Басовский е н басовская м. , Басовская Е. Экономическая теория. Басовский Л.Е.Н

Вступление:

На протяжении нескольких предыдущих уроках мы с вами выясняли особенности строения органических веществ в клетке, вспомнили их физические и химические свойства. Сегодня в ходе лабораторного практикума многие из этих свойств мы пронаблюдаем воочию. Итак, откройте тетради: записали тему (на доске):

Физические и химические свойства органических веществ в клетке.

Цель урока: пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке, сделать выводы.

В начале работы вспомним правила по технике безопасности . Инструкционные карты по ТБ на столах, прочтите.
В ходе лабораторный практикумдве работы предусматривают использование микроскопа, перечислим правила работы с микроскопом.
Ознакомьтесь с инструкцией по первой работе. (Объяснить почему два микроскопа)

Практическая работа I. «Плазмолиз и деплазмолиз клетки»

Цель: пронаблюдать явления плазмолиза и деплазмолиза клетки при воздействии концентрированного раствора поваренной соли (Na Cl)

Оборудование: два микроскопа, предметное, покровное стекло, лепесток сенполии, баллончики с гипертоническим раствором NaCl и H 2 O, пинцет, пипетка.

Ход работы:

  1. Настроить микроскопы.
  2. На предметное стекло капнуть H 2 O.
  3. Положить лепестки, найти клетки, заполненные антоцианом. (Красящие вещества (пигменты) растений красного, синего и фиолетового цвета. Растворены в клеточном соке; наряду с другими пигментами определяют окраску плодов, цветков, листьев.)
  4. На микропрепарат одного микроскопа с лепестком капнуть несколько капель NaCl.
  5. Пронаблюдать происходящее и сравнить с контрольным микропрепаратом, записать увиденное в тетрадь.

Вывод: при контакте клетки с гипертоническим раствором NaCl вода начинает выходить через плазматическую мембрану путем осмоса. Протопласт – живое содержимое клетки сморщивается и отстает от клеточной стенки – плазмолиз. Процесс обратим, если прилить гипотонический раствор.

Показать кадр «Пассивный транспорт» из урока №9 в теме клетка (Виртуальная школа Кирилл и Мефодий)

Вывод: в основе плазмолиза и деплазмолиза лежит явление пассивного транспорта веществ по градиенту.

Практическая работа II. «Физические и химические свойства органических веществ в клетке»

Цель: пронаблюдать свойства органических веществ – прозрачность, растворимость, а также денатурацию белка, расщепление полисахарида до моносахарида. Изменение свойств под воздействием высоких температур и других веществ.

Оборудование: стакан с водой, пробирки, спички, спиртовка, йод, масло, крахмал, белок, спирт (C 2 H 5 OH).

Ход работы:

  1. В пробирку с водой добавить масло, пробирку взболтать – суспензия (при поступлении в пищеварительную систему желчь превращает масло и жиры в суспензию). Жиры и липиды гидрофобы. С водой не реагируют.
  2. В пробирку с водой добавить крахмал. Как мы убедимся, что данное вещество крахмал. Прильем иод – качественная реакция на данное вещество. Подогреем содержимое пробирки. Цвет и растворимость изменятся – крахмал расщепляется до мономера глюкозы. Можно убедиться, попробовав на вкус.
  3. В пробирку с водой добавить куриный белок – в воде растворим (виде нитей – линейная структура). Подогреем содержимое, появляются хлопья – денатурация белка, если t 0 не значительная – хлопья исчезают – ренатурация белка. При определенной t 0 реакция становится необратимой.
  4. В пробирку с водой добавить куриный белок, затем спирт(C 2 H 5 OH). Происходит появление нерастворимых молекул белка – денатурация.

Что делаем

Что происходит

Выводы

1 Приливаем к H 2 O масло Масло в воде не растворяется, при взбалтывании образуется эмульсия Масло – гидрофоб, т.е. в воде не растворяется
2 Добавляем к H 2 O крахмал, йод Раствор становится фиолетовым Качественная реакция на крахмал.
3 Подогреваем пробирку с крахмалом и йодом Цвет раствора бледнеет, затем восстанавливается, увеличивается объем Изменение окраски связано с изменением цепей в полимере.
Идет набухание крахмала
4 Добавляем к H 2 O куриный белок Белок растворяется в воде Куриный белок обладает гидрофильными свойствами
5 Добавляем к H 2 O куриный белок и подогреваем Белок изменяет структуру, при незначительном повышении температуры реакция обратима
6 Добавляем к H 2 O куриный белок и спирт (C 2 H 5 OH) Происходит помутнение раствора – денатурация белка Белок изменяет структуру. Реакция необратима

Вывод: Мы пронаблюдали некоторые свойства органических веществ. Часть из них мы наблюдаем в нашей повседневной жизни.
Денатурация белков происходит под воздействие высоких температур, химических веществ и др. факторов.

Урок второй

Практическая работа III. «Химические свойства белка пероксидазы»

Цель: исследовать химические свойства фермента пероксидазы (каталазы).

Оборудование: баллончики с водой, сырой и вареный картофель, сырое и вареное мясо, перекись водорода H 2 O 2 , спирт (C 2 H 5 OH).

Информация: Перекись водорода H 2 O 2 является сильнейшим ядом для живых клеток. В клетках есть фермент пероксидаза, разрушающий этот яд.

Происходит реакция разложения перекиси водорода на воду и кислород:

2H 2 O 2 ––> 2H 2 O + О 2

За 1 сек. Одна молекула пероксидазы расщепляет 200000 молекул H 2 O 2 (Приложение 2 )

Исследуемые объекты Что наблюдаем Выводы
1 Картофель сырой и H 2 O 2 Пероксидаза разрешает яд
2 Картофель вареный и H 2 O 2 Реакция не идет
3 Мясо сырое и H 2 O 2 Образуются молекулы кислорода Пероксидаза разрешает яд
4 Мясо вареное и H 2 O 2 Реакция не идет Под действием высоких t пероксидаза денатурирует
5 Картофель сырой, H 2 O 2 и C 2 H 5 OH
6 Мясо сырое, H 2 O 2 и C 2 H 5 OH Образование кислорода в начале возрастает, затем замедляется Спирт (C 2 H 5 OH) вызывает разрушение мембран клетки, затем денатурацию фермента перексидазы

Вывод: в клетках растений и животных есть фермент, разрушающий перекись водорода – ядовитое вещество. Спирт нарушает процессы обезвреживания в клетке, вызывает денатурацию белков.

Обсуждение использования перекиси водорода в медицинских целях.
Влияние спирта на организм человека.
Общий вывод по лабораторному практикуму.
Оценить работу на уроке.
Домашнее задание.
Убрать инструментарий

Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 10 класса, Повышенный уровень, Лисов Н.Д., Шелег З.И., 2015.

Тетрадь подготовлена в полном соответствии с учебной программой для повышенного уровня (2015) и учебником «Биология» для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (под редакцией Н. Д. Лисова). Пособие предназначено для более эффективного выполнения учащимися лабораторных и практических работ, лабораторных опытов на уроках и во время учебных экскурсий. Использование тетради позволит не только сэкономить время на выполнение и оформление той или иной работы, но и сконцентрировать внимание на самых важных ее этапах. Приведенные задания и задачи разного уровня сложности позволят учащимся лучше понять и закрепить материал, а учителю - организовать дифференцированный подход к обучению биологии.

Наблюдение денатурации белков и их растворимости.
Цели: выяснить, растворяются ли белки в воде; понаблюдать явление обратимой и необратимой денатурации белка.
Оборудование и материалы: две стеклянные колбы объемом 500 мл, штатив с пробирками, держатель, спиртовки, пипетки, стеклянные палочки, воронка, марля, куриное яйцо, насыщенный раствор сульфата аммония, 96%-й этиловый спирт, 1%-й раствор сульфата меди, 2,5%-й раствор нитрата серебра, 1%-й раствор уксусной кислоты, 10%-й раствор уксусной кислоты, насыщенный раствор хлорида натрия.
Лабораторный опыт выполняется под контролем учителя!

Белок как амфотерный полиэлектролит содержит положительные и отрицательные заряды, соотношение которых определяется количеством кислых и основных аминокислот в его макромолекуле. Заряженность молекулы белка является одним из факторов его устойчивости в растворах, так как мешает слипанию белковых частиц и выпадению их в осадок. На общий заряд макромолекулы белка влияет pH среды. Для каждого белка существует значение pH, при котором сумма положительных и отрицательных зарядов его равна нулю. Это состояние белка называется изоэлектрическим, а соответствующее такому состоянию значение pH - изоэлектрической точкой (ИЭТ). В ИЭТ растворы белков неустойчивы и белки легко выпадают в осадок, особенно в присутствии водоотнимающих веществ (этиловый спирт, ацетон и т. д.).
Реакции осаждения белков - процесс денатурации - бывай и обратимыми и необратимыми. При обратимом осаждении макромолекулы белка в основном не подвергаются глубокой денатурации.

Содержание
Предисловие
Как выполнять лабораторные и практические работы
Лабораторный опыт № 1
Наблюдение денатурации белков и их растворимости
Лабораторная работа № 1
Выявление активности каталазы
Лабораторный опыт № 2
Определение полисахаридов и липидов в биоматериале и изучение их свойств
Практическая работа № 1
Решение задач по теме «Химические компоненты живых организмов»
Лабораторный опыт № 3
Наблюдение осмотических явлений в растительных тканях
Лабораторная работа № 2
Изучение явлений плазмолиза и деплазмолиза
Лабораторная работа №3
Сравнение строения растительной и животной клеток
Практическая работа № 2
Решение задач по теме «Репликация ДНК»
Лабораторная работа №4
Митоз в клетках корешка лука
Практическая работа № 3
Сравнение процессов митоза и мейоза
Практическая работа № 4
Деление клетки, плоидность клеток
Практическая работа № 5
Сравнение процессов брожения и клеточного дыхания
Практическая работа № 6
Решение задач по теме «Клеточное дыхание»
Практическая работа № 7
Решение задач по теме «Фотосинтез»
Практическая работа № 8
Решение задач на транскрипцию и трансляцию
Лабораторная работа № 5
Строение половых клеток животных
Практическая работа № 9
Сравнение бесполого и полового размножения
Практическая работа № 10
Решение задач по теме «Размножение организмов»
Экскурсия № 1
Способы размножения растений в природе
Практическая работа №11
Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»
Практическая работа № 12
Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»
Практическая работа № 13
Решение задач по теме «Сцепленное наследование и кроссинговер»
Практическая работа № 14
Решение задач но теме «Наследование признаков, сцепленных с полом»
Лабораторная работа № 6
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и вариационной кривой
Практическая работа № 15
Составление родословных
Экскурсия № 2
Многообразие сортов растений (пород животных).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 10 класса, Повышенный уровень, Лисов Н.Д., Шелег З.И., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 10 класс, Лисов Н.Д., Шелег З.И., 2012

Лабораторная работа № 1.

Тема. Определение каталитической активности ферментов.

Цель: сформировать умение проводить опыты по определению каталитической активности ферментов, проводить наблюдение и объяснить полученные результаты.

Оборудование: пробирки, пипетка, образец сырого мяса, сырого картофеля, варенного картофеля, 3% раствор перекиси водорода.

Ход работы.

    Поместить:

    1. в 1 пробирку кусочек сырого мяса;

      во 2 пробирку – кусочек сырого картофеля;

      в 3 пробирку – кусочек варенного картофеля.

    Прилить в пробирки по 2-3 мл 3% перекиси водорода.

    Описать наблюдения и результаты опытов.

Вывод: как вы думаете, почему не было реакции во всех пробирках?

Практическая работа № 1.

Тема . Решение задач по молекулярной биологии.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по молекулярной биологии.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Ген со­дер­жит 1500 нук­лео­ти­дов. В одной из цепей со­дер­жит­ся 150 нук­лео­ти­дов А, 200 нук­лео­ти­дов Т, 250 нук­лео­ти­дов Г и 150 нук­лео­ти­дов Ц. Сколь­ко нук­лео­ти­дов каж­до­го вида будет в цепи ДНК, ко­ди­ру­ю­щей белок? Сколь­ко ами­но­кис­лот будет за­ко­ди­ро­ва­но дан­ным фраг­мен­том ДНК?

Вариант 2.

Задача.

Из­вест­но, что все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК-мат­ри­це. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­ром син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов ТТГ-ГАА-ААА-ЦГГ-АЦТ. Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те. Какой кодон иРНК будет со­от­вет­ство­вать цен­траль­но­му ан­ти­ко­до­ну этой тРНК? Какая ами­но­кис­ло­та будет транс­пор­ти­ро­вать­ся этой тРНК? Ответ по­яс­ни­те. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.

Вариант 3.

Задача.

Белок со­сто­ит из 500 ами­но­кис­лот. Уста­но­ви­те, во сколь­ко раз мо­ле­ку­ляр­ная масса участ­ка гена, ко­ди­ру­ю­ще­го дан­ный белок, пре­вы­ша­ет мо­ле­ку­ляр­ную массу белка, если сред­няя мо­ле­ку­ляр­ная масса ами­но­кис­ло­ты – 110, а нук­лео­ти­да - 300. Ответ по­яс­ни­те.

Вариант 4.

Задача.

В про­цес­се транс­ля­ции участ­во­ва­ло 30 мо­ле­кул тРНК. Опре­де­ли­те число ами­но­кис­лот, вхо­дя­щих в со­став син­те­зи­ру­е­мо­го белка, а также число три­пле­тов и нук­лео­ти­дов в гене, ко­то­рый ко­ди­ру­ет этот белок. По­яс­не­ние.

Лабораторная работа № 2.

Тема. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснить полученные результаты.

Оборудование: микроскоп, предметные стекла, лук, раствор йода, солевой раствор, вода.

Ход работы.

1. Приготовить препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. (Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной стенки.)

2. Удалить с микропрепарата воду. Нанести на предметное стекло каплю раствора поваренной соли.

3. Фильтровальной бумагой удалить раствор поваренной соли. Капнуть на предметное стекло 2-3 капли воды.

4. Объяснить наблюдаемое явление:

а) куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли?

б) чем можно объяснить такое направление движения воды?

в) куда двигалась вода при помещении ткани в воду?

г) чем это объяснить?

Вывод: как вы думаете, можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Лабораторная работа № 3.

Тема. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Цель: закрепить умения приготовления микропрепаратов клеток растений. Выявить различия в строении клеток разных тканей растений.

Оборудование: микроскоп, предметные стекла, листья комнатных растений, листья элодеи.

Ход работы.

1. Приготовить микропрепарат кожицы листа комнатного растения.

2. Рассмотреть микропрепарат на увеличении в 400 раз. Зарисовать и сделать необходимые подписи увиденных органоидов.

3. Приготовить микропрепарат листа элодеи.

4. Рассмотреть микропрепарат на увеличении в 400 раз. Зарисовать и сделать необходимые подписи увиденных органоидов.

5. Заполнить таблицу.

Покровная ткань

Основная ткань

Оболочка

Цитоплазма

Пластиды

Вывод: почему клетки разных тканей растений имеют разное строение?

Лабораторная работа № 4.

Тема. Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

Цель: выявить особе6нности строение клеток дрожжей под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, пипетка, вода, культура дрожжей.

Ход работы.

    На предметное стекло нанести каплю воды.

    Пользуясь препаровальной иглой, поместить маленький кусочек дрожжей.

    Всё тщательно перемешать.

    Накрыть препарат покровным стеклом.

    Рассмотреть микропрепарат на увеличении в 400 раз.

Вывод: почему дрожжи нельзя назвать бактериями?

Лабораторная работа № 5.

Тема. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

Цель: закрепить умения приготовления микропрепаратов клеток растений и животных. Выявить различия в строении клеток разных царств живого.

Оборудование: микроскоп, предметные стекла, листья комнатных растений, вода с инфузориями.

Ход работы.

    Приготовить микропрепарат растительных клеток.

    Приготовить микропрепарат культуры инфузорий.

    Зарисовать клетку и подписать, обнаруженные органоиды.

    Рассмотреть готовый микропрепарат бактериальной клетки.

    Зарисовать клетку, сделать необходимые подписи.

Вывод: почему организмы, клетки которых рассмотрели, относят к разным царствам?

Практическая работа № 2.

Тема. Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий.

Цель: находить особенности в строении клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Ход работы.

1. Рассмотреть строение прокариотической клетки.

2. Рассмотреть строение эукариотической клетки.

3. Заполнить таблицу.

Прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

Растительная

Животная

3.Митохондрии

4.Пластиды

5. Вакуоль

6. Оболочка

7. Жгутики

Вывод: каковы причины различия и сходства в строении клеток разных организмов?

Практическая работа №3.

Тема . Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Цель : выявить черты сходства и различия процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Ход работы.

    Дать определение процесса фотосинтеза.

    Дать определение процесса хемосинтеза.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Фотосинтез

Хемосинтез

Организмы

Используемые продукты

Этапы процесса

Необходимые в-ва

Место протекания процессов

Конечные продукты

Химические реакции

Кол-во затраченной энергии

Вывод: при каких условиях на Земле может хемосинтез полностью замениться фотосинтезом?

Практическая работа №4.

Тема . Сравнение процессов брожения и дыхания.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах брожения и дыхания.

Ход работы.

    Дать определение процесса брожения

    Дать определение процесса дыхания.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Брожение

Организмы

Используемые продукты

Этапы процесса

Необходимые в-ва

Место протекания процессов

Конечные продукты

Химические реакции

Кол-во энергии

Вывод: как и при каких условиях, гликолиз может преобладать над аэробным процессом?

Лабораторная работа № 6.

Тема. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

Цель: закрепить умения работать с микроскопом, рассмотреть готовые микропрепараты «Полихетные хромосомы», выявить разницу в кариотипах разных видов.

Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «Полихетные хромосомы», фотографии кариотипов разных видов хомяков.

Ход работы.

    Настроить микроскоп.

    Рассмотреть микропрепарат «Полихетные хромосомы» на увеличении в 400 раз.

    Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.

    Рассмотреть фотографии кариотипов разных видов хомяков.

а) определите число хромосом в диплоидном наборе для каждого вида;

б) вырежьте из копий хромосомы каждого вида;

в) найдите пару каждой хромосоме (хромосому с таким же расположением центромеры и такой же длинной плеч);

г) найдите Х и Y хромосомы.

    Сравните кариотипы разных видов хомяков.

Вывод: почему данные животные относятся к разным видам?

Лабораторная работа № 7.

Тема . Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

Цель : на приготовленном препарате определить фазы митотического деления.

Оборудование : микроскоп, предметные стекла, скальпель, проросшая луковица.

Ход работы .

    Приготовить микропрепарат корня лука:

а) Отрезать самый кончик - 0,5-0,7 см.

б) Положить на предметное стекло.

в) Окрасить препарат метиленовым синим.

г) Накрыть покровным стеклом.

д) Надавить препаровальной иглой на покровное стекло (препарат называется давленным).

    На увеличении в 400 раз рассмотреть полученный препарат.

    Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.

    Подписать обнаруженные фазы деления.

Вывод: какие клетки вступают в деление и какие получаются в результате него?

Практическая работа № 5.

Тема . Сравнение процессов митоза и мейоза.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах митоза и мейоза.

Ход работы.

    Дать определение процесса митоз.

    Дать определение процесса мейоз.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов деления клеток.

Признаки

Клетки, приступающие к делению (кол-во хромосом)

Фазы деления

Дочерние клетки (кол-во хромосом)

Биологический смысл

Вывод : как вы считаете, любая клетка может делиться и митозом и мейозом?

Практическая работа № 6.

Тема . Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах развития половых клеток у растений и животных.

Ход работы.

    Дать определение половых клеток.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Растения

Животные

Название половых клеток

Исходные клетки

Основные фазы гаметогенеза

Тип клеточного деления

Дочерние клетки

(название)

Дочерние клетки

(хромосомный набор)

Биологический смысл

Вывод : о чем говорят сходства в процессах развития половых клеток у растений и животных?

Практическая работа № 7.

Тема . Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах бесполого и полового размножения.

Ход работы.

                Дать определение процесса бесполого размножения.

                Дать определение процесса полового размножения.

                Заполнить таблицу.

Сравнение процессов размножения

Признаки

Бесполое

Родители

Клетки, участвующие в процессе

Кол-во гибридов

Время получения поколения

Биологический смысл

Примеры в растительном мире

Примеры в животном мире

Вывод : почему в процессе эволюции не исчез один из видов размножения?

Практическая работа № 8.

Тема . Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

Цель : выявить черты сходства и различия в процессах оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

Ход работы.

    Дать определение процесса оплодотворение.

    Дать определение двойного оплодотворения.

    Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Цветковые

растения

Позвоночные животные

Название и строение женской гаметы

Расположение женской гаметы

Название и строение мужской гаметы

Расположение мужской гаметы

Место процесса

Результат процесса

Биологический смысл

Вывод : Как вы считаете, у кого и почему процесс оплодотворения протекает сложнее?

Практическая работа № 9.

Тема . Составление схем скрещивания.

Цель

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Черная краска шерсти крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная – рецессивным – в. Каким будет потомство от скрещивания гомозиготной красной коровы с гомозиготным черным быком?

Составьте схему скрещивания.

Вариант 2.

Задача.

Вариант 3.

Задача.

Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющие грушевидные плоды? Составьте схему скрещивания.

Вариант 4.

Задача.

От серой крольчихи и серых кроликов было получено потомство: 503 серых и 137 белых крольчат. Какой цвет шерсти доминирует? Опишите генотипы родителей и потомков. Составьте схему скрещивания.

Практическая работа № 10.

Тема . Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Скрещивались высокорослые красноплодные (доминантные признаки) томаты, гетерозиготные по обоим признакам, с низкорос­лыми красноплодными томатами, гетерозиготными по второму при­знаку. В результате этого скрещивания получено 620 потомков. Сколько среди них будет гетерозигот по обоим признакам и сколько гомозигот по обоим признакам?

Вариант 2.

Задача.

При скрещивании черных мышей с длинными ушами и ко­ричневых мышей с короткими ушами все потомство оказалось чер­ным с длинными ушами. В результате скрещивания этого потомства между собой получили 144 мышонка. Определить генотипы потом­ства и количество мышат каждого полученного фенотипа.

Вариант 3.

Задача.

При скрещивании чистопородных безухих овец белой масти с чистопородными черными овцами, имеющими длинные уши, в первом поколении получили белых овец с длинными ушами. Во вто­ром поколении получили 768 ягнят. Сколько ягнят в F 2 будут белыми и какая часть среди них окажется безухими?

Вариант 4.

Задача.

У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, а короткая шерсть - над длинной. Какой процент короткошерстных коричневых щенков можно ожидать от скрещивания двух гетерози­готных по обоим признакам собак?

Практическая работа № 11.

Тема . Решение генетических задач на неполное доминирование.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Какова вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть доминирует над гнедой?

Вариант 2.

Задача.

При скрещивании красноплодной и белоплодной земляники получены только розовые ягоды. Каковы генотипы исходных и гибридных форм, если известно, что ген красной окраски не полностью доминирует над геном белой окраски?

Вариант 3.

Задача.

Голубые андалузские куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будут иметь цыплята, полученные от скрещивания белых и андалузских кур?

Вариант 4.

Задача.

Известно, что морские свинки могут быть белыми, темными и полутемными. Какое потомство появится от скрещивания двух полутемных свинок, если известно, что ген темной окраски – ген неполного доминирования?

Практическая работа № 12.

Тема . Решение генетических задач на сцепленное наследование.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1. Задача.

Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75 % особей с серым телом и нормальными крыльями и 25 % с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.

Вариант 2. Задача.

При скре­щи­ва­нии растения ар­бу­за с длин­ны­ми полосатыми пло­да­ми с растением, име­ю­щим круглые зелёные плоды, в потом­стве получили рас­те­ния с длин­ны­ми зелёными и круг­лы­ми зелёными плодами. При скре­щи­ва­нии такого же ар­бу­за с длин­ны­ми полосатыми пло­да­ми с растением, име­ю­щим круглые по­ло­са­тые плоды, всё потом­ство имело круг­лые полосатые плоды. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Как на­зы­ва­ет­ся такое скре­щи­ва­ние и для чего оно проводится?

Вариант 3. Задача.

При скре­щи­ва­нии белых кро­ли­ков с мох­на­той шерстью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шерстью по­лу­че­но потомство: 50% чёрных мох­на­тых и 50% чёрных гладких. При скре­щи­ва­нии других пар белых кро­ли­ков с мох­на­той шерстью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шерстью 50% потом­ства оказалось чёрными мох­на­ты­ми и 50% - бе­лы­ми мохнатыми. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Объясните, какой закон про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае.

Вариант 4. Задача.

Гомозиготную по обоим при­зна­кам серую (А) муху дро­зо­фи­лу с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (В) скре­сти­ли с чёрным (а) с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми (в) самцом. От скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но мно­го­чис­лен­ное потомство. Гены ука­зан­ных при­зна­ков сцеп­ле­ны и на­сле­ду­ют­ся вместе. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы F1 и F2. Как про­изо­шло бы расщепление, если бы при­зна­ки не были сцеплены? Объ­яс­ни­те ответ.

Практическая работа № 13.

Тема . Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Кошка с черепаховой окраской шерсти принесла котят серой, рыжей, и черепаховой окрасок. Определите, мог ли быть их отцом рыжий кот?

Вариант 2.

Задача.

Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Рецессивный ген гемофилии находится в Х хромосоме.

Вариант 3.

Задача.

От родителей с нормальным цветовым зрением родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик – дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и всех детей? Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме.

Вариант 4.

Задача.

Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях и дочках?

Практическая работа № 14.

Тема . Решение генетических задач на взаимодействие генов.

Цель : на конкретных примерах закрепить знания по генетике.

Ход работы.

Вариант 1.

Задача.

Резус-отрицательная женщина со II группой крови имеет трех детей:

1-й - резус-положительный с IV группой крови;

2-й - резус-отрицательный с III группой крови;

3-й - резус-положительный с I группой крови. Определить генотипы матери и отца этих детей.

Вариант 2.

Задача.

Гетерозиготный резус-положительный мужчина с IV группой крови женится на резус-отрицательной женщине, имеющей II группу крови. Мать женщины имела I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Вариант 3.

Задача.

Круглолицая женщина со II группой крови выходит замуж за круглолицего мужчину с III группой крови. Известно, что мать женщины имела овальное лицо и I группу крови, отец мужчины - овальное лицо и IV группу крови, а мать мужчины - круглое лицо и I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если круглая форма лица доминирует над овальной?

Вариант 4.

Задача.

У светловолосой женщины со II группой крови и темноволосого мужчины со II группой крови родился светловолосый сын с I группой крови. Определить генотипы родителей, если темные во­лосы - доминантный аутосомный признак.

Лабораторная работа № 8.

Тема . Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Цель : познакомиться со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, научиться строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование : комнатные растения, линейка.

Ход работы .

    Рассмотрите полученное растение, напишите его название.

    Заполните таблицу

Последовательность изменения значения признака (длинна листьев)

Количество листьев

    Отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

Вывод: от чего зависит разнообразие одного признака? Какие факторы влияют на модификационную изменчивость?

Практическая работа №15.

Тема. Выявление источников мутагенов в окружающей среде.

Цель : научиться определять источники мутагенов в быту.

Оборудование: карта вводной теории, упаковки (пакет из-под молока, сухариков, сока по вариантам), таблица кодов пищевых добавок.

Ход работы.

    Напишите название продукта.

    Рассмотреть внимательно этикетку продовольственного товара.

    Определить какие вещества входят в состав продукта.

    Выписать вещества, занесённые в список пищевых добавок.

Вывод: Сделайте вывод о качестве продукта и степени опасности для человека.

Приложение (практическая работа № 15)

В 60-е и 70-е годы в нашей стране были созданы методические руководства по оценке потенциальной мутагенной опасности промышленных загрязнителей, пестицидов, правда, большая часть их получила правовую основу позже. Ясно, что в организм человека мутагены могут поступать не только с питьевой водой, но и с пищевыми продуктами. Тестирование продуктов питания на мутагенность привело к выявлению многих мутагенов: природных ингредиентов (флавоноиды, фураны, гидразины), пищевых контаминантов (пестициды, микотоксины) и мутагенных соединений, образующихся в процессе приготовления пищи. Этот список можно продолжить. Стало очевидным, что нельзя ограничиваться изучением мутагенных свойств отдельных веществ. Необходимо оценивать суммарное загрязнение всех компонентов окружающей среды.

Опасные и запрещённые пищевые добавки!!! (по сведениям министерства здравоохранения Российской Федерации):

Е 102; Е 104; Е 110; Е 120; Е 121; Е 122; Е 123; Е 124; Е 127; Е 128; Е 129; Е 131; Е 132; Е 133; Е 142; Е 151; Е 153; Е 154; Е 155; Е 173; Е 174; Е 175; Е 180;
Е 214; Е 215; Е 216; Е 217; Е 219; Е 226; Е 227; Е 230; Е 231; Е 233; Е 236; Е 237; Е 238; Е 239; Е 240; Е 249 ... Е 252; Е 296; Е 320; Е 321; Е 620; Е 621; Е 627; Е 631; Е 635; Е 924 а-b; Е 926; Е 951; Е 952; Е 954; Е 957.

Специалисты Роспотребнадзора так же считают опасными ещё группу добавок:

Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е129, Е155, Е180, Е201, Е220, Е222, Е223, Е224, Е228, Е233, Е242, Е270, Е400, Е401, Е402, Е403, Е404, Е405, Е501, Е502, Е503, Е620, Е636 и Е637. В список очень опасных занесены Е123, Е510, Е513 и Е527.

Подозрительными названы добавки Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е241 и Е477.

Практическая работа № 16.

Тема. Сравнительная характеристика пород (сортов).

Цель : выявить черты сходства и различия в строении организмов разных сортов (пород).

Ход работы.

    Рассмотреть предложенный материал (фотографии животных).

    Выявите черты сходства у особей разных сортов (пород) во внешнем строении:

    Выявите черты различий у особей разных сортов (пород) во внешнем строении:

Вывод : Как вы считаете, различия у организмов только внешние или генетические тоже? Докажите свою точку зрения.

Практическая работа № 17.

Тема. Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Цель : познакомиться с этическими аспектами развития некоторых исследований в биотехнологии и дать им оценку.

Ответьте на вопросы:

1) Что такое биотехнология?

2) Чем отличается генетическая селекция и генная инженерия?

3) Приведите аргументы «за» и «против» использования трансгенных продуктов (можно использовать не только материал параграфа).

4. При каких условиях продукты, полученные из трансгенных организмов, могут считаться безопасными?

5. Сделайте вывод:

а) как лично вы относитесь к использованию тругсгенных продуктов?

б) Хотите ли вы использовать продукты, полученные из трансгенных организмов в пищу? Почему?

  • показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н 2 О 2) и условия, в которых он функционирует.
  • обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;

Оборудование:

  • 3% раствор пероксида водорода,
  • раствор йода,
  • лист элодеи (другого растения),
  • кусочки сырого и вареного картофеля,
  • сырого мяса,
  • микроскопы,
  • пробирки.

Информация для учащихся.

Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н 2 О 2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н 2 О 2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н 2 О 2:2 Н 2 О 2 2 Н 2 О 2 + О 2

Ход работы.

  • на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.
  • поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.
  • прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н 2 О 2 .
  • опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.
  • на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.
  • нанесите на лист 1-2 капли Н 2 О 2 , накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.
  • составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.
    1. Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?
    2. Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?

    Л/р. № 2 “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза”

    • убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

    Оборудование:

    • микроскопы,
    • луковица лука,
    • концентрированный раствор NaCl,
    • фильтровальная бумага,
    • пипетки.

    Ход работы

    1. снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм 2);
    2. приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
    3. с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
    4. рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
    5. нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
    6. в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
    7. сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!

    1. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
    2. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?

    Л/р. № 3 “Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом”

    • рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

    Оборудование:

    • микроскопы,
    • готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток,
    • таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

    Работа в классе естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого:

    • чашки Петри,
    • луковица,
    • лабораторные ножи,
    • пинцеты,
    • пипетки,
    • стеклянные мазевые ложечки,
    • выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.

    Ход работы:

    1. рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
    2. зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
    3. сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
    4. сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

    Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!

    1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
    2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
    3. Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

    Л/р. № 4 "Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой"

    • углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
    • сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

    Оборудование:

    • наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.
    • не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
    • метр для измерения роста учащихся класса.

    Ход работы:

    1. расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;
    2. измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
    1. постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; составления таблицы и графика!

    1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
    2. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

    Л/р. № 5 “Описание фенотипов растений”

    • убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.

    Оборудование:

    • два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.

    Ход работы

    1. рассмотреть два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия.
    2. результаты наблюдения фенотипов занесите в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные);
    3. выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
    4. сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.
    1. 1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.
    2. 2. Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?

    Л/р. № 6 “Морфологический критерий в определении вида”

    • используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.

    Оборудование:

    • гербарные или живые образцы растений одного вида.

    Ход работы

    1. Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?
    2. Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.
    3. Заполните таблицу:
    Название семейства и общие признаки семейства

    № растения

    Признаки вида

    Название вида

    Первое растение
    Второе растение

    Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    Л/р. № 6б “ Морфологические особенности растений различных видов”

    Оборудование:

    Ход работы

    1. Рассмотрите предложенные вам для работы 3 комнатных растения. Пользуясь планом описания растения, дайте им характеристику, сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов растений перед вами?)
    2. Заполните таблицу:

    “Морфологические особенности растений”

    1. Вывод: каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений? Назвать виды растений, с которыми вы работали.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    1. Дайте определение терминам – эволюция, вид.
    2. Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.

    Л/р. № 7 “Изучение приспособленности растений к среде обитания и относительный характер приспособлений”

    • на примере конкретного растения показать адаптивные черты строения и сделать предположение о причинах относительности этих приспособлений.

    Оборудование:

    • гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов).

    Ход работы

    1. Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите название растения и среду его обитания.
    2. Пользуясь учебником “Ботаника” определите особенности строения растения, приспосабливающие эти растения к среде обитания.
    3. Заполните таблицу:
    1. Сделайте предположения о надежности этих приспособлений.
    2. Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    1. Какие адаптации существуют у животных? Назовите их и приведите примеры.
    2. Дайте определение терминам – маскировка, мимикрия, адаптация

    Л/р. № 8 “Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов растений или пород домашних животных”

    • изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак;
    • сделать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.

    Оборудование:

    • гербарные образцы различных сортов пшеницы, иллюстрации различных пород лошадей или собак.

    Ход работы

    1. Рассмотреть внимательно гербарные образцы пшеницы и иллюстрации пород животных.
    2. Заполните таблицу:

    3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    1. Дайте определение терминам – естественный отбор, искусственный отбор.
    2. Какой вид искусственного отбора чаще применяют А) на конезаводах; Б) на селекционных растительных станциях? Почему?