Изменение кадастровой стоимости земельного участка в. Кадастровая стоимость земли. Продажа и покупка земли по кадастровой стоимости

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в. Кадастровая стоимость земли. Продажа и покупка земли по кадастровой стоимости


Законом установлена обязанность собственников земельных участков ежегодно уплачивать в городской бюджет налог на землю . Базой для расчета этого налога в 2017 году служит кадастровая стоимость земельного участка , определяемая уполномоченным органом с учетом ряда критериев:

  • категории земель, к которой относится данный участок (земли поселений, сельскохозяйственного назначения);
  • обеспеченности коммуникациями, а также путями подъезда;
  • вида разрешённого использования;
  • средней рыночной стоимости земельных участков аналогичной категории, расположенных по соседству;
  • размеров участка.
Иными словами, кадастровая стоимость – это расчетный показатель, отражающий ценность объекта недвижимости и используемый при определении размера земельного налога либо арендной платы, а также стоимости его выкупа в ходе приобретения из государственной собственности, а также ряде других случаев, предусмотренных законом.

Используемые в процессе определения кадастровой стоимости данные о виде разрешенного использования и его целевом назначении определяются на основании проводимого местными органами власти зонирования территорий.

Чтобы узнать кадастровую стоимость земельного участка достаточно зайти на официальный сайт Росреестра и ввести кадастровый номер объекта недвижимости. Если номер вам неизвестен, можно указать адрес расположения участка или условный номер. Также на сайте в специальном разделе «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» можно узнать информацию о результатах проведенной региональными органами власти кадастровой оценки и сформировать соответствующий отчёт по интересующему объекту недвижимости. Сведения здесь постоянно поддерживаются в актуальном состоянии и предоставляются бесплатно.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка:


Если же вам необходимо получить официальную справку о кадастровой стоимости земельного участка, обращаться нужно опять же в Росреестр, его региональное отделение либо многофунк­циональный центр. Обращение может быть сделано лично, а может быть направлено по почте. Данные предоставляются в виде кадастровой справки, которая выдается бесплатно не позже чем через 5 рабочих дней после регистрации соответствующего запроса.

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Учитывая тот факт, что формирование кадастровой стоимости осуществляется с учетом различных усредненных критериев, но без учета четкого местоположения участка, зачастую она оказывается выше рыночной. При этом законом предусмотрена возможность оспаривания кадастровой стоимости путем обращения в специальную комиссию для рассмотрения спорных земельных вопросов. Основанием для ее пересмотра в данном случае служит недостоверная информация по конкретному участку, а также установление в отношении земельного участка рыночной стоимости на основании данных проведенной специалистами оценки.

Второй вариант оптимален, поскольку обеспечивает минимум временных затрат. Чтобы реализовать его требуется заказать оценку и соответствующий отчет в оценочной компании, провести его экспертизу и подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости в филиал Росреестра. К заявлению прилагаются кадастровый паспорт и нотариально заверенные копии документов об имеющихся на участок правах.

Надо сказать, что существует возможность оспорить кадастровую стоимость и через суд. Причём сделать это можно даже минуя стадию предварительного обращения в комиссию. Под основанием для подачи искового заявления могут быть указаны недостоверные сведения об участке либо существенное расхождение в установленной кадастровой и реальной рыночной цене участка.

Земельный налог: ставка налога на землю в 2017 году, льготы

Итак, вернемся к началу разговора, поговорим, кто обязан уплачивать земельный налог , по какой ставке и какие категории льготников предусмотрены действующим налоговым законодательством в 2017 году.

Обязанность по уплате данного налога возникает после покупки земельного участка в собственность либо в случае, если вы располагаете участком на правах бессрочного, пожизненного пользования. А вот лица, арендующие землю, либо использующие ее на правах безвозмездного срочного пользования, уплачивать данный взнос не должны.

Ставки земельного налога в 2017 году составляют 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земель сельхозназначения, для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Если же земельный участок используется для других целей, то ставка налога на землю на 2017 год в этом случае составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка.

Стоит отметить, что из-под налогообложения налогом на землю освобождены отдельные категории земель. Так, уплачивать налог вы не должны, если приобретенный вами дом находится на земельном участке, отнесенном к землям населенных пунктов.

Порядок расчета налога на землю в 2017 году

Рассчитывается земельный налог налоговыми органами по имеющимся данным о кадастровой стоимости участка и вышеуказанным ставкам.

Формула расчета земельного налога исходя из кадастровой стоимости весьма проста:

Сумма налога на землю = площадь участка в кв. метрах * кадастровая стоимость 1 кв. метра * ставка налога на землю на 2017 год


В случае, когда земельный участок находится в долевой собственности, то и расчет налога на землю производится отдельно по каждому собственнику с учетом принадлежащей ему площади.

Порядок расчета налога на землю (пример):


Уведомление о размере подлежащего уплате земельного налога с указанием используемой для его расчета налоговой базы и даты уплаты должно быть направлено плательщику налоговой инспекцией не позже чем за месяц до наступления срока для платежа. Действующее законодательство установило в качестве этой даты 1 декабря года, следующего за годом, за который производится уплата.

Льготы по налогу на землю в 2017 году

Правом установления льгот по налогу на землю наделены местные органы власти. В большинстве муниципальных образований от уплаты налога освобождаются инвалиды, ветераны войны, многодетные семьи. В каждом конкретном случае для уточнения, относитесь ли вы к категории льготников или нет, следует обращаться в налоговый орган по месту регистрации.

Процесс оспаривания кадастровой стоимости земельного участка в 2017 году потерпел некоторые изменения, так как была скорректирована работа Росреестра. Расскажем в статье, как действовать гражданам, чтобы оспорить стоимость, установленную по данным кадастра.

Заинтересованные лица вправе оспорить результаты кадастровой оценки земли. Если говорить о досудебном порядке – следует обращаться в Росреестр. Когда комиссия отказывает в пересмотре данных оценки, потребуется обращение в судебные органы.

Инициаторами процедуры оспаривания могут быть:

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

  • физические лица, чьи интересы напрямую затрагиваются установленной стоимостью;
  • организации;
  • государственные органы или муниципалитет.

Наиболее частая причина для инициирования пересмотра цены земли по кадастру – желание снизить налоговое бремя. Дело в том, что земельный налог напрямую зависит от установленной кадастровой стоимости. Помимо этого, данные о цене оказывают влияние на размер арендных платежей и стоимость выкупа участка из собственности государства или муниципалитета.

Таким образом, если кадастровая стоимость завышена, увеличиваются расходы землепользователя. Однако одного лишь желания владельца для возможности оспаривания недостаточно. Основанием может стать:

  • недостоверность данных об участке в процессе проведения оценки;
  • наличие некорректных сведений в документе, которые стали причиной завышение стоимости;
  • изменение характерных особенностей земли.

Обращение в Росреестр целесообразно только в последнем случае. К примеру, если была изменена категория земельного участка. При наличии других оснований обращаться следует в суд.

Оспаривание кадастровой стоимости с 2017 года

С 2017 года в действующее законодательство были внесены изменения. Основное из них – теперь нет необходимости досудебного урегулирования споров для организаций и физических лиц. ФЗ № 237 «О государственной кадастровой оценке» прямо указывает на отмену обязательного предварительного обращения в Росреестр, как это было раньше.

Помимо этого изменился и перечень документов, необходимых для оспаривания. По новым требованиям достаточно предоставить лишь три бумаги:

  1. Выписка из ЕГРН, в которой будет указана кадастровая стоимость недвижимости (можно получить в Росреестре или МФЦ).
  2. Правоустанавливающий документ на земельный участок (выписка из ЕГРН, свидетельство о праве собственности, договор аренды, договор безвозмездного пользования и проч.).
  3. Отчет об оценке на бумажном и электронном носителях.

В некоторых случаях может потребоваться также документ, который подтвердит, что существующие сведения о земельном участке некорректны.

Несмотря на такое упрощение, законодатель допускает, что переходный период может затянуться до 2020 года, поэтому, вероятно, что до этого времени организациям все же придется соблюдать досудебный порядок оспаривания.

Может ли арендатор земли оспорить кадастровую стоимость?

В первую очередь, в корректности расчета заинтересован собственник участка. Однако в некоторых случаях допускается подача соответствующего заявления арендатором земли.

Это возможно, если на основе кадастровой стоимости происходит расчет арендного платежа. Еще одно основание – расчет арендного платежа на основе земельного налога, который устанавливается исходя из данных кадастровой оценки.

Как правило, если участок арендуется у государства или муниципалитета действует именно такой порядок расчета. Для уточнения этого момента следует внимательно изучить договор аренды.

Потребуется обязательно обсудить намерение с собственником. После пересмотра цены арендная ставка снизится.

Действовать надо следующим образом:

  1. Получение выписки из ЕГРН в Росреестре или МФЦ. Госпошлина для граждан составляет 300 рублей, для организаций – 950 рублей.
  2. В выписке необходимо проверить все указанные сведения – адрес, целевое назначение и вид разрешенного использования, информация о наличии или отсутствии построек.
  3. Обсуждение вопроса с собственником участка. Он должен дать письменное согласие на оспаривание. Если собственником является государство или муниципалитет, получать согласие не нужно.
  4. Получение отчета об оценке. Документ подготавливается независимым оценщиком, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности.
  5. Если на участке есть строения, то дополнительно нужно подготовить правоустанавливающие документы на них, а также технические паспорта.

При досудебном оспаривании пакет документов потребуется отнести в Росреестр. Будет собрана специальная комиссия, которая будет рассматривать заявление в течение месяца. Однако с 2017 года это не обязательно – можно сразу обращаться в суд.

Наиболее распространенное исковое требование – установка кадастровой стоимости на уровне среднерыночных показателей. Стоит отметить, что за первую половину 2017 года суд отклонил только 7 % таких исков.

Целесообразно ли арендаторам тратить время и деньги на оспаривание кадастровой стоимости? Однозначно, да. После пересмотра установленной ценовой планки можно существенно сэкономить на арендных платежах. Рассмотрим пример из судебной практики.


Земельный участок находится в Новой Москве и имеет площадь 14 000 м 2 . По итогам проведенной оценки его кадастровая стоимость составляла 250 млн. рублей, а рыночная – 150 млн. рублей. Так как арендная плата рассчитывается исходя из расчета ставки на имущественный налог (1,5 %) от кадастровой стоимости, то ее размер составил 3,75 млн. рублей в год.

Арендатор обратился в Росреестр с целью оспаривания кадастровой стоимости, но комиссия ему отказала. Тогда было подано исковое заявление в суд.

В процессе разбирательства рыночная стоимость была пересмотрена и установлена на уровне 165 млн. рублей, а также суд удовлетворил иск и уровнял кадастровую стоимость с ценой участка по рынку. Стоимость аренды за год теперь составляет 2,475 млн. рублей. Уже в первый год арендатор сэкономил больше средств, чем было потрачено на суд, оценщика и юридическое сопровождение разбирательства.

Если суд удовлетворит требование арендатора, то перерасчет арендной платы произойдет с января года, в котором он подал исковое заявление на оспаривание. Способ компенсации необходимо обговорить с собственником. Если он отказывается производить перерасчет, придется вновь обращаться в суд, но уже с иском, ответчиком по которому будет собственник земли.

Нюансы оспаривания кадастровой стоимости в суде

Ответчиком по делу выступает Росреестр или иной орган. Если перед подачей иска заявитель обращался в специальную комиссию, которая отказала в оспаривании, ответчиком может стать иной орган, утвердивший итоги оценки.

Для таких дел установлен определенный срок исковой давности. Он составляет пять лет с момента вынесения результата оценки. По прошествии этого периода стоимость и так будет пересмотрена по требованию законодательства. Оспорить можно будет данные новой оценки. Прежняя стоимость оспариванию не подлежит.

Удовлетворительное судебное решение является основанием для внесения корректировок в Росреестр. В новой выписке должна быть указана кадастровая стоимость, установленная судом. Решение судебных органов вступает в законную силу через месяц.

По закону расчет налога произойдет по новой кадастровой стоимости, так как она станет действительной на год подачи иска. Однако бывает так, что календарный год подачи иска и вынесения решения судом отличается. В этом случае придется доказать в налоговой инспекции правомерность требования о перерасчете.

Как правило, для оспаривания кадастровой стоимости потребуется помощь юриста. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка необходимо, если она существенно завышена. Таким способом можно значительно сэкономить собственные денежные средства, затрачиваемые на налоги или выплату арендных платежей.

Летом текущего года кадастровая стоимость недвижимости была "заморожена" на период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года ( ; далее – Закон № 360-ФЗ). Тогда же был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ " " (далее – закон о государственной кадастровой оценке), который вступит в силу с 1 января 2017 года и заменит Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ " " (далее – закон об оценочной деятельности).

Согласно нововведениям в отношении результатов государственной кадастровой оценки (далее – ГКО), полученных в соответствии с законом об оценочной деятельности:

В период "заморозки" подлежит применению кадастровая стоимость, актуальная на 1 января года, в котором впервые стала применяться кадастровая стоимость в налоговых целях в конкретном регионе, но не ранее 2014 года. Если указанная кадастровая стоимость была снижена, в том числе в результате переоценки, то применяется пониженная кадастровая стоимость.

С 1 января 2017 года ФГБУ "ФКП Росреестра" будет определять кадастровую стоимость объектов недвижимости с учетом результатов ГКО, актуальных на 1 января года, в котором впервые стала применяться кадастровая стоимость в налоговых целях, но не ранее 2014 года. В отношении указанных объектов, кадастровая стоимость которых была установлена в период со 2 января 2014 года по 31 декабря 2016 года, перерасчет должен быть произведен не позднее 1 января 2017 года с учетом вышеуказанных результатов ГКО. При этом если перерасчет кадастровой стоимости не влечет уменьшения кадастровой стоимости, то пересчитанная стоимость не подлежит применению.

Эти законы порождают как минимум семь вопросов, на которые я постараюсь последовательно ответить.

Вопрос № 1. Какова судьба ГКО, начатой в 2016 году?

ГКО по "старому" закону об оценочной деятельности может быть закончена, но в таком случае она может привести к снижению платежей в бюджет ввиду того, что по некоторым объектам ожидается снижение кадастровой стоимости. Однако по большинству объектов ожидается повышение, но такая кадастровая стоимость применяться не будет.

Закон № 360-ФЗ запрещает государственным органам заключать после 14 июля 2016 года договоры с независимыми оценщиками на проведение ГКО ().

А по договорам, заключенным до 15 июля 2016 года, отчет оценщика должен составляться (постановление об утверждении результатов оценки должно приниматься) по нормам и . При этом ГКО по "старому" закону должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года ( , ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ " "). По меньшей мере в 33 субъектах РФ такие договоры были заключены, и ведутся работы по определению кадастровой стоимости, в том числе в Москве, Владимирской и Тюменской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и т. д.

Утвержденные в 2016 году результаты ГКО подлежат включению в ГКН. Однако если они в силу должны применяться в 2017 году, то им присваивается статус "актуальный", если нет – то "архивный".

Вопрос № 2. Имеет ли место мораторий на ГКО по "новому" закону о кадастровой оценке?

Нет, такого моратория нет, и этим намерены воспользоваться некоторые регионы. В частности, в Омской области планируют провести ГКО по "новому" закону уже в 2017 году.

Добавлю, что решение о дате перехода к проведению ГКО по-новому и принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (). Такое решение в настоящее время готовы принять не все регионы, но невозможность проведения ГКО по новым правилам носит временный и технический характер. Дело в том, что по "новому" закону оценка производится не независимым оценщиком, а государственным бюджетным учреждением, учредителем которого является госорган субъекта РФ. А учреждения пока еще не созданы. К работникам такого учреждения, непосредственно осуществляющим оценку, установлены специальные требования ( , ). В частности, необходимо наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в областях, перечень которых устанавливается Минэкономразвития России. Последнее указанный перечень пока не утвердило.

Вопрос № 3. Распространяется ли "заморозка" на результаты ГКО по "новому" закону о кадастровой оценке?

Нет, не распространяется.

Во-первых, этот вывод основан на дословном толковании норм. предусматривает наложение моратория на результаты ГКО, полученные в соответствии с законом об оценочной деятельности. Но в отношении результатов ГКО, проведенной по закону о кадастровой оценке, такого правила нет.

Во-вторых, толкование необходимо производить в соответствии с конституционными принципами равенства, соразмерности и справедливости. Применение "самой низкой кадастровой стоимости" в течение длительного времени (трех лет), на мой взгляд, будет нарушать разумное равновесие, о необходимости соблюдения которого говорится в . Думаю, "заморозка", по сути, стимулирует субъекты РФ, которые хотят повысить доходы соответствующих бюджетов за счет налоговых поступлений, в кратчайшие сроки провести ГКО по-новому.

Вопрос № 4. В каком порядке следует защищать свои права?

Существует три основных способа оспаривания кадастровой стоимости:

  • заявление в комиссию;
  • заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости;
  • административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или/и об исправлении ошибки.

Иные способы не исключаются.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, то есть либо по правилам закона об оценочной деятельности, либо по правилам закона о кадастровой оценке. Следует отметить специфику оспаривания в зависимости от применяемого закона:

По закону об оценочной деятельности существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по закону о кадастровой оценке такого порядка нет ни для одной категории заявителей, в том числе для юридических лиц.

Согласно нормам закона об оценочной деятельности комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. А по закону о кадастровой оценке аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ.

В соответствии с действующим законом об оценочной деятельности комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам же закона о кадастровой оценке комиссии, видимо, будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они получат право исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.

Пока закон о кадастровой оценке и подзаконные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это может привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

В 2017 году, возможно, некоторые лица, запросив выписку из ЕГРН, могут обнаружить в ней, что актуальная кадастровая стоимость не соответствует , например, не произведен "перерасчет" кадастровой стоимости или результаты ГКО 2016 года учитываются как "актуальная стоимость" несмотря на то, что они выше предыдущей кадастровой стоимости. Физические и юридически лица могут попытаться защитить свои права путем подачи заявления в ФГБУ "ФКП Росреестра" о внесении в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости (ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ " "), а также заявления в территориальное управление Росреестра об исправлении ошибок в ЕГРН (ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ " "; далее – закон о госрегистрации недвижимости). Компетенция ФГБУ ФКП "Росреестра" и его филиалов с 2017 г будет определяться Приказами Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210, от 23 марта 2016 года № П/0133.

Но если в удовлетворении заявления откажут, основания для обжалования такого решения будут, как правило, отсутствовать. Дело в том, что закон о госрегистрации недвижимости, который вступит в силу с 1 января 2017 года, допускает исправление технической и реестровых ошибок, как правило, по решению суда (). Он устанавливает: "В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда". Аналогичная правовая позиция выработана ВАС РФ к исправлению ошибок в ГКН ( , ).

Вопрос № 5. Чем руководствоваться при определении кадастровой стоимости?

Видимо, в налоговом споре при определении кадастровой стоимости нужно руководствоваться данными ГКН/ЕГРН. Между тем в гражданско-правовом споре при определении кадастровой стоимости нужно руководствоваться непосредственно и нормативным правовым актом, утвердившим результаты ГКО.

Налоговая база по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц должна определяться как кадастровая стоимость по данным ГКН/ЕГРН: данная норма прямо закреплена в , . В отношении же налога на имущество организаций в НК РФ нет прямого указания на то, что налоговую базу (кадастровую стоимость) нужно учитывать по данным ГКН/ЕГРН.

При этом НК РФ устанавливает правило об изменении кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц) вследствие исправления технической ошибки, а также удовлетворения заявления комиссией или судом об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной ( , ). В первом случае изменения учитываются в налоговой базе с налогового периода, в котором образовалась ошибка. Во втором случае сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Судебная практика противоречива. Одни суды считают, что в налоговом споре руководствоваться нужно данными ГКН, а возражения заявителя о наличии ошибок в ГКН по существу не рассматриваются ( , апелляционное определение Челябинского областного суда от 8 августа 2016 г. по делу № 11А-11661/2016, ).

Есть и противоположная позиция: в налоговом споре руководствоваться нужно нормативным правовым актом, утвердившим результаты ГКО, а факт внесения либо невнесения результатов ГКО в ГКН или внесения некорректных данных не имеет существенного значения для рассмотрения налогового спора ( , ).

Отметим и позицию ВАС РФ: по его мнению, новую кадастровую стоимость для целей определения арендной платы необходимо определять с момента вступления в силу нормативно-правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель ().

Вопрос № 6. Могут ли органы власти оспаривать кадастровую стоимость, несмотря на "заморозку"?

Органы государственной власти или местного самоуправления – бюджетополучатели земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций – вправе оспаривать в суде решение комиссии о существенном снижении кадастровой стоимости. По сути, в таких делах оспаривается ошибка комиссии. Ошибка может, в частности, заключаться в том, что кадастровая стоимость в размере рыночной была установлена на основании отчета оценщика, не соответствующего федеральным стандартам оценки ( , ).

Указанные органы вправе производить оспаривание кадастровой стоимости путем подачи заявления в комиссию об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и аналогичного административного искового заявления в суд (). Их требования подлежат удовлетворению, если они докажут ошибку.

По-видимому, властные органы не вправе в период действия моратория производить оспаривание кадастровой стоимости по нормам закона об оценочной деятельности путем подачи заявления в комиссию об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной и аналогичного иска в суд. По смыслу применение более высокой кадастровой стоимости в результате переоценки недопустимо. Следовательно, в удовлетворении соответствующего заявления должно быть отказано на основании того, что заявление не направлено на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Правда, Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (утв. ) предусматривает ограниченный перечень оснований для отказа в удовлетворении требований. И в него не входит указанное основание. Но коллизия между Порядком и должна разрешается в пользу последнего как более высокого по юридической силе акту.

Вопрос № 7. Уменьшится ли количество споров об оспаривании кадастровой стоимости?

Количество споров об оспаривании кадастровой стоимости в ближайшее время не уменьшится.

Во-первых, следует ожидать новых споров, связанных с различным толкованием . В частности, среди экспертов нет единства мнений о том, распространяется ли "заморозка" кадастровой стоимости на результаты ГКО по-новому, то есть проведенной по закону о кадастровой оценке.

Во-вторых, не введен мораторий на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, несмотря на "заморозку", с целью ее уменьшения.

В-третьих, сфера применения кадастровой стоимости расширяется. Граждане еще в полной мере не успели вступить в процесс оспаривания кадастровой стоимости. С 2015 года на новую систему начисления налога на имущество с физических лиц исходя из кадастровой оценки перешли 28 регионов, в том числе Москва и Московская область. С 2016 года перечень таких регионов расширился до 60. Следует ожидать аналогичный переход и в ряде иных субъектов РФ. В настоящее время объектом налогообложения налога на имущество физических лиц являются любые ОКС, в т.ч. объекты незавершенного строительства, а также единый недвижимый комплекс. Пока многие граждане с целью избежания уплаты налога на имущество не регистрируют свое право собственности на объект завершенного строительства и длительное время эксплуатирует его. Не исключено, что в перспективе налоговые органы начнут бороться с такой формой получения необоснованной налоговой выгоды и начислять налог и на такие объекты. С 2017 г. в ЕГРН будут вноситься, в частности, сведения о дате вводе в эксплуатацию или постройки здания. Соответствующая информация будет доступна налоговым органам. Добавлю, что с 1 января 2015 года введена в действие , которая предусматривает, что при продаже недвижимости ниже кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, НДФЛ исчисляется из кадастровой стоимости, умноженной на 0,7.

В-четвертых, закон о кадастровой оценке не приведет к быстрому улучшению качества ГКО. У правообладателя объектов недвижимости появится право на стадии подготовки к проведению ГКО подавать декларацию о своей недвижимости после публикации решения о проведения ГКО ( , ). Данная норма направлена на уточнение данных, необходимых для более точного определения стоимости, каких конкретно - пока непонятно. Определенность появится после утверждения Минэкономразвития Формы декларации. Вероятно, речь идет об уточнении таких данных как: назначение ОКС, год ввода в эксплуатацию ОКС или год постройки, вид разрешенного использования земельного участка, вид фактического использования ОКС и земельного участка, материал наружных стен здания, сведения о площадях вспомогательного назначения в здании, сведения о площадях/помещениях, относящимся к общему имуществу, степень готовности объекта незавершенного строительства. Нужно ли правообладателям спешить с подачей такой декларации? Вопрос – спорный. В частности, по мнению многих оценщиков, вспомогательные помещения (без учет мест для автостоянки) в стандартном административно-деловом центре составляет 15-20%. Если указанный процент существенно выше от стандартного, то правообладателю имеет смысл подавать декларацию и рассчитывать на "пониженную" кадастровую стоимость. Однако сведения из декларации могут использоваться, если соответствующие сведения отсутствуют в ЕГРН. Если они есть в ЕГРН и не соответствуют фактическим, то нужно подавать заявление об исправлении ошибки в ЕГРН и прикладывать подтверждающие документы. Если у оценщика отсутствуют сведения о материале наружных стен, годе постройки, то часто оценщики используют минимальное значение УПКС ОКС для конкретного района. Если в ЕГРН соответствующие сведения отсутствуют, то, видимо, правообладателю не стоит спешить с подачей декларации. Кроме того, следует учитывать, что правообладатель вправе подавать декларацию в качестве приложения к замечаниям на отчет оценщика после публикации соответствующего проекта отчета (). Пока проект не опубликован, какие данные будут применены определенно сказать нельзя.

В целом по стране в базе данных быстро не произойдет уточнение сведений об объектах недвижимости, необходимых для уменьшения погрешности измерений в определении кадастровой стоимости. Кроме того, не внесены изменения в методологические указания и стандарты Минэкономразвития России, исключающие методологические разногласия оценщиков, которые существенно влияют на результат оценки. В частности, нет единства мнений ни в судебной практике, ни среди оценщиков, на вопрос о том, должна ли кадастровая стоимость объекта капитального строительства включать НДС. Данные разногласия ведут к погрешности измерений в размере 18%, то есть налоговой ставки по данному косвенному налогу.

Таким образом, оспаривание кадастровой стоимости – по-прежнему актуальной вопрос. И предпосылок к тому, чтобы количество споров о кадастровой стоимости в ближайшее время снизилось, я не вижу.

земельного участка в 2017 году окажется на время «замороженной». Продлиться это до первого дня 2020 – го года. Вступление в силу будет с нового года, хотя перестройка системы будет продолжаться до 2018 – го года.

Кадастровая стоимость участка земли определяет земельный налог. Кадастровая оценка участков земли, таких как: торговые центры, квартиры, дачи, имущественные комплексы, будет осуществляться асессорами госкадастра. Ими будут накапливаться и анализироваться данные, проверяться и исправляться ошибки тех, кто работал раньше.

Налоговая база должна стать более точной. А значит, станет меньше и гражданских жалоб в спецкомиссии по спорам. Следует оговориться, что новый закон не требует комиссий такого рода, поэтому и те, что есть, вскоре перестанут существовать. А если результат оценки кого-то не устроит, ему придется обращаться в суд. Государственным оценщикам дана задача не допускать спорных и конфликтных споров. Спецучреждения будут созданы в каждом регионе.

Чтобы госоценка могла отличаться безупречностью, методика по сбору и систематизации данных должна быть дополнена новыми параметрами, к примеру, необходимо знать, насколько износился оцениваемый дом, в процентах.

Кадастровая стоимость участков Москвы

Не так давно столичными властями была утверждена кадастровая стоимость земельного участка в 2017 году в Москве . По разъяснениям руководителя Департамента городского имущества В. Ефимова, оценку по кадастру определили для 6, 8 млн. различного жилого и нежилого недвижимого имущества.

Если брать средние значения, то равнозначные по использованию объекты недвижимости получат кадастровую стоимость: капитальные строительные объекты – больше на 2 с половиной процента, участки земли – на полтора процента.

Кадастровую стоимость недвижимых объектов требуется определять хотя бы раз за пятилетие. Прошлая проверка в Москве имела место в 2014 г.

Что влияет на оценку земли

На оценку стоимости земельного надела оказывают влияние различные факторы:

  • Неоспоримо значение категории участка.
  • Имеется зависимость от занятой наделом территории, а также от местной и областной стоимости, актуальной в момент расчета.
  • Есть влияние от вида и коэффициента полезности пользования участком.
  • Много значит и то, насколько развита инфраструктура региона, где проводится оценка земли.

Следует знать, что действия землевладельца, к примеру, проведение межевания, могут тоже влиять на кадастровую стоимость надела.

Зачем необходимы знания кадастровой оценки

  1. Регулировка собственнических прав и отношений, касаемо земли, а также совершение юридических сделок без оценки по кадастру невозможна.
  2. Для уплаты земельного налога.
  3. Если землю выставлять н аукционную распродажу. Чаще всего в этом случае участок продается, исходя из минимальной кадастровой стоимости.
  4. Чтобы рыночная стоимость участка возросла, нужно облагородить территорию либо реконструировать объекты на ней.

Кадастровая стоимость земельного участка по кадастровому номеру 2017 возможна даже самостоятельно в онлайн режиме. Зная присвоенный номер своему наделу, землевладелец может воспользоваться сайтом Росеестра. Нужно будет найти «Справочную информацию» по интересующему объекту. А найдя «ГКН» , это аббревиатура , потребуется выборка нужного адреса. Соответственно, будет определяться кадастровая стоимость земельного участка по адресу 2017 . Все данные находятся в карточке по нужной земле.

Ознакомиться с кадастровой оценкой своего участка возможно и некоторыми другими способами посредством сети Интернет.