от 6000 до 15000. При этом спрос на товар Х вырос от 50000 до 100000. Это позволяет охарактеризовать товар Х, как :

    1. Предмет роскоши

      Предмет первой необходимости

      Товар-заменитель

Расчёт коэффициента эластичности:

    Пример по расчёту эластичности :

E- ЭЛЛАСТИЧНОСТЬ

Самый высокий товар будет при коэффициенте эластичности 1.

    Более сложный пример по ра c чёту эластичности:

Найти коэффициент эластичности спроса (идёт с минусом).

Издержки.

    Таблица :

При сколько надо нанять рабочих, чтобы количество вырабатываемой продукции на одного рабочего было оптимально.

    Какое выражение представляет собой предельные издержки?

    1. TVC/∆Q

    Произведено 500 единиц продукции. Средние переменные издержи AVCравны 2. Средние постоянные издержкиAFC равны 0,5. Чем равны общие издержки. 2*500+0,5*500 = 1250.

    Объём выпуска фирмы в неделю – 30 штук. Затраты составляют: сырьё 200 у.е., аренда помещения – 100 у.е., зарплата рабочих – 900, амортизация – 100 (обозначают А). Оклад управляющего – 500. Чему равны средние общие издержки? (200+100+900+100+500)/30 = 60.

    Общие издержки представлены функцией: TC= 0.1*Q^3-4*Q^2+50*Q+100. Найти функцию средних переменных издержекf(AVC) =VC/Q= (TC-FC)/Q. ЗдесьFC= 100 (постоянна функцииTC). Тогдаf(AVC) = 0.1*Q^2-4*Q+50.

    Какая из данных кривых не принимает U-образной формы???

    1. MC – предельные издержки (в виде горизонтальное прямой)

Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.

Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.

Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.

В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.

Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.

Экономические школы

Меркантилизм

(5-конец 17 в.)

Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.

Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.

Их девиз: меньше покупать, больше продавать.

Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).

Представители:

Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)

Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)

Физиократы

(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.

Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.

А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.

Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.

Классическая политическая экономия

(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.

Считали что главная сфера в экономике — производство.

Впервые сформулировали экономические законы.

Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).

Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.

Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.

Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.

К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.

Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.

Марксизм

(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).

Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.

В основе развития общества лежит материальное производство.

Представители : К.Маркс («Капитал»)

Мальтузианство

(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.

Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.

Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».

Маржинализм

(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.

Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.

Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

Существует иерархия потребностей.

Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.

Выбор потребителей зависит от степени значимости блага

Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).

Неоклассическая политическая экономия

Это ведущее направление в современной экономической теории.

Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.

Они изложили теорию издержек производства.

Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.

Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.

Кейнсианство

(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.

Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)

Монетаризм

(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.

Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.

Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.

Рыночное хозяйство стремится к стабильности.

Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)

Институционализм

(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).

Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.

Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.

Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)

Русская экономическая школа

Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.

В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;

А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.

Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Первой самостоятельной школой экономической теории, выражавшей интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, был МЕРКАНТИЛИЗМ (от итальянского слова mercante – торговец, купец). Исторические рамки – XV - XVII века.

Основные черты меркантилизма:

Богатство отождествлялось с деньгами;

Возможность накопления денежного богатства связывалась с поддержкой государства.

В истории меркантилизма различают 2 этапа :

I. Ранний – до середины XV века. Акцент делался на деньги. Его центральные положения : система денежного баланса; политика накопления денег через запрет их вывоза. Представители – У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруффи (Италия).

II. Поздний – вторая половина XV - середина XVII века. Акцент делался на торговлю. Центральные положения : – система торгового баланса; вывоз своих товаров и ограничение ввоза; развитие мануфактур; активный протекционизм; развитие мореплавания и наземных средств перемещения товаров. Представители: Т.Мэн (Англия), А.Монкретьен (Франция), А.Ордин-Нащокин и И.Посошков (Россия).


Второй школой стала ШКОЛА ФИЗИОКРАТОВ . Исторические рамки

– XVII-XVIII века. Основные представители – французские экономисты Ф.Кенэ, А.-А.Тюрго. «Физис» - природа, «кратос» - власть, что означает в целом власть природы. В центре внимания физиократов находилось сельскохозяйственное производство (наиболее развитая отрасль французской экономики того времени), где богатство возникало легко, естественным путём и выглядело как дар природы.

Заслуги школы физиократов:

1. Ф.Кенэ ввёл термин «воспроизводство», предприняв в «Экономических таблицах» первую попытку дать схему воспроизводства общественного капитала.

2. Учение об основном и оборотном капитале.

Следующим шагом в развитии экономической теории стала КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА , выражающая интересы промышленной буржуазии. Она явилась отражением изменений в экономической структуре общества, связанных с внедрением торгового капитала в производство и превращением торговца в промышленника, а также стала результатом более глубокого осмысления экономических процессов. Исторические рамки – XVII-XVIII века. Исходным пунктом классиков является производство: только производственная деятельность в любой сфере экономики создаёт блага общества. Основоположники – У.Петти (Англия), П.Буагильбер

(Франция). Продолжатели - А.Смит и Д.Рикардо (Англия); в их трудах классическая политэкономия получила высшее развитие.

Заслуги классической школы:

Смит разработал трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством затраченного на его производство труда.



Производство в любой сфере экономики рассматривалось как источник богатства («труд – отец богатства, земля – его мать»).

Показан объективный характер экономических законов.

Смит разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается естественный порядок, эффективное экономическое развитие.

Популярность Смита была велика во всём мире, в том числе и в России. Уже в начале XIX века политэкономия преподаётся в университетах, становясь обязательным элементом образования привилегированных классов. Вспомним Евгения Онегина, представителя высшего общества 20-х годов XIX века, который

«… читал Адама Смита и был глубокий эконом,

то есть умел судить о том,


как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему,

когда простой продукт имеет».

Оспаривая некоторые положения классиков, в начале XX века появилась ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА . Она отрицала наличие объективных экономических законов. По её мнению, экономическая жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди которых решающая роль принадлежит государству. Они предпочитали интерпретировать экономические явления с позиции философии и социологии.

Другим оппонентом классической школы стало экономическое учение К.Маркса, представленное МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИЕЙ. К.Маркс и его соратник Ф.Энгельс впервые применили метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило им не только дать критику предшествующей политэкономии, отметив всё ценное, но и раскрыть законы движения капитализма с позиции рабочего класса («Капитал», 1867г.). В отличие от других течений марксизм – это учение о революционном преобразовании капиталистического общества, пролетарская политэкономия .

Заслуги марксизма:

Открытие двойственного характера труда, воплощенного в товаре;

Учение о прибавочной стоимости;

Обоснование исторически преходящего характера рыночных отношений, их несовместимости с представлениями людей о социальной справедливости;

Периодизация истории человечества как процесса смены способов производства;

Доказан исторически преходящий характер капитализма как общественно-экономической формации.

Дальнейшее развитие пролетарской политэкономии связано с именем В.И.Ленина и его работами, посвященными переходу капитализма свободной конкуренции на монополистическую стадию.

Заслуги ленинизма:

1. Теория империализма как продолжение и развитие учения К.Маркса.

2. Открытие закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма.

3. Теория социалистической революции.


4. Разработана программа строительства основ социалистической экономики: вся власть – народу, Советам рабочих и крестьянских депутатов; земля – крестьянству; единое, централизованное управление хозяйством.

В конце XIX – начале XX века разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики; качественный анализ вытесняется количественным. Название экономической теории «политическая экономия» меняется на «экономика» (economics).

В современной западной экономической теории выделяют три школы:

1. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА , возникшая на базе классической школы в последней трети XIX в. и господствовавшая до 30-х годов XX века.

Основные положения:

Исследование экономических проблем связано с микроанализом;

Ориентация на свободное предпринимательство и рыночный механизм;

Ограничение государственного вмешательства;

В центре внимания индивид, свобода выбора индивида, решение преимущественно практических вопросов.

Представители: Л.Вальрас, А.Маршалл1, Дж.Кларк, В.Паретто, А.Пигу.

Основные направления:

А) Маржинализм (А.Маршалл) – это теория предельной полезности

(маржа – предел), впервые в экономической теории применен математический аппарат.

Б) Монетаризм (М.Фридмен, Ф.Хайек) считает, что главным движущим фактором в экономике являются деньги.

В) Экономика предложения (А.Даффер, М.Эванс) – ориентация на предложение факторов производства.

Г) Теория рациональных ожиданий (Лукас).

2. КЕЙНСИАНСКАЯ ШКОЛА , возникновение которой связано с именем Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономику («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).

Заслуги кейнсианства:

1. Повернули экономическую теорию к макроэкономике.

2. Отказались от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующего механизма, ибо он не может обеспечить эффективный спрос.

3. Впервые указали на важную роль государства, которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы.

1 Альфред Маршал (1842-1924 гг.) – английский экономист, профессор политэкономии Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х годов XX века.


3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ , выросший из исторической школы. Наиболее известный представитель этого течения – американский экономист Джон Гэлбрейт. Он показал, что государство, корпорации и профсоюзы являются важнейшими институтами смешанной рыночной экономики

(«Новое индустриальное общество», 1969 г., «Экономические теории и цели общества», 1976 г.). Ещё одним представителем институционализма является Р.Коуз («Новая институциональная экономика»), сторонник теории экономических организаций и теории прав собственности.

Таким образом, история экономической науки насчитывает множество школ и направлений, опирающихся на разные концепции. В современной науке всё более явственно просматриваются тенденции синтеза различных школ , осознание того, что выводы каждой из них обладают определенной ценностью и что полная, разнообразная и внутренне противоречивая картина социально-экономических отношений может быть получена лишь сложением их усилий.

II. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И ЕГО СТРУКТУРА

Проблема предмета исследования экономической теории является одной из спорных в экономической науке. Дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор. Это связано с тем, что экономическая теория постоянно развивается, зарождаются различные школы, течения, которые по- разному определяют смысл экономики, движущие её силы и приоритеты.

Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос: от чего зависит благосостояние нации. Меркантилисты считали предметом экономической теории деятельность, связанную с торговлей и притоком денег в страну. Физиократы основной источник богатства видели в наличии природных ресурсов и сельскохозяйственном производстве. Представители классической школы предметом считали науку о богатстве, созданном человеческим трудом. В XVIII-XIX веках предмет своего исследования экономисты стали видеть в объяснении того, как в мире ограниченных ресурсов решаются вопросы: что, как и для кого производить. С этого времени описание механизма функционирования рынка практически полностью охватило область научных интересов экономистов. Кейнсианцы

дополнили стройную теорию рыночного хозяйства анализом экономической роли государства. Предметом исследования экономистов-марксистов

являются экономические отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления на различных этапах развития общества. Основным лейтмотивом исследований является тезис о революционной смене способов производства.


Современные школы экономической теории в основном сошлись на понимании предмета экономической теории, заключающегося в изучении поведения людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов. Далее экономическая теория превратилась в экономикс, учебную дисциплину, объединяющую экономические науки, законы бизнеса, механизмы их реализации, методы хозяйствования и экономическую политику. Экономикс – наука более прикладная и менее абстрактная по сравнению с марксистской.

Предмет экономикс представляет собой проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Логика такого подхода состоит в том, что в основе функционирования и развития экономики лежат два фундаментальных факта общественной жизни: 1) материальные потребности людей безграничны и неутолимы, 2) экономические ресурсы, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Поэтому каждое общество должно решить три проблемы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?

Микроэкономика и макроэкономика.

Экономическая теория изучает экономику на двух уровнях анализа: микро и макро. В процессе микроэкономического анализа исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма, экономические показатели их деятельности, домохозяйство. Под домохозяйствами принято понимать группы людей, которые совместно используют свое имущество, свой доход; совместно принимают решения. Домохозяйства продают факторы производства и покупают конечные товары и услуги. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы. В центре его внимания цены, объемы производства и потребления конкретных благ, состояние конкретных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями, исследование интересов потребителей и фирм, анализ факторов, определяющих их поведение (в частности, полезность благ и услуг, платежеспособность).

Макроэкономический анализ используется для исследования национальной экономики в целом и её основных составляющих (например, государственный сектор, малое предпринимательство), мировой экономики и


межгосударственных отношений. Макроэкономика исследует национальное хозяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому её предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются также такие явления и процессы, как: циклы экономического развития и государственный бюджет, занятость и безработица, валютный курс и платежный баланс. Макроэкономический анализ оперирует такими показателями, как: валовой объем продукции

(национальный продукт), валовой объем дохода (национальный доход), общий уровень цен, темпы экономического роста, совокупные потребительские расходы и сбережения, динамика инвестиций и т.д.

Поскольку современная экономическая теория рассматривает национальное хозяйство в двух плоскостях (микро- и макро-), можно выделить и два «вторичных» предмета: 1- функционирование фирм и домохозяйств; 2 - национальное хозяйство в целом.

Использование микро- и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, другие - к макроэкономике. В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро- и макроэкономики. Например, современная безработица является проблемой не только макроэкономического анализа. Для определения ее уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.

Между макро- и микроэкономическими процессами существует взаимосвязь. Макроэкономические процессы в значительной мере инициируются решениями отдельных экономических агентов, а эти решения в свою очередь принимаются в определенной макроэкономической среде и существенно зависят от нее.

Микроэкономику часто называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, то есть соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости.

Можно сказать, что макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры «общественного пирога», тогда как микроэкономику интересует его состав и распределение. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. «Вы образованы менее чем наполовину, если знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории», - заметил Пол Самуэльсон (один из виднейших американских экономистов, лауреат Нобелевской премии 1970 г.).


III. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИВ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ПРАКТИКЕ

ВОПРОС 15. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Экономические школы - возникшие в разные времена учения о построении экономики в государстве. Основные (представлены в порядке появления):

    Меркантилизм

    Физиократы

    Классическо-буржуазная

    Марксизм

    Немецкая историческая школа

    Кейнсианство

    Австрийская школа

    Монетаризм (Неоклассицизм)

    Институционализм

    Новый институционализм

    Меркантилизм (итал. mercante - торговец, купец) - система взглядов экономистов XV-XVII вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Крупнейшие представители направления: Т. Ман, А. де Монкретьен, У. Стаффорд (1554-1612). Термин был предложен А. Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. В марксистской интерпретации выражал интересы крупных торговых монополий.

    Основные положения

    необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

    признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

    деньги - стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

    приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

    ограничение на импорт предметов роскоши, т.к. он ведет к утечке золота из страны.

    Физиократы (physiocrates) - французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кене, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества - идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в. Положения Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше её физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения - желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом. Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал - понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. В этом последнем отношении физиократы скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии. Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже - в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французами. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

    Марксизм

    Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

    Товар

    Товар - это исходное производственное отношение капитализма, всеобщая форма капиталистических производственных отношений, которая генетически развивается в капитал - основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического способа производства. Ленин в книге «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» дает такую характеристику капитализма: «Продукт принимает форму товара в самых различных общественных производственных организмах, но только в капиталистическом производстве такая форма продукта труда является общей, а не исключительной, не единичной, не случайной. Второй признак капитализма - принятие товарной формы не только продуктом труда, но и самим трудом, то есть рабочей силой человека.». Товар выступает как потребительная стоимость и как меновая стоимость. Потребительная стоимость означает свойство вещи удовлетворять человеческую потребность того или иного рода. Потребительная стоимость одного товара не похожа на потребительную стоимость другого товара. Меновая стоимость есть свойство вещей в той или иной пропорции обмениваться на другие, она возможна лишь в товарном хозяйстве. Как меновые стоимости товары однородны. Однородность товаров выражает однородность самого труда. Товары представляются как продукты одинакового человеческого труда. И стоимость как вещное выражение абстрактно человеческого труда, измеряется количеством этого труда. Меновая стоимость является единственно возможной и объективно необходимой формой выражения стоимости.

    Конкретный и абстрактный человеческий труд

    Конкретный труд: Разновидность конкретной деятельности, необходимой для производства конкретной вещи, которая обладает полезностью (потребительной стоимостью) Отличается от других видов труда, производящих другие вещи и напрямую с ними не сопоставляется Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда и правом собственности Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них Абстрактный труд: Качественно однородный человеческий труд, обезличенный и сопоставимый с трудом другого человека Происходит в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы Является источником стоимости, которая проявляется исключительно в процессе эквивалентного обмена. В обществе, функционирующем на базе неэквивалентного обмена стоимость не проявляется, труд не принимает абстрактной формы. (примечание: термин «абстрактный труд» встречается у Маркса только в работе «Политико-экономические рукописи 1889 г.»)

    Деньги

    Функции денег:

    мера стоимостей (выражение стоимостей товаров как качественно одинаковых и

    количественно сравнимых);

    средства обращения (Кругооборот товара Т - Д - Т),

    средство накопления (параллельно движущимся денежным потокам существуют и

    денежные резервы и постоянно происходят переливы из одних в другие),

    средство платежа (кредит, который создает возможность распоряжаться ресурсами, которые

    не только ещё не превращены в деньги, но часто и не произведены).

    средство накопления сокровищ.

    всемирные деньги (опосредование мировой торговли).

    Прибавочная стоимость Источником прибавочной стоимости является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её стоимость. Прибавочная стоимость образуется, когда стоимость рабочей силы, которую получает рабочий в форме заработной платы, меньше новой стоимости, которая создаётся в процессе труда при производстве рабочим товаров. Прибавочная стоимость выступает в своих особых формах: предпринимательская прибыль, процент, рента, то есть как уже распределенная между всеми агентами капиталистического производства и вообще между всеми претендентами на участие в прибыли. Прибавочная стоимость является категорией только капиталистического хозяйства. Она создается исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения. Прибавочная стоимость делится на абсолютную и относительную. Прибавочная стоимость, создаваемая путем удлинения рабочего дня, называется абсолютной, а та, что возникает посредством сокращения необходимого рабочего времени и изменения соотношения времени, которое тратится на необходимый и прибавочный труд, - относительной. Норма прибавочной стоимости есть, по словам Маркса, «точное выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом, или рабочего капиталистом». Она определяется формулой: т / v = прибавочный труд/необходимый труд.

    Капитализм Основными признаками капитализма могут быть названы следующие: производство, нацеленное на обмен, носит всеобщий характер рабочая сила является товаром стремление к прибыли - главная движущая сила производства извлечение прибавочной стоимости, отделение непосредственного производителя от средств производства, составляют внутреннюю экономическую форму следуя императиву экономического роста, капитал стремится к глобальной интеграции, посредством мировых рынков. основной закон развития — распределение прибыли пропорционально вложенному капиталу: П i = р х Кi или П i = р х (Сi + Vi) где: Пi — прибыль i -го предприятия, Кi — вложение капиталиста в производство товара i -го предприятия,

    Немецкая школа

    В период объединения Германских земель в единое государство, т.е. в середине XIX в., возникло еще одно альтернативное классической политической экономии направление экономической мысли, получившее название «историческая школа Германии» или, что одно и то же, «немецкая историческая школа». Эта школа по сути олицетворяет не столько историческое, сколько социально- историческое направление, потому что ее авторы, в отличие от классиков, включили в поле исследований политической экономии {предмет изучения) наряду с экономическими и неэкономические факторы, впервые начав тем самым одновременное рассмотрение в историческом контексте всего многообразия социально-экономических проблем, всей совокупности общественных отношений. В своей критике немецкие авторы единодушны в том, что классики чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивают значение фактов и наблюдений, связанных с прошлым и настоящим. Они также обвиняют классиков за абсолютизацию принципов экономического либерализма, приверженность некой универсальной экономической науке и узость индивидуалистских доктрин и настаивают на целесообразности исследования реального, а не мнимого изображения конкретной действительности. О характерной особенности исторической школы Германии свидетельствует то обстоятельство, что ее главные идеи были сформулированы теоретическими предшественниками данного направления экономической мысли - А.Мюллером и Ф.Листом. А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как: особая и значительная роль для экономической науки исторического метода; характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной науки; учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических предпосылок; признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума. Экономические воззрения А. Мюллера и Ф.Листа близки друг другу в тех аспектах, в которых оба они критикуют классиков за их абстракции и либерализм, ратуют за сохранение протекционизма в хозяйственной политике государства и явно преувеличивают роль исторического метода анализа в экономической науке. В то же время их взгляды существенно расходятся, когда речь идет об идеале общественного устройства и роли экономической науки в его достижении. Так, А.Мюллер склоняется к идеализации хозяйственных отношений времен средневековья, потому что принципы на его взгляд, не могут соответствовать национальным, в том числе хозяйственным, традициям континентальных стран. Он убежден, что исключительно благодаря авторитету А.Смита на родине этого ученого - в островном государстве Англии смогли укорениться идеи ничем не ограниченной свободной торговли и конкуренции.

    Кейнсианство

    Кейнсианство - макроэкономическое течение, сложившееся как ответ экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году. Кейнсианство использует те же механизмы, что классическая и неоклассическая школы, но различается по ряду гипотез и приходит к совсем иным выводам и императивам. Появление экономической теории Кейнса называют кейнсианской революцией. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под вопрос представителями новой классической школы. Появление монетаризма, соответственно, называют монетаристской контрреволюцией. Развитые последователями Кейнса теории называют неокейнсианство и посткейнсианство. Суть кейнсианства Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому - склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования. По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г. Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии. Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

    Австрийская школа (англ. Austrian school) - научное направление в рамках маржинализма.

    Особенности австрийской школы: отказ от использования математических методов исследований; акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей; акцент на гетерогенность и его временн?ую структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла.

    Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) - край) - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории ценности; возникло в 70-е гг. ХIХ века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен.

    Монетаризм - макроэкономическая теория, одно из главных направлений неоконсервативной экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Ключевые положения:

    Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;

    Рыночная экономика - саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;

    Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен и инфляции;

    Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;

    При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.

    Основные представители: Милтон Фридман, Карл Бруннер, Алан Мельтцер, Анна Шварц.

    Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.

    Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внешнеэкономические факторы.

    Отличия институционализма от других экономических школ

    Привычные для неоклассической школы категории (такие как цена, прибыль, спрос) не игнорируются, а рассматриваются с учетом более полного спектра интересов и отношений.

    В отличие от маржиналистов, которые исследуют экономику «в чистом виде», отбрасывая социальную сторону, институционалисты, напротив исследуют экономику лишь как часть социальной системы.

    С точки зрения классической политической экономии, экономика рассматривается как основа или «базис» для науки, культуры, политики, институционализм же считает эти понятия равноправными и взаимосвязанными.

    Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» — приобретенным правилам поведения – и социальным нормам.

    Интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом. В маржинализме и классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума.

    Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер. Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Т. Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга. В то время как маржинализм рассматривает экономику в состоянии статики и динамики, а классики характеризуют какой-либо экономический подход как естественный.

2. Монкретьен А.

4. Тюрго Ж.

6. Рикардо Д.

708. Согласно теории факторов производства Ж.Б. Сэя распределение доходов определяется:

¨ южертвамиШ владельцев факторов производства

¨ ювоздержаниемЦ владельцев факторов производства

þ в соответствии с вкладом каждого из факторов производства

¨ степенью эксплуатации труда капиталом

þ платой за услугу труда, капитала, земли

709. Согласно "закону Сэя":

þ обмен продукта на продукт ведет к равновесию рынка

¨ стоимость товара определяется издержками производства

¨ товары обмениваются в соответствии с затратами труда

¨ обмен товаров происходит на основе их полезности

þ цены товаров в рыночной экономике обладают абсолютной гибкостью

þ в рыночной экономике не может быть несоответствия между спросом и предложением

710. Согласно "закону народонаселения" Т. Мальтуса:

¨ рост населения отстает от промышленного производства

þ население растет в геометрической прогрессии, а продовольствие - в арифметической

¨ средства существования увеличиваются в геометрической прогрессии, а население - в арифметической

¨ население сокращается с ростом технического прогресса

þ главная и постоянная причина бедности - скупость природы и чрезмерно быстрое размножение человеческого рода

¨ Смитом А.

¨ Сэйем Ж.Б.

¨ Миллем Дж.

þ Мальтусом Т.

þ Сисмонди С.

712. Из "доктрины недопотребления" Т. Мальтус делал вывод о необходимости:

¨ сокращения потребления непроизводительными слоями общества

þ расширения непроизводительного потребления

¨ увеличения потребления рабочими и предпринимателями



¨ повышения зарплаты рабочим

þ увеличения налогообложения для уменьшения накопления капитала

713. Согласно Т. Мальтусу уровень жизни рабочих определяется:

¨ активностью профсоюзов

¨ социальными законами

þ естественными (биологическими) законами

¨ соотношением сил между трудом и капиталом

þ южелезным законом заработной платыл, вытекающей из его теории народонаселения

714. Нравственный аспект политической экономии нашел отражение в трудах:

¨ Мальтуса Т.

¨ Сэя Ж.Б.

þ Сисмонди С.

¨ Милля Дж.

þ Листа Ф.

715. Возникновение безработицы связывали с техническим прогрессом:

¨ Мальтус Т.

þ Сисмонди С.

¨ Сэй Ж.Б.

þ Рикардо Д.

716. Смягчение кризисов перепроизводства в капиталистической экономике С. Сисмонди связывал с:

¨ увеличением непроизводительного потребления

¨ сокращением непроизводительного потребления

þ развитием мелкотоварного производства

¨ расширением импорта

þ обеспечением равенства величин национального дохода и годового производства благ

717. Процент как вознаграждение за "жертву" капиталиста рассматривали:

¨ Мальтус Т.

¨ Сисмонди С.

¨ Сэй Ж.Б.

þ Милль Дж.

þ Сениор Н.

718. Труд, затраченный на рабочую силу, ее квалификацию, рассматривался в качестве производительного:

¨ Мальтусом Т.

þ Шторхом А.К.

þ Миллем Дж.

¨ Марксом К.

¨ Сисмонди С.

719. Первыми высказали идею о функциональных связях рыночной цены, спроса и предложения:

¨ Мальтус Т.

þ Милль Дж.

¨ Маркс К.

¨ Сисмонди С.

þ Курно А.

720. Возможность реформирования отношений распределения посредством законодательных актов и обычаев была высказана:

¨ Марксом К.

þ Миллем Дж.

¨ Мальтусом Т.

¨ Оуэном Р.

þ Сисмонди С.

721. Теорию прибавочной стоимости разработал:

¨ Сисмонди С.

¨ Рикардо Д.

þ Маркс К.

¨ Фурье Ф.

722. Теория абсолютной ренты во взаимосвязи с дифференциальной рентой дифференциальной ренты была разработана:

¨ Рикардо Д.

þ Марксом К.

¨ Миллем Дж.

¨ Оуэном Р.

¨ Смитом А.

723. Первыми на антагонизм между интересами индивида, коллектива и общества обратили внимание:

¨ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

þ Фурье Ф.

¨ Радищев А.

724. Положение о том, что на рынке продается не труд, а рабочая сила, впервые обосновал:

¨ Сен-Симон К.

¨ Энгельс Ф.

þ Маркс К.

¨ Фурье Ф.

¨ Рикардо Д.

725. Проблема средней нормы прибыли впервые была рассмотрена в трудах:

þ Тюрго Ж.

þ Маркса К.

¨ Фурье Ф.

¨ Оуэна Р.

¨ Сисмонди С.

726. Теория трудовой стоимости, базирующейся на двойственном характере труда, разработана:

¨ Рикардо Д.

¨ Смитом А.

þ Марксом К.

¨ Сен-Симоном К.

¨ Миллем Дж.

727. Проблему полной реализации общественного продукта Т.Мальтус связывал с:

¨ производительной частью общества

¨ рабочим классом

þ непроизводительной частью общества

¨ классом капиталистов

þ ютретьими лицамиф

728. Первыми среди представителей классической политической экономии, кто обратился к теоретико-методологическим проблемам социализма, был:

¨ Рикардо Д.

¨ Милль Дж. С.

þ Маркс К.

¨ Мальтус Т.

þ Энгельс Ф.

729. Бедственное положение трудящихся и безработицу Т.Мальтус стремился объяснить:

¨ процессом перенакопления капитала

¨ эксплуатацией труда капиталом

þ естественным законом народонаселения

¨ непроизводительным потреблением мтретьих лицж

þ низкими темпами роста продовольственных продуктов

730. Главными направлениями реформирования общественных отношений Дж.С.Милль считал:

þ изменение законов распределения

¨ изменение законов производства

þ ограничение прав наследования

þ социализацию земельной ренты при помощи земельного налога

731. Капитал рассматривал как средство эксплуатации рабочих и как самовозрастающую стоимость:

þ Рикардо Д.

þ Маркс К.

¨ Сэй Ж.Б.

¨ Милль Дж.С.

732. Причиной минимально возможного уровня оплаты труда рабочих Ж.Сисмонди считал:

þ занижение цены труда капиталистами

þ эксплуатацию рабочих капиталистами и землевладельцами

¨ избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости

¨ рост органического строения капитала

¨ высокий уровень конкуренции на рынке труда

733. Из идей о совершенствовании экономических отношений П.Прудону принадлежит:

¨ переход к общенародной собственности

þ упразднение денег и введение вместо них банков обращения

¨ развитие кредитно-денежных отношений

¨ упразднение частной собственности

þ организация Банка народа и беспроцентного кредита

734. Причину социальных бедствий Р. Оуэн видел в...

¨ недостаточном развитии производительных сил

¨ противоречии между трудом и капиталом

þ недостаточном развитии просвещения

þ частной собственности

¨ отсутствии государственного регулирования

735. Идею экономической системы с государственным устройством в виде самоуправляющихся общин выдвинули:

þ Фурье Ф.

¨ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

736. Формации: дикость, античное общество, феодализм, капитализм, "индустриализм" (социализм) первыми выделили:

þ Фурье Ф.

þ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

¨ Кампанелла Т.

737. Родоначальниками положения, согласно которому основу общества составляют отношения собственности, являются:

þ Фурье Ф.

þ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

738. Идея распределения дохода по труду, капиталу и таланту принадлежит:

¨ Сисмонди С.

¨ Сен-Симону К.

þ Фурье Ф.

¨ Оуэну Р.

þ Марксу К.

739. Историческая последовательность экономических школ:

1. меркантилизм

2. физиократы

3. классическая школа

4. маржинализм

5. институционализм

Маржинализм и неоклассика

740. Производительным трудом по мере развития экономической мысли признавался труд:

1. при добыче драгоценных металлов

2. в торговле

3. в сельском хозяйстве

4. в материальном производстве

5. как в материальной, так и в нематериальной сферах производства

741. Представители классической школы политэкономии в хронологическом порядке по мере ее возникновения и развития:

1. Петти У.

2. Буагильбер П.

4. Рикардо Д.

5. Сэй Ж.Б.

6. Милль Дж.

742. Принципы максимизации прибыли фирмы в условиях чистой и несовершенной конкуренции были сформулированы:

þ Курно А.

¨ Джевонсом У.

¨ Фишером И.

¨ Госсеном Г.

þ Робинсон Дж.

743. Маржиналисты изучали:

¨ национальную экономику

¨ отдельные отрасли

¨ международную экономику

þ экономику отдельной фирмы

þ поведение индивида в условиях рынка

744. Основой взглядов маржиналистов на процесс ценообразования являтся:

¨ теория трудовой стоимости

¨ теория издержки

¨ теория вменения

þ субъективная полезность

þ ценность

745. Основы "эластичности спроса" были разработаны:

þ Курно А.

¨ Маршаллом А.

¨ Визером Ф.

¨ Менгер К.

¨ Тюненом И.

746. Первыми обратили внимание на тенденцию убывания полезности:

¨ Менгер К.

þ Госсен Г.

¨ Бем-Баверк Е.

¨ Вальрас Л.

þ Бутовский А.И.

747. Согласно К. Менгеру, стоимость (ценность) определяется:

¨ количеством труда, затраченного на производство товара

¨ соотношением спроса и предложения на производный товар

þ наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса

¨ издержками производства

¨ ценой используемых ресурсов

748. Первыми описали условия формирования рыночного равновесия:

¨ Бем-Баверк Е.

¨ Визер Ф.

þ Вальрас Р.

¨ Фишер И.

þ Маршалл А.

749. Разработчиками принципов предельной производительности труда и предельной производительности капитала являлись:

¨ Джевонс У.

þ Тюнен И.

¨ Бем-Баверк Е.

þ Кларк Дж.

¨ Курно А.

750. Принцип максимизации суммарной полезности индивида, сформулированный Г. Госсеном, явился основой теорий:

¨ Вальраса Л.

þ Маршалла А.

þ Джевонса У.

þ Тюнена И.

¨ Парето В.

751. Основой понятия "альтернативные издержки", сформулированного Ф. Визером, является:

þ издержки отказа от других направлений использования

¨ сравнительные издержки

þ издержки использования данного продукта самим производителем

¨ абсолютные издержки

¨ внутренние издержки

752. Утверждение о максимуме совокупной полезности для большинства вариантов распределения считал ошибочным:

¨ Госсен Г.

¨ Курно А.

¨ Менгер К.

þ Вальрас Л.

þ Парето В.

753. Главными разработчиками ординалистической теории являются:

¨ Менгер К.

¨ Джевонс У.

¨ Маршалл А.

þ Парето В.

þ Хикс Дж.

754. Движение в сторону оптимума благосостояния общества по Парето возможно:

¨ при условии снижения общих издержек производства

¨ когда задействованы все имеющиеся у общества ресурсы

¨ при условии распределения всех ресурсов на равноправной основе, фиксированной ставки процента и улучшения условий труда рабочих

þ при таком распределении, которое бы увеличивало благосостояние хотя бы одного человека, не нанося ущерб никакому другому

¨ при повышении общего уровня эффективности производства

755. Отрицали, что заработная плата определяется стоимостью средств существования работника:

¨ Рикардо Д.

¨ Маркс К.

þ Кларк Дж.

þ Маршалл А.

¨ Петти У.

756. Первыми графически отобразили функциональную зависимость спроса и предложения в от цены:

¨ Парето В.

¨ Фишер И.

¨ Виксель К.

þ Маршалл А.

þ Фридмен М.

757. Рассматривали процент на капитал как вознаграждение за ожидание:

¨ Менгер К.

þ Бем-Баверк Е.

¨ Джевонс С.

¨ Тюнен И.

þ Маршалл А.

758. Представители маржинализма в своих исследованиях отталкиваются от:

¨ совокупных экономических величин

þ предельных экономических величин

þ принципа убывания

¨ средних экономических величин

¨ возрастающих экономических величин

759. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:

þ полезности

þ поведение индивида на рынке

¨ процента и ренты

¨ факторов производства

¨ денежного обращения

760. Представители первой волны "маржиналистской революции" обосновывали стоимость благ на основе:

¨ теории издержек

¨ трудовой теории

þ теории предельной полезности

¨ теории факторов производства

þ принципа ценности

761. Родоначальниками современного макроэкономического моделирования является:

¨ Джевонс У.

þ Вальрас Л.

þ Парето В.

¨ Маршалл А.

¨ Кларк Дж.Б.

762. "Репрезентативной фирмой" по А.Маршаллу считается:

þ средняя

¨ крупная

¨ корпоративная

¨ промежуточная

763. Цена товара А.Маршаллом определяется на основе:

¨ затрат труда

¨ издержек производства

¨ предельной полезности

þ равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками

¨ факторов производства

764. Принципы статического и динамического равновесия в мгновенном и краткосрочном периодах были разработаны:

¨ Джевонсом У.

þ Маршаллом А.

þ Кларком Дж.Б.

¨ Вальрасом Л.

¨ Парето В.

765. Согласно В.Парето критерием достижения общего экономического равновесия является:

¨ принципы максимизации полезности

¨ выявление предельной полезности

þ изменение соотношений предпочтений конкретных индивидов

¨ равенство инвестиций и сбережений

766. Модель Э. Чемберлина "монополистическая конкуренция" соответствовала взглядам:

¨ Гильфердинга Р.

¨ Каутского К.

¨ Митчелла У.

þ Шумпетера Й.

þ Хайека Ф.

767. Возникновение монополии по дифференциации продукта (термин Э.Чемберлина) предполагает ситуацию, когда:

¨ происходит снижение цены товара за счет внедрения новой технологии

þ производится товар, обладающий таким отличительным признаком, который позволяет продавцу занять привилегированное положение на рынке

¨ фирма концентрирует основные усилия на рекламе своего товара

¨ производится такой ассортимент товаров, который позволяет охватить все потребности данной 7целевой аудиторииu

¨ фирма выпускает уникальный продукт

768. Избыток мощностей в условиях монополистической конкуренции по Э.Чемберлину обусловлен формированием цен на уровне:

¨ ниже общих издержек производства

¨ общих издержек производства и нормальной прибыли

þ выше общих издержек производства

¨ общих издержек производства

¨ внешних издержек производства

769. Согласно Дж.Робинсон, в условиях несовершенной конкуренции размеры (мощности) фирм:

þ превышают оптимальный уровень

¨ оптимальны

þ больше, чем предъявляемый спрос на продукцию

¨ находятся в зависимости от конъюнктуры рынка

¨ не достигают оптимального уровня

770. Дж.Робинсон ввела понятие "дискриминация в ценах", которое означает:

¨ вытеснение монополией средних и мелких фирм на основе ценовой конкуренции

¨ возможность монополиста назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции

þ установление различного уровня цен на одну и ту же продукцию

¨ возможность продажи товара по цене, превышающей цену рынка чистой конкуренции

þ сегментацию монополией рынка на основе различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей