Что такое государственная компания: особенности, преимущества. Крупнейшие государственные компании России: список, рейтинг. Наибольшее участие государства

Что такое государственная компания: особенности, преимущества. Крупнейшие государственные компании России: список, рейтинг. Наибольшее участие государства


Согласно статистике, Россия добыла в 2011 году 511,3 млн тонн нефти. Примерно половина добытой нефти отправлена на экспорт в сыром виде, вторая половина отгружена на нефтеперерабатывающие предприятия. Заводы произвели бензин, дизельное топливо, керосин, мазут и прочие нефтепродукты, из которых опять же половина ушла на экспорт. Таким образом, в сыром и переработанном виде на экспорт поставляется около 3/4 добытой нефти. Зачем Россия добывает так много нефти? Ответ несложно найти в тех же статистических материалах. Государственный бюджет на 49% сформирован за счёт доходов от нефтегазовой отрасли. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Пока Россия не может уйти от сырьевой зависимости, а значит возможности государства по финансированию здравоохранения, образования, обороны страны и выполнения прочих важнейших функций в значительной мере зависят от налоговых сборов с нефтяных компаний.

Профессиональные аналитики оценивают эффективность работы компаний при помощи множества сложных коэффициентов. По моему мнению, одним из важнейших показателей работы компании является её способность превращать запасы нефти, залегающие в недрах, в деньги, поступающие в бюджет страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, но всё же они не безграничны. Чем больше долларов перечислит в бюджет нефтяная компания с каждой тонны нефти, извлечённой из недр, тем лучше для страны и её граждан.

Добычу нефти в России ведут несколько компаний, как частных, так и государственных. Самыми крупными их них являются "Роснефть" и ЛУКОЙЛ. Известно, что частные компании ведут бизнес намного эффективнее, чем государственные. Но меня больше интересуют не то, сколько зарабатывают акционеры, а сколько получает бюджет страны. По абсолютной величине платежей первое место по наполнению бюджета среди нефтяных компаний занимает "Роснефть", перечислившая в прошлом году $46,9 млрд. ЛУКОЙЛ находится на втором место по размеру платежей - $37,8 млрд. Однако, "Роснефть" извлекает из недр намного больше нефти, что неудивительно, ведь госкомпании выделяются самые лучшие месторождения. Если поделить размеры отчислений в бюджет на объём добычи, то получается, что с каждой тонны нефти "Роснефть" заработала для государства $383, а ЛУКОЙЛ - $418. Вторая государственная нефтяная компания, Газпром нефть, перечислила в бюджет $311 с тонны нефти. Парадоксально, но частный бизнес намного лучше решает задачу зарабатывания денег для государства!

Согласно Конституции России, все недра принадлежат государству. Компании, желающие разрабатывать месторождения полезных ископаемых, покупают лицензии у государства. Очевидно, что для государства выгоднее как можно дороже продавать лицензии, а достичь этой цели можно только при высокой конкуренции. В настоящее время перед частными компаниями построен ряд искусственных препятствий на пути к лицензиям, например они не могут вести разработку месторождений арктического шельфа. Конечно, при отсутствии заявок со стороны частников, госкомпании имеют возможность значительно сэкономить при покупке лицензий. Оберегая неэффективные госкомпании от конкурентов, государство проигрывает дважды - сначала задёшево отдавая лицензии, потом получая меньшие налоговые платежи по сравнению с тем, что могли бы заплатить частники. Где же логика?

Впрочем, есть надежда на исправление этой порочной практики. Глава правительства России Дмитрий Медведев заявил, что к 2016 году государство намерено полностью выйти из капитала "Роснефти". Но тут же отыскались противники приватизации, призывающие отказаться от этой затеи. Один из главных контраргументов заключается в том, что госсобственность придётся продавать "за копейки". Во-первых, для страны десятки миллиардов долларов, которые можно получить за акции госкомпаний - это вовсе не "копейки", во вторых - скидка за активы госкомпаний отчасти оправдана, инвесторы не хотят переплачивать за малоэффективный бизнес. Противники приватизации предлагают подождать до тех пор, пока государственное имущество не поднимется в цене. Вот только непонятно, на чём основана уверенность в том, что через некоторое время инвесторы поменяют свою оценку? Убеждённые противники частного капитала также предостерегают от потери контроля над стратегическими ресурсами. Но о какой потере контроля может идти речь, если согласно Конституции недра в любом случае принадлежат государству? Уж если на экспорт всё равно уходит 3/4 добытой нефти, вне зависимости от того, частная или государственная компания её добыла, следует позаботиться о том, чтобы эти ресурсы использовались с максимальной выгодой для бюджета страны.

В общественной дискуссии вокруг приватизации госактивов чуть ли не главным аргументом выдвигается постулат «Частное всегда лучше государственного». В западных экономических школах его вообще подают как неоспоримую истину. Я не согласен с такой постановкой вопроса так же, как и с целеполаганием, что для успеха рыночной экономики главное - приватизировать как можно больше государственного имущества. Приватизация, на мой взгляд, должна решать конкретные стратегические задачи того или иного общества, соответственно этот процесс не может быть одинаковым во всех странах. Он таковым и не является, если обратиться к зарубежному опыту. Китай, например, не приватизировал ни одной стратегической отрасли. Там открыли частную инициативу в области малого, среднего и выскокотехнологичного бизнеса, все остальное осталось под контролем государства. При этом мы являемся свидетелями китайского экономического успеха.

Мне не раз приходилось слышать, что приватизации в России противодействуют чиновники и менеджеры госкомпаний. На самом деле ей противодействует отсутствие четкой и ясной доктрины развития национальной экономики, в соответствии с которой и должны формулироваться цели приватизации тех или иных госактивов. Возьмем, к примеру, ОАО «РЖД». По указанию государства мы последовательно реализуем программу по вовлечению в коммерческий оборот избыточного имущества. С 2004 года по настоящий момент продано или передано в муниципальную собственность 5,5 тысяч объектов на сумму более 22,3 млрд. рублей. Есть примеры передачи в частную собственность и самых дорогостоящих активов, таких как «Первая грузовая компания». Приватизированы и поставлены в план приватизации «Желдорреммаш», «Желдорпроект», «Вагоноремонтные компании» ОАО «РЖД», т.е. активы, не являющиеся для нас профильными. Во всех этих случаях разработка планов приватизации и финансовых моделей осуществлялась менеджментом ОАО «РЖД», и затем уже они одобрялись соответствующими государственными ведомствами. Как же можно утверждать, что менеджмент ОАО «РЖД» противодействует этим процессам?! Такие утверждения являются в лучшем случае необоснованными. Мы считаем, что привлечение новой «крови» за счет частичной продажи акций несет позитивный эффект не столько с точки зрения получения дохода от приватизации, сколько из-за того, что оно фактически потребует окончательной доработки многих законодательных и нормативных актов, необходимых для реализации задач реформы. Кроме того, будет обеспечена выработка более эффективных решений за счет дискурса между государством и миноритарными собственниками.

Вообще, в ответе на вопрос, что лучше - государственное или частное, пора уходить от клише и стереотипов. Думаю, что все зависит от целей и эффективности управления. В частных компаниях, кстати, безобразий выявилось огромное количество, что довольно наглядно вскрыл кризис 2008 года. Частником движет жадность - об этом никогда не стеснялись говорить современные экономические теоретики (сейчас, правда, это уже не модно). Это, может, и хорошая мотивация в бизнесе, но не во всех областях. Практика показывает, что там, где речь идет о сбалансированности интересов общества в целом, такое утверждение не правильно. Если взять железнодорожную отрасль, то сегодня в мире кроме американских железных дорог нет ни одной приватизационной инфраструктуры, а вопрос о развитии и повышении эффективности железнодорожного транспорта стоит на повестке дня не только в России, но и в большинстве стран мира. На этот счет есть совершенно четкие дефиниции - с точки зрения общественного интереса, железные дороги должны быть государственными. Подтвердило это и недавно проведенное в Евросоюзе исследование (отчет скоро будет опубликован), результаты которого констатируют, что идея ухода от вертикально-интегрированных систем в ж/д транспорте несет в себе значительно больше негативного, чем позитивного. Классический пример в этом смысле - это полная приватизация Британских железных дорог. Она закончилась не только реальными трагедиями, вследствие безответственного отношения частных собственников к обеспечению безопасности движения, но и явила собой пример резкого снижения экономической и технологической эффективности по сравнению с железнодорожным транспортом других европейских стран. Стоимость услуг ж/д перевозок в Великобритании на 40% выше, чем в соседних европейских странах. Это официальная цифра, которую озвучивают сами англичане. А по сведениям вице-президента Международного союза железных дорог Мауро Моретти, стоимость пригородных перевозок в районе Лондона на 2000%(!) выше, чем в районе Рима. Так что совершенно не очевидно, что в инфраструктурных естественно-монопольных видах деятельности частный собственник сможет заменить государство с точки зрения обеспечения интересов общества в целом!

В связи с сомнениями в эффективности менеджмента госкомпанией хороший пример - очередное размещение ОАО «РЖД» на Лондонской бирже. Могу с гордостью сказать, что недавно мы закрыли книгу по размещению 10-летних облигаций в долларах под 4,05% годовых. Такого никогда не было в истории нашего рынка! ОАО «РЖД», которое на 100% принадлежит государству, на сегодняшний день привлекает заимствования на лучших условиях, чем любая частная компания в нашей стране. О чем это свидетельствует? О том, что госкомпания может и должна быть эффективной. Наличие у нее долгосрочной, утвержденной государством стратегии развития, которая спускается через решение Совета директоров менеджменту, профессионально выполняющему возложенную на него функцию - это и есть залог успеха. Сегодня рынок, международное инвестиционное сообщество признает РЖД именно такой компанией.

Ася Иванова
Источник: Работа для Вас

В жизни вообще редко все бывает идеально. Свои плюсы и минусы имеются везде. В бюджетных организациях мало платят, зато соблюдают трудовое законодательство. В частной компании есть надежда на большие доходы, но не

В жизни вообще редко все бывает идеально. Свои плюсы и минусы имеются везде. В бюджетных организациях мало платят, зато соблюдают трудовое законодательство. В частной компании есть надежда на большие доходы, но не всегда имеется гарантия стабильности. Так что же лучше?

Мое государство меня бережет

Итак, вы пришли работать на государственное предприятие. Однозначным плюсом этого выбора является то, что ваше трудоустройство произойдет в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Это означает, что:

Вы гарантированно получите запись в трудовой книжке, и с вами заключат трудовой договор;

Вся ваша зарплата будет "белой" (то есть вы будете исправно платить налоги и пенсионные отчисления);

Вы имеете право на 28-дневный оплачиваемый отпуск, а также на отпуск по уходу за ребенком и больничный;

Вас не вышвырнут на улицу, не соблюдя все предписанные законом правила (предупреждение за 2 недели, выходное пособие и пр.)

Работа на государство, как правило, предполагает нормированный рабочий день и плату за переработку, оговоренную тем же ТК.

И, что немаловажно для соискателей, находящихся в возрасте от 40 и выше, государственные предприятия предъявляют гораздо меньше ограничений касательно верхней планки возраста своих работников.

Основным минусом по сравнению с частными фирмами будет сравнительно невысокая заработная плата. Разница в окладах для специалистов, выполняющих примерно одинаковый объем работы, при работе на родное государство или "на дядю", может доходить до 100%.

Кроме того, если частный работодатель индексирует зарплату в соответствии со своим пониманием ценности сотрудника, то государственные индексации зависят от постановлений российского правительства и, в некотором роде, уравнивают всех работников, на корню убивая инициативность и желание развиваться.

Капитализм в полный рост

В большинстве частных компаний вам тоже предложат работать по трудовой книжке или договору, но факт работы не обязательно будет адекватно подкреплен в налоговой инспекции. Хотя карьера в частном бизнесе предполагает возможность гораздо более высоких дивидендов, чем в госкомпании. Зарплату, скорее всего, вы будете получать в конверте, а по "белой" ведомости ваш официальный доход не превысит 3-5 тысяч рублей.

Высокие зарплаты в полной мере предполагают реализацию принципа "хочешь жить - умей вертеться". Вам никогда не дадут забыть, что на это место претендует десяток-другой соискателей. Необходима постоянная демонстрация готовности трудиться не покладая рук, что придется подкреплять стахановскими переработками (которые вам вряд ли предложат оплатить дополнительно). Зато ваше усердие, скорее всего, будет оценено по достоинству, и принесет плоды в виде вожделенного карьерного роста и повышения по зарплате.

Правда, придется забыть о месяце блаженного "ничегонеделанья" на даче. Неделя (максимум две) отпуска - и снова пора выходить на работу. И не факт, что отпуск вам оплатят - этот нюанс обычно оговаривается "на берегу". То же относится и к отпуску по уходу за ребенком. В этом случае вообще велика вероятность, что беременность будет означать конец вашего существования в частной компании. Равно как и болезнь - в лучшем случае вам не оплатят бюллетень, в худшем - вы окажетесь на улице.

Устраиваясь работать в частную компанию, нужно помнить, что хозяин - барин. Вы никогда не докажете свою правоту, если вас уволят просто потому, что вы чем-то не угодили владельцу. И никто не запретит ему не взять вас на работу из-за того, что вы, на его вкус, выглядите не так, как, по его мнению, следует выглядеть сотруднику его предприятия. Если владелец на дух не переносит рыжих (толстых, неславянской внешности - нужное подчеркнуть), то биться и доказывать свой профессионализм бесполезно.

Конечно, правил без исключений не бывает. Да и ситуация во многих частных фирмах сегодня меняется к лучшему. По образцу западных аналогов, руководство заботится о своих сотрудниках, продумывает систему мотивации, обучает персонал за свой счет, предлагает социальный пакет, зачастую включающий в себя даже медицинскую страховку. Такая практика наиболее распространена в крупных компаниях и там, где присутствует иностранный капитал. Но это чаще всего автоматически означает жесткую корпоративную этику, когда неявка на устроенную руководством вечеринку расценивается как нелояльность в адрес руководства.

Вот в чем ответ

Где же все-таки лучше работать - в государственной или частной структуре?

На этот вопрос каждый должен ответить себе сам. Если для вас важна карьера, высокие заработки, если вы чувствуете в себе задор и авантюризм, правильнее "продаться" частникам. Но пахать при этом придется на совесть и все время держать нос по ветру. Если же для вас стабильность важнее денег, а вечера в кругу семьи предпочтительнее трудовой вахты, то лучше искать работу на государственном предприятии.

На западе существует практика, которая, по всей вероятности, со временем придет и в Россию. Амбициозные молодые люди строят карьеру в частных компаниях, добиваются успеха, создают себе материальную базу, а после 40-45 лет уходят в менее энергоемкие государственные структуры.

Государственные предприятия очень редко дают (или почти не дают) платных объявлений о вакансиях в газетах, еще реже прибегают к услугам интернета. Зато они активно сотрудничают с муниципальными службами занятости, биржами труда и пр. Там и стоит искать работу в спокойном государственном болоте. Скучно, но стабильно. Денег немного, зато здоровье дороже.

Экономика любого государства основывается на развитии различных предприятий, которые за счет своих налоговых отчислений в казну страны формируют в итоге положительный баланс. Наличие денег в державе, в свою очередь, - залог успешной жизни населения, гарантия безопасности, целостности страны, ее стабильного развития. Одним из основных источников доходов во все времена в развитых странах считались государственные компании, список которых мы подробно рассмотрим с вами в этой статье. Данные предприятия играют значительную роль в национальном хозяйстве, а иногда даже занимают лидирующие позиции в своей нише.

Определение государственной компании

Данные финансовые организации могут быть достаточно различны по своим возможностям, однако в целом имеют определенные сходства. Итак, государственная компания - организация, которая может иметь любую организационно-правовую форму. При этом ее основными средствами владеет либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Руководители же назначаются на свои посты (нанимаются по органами. Стоит отметить и такой факт: госкомпания всегда руководствуется не только поиском источников наибольшего дохода, но и стремится максимально удовлетворить потребности общества, ведь само название описываемой организации говорит о том, что государство является основным элементом, выступающим как в роли создателя, так и потребителя.

Главные положения

Любая государственная компания:


Права

Государственная компания на основании законодательства может:

  • Открывать свои дополнительные представительства и создавать различные филиалы.
  • Быть участником ассоциаций и прочих объединений организаций.
  • Заключать юридические договоры.
  • Иметь свою символику (вымпелы, флаги, эмблемы, прочие символы) и регулировать порядок ее размещения и использования на своих объектах и транспортных средствах.

Основные достоинства для работника

Зачастую государственная компания, преимущества которой будут указаны ниже, не способна предложить высокую заработную плату для своей кадровой единицы (исключение могут лишь составить руководители высшего звена). В то же время работа на такую организацию будет происходить однозначно в чётком соответствии с Трудовым кодексом РФ. В свою очередь, для обычного человека это будет означать, что:


Также немаловажно и то, что для соискателей работы государственная компания выдвигает менее жёсткие требования по возрасту, нежели какая-либо частная структура. Это особенно актуально для людей старше сорока лет, которые по современным меркам находятся в группе риска в плане трудоустройства.

Западные тенденции

Во многих западной части нашей планеты уже довольно давно существует характерная устойчивая особенность, которая заключается в следующем: молодые люди изначально строят свою карьеру и обеспечивают себе хорошую материальную базу на будущее в частных фирмах и предприятиях. После этого в возрасте примерно 40-45 лет они меняют работу и переходят в государственные компании, особенности которых, в свою очередь, позволяют человеку несколько расслабиться, ведь в таких организациях меньше энергозатраты работника, а также хорошее пенсионное и социальное обеспечение, что благоприятно влияет на качество и продолжительность жизни. Кроме того, госкомпании крайне редко выставляют объявления о своих вакансиях на просторах всемирной сети Интернет и чаще всего наиболее плотно сотрудничают с различными биржами труда и муниципальными службами.

Правила создания

Создание государственной компании регулируется законодательно. При этом обязательно следует сформировать совет директоров (наблюдательный совет) компании (и то и другое - высший орган правления).

Данный управляющий орган организации может решать следующие вопросы:

  • Утверждать программу деятельности компании на долгий период времени. Этот документ должен предусматривать выполнение производственных, финансовых, инвестиционных показателей, если это установлено федеральным законом.
  • Утверждать принцип оплаты труда работников, в котором должна быть предусмотрена зависимость зарплаты от уровня достижения основных показателей эффективной деятельности.
  • Определять порядок использования прибыли компании.
  • Принимать решения о передачи части материального имущества организации в государственную казну РФ.

Также высший орган вправе сам формировать специальные комитеты и комиссии для решения различных вопросов. Порядок деятельности созданных структур и их персональный и количественный состав определяются отдельным постановлением наблюдательного совета.

Госкомпании в экономике страны

Государственные компании России занимают ведущие позиции во многих сферах отраслях народного хозяйства Федерации. Однако есть такие отрасли, где присутствие государственных организаций весьма незначительно (например, легкая и пищевая промышленность).

Всего лишь 9% принадлежит госструктурам в производстве алкогольных товаров. Это стало возможным лишь благодаря «Татспиртпрому» и «Башспирту».

Такой же достаточно невысокий показатель - 9% - характерен для госкомпаний и в строительстве.

Степень проникновения государственного влияния в целлюлозно-бумажную отрасль составляет порядка 12%. Доходы в казну отчисляет лишь одно государственное предприятие - ФГУП «Госзнак». Основные же активы в данной сфере уже много лет принадлежат частным предприятиям и фирмам.

Телекоммуникационная сфера подвержена влиянию государства всего лишь на 14%. Основной государственной организацией здесь является «Ростелеком». 1 апреля 2011 года к нему были присоединены восемь региональных компаний «Связьинвеста» и ряд ФГУПов.

Государственное участие в производстве автомашин, полуприцепов и прицепов равно 17%, а в создании оборудования и механизмов - 15%.

Крайне слабые позиции государственного влияния в добыче руд различных металлов и металлургии. Здесь госкомпании имеют лишь 3% в отрасли цветной металлургии. При этом черной металлургией полностью владеют частные лица.

Добыча нефти. Страна контролирует 23% отрасли. Государственный контроль происходит благодаря активам «Роснефти» и «Газпромнефти».

Электроэнергетика принадлежит государственным структурам на 35%. Основная доля приходится на Московский регион («Мосэнерго», МОЭСК) и структуры федерального значения.

Учитывая, что государство владеет более чем половиной акций «Газпрома», контроль газодобывающей отрасли страной составляет 48%.

57% - именно столько принадлежит госкомпаниям в производстве различных судов, космических и летательных аппаратов. Позиции государства очень сильны в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Казанском вертолетном города Улан-Удэ, Объединенной судостроительной компании.

Самое сильное влияние крупные государственные компании имеют в транспортной отрасли - 73%. Здесь на первый план выходят железные дороги, нефте- и газопроводы. Железнодорожный транспорт находится в ведении ОАО «Российские железные дороги», которое полностью принадлежит государству. Нефтепроводы находятся под контролем «Транснефти», а газопроводы - «Газпрома».

Дорожный монополист

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана и действует исключительно с целью выполнения функций заказчика в процессе проектирования, строительства, реконструкции, проведения капитального ремонта и содержания автомобильных дорог. Также компания занимается (в том числе и управлением потоками транспорта), обеспечением необходимого уровня услуг (скорость, комфортабельность, безопасность), взиманием платы за проезд по платным дорогам, осуществляет контроль за обеспечением сохранности дорог, проводит оценку транспортно-эксплуатационных характеристик дорог. Помимо этого, государственная структура предоставляет консультационные, инжиниринговые и прочие услуги в своей установленной сфере деятельности. К ее обязанностям относится и полиграфическая деятельность, направленная на создание атласа автодорог Российской Федерации. Компания также создаёт, внедряет и применяет инновационные механизмы регулирования транспортными потоками, ведет учет показателей аварийности на трассах. Вместе с этим организация имеет право представлять к государственным наградам своих работников, осуществляющих свою деятельность в сфере дорожного хозяйства.

Создать государственную компанию было решено 17 июля 2009 года. Основой ее работы является подписанный Дмитрием Медведем Федеральный закон.

В 2014 году государственная компания «Российские автомобильные дороги» достигла соглашения с Российским фондом прямых инвестиций по поводу совместного привлечения инвесторов в различные проекты сферы Данный договор позволил повысить объемы постройки новых автодорог в стране под контролем государства. Контракт позволил привлечь от ведущих иностранных инвесторов не менее 25% финансирования проектов.

24 июня 2016 года в Пекине прошли переговоры Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, в которой принимал участие председатель «Автодора» Сергей Кельбах. Результатом заседания было утверждение перечня приоритетных проектов развития автомобильной инфраструктуры. Так, в частности, было уделено особое внимание строительству маршрута «Европа - Западный Китай». Проект является частью опорной сети скоростных автодорог. В данной глобальной стройке российская государственная компания является исполнителем, который должен будет построить порядка 2,3 тысячи километров дорог. Проект включает в себя две очереди. Первая составляет 567 километров скоростного автобана М-11 (Москва - Санкт-Петербург). Вторая очередь - от Центральной кольцевой автомобильной дороги до границы с республикой Казахстан.

Гиганты российских просторов

Крупнейшие государственные компании России, безусловно, являются теми организациями, которые во многом определяют экономическое состояние всей страны. Поэтому будет вполне целесообразно рассмотреть перечень этих титанов. В их числе значатся:

  • "Ростехнологии".
  • "Росатом".
  • "РусГидро".
  • Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы.
  • "Роснефть".
  • "Газпром".
  • "Транснефть".
  • РАО "Энергетические системы Востока".
  • "Аэрофлот".
  • "Объединенная авиастроительная корпорация".
  • "Российские железные дороги".
  • "Алмаз-Антей".
  • "Объединенная судостроительная корпорация".
  • Корпорация "Тактическое ракетное вооружение".
  • "АвтоВаз".
  • Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения".
  • Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева.
  • Акционерная компания "Алроса".
  • "Вега".
  • Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор".
  • Центр технологии судостроения и судоремонта.
  • "Росхимзащита".
  • "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского".
  • Концерн "Океанприбор".
  • "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева.
  • Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром".
  • "Микроген".
  • ФГУП "Космическая связь".
  • ФГУП "Почта России".
  • ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
  • Иркутское ОАО энергетики и электрификации.
  • Системный оператор Единой энергетической системы.
  • Международный аэропорт Шереметьево.
  • Аэропорт Кольцово.

Все эти крупнейшие государственные компании России находятся под контролем органов исполнительной власти федерального значения и комиссии по высоким технологиям и инновациям. Делается это с целью разработки и реализации инновационных программ развития.

Наибольшее участие государства

  1. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Государственная компания входит в сектор машиностроения. Государство владеет 93,4% акций. Корпорация появилась на свет в 2006 году. Изначально все 100% акций были во владении госструктур, однако в 2009-м часть акций была распродана частным лицам.
  2. «Алроса» - самый крупный производитель алмазов в стране. Государству принадлежит 90,9% акций.
  3. «Таттелеком». Власть не владеет компанией напрямую, а благодаря холдингу "Связьинвестнефтехим". При этом в управлении государства находится 87,2% акций.
  4. «Роснефть» находится под пристальным вниманием правительства. Государство удерживает 82% акций.
  5. Энергетическая компания «ЕЭС» находится по большей части в ведении Росимущества (79,55%).
  6. «Транснефть». 78,11% имеющегося уставного капитала - собственность государства.
  7. Банк "ВТБ". "Росимущество" выкупило 75,5% акций.
  8. «Кубаньэнерго» Энергетическое предприятие, отвечавшее за обеспечение электроэнергией олимпийских объектов Сочи, принадлежит государству на 70%.
  9. «Русгидро». Доля Росимущества в компании составляет 60,5%.
  10. «Интер РАО». Страна владеет почти 60% акций.
  11. «Аэрофлот» - полноправный член авиационного альянса SkyTeam, 51,17% акций которого принадлежат государству.

В заключение отметим: надеемся, что данная статья все же смогла вам помочь понять, какие компании государственные на сегодняшний день, в чем их основные положительные качества и какова доля участия в развитии России.

По состоянию на начало 2010 года управление многоквартирными домами на всей территории России осуществляли 3616 частных, 384 муниципальных и 112 организаций с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований более чем 25% (далее - смешанные) управляющих организаций. Общая тенденция такова, что количество частных организаций увеличивается, при этом количество муниципальных управляющих организаций уменьшается, а количество управляющих организаций с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований растет.

Общий объем жилищного фонда в 2009 году увеличился на 1,46%. Объем жилищного фонда, обслуживаемого частными управляющими организациями, увеличился на 15% от общего объема жилищного фонда. При этом, объем жилищного фонда, обслуживаемого муниципальными и смешанными управляющими организациями, уменьшился на 6,2% и 6,4% соответственно.

Таким образом, доля жилищного фонда, обслуживаемого частными управляющими организациями, в общем объеме жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, увеличилась с 64,09% до 68,66%, доли муниципальных и смешанных управляющих организаций уменьшились с 25,58% до 22,34% и с 10,33% до 9% соответственно (для сравнения: за 2008 году соответствующие изменения доли составили: для частных управляющих организаций - с 49,84% до 64,09%, муниципальных – 47,64% до 25,58%, смешанных – 2,53% до 10,33%).

На рынках ряда городов управляющие организации представлены исключительно муниципальными унитарными предприятиями, среди них, Грозный – 4 предприятия (Чеченская Республика), Назрань – 4 предприятия (Республика Ингушетия); Орехово-Зуево – 1 организация (Московская область); Невинномысск – 1 предприятие (Ставропольский край).

Исключительно частными управляющими организациями оказываются услуги по управлению многоквартирными домами в следующих муниципальных образованиях (таблица 5).

Таблица 2 – Распределение жилищного фонда по способам управления в субъектах

Муниципальное образование

Муниципальное образование

Количество управляющих организаций

Красноярский край

Республика Алтай

Норильск

Алтайский край

Республика Татарстан

Рубцовск

Нижнекамск

Республика Адыгея

Зеленодольск

Республика Мордовия

Альметьевск

Набережные Челны

Кемеровская область

Приморский край

Кемерово

Владивосток

Междуреченск

Киселёвск

Прокопьевск

Московская область

Ленинск-Кузнецкий

Балашиха

Железнодорожный

Псковская область

Жуковский

Тюменская область

Ростовская область

Волгодонск

Тобольск

Новошахтинск

Самарская область

Республика Башкортостан

Новокуйбышевск

Амурская область

Нефтекамск

Благовещенск

Октябрьский

Иркутская область

Ульяновская область

Димитровград

Свердловская область

Саратовская область

Нижний Тагил

Балаково

Омская область

Ставропольский край

Мурманская область

Кисловодск

Мурманск

Республика Дагестан

Липецкая область

Хасавьюрт

Оренбургская область

Новгородская область

Великий Новгород

Новотроицк

Нижегородская область

Еврейский автономный округ

Биробиджан

Белгородская область

Краснодарский край

Белгород

Старый Оскол

Новороссийск

Костромская область

Челябинская область

Кострома

Челябинск

Ямало-ненецкий автономный округ

Ноябрьск

Златоуст

Волгоградская область

Волжский

Чувашская Республика

Чукотский автономный округ

Чебоксары

В Москве тенденция противоположная: в управлении государственных организаций находится 69% жилищного фонда, в управлении частных организаций – 23%, оставшиеся 8% приходятся на самоуправляемые ТСЖ, ЖСК и те дома, где способ управления не выбран. Доля жилищного фонда, находящегося в непосредственном управлении, ничтожно мала. Однако, необходимо отметить, что за последние пять лет количество частных управляющих организаций в Москве увеличилось в 7,6 раза. Структура управляющих организаций динамична за счет приватизации ГУП ДЕЗ, выхода на рынок вновь созданных частных организаций: 23% таких компаний созданы заказчиками-застройщиками, 42% – бывшие подрядные организации, 31% – вновь созданные, 1% – ранее осуществлявшие эксплуатацию нежилых зданий. В настоящее время в управлении частных управляющих организаций находится более 7000 многоквартирных домов (рисунок 10).

Рисунок 10 - Формирование рынка частных управляющих организаций

Более подробную характеристику московских управляющих компаний, в т.ч. в разрезе административных округов и организационно-правовой формы, можно получить, проанализировав данные Единого реестра управления многоквартирными домами (по состоянию на 1 января 2011 года) (таблицы 5, 6).

Таблица 5 – Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в г.Москве

Округ г. Москвы

Зелено­градский АО

Таблица 6 – Количество многоквартирных домов, находящихся в управлении

Округ г. Москвы

Зелено­градский АО

Проанализируем структуру управляющих организаций Москвы по их организационно-правовой форме по состоянию на 31 декабря 2010 г:

Государственные унитарные предприятия г.Москвы (144 ГУП – около 19 тыс. домов в управлении);

Общества с ограниченной ответственностью (203 ООО – более 6 тыс. домов в управлении);

Открытые акционерные общества (29 ОАО – около 2,5 тыс. домов в управлении);

Закрытые акционерные общества (24 ЗАО – около 250 домов в управлении).

ГУП ДЕЗ имеют существенный удельный вес по сравнению с другими управляющими организациями, но если посмотреть динамику, то их доля постепенно снижается. По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, по состоянию на 01.06.2011 г. управление многоквартирными домами осуществляет 473 управляющие организации, в том числе:

    138 организаций государственной формы собственности в 61,7% многоквартирных домов, из них:

    34,3 % - управляются на основании договора управления, заключенного с собственниками помещений;

    27,4 % - по договору управления, заключенному с правлением ТСЖ, ЖСК, ЖК.

    335 частных управляющих организаций в 29,5% многоквартирных домов, из них:

    20,1 % - управляются на основании договора управления, заключенного с собственниками помещений;

    9,4 % - по договору управления, заключенному с правлением ТСЖ, ЖСК, ЖК.

Структура управляющих компаний изменилась еще и потому, что растет доля жилищных объединений, работающих самостоятельно, без привлечения управляющих компаний: 8,7% многоквартирных домов находятся на самоуправлении жилищных объединений (ТСЖ, ЖСК, ЖК).

Как видно из представленного анализа, несмотря на ряд положительных тенденций в развитии конкурентной среды на московском рынке услуг по управлению многоквартирными домами, доминирующее положение на этом рынке занимают государственные унитарные предприятия – ГУП ДЕЗ районов.

Преимуществами управления ГУП многоквартирными домами можно считать:

    осуществление учредителями ГУП контроля за использованием по назначению и сохранностью переданного им имущества;

    при достаточно развитой конкуренции (такие оценки даются рынку услуг по управлению многоквартирными домами Федеральной антимонопольной службой) занимает доминирующее положение по объему управляемого жилищного фонда;

    бюджетное финансирование и централизация средств упрощают процедуру управления;

    наличие нежилых помещений для размещения управляющейи обслуживающих организаций;

    возможность осуществлять коммерческую деятельность;

    гарантированность жилищного обслуживания.

Недостатки управления ГУП многоквартирными домами вытекают из их «исторического прошлого», когда еще не использовался принцип пообъектного управления, и из их особого статуса: ГУП – это коммерческая организация, но она не наделена правом собственности на имущество, которое использует либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления. ГУП ДЕЗ основаны на праве хозяйственного ведения. До сих пор сохраняется сильное административное влияние органов власти на деятельность ГУП. Эти проблемы характерны не только для жилищной сферы, но и для других секторов экономики, поэтому ГУП ДЕЗ постепенно приватизируютсяпутем преобразования в открытые акционерные общества со стопроцентной долей государства (в нашем случае – города Москвы). При таком способе приватизации форма собственности фактически не меняется на тот период, пока город сохраняет за собой все акции, а это, как минимум, три года. По мере готовности рынка и самой компании, эти пакеты будут уменьшены путем их дальнейшей продажи. 115 ГУП ДЕЗ включены в Среднесрочную программу приватизации имущества города Москвы на 2011-2013 годы, однако параллельно рассматривается вариант их реформирования без приватизации.

Интересно, что в ходе приватизации имидж надежной государственной организации сохраняется путем сохранения в названии открытого акционерного общества прежнего названия организации. Приведем пример. 19 октября 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановлением Правительства Москвы от 06 ноября 2007 г. № 966-ПП «О среднесрочной программе приватизации имущества города Москвы на 2008-2010 гг.» и распоряжением Департамента имущества города Москвы от 20 июля 2009 г. № 2201-р «О приватизации Государственного унитарного предприятия города Москвы Дирекция Единого Заказчика Гагаринского района» ГУП ДЕЗ Гагаринского района преобразовано в Открытое акционерное общество Дирекция Единого Заказчика Гагаринского района (ОАО ДЕЗ Гагаринского района ).

В собственности города Москвы сохраняется полный пакет (100%) акций ОАО. Единственным акционером является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы. Уже став акционерным обществом, ДЕЗ Гагаринского района вступил в СРО «Гарантия» и прошел добровольную сертификацию в двух системах, в т.ч. в региональной СДС ЖКУ в г. Москве и в системе сертификации «Евростандарт». Многие жители просто не заметили изменения статуса своей управляющей организации, так как она стала правопреемником прав и обязанностей ГУП. Практика показала, что приватизация эффективна в том случае, если сам ГУП, его руководство и персонал, готовы к изменениям формата работы в условиях растущей конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.

Что приобретут и что потеряют собственники, выбрав частную управляющую организацию? Что пугает собственников и удерживает их от выбора частной управляющей организации? Попробуем выявить риски работы с частной организацией и оценить их.

    Высокая стоимость услуг . По оценкам экспертов,98% управляющих компаний работают по тарифам, установленным Правительством Москвы. Частные компании строят ценообразование по принципу открытости и модульности, т.е. собственники на альтернативной основе могут выбрать наиболее приемлемый для себя вариант обслуживания, перечень услуг и соответственно сумму ежемесячного платежа. Вывод: риск роста стоимости услуг связан не с формой собственности, а с увеличением перечня работ и ростом регулируемых тарифов.

    Низкий уровень ответственности за выполнение работ . Отношения любой управляющей компании с заказчиком оформляются договором, в котором четко прописываются все права и обязанности сторон. При этом для каждого объекта договор индивидуален. Уполномоченные представители жителей вправе выдвигать свои требования на этапе согласования договора, прописать в договоре ответственность сторон. Вывод: риск низкий.

    Нехватка объемов и попытка переложить затраты на собственника ввиду разбросанности объектов управления по разным районам города , в отличие от государственных управляющих организаций. Управляющие компании, будучи коммерческими предприятиями, стремятся оптимизировать свои расходы, а поэтому стараются подбирать объекты по территориальному признаку, и, в отличие от ДЕЗ, они могут наращивать объемы площадей в управлении не только за счет жилой, но и за счет коммерческой и социальной недвижимости. Для оптимизации производственных процессов частные организации более активно используют автоматизацию, аутсорсинг. Вывод: средний риск возникает при выходе управляющей компании на рынок. Однако в любом случае она не может предлагать клиентам цены выше рыночных, поэтому дополнительные расходы компании обоснованы, с точки зрения стратегических интересов.

    Непрозрачность расходования финансовых средств .Финансовая прозрачность и открытость перед клиентами – залог успеха любой управляющей компании. Согласно Жилищному кодексу, управляющая компания обязана два раза в год формировать и публиковать открытые финансовые отчеты, подтверждающие жителям целевое использование их средств. Вывод: риск низкий.

Тем не менее, при выборе частной управляющей компании нужно обратить внимание на следующие критерии:

    срок осуществления деятельности компании, размер ее собственного капитала, объем жилищного фонда, находящегося в управлении;

    информационную открытость компании (сайт в сети Интернет, доступные телефоны, готовность персонала к общению);

    деловую репутацию среди участников рынка или рекомендации лиц, заслуживающих доверия.

Итак, условия функционирования государственных и частных управляющих компаний в рыночной среде одинаковы: управляющие компании работают по одним и тем же стандартам и правилам, получают бюджетные субсидии на содержание и ремонт, на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, используют регулируемые цены и тарифы, одинаковые типовые договора управления и другие документы, в одинаковом формате раскрывают информацию о своей деятельности. Надзор и контроль со стороны государственных органов осуществляется как за государственной, так и за частной управляющей компанией. В настоящее время выбор управляющей компании по критерию «Форма собственности» нельзя считать эффективным , т.к. и государственные, и частные организации могут демонстрировать высокие показатели качества и надежности услуг по управлению.