Внутренние пользователи бухгалтерской отчетности. Пользователи бухгалтерской отчетности и сроки ее представления. Как внутренним и внешним пользователям понять, что информация в отчетности намеренно искажена

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

Бухгалтерская отчетность является заключительным элемен-том метода бухгалтерского учета, завершающим этапом всего учетного цикла за отчетный период.

Анализ результатов хозяйственной деятельности, принятие управленческих решений, контроль за их осуществлением, ис-следование рынка, планирование и прогнозирование всех сторон деятельности организации и функции управления организацией взаимосвязаны не только между собой, но и с системой бухгал-терского учета. Основным каналом этой взаимосвязи служит бух-галтерская отчетность.

Анализ результатов деятельности и состояния средств орга-низации заключается в установлении причинно-следственных факторов, повлиявших на величину фактически достигнутых ре-зультатов. Анализироваться могут разные стороны деятельности организации: объем производства, реализации, финансовые ре-зультаты, платежеспособность, инвестиции и т.п.

Принятие управленческих решений сводится в конечном ито-ге к оценке прошлого и определению будущего поведения, к уча-стию в событиях, операциях, в том числе и будущей производст-венной деятельности. Эти решения могут быть оформлены сле-дующим образом: приказом, планом-прогнозом, постановлением, распоряжением и т.д., где дается оценка достигнутого уровня по определенным показателям за отчетный период и приводятся по-казатели, которые намечается достигнуть в предстоящих периодах.

Отчетность служит основой для периодического контроля за деятельностью организации. Сущность контроля сводится к со-поставлению фактических результатов и показателей, отражен-ных в отчетах, с ранее намеченными в управленческих решениях. На основе отчетности контрольные органы проверяют соблюде-ние организацией законов, установленного порядка расчетов с банковскими службами, целевое использование кредитов и т.д.

Отчетность организации после всестороннего углубленного анализа используется для оценки деятельности организации и вы-работки стратегических решений на предстоящий отчетный пери-од. Эти решения составляют основное содержание пояснительной записки к годовому отчету. Содержание пояснительной записки определяется различными нормативными документами. В поясни-тельной записке могут предлагаться также изменения в учетной политике организации, указываться причины и результаты этих изменений.

Для повышения доверия к предоставляемой годовой отчет-ности она подвергается дополнительной проверке (экспертизе) независимой аудиторской организацией. Результаты проверки излагаются в аудиторском заключении, состоящем из двух час-тей - аналитической и итоговой. Итоговая часть содержит окон-чательный вывод о подтверждении или отказе в подтверждении достоверности годовой отчетности организации и подлежит в необходимых случаях публикации вместе с отчетностью.


Пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:

1. Внутренние пользователи, такие как администрация организации, руководители подразделений, служащие,менеджеры, имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации (данные управленческого и финансового учета) и несут ответственность за принимаемые решения.

2. Внешние пользователи функционируют вне организации, и их следует разбивать на следующие подгруппы:

С прямым финансовым интересом;

С косвенным финансовым интересом;

Без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом - участники (собственники) организации, настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы (в том числе поставщики), а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют вероятность и сроки их возврата. Прямой интерес проявляется в заинтересованности пользователя результатами деятельности организации. Предмет анализа этой подгруппы — финансовое положение фирмы, результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, страховыми компаниями, профсоюзами и т.д. К этой подгруппе также можно отнести заказчиков, интересующихся информацией о перспективах функционирования предприятия. Косвенный интерес связан с заинтересованностью в существовании организации и продолжении ее деятельности в будущем.

Пользователи без финансового интереса (органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы, биржи). Пользователи этой подгруппы проявляют интерес к отчетной информации с целью:

Проверки законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы);

Получения статистической информации для пополнения данных макроуровня путем обобщения показателей отчетности отдельных организаций (федеральная служба государственной статистики). Каждый из пользователей финансовой отчетности имеет свои

Информационные потребности.

Руководство организации для принятия стратегических и тактических управленческих решений повседневно использует информацию о деятельности экономического субъекта.

Работники организации, как пользователи финансовой отчетности, заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, систему премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, другие социальные льготы, возможности дальнейшего трудоустройства.

Собственникам организации (полным товарищам, акционерам, пайщикам и т.д.) учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения дохода.

Инвесторы, вкладывающие свой капитал, желают получить представление об уровне дивидендных выплат, о риске, связанном с инвестициями, и о доходе на них и, варьируя содержимым своих портфелей ценных бумаг, стараются минимизировать этот риск.

Кредиторов интересует информация об условиях кредитования фирмы, позволяющая им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему в перспективе.

Заимодавцев интересует информация, будут ли выплачены причитающиеся проценты в срок.

Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в коммерческих связях. Поставщиков волнует, будут ли своевременно и полно осуществляться расчеты, выполняться контрактные обязательства. Покупателей интересует информация о стабильности компании.

Налоговые и финансовые органы имеют право получать не только отчетную. но и всю другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов.

Правительственные органы наделены правами получения дополнительной информации. Они заинтересованы в распределении ресурсов. Им также требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, распределять национальный доход.

Можно выделить также такого пользователя отчетной информации, как общественность. Общественность может включать наемных работников, клиентов, налогоплательщиков, участников пенсионных схем, которые приобрели ценные бумаги компании, и прочих, заинтересованных в публикуемой информации лиц (финансовые аналитики, журналисты, конкуренты). Можно утверждать, что общественность в целом имеет право на получение информации о деятельности организаций, существующих в рамках экономической системы.

Ее интересует благосостояние компании и диапазон сферы деятельности, что необходимо для оценки возможного вклада компании в развитие общества. В некоторых случаях информация предоставляется напрямую членам профсоюзов, если предполагается расширение или сокращение штата, и т.п. Прочие заинтересованные лица и организации, непосредственно или опосредованно участвующие в капитале организации, ожидают, что деятельность продолжится, и они получат доход.

Пользователи бухгалтерской отчетности это юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации (ПБУ 4/99).

Предприятия всех организационно-правовых форм в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ представляют бухгалтерскую отчетность следующим пользователям:

    Собственникам предприятия (участникам, учредителям, акционерам) в соответствии с учредительными документами.

    Органу государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия.

    Территориальным органам государственной статистики по месту регистрации предприятия (только годовую отчетность согласно приказу Росстата от 12.08.08 №185).

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

    Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством.

Все пользователи отчетности делятся на внешних и внутренних. К внутренним пользователям относят в основном собственников предприятия, администрацию и работников предприятия.

Необходимо отметить, что в новых условиях хозяйствования значительно расширилось число пользователей отчетной информации. Кроме вышеперечисленных внешних пользователей бухгалтерской отчетности, к их числу еще относятся инвесторы, кредиторы предприятия, поставщики, клиенты, общественность и т.д. Такое положение изменяет роль бухгалтерской отчетности, которая превращается в уникальный источник достоверной и надежной финансовой информации о показателях хозяйственной деятельности организации.

ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает два формата представления отчетности:

    бумажный;

    электронный.

В первом случае бухгалтеру или представителю организации необходимо передать отчетность налоговому инспектору непосредственно в руки или отправить по почте. Представитель организации может быть законный или уполномоченный. Законный представитель может быть указан учредительных документах, а уполномоченный должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых органах.

Если отчетность отравляют по почте, необходимо сделать опись вложения.

Для сдачи отчетности в электронном виде нужно получить согласие пользователей, которым она представляется. Отчетность можно предоставить по электронной почте или на дискетах. При этом отчетность должна быть представлена в особом формате согласно приказу МНС РФ от 25.03.2002 № БГ-3-13/149. Юридическую силу подписи отчетности в электронном виде подтверждает электронная цифровая подпись (ЭЦП). Порядок ее применения установлен Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Предприятия обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную – в течение 30 дней по окончании квартала. Конкретная дата предоставления отчетности устанавливается учредителями в пределах сроков, установленных законодательством. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании года.

Датой представления бухгалтерской отчетности считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее почтового отправления. Если дата представления отчетности совпадает с выходным днем (нерабочим), то срок представления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день. Подтвердить дату представления отчетности в электронном виде можно на основании квитанции, которую высылает по электронной почте налоговый инспектор после получения отчетности. При сдаче отчетности на дискете отметка делается налоговым инспектором на бумажном варианте. Хранить такую отчетность нужно не менее 5 лет.

Регламентация вопросов составления бухгалтерской отчетности отнесена к сфере действия ПБУ 4/99 и приказа, изданного Минфином 02.07.2010 под № 66н. Данные отчеты представляют собой комплекс систематизированных данных, характеризующих величину имущественных/неимущественных активов компании и состояние ее расчетов по различным сделкам. Сведения оформляют в утвержденных законодательно бланках. При этом пользователи бухгалтерской отчетности в нормативных актах чётко не перечислены. Так, кто же ими является?

Кто может быть пользователем отчетности

Согласно ПБУ 4/99, пункт 4 не ограничивает круг потенциальных пользователей бухгалтерской/финансовой отчетности.

Таким образом, пользователи информации бухгалтерской отчетности – это просто лица, которые заинтересованы в получении информации о текущем финансовом положении субъекта предпринимательства.

Дело в том, данные бухгалтерских отчетных форм носят публичный характер, их нельзя признавать элементами коммерческой тайны. Открытость для внешнего доступа данных из отчетной документации позволяет перейти в категорию ее пользователей неограниченному числу людей – пользователей бухгалтерской отчетности организаций.

Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности

Сфера интереса, проявляемого к деятельности предприятия, законодательно не зафиксирована. Поэтому запрашивать информацию о результатах работы компании за отчетный и предшествующие периоды могут разные группы лиц – как внешние пользователи бухгалтерской отчетности, так и внутренние пользователи бухотчетности.

Внутренними считают заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представленных наемным персоналом, собственниками и руководящим звеном предприятия. Остальные категории составляют внешний круг получателей таких сведений.

В итоге на практике пользователями бухгалтерской отчетности являются:

Категория пользователей данных бухгалтерской отчетности Почему они относятся к пользователям бухгалтерской отчетности
Собственники бизнеса/учреждения Для проверки эффективности работы руководящего звена и обеспечения непрерывности деятельности
Реальные инвесторы Стремятся убедиться в оправданности своих ожиданий и проанализировать динамику роста, спрогнозировать возможные прибыли на будущие периоды
Потенциальные инвесторы Им нужна информация о финансовых результатах работы предприятия для принятия решения о целесообразности вложения средств в проект
Поставщики Хотят убедиться в надежности контрагента
Покупатели Их цель – подтверждение серьезности намерений компании и обеспечение своевременности исполнения ею своих обязательств
Работники организации От стабильности финансового положения фирмы напрямую зависит их уровень дохода

Особые пользователи информации бухгалтерской финансовой отчетности – аудиторские компании. Они составляют отдельную группу пользователей. Им данные отчетности нужны для выполнения работ в рамках заказанного руководством субъекта хозяйствования аудита учета и отчётности.

Кроме того, банки и фискальные органы, государственные структуры – это тоже пользователи бухгалтерской отчетности.

ПРИМЕР

Финансово-кредитные учреждения требуют предоставить им данные из отчетных форм за последние годы, чтобы оценить динамику платежеспособности потенциального заемщика. Если уровень ликвидности будет низким, то в выдаче нового займа предприятию будет отказано или кредитное соглашение заключат на невыгодных для фирмы условиях.

Что касается налоговых органов, то они как пользователи бухгалтерской/финансовой отчетности организации регулярно получают полный комплект отчетности. Обязанность налогоплательщиков подавать эти бланки в ФНС закреплена законодательно.

Предприятие не должно держать в голове, кто основные пользователи бухгалтерской отчетности, так как она должна соответствовать критерию нейтральности. Это необходимо для полноценного удовлетворения информационных запросов всех категорий её пользователей. Важность такого принципа систематизации обусловлена тем, что на основе данных бухотчетности принимают решения о реализации крупных сделок и проводят разработку стратегии развития компании.

Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности

В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Именно целевая направленность является существенной в деловой активности организации, это же обстоятельство признается важнейшим с точки зрения условий формирования финансовых ресурсов любой организации, ее финансового капитала. Все заинтересованные лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете и отражаемой в бухгалтерской отчетности, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации, обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также желающие изучать эту информацию.

Физические и юридические лица, являющиеся пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, условно делятся на две основные группы - внутренние и внешние (рис. 1.1).

Внутренние пользователи ведут свою деятельность в рамках данного экономического субъекта. Информация бухгалтерской отчетности используется ими прежде всего для обоснования и принятия различных управленческих решений, для разработки стратегии и тактики функционирования и развития организации. Внутренние пользователи, в отличие от внешних, располагают возможностью использовать данные не только бухгалтерской отчетности, но и бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Для внешних пользователей эта информация недоступна, так как составляет коммерческую тайну организации.

Рис. 1.1. Состав внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности

С точки зрения информационных потребностей внутренних пользователей следует отметить, что им необходима информация о текущем и перспективном финансовом состоянии организации и о финансовых результатах ее деятельности в разрезе различных отраслевых и географических сегментов. Работники заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.

Внешние пользователи в своей деятельности обособлены по отношению к данному экономическому субъекту, но нуждаются в информации о нем. Они могут иметь прямой или косвенный финансовый интерес к данной организации.

Прямой финансовый интерес пользователей, как правило, связан с уже осуществленными или планируемыми инвестициями. Пользователи с прямым финансовым интересом - это собственники, настоящие и потенциальные инвесторы, кредитующие банки, поставщики организации. Они заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; способности организации выплачивать дивиденды. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации о платежеспособности организации, позволяющей своевременно погасить обязательства.

Косвенный финансовый интерес возникает, когда у пользователей нет прямой финансовой заинтересованности в результатах деятельности организации, но в силу возложенных на них контрольных функций или хозяйственных связей их интересует отчетная информация для определения перспектив сотрудничества. К данной группе относятся налоговые и финансовые органы, которые контролируют сбор налогов и формирование бюджетов различных уровней. Они заинтересованы в информации о налогооблагаемых показателях, которые в основной своей массе формируются в бухгалтерском учете и отражаются в том числе в бухгалтерской отчетности. Обслуживающие банки и страховые организации на основании отчетных данных оценивают возможность заключения договоров по расчетно-кассовому обслуживанию и договоров страхования. Правительственные органы заинтересованы в информации по осуществлению возложенных на них функций: распределению ресурсов, регулированию экономики, разработке и реализации общегосударственной политики. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации. Аудиторские организации подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности, а так как их услуги являются платными, то присутствует косвенный финансовый интерес в информации о финансовом положении и финансовых результатах клиентов.

Отдельную группу внешних пользователей бухгалтерской отчетности составляют пользователи без финансового интереса - органы статистики, арбитраж, биржи. Сбор и обработка отчетных данных являются обязательным атрибутом деятельности этих пользователей, возложенными на них обязанностями, выполнение которых не связано с прямым или косвенным финансовым интересом.

Информационные потребности внешних пользователей бухгалтерской отчетности в силу их многочисленности различаются. Но все внешние пользователи ориентируются, как правило, на публичную бухгалтерскую отчетность или, как ее еще называют, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она доступна пользователям, не содержит сведений, относящихся к коммерческой тайне, и унифицирована по объему информации.

На основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованные пользователи анализируют имущественное и финансовое положение организации, ее платежеспособность, финансовые результаты, эффективность деятельности и использования ресурсов. Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет в основном удовлетворить информационные запросы всех групп пользователей, что предъявляет особые требования к ее содержанию и порядку формирования.