Чертеж фасада здания. Как оформить чертеж фасада здания. Чертежи дома в сечении и изображение фасадов с разных сторон

Чертеж фасада здания. Как оформить чертеж фасада здания. Чертежи дома в сечении и изображение фасадов с разных сторон

В рабочих чертежах выполняют в линиях без теней. Большая выразительность рабочего чертежа может быть достигнута за счет разной толщины линий.

На чертежах фасадов наносят:
- координационные оси, проходящие в характерных местах;
- отметки уровней земли, цоколя, верха и низа проемов, парапета, козырька над входом и других характерных для этого сооружения элементов;
- маркируют панели, окна и двери.

Фасады в демонстрационных чертежах играют важную роль, так как в них наиболее наглядно отражается замысел архитектора и инженера (авторов проекта). Фасады дают представление о структуре, пластике, фактуре здания, цвете ограждающей поверхности, связях здания с окружающим пространством (рис. 1).

Рис.1. Различные фасады двухэтажного коттеджа с 4-х сторон

От назначения здания, характера его архитектуры и масштаба чертежа зависит выбранный прием графического выполнения фасада здания. Несмотря на разнообразие графических приемов выполнения фасадов чертеж должен быть предельно точным по рисунку, лаконичным и простым для восприятия.

В современной графике оформления чертежей фасадов применяют разные приемы: линейный, монохромный светотеневой и полихромный.

Выполнение фасадов в линейной графике для иллюстративных чертежей встречается редко, в основном этот прием используется в случае отсутствия пластики фасада и при ярко выраженном силуэте здания. Тогда достаточно линейный чертеж покрыть легким прозрачным слоем разведенной туши или акварелью. Линии чертежа могут иметь градации по толщине, что обогащает изображение (рис. 2).


Рис. 2. Пример оформления фасада.

Светотеневая монохромная графика (одноцветная) выполнения фасада - наиболее наглядный прием выражения архитектурной формы и пространства на чертеже (рис. 3).

Моделировка формы светотенью может быть передана двумя способами: отмывкой и штрихом.

Отмывка - классический прием передачи светотени. Отмывка выполняется разбавленной тушью, акварелью или настоем чая.
Благодаря прозрачности наносимых кистью слоев добиваются тончайших нюансов света и тени.
Такой же эффект может быть получен, если обработать поверхность бумаги пером, рейсфедером или рапидографом, используя приемы штриховой техники и меняя направление, толщину, длину и характер штриха (прямой, косой, криволинейный, состоящий из различных сочетаний черточек и точек) и т.д.
Можно обработать чертеж «сухой» жесткой кистью, затомпоновать губкой, выполнить различными способами набрызг.
При применении перечисленных выше графических приемов степень общей интенсивности тона фасада зависит от характера изображаемого здания, среды, окружающей его, и от масштаба чертежа.

Обрабатывая чертеж фасада здания необходимо помнить: по мере удаления формы (объема) ослабевает контрастность света и тени; падающие тени неоднородны по силе тона (в зависимости от освещения они, ближе к грани, светлеют или темнеют).

Зная и используя эти положения на чертеже, передают воздушную перспективу.

Черно-белой графикой, разным характером обработки поверхности и определенными соотношениями черного, серого и белого можно передать фактуру и даже ощущение цвета материала.

Фактура передается различными видами штриха - чем грубее фактура материала, тем крупнее должен быть штрих.


Рис. 3. Чертежи фасада здания, выполненные различными графическими способами:
а) в линейной графике
б) в черно-белой (полихромной) графике (архитектурно-строительный чертеж).

Стекло, например, изображают тонкой вертикальной штриховкой или, если величина его достаточно большая, оставляют белым, что создает впечатление его легкости и прозрачности.

Цвет в монохромном изображении передается соответствующей тональностью ахроматических (черно-серо-белых) цветов, так как цветной тон и его насыщенность определяются яркостью. Чем ярче цвет в натуре, тем более темным тоном он изображается - пользуясь этим правилом можно черно-белой графикой передать ощущение цветового решения фасадов.

Применение цвета в архитектурной графике (полихромной) служит для более близкой к натуре передачи полихромных качеств проектируемого объекта: применяемых строительных материалов, покраски, монументально-декоративной живописи и т.д. Одновременно цвет усиливает графическую выразительность чертежа.

В современной архитектурно-инженерной графике применение цвета должно носить условно-графический характер, поэтому цветную отмывку акварелью применяют сравнительно редко. Кроющие свойства гуаши и темперы более подходят для техники выполнения чертежа в четкой графической манере.

Современная графика полихромного чертежа максимально использует белую бумагу в качестве воздушной среды при изображении здания.

Гуашь и темперу наносят на чертеж сплошным кроющим слоем или тонкими, прозрачными слоями краски (способ лессировки), что помогает передать не только цвет, но и фактуру материала. При обработке стен кроющей краской поверхность стекла следует отмыть тушью или акварелью или оставить незакрашенной.
Иногда, выполняя чертежи фасадов зданий, сочетают разные графические приемы: классическую отмывку и линейную графику, отмывки или штриховки с гуашью или темперой. Так, при выполнении фасада здания в черно-белой графике, можно выполнять в цвете какие-либо элементы здания (двери, козырьки, декоративные панно). Для подбора того или иного приема оформления чертежа необходимо декодирование.

Приемы графического оформления архитектурно-строительных проектов достаточно разнообразны: это применение акварели, гуаши, темперы, аппликации из цветной бумаги и другие материалы, а также набрызг с помощью аэрографа, торцевание жесткой полусухой кистью по трафарету и т.д.

Частенько встречаем у заказчиков заблуждения о составе Архитектурного рабочего проекта (его называют АР). У многих это общие представления о его составе, у некоторых мнение, что это архитектурный раздел проекта это всего лишь «планы, фасады, разрезы…», встречаются и такие которые считают его ненужной тратой времени и денег.

Наше мнение, что это не совсем так, вернее это совсем не так:). это неотъемлемая, важная и полноценная часть всего проекта, в большинстве случаев конструктивный раздел (КР) тесно связан с АР и большая часть листов раздела КР ссылается именно на архитектурный раздел. Они дополняют, уточняют друг друга и лишь оба комплекта АР и КР можно назвать полноценным рабочим проектом для строительства частного дома. Сегодня мы хотим на конкретном примере показать, что должен содержать подробный архитектурный рабочий проект для строительства частного дома . И как пример мы возьмем наш проект который был разработан этой весной и на данный момент реализовывается. Цена архитектурного проекта частного дома зависит от площади дома, от сложности технического задания и необходимых сроков разработки проекта — предварительно ознакомится .

Должны сказать, что данный проект не эталонный и сложно сказать, что количество и состав чертежей в проектах АР может быть типовым, так как каждый проект имеет свои нюансы и свои особенности, в зависимости от этого он может быть дополнен разного рода схемами и чертежами.

  1. Титульный лист проекта.

    На нем дается краткое описание проекта

  2. Визуализация проекта.

    3Д ренедеры которые дают понимание внешнего вида дома

  3. Общие данные.

    Это таблица в которой перечислены все чертежи в составе проекта, даны общие указания и еще пара ведомостей.

  4. Общие указания по ведению кладки

    На этом листе архитектор описывает из какие материалов будет строиться дом, каким образом ведется кладка стен и на какие нюансы следует обратить заказчику особое внимание.

  5. Схема инсоляции

    Схема показывающая какие образом и как долго будет освещена та или иная сторона дома.

  6. Генеральный план или схема планировочной организации рельефа.

    Один из важнейших чертежей проекта. Дает понимание как привязан дом к границам участка в соответствии нормативам и как будет организован рельеф после строительства. Этот же чертеж входит в состав строительного паспорта для получения разрешения на строительства. В частности, в этом проекте мы имели дело со сложным рельефом на склоне и проработали 3Д вид рельефа, чтобы строителям было нагляднее

  7. Кладочные планы этажей.

    Этой частью проекта на стройке пользуются почти все строители, но больше всего времени он принадлежит каменщикам, которые ведут кладку стен, перегородок, дымоходов и каналов. Здесь обозначены все размеры, простенки, привязаны окна и двери, даны примечания и условные обозначения.

  8. Маркировочные планы этажей.

    Этот чертеж схож с кладочным планом, но именно на маркировочном плане обозначены и замаркированны оконные и дверные проемы, типы полов, даны площади помещений и таблица-ведомость помещений.

  9. План кровли.

    Чертеж показывает габаритные размеры кровли, привязку к осям. Дает понимание основных высотных отметок характерных частей крыши: коньки, ендовы, свесы, фронтоны и т.д. Иногда наша проектная группа включает в этот лист 3Д схему с отметками и уклонами кровли, чтобы заказчики и строители проще уловили суть.

  10. Фасады дома.

    Ну тут все и без объяснений ясно. Это лицо дома, на чертеже фасада, видны все уровни и отметки, каменщик всегда работает с кладочным планом и фасадом. Именно так достигается полное понимание какой простенок где начинается и до какой отметки ведется кладка.

  11. Обычно их не менее трех-четырех и они также уточняют понимания общей картины внутри дома.

  12. Детали стен или сечения по стенам.

    По сути это разрезы только в большем масштабе и их намного больше чем 2-3. Так как масштаб таких сечения обычно 1:20, 1:30 то тут можно увидеть «порядовку» каменной кладки — то есть высоту ряда с растворным швом и понять какое количество рядов кладки будет, например, под окном и над окном. Тут же дана информация как армируется кладка, как устраиваются декоративные элементы и т.д.

  13. Вентиляционные каналы и дымоходы.

  14. Экспликация стен и ведомость расхода материалов.

    Спецификация расхода материалов дает заказчику понимание какие стеновые материалы ему необходимо закупить и в каком количестве. Это, кстати, один из наиболее задаваемых заказчиками вопросов 🙂

  15. Схема оконных блоков и дверей.

    Представлены схемы окон и дверей. Дана информация о количестве и размерах окон и дверей на этаж и общее количество для всего дома.

  16. Схематически представлены полы дома, их состав и площадь.

Этим постом наша проектная группа хочет дать понимание для заказчиков которые еще не столкнулись со стройкой и не знают какую информацию они должны получить . Также хотелось бы оградить наших будущих заказчиков от нечестных и некомпетентных проектировщиков. Зная, какой объем информации вы получите заказав архитектурный проект, вас будет сложнее обмануть. Требуйте от архитекторов и дизайнеров, чтобы АР давал ответы на все вопросы по стройке, а не был чем-то вроде «планчики и фасады с разрезами» 🙂 Или просто обращайтесь к нам- мы любим сложные и интересные задачи!

Фасадами принято называть виды (проекции) зданий спереди, сзади и сбоку.

Вид на здание спереди (со стороны улицы) называют главным фасадом, вид сзади (со стороны двора) - дворовым, а виды слева или справа торцовым. В проектах зданий наименования фасадов увязывают с марками разбивочных осей, указывая в названии фасада левую и правую крайние разбивочные оси или марку той оси, которая расположена в изображаемой на фасаде стене, например фасад 1 -8, Фасад Б - А, Фасад по оси А, Фасад по ОСИ 1 II т. д.

В чертежах взаимозеркальных фасадов проставляют крайние оси того и другого фасада, например, фасад А -Б И Б -А.

По чертежам фасадов судят о внешнем облике зданий, о расположении и форме некоторых конструктивных и архитектурных элементов: окон, дверей, балконов, наличников, сандриков, пилястр, колонн и т. п.

На чертежах фасадов крупноблочных и панельных зданий показывают разрезку (членение) стен на панели или блоки. Если на таком фасаде указаны марки элементов, его называют монтажным.

В проектах зданий, где конструктивные чертежи выделены в отдельную часть, марки элементов фасадов показывают на монтажных схемах (см. рис. 57).

В зависимости от стадии проектирования, назначения и величины здания чертежи фасадов зданий выполняют в масштабах от 1:50 до 1:500. Сложные участки фасадов зданий вычерчивают в масштабе 1:50 или 1:100 на чертежах элементов фасадов. На основном чертеже фасада при этом должна быть ссылка на номер листа, где изображен элемент фасада. Так, например, на рис. 37 приведен элемент фасада 1 производственного здания, фасад Б -А Которого изображен на рис. 36.

В свою очередь отдельные участки элемента фасада могут изображаться в более крупном масштабе как чертежи деталей. На рис. 38 показаны детали 1, 2, 3 и 4 Фасада того же здания.

Видимые контуры на чертежах фасадов обводят тонкими линиями. Так, контуры здания и проемов имеют толщину 0,3-0,4 Мм, Контуры оконных переплетов, членения стен на панели и блоки, контуры поясков, карнизов и других архитектурных элементов стен обводят линиями в два раза тоньше контуров здания и проемов. Линия контура земли должна быть толстой, она должна выходить за пределы фасада на 20-30 Мм. Толщина этой линии 1 -1,5 Мм.

Степень проработки отдельных деталей фасада зависит от масштаба чертежа. Так, например, детали оконных переплетов, дверей и ворот показывают на фасадах, выполненных в масштабах 1:100 и крупнее (см. рис. 34). При более мелких масштабах вычерчивают только контуры створок или проемов (см. рис. 35).

Размеры на чертежах фасадов обычно не наносят, показывают только разбивочные оси у углов здания, у деформационных швов и в местах перепада высот. За пределами чертежа справа или слева от него выносят и надписывают высотные отметки уровня земли, пола первого этажа, цоколя, низа и верха проемов, карниза и поясков, верха кровли и т. п. На чертежах панельных зданий указывают не отметки проемов, а отметки горизонтальных швов панелей.

Для лучшего выявления объемной композиции здания на чертежах фасадов строят собственные и падающие тени (см. рис. 34). При этом направление лучей света принимается таким, чтобы их проекции располагались под углом 45° к оси координат. Это позволяет показать истинные размеры выступов и впадин фасада в масштабе чертежа.

Отдельные чертежи фасадов, выполняемые в стадии проектного задания, отмывают сухой тушью или акварельными красками. Для большей выразительности чертежа помимо здания показывают ландшафт или городскую застройку. Такие чертежи принято называть архитектурными фасадами.

В стадии проектного задания здания могут изображаться и . Эти чертежи дают более наглядное представление об архитектурно-художественной композиции проектируемых зданий.

Построение и вычерчивание фасада здания

Наружный вид здания называют фасадом. Он дает представление о внешнем виде здания, о его художественном образе, об общих размерах, о пропорциях и соотношениях его отдельных элементов. Различают главный фасад, дворовый и боковые, или торцовые, фасады.

Главным фасадом называется вид на здание со стороны улицы или площади. Внешний облик здания должен отражать его назначение. Архитектурно-отделочные работы проектируются без излишеств, с широким применением индустриальных и отделочных материалов. Архитектурная выразительность кирпичных зданий значительно повышается при использовании кирпича различного цвета – это позволяет создавать орнаменты в простенках, карнизах (рис. 90).

Рис.90. Фасад 1-7 крупноблочного жилого дома

Рис.91. Последовательность (а...г) вычерчивания фасада здания

Чертежи фасадов вычерчиваются в том же масштабе, что и планы зданий. Чертеж главного фасада следует располагать над чертежом плана, и он строится как третья проекция по двум данным: плану и разрезу (если разрез здания вычерчивается в том же масштабе, что и план). Общую длину фасада, ширину оконных и дверных проемов и простенков между ними берут с плана здания. Высоту оконных и дверных проемов, цоколя, карниза, конька крыши и других элементов берут с разреза.

Фасады именуются по крайним разбивочным осям, между которыми располагается участок здания, изображенный на чертеже, например: «ФАСАД 1–4» или «ФАСАД А–Д» , или по одной оси, например «ФАСАД ПО ОСИ А» . Размер между крайними разбивочными осями не указывают. На чертежах фасадов зданий справа и слева проставляют высотные отметки уровня земли, цоколя, низа и верха проемов, карниза и верха кровли.

На фасадах наносят разбивочные оси, проходящие в характерных местах: крайние, у перепадов высот, у одной из сторон каждого проема ворот и т.п. На фасадах изображают и обозначают пожарные лестницы, проставляют марки к схемам заполнения оконных и дверных проемов.

Все построения, связанные с вычерчиванием фасада, производят тонкими линиями в такой последовательности (рис.91).

1. Наносят основные горизонтальные деления в соответствии с разрезом – линии земли, цоколя, карниза, поясков, конька, оконных и дверных проемов.

2. Наносят основные линии вертикальных делений в соответствии с планом – разбивочные оси, линии выступов стен, пилястр, колонн и т.п. – и чертят общий контур здания.

3. Вычерчивают оконные и дверные проемы, балконы, плиты козырьков над входами, карниз и другие архитектурные элементы фасада.

4. Вычерчивают оконные переплеты, двери, ограждения балконов, вентиляционные и дымовые трубы на крыше.

5. Проставляют знаки высотных отметок.

После проверки соответствия фасада с планом и разрезом произ­водят окончательную обводку фасада линиями соответствующей толщины. Горизонтальная линия земли проводится толщиной 1,5–2 мм и выводится за контур фасада.

Чертеж дома - фасад и план этажей

Как согласно действующим стандартам и правилам выполняется чертеж фасада здания? Как правильно называются разные проекции здания?

Давайте познакомимся с общими правилами выполнения строительных чертежей.

На фото - эскиз фасада тех времен, когда требования к проектной документации отличались от нынешних.

Общие положения

Ответ на вопрос, как чертить фасад здания, мы начнем с перечисления общих для всех строительных чертежей и схем требований.

Терминология

  • Все строительные чертежи получаются проектированием определенного вида здания на плоскость.
  • Собственно чертеж фасада дома - это его фронтальная проекция на плоскость, расположенную параллельно фасаду .
  • Проекция среза здания в продольной или поперечной плоскости - это, соответственно, продольный или поперечный разрез.
  • Если на бумагу переносится горизонтальный срез здания, его принято называть планом. В зависимости от того, на каком уровне срез выполнен - это может быть план подвала, первого этажа и так далее.
  • Вид сверху на участок, включающий здание или группу зданий и сооружений, принято называть генеральным планом.
  • Наконец, независимо от того, какой объект изображен - подвал детского сада, фасад промышленного здания, фасад коттеджа, фасад кафе или туалет на дачном участке - все эти изображения имеют общее название: архитектурно-строительные чертежи.

Несмотря на распространение электронных носителей, чертежи обязательно распечатываются на бумаге.

Нормативные документы

Разрезы, планы и чертежи фасадов зданий должны быть выполнены в общей системе ЕСКД (единой системе конструкторской документации). Ее стандарты определяются ГОСТ 2.301-68 - ГОСТ 2.307-68.

Что именно регламентируется?

  • Форматы листов всех чертежей.

Важно: требования к формату подразумевают определенные соотношения сторон самого листа, а не рамки чертежа.

  • Масштабный ряд изображений.
  • Толщину линий.
  • Наименование элементов изображения.
  • Чертежные шрифты.
  • Методы изображения на чертежах различных предметов.
  • Графические обозначения различных материалов.

Масштабы при составлении генеральных планов объектов могут применяться следующие:

В чертежах фасадов и планов используются, разумеется, и более крупные масштабы.

Масштаб 1:1 может быть применен при переносе на бумагу карнизов сложной формы и других мелких элементов. Впрочем, это скорее исключение. Масштабы увеличения в архитектурно-строительном черчении не используются.

Правила выполнения чертежей

Чтобы правильно выполнить своими руками чертежи фасадов домов, планы этажей и прочие архитектурно-строительные схемы, нужно придерживаться довольно жестких правил.

  • Толщина основной линии должна быть одинаковой для всех деталей чертежа, выполняемых в одинаковом масштабе. Исключение - чертежи разрезов: видимые линии контуров могут быть вычерчены тонкой линией.
  • Наименования, заголовки и обозначения в поле чертежа могут писаться без наклона. А вот размеры и прочие надписи на стрелках пишутся наклонными, с углом относительно основания строки около 75 градусов.
  • Общее количество размеров на чертеже должно быть, как и подсказывает здравый смысл, достаточным для проведения строительных работ. При этом допускается дублирование одного и того же размера на разных элементах изображения.
  • Размеры проставляются в миллиметрах без обозначения единиц измерения. Однако уровень над грунтом проставляется в метрах с точностью до третьего знака после запятой.

Традиционно все размеры на чертежах указываются в миллиметрах. Правило не абсолютно; но другие единицы измерения должны быть указаны в примечаниях.

Внимание: допустимо указывать размеры и в сантиметрах при условии, что единицы измерения оговорены в примечании к чертежу. И в этом случае единицы измерения не указываются отдельно.

Особенности чертежей фасадов

Общие положения мы перечислили. А есть ли какие-то нюансы, связанные именно с интересующими нас прежде всего фасадами? Как начертить фасад здания в соответствии с действующими правилами?

  1. Чертеж фасада должен давать ясное представление о внешнем виде фасада здания (см. красивые фасады частных домов), о пропорциях и размере отдельных элементов.
  2. Если фасад и план находятся на одном чертеже - они выполняются в едином масштабе и должны находиться в проекционной связи. Что это означает? Только то, что план располагается на чертеже под фасадом.
  3. Фасады разных сторон здания имеют собственные названия, которые указываются на чертеже. Различают главный, дворовый и боковые (торцевые) фасады.
  4. На чертеже указываются все конструктивные детали, которые будут присутствовать в реальном здании. К примеру, главный фасад школы на чертеже должен быть снабжен крыльцом, дворовый - пожарной лестницей; прорисовываются карнизы, слуховые окна и прочие, казалось бы, мелочи.
  5. В техническом проекте на фасаде принято показывать его собственные и падающие на него тени. Для этого чертеж красится акварелью или затеняется сухой тертой тушью.
  6. На чертеже фасада не указываются горизонтальные размеры. Однако с одной стороны на расстоянии 15-20 миллиметров от контура фасада проставляются общие размеры по высоте и отметки уровня для земли, окон и дверей, цоколя, карниза и конька крыши и верхних точек труб и вентиляции.
  7. Внизу фасада наносятся оси деформационных швов и перепадов высоты здания.

Перед нами - выполненный по всем правилам чертеж фасада. Весьма сложный, надо сказать. Он снят с вполне реального здания - Большого Драматического Театра на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге.

Заключение

Дополнительную информацию о построении чертежей вы сможете найти в в конце статьи. Кроме того, полезно знать, что цена дизайн - проекта фасада и этажей коттеджа. включающего полный комплект чертежей, начинается от 10000 рублей для типовых решений. Эксклюзивные проекты могут стоить в десятки раз дороже. Успехов в строительстве!