Национальная экономика как отрасль экономических наук. Определение национальной экономики

Тема 1. Национальная экономика как система

  1. Понятие национальной экономики

  2. Субъекты национальной экономики и их отношения

  3. Этапы развития национальной экономики России

  1. Понятие национальной экономики
Национальная экономика - народное хозяйство определенной страны.

Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Термин «национальная экономика» имеет несколько значений


  1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства .

  2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.
Как отрасль науки национальная экономика исследует:

  • эк потенциал страны, его размещение, нац рынок, место страны в мировой экономике

  • специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на эк рост.

  • степень гос вмешательства в экономику

  • традиции и нац психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

^ Основа национальной экономики - социально-экономическая система, которая характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Определяющую роль среди экономических методов играют частная собственность и конкуренция, а в системе внеэкономических отношений - властные функции государства.

^ Признаками национальной экономики как целостного организма являются:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальной экономике как системе присущ ряд свойств. К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка - мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

^ Типы среды национальной экономики:

Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

Государство данной страны.

Внутренняя социальная среда.

Внутренняя природная среда страны.

В последнее время влиятельным компонентом внешней среды стала мировая экономика в целом, которая характеризуется возрастающим ускорением темпов глобализации, расширением и ускорением интеграционных процессов. Все более прозрачными становятся границы и сужаются возможности государства по защите отечественных производителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты.

^ Факторы, которые оказывают наибольшее влияние на национальную экономику можно также поделить на:

Внутренние : экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

Внешние : экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

Поскольку экономические субъекты оказывают значительное влияние на функционирование национальной экономики, следующий вопрос посвящен их рассмотрению.
^ 2. Субъекты национальной экономики и их отношения

В условиях рыночной экономики производство сосредоточено в рамках самостоятельных субъектов экономики, которые обособлены отношениями собственности. Субъекты национальной экономики иерархичны, т.е. субъекты более низкого уровня входят в состав субъектов более высокого уровня. Субъект более высокого уровня включает в свой состав не только субъектов более низкого уровня, но и совокупность взаимосвязей между ними. Например, предприятие состоит из совокупности индивидов, связанных друг с другом производственными отношениями.

В экономической науке выделяют три группы субъектов – домашние хозяйства, фирма и государство.

^ Домашнее хозяйство охватывает индивидов или группу лиц, являющихся резидентами, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющие товары и услуги.

В методологическом плане представляется важным выделить первоэлемент национальной экономики. Наиболее распространенные точки зрения называют в качестве такого элемента либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида с его потребностями. Однако многие отмечают, что всем необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики, удовлетворяет лишь индивид, но не сам по себе, а во всей совокупности своих социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо.

Человек как субъект хозяйствования выполняет функции работника, производителя, потребителя, собственника, формирует комплекс интересов и предпочтений. Среди важнейших функций выделяют функцию целеполагания, т.к. индивид задает цели субъектам хозяйствования, в которые входит составной частью, а также функцию - удовлетворение конкретных потребностей, которую он, в качестве носителя общественных потребностей, объективно задает каждому элементу национальной экономики.

^ Фирма - самостоятельный субъект хозяйствования, реализующий собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

В новой институциональной теории фирма рассматривается как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.

Роль фирмы в национальной экономике связана с ее функцией. Функция фирмы определяется общественным разделением труда и состоит в удовлетворении общественных потребностей в каком-либо товаре или услуге.

Наиболее значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются:

Максимизация прибыли;

Завоевание большей доли отраслевого рынка;

Рост фирмы как в пределах отрасли, так и за ее пределами;

Достижение определенного объема производства и уровня продаж;

Достижение власти над рынком.

Государство как особая общественная подсистема возникло для выполнения определенных функций. На определенном этапе эволюции и развития общества выделился и укрепился институт государства с соответствующим аппаратом принуждения, поскольку он создавал наиболее благоприятные условия жизнедеятельности. Государство не только обеспечивало внутренний порядок, но и защищало внешние границы экономической системы.

В целом без государства национальной экономики не было бы в принципе, так как национальная экономика - это относительно самостоятельное территориально-обособленное хозяйственное образование. На уровне национальной экономики государство – главный субъект, который реализует общенациональный интерес.

^ Общенациональный интерес – это достижение оптимального и устойчивого роста национальной экономики как целостной системы. Он предполагает устойчивый рост благосостояния нации, максимальный прирост научно-технического потенциала, достижение экономической безопасности.

В национальной экономике государство выполняет пять основных функций.

^ Функциями являются:


  1. поддержка целостности национальной экономики, через установление государственных границ и охраны их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот

  2. обеспечение баланса интересов социальных групп. Государство призвано выступать представителем коллективного интереса нации в целом и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу разных причин затруднена или невозможна (безработные , нетрудоспособные и т. д.)

  3. создание «правил игры» в сфере социальных и экономических отношений, включает гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство, о защите прав потребителей

  4. осуществление надзора и контроля над соблюдением «правил игры» и взаимных обязательств, взятых на себя участниками кооперации;

  5. минимизация трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими)
При реализации своих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступают тоталитаризм и падение эффективности экономики.

В национальной экономике государство выступает не только в качестве субъекта, ее составным компонентом, но и частью среды.

В той мере, в какой государство осуществляет законодательное оформление экономической жизни общества, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль, оно является частью среды национальной экономики. С другой стороны, государство является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

Следующим неотъемлемым элементом национальной экономики являются институты
^ Социально – экономические институты национальной экономки.

Преследуя свои собственные интересы, индивиды сталкиваются между собой. Для устранения или уменьшения отрицательных последствий человеческого взаимодействия создаются институты - созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми.

Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий и тем самым облегчают проблему экономического выбора и привносят в экономическую действительность более высокую степень устойчивости.

Институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности с системных позиций. Вне экономических институтов национальную экономику представить невозможно. Любая экономическая деятельность возможна только в соответствующих институциональных рамках, в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе.

Социально – экономические институты национальной экономки -

Термин "национальная экономика" обозначает, во-первых, научную дисциплину, во-вторых, объект (предмет), который она изучает. Объект изучения национальной экономики (экономики страны, ее национального хозяйства) может быть определен как совокупность производительных сил, производственных (экономических) отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, влияющих на особенности экономического роста страны.

Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу

Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

Формирование национальных экономик начинает набирать силу в эпоху промышленной революции, на основе которой возникло массовое производство со свойственной ему глубокой специализацией и кооперацией производства. Именно эти процессы сделали зависимыми друг от друга работающие самостоятельно предприятия и отдельные регионы и привели к образованию феномена "национальная экономика". Появились и отдельные гипотезы об особенностях национальных путей развития стран. Однако как научная дисциплина "национальная экономика" в систематическом виде фактически появилась лишь в XX в. Именно тогда появилась возможность анализировать развитие страны и ее особенности на фундаментальном статистическом материале.

В самом деле, еще до Первой мировой войны ни в одной из развитых стран не существовало сколько-нибудь систематического учета результатов производства и потребления страны в целом, хотя в трудах ученых и XIX в. Приводятся многие статистические данные по этим вопросам.

Будучи единым хозяйственным организмом, национальная экономика отличается сложной структурой с различными иерархическими подсистемами. Поэтому курс национальной экономики отражает субординированную взаимосвязь хозяйственных процессов страны и особенности их протекания на макро-, мезо- и микроуровнях. На результаты хозяйствования влияют не только экономические ресурсы, но и неэкономические факторы. Поэтому национальная экономика как научная и учебная дисциплина включает в себя все смежные понятия, категории и законы гуманитарных наук, отражающие факторы, под воздействием которых происходит экономический рост страны. Это касается факторов, условий и проблем, касающихся географического положения страны, демографии, этнографии, социологии, политологии и т.д.

Предмет "Национальной экономика" не дублирует проблемы, раскрываемые в предметах "Экономикс" и "Политическая экономия". "Экономикс" фиксирует внимание на стандартных принципах взаимодействия различных рынков и на общих подходах экономической политики государства к повышению эффективности экономического роста. "Политическая экономия" рассматривает эти же явления под углом зрения воспроизводственных условий и развития социально-экономических противоречий.

Однако реальная жизнь отдельной страны богаче стандартного описания хода экономических процессов. Предмет "Национальная экономика" показывает, каким образом должно осуществляться соединение теоретических подходов к экономическому развитию с реальными процессами функционирования ее как живого организма. Поиск путей процветания конкретной национальной экономики возможен лишь на базе изучения единства единичного, особенного и общего в хозяйственном развитии.

"Национальная экономика" отражает научные подходы к определению стратегического развития страны, исходя из набора ее конкурентных преимуществ и слабостей развития. Каждое государство пытается решать в конкретно-историческом периоде, как усилить свои преимущества и устранить слабости развития национальной экономики.

Такой подход делается особенно важным при нарастании процессов глобализации мирового рынка. Использование национальных экономических факторов успеха в данной конкретной ситуации становится возможным, если страна определится с возможностями своего потенциала и обеспечит долгосрочный процесс его возрастания, своевременно устраняя угрозы его ослабления. На этих принципах строятся эффективные национальные стратегия и политика страны.

Выработка национальной экономической стратегии может стать эффективной, если она учитывает общие процессы, происходящие в экономиках одного типа, строится на понимании логики их хозяйственного развития и основ функционирования национальной модели.

Национальные модели обладают существенными особенностями. Они характеризуются определенной повторяемостью для стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства, рынков и способов включения в мировое хозяйство. Универсально не только наличие общих закономерностей и тенденций, но и своеобразие национальных экономических систем.

При этом выделяются особые способы реализации общих закономерностей развития, их преломление в конкретно-исторических условиях, учитывая индивидуальные черты каждой страны. Такое направление экономического анализа опирается на эволюционный подход в рассмотрении хозяйственных механизмов национальных экономик, поскольку их специфика во многом определяется этапом развития народного хозяйства каждой страны.

Стратегическое развитие предполагает использование научного прогнозирования. Эффективная национальная стратегия развития России должна учитывать специфику сформированных институтов и мотиваций человека и функционирующих субъектов хозяйствования. Не следует забывать, что именно мотивации прокладывают дорогу реальным хозяйственным процессам. Для России это особенно важно, поскольку появились новые собственники с новыми мотивациями.

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Экономика от греч oikonomike - искусство управления домашним хозяйством. Существуют три трактовки понятия экономики:

  • 1. совокупность производственных отношений;
  • 2. хозяйство (или его часть - отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира;
  • 3. отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений .

Национальная экономика -- это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

  • · суверенитет нации и государства;
  • · территориальная целостность;
  • · единство экономического пространства и юридической среды;
  • · общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;
  • · наличие единого платежного средства -- национальной денежной единицы -- и целостной финансовой системы;
  • · развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;
  • · эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации .

Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане -- это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане -- это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

В функциональном плане -- это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане -- это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:

  • · формами и правами собственности;
  • · движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;
  • · финансовыми потоками (денежной массы -- наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);
  • · юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений) .

Важнейшими составляющими компонентами развития национальной экономики Республики Беларусь являются:

  • · сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
  • · равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий в развитии экономики - эффективность ведения хозяйства;
  • · многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
  • · активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;
  • · Эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также социальная помощь.

Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Их функционирование и конечный результат оцениваются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах, ведет к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражающие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Таким образом, приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия «национальная экономика», позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы -- белорусской экономической модели.

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и другие цели:

  • 1. стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов;
  • 2. стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение;
  • 3. поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо;
  • 4. высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии .

Таким образом, главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Для придания белорусской экономической системе характеристик зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальная ориентированность, внешняя открытость) необходимы следующие условия:

  • · общесистемные -- носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
  • · системные -- включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;
  • · внутрисистемные -- обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Важнейшими общесистемными предпосылками развития национальной экономики выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.

Эффективность развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов.

Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

К внутрисистемным условиям развития национальной экономики относится ее перевод на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.

Все эти группы предпосылок и условий комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации .

Вывод: национальная экономика - это сложная система включающая комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и др. подсистем. Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность. Поэтому главной целью экономической политики Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Экономическая история

Одним из наиболее значимых разделов экономических знаний, распознающий уровень развития специалиста, именуется экономическая история . Изучение экономических проблем, затрагивающих ранние периоды существования человечества, и главных научных направлений экономической теории актуальных на данный момент предоставляет нам опыт необходимый для понимания фундаментальных процессов в экономической жизни общества. Так как экономическая мысль изначально не была отделена от иных форм мышления об обществе, то найти ответ на вопрос; когда впервые человек начал размышлять над экономическими явлениями и что принять за начало науки, считается затруднительным.

Различные историки, например, Д.И. Роэенберг в своей книге, вышедшей в 1940 г., начинал отсчет с древних греков. Для других авторов истоки экономической мысли обнаруживаются еще раньше: в древнеегипетских папирусах; в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских "Ведах". Не одно экономическое наблюдение можно обнаружить в Библии . В ней описано толкование экономической жизни древних евреев и иных народов, проживающих в Палестине. Как правило, это толкование дано в форме заповедей, указаний о поведении людей. Американский историк экономических учений, профессор Дж.Ф. Белл посвящает Библии большую главу.

В поэмах Гомера можно найти описание древнегреческого общества, находившегося в состоянии глубокого распада первобытнообщинного строя и формального рабовладения. Самые различные экономические наблюдения малозаметно отражены в интересном рассказе об осаде Трои и странствиях Одиссея. Вышеназванные источники экономисту приходится рассматривать, прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Воспринимать их как памятник экономической мысли в первую очередь нежелательно. Поэтому, например, Жумпетер, назвавший свою книгу историей экономического анализа, начал с доводов классических греческих мыслителей.

Аристотель и его вклад в развитие экономики

Можно заметить, что в произведениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были осуществлены первые случаи теоретически осмыслить, экономическое положение греческого общества. Слово экономия (ойкономиа от слов "ойкос" - дом, хозяйство, и "номос" - правило, закон) является заглавием сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такое значение (наука о хозяйстве, домоводство) это слово имело на протяжении всего существования. Греки присваивали ему ограниченный смысл, примерно как наше домоводство. Но если вспомнить, в древности дом влиятельного грека можно было сравнить с мини государством, так как процветало рабовладельческое хозяйство. Аристотель придавал термину "экономия" и производной от него "экономика" похожее значение. Он первым проанализировал взятые за основу экономические явления и закономерности развития древнегреческого государства. Достижением Аристотеля-экономиста является то, что он впервые обнаружил определенные категории политической экономии и отметил наличие взаимосвязи между ними. Аристотель выявил два вида товара : потребительскую и меновую стоимость и проанализировал время происхождения обмена. Им был поставлен вопрос, на который на протяжении всего существования политической экономии не был дан однозначный ответ: чем определяются соотношения обмена? Он видит в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно ищет какую-то общую основу.

Замечание 1

В "Никомаховской этике" Аристотель пишет: «Действительно, не из двух врачей образуется общество, но из врача и земледельца, и вообще из людей неодинаковых и неравных; Но таких-то людей и должно приравнять. Поэтому все, что подвергается обмену должно быть как-то сравнимо... Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... Итак, расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как относится к сапожнику».

Аристотель ввел понятие "хрематистика" (от слова "хрема" имущество, владение) - это искусство наживать состояние. Аристотель считал экономику естественной хозяйственной деятельностью, осуществляющейся в связи с производством жизненно необходимых средств. Границы производства также естественны - это разумное личное потребление человека. Античный метод производства Аристотель называл противоестественным потому, что в желании наживать состояние, никогда не бывает предела, так как целью-то оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся обменом, хотят увеличить свои капиталы до бесконечности.

Замечание 2

Интересное изменение трактовки хремастики как термина можно отметить в средние века, когда ученые-схоласты были противниками ростовщичества и воспринимали торговлю, как противоестественный способ обогащения. Но с развитием капитализма все способы обогащения стали восприниматься обществом как естественные, допускаемые "естественным правом". На этой основе в XVII-XVIII вв. В социально-экономической мысли возникла фигура homo oeconomicus - экономического человека , мотивы всех действий которого могут быть сведены к умению общаться.

Появление и развитие политической экономии

Замечание 3

Понимание термина "экономика" как домоводство просуществовало до XVII в. Человека, который впервые ввел асоциально-экономическую литературу термина "политическая экономия", звали Аннтуан Монкретьен де Ваттевиль. Небогатый французский дворянин написал одно из первых во Франции и в Европе сочинений, посвященное экономическим проблемам - "Трактат политической экономии" , который вышел в 1615. Основной его мыслью являлась попытка повлиять на правительство и убедить его в необходимости всестороннего покровительства французским промышленникам и купцам. Все помыслы Монкретъена были направлены именно на процветание хозяйства как государственной, национальной общности.

На протяжении 150 лет после Монкретьена политическая экономия зачастую воспринималась как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемыми, в основном, абсолютными монархами. Только при Адаме Смите, ее характер изменился, и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще, в частности, об экономических отношениях классов. В последние десятилетия XIX века термин "политическая экономия" на западе стал заменяться термином "экономика". При этом, само понятие «экономика» - в смысле наука о законах развития хозяйства, приобрело два смысла: с одной стороны, все более выраженный теоретический уровень экономических исследований - стало предметом "Экономикс", с другой стороны, стал все более проступать практический характер экономических исследований.

Экономические науки стали охватывать все многообразные отрасли звания об экономических процессах: организацию производства, труда, сбыта продукции, финансирования на предприятиях и т. д., и выделились в отдельные страши экономических исследований. Такое разделение дало свои положительные результаты.

Оно дало возможность в экономической теории сместить акценты с социального содержания "политической экономки" на поиск общих принципов экономического использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимальных материальных потребностей человека. Социальная нейтральность политической экономии открыла новые возможности и направления развития экономической теории. В руках экономиста Англии Меягера и Виэера в Австрии, Вальраса в Швейцарии, Дж.Б. Кларка в США "старая" политическая экономия обогатилась субъективистскими подходами к рассмотрению с мощным математическим аппаратом. Современный американский историк экономической мысли Б. Селигмен писал, что Джевонс "успешно освободил политическую экономию от слова - математическая и превратил экономику в науку, изучающую поведение атомистических идей общества в целом".

Замечание 4

В своей важнейшей работе "Теория политической экономии", опубликованной в 1871 году, Джеванс писал: "Моя теория по своему характеру является чисто математической. Теория заключается в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых понятий богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения капитала, процента, труда и всех количественно определенных понятий, относящихся к повседневной работе промышленности".

Новые подходы значительно обогатили науку и повысили значимость теоретического уровня экономических исследований. Начиная с XIX века, термин "политическая экономия" начал закрепляться за марксистской экономической теорией, которая все больший упор стала делать на социальном аспекте экономических закономерностей развития общества. Исследуя в первую очередь различия экономических систем, экономисты-марксисты сосредоточили внимание на идее неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, на преимуществах социализма. Узость политизированного подхода составляла главный недостаток на этом направлении развития экономической теории. Изменения в названии науки отражают эволюцию ее содержания. Ученые, занимавшиеся исследованиями в области экономической теории, всегда пытались ответить на вопросы, поставленные эпохой. Эволюция экономических теорий, школ отражает развитие самого человечества. Первой школой в истории экономической мысли считается, меркантилизм (от итальянского "мерханте" - купец). И меркантелюма главенствовал и в XV-XVII веках (в значительной мере в ХVIII веке). Меркантилизм делится на ранний - монетаризм , и поздний - протекционизм .

В самом первом и поверхностном определении экономика страны и национальная экономи-
ка - это одно и то же, понятия-синонимы.
Однако при более глубоком рассмотрении экономики страны обнаруживается, что экономические процессы, происходящие в стране, настолько многообразны, что требуется их научная систематизация. Она предполагает ответы на многие вопросы: о принципах организации экономической жизни страны или ее экономической системы, источниках, ресурсах и внутренних факторах развития, об экономических интересах и экономической безопасности страны и ее населения и т.д. Эти и другие кардинальные вопросы остро стояли и стоят перед любым государством на всех этапах его развития. Все они требуют специального теоретического анализа.
Как показывает история экономики, вопрос о национальной экономике и принципах ее функционирования становится особенно острым в условиях становления национального хозяйства или коренных преобразований в стране, затрагивающих основы ее развития.
Экономика страны изучается различными науками: экономической географией, экономической историей, экономикой народного хозяйства, прогнозированием народного хозяйства, экономикой сфер народного хозяйства и т.д. Основополагающее значение в изучении национальной экономики имеет исследование основ ее экономической жизни в единстве с конкретными формами развития, или теория национальной экономики. Это позволяет перейти от описательного подхода к экономике страны к ее целостностному, системному анализу. В центре внимания здесь оказывается экономический строй (устройство) страны как определенным образом субординированная структура экономических отношений. Свойственные любой экономике, любому экономическому строю необходимость координации экономической деятельности (формы хозяйствования) , формы распределения факторов и результатов экономической деятельности (собственность), формы распределения и перераспределения доходов, формы индивидуального и общественного воспроизводства, экономический механизм общества, его институты и организации, система индивидуальных отношений обладают не только общими свойствами для ряда стран, но и значительным своеобразием. Последнее диктуется особым преломлением этих общих для любой экономики элементов экономического строя через особенности данной страны.
Экономика каждой страны - воспроизводящаяся система. Это означает, что вопрос о внутренних источниках ее простого и расширенного воспроизводства - центральный вопрос экономического выживания страны. Соответственно, определение этих источников, эффективное использование экономических ресурсов страны, оптимальной структуры экономики, распределения прав собственности, финансовых механизмов, типа социально-трудовых отношений, форм связи с внешним миром, системы управления экономикой в целом, экономических границ национальной экономики - все это ключевые проблемы любой национальной экономики. И здесь мы также видим своеобразие воспроизводства национальных экономик разных стран.
Даже самый общий взгляд на современные национальные экономики в начале XXI в. в мире показывает, что имеются экономики, кардинально

различающиеся с точки зрения своеобразия экономического строя. Наряду с развитыми рыночными экономиками смешанного типа (С^ША, Западная Европа) воспроизводятся централизованные экономики нерыночного типа (КНДР); страны с преобладанием традиционных форм хозяйствования (ряд стран Африки) и страны, развивающиеся на базе постиндустриальных технологий, развивающиеся страны Запада. Одни страны воспроизводят сложившуюся экономическую систему, а другие находятся на этапе становления собственной национальной экономической системы.
В основе этого многообразия национальных экономик в каждом конкретном периоде находятся два основных фактора:
во-первых, экономика стран различается в силу специфики экономических систем, которые воспроизводятся в данных странах;
во-вторых, экономика различается в силу неэкономических, присущих только данной стране особенностей ее развития и положения.
В каждой стране формируется особая национальная экономическая система, которая отражает как общие закономерности для всех или для группы стран, так и специфические особенности данной страны в их единстве.
Национальная экономика представляет собой, таким образом, национальную экономическую систему в единстве с конкретными формами ее функционирования и развития, с ресурсами и возможностями воспроизводства, институтами и организациями, существующими в данной стране. Экономика страны, развиваясь на основе национальной экономической системы, является более конкретной экономической дисциплиной, которая специально анализирует различные формы движения экономики в народнохозяйственном, отраслевом и других сторонах экономической жизни страны.
Предметом теории национальной экономики являются национальные экономические системы.
Экономическая теория и теория национальной экономики связаны самым тесным образом. Эта связь определяется прежде всего содержанием как экономической теории, так и теории национальной экономики, особенностями их предметов и структуры.
Теория национальной экономики развивается на основе всех составных частей экономической теории, однако ее связь с различными частями осуществляется по-разному.
Теоретический анализ национальной экономики базируется прежде всего на социально-экономической и институциональной экономической теории. Это объясняется тем, что непосредственным предметом данных частей экономической теории является анализ социально-экономических систем, экономической структуры общества (социально-экономическая теория) и функционирование институтов, в том числе и неэкономических, которые включены в экономическую жизнь общества (институциональная теория). Теория рационального использования ресурсов объясняет функционирование рыночной системы и не претендует на объяснение экономического строя общества в различных экономических системах, взаимосвязи и взаимодействия экономических и неэкономических факторов.
Теория национальной экономики, развиваясь на базе экономической теории, является вместе с тем частной экономической теорией по отно

шению к экономической теории, как таковой. Различаются и их научные источники. Если экономическая теория развивается на базе выводов всех направлений науки, то теория национальной экономики базируется, с одной стороны, на развитии экономической теории, как таковой, а с другой - на развитии национальных школ (направлений) экономической мысли. Последние, опираясь на исторический опыт и на неэкономические особенности страны, анализ других национальных экономических систем и моделей, стремятся выработать соответствующие реальностям страны и ее этапу развития представления о национальной экономической системе и экономической политике страны.
Следовательно, теория национальной экономики как частная экономическая теория вместе с тем является более конкретной и специальной теоретической наукой. Именно теория национальной экономики служит непосредственной базой для анализа экономики страны.
Данный анализ предполагает, что получены ответы на принципиальные вопросы: какая экономическая система формируется (сформирована в стране); в чем состоит особенность данной экономической системы по сравнению с другими национальными экономическими системами; какие принципы неизбежно должны быть реализованы в экономической политике страны исходя из объективных экономических закономерностей, особенностей и возможностей страны; на каком этапе развития находится страна; какие принципы функционирования ее экономики на данном этапе отмирают, а какие - получают развитие; какие неэкономические преимущества имеются в стране и каким образом их использовать для развития; как осуществляется реальный процесс воспроизводства экономики страны.
Ответы на эти и другие вопросы являются предметом дискуссий. Их острота состоит в том, что национальные школы общественной мысли (в том числе экономической) служат базой для деятельности различных политических сил и выбора курса страны. Отсюда огромная значимость научного теоретического анализа общемировых и национальных закономерностей и принципов развития экономики в их единстве. Обращение только к универсальным мировым тенденциям, как и абсолютизация национальных особенностей развития страны, ведут неизбежно к односторонности и ошибкам в выборе экономического курса. Все это придает особую значимость развитию теории национальной экономики.
"Российская школа экономической мысли в своем развитии прошла ряд этапов. В ее истории существовал и развивался ряд направлений, которые внесли свой вклад в общие достижения мировой экономической науки. В силу особенностей исторического пути России, становления ее государственности, особенностей цивилизационных основ общества российская экономическая мысль обладала и обладает рядом важных отличительных черт, которые свойственны ей независимо от этапа развития. Становление России как великого государства, острые противоречия такого становления, особый уклад жизни, роль православия, переплетение духовных традиций евразийских народов, взаимодействие и само-

определение в политике с другими цивилизационными образованиями (прежде всего Европой) не могли не сказаться на подходах к исследованию и осмыслению экономической жизни общества.
Российская школа экономической мысли в силу этого всегда придавала существенно большее значение нормативному подходу, выявлению глубоких взаимосвязей экономических, социальных и институциональных сторон жизни общества. Это предполагало более широкий взгляд на экономическую жизнь страны, осмысление опыта других стран и народов через призму собственной истории и укрепление российской государственности. Не случайно отличительной чертой российской экономической мысли независимо от особенностей позиции авторов (либеральной или государственнической) было стремление к государственному строительству и в конечном счете - преобладание народнохозяйственного подхода к оценке мер экономической политики.
Отсюда важнейшее свойство рыночной экономической мысли: российская школа экономики - это, по существу, российская школа национальной экономики. Она противоречиво впитала две ветви развития экономической мысли - общемировую и национальную. Это неизбежно требовало от ее представителей широкой теоретической и методологической культуры, особого внимания к социальным противоречиям России, к путям их решения. Полемичность, столкновение противоречивых позиций по вопросам развития страны всегда характеризовали российскую школу национальной экономической мысли.
Она никогда не замыкалась на одном господствующем направлении науки (за исключением советского периода). Многостороннее восприятие мира и судеб страны всегда были интеллектуальной средой, оберегающей российскую экономическую мысль от односторонности на различных этапах ее истории. Не случайно она не только стремилась дать оригинальную трактовку достижениям экономической науки Запада, но также создала ряд новых подходов к экономическому пониманию мира.
Взгляды меркантилистов получили развитие в России во второй половине XVII в. в трудах Афанасия Ордин-Нащокина, Федора Салтыкова; взгляды физиократов развивались Дмитрием Голицыным и Йозефом Лангом. Аграрная тематика была широко представлена в трудах участников Вольного экономического общества. Учение А. Смита получило развитие в России в последней трети XIX в. в трудах Ивана Третьякова и Семена Десницкого. Оригинальные взгляды Г. Шторха в начале XIX в. не только развили учение классической английской политэкономии, но и обогатили исследования природы ренты и стоимости на основе полезности.
Развитие исторической школы, марксизма, маржинализма и других направлений экономической науки во второй половине XIX и начале ХХ в., в условиях перехода страны к этапу стремительного экономического развития, нашло выражение в значительных теоретических достижениях экономической школы России и обогащении ею основных направлений мировой экономической мысли.
Развивая идеи исторической школы, С.Ю. Виэте пошел значительно дальше в отстаивании идеи теории национальной экономики и обосновании роли протекционизма с позиции индустриального развития страны. Он наиболее ясно и последовательно обосновал необходимость развития

теории национальной экономики как особой проблемы науки. В своем знаменитом труде «Национальная экономика и Фридрих Лист» (1889) С.Ю. Витте противопоставил классическую политическую экономию как науку «космополитическую» национальной экономике, которая «должна принимать идею национальности за точку отправления» .
Российской экономико-философской мысли было свойственно обоснование особого внимания к своеобразию национальной экономики России и путей ее развития.
Учитывая историю, традиции поземельной общины, основы православия, славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др.) отстаивали еще в дореформенный период, в 40-50-х гг. XIX в., идеи необходимости «русской точки зрения» на все основные социально-экономические процессы, которые, по их мнению, принципиально отличны от западнического пути. Философско-экономическая традиция более широкого цивилизационного подхода к экономическому развитию была внутренне присуща другим направлениям российской мысли. Народники В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниэльсон и др. отстаивали во второй половине XIX в. идеи некапиталистического пути развития страны, ее вступления в социалистическую стадию, минуя капитализм. Данные представители народничества провели анализ противоречия капитализма в России, проблемы реализации общественного продукта, что способствовало более глубокому пониманию капитализма XIX в. И.Я. Данилевский не только обогатил мировую социально-экономическую мысль идеями цивилизационного подхода к развитию, но и показал, что самобытный историко-культурный тип России сосуществует с другими цивилизационными типами развития, и прежде всего европейскими. Тем самым Данилевский выступил против противопоставления национально-экономического развития различных стран и обосновал идею их совместного развития.
В силу особенностей исторического развития и острых противоречий в России особое развитие получило одно из господствующих во второй половине XIX в. направлений экономической мысли - марксизм. В дореволюционный период это направление было представлено как сторонниками капиталистического пути развития, так и сторонниками радикального классового подхода, ориентированного на революционный путь замены капиталистической системы социалистической. Если легальные марксисты (П. Струве, М.И. Туган-Бароновский) развивали идеи реформирования капитализма, то радикальные марксисты во главе с
В.И. Лениным отстаивали идеи быстрейшего перехода к новой социалистической формации. Используя идеи марксистского подхода, В.И. Ленин в дальнейшем развивал концепцию создания новой экономической системы России с учетом ее практических условий. Сложившаяся в результате победы Октябрьской революции 1917 года в России национальная экономическая система « огосударствленного социализма» во многом была своеобразным результатом специфических общественно-политических и цивилизационных особенностей страны.
Российская экономическая школа не могла остаться в стороне от исследований маржиналистского направления мировой экономической

мысли. Выдающийся вклад в развитие этого направления В.К. .Дмитриева (1848-1913) и Е.Е. Слуцкого (1880-1948) общепризнан в мире. Завоевание приоритетов в области исследований экономической конъюнктуры (Н.Д. Кондратьев - теория длинных волн), аграрного развития в многоукладной экономике (А.В. Чаянов) явилось подтверждением высокого потенциала и возможностей российской экономической мысли ХХ в. К сожалению, процесс свободного развития экономической науки в России был прерван в 20-х годах прошлого столетия, что не могло не привести к тяжелым последствиям для экономических исследований и к отрыву от основных направлений экономической мысли Запада.
Однако и в этот период национальные школы экономической мысли обогатили мировую экономическую мысль рядом новых оригинальных подходов и идей, касающихся определения принципов и методов планирования и прогнозирования экономики народного хозяйства. Исследования в области общественного воспроизводства, баланса народного хозяйства, исчисления народнохозяйственных показателей исторически определили макроэкономический анализ в западной экономической науке и статистике. Работы С.Г. Струмилина, А.И. Ноткина, А.И. Петрова, П.В. Фельдмана и других экономистов внесли значительный вклад в эту особую область изучения экономики. Не случайно практические результаты при разработке первого баланса народного хозяйства России легли в основу исследований межотраслевого баланса Нобелевского лауреата Василия Леонтьева, а исследования структуры национального богатства С.Г. Струмилиным во многом остаются актуальными и сегодня.
При всей спорности и неоднозначности подходов, традиции системного и целостного восприятия национальной экономики получили воплощение при создании учебников по политической экономии и циклов работ по экономической теории Л.И. Абалкина, Г.А. Козлова,
В.А. Медведева, К.В. Островитянова, А.М. Румянцева, И.А. Цаголова и других экономистов.
Преодоление разрыва с ведущими направлениями мировой экономической мысли создает новые возможности для стремительного прогресса российской экономической мысли при условии уважения к ее ценностям и традициям. Отстаивание многополярного подхода к национальной экономике, острая социальная полемичность, признание необходимости учета в исследованиях неэкономических ценностей и сегодня должны являться общими принципами и объединяющими подходами к исследованиям национальной экономической системы России.