Ставки по транспортному налогу для юридических лиц. Транспортный налог для физических лиц: ставка, расчет, оплата, сроки уплаты. Из чего исходить

Ставки по транспортному налогу для юридических лиц. Транспортный налог для физических лиц: ставка, расчет, оплата, сроки уплаты. Из чего исходить

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

1. Понятие социологического исследования и его виды.

2. Этапы и программа социологического исследования.

3. Проблема выборки в социологическом исследовании. Типы выборки.

4. Основные методы сбора первичной социологической информации.

І. Понятие социологического исследования и его виды.

Социология – это наука, которая занимается проведением прикладных исследований, сбором первичной социологической информации, на основании которой делаются выводы. Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы.

Часто социологическим исследованием называют любой непрофессиональный анкетный опрос, но это не так.

Социологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности.

Характеристики социологического исследования:

    научный характер , т.е. строится в соответствии с требованиями науки.

    Следовательно, оно должно быть объективным , максимально приближенным к истине.

    Социологическое исследование носит достоверный характер , т.е. его данные можно перепроверить.

    Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными (представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

Специалисты считают, что единой схемы СИ, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

Выделяют несколько видов эмпирического исследования – по критерию, положенному в основание классификации.

1. По степени сложности решаемых задач , в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий:

    Разведывательное (пробное) – для предварительного ознакомления с явлением. Близкое к нему –пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты.

    Описательное – дает системное описание изучаемого явления.

    Аналитическое – кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления.

2. По характеру изучения объекта , т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:

    Точечное (разовое) – дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.

    Повторные исследования - это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований:

    лонгитюдные - длительное изучение одной совокупности лиц;

    когортные - изучение лиц одного возраста (поколение) на про­тяжении длительного времени (цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);

    трендовые - на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики (цель - установление тенденций (трендов) социальных изменений; пример - переписи населения);

    панельные - исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени (цель - анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования - цех, предприятие - сохраняются).

3. По масштабу исследования :

1) Локальные (определенный объект, район)

2) Региональные (область, несколько областей)

3) Отраслевые (преобладали в советской социологии)

4) Общегосударственные (общенациональные)

5) Международные

4. В зависимости от применяемого метода сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов).

ІІ . Программа и этапы социологического исследования.

Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов :

1. Подготовительный этап. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Связан со сбором информации в зоне практических действий социолога- получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.

3. Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов или заключительный этап. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают: 1) информационная справка, 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.

Программа социологического исследования - это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки

Программа социологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной.

    Методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов.

Анализ проблемы и определение проблемной ситуации . Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или неясны.

Определение объекта исследования и его предварительный анализ. Объект - это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога.

Определение предмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования - это определенная сторона или свойство (свойства), особенностиобъекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладномисследовании.

Определение целей и задач исследования. Цель - это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования - это совокупность конкретных целевых установок, в которыхформулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.

Формулирование гипотезы. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами.По содержанию предположений относительно изучаемого объ­екта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойст­вах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).Объяснительные - это такие гипотезы, которые содержат пред­положения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых яв­лениях и процессах. Прогнозные - это такие гипотезы, которые рас­крывают тенденции развития изучаемых объектов.По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположе­ния широкой общности, гипотезы-следствия - предположения менее широкой общности.

Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация - логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка.Операционализация - дальнейшее членение и детализация понятия до уровняоднозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни(эмпирических индикаторов).

    Методико-процедурный раздел включает:

Определение общего плана исследования.

Построение требуемого планом типа выборки.

Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа конкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

    Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

    Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

ІІІ. Проблема выборки в социологическом исследовании. Типы выборки.

Чаще всего объектом социологического исследования вы­ступают большие совокупности людей (например, население страны или региона), дифференцированные по различным социально-демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) и рас­средоточенные по различным поселенческим структурам (большой город, малый город, деревня). Поэтому в социологических исследованиях, как правило, применяются не сплошные, а выборочные опросы.Такой метод исходит из предполо­жения, согласно которому результаты опроса определенной доли на­селения могут быть распространены на все население страны.

Понятие "выборки" в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности.

Генеральная совокупность - это совокупность всех возмож­ ных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Выбо­рочная совокупность выступает фактически в качестве своеобразной модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элемен­тов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах.

Репрезентативность , т.е. свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики исследуемого объекта, обеспечивает­ся дизайном выборки и расчетом ее минимального объема, способными обеспечить прием­лемую точность получаемых результатов.

Дизайн выборки (т.е. способ ее проектирования) определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

В прикладном социологическом исследовании важное значе­ние имеет определение и учет возможных ошибок выборки. Ошибка­ ми выборки называют отклонение статистической структуры выборки от структуры исследуемой генеральной совокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них - случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выбороч­ной совокупности от характеристик исследуемой генеральной сово­ купности.

Гораздо более существенны и опасны для результатов выбо­рочного исследования систематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборке основных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки связаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе на­селения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше - 20%), либо с ошибками инструментария исследова­ ния . Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования.

Важное значение в прикладной социологии имеет типологизация выборок, которая может быть осуществлена по нескольким ос­нованиям. Выделяют различныетипы выборки (отбора) и виды выборок.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной. Они могут быть следующими:

стихийный отбор , т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, вчастности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попростуневозможно;

вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора - обеспечениевозможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

квотный (стратифицированный) отбор , в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например, по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы,бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них - цеха, в цехах - респонденты) и некоторые другие.

Наиболее часто применяются в социологических исследо­ваниях следующие типы выборок.

Случайная выборка - это отбор людей из генеральной совокуп­ности на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупно­сти попасть в число опрашиваемых. Основными трудностями, с кото­рыми сталкиваются социологи при осуществлении случайного отбора респондентов, обусловлены двумя обстоятельствами:невозможностью получения полных списков генеральной со­вокупности;разной степенью доступности респондентов и их готовности участвовать в исследовании.

Систематическая выборка представляет собой процедуру отбора определенного элемента из списка элементов изучаемой сово­купности с использованием определенного «шага», т.е. через опреде­ленное количество номеров (например, в жилом массиве опрашива­ются жильцы каждой пятнадцатой, начиная с первого номера списка, квартиры) причем номер первого элемента выборки часто определя­ется случайным образом.

Квотная выборка - это отбор опрашиваемых людей с кон­кретным набором характеристик, осуществляемый квотами (долями, частями) от каждой определенной группы населения в соответствии с заданными пропорциями. При построении данной выборки учитыва­ются характеристики, непосредственно связанные с базисными при­знаками исследуемой совокупности (пол, возраст, образование, доход, тип поселения и т.п.).

Кластерная (гнездовая) выборка представляет собой отбор объектов для исследования, в качестве каковых выступают кластеры (гнезда) более мелких единиц. Преимущества ее состоят в том, что значительно проще осуществлять отбор и обследование нескольких компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц. Маршрутная выборка представляет собой вариант система­тического отбора и заключается в извлечении из списка квартир в домах, упорядоченного по улицам исследуемого населенного пункта.

Стратифицированная (районированная) выборка - такой вид выборки, при котором отбору единиц измерения предшествует процедура стратификации, т.е. расслоение исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупаности, назы­ваемые слоями, стратами. Данная процедура предполагает деление на­селения на страты, подходящие для определенного изучения, напри­мер, определенного социального класса, электоральных предпочте­ний, уровня дохода или статуса занятости /безработицы. Избираемый объем выборки в таком случае распределяется между стратами про­порционально их численности в генеральной совокупности, что по­зволяет обеспечить для каждой из страт одинаковую вероятность быть отобранной для исследования. В тех случаях, когда построение выборки осуществляется на основе выделения социальных слоев, она называется стратифицированной, когда же дифференциация иссле­дуемых групп производится по территориальному принципу, выборкуназывают районированной.

Многоступенчатая выборка строится на основе применения поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной дляотбора на следующем этапе.

Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию.К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности - этопроблема не столько статистическая, сколько содержательная.

Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанных с проведением исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь - от следующих:

    используемые в исследовании методики сбора первичной информации;

    уровень однородности генеральной совокупности;

    цели и задачи исследования;

    требующаяся точность получаемой информации.

Что касается первого из названных факторов, то его влияние на объем выборки очевидно: чем более точен и надежен метод - тем меньше объем выборочной совокупности. Одно дело, если мы использовали почтовый опрос, другое - личное интервью. Во втором случае мы, естественно, можем остановиться на минимальной границе избранного объема выборки.

Учет при определении объема выборочной совокупности другого из названных факторов также достаточно прост. Дело в том, что генеральная совокупность, из которойвыделяется в процессе исследования выборочная, может быть как гетерогенной, т.е. весьма неоднородной (к примеру, мы должны исследовать в отношении некоего товара потребительское поведение всего населения города, среди которого: и мужчины, и женщины; и молодые, и пожилые; и образованные, и малообразованные, и т.п.), так и гомогенной, т.е. достаточно однородной (к примеру, мы изучаем потребительское поведение молодых матерей в отношении памперсов или молодых ребят по поводу оценки различных марок мотоциклов).Очевидно, что во втором случае, т.е. когда имеет место высокая степень гомогенности генеральной совокупности, мы можем ограничиться достаточно малым объемом выборки.

Третий важнейший фактор. На объем выборочной совокупности огромное влияние оказывают конкретные задачи исследования. К примеру, мы хотим исследовать потребительское поведение населения города. Перед нами - структура генеральнойсовокупности, которая представляет распределение в целом населения города и по трем квотным признакам: район города, пол, возраст.Совершенно очевидно, что если в исследовании ставится задача изучить мнениянаселения города в целом - это одна ситуация; если в том числе и по возрастным группам - это другая (здесь мы имеем 3 группы); если необходимо выявить распределения мненийпо возрастным и половым группам - это третья ситуация (здесь мы имеем уже шесть групп); наконец, если в исследовании нас интересует распределение информации повозрастным, половым группам и районам города (к примеру, мы хотим определить, как к покупкам того или иного товара относятся молодые женщины, проживающие вСоветском районе города Гомеля), то здесь мы имеем дело уже с четвертой ситуацией (48 групп). Ясно, что для того чтобы получить репрезентативную информацию в последним случае, нужно обеспечить представительство в минимальной из этих сорока восьми групп 25-30чел. Следовательно, минимальный объем выборочной совокупности здесь будет находиться в пределах 2000 чел.

Наконец, еще один фактор, воздействующий на объем выборочной совокупности; необходимая, требующаяся точность получаемой информации. Конечно, лучше иметь более точную информацию, но при этом необходимо иметь в виду, что каждый процент "увеличения точности" приводит к резкому увеличению расходов на исследование.

Приведем пример. Всемирно известный исследователь общественного мнения Дж. Гэллап и его институт на протяжении многих десятилетий, проводящие опросы в США, выявили, что при общенациональной выборке в 100 чел. - ошибка выборки будет в пределах ±11%; 200 чел. - ±8%; 400 чел. - ±6%; 600 чел. - ±5%; 750 чел. - ±4%; 1000 чел. -± 4%; 1500 чел. - ±3%; 4000 чел. - ±2%. Именно поэтому институт Гэллапа, как правило, проводит общенациональные опросы в США на выборке в 1500-2000 чел. Как видно, онпредпочитает увеличение ошибки на 1% - многократному увеличению стоимости исследования.

IV . Основные методы сбора первичной социологической информации.

Научный метод (метод – с греч. «путь») – система правил в теоретической и практической деятельности, а также способ обоснования и построения системы знаний. Разрабатывается на основе знания закономерностей изучаемого объекта, т.е. у каждой науки есть свои, специфические методы.

Объект изучения социологии – общество, которое изучают на макро и микроуровне, поэтому используют две группы методов: теоретические и эмпирические .

Изначально социологами применялись теоретические методы. Конт, Дюркгейм, Маркс, Спенсер использовали логический, исторический, сравнительный, структурный методы. В ХХ веке Парсонс использует структурно-функциональный метод. Во второй половине ХХ века с развитием кибернетики появляются системный метод, метод моделирования социальных явлений, метод социального прогнозирования.

Сейчас теоретические методы используются в комплексе с эмпирическими.

Эмпирические – считалось, что социология должна быть строгой, доказательной наукой. Конт впервые применяет наблюдение, эксперимент (как и в естественных науках – физики, биологии). Далее в социологии используется метод анализа документов, а Маркс и Энгельс впервые применяют метод опроса.

Наблюдение – метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Наблюдение отличается от простого созерцания. Научное наблюдение имеет четко поставленную цель, ведется по разработанному плану, его результаты фиксируются. Основныевиды наблюдения : включенное – наблюдатель сам является участником событий (например, участвует в митинге), невключенное – наблюдает со стороны. Сильные стороны наблюдения – его непосредственный характер (не с чьих-то слов), точность, оперативность. Недостатки – влияние наблюдателя как на наблюдаемое явление, так и на его результаты; сложность наблюдения и одновременного фиксирования результата; локальность, фрагментарность. Часто наблюдение в социологии используется вместе с другими методами.

Примеры: Уильям Уайт «Общество на углу улицы» - бедный итальянский квартал Бостона, Франк Канинг – изучение индейцев зуни в штате Нью-Мексико, Ирвинг Гофман – поведение людей в психиатрической лечебнице.

Эксперимент – метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. В социологии эксперимент применяется нечасто, т. к. является одним из самых сложных методов. Сильная сторона – объективность. Недостаток – проблема чистоты эксперимента, т. к. участниками эксперимента в социологии являются люди, они должны знать об этом, о целях эксперимента, участвовать в нем добровольно. Это оказывает влияние на ход эксперимента.

И Москва и Московская область для любителей быстрой езды и мощного двигателя являются одним из наиболее "удобных" регионов для проживания. В Центральных регионах России ставки на автомобили с мощностью двигателя выше 250 лошадиных сил существенно выше, чем в Москве и области (за редкими исключениями). В остальном автолюбителям придется заплатить те же деньги. Мы опубликуем ставки транспортного налога, установленного в г. Москва и в московской области, актуальные на 2016 год.

Транспортный налог 2016 Москва

Для легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Московской области на сегодняшний день установлены следующие ставки ТН:

Легковые авто:

Грузовые автомобили и автобусы

Сроки уплаты транспортного налога в Москве в 2016 году

Согласно тексту постановления правительства Московской области за номером 33 от 09.07.2008, для различных категорий лиц сроки по уплате транспортного налога установлены следующие:

1. для физических лиц до 01 декабря 2016 года ,
2. для юридических лиц - платеж по транспортному налогу должен быть осуществлен в срок до 05 февраля 2016 года , авансовые платежи - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Льготы

Существуют группы льготников, для которых ставка налога либо полностью списывается, либо существенно снижается. В эти группы также входят как физические, так и юридические лица. Мы перечислим всех, кто имеет льготы по транспортному налогу в Москве в 2016 году,

Физические лица

1. Герои Советского Союза, Герои России, кавалеры Ордена Славы трёх степеней. Полное обнуление ставки налога.
2. Ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ, бывшие узники концлагерей. Полное обнуление ставки налога.
3. Участники боевых действий, инвалиды, ставшие таковыми вследствие участия в боевых действиях. Полное обнуление ставки.
4. Инвалиды 1 и 2 групп. В том числе инвалиды с детства и опекуны детей-инвалидов. Полное обнуление ставки.
5. Владельцы авто ДВС мощностью менее 70 л.с. Полное обнуление ставки.
6. Один из родителей в многодетной семье. Полное обнуление ставки.
7. Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Юридические лица

1. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским общественным автотранспортом. Полное обнуление ставки.
2. Резиденты ОЭЗ "Зеленоград". Полное обнуление ставки.

Как и все остальные регионы России, транспортный налог Москва за 2016 год платит на основании своего отдельного закона. Разберемся в его особенностях. Тем более что подходит крайний срок для отчисления этого налога в Москве.

Основной документ

Закон города Москвы № 33 «О транспортном налоге» был принят 09 июля 2008 года. Это основополагающий для Москвы закон о транспортном налоге за 2016 год. Поскольку он устанавливает:

  • ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты;
  • льготы.

Интересно, что Закон города Москвы о транспортном налоге в 2016 году не претерпел никаких изменений. Более того: последние по времени поправки московские депутаты вносили в него еще в начале 2015 года. Это значит, что для московских автовладельцев – предприятий и частных лиц – действуют прежние правила.

Как видно, транспортный налог в Москве на 2016 год для физических и юридических лиц устанавливает один и тот же нормативный документ. Обратим внимание на его некоторые ключевые позиции.

Крайний срок уплаты

Пункт 1 статьи 363 НК РФ говорит, что порядок и сроки отчисления транспортного налога, а также авансовых платежей по нему, для организаций устанавливает региональный закон.

Так вот: срок уплаты транспортного налога в Москве за 2016 год – 05 февраля 2017 года. Однако согласно календарю, это будет воскресенье – выходной день. Поэтому крайний срок автоматически переходит на 06.02.2017 года – понедельник.

Кроме того, для юридических лиц в Москве транспортный налог за 2016 год не предусматривает отчисление авансовых платежей. Это говорит, в том числе, о довольно прочной финансовой основе московского бюджета.

Не перепутайте срок уплаты транспортного налога в Москве со сроком сдачи декларации по нему. Последний – чуть короче и заканчивается уже 1 февраля 2017 года включительно.

Что касается обычных автовладельцев – физических лиц, а также ИП, то для них срок отчисления налога за свой транспорт жестко регламентирует НК РФ: за 2016 год – до 01 декабря 2017 года (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Актуальные ставки транспортного налога на 2016 год: Москва

Для Москвы таблица транспортного налога на 2016 год приведена в статье 2 столичного закона. Приведем ставки по ней в отношении наиболее распространенных транспортных объектов (см. таблицу).

ТС и ставки налога в Москве
Вид транспорта Ставка, руб.
Легковые авто с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
12
100 – 125 л.с. (73,55 – 91,94 кВт) включительно 25
125 – 150 л.с. (91,94 – 110,33 кВт) включительно 35
150 – 175 л.с. (110,33 – 128,7 кВт) включительно 45
175 – 200 л.с. (128,7 – 147,1 кВт) включительно 50
200 – 225 л.с. (147,1 – 165,5 кВт) включительно 65
225 – 250 л.с. (165,5 – 183,9 кВт) включительно 75
от 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 150
Автобусы:
до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно 15
110 – 200 л.с. (80,9 – 147,1 кВт) включительно 26
от 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 55
Грузовые авто:
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 15
100 – 150 л.с. (73,55 – 110,33 кВт) включительно 26
150 – 200 л.с. (110,33 – 147,1 кВт) включительно 38
200 – 250 л.с. (147,1 – 183,9 кВт) включительно 55
от 250 л.с. (от 183,9 кВт) 70

Не секрет, что Москва ставки транспортный налог за 2016 год и вообще держит на самом высоком уровне по сравнению с остальными регионами России.

Основные льготы по транспортному налогу в Москве за 2016 год

Льгота по транспортному налогу может быть 3х видов:

  1. снижение налога;
  2. уменьшение ставки;
  3. полное освобождение от налога.

Согласно московскому закону, в столице действует только последний вид льготы. Хотя он и самый желательный.

Юридические лица, зарегистрированные со своим транспортом в московских ИФНС, могут законно не платить рассматриваемый налог всего лишь в 2 случаях:

  1. организация занимается перевозкой пассажиров (не такси);
  2. предприятие – резидент особой экономической зоны в Зеленограде (срок льготы – 5 лет).

Для физических лиц льгот предусмотрено в разы больше. Однако не все так просто. Например, для пенсионеров Москвы льготы по транспортному налогу за 2016 год вообще не предусмотрены. Чтобы быть освобожденным от налога, нужен дополнительный статус. Например:

  • инвалид/ветеран боевых действий;
  • инвалидность (только I и II гр.);
  • узник фашизма;
  • есть ребенок-инвалид;
  • чернобылец и др.

За одно ТС многодетная семья в Москве транспортный налог за 2016 год не платит. То есть, авто зарегистрировано на одного из таких родителей (усыновителей).

Владельцы различных видов транспорта обязаны своевременно отчислять налог за него в бюджет. Причем для каждого субъекта РФ предусмотрены свои ставки транспортного налога. Какие коэффициенты действуют в 2017 году (и, скорее всего, перейдут на 2018 год), от чего они зависят и как происходит расчет – в нашем обзоре.

Суть платежа

Налог на авто появился в Налоговом кодексе РФ в 2003 году. Его экономический смысл – компенсация вреда, наносимого окружающей среде и дорожному покрытию. Аналогичную функцию выполняют акцизы на бензин и топливо.

Большинство государств отказались от введения транспортного налога. Он заменен другими видами взносов: экологическим, дорожным или сбором за движимое имущество.

Транспортный налог представляет собой платеж, совершаемый в бюджет России. Вносить его обязаны не только физические, но и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Ставку устанавливают региональные власти.

Базовые значения

Чтобы понять, как определить ставку транспортного налога, законодательством определены базовые коэффициенты, на основании которых происходит расчет для отдельных регионов нашей страны. Они представлены в ст. 361 НК РФ (см. рисунок ниже). Допустимо увеличивать или уменьшать их значение максимум – в 10 раз. Исключение – средства передвижения с мощностью меньше 110,33 кВт.



В 2017 году ставки транспортного налога практически не изменились. Например, в Санкт-Петербурге установлены такие показатели (на основании Закона № 583-106):

От чего зависят ставки транспортного налога

На расчет взносов за каждый вид транспорта влияют определенные факторы.

Категория ТС

Законодательство предусматривает дифференцированные ставки для разных категорий транспорта. Согласно ст. 361 НК РФ, к ним относят:

  • наземные средства передвижения – грузовики, автобусы, мотороллеры и т. п.;
  • водные –яхты, судна);
  • воздушные – вертолеты, самолеты.

Иногда невозможно однозначно определить категорию. Тогда рекомендуем ознакомиться с нормативными документами:

  1. Классификацией Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК при ООН;
  2. ГОСТ Р 51709-2001 (постановление Госстандарта № 47-ст);
  3. Конвенцией о дорожном движении.

Технические характеристики

Величина ставки транспортного налога для наземного транспорта зависит от мощности двигателя. Ее находят по формуле:

P = PкВт × 1,35962
Р – мощность, измеряется в лошадиных силах (л.с.);
РкВт – мощность в киловаттах.

Полученный результат округляют по стандартным правилам.

Налог на водный транспорт зависит от общей вместимости и единицы ТС (информация должна быть в технических документах). При отсутствии таких показателей можно также воспользоваться мнением уважаемого эксперта в этой области (см. приказ МНС № БГ-3-21/177).

Для некоторых видов ТС расчет производят с каждого килограмма силы тяги. Например, при оплате налога за вертолет.

Дата выпуска

Оказывает влияние на ставку транспортного налога, если такое требование регламентировано нормативными актами региона. Особенности расчета:

  • исчисление начинают с 1 января года, следующего после даты производства ТС;
  • учитывают период, за который идет оплата;
  • дни – календарные (в расчет идут рабочие, выходные и праздники).

Экологический класс

Поскольку транспортные средства являются источником загрязнения окружающей среды, в 1992 году были приняты законодательные меры, информирующие о составе вредных веществ в выхлопных газах. Разработаны специальные коды – нормы экологической безопасности (см. таблицу).

Класс Пояснение
Евро 1 Стандарт, контролирующий уровень углерода, азота, углеводородов
Евро 2 Предусматривает уменьшение токсичных веществ в 3 раза по сравнению с первым классом. В некоторых крупных городах ограничивали въезд транспорта, не попадающего под этот стандарт.
Евро 3 Содержит сведения о содержании вредных веществ не только для легковых авто, но и транспорта с дизельными двигателями. По сравнению с предыдущим классом, вредных веществ должно быть меньше на 30 – 40%.
Евро 4 Имеет более ужесточенные требования к уровню токсичности выхлопных газов – до 40%. Действует на протяжении шести лет.
Евро 5 Современный стандарт, введенный 8 лет назад для грузовых и легковых автомобилей, ввозимых из стран Евросоюза.
Экологический класс уточняют в процессе приобретения ТС и оформления соответствующих документов. Он должен быть указан в техпаспорте. Но если подобная информация отсутствует, можно воспользоваться базами данных на сайте Росстандарта.

Как определить ставку транспортного налога : расчеты

Для определения налога за свое транспортное средство необходимо выполнить следующие действия:

  1. Уточнить рассмотренные выше показатели, соотнеся их с техническим паспортом.
  2. В реестре установленных для субъектов РФ показателей выбрать машину, которая будет соответствовать характеристикам вашего транспортного средства. В нем указана ставка.

Налог можно рассчитывать разными способами, но в зависимости от длительности владения ТС.

Когда автомобиль находится в распоряжении человека один год, используют стандартную формулу:

S = N х K S – сумма транспортного налога;
N – ставка, установленная для конкретного региона;
K – мощность (в л.с.).

Если период с постановки на учет до даты внесения налога оказался меньше года, расчет производится так:

Т – количество полных месяцев, на протяжении которых ТС принадлежит человеку.

Имейте в виду: ставка транспортного налога должна быть прописана в уведомлении, которое рассылает инспекция. Вот, как в нем представлен рассматриваемый налог:

Повышенный коэффициент для дорогих авто

В 2016 году законодатели ввели повышенный коэффициент для расчета налога на роскошные автомобили. Формула расчета отличается в зависимости от продолжительности владения ТС (см. таблицу).

Обратите внимание: когда Министерство промышленности и торговли издает новый список дорогостоящих средств передвижения, а налог уплачен по ранее действовавшим правилам, коррекция не требуется.

Как еще проверить расчет

Определить автомобильный налог можно при помощи онлайн-калькуляторов. Пользователь должен выбрать тип средства передвижения, мощность, установить дату постановки на учет (при распоряжении ТС меньше года). При необходимости указывают период снятия с учета. Расчет происходит автоматически.

Например, такой сервис есть на официальном сайте налоговой службы по адресу (ссылка для Москвы): www.nalog.ru/rn77/service/calc_transport

Система налогообложения - одна из самых сложных и запутанных вещей, с которыми приходится сталкиваться гражданам нашей, да и не только нашей, страны. Автомобили наряду с другим имуществом подлежат налогообложению, о чем, однако, знает далеко не каждый новоиспеченный автовладелец. А тема эта важная и очень актуальная. Вы спросите - почему? Во-первых, потому что всегда желательно знать наперед, с какой суммой вам предстоит ежегодно расставаться. Во-вторых, потому что «незнание не освобождает от ответственности», то есть от штрафов за неуплаченные налоги.

Начисление

Сперва кратко рассмотрим самую нудную, но важную часть транспортного налога: его ставку и порядок расчета. Почему это важно? Хотя бы потому что при покупке автомобиля вы уже будете в курсе предстоящих выплат (также рекомендуем заранее узнать стоимость ежегодного обслуживания автомобиля, среднюю цену на запчасти и реальный расход топлива в условиях вашего региона проживания ).

Итак, сама сумма транспортного налога будет зависеть от двух составляющих:

  • мощности двигателя под капотом вашего автомобиля;
  • места постановки автомобиля на учет.

Если с мощностью двигателя, обычно, вопросов не возникает, то влияние региона проживания на сумму выплат понятно далеко не всем. Согласно законодательству РФ каждый субъект страны имеет право уменьшать или увеличивать ставку налога на лошадиные силы. Изменение ставки может происходить в размере от 0 до 10. Выбор так называемого коэффициента на лошадиные силы зависит исключительно от желания каждого из регионов страны.

Таблица дорожного налога по лошадиным силам на 2016 год для Центрального Федерального Округа выглядит следующим образом:

В верхней части таблицы вы видите строку «Базовые ставки, установленные кодексом». Речь идет о тех ставках на лошадиные силы, которые установлены государством в законодательном порядке, в частности прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. Они-то и подлежат изменению посредством коэффициента на лошадиные силы. Чтобы из этой таблицы определить сам коэффициент, разделите значение в строке на базовое значение. Однако, так никто не делает и общепринятыми являются ставки уже с учетом коэффициента на лошадиные силы.

В следующей таблице вы сможете ознакомиться со ставкой налога на лошадиные силы в регионах нашей страны:

Разброс ставки на 1 лошадиную силу очень обширен. Например, в Оренбургской области вы не будете платить за автомобиль не мощнее 100 л.с., а в Пермском крае отдадите по 25 рублей за каждую лошадиную силу. В Приморском крае градация налога по лошадиным силам в 2016 году сильно зависит от возраста автомобиля. Так, первая из ставок для отечественных авто, вторая - иномарок старше 10 лет, третья - иномарок от 3 до 10 лет, последняя - иномарки до трех лет включительно. Зато транспортный налог на мощные автомобили (более 250 л.с.) одинаково высок почти во всех регионах. Самые приятные цены в Магаданской области и республике Ингушетия.

Налог на роскошь

Если же вы хотите приобрести непросто мощный, но при этом дорогой автомобиль, будьте готовы к еще большему увеличению выплат. Согласно законодательству РФ все автомобили, стоимость которых превышает три миллиона рублей, облагаются налогом на роскошь. По своей сути это дополнительный коэффициент, который добавляется в общий расчет транспортного налога. Естественно, этот коэффициент будет повышающим.

Важно! Некоторые автомобили, фактическая стоимость которых не превышает трех миллионов рублей, также могут облагаться налогом на роскошь.

Сделано это, вероятно, для того, чтобы избежать ухода от данного налога при покупке почти нового автомобиля «с рук». Ведь в таком случае цена «на бумаге» может быть и 100 тысяч рублей за Audi R8, например. Министерство промышленности и торговли составило подробный перечень автомобилей по маркам и моделям, которые размещены в определенные ценовые категории. Часть данной таблицы вы увидите ниже, а полную версию можно найти на сайте Минпромторга:

Этот список ежегодно обновляется и выкладывается на сайт не позднее 1 марта каждого года. Транспортный налог, как и все прочие, обычно начисляется осенью в середине октября — начале ноября. Поэтому все изменения в списке вы увидите почти за полгода до того, как вам предстоит оплачивать налоги.

Как вы видите, список очень подробен и не допускает двусмысленных толкований. Помимо марки и подробного названия модели, есть столбцы, учитывающие тип и объем двигателя, а также количество лет, прошедших с года выпуска.

Пример расчета

На самом деле расчет транспортного налога очень прост. Возьмем Хонду Аккорд 2008 года выпуска с двигателем 2,4 литра мощностью 200 лошадиных сил. Допустим, автомобиль зарегистрирован в Санкт-Петербурге, в городе ставка на автомобили мощностью от 151 до 200 л. с. составляет 50 рублей за 1 л. с.

ТН = 200х50=10000 рублей.

А теперь рассчитаем транспортный налог для «роскошного» автомобиля BMW M5. Год выпуска 2015, объем двигателя - 4,4 литра, мощность - 555 лошадиных сил. Зарегистрирован автомобиль, например, в Москве, где ставка составляет 150 рублей. В таблице Минпромторга BMW M5 4,4 относится к категории от 3 до 5 млн рублей, то есть имеет коэффициент 1,1.

ТН=555х150х1,1=91575 рублей.

Если вам понятны не все нюансы, связанные с расчетом транспортного налога, посмотрите видео, где специалист объясняет все тонкости данной процедуры: