Промышленное развитие европы. Промышленность: главные отрасли. Кто что производит

Промышленное развитие европы. Промышленность: главные отрасли. Кто что производит

Состав

Кировская, Нижегородская области, Мордовская Республика, Республика Марий Эл, Чувашская Республика.

Экономико-географическое положение

Территория - 263 тыс.км 2 . Расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных и на пересечении железных дорог, связывающих его с Центром, Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития

хозяйства. Западная часть по ЭГП близка к Центральному району и тесно с ним связана, а южная - имеет сходство с Центрально-Черноземным.

Природные условия и ресурсы

Климат - умеренно-континентальный. Природная зона - лесная. Собственные ресурсы района невелики - торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы леса в Заволжье. Водные ресурсы - одно из богатств Волго-Вятского района.

Население

Численность населения Волго-Вятского района - 8,5 млн.человек; средняя плотность населения - 32 чел.на 1 км 2 (размещено неравномерно - варьирует от 14 чел. в Кировской обл. до 74 чел.на 1 км 2 в Чувашии).

Неоднородный национальный состав: русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население среднего Поволжья - народы финно-угорской группы - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения - тюркская (чуваши, татары) - III-IV вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в ХIIIв., когда был основан Нижний Новогород.

Население Чувашии (1992г.) - 1,35 млн.чел (среди них 26% русских); население Марий Эл - 762 тыс.чел.(русских - 47%); в Мордовии - 964 тыс.чел.(доля русских 60%)

Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 69%). Основная часть населения живет в крупных городах. Выделяется Нижний Новгород с населением более 2 млн.чел.

Хозяйство

Отдельные территории Волго-Вятского района неравноценны по экономическому развитию. Специализацию определяют следующие факторы: удобное ЭГП; исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод - один из крупнейших в дореволюционной России); значительные трудовые ресурсы; большие запасы водных, лесных ресурсов, но явный недостаток сырьевых и энергетических.

По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному.

Район специализируется на машиностроении, химической и лесной промышленности. Ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, Западной Сибири.

Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 50% экономически активного населения района.

Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлово на Оке), завод автосамосвалов (Саранск). Скоростные суда на подводных крыльях «река-море», речные ледоколы производил ранее завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.

В составе машиностроительного цикла работают местные передельные заводы (большая часть металла поступает с Урала).

Химическая промышленность - вторая отрасль специализации района (центр - г.Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др.

В Кстово - нефтеперерабатывающий завод (на привозной нефти - к городу подведен нефтепровод).

Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах. Производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные заводы построены на Волге - в Правдинске, Балахне, Волжске. Сохранился и развивается старинный кустарный промысел - хох-ломская роспись (г.Семенов).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство - многоотраслевое, но лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству (естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализируется на производстве картофеля, на юге - выращивание зерновых и технических культур.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетика использует торф и гидроресурсы (Нижегородская и Чебоксарская ГЭС), но основное значение имеют нефть и газ Поволжья и Западной Сибири, уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов.

Транспорт. В пределах района проходят железные дороги, связавшие Центр с Уралом, трубопроводы. Крупная транспортная артерия - Волга.

Состав района: Кировская и Нижегородская области, республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия.

Площадь района 265,4 тыс. кв. км, население - 8,4 млн. человек.

Отрасли хозяйственной специализации: точное и транспортное машиностроение, лесная и химическая промышленность, скотоводство молочного и молочно-мясного направления.

Экономико-географическое положение . Местоположение района на Волге, между экономически развитыми Центральным, Уральским и Поволжским районами, благоприятно сказывается на развитии его производительных сил.

Природные условия . Равнинный рельеф благоприятствует хозяйственному строительству. Термическая и влагообеспеченность достаточны для повсеместного выращивания серых хлебов, кормовых культур, картофеля, овощей, а на юге - и более теплолюбивых культур. Преобладают кислые дерново-подзолистые и серые лесные почвы.

Природные ресурсы . Хозяйственное значение имеют фосфориты (Вятско-Камское месторождение) торф, горючие сланцы, минерально-строительное сырье (гипс, известняки, кварцевые пески, доломиты), водные (реки Волга, Вятка, Ока и Ветлуга) и лесные ресурсы.

Население отличается пониженной долей русских (до 80%), наряду с которыми в районе проживают чуваши, марийцы, мордва, татары. Средняя плотность населения ВВЭР - 31,5 чел. на 1 кв. км. Около 70% его жителей сосредоточено в городах. Трудовые ресурсы характеризуются высокой производственной квалификацией.

Промышленность . Ведущая отрасль промышленности ВВЭР - машиностроение. В составе машиностроительного комплекса преобладают отрасли квалифицированного, точного (производство фрезерных и деревообрабатывающих станков, электроизмерительных приборов, телевизоров, инструментов и др.. Транспортное машиностроение представлено в районе производством легковых и грузовых автомобилей (Нижний Новгород), автобусов (Павлово-на-Оке), самосвалов (Саранск), моторов (Заволжье), речных судов (Нижний Новгород), сельскохозяйственное - производством тракторов (Чебоксары).

Местные передельные заводы (Омутнинский, Выксунский, Нижегородский и др.) лишь частично удовлетворяют потребности района в металле. Металл в большом количестве завозится с Урала и других районов.

Стекольная промышленность (г. Бор) выпускает техническое (автомобильное) и оконное стекло, текстильная - технические и льняные ткани (Нижний Новгород).

Лесная промышленность . ВВЭР - один из главных районов лесозаготовок, лесопиления, деревообработки (производство фанеры, мебели, спичек и др.), производства целлюлозы, бумаги, картона, продукции лесохимии (канифоль, скипидар, спирты, лаки и др.). Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты находятся в Балахне, Волжске, Правдинске.

Химическая промышленность . На привозном сырье (нефть и газ) создан мощный химический комплекс, включающий производство углеводородных соединений, резинотехнических изделий, автомобильных шин, искусственных кож, пластмасс, минеральных удобрений (Киров, Саранск, Дзержинск).

Топливно-энергетическая промышленность . Масштабы добычи местного топлива (торф, сланцы) и производства электроэнергии (Нижегородская и Чебоксарская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др.) не покрывают все потребности района. Много топлива (уголь, нефть, газ) и электроэнергии поступает из других районов.

Среди отраслей легкой промышленности выделяется производство кожевенно-обувных и меховых изделий (Киров).

Сельское хозяйство . Ведущая отрасль сельского хозяйства ВВЭР - животноводство. Его профилирующие отрасли - скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство. Важное хозяйственное значение имеют овцеводство (мясошерстного и шубного направлений), кролиководство, птицеводство и пчеловодство.

В растениеводстве велик удельный вес кормовых культур, картофеля. Основная зерновая культура - озимая рожь, основная техническая - лен-долгунец. На севере района выращивают также овес и ячмень, на юге - яровую пшеницу, гречиху и сахарную свеклу.

Транспорт и хозяйственные связи . Район располагает всеми видами транспорта. При наибольшем значении железнодорожного транспорта в межрайонных и внутрирайонных перевозках велик удельный вес речного транспорта (самый высокий из всех районов - сайт). Магистральные железнодорожные линии (Москва - Нижний Новгород - Киров - Пермь, Москва - Арзамас - Казань, Нижний Новгород - Саранск - Пенза, Санкт-Петербург - Котельнич - Киров - Пермь) связывают Волго-Вятский район с Центральным, Поволжским, Уральским, Северо-Западным районами. Железнодорожный транспорт тесно взаимодействует с речным (судоходные реки - Волга, Ока, Вятка, Ветлуга). Крупнейшие речные порты - Нижний Новгород, Чебоксары. Из автомобильных путей выделяется магистраль Москва - Нижний Новгород - Казань. По территории района проходит несколько газопроводов и нефтепроводов, обеспечивающих поступление нефти и газа из Поволжья, Урала и Западной Сибири (нефтепроводы из Альметьевска и газопроводы из Уренгоя к Нижнему Новгороду и др.).

Ввоз в Волго-Вятский район превышает вывоз. В район ввозятся нефть, газ, каменный уголь, прокат черных и цветных металлов, зерно и др., вывозятся лес и лесоматериалы, автомобили, станки, трактора, речные суда, бумага, картон, меховые изделия, изделия легкой промышленности, продукция химической индустрии (минеральные удобрения и пр.). В международном разделении труда район участвует в основном продукцией машиностроения, главным экспортером продукции которого выступает Нижегородская область.

Район обладает выгодным географическим положением, находится на пересечении Волги и ее притока Оки железнодорожными и автомобильными магистралями. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется машиностроительной продукцией, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью.

Природно-ресурсный потенциал

Волго-Вятский экономический район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные — ель, сосна, пихта. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойные породы, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается.

Среди других европейских районов России Волго-Вятский имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Главным водным источником являются Волга и ее притоки. Значительны запасы подземных вод.

Климат умеренно континентальный с довольно теплым летом и умеренно суровой зимой. Почвы подзолистые, требующие обогащения, к югу от Волги преобладают плодородные почвы — серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства.

На территории района имеются запасы фосфоритов — Волго- Камское месторождение в Кировской области с запасами 2 млрд т (20% общероссийских). Залежи торфа находятся в Кировской области, а также в Нижегородской области и республике Марий Эл.

Экономический район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень.

Население и трудовые ресурсы

Средняя плотность населения — 29,1 человек на 1 км 2 . Территория района заселена неравномерно, например, в Чувашской Республике она составляет 69.9, а в Кировской области — 11,6 человека на I км 2 .

Индустриализация района и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, примыкающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также поселки городского типа.

Население района многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производства относится обеспеченность района трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресурсов и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны.

Экономический кризис привел в настоящее время к росту безработицы, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью, но негативные последствия реформирования экономики привели к снижению объемов промышленного производства, показателей жизненного уровня населения, нарушению хозяйственных связей.

Основной отраслью специализации района является машиностроение и металлообработка. На общероссийский рынок район поставляет автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Особенно развито в районе транспортное машиностроение, чему способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы.

В Нижнем Новгороде находится ОАО «ГАЗ» — основное предприятие крупнейшего автомобилестроительного холдинга России «Группа ГАЗ». В деятельности «Группы ГАЗ» выделены 7 направлений, представленных дивизионами компании:

  • дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» — ОАО «ГАЗ»;
  • дивизион «Автобусы» — Павловский автобусный завод (ПАЗ), Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), Голицинский автобусный завод (ГолАЗ), Курганский автобусный завод (КАВЗ), Канашский автоагрегатный завод (КААЗ);
  • дивизион «Грузовые автомобили» — автомобильный завод «Урал» (УралАЗ). Саранский завод автосамосвалов;
  • дивизион «Спецтехника»;
  • дивизион «Силовые агрегаты»;
  • дивизион «Автокомпоненты»;
  • ООО «Технопарк».

В Волю-Вятском регионе развито судостроение, представленное ведущим предприятием страны «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Предприятия судостроения расположены также в городах Нижегородской области.

В 2004 г. создана группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты (МНП)». которая осуществляет управление проектами в области судостроения. В составе группы три взаимосвязанных направления: судостроение — завод «Красное Сормово», проектирование судов — Волго-Каспийское проектно-конструкторское бюро, машиностроение — ООО «Сормовское машиностроение».

Предприятия электротехнической промышленности находятся в столицах республик: в Саранске — завод «Электровыпрямитель», предприятие по производству кабельных изделий; в Чебоксарах — электроап гтратн ы й завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство.

Среди предприятий сельскохозяйственного машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод (ОАО «Промтрактор»).

Машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.

Химическая и нефтехимическая промышленность использует как местное, так и привозное сырье. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, которая имеет тесные экономические связи с автомобилестроением.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная промышленность, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Развитие лесной промышленности имеет большое значение для прилегающих районов, особенно для Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар- Олы, Нововятска. Крупнейшим предприятием целлюлозно-бумажной промышленности является целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), использующий не только древесину хвойных, но и лиственных пород. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.

В топливно-энергетическом балансе региона значительный удельный вес занимают дорогостоящие угли, поступающие из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Основная часть электроэнергии вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. На территории района функционируют две крупных гидроэнергетических станции — Чебоксарская и Нижегородская, входящие в состав Волжско-Камского каскада.

К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят черную металлургию, которая представлена передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде, и малую металлургию крупных машиностроительных предприятий.

Pei ион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия но производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает значительным потенциалом. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофеле- и льноводстве.

Внутрирайонные различия

Производственный профиль Нижегородской области определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ним предприятия других отраслей промышленности.

На территории района сформировались промышленные узлы: Саранско-Рузаевский на базе производства светотехники, приборостроения и машиностроения; Чебоксарский промышленный узел на основе Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами; Волжский промышленный узел на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения (Республика Марий Эл).

Основные проблемы и перспективы развития

Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.

Экономика и хозяйство Волго-Вятского экономического района

Состав района (пять субъектов федерации) — республики: Марий Эл, Мордовия, Чувашская; Нижегородская, Кировская области.

Условия развития хозяйства. Волго-Вятский район имеет небольшую площадь, но граничит с пятью другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет река Волга. Район хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района. Район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь района составляет 50% территории. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях.

Население. Плотность населения сравнительно высокая — 31 чел/км 2 , но территория заселена крайне неравномерно: от 74 чел/км 2 в Чувашии до 13 чел/км 2 в Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75%. В областях русские, несомненно, составляют большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60,8% и 47,5%), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67,8%, что является одним из самых высоких показателей в европейской части страны). По всей территории района расселились татары.

Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн человек, или 70% от общей численности. Это несколько ниже среднероссийских показателей. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью населения более 2 млн человек.

Район имеет избыток трудовых ресурсов. Экономический кризис последних лет привел к росту безработицы, она более характерна для малых и средних городов с моноотраслевой структурой хозяйства.

Промышленность. В экономике района определяющими являются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ». Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола. В конце 1980-х годов в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени работает на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают два крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

Лесной комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район — третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в районе, следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хох- ломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и в первую очередь ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается лен- долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт. Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.

Основные проблемы и перспективы развития. Выравнивание уровней экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей является одной из важнейших задач региональной политики.

Стимулирование развития экспортных и импортозаме- няющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.

Экономический район располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки.

Состав района: (5 субъектов федерации) - Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Нижегородская обл., Кировская обл.

Площадь - 265,4 тыс. км 2 , население - 8,2 млн чел. (5,5 % от РФ).

Условия развития хозяйства. Волго-Вятский район имеет небольшую площадь, но граничит с 5-ю другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет р. Волга. Район хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района.

Население. Плотность населения сравнительно высокая - 31 чел/км2 , но территория заселена крайне неравномерно: от 74 чел/км 2 в Чувашии до 13 чел/км 2 Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75 %. В областях русские, несомненно, составляют большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60,8 % и 47,5 %), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67,8 %, что является одним из самых высоких показателей в Европейской части страны). По всей территории района расселились татары.

Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн чел, или 70 % от общей численности. Это несколько ниже среднероссийских показателей. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью более 2 млн чел.

Промышленность. Выделяются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ». Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола.

В конце 1980-х гг. в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают 2 крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

Лесной комплекс - один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район - третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в району следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хохломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и, в первую очередь, ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается лен-долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт. Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.

В состав Волго-Вятского экономического района входит 5 административных образований. Центральным из них считается Нижегородская область. На ее территории действуют различные крупные промышленные предприятия. Кроме в состав Волго-Вятского экономического района включены Республики Марий Эл, Чувашская и Мордовская, а также Кировская область.

Объемы промышленности

Как выше было сказано, Нижегородская область выступает как производственный центр региона. Здесь работают станкостроительные, автостроительные, дизелестроительные, судостроительные и другие промышленные предприятия. Вместе с этим отмечается снижение доли области в хозяйственном секторе региона. Это обуславливается опережающими темпами развития промышленности республик. Так, в Чувашии интенсивно формировались электротехника и приборостроение, в Мордовии - резинотехническое, цементное, светотехническое производство, в Марий Эл - радиоэлектроника. Второе место в регионе по объему промышленного производства занимает Кировская обл. Ключевыми отраслями специализации здесь выступают машиностроение, электронное в том числе, станкостроение. В области хорошо развиты пищевая, химическая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, лесная промышленность, работают заводы по изготовлению бытовой техники.

Марий Эл

В этой республике центральное место в хозяйственном комплексе занимает промышленность. Доля машиностроения составляет 1/4 от всего производственного объема. В этой отрасли наибольший вес имеют наукоемкие и сложные направления. К ним, в частности, относят радиоэлектронику, приборостроение. Республика Марий Эл производит более 60 % всего российского торгово-холодильного оборудования. Лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая промышленность в совокупности занимают около 13 % от всего промышленного объема.

Мордовия

Эта республика считается индустриально-аграрной. Наряду с промышленными отраслями, здесь широкое распространение получило сельское хозяйство. Ключевой производственной отраслью считается машиностроение. Оно составляет более половины всего объема промышленности. К наиболее развитым отраслям машиностроения следует отнести светотехнику, приборостроение, полупроводниковое производство. Большие производственные объемы дает пищевая промышленность.

Чувашия

Машиностроение в республике занимает более 1/3 от всего производства. В Чувашии выпускаются ткацкие станки, бульдозеры, электропогрузчики. К наиболее крупным предприятиям относят АО "Промтрактор". Это единственный в РФ и всей Европе завод по выпуску мощных многопрофильных тракторов. Техника используется в газовой, угле- и золотодобывающей отраслях. Хорошо развиты в Чувашии химическое, пищевое производство, легкая промышленность.

Волго-Вятский экономический район: характеристика

По плану развития на предстоящие годы предполагается активное инвестирование в промышленные узлы региона. Один из них, в частности, успешно работает в Мордовии. Саранско-Рузаевский узел образовался в республике на базе приборостроительных, светотехнических и прочих предприятий. В Чувашии формирование комплекса было обусловлено строительством Чебоксарской ГЭС, химического комбината и тракторного завода. В Марий Эл развитие получил Волжский узел на базе разных видов машиностроения и деревообработки.

Иностранные инвестиции

Несмотря на значительное развитие промышленности республик, входящих в Волго-Вятский экономический район, характеристика социальной сферы оставляет желать лучшего. Имеет место существенный отрыв хозяйственного развития крупных центров от качества жизни национальных образований, Кировской и Нижегородской областей. Недостаточно активно проходит формирование рыночных структур. Однако отмечается положительное влияние иностранных инвестиций и расширение сферы экспорта и импорта. Сотрудничество Чувашии с Германией, например, способствовало сооружению нового завода по производству ремней безопасности для автомобилей. Это предприятие располагается в г. Алатыре. Производство считается сегодня единственным не только в РФ, но и во всех странах СНГ. Этот завод позволил ликвидировать зависимость отечественных автомобилестроителей от зарубежных поставщиков. Иностранные инвестиции способствовали развитию Чебоксарского завода по производству стройматериалов (АО "САНТЭК"). Сотрудничество с зарубежными предприятиями стимулировало расширение хозяйственной сферы не только в отдельной республике, но и во всем регионе.

ЭГП Волго-Вятского экономического района

По плану западной части региона можно установить ее сходство с центром РФ. Климат южной части похож на условия Центрального Черноземья. Площадь всей территории - 263 тыс. кв. км. Волго-Вятский экономический район находится в центре европейской части страны. Регион расположен в бассейнах крупных рек. Ими являются Волга и Вятка. Отсюда, собственно, название региона. ЭГП Волго-Вятского экономического района на пересечении железнодорожных путей, которыми связываются Северо-Запад и Центр, Урал и Поволжье, обеспечивает благоприятные условия для активного развития хозяйственной отрасли.

Природные ресурсы Волго-Вятского экономического района

Климат региона умеренно-континентальный. По всей территории распространен лес. Собственные природные ресурсы Волго-Вятского экономического района не отличаются большими объемами. В Кировской области, например, присутствуют стройматериалы, торф, фосфориты. Территория покрыта массивами лесов, что способствует активному развитию деревообрабатывающей промышленности. Водные ресурсы Волго-Вятского экономического района имеют огромное значение для развития производства и сельского хозяйства.

Жители

Волго-Вятский экономический район населяет порядка 5.7 % людей. Общая численность на 2001 г. - 8.2 млн. Демографическая ситуация в 2000 году характеризовалась естественным уменьшением (около 8 чел/1000). Особенно высокой убыль была в Нижегородской области. Кроме этого, имела место положительная миграция. В Нижнем Новгороде в период с 2007-го по 2009 гг. благодаря уменьшению смертности и увеличению рождаемости естественная убыль населения снизилась на 30 %. Плотность составляет 32 чел/кв. км. Внутри региона отмечается неравномерное расселение. Большая часть людей проживает в Чувашии и Нижегородской области. В Кировской обл. плотность населения минимальна. Около 70 % граждан проживает в городах. Кировская и Нижегородская области отличаются наиболее высоким уровнем урбанизации (порядка 71 %). На остальной территории ее показатель достигает 60 %.

Особенности занятости населения

Рассматривая экономического района, необходимо отметить специфику расселения в зависимости от развитости той или иной хозяйственной сферы. Так, сельское население преимущественно проживает в Марий Эл, Чувашии, Мордовии. Оно формирует резерв проходящего в регионе процесса урбанизации, обеспечивая перераспределение занятости в промышленность и прочие сосредоточенные в городах отрасли материального и нематериального производства.

Отрасли специализации

Ключевые формируются за счет выгодного ЭГП Волго-Вятского экономического района. К основным следует отнести машиностроение, лесную и химическую промышленность. Ключевое значение имеет автомобиле- и судостроение. Большой вклад в развитие хозяйства региона вносят неметаллоемкое машиностроение (электротехника) и станкостроение. Кроме удобной позиции, которую занимает Волго-Вятский экономический район, характеристика развития региона складывается из исторически сформированной индустриальной базы Нижнего Новгорода. В частности, Сормовский завод считался одним из крупнейших в стране еще до революции. Несомненно, это результат влияния значительных трудовых резервов, больших запасов воды и леса. Вместе с этим ЭГП Волго-Вятского экономического района не позволяет сформировать достаточную сырьевую и энергетическую базу. Производственный объем и ассортимент продукции существенно уступают показателям Центрального региона. Волго-Вятский экономический район, кратко говоря, ориентируется на привозное топливо и сырье с Поволжья, Западной Сибири и Урала.

Машиностроение

Оно представлено судо- и автомобилестроительными по производству радиотехнических изделий, инструментов, приборов, оборудования для деревообрабатывающей и химической промышленности. В машиностроении занята половина трудоспособного населения региона. Автозавод в Нижнем Новгороде взаимодействует со смежными предприятиями и имеет филиалы в Павлове и Саранске. Созданы машиностроительные заводы в Чебоксарах и Кирове. Они выпускают тяжелые тракторы, тягачи, вездеходы, бульдозеры. Предприятия Саранска производят электрические, кварцевые, дуговые, ртутные лампы. Нижегородский завод "Красное Сормово" ранее выпускал речные ледоколы, суда с подводными крыльями. Поскольку Волго-Вятский экономический район России небогат собственным сырьем, машиностроение обслуживается в большей степени за счет поставок материалов с Урала.

Химическая отрасль

ЭГП Волго-Вятского экономического района России позволяет активно развивать в регионе эту промышленную сферу. Химическое производство считается одной из ключевых отраслей хозяйства. Основным центром производства является Дзержинск. Здесь выпускаются азотные удобрения, пластмассы, синтетические смолы, серная кислота и прочая продукция. Крупный завод по переработке нефтепродуктов располагается в Кстово. К городу подведен трубопровод из Альметьевска.

Деревообрабатывающая промышленность

Удачное ЭГП Волго-Вятского экономического района формируется за счет наличия огромных массивов леса. Предприятия, занятые в сфере деревообработки, выпускают пиломатериалы, мебель, спички. На Волге работают целлюлозно-бумажные комбинаты. Крупнейшим из них считается предприятие в Балахне. ЦБК работают также в Волжске и Правдинске.

АПК

Агропромышленный комплекс представлен сельским хозяйством и животноводством. С\х производство считается многоотраслевым, однако оно в состоянии лишь частично обеспечить потребности региона. Ключевая роль принадлежит животноводству. Для разведения поголовья скота используются естественные пастбища и луга по речным долинам. Здесь выращивают КРС, свиней, овец. Хорошо в регионе развито и земледелие. В Волго-Вятском районе выращивают картофель, зерновые и технические культуры.

ТЭК

В используются собственные ресурсы - вода и торф. В регионе действуют две ГЭС - Чебоксарская и Нижегородская. Однако ключевое значение для региона имеют газ и нефть. Они поступают на территорию с Западной Сибири и Поволжья. Немаловажное значение имеют и угольные ресурсы. Их поставляет Кузнецкий и Печорский бассейны. Большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭЦ. Самые крупные станции располагаются в Дзержинске, Нижнем Новгороде, Балахне.

Транспорт

Нельзя сказать, что в регионе действует густая сеть. Однако через территорию района проходят важнейшие автомобильные и железнодорожные магистрали. Они соединяют восточные и западные части страны. Крупной транспортной артерией региона является р. Волга. Здесь развито пассажирское и грузовое судоходство.