Русский язык для экономистов. Публикации

Разработка урока по ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Тема:

«Наш дом - Россия»

Урок разработан

учителем начальных классов

Е.Е.Николенко

МБОУ СОШ №23 ст.Калужская

2012 год

Цель урока:

Формировать представления детей о России как об общей Родине для всех народов, живущих в ней;

Воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

Задачи урока:

Дать представление о единстве многонационального российского народа;

Создать условия для осознания учащимися духовно-нравственных ценностей: патриотизм, уважение к людям других национальностей, добро, честь, справедливость, милосердие;

Помочь учащимся ощутить единство народов России, общность языка, культуры, истории;

Учить слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию.

Основные понятия: Россия, Родина, культурные традиции, духовный мир человека, нравственные ценности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, запись гимна России, карта России.

План урока:

1. Орг.момент.

4. Работа по карте.

5. Открытие новых знаний.

6. Физкультминутка.

7. Работа с учебником.

8. Беседа по прочитанному.

9. Формирование вывода.

10. Практическая работа.

11. Итог урока.

12. Рефлексия.

13. Домашнее задание.

Ход урока:

На доске эпиграф:

Россия – Родина святая,

Люблю тебя я всей душой.

Россия – ты обитель рая,

Горжусь великою страной.

1. Орг. момент.

Сегодня мы начинаем изучать новый для вас предмет «Основы православной культуры». О чем сегодня мы будем с вами говорить, вы узнаете, когда отгадаете ключевое слово урока.

По первым буквам отгадок сложите ключевое слово.

Слайд №1.

2. Сообщение темы, целей урока.

Звучит гимн России.

Определите тему сегодняшнего урока.

Как вы понимаете тему урока «Наш дом - Россия»?

Слайд №2.

3. Беседа о символике страны.

Как называется страна, в которой мы живем?

Кто является главой нашего государства?

Назовите символику России.

Слайд № 3.

Одними из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг. Наш герб очень красивый. На нем изображен золотой двуглавый орел. Орел обозначает символ небесной силы: огня, солнца и бессмертия. Наш герб появился давно, более пятисот лет назад.

Георгий Победоносец на гербе нашей страны символизирует торжество добра над злом и готовность всего российского народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.

Слайд № 4.

Вы знаете, что обозначают цвета флага? (Белый – свободу, синий – цвет веры, красный – кровь, пролитую за Отечество.)

4. Работа по карте.

Какие города России вам известны?

Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины.

Покажите на карте наш край. Как он называется?

Как иначе мы называем Краснодарский край?

Покажите столицу Кубани.

Слайд № 5.

Кубань – маленький уголок России, наша малая Родина. О Родине много сложено стихов и песен. Послушаем стихотворение (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)

Родина – это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью.

Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

По последним данным переписи населения в России живет 143 млн. человек. А как всех их можно назвать одним словом?

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Поэтому по –разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.

Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.

Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «… государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.»

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?

Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

Слайд № 6.

5. Открытие новых знаний.

Проблемное задание:

У вас на столах лежат карточки со словами. Разделите данные понятия на две группы, запишите их в два столбика (хлеб, счастье, доброта, земля, воспоминания, одежда, любовь, солнце).

Почему вы так разделили?

Слайд № 7.

Первый столбик: хлеб, земля, одежда, солнце - мы можем это увидеть, потрогать, узнать из какого материала это сделано, это материальный мир.

Второй столбик: счастье, доброта, воспоминания, любовь - мы это можем почувствовать, ощутить в душе, это духовный мир.

6. Физкультминутка.

7. Чтение учебника. Стр. 4, третий абзац.

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы - это материальный мир. Но есть и другой мир - духовный. Духовный мир - это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называется миром культуры.

8. Беседа по прочитанному:

Что мы называем материальным миром?

Что является духовным миром?

Слайд № 8.

Материальный мир - внешний мир.

Духовный мир - внутренний мир.

Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек сам определяет, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Наши уроки помогут вам учиться понимать внутренний мир человека. Для этого в духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки.

Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция – (от лат. tradition – предание) – передача образов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

Слайд № 9.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Издавна в России у каждого народа особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи.

9. Формирование вывода.

Самостоятельное чтение последних двух абзацев темы.

Найдите предложение, которое может стать выводом нашего урока.

10. Практическая работа.

С сегодняшнего урока мы отправляемся в увлекательное путешествие, где мы познакомимся с культурными традициями народов нашей страны. Каждый человек – это отдельный мир. Давайте представим этот мир с помощью своих ладоней. (Обвести ладошку на цветной бумаге и вырезать. на доске прикреплен ватман с улыбающимся лицом. Дети прикрепляют вырезанные ладошки из цветной бумаги к лицу.)

11. Итог урока.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Всё в ваших руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

12. Рефлексия.

Учитель заранее готовит большой лист бумаги, на котором изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно».

13. Домашнее задание.

Слайд № 10.

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций в вашей семье.

Закончи предложения:

Моя Родина – это…

Самыми трудными событиями моей Родины были…

Когда я вырасту, я хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина…

Я благодарен своей Родине за то, что…

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отгадай ключевое слово урока? Висят на ветке колобки, Блестят румяные бочки. Что за плакса навсегда Поселилась у пруда. Ветви в нем свои купает, Это дерево кто знает? Темно- синие плоды Узнаешь на ветках ты. Мякоть их на вкус сочна, А по цвету зелена. Хоть колюча, но не елка, Подлиней ее иголки, А кора тонка, красна, Та красавица… Он совсем не хрупкий, А спрятался в скорлупке, Заглянешь в серединку- Увидишь сердцевинку, Из плодов он тверже всех, Называется… Ягоды не сладость, Зато глазу- радость, И садам украшение, И дроздам угощение. ? р о с с и я

НАШ ДОМ - РОССИЯ

Герб России У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.

Белый – мир и чистота совести Синий – цвет неба, верность и правда Красный – огонь и отвага

Шумят, шумят желтеющие нивы Красою сердце веселя. Родимый край мой, Край судьбы счастливой, Земля отцов – моя земля. И.Варавва

Конституция- основной закон России Права и свободы человека и гражданина - все равны перед законом - каждый имеет право на жизнь - каждый имеет право на жилище - каждый имеет право на охрану здоровья - каждый имеет право на образование

Материальный мир – внешний мир. Духовный мир – внутренний мир.

ТРАДИЦИЯ - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

Я узнал, что у меня есть огромная страна. И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, Речка, небо голубое - это всё моё родное! Это Родина моя, всех люблю на свете я! (Стихотворение С.Орлова «Родное»)

Домашнее задание Моя Родина – это… Самыми трудными событиями моей Родины были… Когда я вырасту, я хочу… Я не хочу, чтобы моя Родина… Я благодарен своей Родине за то, что…

Презентация разработана: Николенко Е.Е., учителем начальных классов МБОУ СОШ №23 ст.Калужская



▫ В тои и загадка. Спасибо, Александр Леонидович. Всем своим друзьям я разослала Ваши советы и РР, но `воз и ныне там`.
▫ С удовольствием! Знаю, что не ходите по ссылкам, поэтому размещаю длинный комментарий. Хотя ЗДЕСЬ СУПЕР- информация, в том числе и о Каллиопе подробно http://elramd.com/muzy-drevnej-grecii/ 9 дочерей Зевса---- 9 муз Древней Греции Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, муза переводится как мыслящая. А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология. (1)Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком. Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности. Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер. В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.(в порядке фото, которое выше) Каллиопа - муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма; Талия--- муза комедии с комедийной маской и венком из плюща Полигимния - муза торжественных гимнов и пантомимы; Мельпомена - муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев); Эвтерпа сопровождала лирическую песню с флейтой в руках; Клио- муза истории со свитком из папируса; Эрато - муза лирической поэзии с кифарой в руках; Урания - муза астрономии с глобусом и циркулем. Терпсихора - муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы; ===================== От поэта Авсония Клио (6) прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена (4) трагический вопль исторгает печали, Радует Талия (2) шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, (5) Терпсихора (9) кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато(7) чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, (1) Звезды небес изучает Урания (8) , неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния (3) славит героев. Авсоний На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз. Наталья Валентиновна! Спешу очень! Поэтому оформила не очень. Подредактирую уже вечером. (моим)
▫ Нина Николаевна, да чем же я-то помогу) Был сбой сегодня с работой портала. Страница предупреждения содержала техническое наименование ошибки соединения. Загуглил помощь при появлении такой ошибки, произвёл пару предложенных операций. Всего-то требовалось: почистить кэш; почистить сведения о сертификатах... Дольше читал, чем устранял. Всё работает. А создавать сложности пользователю в использовании Портала, да ещё и `маскируя` это под проблемы соединения... Зачем?! Просто не понимаю, кому такое может быть нужно, зачем, для чего и тем паче таким технически изощрённым путём, требующим просто программной эквилибристики...?!
▫ Наталья Валентиновна! Не принимайте ничьи стихи на свой счет, которыми я делюсь у Вас на страничках. Вы- это Вы, а я -это Я! А Поэты- это 3 лицо! Мироощущение у всех у нас разное. Доброго вечера, мой Друг! 6588220-a151550

Цель и задачи факультатива формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

Православная культура – есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять, на последней высоте техники и цивилизаций, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка.

Из этого одного различения ясно, какое исключительное значение имело в истории культуры христианство . Оно внесло в культуру человечества некий новый, благодатный дух, тот дух, который должен был оживить и оживил саму субстанцию культуры, ее подлинное естество, ее живую душу.

Создание христианской культуры есть задача, поставленная перед человечеством две тысячи лет тому назад и им не разрешенная. Эта задача и не может быть разрешена одною эпохою, одним народом, одним поколением, раз навсегда, ибо каждая эпоха, и каждый народ и каждое поколение должны стремиться к разрешению ее по-своему, – по-своему достигая и не достигая.

Задачи:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
  • Познакомить с основными догматическими положениями вероучения Православной Церкви.
  • Сообщить главные сведения из истории Православной Церкви.

Программа предназначена для работы с детьми 6-8 лет в течение 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 ч. – 33 часа в год.

Условия эффективной реализации программы:

  • верный подбор методов, принципов, форм работы;
  • сплоченность коллектива учащихся;
  • сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся;
  • профессиональный рост педагога, его потребность реализовать свои творческие возможности

Предполагаемые результаты

К концу обучения учащиеся должны:

  • знать 2-3 автора духовной поэзии;
  • знать библейскую историю, нормы христианской этики, православные традиции и обычаи Кубани;
  • уметь отличать церковную музыку от светской классической;
  • уметь видеть красивое в окружающем мире; различать понятия «красота рукотворная», «красота нерукотворная», «красота духовная»;

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Темы занятий Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего
1 Вводное занятие. 1 ч.
2 Библейская история. 6 ч.
3 Действующие православные монастыри России. 3 ч. 1 ч.
4 История иконописи. 4 ч.
5 Рождественские христославия. 2 ч. 1 ч.
6 Духовная поэзия. 2 ч. 1 ч.
7 Православные праздники (Троица, Пасха, Рождество) 1 ч. 3 ч.
8 Чудеса и знамения. 3 ч.
9 О суевериях. 1 ч. 2 ч.
10 Таинства. Таинство покаяния. 1 ч.
11 Итоговое занятие. 1 ч.
Итого: 25 ч. 8 ч. 33 ч.

1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство детей с целями и задачами, содержанием работы. Что мы будем изучать? Кто мы, откуда мы? Чем живы? (Понятие о Православии как о религии русского народа.)
Бог – Творец мира.

2. Библейская история (6 ч.)
Чтение детской библии. Знакомство с «Евангелие. Жития святых» (для детей). Пророк Моисей.
Десять заповедей.

3. Действующие православные монастыри России (4 ч.)
Знакомство с действующими монастырями России. Красота Православия. Колокольный звон.
Храм. Как надо молиться. Что мы видим в церкви.
Практическая работа (изготовление коллективного панно «Православный монастырь»)

4.История иконописи (4 ч.)
Устройство храма. Иконы.
Недельный и дневной церковный круг. Богослужение.
Казанская икона Божией Матери. Чудотворные иконы Божией Матери.

5. Рождественские христославия (3 ч.)
Праздник Рождества.
Сретение. Отрок Иисус во храме.
Пророк Иоанн Креститель. Крещение Господне. Таинство Крещения.

6. Духовная поэзия (3 ч.)
Человек и окружающий мир. Произведения о красоте и совершенстве природы, об отношении человека к окружающему миру.
Праздники и обычаи моего народа. Рассказы и стихи о православных праздниках: Рождестве Христовом, Пасхе, Покрове Пресвятой Богородицы, Введении во храм Пресвятой Богородицы, Благовещении и др.; о народных традициях и обычаях, связанных с ними; о чине прощения; о постах.
Храни душу свою. Рассказы, стихи, сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии, о красоте внутренней и внешней, о путях исправления плохого поступка.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье. Произведения о матери.
Знания и труд все перетрут. Произведения о пользе труда и знаний.
Евангельская притча о сеятеле и семенах. Знакомство с церковнославянской грамотой.

7. Православные праздники (4 ч.)
Вход Господень в Иерусалим.
Страдания Спасителя на Кресте и Воскресение.
Праздник Пасхи.
Великомученик Георгий Победоносец.
Вознесение. Праздник Святой Троицы.

8. Чудеса и знамения(4 ч.)
Чудеса Иисуса Христа. Укрощение бури. Хождение по водам. Насыщение пяти тысяч людей.
Притчи. Притча о сеятеле.
Притча о блудном сыне.

9. О суевериях. (3ч)
Предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни. Предостережения от гаданий или ворожбы. Предостережения от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

10. Таинства. Таинство покаяния. (1 ч.)
Притча о милосердном самарянине.
Каким должен быть православный человек? Примеры из житий святых.
Как вести себя православному человеку?
Грех. Исповедь. Грех и покаяние.
Сорок мучеников севастийских.

11. Итоговое занятие (1 ч.)
Демонстрация достигнутых результатов.

Формы и методы контроля:

– педагогическое наблюдение;
– тестирование;
– выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

Методическое обеспечение

Обучение детей основам православной культуры должно стать одним из важнейших направлений в деятельности школы.

Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа или беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения.

Чтобы занятия были интересными и знания хорошо усваивались детьми, кроме теоретических занятий должны быть и практические, где учащиеся могли бы раскрыть себя.

В 1-м классе предлагается познакомить детей с наиболее яркими и доступными их восприятию событиями из Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, потоп, Иосиф и его братья, Рождество Христово, чудеса Спасителя и др.). А также дать представление об основных положениях православной веры: познакомить с храмом, молитвой, иконой. На этом этапе необходимо пробудить интерес детей к Православию, рассказ педагога должен волновать душу ребенка.

Для эффективной работы по данной программе необходимо учитывать психологические особенности младших школьников. Отсюда вытекают следующие методические выводы:

  • в связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать те события из Ветхого и Нового Завета, из житий святых, истории Церкви и т. п., которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию – например, младшим школьникам будет интересно слушать про детство святых;
  • так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа. С этой целью может быть использован прием словесного иллюстрирования;
  • опорой для развития наглядно-образного мышления могут стать используемые для проведения урока различные репродукции, а также иконы;
  • для развития словесно-логического мышления необходимо на уроках задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков. Для этого можно ставить, например, такие вопросы: что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?

Материально-техническое оснащение

  • ТСО (магнитофон, видеомагнитофон, мультимедиа);
  • Аудио-, видеокассеты;

Литература для детей:

1. Детская библия. «Ведо». Волгоград. 1990 г.
2. «Евангелие» Жития святых детям. БАО. ДОНЕЦК.2006 г.

Литература для учителя:

1. И.А.Ильин «Основы православной культуры» Издание Братства Преп. Иова Почаевского. Мюнхен, 1990 г.
2. Библия.
3. В.Г.Докторов «Небесные покровители христиан». Минск. «Беларусь» 1990 г.
4. «Я иду на урок в начальную школу: основы православной культуры: Книга для учителя» – М.: Издательство «Первое сентября», 2001 г.

Высокие требования к экономисту.

Он должен владеть солидным теоретическим багажом - разбираться в законах экономической науки и законах развития общества как такового, уметь анализировать статистические данные и давать им верную интерпретацию, уметь мыслить не просто в соответствии с законами логики, но и обладать даром экстраполяции - распространения выводов из сегодняшних данных на будущее развитие ситуации с учетом действия всевозможных постоянных и временных факторов. Чтобы справляться с этими задачами, экономист обязан прекрасно владеть математическим аппаратом. Не случайно на всех без исключения экономических факультетах изучению математики отводится очень большое место.

Современная экономика отличается от себя же вчерашней и еще одной важной чертой. Информационные технологии, вошедшие в нашу жизнь, не могли не наложить своего отпечатка на работу специалистов этого направления. Специальные компьютерные программы, с одной стороны, существенно облегчают труд экономиста, но с другой - требуют повышенной компьютерной грамотности. Поэтому изучение информатики как базы, необходимой для освоения различных прикладных программ, также является непременной составной частью образования будущего экономиста.
И это еще не все. Прочных, но слишком узких знаний недостаточно, чтобы сделать действительно хорошую карьеру на экономическом поприще.

Нужна еще и богатая общая культура, которую дает гуманитарное образование. Философия, социология, политология - науки, владение которыми помогает экономисту не терять широты мышления, уметь видеть за деревьями лес, иначе говоря, вписывать конкретные события экономической жизни в более широкий общественный контекст и давать им правильную оценку. Особого упоминания заслуживает такая отрасль гуманитарного знания, как право. Ведь экономисту приходится действовать не в абстрактно-отвлеченной среде, а в реальных условиях хозяйственной жизни, подчиненной строгим правовым нормам и юридическим законам.

Серьезно изучая право, студенты экономических факультетов не просто расширяют свой личный кругозор - они закладывают основу своей будущей профессиональной деятельности.

Экономисту нужен так же английский язык. В лучших из российских экономических вузов этому предмету уделяют не меньшее внимание, чем математике и экономическим дисциплинам. Наивно думать, что английский пригодится в работе только тем, кто попадет на работу в зарубежную фирму или на совместное предприятие. Грамотный экономист, где бы он ни работал, обязан знакомиться со специальной литературой, а она в основном появляется на английском. Да и сама терминология экономической науки во многом основана на английском языке, так что в выигрышном положении здесь оказывается тот, для кого этот язык давно перестал быть тайной за семью печатями. Знание еще одного иностранного языка, в основном немецкого или французского, также всячески приветствуется.

Язык служит средством выражения мысли. Говорить и думать на экономическом русском и иностранном языках обязывают современные процессы глобализации, компьютеризации и массового использования Интернет в хозяйственных процессах. Для начинающих экономистов особенно важно с первых дней обучаться экономической науке на языке устойчивых и общепринятых в научной среде терминов. Терминология находится в постоянном движении: что-то отмирает, истекает цикл жизни терминов и понятий. Одни выходят из употребления, устраняются вместе с понятиями, устаревшими или оказавшимися ненаучными, например, как «хрематистика», «политическая экономия» и т.п. Другие, старые и давно известные термины, такие как «экономика», наоборот, наполняются совершенно новым научным содержанием.

Высококвалифицированного экономиста всегда отличает культура профессиональной речи. Не только грамотное владение литературным языком, но также широкое и глубокое знание терминологии. Выдающийся французский ученый философ Рене Декарт однажды сказал: «Уточните значения слов, и Вы избавите свет от половины его заблуждений». Поэтому, усвоение и понимание терминологии - это обязательное условие приобретения специального профессионального мастерства для будущего экономиста.

Заключение

Профессия экономиста завлекает многим количеством плюсов, но даже не смотря на них, есть риск «утонуть» в этой профессии либо затормозивши на одном месте, либо вообще никак себя не реализовав.

Отрицательным моментом в профессии экономиста является то, что после кризиса многие компании перестали видеть необходимость в экономистах, переложив их функции на главных бухгалтеров или финансовых директоров.

Как уже говорилось, вакансии экономиста есть, но устроиться по ним нелегко. Работодатель хочет всего и сразу - хороший диплом престижного вуза, опыт работы, низкие запросы по зарплате. И молодых специалистов не очень охотно берут, так как не хотят тратить время на их обучение.

Но все таки большинство специалистов, получивших диплом экономиста не жалеют о сделанном выборе, ведь важной спецификой профессии «экономист» является возможность найти работу не только в частном экономическом секторе, но и быть востребованным научно-исследовательскими институтами, государственными и муниципальными учреждениями и других сферах жизнедеятельности человека.