Не считай чужие деньги цитаты. Деньги – это зло? О деньгах и богатстве

Не считай чужие деньги цитаты. Деньги – это зло? О деньгах и богатстве

Самые часто задаваемые вопросы наркологу от родителей: как уберечь ребенка от наркотиков? Как воспитать ребенка независимым человеком? С какого возраста необходимо заниматься профилактикой?

Как правило, первыми обращаются за помощью к наркологу именно родственники зависимых людей. И на этом этапе их волнуют уже другие вопросы: Что делать и как помочь? Где упустили? Где не доглядели? Что не додали своему ребенку?

С этой проблемой обращаются люди с различным социальным статусом, зачастую люди на первый взгляд из благополучных семей – интеллигентных, состоятельных.
Накопившийся опыт в процессе работы с семьями зависимых помог понять, что же объединяет этих людей, и на основании этого подготовить общие рекомендации, применение которых позволит предупредить появление зависимости в семье.

Обращаясь за помощью для своего ребенка или супруга, родственники зависимых людей даже не предполагают, что помощь нужна, прежде всего, им самим.
Зависимость – это семейная болезнь. И если один из членов семьи болен алкоголизмом, наркоманией, то остальные ее члены страдают психологически. Психическое состояние родственников больных зависимостью обозначают термином «созависимость».

Созависимость – это то, без чего алкоголизм и наркомания никогда не состоятся.

В общих чертах созависимость характеризуется, как болезненное желание управлять поведением других людей, контролировать жизнь, опекать и воспитывать другого человека, при этом, не заботясь об удовлетворении своих жизненно важных потребностей. Существует еще множество определений, но уже из этого становится ясно, что созависимый человек несвободен в своих чувствах и поведении, он теряет способность действовать по своему выбору, управлять своей жизнью, так как он все время занят жизнью другого человека.

Психологические травмы, полученные в детстве, плюс воспитание в дисфункциональной семье, и в результате вырастает человек с заниженной самооценкой, незнающий чего он хочет сам. При этом созависимые считают, что знают, чего хотят другие. Близкие и родственники зависимых людей не осознают, что сами нуждаются в помощи и поддержке, а если и осознают, то не умеют о ней попросить. Отсюда большая потребность помогать другим. Таким образом, они как бы говорят: «Я помогу тебе, а ты помоги мне», и, если что то делают для других, обязательно ждут чего то взамен, а когда они этого не получают, то испытывают сильное разочарование. Поэтому отношения в таких семьях напоминают сделку. Созависимые пытаются помочь даже тогда, когда их об этом не просят, и даже тогда, когда не знают, как помочь. Это не свидетельствует о том, что созависимые плохие люди, просто их не научили жить по-другому, не научили самому главному – заботиться о себе, верить в то, что они ценны сами по себе, что любовь не надо зарабатывать, она изначально есть в каждом из нас.

Нелюбовь к себе, привычку обесценивать себя, обвинять, не заботиться о себе созависимые вынесли из детства, и в собственной семье они продолжают относиться к себе так, как к ним относились самые значимые близкие люди, чаще всего это родители. И повторяется все по кругу: если человек не умеет любить себя, заботиться о себе, то,что он может дать другим окружающим его людям?

Поэтому неотъемлемой частью в процессе лечения зависимости является семейная терапия, направленная на преодоление созависимости у близких и родственников больных.

Зависимость и созависимость возникает в семьях имеющих общие характеристики, такие семьи носят название дисфункциональные.
Признаки дисфункциональной семьи:

  • Зависимость (алкогольная, наркотическая, игровая, пищевая и т.д.) у одного или нескольких членов семьи;
  • Жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия);
  • Авторитарная мать или деспотичный отец;
  • Абсолютизирование воли, контроля;
  • Запрет на естественное выражение чувств (“не реви”, “что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось”, “мальчикам плакать нельзя”);
  • Закрытость. Все скрывают секрет семьи, поддерживают фасад благополучия, стыдятся проблем зависимости;
  • Конфликтность во взаимоотношениях;
  • Отрицание проблем и поддержание иллюзий;
  • Частая потребность нести ответственность за жизнь других, а не за свою жизнь;
  • Неумение просить о помощи;
  • Склонность к полярности чувств и суждений;
  • Нарушение личностных границ (личного пространства или индивидуальных границ, которые включают тело, мысли, мнения, потребности, убеждения, желания и делают человека отдельной и автономной личностью).

Для сравнения признаки здоровой, функциональной семьи:

  • Проблемы признаются и решаются;
  • Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества);
  • Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся;
  • Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности;
  • Родители делают то, что говорят;
  • Ролевые функции выбираются, а не навязываются;
  • В семье есть место развлечениям;
  • Ошибки прощаются, на них учатся;
  • Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые - хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка расценивается, как упрямство и должна быть сломлена.

Тип отношений в такой семье:
Один из членов семьи берет на себя доминирующую роль, отдает приказы, критикует, стремится подавить волю остальных. Это позиция Преследователя. Тогда другой человек оказывается в позиции Жертвы. Жертва жалуется, демонстрирует полную беспомощность. Тогда кто-то из членов семьи берет на себя роль Спасателя. Спасатель поддерживает Жертву и обвиняет Преследователя. Так возникает «ловушка созависимости», так называемый драматический треугольник Карпмана. Члены семьи могут поочередно находиться в каждой из ролей.

Если в семье взаимоотношения подчиняются данному стереотипу и Вы чувствуете, что угодили в ловушку драматического треугольника, попробуйте отследить, как часто Вы прибываете в роли Жертвы, Спасателя или Преследователя.

Для выхода из драматического треугольника Карпмана разработана альтернативная концепция «Треугольник победителя».

Семья – это главная система, к которой каждый из нас принадлежит, и поведение всех членов семьи всегда взаимосвязано и взаимообусловлено. Поскольку все части этой системы находятся в тесном взаимодействии, то и улучшение/ухудшение состояния одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии другого.

Поэтому, когда родственники зависимых людей спрашивают, как помочь их родным и близким, первое, что рекомендуют врачи наркологи, психотерапевты и психологи: начните с себя!

Мы не можем менять других людей, но изменяя свое поведение, мы с удивлением замечаем, как меняется мир вокруг нас.

Еще в 4 веке до н.э. римский философ Сенека, сказал: долог путь поучения, краток и успешен путь личного примера.

Так впоследствии родилась английская пословица, которая гласит: не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!

Поэтому культивирование в себе свободной и независимой личности, создание здоровых, гармоничных отношений в семье поможет Вам предупредить развитие зависимости у ваших детей.

Как воспитать в себе независимую личность? Для начала научитесь удовлетворять свои основные потребности самостоятельно, а не за счет других людей. Помимо основных физиологических потребностей (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т.п.) А. Маслоу выделил еще 6 потребностей более высокого уровня:

  • потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
  • потребность в любви;
  • потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
  • познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
  • эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
  • потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Для успешной реализации этого процесса необходима вера в себя, адекватная самооценка, способность к самозащите, любовь к себе. Обратите внимание на свои внутренние скрытые ресурсы. Эти ресурсы позволят Вам ощутить целостность своего «Я».

Дети, как и взрослые, имеют базовые потребности. Взрослым очень важно знать и понимать детские потребности, так как дети не в состоянии выявить эти потребности самостоятельно.

Способность родителей удовлетворить базовые детские потребности влияет на адекватность восприятия ребенком мира, который его окружает. Дети учатся чувствовать любовь, эмоциональную поддержку и безопасность от своих родителей с первых дней жизни. Кроме того, когда родители достаточно заботятся об удовлетворении базовых детских потребностей, их дети вырастают эмоционально стабильными, заботливыми, здоровыми и независимыми взрослыми.

Люди, подверженные возникновению различных зависимостей, пережили в детстве эмоциональную депривацию, связанную с отсутствием достаточных положительных чувств со стороны родителей.

Они воспитывались в холодной, отталкивающей, дистантной атмосфере, были свидетелями аддиктивного (зависимого) поведения или сверхзанятости родителей, которые часто покидали их, возлагая родительские функции на не всегда заботящихся о детях людей. Другой крайностью в воспитании ребенка является гиперопекающее поведение со стороны родителей.

Такое воспитание провоцирует возникновение у детей комплекса неполноценности. Компенсация сформировавшихся в результате комплексов осуществляется уходом в мир фантазий и поиском человека, который может прийти на помощь. Впоследствии поиск такого человека, может закончиться знакомством с различными суррогатами счастья (алкоголь, наркотики).

Существует достаточно большой список базовых детских потребностей, но самыми главными остаются: базовые физические потребности, чувство безопасности, доверительные отношения с взрослым, потребность в самооценке, потребность в самоактуализации и образовании.

Считается, что физиологические потребности организма в воде, еде, воздухе и сне должны удовлетворяться в первую очередь. Как родитель, Вы можете удовлетворить эти потребности, следя за рационом вашего ребенка, который должен быть здоровым и сбалансированным, а также соблюдать режим питания и сна. Будет очень хорошо, если у вас будут утренние и вечерние ритуалы, когда ваш ребенок будет умываться, чистить зубы и принимать ванну или душ. Важно не забывать о регулярных медицинских осмотрах и физических упражнениях.

Крайне важно, чтобы детская потребность в безопасности была полностью удовлетворена. Чтобы сделать это, необходимо обеспечить ребенку физическую безопасность и свободу от страхов. Безопасная и комфортная атмосфера дома может помочь в удовлетворении данной потребности. Дайте своему ребенку эмоциональную поддержку и утешение, когда он в этом нуждается. Если Вы своим примером будете показывать ребенку, как можно владеть собой в независимости от того, на сколько Вы разозлились, ему будет значительно проще овладеть этим навыком. Никогда не угрожайте вашему ребенку и не наносите ему физического вреда.
Очень важным моментом является постоянное присутствие матери в поле зрения ребенка до трёх лет. Оставление ребенка одного или с незнакомыми людьми (например: няня) в таком возрасте оказывает на ребенка психотравмирующие действие. Часто молодые мамы торопятся поскорее выйти на работу после рождения ребенка и тогда оставляют своих чад на попечение бабушек и дедушек или других родственников. Это самая распространённая ошибка молодых мам, которая в будущем может привести к зависимости у ребенка.
Большинство женщин, имеющих взрослых детей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, признались, что вышли из декрета, когда их детям еще не было и трех лет, а воспитанием детей занимались бабушки и няни.

Еще одной важной потребностью для ребенка являются доверительные отношения со взрослыми. Детям важно ощущение любви, привязанности и принадлежности близкому человеку. Дети учатся строить близкие отношения на примерах взрослых. Мы показываем им, как строить отношения с другими людьми, как доверять и получать доверие в ответ. Чтобы удовлетворить потребность ребенка в близких и доверительных отношениях, очень важно постоянно показывать ему, что ваша любовь безусловна. Не пренебрегайте физическим контактом: обнимайте, целуйте и ласкайте ваших детей как можно чаще. Не забывайте о том, что личный пример – это лучшее, что Вы можете дать вашим детям. Обсуждайте с детьми их потребности, мысли и чувства, и принимайте их такими, какие они есть.

Все человеческие существа имеют потребность в высокой самооценке и уважении. Когда эта потребность удовлетворена, ваш ребенок чувствует себя уверенным в себе и ощущает, что он является ценным членом общества. Когда данная потребность не удовлетворена, ребенок чувствует себя никчемным и неуверенным. Вы можете помочь вашему ребенку, давая ему безусловную любовь и поддержку. Кроме того, поощряйте ваших детей, если они проявляют честность, независимость или другие положительные качества. Искренняя похвала закладывает хороший фундамент для формирования правильной самооценки. Аккуратно направляйте ваших детей: давайте им возможность самостоятельно делать выбор, учите их гордиться своими достоинствами. Самостоятельные ошибки – это лучший опыт для вашего ребенка, не упускайте дать ему возможность учиться. Если ваш ребенок будет чувствовать поддержку с вашей стороны, то ему будет нестрашно пробовать новое, экспериментировать, а в случае неудачи ваш ребенок не будет стыдиться или расстраиваться, он попытается исправить ошибку или сохранить опыт на будущее.

Чтобы ребенок вырос независимым и успешным Вам необходимо удовлетворить потребность ребенка в самоактуализации и образовании. Самоактуализация – это стремление человека к более полному выявлению и развитию своих способностей. Когда эта потребность не удовлетворена, ребенок может чувствовать себя очень неуверенно. Вы можете помочь ребенку удовлетворить данную потребность, поощряя его интересы и стремление к новым знаниям. Помогите ребенку выполнить домашнее задание, играйте в обучающие игры и читайте. Кроме того, вы можете разделить ваши личные интересы с ребенком и увлечь его. Сводите его в театр, кино, музей или займитесь вместе спортом. Расскажите ему о ваших увлечениях и займитесь ими вместе.

Если Вы сможете удовлетворить перечисленные выше базовые потребности, ваш ребенок вырастит независимым и способным добиваться поставленных целей.

Подведя итоги, можно сказать, что профилактика зависимости у детей должна начинаться с первых дней жизни ребенка и заключается она в безусловной любви к ребенку и в здоровых взаимоотношениях в семье.

Никогда не поздно иметь счастливое детство, всегда можно изменить свою жизнь к лучшему!

Как спасти ребенка от компьютерной зависимости? Хорошая штука-компьютер. Особенно выручает очень занятых родителей. Сидит себе ребенок за компьютером дома, по улице не бегает с сомнительными товарищами. Двигается маловато, это конечно не очень хорошо, но все же лучше чем пагубное влияние улицы!

Родители, которые считают, что увлечение их чада компьютерными играми и Интернетом не влияет отрицательно на ребенка, глубоко заблуждаются или просто намерено отмахиваются от своих родительских обязанностей, считая, что у них есть дела и поважнее.

Психологи бьют тревогу. Количество детей страдающих в разной степени компьютерной зависимостью непреклонно растет с каждым годом. У ребенка страдающего компьютерной зависимостью нарушаются психологические и поведенческие функции. Этому болезненному состоянию подвержены и взрослые и дети, но взрослый человек отвечает за себя сам, а вот за здоровье ребенка отвечают родители. И именно они должны уберечь его от этого недуга.

Обратите внимание, сколько времени ребенок уделяет компьютерным забавам. Если, немного поиграв, он выключает компьютер и начинает заниматься другими делами, то повода для беспокойства пока нет. Но грань между увлечением и зависимостью очень тонка. Если ребенок уделяет компьютеру все свое свободное, а порой даже забывает об учебе, прогулках и живом общении со сверстниками, то это серьезный повод задуматься о том, что у ребенка появились проблемы с самоконтролем и его увлечение переросло в зависимость.

Как решать проблему. Многие родители видят единственный выход это полный запрет на пользование компьютером. Но такие крайние меры могут привести к еще худшим последствиям. Ребенок может впасть в настоящую депрессию, закрывшись в себе, полностью отгородится от родителей. Так же может начинать действовать родителям назло, например, забросить учебу.

Запреты, нравоучения, ругань ни когда не приносят положительного эффекта в воспитании детей. Ребенок совершенно не понимает, за что его наказывают. Ведь он не рассматривает свое состояние как психическое расстройство. По непонятным для него причинам родители, почем- то отбирают у него право заниматься любимым делом. Это вызовет у ребенка чувство протеста или озлобленность на родителей.

Не существует стопроцентно эффективного способа в борьбе с компьютерной зависимостью. Конечно же, нужно разговаривать с ребенком. Рассказать ему о своих опасениях и страхах. Ребенок доверяет своим родителям, и их опасения могут сыграть для него роль сдерживающего фактора.

Нужно понимать, что одними разговором делу не поможешь. Обязательно одно увлечение нужно заменить на другое, более полезное. Узнайте, чем еще интересуется ваш ребенок, предложите занятия спортом или посещение какого-нибудь кружка. Старайтесь чаще общаться с ребенком, постарайтесь разделить его увлечения и интересы.

Лечение любой зависимости очень не простое дело, требующее много терпения и сил. Нужно стараться не допустить такого развития событий. Определенно, занятия ребенка с компьютером, должны контролироваться родителями постоянно.

Не устанавливайте компьютер в детской. Пусть он находиться в том помещении, где чаще находятся взрослые. Тогда ненавязчиво вы сможете проконтролировать, сколько времени ребенок проводит за компьютером.

Чаще отвлекайте ребенка, «мешайте» ему разными вопросами. Попросите его рассказать о тех или иных функциях компьютера, о которых вы не знаете. Старайтесь узнавать, что именно его привлекает в тех или иных играх. На каких сайтах он общается, что нового и интересного он узнал из Интернета. Если у вас нет времени контролировать увлечение вашего ребенка компьютером, то стоит задумываться о правильности вашего подхода к воспитанию детей. Ведь в семьях, где дети не безразличны своим родителям, малыши и подростки реже хотят спрятаться от безразличия близких людей в виртуальном мире.

Как уберечь детей от зависимостей

Проблема появления зависимостей у детей, потери устремленности к самовыражению и самопроявлению сегодня волнует многих родителей. Почему появляются зависимости? Как отгородить своего ребенка от вредных привычек? Найти ответы поможет эта статья.

Многие родители с вопросами зависимости детей обращаются к психологу достаточно поздно. На самом деле зависимости возникают гораздо раньше, а в подростковом возрасте становятся более заметными. Подростки начинают протестовать, отдаляться. Если взаимоотношения между детьми и родителями нормальные, отделяясь, ребенок спокоен. Если же в семье недостаток любви, то ребенок остро переживает страх. Именно поэтому дети начинают употреблять алкоголь, наркотики или же возникает, например, компьютерная зависимость. Подросток изолирует себя от реальности и находится в иллюзорном мире. Так ему легче переносить страх, тревогу. Зависимости и возникают оттого, что человек с тревогой не справляется.

Если в раннем детстве, когда ребенок только начинает изучать мир, не поддерживать это его стремление, он может утратить интерес к реальности. Ему будет комфортнее в виртуальном мире. Начиная с того, что цвета там ярче и трава зеленее, заканчивая возможностью выстраивать желаемые, идеальные отношения. Важно отличить зависимость от простого увлечения игрой. Если подросток целыми днями проводит за компьютером, не поддерживает других интересов и увлечений, отвергает общение со сверстниками или долгое время сконцентрирован на чем-то одном, можно диагностировать, что это - зависимость. Предпосылки возникновения алкогольной или наркотической зависимости также нужно искать в раннем детском опыте, когда ребенок ощущает недостаток тепла, любви, понимания.

Родителям, столкнувшимся с какой-либо зависимостью ребенка, прежде всего необходимо выработать в себе безоценочное отношение. Перестать критиковать, подавлять. Можно как-то поддержать интерес ребенка, чтобы войти в его мир и найти к нему ключ. Нужно выстроить доверительные отношения с ребенком. И тогда уже вместе с ним искать новые интересы в реальности. Это могут быть туризм, футбол и т.д. Следует быть готовыми к тому, что работать и искоренять зависимости очень сложно. Поэтому, если еще не поздно, лучше направить все силы на предотвращение всевозможных зависимостей у ребенка.

Уберечь ребенка от зависимостей можно только поддержкой, пониманием ребенка, его чувств и переживаний. Тогда вырастают дети с мощной основой, у которых отсутствует потребность в зависимостях. На самом деле зависимость вообще не вылечивается. Никакая. Она лишь компенсируется чем-то другим, переходит в другую форму, социально приемлемую. Это важно осознавать и как-то с этим жить, адаптироваться, находить выход своей энергии в других сферах. Зависимость находится на подсознательном уровне, сложно перевести ее в слова. Формируется она с рождения и до полутора лет. Поэтому, хочу обратиться к молодым мамам, особенно к тем, которые занимаются бизнесом. Многие из них, еще, будучи беременными, говорят, что через пару месяцев после родов выйдут на работу. Не стоит идти на поводу у этого сумасшедшего мира. Подумайте о том, что ребенку необходима мама - хотя бы первые год-полтора. Это будет лучшей профилактикой зависимостей.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Какие дети преимущественно попадают под компьютерную зависимость?
  • На самом ли деле компьютерная/интернет зависимость безобидна?
  • Виды зависимости.
  • Какие занятия или программы на компьютере/по телевизору полезны для ребенка, а какие вредны?
  • Ролевые компьютерные игры и их особенности.
  • Сетевые онлайн игры.
  • Рейтинг компьютерных игр (возрастная классификация, т.е. для какого возраста подходят игры).

Какие дети попадают в компьютерную зависимость?

Часто компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей , родители этих детей умные и внимательные, дети с хорошей успеваемостью в школе, эрудированные, интеллектуальные. Родители таких детей заботятся о них, переживают, искренне обеспокоены тем, что происходит с ребенком.

Оба родителя работают, строят карьеру, у них высшее образование. В целом – это обыкновенная семья со средним уровнем дохода , где не наблюдаются какие-то серьезные проблемы или глобальное неблагополучие.

Самое главное – это недостаток времени у родителей на игры, общение, занятия с ребенком. Непонимание, чем еще можно занять ребенка, сложности во время игры с ребенком (родители часто говорят «Я не знаю, как играть», «Мне сложно играть с ребенком», «Мне скучно, я устаю»).

Недостаток многих родителей — неумение четко и ясно устанавливать запреты и правила, ограничения, объяснять их ребенку и следить за их выполнением.

В каких случаях ребенок особенно подвержен компьютерной зависимости?

  • Если ребенок начинает использовать компьютер/планшет/телефон в раннем детстве до 6 лет. К сожалению, сегодня время использования электронных устройств сильно сдвинулось, и дети уже в 2-3 года очень много времени проводят за экраном. Чем раньше начинает ребенок, тем выше риск развития компьютерной зависимости.
  • У эрудированных детей с интеллектом выше среднего. Чтобы разбираться в играх, ребенок должен быть сообразительным и умным.
  • Дети, у которых много свободного времени. Они не заняты после школы в кружках, секциях. И это свободное время никак не структурировано. Очень много свободного времени в выходные, после школы. Но здесь есть и другая крайность: некоторые родители очень сильно перегружают ребенка, и у него вообще нет свободного времени, ему «не продохнуть» — у него и гимнастика, и бассейн, и рисование, и шахматы, еще и учеба с домашними заданиями. Здесь надо найти золотую середину. У ребенка должно быть свободное время, а родители должны отвечать за то, как это время структурировать
  • Когда у ребенка есть неограниченный доступ к компьютеру/планшету/смартфону. Часто ребенок может подходить и брать без спроса родительский телефон, ноутбук. В этом случае его сложно проконтролировать.
  • Пример родителей. Когда мама и папа сами много времени проводят за компьютером, то ребенок будет им подражать.


  • Если у ребенка более старшего возраста не складываются отношения со сверстниками, если у него нет друзей, если его дразнят, если у него есть какие-то комплексы, сложности в общении. Тогда он уйдет в электронный мир, интернет, где можно общаться под ником, проявить себя в виртуальном мире, быть тем, кем захочешь. В итоге вместо того, чтобы решать свои реальные проблемы (налаживать контакты, разрешать конфликты) ребенок уходит в несуществующий виртуальный мир.
  • Дети в обеспеченных семьях, когда родители могут позволить себе покупать дорогое компьютерное оборудование и устройства, телефоны и дорогие игры. Получается, что ребенок постоянно окружен этими девайсами. Иногда для родителей это служит замещением родительского внимания и любви, на которые у них не хватает времени. Происходит подмена настоящей заботы и внимания дорогими подарками.
  • Наиболее подвержены мальчики/юноши – они выступают основными потребителями компьютерных игр.

Как правило, любой вид зависимости у ребенка формируется на фоне отсутствия теплых эмоциональных взаимоотношений в семье . Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают, что он думает и что чувствует, о чем мечтает и о чем переживает, что действительно его волнует или тревожит. Когда родители не слышат его.

Часто родители говорят «Я забочусь о нем», но это формальная забота: ребенок всегда одет по погоде, одежда чистая и опрятная, у него полноценное хорошее питание, он вовремя ложится спать, у него сделаны уроки. По сути, это тоже забота и определенная доля внимания, но это ФОРМАЛЬНОЕ внимание.

Если ребенку не хватает любви и внимания родителей, риск появления компьютерной зависимости возрастает. Ребенок получает от этого некоторую замену родительской любви, удовольствие, суррогат.

Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка. Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом.

Признаки компьютерной зависимости


  • Снижение интереса к другим занятиям в школе, к домашним заданиям, к любым играм и занятиям, которые раньше были интересны и увлекательны для него. Ребенок может говорить, что ему скучно и неинтересно,
  • Он сердится, когда родители пытаются наложить какие-то запреты, когда ему не разрешают играть или смотреть телевизор.
  • Ему трудно остановиться. Он говорит «еще 5 минут», которые длятся часами.
  • Когда вы забрали у ребенка планшет или ноутбук, он ходит по квартире мается, жалуется, что ему скучно и неинтересно. Может просто лечь спать, раз нечем заняться.
  • При общении ребенок часто говорит об игре, обсуждает ее, пытается искать информацию о ней, читать о ней. Учителя могут замечать, будто ребенок отсутствует на уроках, о чем-то мечтает, а в этот момент у него сильно нарушается концентрация на любых других занятиях. Например, он сидит на уроках и думает, как он будет следующую миссию выполнять в игре, как ему в этот раз нужно пройти этот этап, чтобы понести наименьший урон.
  • Если ребенок занимался спортом, у него было хобби, коллекционирование – все это начинает отходить на второй план. Родители будто теряют ребенка, у него происходит потеря интереса ко всему.
  • У ребенка нарушается восприятие времени. Он не чувствует время, может просидеть за компьютером всю ночь до утра.

Сетевые компьютерные игры


Сетевые игры – это когда вы постоянно должны быть в интернете или вы играете по сети с участием других игроков. В этом случае ребенок испытывает огромное чувство ответственности перед другими онлайн игроками , часто это какой-то клан или отряд. И игроки все вместе выполняют какие-то миссии.

Сетевые игры вызывают самую сильную зависимость.

Хотя в эти игры и можно играть в одиночку, но чтобы достичь лучших результатов и развить своего героя или открыть дополнительные миссии, нужно играть с другими игроками. И здесь ребенок просто «подсаживается» на такие игры. Этот вид игр вызывает самую сильную компьютерную зависимость.

Часто все игроки должны собраться одновременно, онлайн и участвовать в каком-то квесте. И не важно, что эти игроки могут быть из других часовых поясов, и часто отличия огромны (у кого-то может быть ночь, у кого-то — день).

Дети иногда просыпаются ночью, ставят будильник и тайком от родителей выходят в интернет и играют. Почему? Потому что если ребенок не пришел в назначенный час в эту миссию со своим кланом, он подводит всю команду. И они не могут выполнить какие-то определенные задачи, т.е. они не смогут выступить так же хорошо, как смогли бы в полном составе. И у ребенка возникает огромное чувство ответственности перед другими игроками и чувство вины, если он не вышел вовремя. Отсюда возникают скандалы, крики, вопли, дети просто рвутся к компьютеру и стараются торговаться, уговаривают родителей «только хотя бы немного, хотя бы 20 минут». Для родителей в этот момент ребенок выглядит как наркоман.

Итог : сетевые компьютерные игры самые вредоносные. И, как правило, дети впадают в зависимость, и с такими играми приходится жестко обходиться, чтобы ребенку помочь – принимать кардинальные меры. Вне игры ребенок испытывает дискомфорт и постоянно уговаривает родителей, чтобы они разрешили еще поиграть.

Физические признаки компьютерной зависимости


  • Ребенок сонный, плохо просыпается утром. Хронический недосып, он просыпается ночью, чтобы поиграть, использует планшет под одеялом. Т.е. тайком играет, пока родители думают, что ребенок спит.
  • Снижается внимание к личной гигиене (у детей более старшего возраста) – забывает помыться или почистить зубы, не меняет белье, не принимает душ, не расчесывается, ходит неопрятным, в крайних случаях может терпеть и не идти в туалет, потому что в этот момент нет возможности нажать на паузу или он играет по сети с другими игроками –может быть расстройство желудка и запоры.
  • Плохое и нерегулярное питание. Ребенок пропускает приемы пищи или он быстро-быстро идет покушать, чтобы чем-то забить желудок, и идет скорей за компьютер.
  • Головные боли, портится осанка, ребенок сутулится, горбится, зажимы в шейном отделе, в плечевом отделе.
  • Защемление позвонков, боли в спине,
  • Ухудшается зрение из-за постоянного напряженного смотрения в экран, сухость в глазах.
  • Потеря веса, т.к. мало кушает или пропускает приемы пищи.
  • Снижение общего уровня физического здоровья, когда у ребенка вообще нет никакой физической активности.
  • Перспектива «общения с экраном» может радовать ребенка, сейчас он поиграет! Он возбужден, настроение приподнято. Т.е. сама мысль о том, что скоро он сможет засесть за игру, приводит в восторг.

Как и в случае с любой зависимостью, исцеление может казаться трудным, долгим, безрезультатным. Но нужно набраться терпения и решимости, нельзя сдаваться, глядя, как ваш ребенок просто катится в пропасть. И для некоторых детей нужны самые решительные меры: очень жесткий контроль , правила и ограничения вплоть до полного стирания всех игр из компьютера/планшета/телефона.

Пока еще ребенок находится под вашим контролем, вы можете использовать свою власть. В отличие от взрослого человека, которым невозможно управлять или что-либо запрещать. Помните, что ваше право воспитывать ребенка иссякает с каждым годом. Поэтому не нужно ждать чего-то – нужно действовать сейчас, не откладывая в долгий ящик.

Найдя правильный подход к ребенку, вы сможете восстановить дружеские, доверительные отношения с ним, вернутся хорошие оценки в школе и успеваемость, появятся новые цели, интерес к другим занятиям, хобби, прошлые увлечение могут стать снова интересными. НО! Это при условии, что родители помогут ребенку справиться с зависимостью. Не будут просто ругать и запрещать, а будут действовать .

Полезные занятия на компьютере


Всего можно выделить 3 основных направления пользования компьютером:

  • Познавательное – узнавать что-то новое в интернете, по телевизору это программы о животных, научные сериалы, о путешествиях, исследованиях, исторических событиях.
  • Игровое.
  • Коммуникативное — соц. сети, icq, скайп.

Нужно стараться учить ребенка использовать компьютер не в развлекательных целях, а в познавательных . Поэтому, если выбирать игры, предпочтение лучше отдавать познавательным, обучающим играм, если ваш ребенок все же играет. А по телевизору смотреть только познавательные передачи.

Ролевые компьютерные игры


Ролевые компьютерные игры – это когда ребенок должен войти в роль компьютерного персонажа, погрузиться в атмосферу игры, играть, как будто он является этим персонажем на самом деле. Т.е. будучи определенным героем, он выполняет определенные миссии и задания в игре.

Ролевая игра построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего человека мотивации, основанной на азарте (например, накопить побольше очков или перейти на следующий уровень развития), для ролевой игры самое важное – это максимальное вживание в роль компьютерного персонажа и выполнение миссий. Часто открываются все новые и новые миры, и ребенка просто затягивает в этот придуманный мир фэнтези.

Есть 3 типа ролевых игр:

  • С видом от первого лица , от лица своего персонажа. Максимальное погружение ребенка в виртуальное пространство. Все через несколько минут игры ребенок полностью теряет связь с реальным миром, он погружается в эту роль и в критические секунды жизни своего героя он может подскакивать, вскрикивать, бледнеть, краснеть, ерзать на стуле, уворачиваться от ударов.
  • Вид от третьего лица , когда ребенок видит своего компьютерного героя извне. Ребенок тоже играет за этого персонажа, но он его видит со стороны: есть силуэт и он ходит, ребенок видит его полностью. Включенность в такую игру немного меньше по сравнению с игрой от первого лица. Но неудача и гибель персонажа сказывается на эмоциональном состоянии ребенка: у него портится настроение, может сильно переживать.
  • Игра от лица руководителя , когда играющий руководит своими подчиненными и другими компьютерными персонажами. Ребенок может играть роль командира отряда спецназа, командующего армией, главой государства. При этом играющий не видит на экране своего отдельного персонажа, но он видит своих подчиненных, придумывает себе роль и т.д.

От любого типа ролевых игр, когда ребенку предлагается взять на себя роль, ему очень сложно оторваться и выйти из игры. Ему начинает казаться, что настоящий мир, полный событий и приключений, находится внутри компьютерной игры, там он может себя полностью реализовать, «замочить», кого хочет, побить, может быть победителем.

Ребенок начинает реализовывать все свои цели в игре, а не в реальной жизни, в общении с людьми, со сверстниками.

Реальная жизнь конкурирует с компьютерной и может показаться ребенку скучной и бесцветной. Ребенку может даже сниться, что он живет в этой виртуальной игре.

Рейтинг и классификация компьютерных игр


На любой компьютерной игре установлена определенная классификация, возрастной рейтинг. Устанавливает ее компания ESRB в США, она же разрабатывает критерии, по которым игре присваивается тот или иной рейтинг. И этот рейтинг можно увидеть на коробке с игрой.

  • EC – для детей от 3-х лет.
  • E – для детей от 6 лет
  • E10 – для детей от 10 лет.
  • T – для подростков от 13 лет.
  • M – от 17 лет. В игре есть сцены насилия, кровь, сексуальное содержание, неприличные слова и выражения.
  • АО – от 18 лет. В игре длинные и жестокие сцены насилия, сексуальные сцены, обнаженные герои и т.д.

К сожалению, дети сегодня играют во все, что только можно. И если есть бесконтрольный доступ к интернету, дети играют и в игры «18+», и для взрослых.

Родители, помните, что вы боритесь не со своим ребенком, а с его пристрастием. Ребенок – этот тот, кого вы любите, за кого вы переживаете, болеете всей душой, кому вы не позволите на ваших глазах становиться зависимым.

Но компьютерная зависимость просто так не уйдет. Она узнает в вас своего врага, будет чрезвычайно устойчивой и находчивой, будет стараться перейти в наступательные действия и будет обороняться от вас, чтобы победить.

Например, зависимость может убеждать вас в том, что это нормально, все дети сидят за компьютером, сейчас дети с пеленок играют в планшеты, все так делают. Или же родители будут обманываться: по крайней мере, ребенок дома, не на улице неизвестно где, неизвестно с кем; ну и что, что он играет часами, зато он не ходит с плохими компаниями, не покупает пиво и сигареты.

Зависимость может шантажировать вас, использовать ваши эмоции против вас: «ты меня не любишь, не понимаешь, я буду как лох»; «почему всем можно, а мне нельзя?» «Тебе на меня наплевать! Ты меня не понимаешь! Я тебя никогда не прощу!»

Родители, просто говорите про себя – это говорит не мой ребенок, это говорит в нем игровая зависимость, которая поглотила его, я помогаю моему ребенку, ему нужна помощь, и сейчас со мной спорит его зависимость, а не он.

Установите правила и ограничения


Родителям нужно установить определенные ограничения и запреты. Для кого-то удобнее перенести игры на выходные и делать это в ограниченное время. Лучше заручиться поддержкой родственников, кто принимает участие в воспитании ребенка (бабушки и дедушки).

Прежде чем разговаривать с ребенком, вы должны нарисовать план действий для себя, понять, в чем вы хотите ограничивать ребенка (сколько времени он будет играть, в какие дни, при каких условиях).

Какое количество времени ребенку безопасно проводить перед компьютером/телевизором?

  • 6-8 лет – не более 30 минут в день.
  • 9-12 лет – не более 1 часа.
  • 13-17 лет – не более 1,5 часов.

Правило выходного дня . Создайте такие условия, чтобы ребенок думал, что игра на компьютере – это привилегия, а не право . И эта привилегия будет доступна только в выходные, например. Сначала это будет непросто, но потом ребенок привыкнет, потому что на неделе играть нельзя.

Как следствие, количество напряженных моментов, когда вы каждый день напоминаете ребенку, что пора заканчивать с игрой, уменьшится. Если ребенок нарушает правило выходного дня, вы его предупреждаете, что на следующие выходные будет наложен запрет игры на компьютере.

Чем и как заполнить свободное время ребенка?

Заменив то время, которое ваш ребенок проводит за экраном компьютера, будьте готовы, что это совсем не то, что нужно ребенку. Здесь важно, чтобы альтернатива компьютеру была интересна ребенку, он этим захотел заниматься, от чего он получает удовольствие.


Для маленьких детей :

  • Настольные игры «Эрудит», «Монополия», «Морской бой».
  • Игры на логику, память и внимание, головоломки. Можно вместе пойти в магазин с ребенком и выбрать игру.
  • Поездки в театр, на выставки и в кино, посетить интересные места, которые ему будут интересны.
  • В книжном магазине пусть ребенок сам выберет себе книгу. Если он маленький, подберите ту книгу, которую вы ему будете читать. Если постарше – пусть сам выберет.
  • Если покупать книги нет возможности, пойдите с ребенком в библиотеку. Выберите с ним какие-то книги, не забудьте объяснить при этом, что «мы почитаем и вернем книги обратно».
  • Предложите ребенку пригласить кого-то в гости. Организуйте досуг так, чтобы к ребенку чаще приходили ребята: одноклассники, ребята с одного двора. При этом должно быть правило: не играть в компьютер, не смотреть мультики.
  • Игры в карты – это намного лучше, чем сидеть за компьютером.
  • Интересные кружки или секции: спортивные, актерское мастерство, цветоводство, плавание, шахматы, техника, акробатика. Поговорите с ребенком, чем он хочет заниматься, и вместе выберите секцию. Сходите с ним на пробное занятие и посмотрите, как он себя поведет.

Для более старших детей :

  • Пейнтбол в развлекательных центрах, если не хотите выезжать за город. Для ребенка это реальное взаимодействие с другими детьми, физическая активность.
  • Увлечение фотографией. Отдайте ребенку свой старый фотоаппарат и научите им пользоваться. Либо купите ему недорогую простую мыльницу. Если ему понравится, запишите его на курсы фотографии.
  • Курс актерского мастерства: развивает речь, умение себя держать, не бояться толпы, хорошо говорить перед людьми.
  • Спортивные секции: футбол, баскетбол, скалолазание.
  • Выставки автомобилей, мотоциклов, другой техники – для мальчиков.
  • Новые развлечения – интерактивные квесты. Встречаются в крупных городах.
  • Тематические выставки, необычные музеи, зеркальный лабиринт; комната, в которой все перевернуто.
  • Игра на музыкальных инструментах: гитара, пианино.
  • Единоборства, боевые искусства.
  • Если ребенку очень интересен компьютер, то курсы веб-дизайна, подмастерье в ремонт компьютеров.

Важно при этом не просто отправить ребенка «Иди, найди себе занятие», но родители должны помочь ему увидеть, сколько всего интересного вокруг есть, и дать возможность выбрать.

Постарайтесь, чтобы во многие занятия и игры была вовлечена вся семья, чтобы сплотиться. Например, можно всем вместе посмотреть семейный фильм.

Просто возьмите афишу и посмотрите, какие интересные мероприятия проходят в вашем городе. Приучайте детей ходить в театры. Подростков можно брать с собой на взрослые спектакли.

Уберите компьютер от ребенка


Переставьте компьютер ребенка в другое место в квартире, которое находится на виду у взрослых, чтобы наблюдать. При этом ребенок начинает меньше времени проводить перед экраном монитора. То же самое касается и электронных гаджетов (смартфон, планшет) – главное, чтобы ребенок не оставался с ними наедине в своей комнате.

Если в доме два компьютера, один должен быть для развлечений, второй – строго для учебы (не должно быть игр, видео, мультиков и другого развлекательного контента, блокировка соц. сетей). В этом случае родителям не стоит волноваться, что ребенок не уроки делает или сидит в контакте + ваш ребенок не будет отвлекаться, пока делает домашнее задание.

Любые развлечения, игры на компьютере и телевизор наступают только после того, как ребенок сделал домашнюю работу. При этом у ребенка должно быть свободное время после школы, когда он может отдохнуть, расслабиться.

Семейные обязанности и компьютер

Очень хорошо, когда игра за компьютером связана с домашними делами . Многие родители полагают, что пока ребенок маленький, он выступает в роли ребенка и ничего по дому делать не должен. Но домашние дела помогают ему чувствовать свою включенность в семью, чувствовать свой вклад в семейную жизнь. И домашние дела (вынести мусор, помыть посуду за собой, разложить обувь в коридоре, сделать уборку, пропылесосить) помогут структурировать досуг ребенка после школы. А его награда – игра за компьютером / посмотреть телевизор.

Подумайте, какие домашние дела может сделать ваш ребенок после школы. И пока он не сделает их, не сможет поиграть или посмотреть телевизор.

Не говорите ребенку о домашних обязанностях , лучше пускай он вносит свой вклад в семейный быт. И постоянное внесение своего вклада в семью (та же уборка) гарантирует ему возможность посидеть в интернете или поиграть на планшете.

Время за компьютером и оценки


Как связать время игры за компьютером и оценки в школе? Зная, как ребенок учится и на что он способен, поговорите с ним: если ты будешь нормально учиться, можешь немного времени проводить за компьютером.

Если у ребенка плохое поведение в школе, постоянные выговоры, договоритесь с ним: если у тебя на неделе будет хоть одно замечание – ты не играешь за компьютером.

Т.е. оценки – это дополнительная опция, чтобы внести корректировки в сидение за компьютером/планшетом/перед телевизором.

Родители, будьте здесь разумны и адекватны. Устанавливайте правила с учетом реальных способностей вашего ребенка . Если установить слишком высокую планку для ребенка, чего он достичь не сможет – ребенок просто затаит сильную обиду на вас.

Нельзя поощрять за хорошие оценки компьютером. Ребенок получает хорошие отметки не за какие-то деньги, компьютерные игры – это неправильная мотивация. Он получает пятерки просто потому, что ему должно быть приятно ощущать себя компетентным, радоваться, что у него получилось, ощущать внутреннюю гордость, что он делает успехи.

Но когда мы начинаем привязывать различные «бонусы» за хорошие оценки, мы делаем неправильный акцент. Компьютер – это привилегия, и ребенок может лишиться ее, если не выполняет какие-то условия договора или не справляется с учебой.

Почаще приглашайте домой друзей и детей. Ведь ребенок обращается к компьютеру, когда ему скучно и нечего делать. Организуйте при этом интересный досуг. Иногда можно позволить поиграть в компьютер вместе с друзьями, но ограниченное количество времени, также заранее скажите об этом ребенку: друзья пришли в гости не для того, чтобы уткнуться в монитор, а чтобы пообщаться.

Правила обращения с планшетом, смартфоном

  • Планшет нельзя брать в школу. Лучше дать простой телефон только для звонков.
  • Не подключайте интернет к телефону, чтобы не скачивал все подряд.
  • Планшет или смартфон не могут храниться ночью в комнате ребенка, и вы должны за этим следить.
  • Нельзя брать с собой на улицу, если ты идешь гулять. Только обычный телефон, чтобы позвонить родителям.
  • Нельзя пользоваться во время приема пищи: ни телевизор, ни телефон. Иначе все внимание ребенка направлено на телевизор, еда плохо пережевывается, плохо переваривается, ребенок теряет интерес к еде – он просто заглатывает пищу, не понимая, что он ест.
  • Не играть в школе в игры.

Перерыв на «реальность»


Нельзя, чтобы ребенок часами сидел за компьютером или планшетом. Желательно каждые полчаса-час делать короткие перерывы. Ваша задача – не дать ребенку полностью уйти в этот компьютерный транс, когда он совершенно не чувствует времени и теряет связь с реальностью.

Такой перерыв, например, поможет понять ребенку, что прошло 30 минут и осталось играть всего только полчаса. Перерыв служит напоминанием, что его время за компьютером наполовину закончилось.

План действий для родителей

Приведем некоторые примеры правил для ребенка, которые вы составляете для себя и обсуждаете со всеми членами семьи.

  • Массовые онлайн-игры запрещены. Они сильно затягивают.
  • Ролевые игры, в которых нужно стрелять по людям – запрещены.
  • Текущие и новые игры должны соответствовать возрасту, как это определено рейтингом игр. Лучше всего, чтобы ребенок сам скачивать игры не мог.
  • Я не буду обещать то, что не смогу выполнить.
  • Я буду помогать ребенку следовать правилам, предупреждая его за 5 и за 1 минуту. По мультфильмам лучше ориентироваться не по времени, а по количеству мультиков, чтобы не прерывать просмотр на середине. И когда мультик подходит к концу, ребенку важно сказать, что сейчас закончится третий, и больше мультфильмов ты смотреть не будешь, потому что мы так договаривались.
  • Буду говорить спокойным и уважительным тоном. Иначе ребенок начнет перечить, пререкаться, ругаться, вопить.
  • Количество часов занятий за компьютером будет уменьшаться с каждой неделей (для тех детей, которые сейчас играют много часов). После 4-5 недель занятия за компьютером будут ограничены до 1 часа в день. Тогда ребенку легче приспособиться к новому режиму, чтобы не было эмоционального шока и чувства глобальной несправедливости.
  • Использование компьютера разрешается только после завершения домашнего задания и выполнения домашних дел. Определите каких.
  • У ребенка должна быть хорошая успеваемость. Больше 3 троек в неделю приведут к временному лишению компьютера на этой неделе.
  • Компьютер не будет разрешен в воскресенье вечером.
  • Компьютер будет разрешен в следующие дни: напишите сами, какие это дни.
  • Компьютер будет разрешен в этих местах в квартире: на кухне, в гостиной и т.д.
  • Правило «Два за один» будет применяться ко времени, которое ребенок использует за компьютером сверх нормы. За каждые 5 минут лишнего времени ребенок лишается 10 минут на следующий день. Это правило используют, когда не могут установить на компьютер «программу родительского контроля».
  • Я буду использовать программы, которые помогут мне контролировать доступ ребенка к компьютеру и содержание игр. Это программы родительского контроля.
  • У ребенка может быть компьютер «для домашнего задания» и «игровой компьютер».
  • Все приспособления для игр будут удалены из спальни и комнаты ребенка.
  • Если ребенок будет следовать правилам в течение 1 месяца, его ждет вознаграждение. Напишите, какое.
  • Если эти правила не будут соблюдаться, будет рассматриваться полный запрет на игры. Возможно, ребенок перед лицом «опасности» выберет соблюдение правил, чем перспективу вообще остаться без компьютера.

Контракт с ребенком за использование компьютера


Прежде, чем составлять этот контракт с ребенком, проговорите со всеми взрослыми членами семьи, что они обязуются его соблюдать.

Этот контракт поможет вам сформулировать правила и запреты для ребенка, расставить приоритеты, проговорить все правила и донести их до ребенка, чтобы он услышал и понял.

Когда ребенок видит правила, написанные на бумаге, это действует на него намного сильнее, чем если вы просто скажете об этом.

Вы должны быть уверены, что ребенок правильно понял все правила, чтобы потом он не сказал «Ты мне этого не говорила…»

1) Компьютер разрешается использовать (в какие дни)_____________ ____________________.

2) За компьютером можно находиться (сколько времени) в день.

3) Компьютером можно пользоваться после того как:

а) сделана домашняя работа,

б) домашние дела,

в) убрана комната.

3) Игры, в которые играть нельзя__________________________ .

4) Компьютер нельзя брать на улицу, в школу и в гости.

5) Если приходят в гости друзья, с ними можно играть столько времени, сколько тебе обычно разрешено играть в день.

Если ты нарушаешь эти правила, то:

1) Правило «Два за один» – за каждые 5 минут положенного времени за компьютером ты лишаешься 10 минут компьютера в следующий день.

2) За игру в неположенное время, в неположенном месте, если не выполнены определенные условия – ты теряешь возможность использовать компьютер на следующий день (или несколько дней).

3) Также если нарушения повторяются, ты теряешь возможность смотреть ТВ, кушать сладости (и другие возможные последствия).

4) Если в течение недели (месяца) ты следуешь правилам, то тебя ждет награждение___________

5) Если у тебя не получится следовать правилам и условиям, то мы рассмотрим возможность полного запрета на любые игры.

Подпись родителя _______________________

Подпись ребенка _______________________

Написание контракта – это способ проверить, способен ли ребенок следовать правилам.

Как разговаривать с ребенком?


  • Используйте «Я-сообщения», вместо того, чтобы нападать. Т.е. когда вы говорите от себя: «Я переживаю», «Мне не очень нравится», «Я ненавижу, когда ты…», «Я волнуюсь, когда ты много времени проводишь за компьютером». Как только мы говорим «Ты», другой человек закрывается от нас и начинает защищаться, оправдываться. Лучше говорите о себе, как вы ребенка любите, как переживаете за него.
  • Поговорите по душам. Скажите, что очень хотите понять, что ребенок получает там такого, чего не получает в реальной жизни.
  • Спросите, есть ли у него какие-то мечты? Есть ли у него какие-то желания? Хочет ли он куда-то съездить, сходить?
  • И именно поэтому Вам не все равно: «Я знаю, что это тебе не понравится, и ты будешь злиться на меня и, возможно, сопротивляться. Но мы с папой (мамой) приняли решение (я приняла решение), что у нас теперь будут определенные правила, по которым ты будешь заниматься за компьютером. Я хочу с тобой эти правила обсудить. Они вступят в силу на следующей неделе».
  • Не вовлекайтесь в споры и оправдания перед ребенком. На самом деле он не хочет услышать вас и понять причины. Он ищет какие-то слабые аргументы, которые можно оспорить, и за какие слабые места в них можно зацепиться.

В целом, старайтесь, чтобы Ваш ответ был примерно таким :

1) Примите его чувства, скажите вслух, что он чувствует: «Я понимаю, что ты сердишься», «Я понимаю, что ты сейчас расстраиваешься», «Я понимаю, что тебе эти правила не нравятся». При этом вам не нужно искать понимания у ребенка в том, что вы делаете. Этого не будет, дети не любят, когда их ограничивают в чем-то, что они очень любят.

2) Скажите, что заботитесь о нем и действуете в его интересах: «Я люблю тебя и действую в твоих интересах», «Я делаю это потому, что забочусь о тебе», «Я должна делать то, что для тебя лучше всего. Может быть, тебе это сейчас трудно понять. Когда-нибудь ты сможешь меня понять».

3) Теперь у нас в доме следующие правила (перечислите правила). Подробно информируйте о правилах, покажите ребенку контракт и подпишите его.

Если правила и договоренности не «работают», приходится применить запрет :

3) ликвидации всех игр из вашего дома.

Вы можете рассмотреть вопрос о запрещении всех видеоигр в вашем доме. Никаких компьютерных игр в любой форме. Никаких игровых приставок. Никаких портативных систем. Вы убираете игру с компьютера, сами или с помощью специалиста, который разбирается в этом.

10 золотых правил для родителей


Подводя итог рассмотрим 10 основных правил для родителей — как помочь ребенку справиться с компьютерной (игровой) зависимостью.

  1. Каждый день находите время на вашего ребенка, чтобы поговорить, поиграть, рассказать, как прошел день, что интересного произошло. Спросите, что его беспокоит, волнует, есть какие проблемы в школе.
  2. Заполните свободное время ребенка спортивными секциями, кружками. Но здесь не надо впадать в крайность – у ребенка должно быть свободное время на себя, на отдых.
  3. Пусть ваш ребенок участвует в семейных делах, например, выносит мусор, моет посуду и т.д. Пусть он почувствует себя нужным в этой семье, ее частью. Говорите ему, что он ваш помощник, вы на него рассчитываете, что вы чувствуете его вклад в семейные дела, что у него хорошо получается делать именно это дело. Этим вы повышаете ощущение собственной значимости, важности у ребенка, и он больше чувствует себя членом семьи и включен в вашу семейную систему.
  4. Составьте с ребенком график использования компьютера/планшета/телевизора: сколько часов в день, только после уроков.
  5. Четко сформулируйте негативные последствия, если ребенок нарушит эти правила (например, лишится телевизора на неделю).
  6. Пусть другие члены семьи будут в курсе этих правил и ни под каким предлогом не будут потворствовать желаниям ребенка в нарушение правил.
  7. Установите на компьютер программу родительского контроля, чтобы регулировать время использования. Например, некоторые программы уже встроены в антивирусы (касперский, нортон) – они фильтруют веб-адреса в интернете, чтобы ребенок не заходил на сайты для взрослых + можно заблокировать любой сайт по адресу.
  8. Обсудите с ребенком правила использования компьютера, убедитесь, что он все понял.
  9. Каждый день следите за тем, чтобы ребенок исполнял ваши требования. А в ваше отсутствие за этим могут следить другие члены семьи (см. пункт №6).
  10. Просматривайте историю в браузере на компьютере: когда и на какие сайты заходил ваш ребенок, сколько времени он просидел перед экраном монитора. Если вы считаете, что какие-то игры или сайты неприемлемы, то заблокируйте, удалите их, объяснив свои действия ребенку.

Тема нашего собрания (слайд 1) “Как уберечь ребенка от зависимости”. Для начала дадим определение слову “зависимость”.

I. Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.

Зависимость бывает химическая и нехимическая.

  • К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
  • К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим. (слайд 2)

Привыкание к алкоголю происходит постепенно.

Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.

Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств.

Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:

1) к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,

2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,

3) “падает” зрение,

4) появляются проблемы с лишним весом.

5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.

II. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:

  • ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
  • по 6-10 часов проводит за компьютером;
  • у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
  • забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
  • во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
  • становится более агрессивным;
  • трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.

III. Вот некоторые советы взрослым , которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка: (слайд 3)

1. Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).

2. Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование , а также любыми развивающими играми для детей.

3. Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в выбранном увлечении.

4. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн-друзья.

5. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе. (слайд 4)

6. Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!

7. Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, - гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, - это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.

8. Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это - редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.

IV. А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации подростка.

а) Психологические:

Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;

Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;

Потеря интереса к прежним увлечениям - спорту, хобби;

Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;

Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;

Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;

Нарастающая скрытность и лживость;

Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,

Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;

Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;

Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.

б) Физические признаки:

Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;

Чрезмерное расширение или сужение зрачка;

Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;

Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;

Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;

Быстро портящиеся зубы;

Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.

V. Наблюдение за ребенком.

Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивпыми веществами, например, с табаком или алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей.

Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.

Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.

VI. Примеры построения диалога с подростком: (слайд 5)

Отец: ты когда-нибудь курила?

Дочь: М-м-м...

Отец: Я курил довольно много.

Отец: Я думаю, что тратил почти все карманные деньги на сигареты.

Дочь: Хм...

Отец: Я не считал курение опасным. А как часто тебе приходилось курить?

Дочь: Мне? Один или два раза. Потому, что все это делали. Но мне не понравилось.

Отец: Я рад! Тут нечему нравиться.

Можно сказать, что спокойный и рассудительный тон отца располагает дочь к доверительной беседе.

Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.

  • Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
  • Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
  • Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.

Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

1. Информационный метод основан на предоставлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение. Можно выделить ряд основных информационных стратегий: (слайд 6)

а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);

б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой – предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах зависимого поведения;

2. Следующее. Профилактику зависимого поведения следует также осуществлять через включение подростка в социальную деятельность . формирование навыков общения, уверенности в себе.

3. Третье. Метод “эмоционального научения” заключается в формировании умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определение значимых для индивида ценностей; а также в развитие навыков принятия решений.

4. Четвертое. Метод альтернативной деятельности : это - нахождение позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить противоправные действия. В качестве примера могу привести следующие данные. На профилактическом учете в полиции состоят 5 подростков нашей школы. Причины: драки, мелкие кражи, вождение автомобиля без прав. Все эти подростки ничем не заняты в свободное от школы время; ни кружки, ни секции не посещают.

5. И последнее. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.

Закончить своё выступление хочу таким стихотворением: (слайд 7)

Семья – это счастье, любовь и удача!
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это праздник, семейные даты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будем вместе любовь мы беречь,
Обиды и ссоры - подальше от дома.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая Ваша семья!”

Спасибо за внимание! (слайд 8)