В рабочих чертежах выполняют в линиях без теней. Большая выразительность рабочего чертежа может быть достигнута за счет разной толщины линий.
На чертежах фасадов наносят:
- координационные оси, проходящие в характерных местах;
- отметки уровней земли, цоколя, верха и низа проемов, парапета, козырька над входом и других характерных для этого сооружения элементов;
- маркируют панели, окна и двери.
Фасады в демонстрационных чертежах играют важную роль, так как в них наиболее наглядно отражается замысел архитектора и инженера (авторов проекта). Фасады дают представление о структуре, пластике, фактуре здания, цвете ограждающей поверхности, связях здания с окружающим пространством (рис. 1).
Рис.1. Различные фасады двухэтажного коттеджа с 4-х сторон
От назначения здания, характера его архитектуры и масштаба чертежа зависит выбранный прием графического выполнения фасада здания. Несмотря на разнообразие графических приемов выполнения фасадов чертеж должен быть предельно точным по рисунку, лаконичным и простым для восприятия.
В современной графике оформления чертежей фасадов применяют разные приемы: линейный, монохромный светотеневой и полихромный.
Выполнение фасадов в линейной графике для иллюстративных чертежей встречается редко, в основном этот прием используется в случае отсутствия пластики фасада и при ярко выраженном силуэте здания. Тогда достаточно линейный чертеж покрыть легким прозрачным слоем разведенной туши или акварелью. Линии чертежа могут иметь градации по толщине, что обогащает изображение (рис. 2).
Рис. 2. Пример оформления фасада.
Светотеневая монохромная графика (одноцветная) выполнения фасада - наиболее наглядный прием выражения архитектурной формы и пространства на чертеже (рис. 3).
Моделировка формы светотенью может быть передана двумя способами: отмывкой и штрихом.
Отмывка - классический прием передачи светотени. Отмывка выполняется разбавленной тушью, акварелью или настоем чая.
Благодаря прозрачности наносимых кистью слоев добиваются тончайших нюансов света и тени.
Такой же эффект может быть получен, если обработать поверхность бумаги пером, рейсфедером или рапидографом, используя приемы штриховой техники и меняя направление, толщину, длину и характер штриха (прямой, косой, криволинейный, состоящий из различных сочетаний черточек и точек) и т.д.
Можно обработать чертеж «сухой» жесткой кистью, затомпоновать губкой, выполнить различными способами набрызг.
При применении перечисленных выше графических приемов степень общей интенсивности тона фасада зависит от характера изображаемого здания, среды, окружающей его, и от масштаба чертежа.
Обрабатывая чертеж фасада здания необходимо помнить: по мере удаления формы (объема) ослабевает контрастность света и тени; падающие тени неоднородны по силе тона (в зависимости от освещения они, ближе к грани, светлеют или темнеют).
Зная и используя эти положения на чертеже, передают воздушную перспективу.
Черно-белой графикой, разным характером обработки поверхности и определенными соотношениями черного, серого и белого можно передать фактуру и даже ощущение цвета материала.
Фактура передается различными видами штриха - чем грубее фактура материала, тем крупнее должен быть штрих.
Рис. 3. Чертежи фасада здания, выполненные различными графическими способами:
а) в линейной графике
б) в черно-белой (полихромной) графике (архитектурно-строительный чертеж).
Стекло, например, изображают тонкой вертикальной штриховкой или, если величина его достаточно большая, оставляют белым, что создает впечатление его легкости и прозрачности.
Цвет в монохромном изображении передается соответствующей тональностью ахроматических (черно-серо-белых) цветов, так как цветной тон и его насыщенность определяются яркостью. Чем ярче цвет в натуре, тем более темным тоном он изображается - пользуясь этим правилом можно черно-белой графикой передать ощущение цветового решения фасадов.
Применение цвета в архитектурной графике (полихромной) служит для более близкой к натуре передачи полихромных качеств проектируемого объекта: применяемых строительных материалов, покраски, монументально-декоративной живописи и т.д. Одновременно цвет усиливает графическую выразительность чертежа.
В современной архитектурно-инженерной графике применение цвета должно носить условно-графический характер, поэтому цветную отмывку акварелью применяют сравнительно редко. Кроющие свойства гуаши и темперы более подходят для техники выполнения чертежа в четкой графической манере.
Современная графика полихромного чертежа максимально использует белую бумагу в качестве воздушной среды при изображении здания.
Гуашь и темперу наносят на чертеж сплошным кроющим слоем или тонкими, прозрачными слоями краски (способ лессировки), что помогает передать не только цвет, но и фактуру материала. При обработке стен кроющей краской поверхность стекла следует отмыть тушью или акварелью или оставить незакрашенной.
Иногда, выполняя чертежи фасадов зданий, сочетают разные графические приемы: классическую отмывку и линейную графику, отмывки или штриховки с гуашью или темперой. Так, при выполнении фасада здания в черно-белой графике, можно выполнять в цвете какие-либо элементы здания (двери, козырьки, декоративные панно). Для подбора того или иного приема оформления чертежа необходимо декодирование.
Приемы графического оформления архитектурно-строительных проектов достаточно разнообразны: это применение акварели, гуаши, темперы, аппликации из цветной бумаги и другие материалы, а также набрызг с помощью аэрографа, торцевание жесткой полусухой кистью по трафарету и т.д.
Частенько встречаем у заказчиков заблуждения о составе Архитектурного рабочего проекта (его называют АР). У многих это общие представления о его составе, у некоторых мнение, что это архитектурный раздел проекта это всего лишь «планы, фасады, разрезы…», встречаются и такие которые считают его ненужной тратой времени и денег.
Наше мнение, что это не совсем так, вернее это совсем не так:). это неотъемлемая, важная и полноценная часть всего проекта, в большинстве случаев конструктивный раздел (КР) тесно связан с АР и большая часть листов раздела КР ссылается именно на архитектурный раздел. Они дополняют, уточняют друг друга и лишь оба комплекта АР и КР можно назвать полноценным рабочим проектом для строительства частного дома. Сегодня мы хотим на конкретном примере показать, что должен содержать подробный архитектурный рабочий проект для строительства частного дома . И как пример мы возьмем наш проект который был разработан этой весной и на данный момент реализовывается. Цена архитектурного проекта частного дома зависит от площади дома, от сложности технического задания и необходимых сроков разработки проекта — предварительно ознакомится .
Должны сказать, что данный проект не эталонный и сложно сказать, что количество и состав чертежей в проектах АР может быть типовым, так как каждый проект имеет свои нюансы и свои особенности, в зависимости от этого он может быть дополнен разного рода схемами и чертежами.
На нем дается краткое описание проекта
3Д ренедеры которые дают понимание внешнего вида дома
Это таблица в которой перечислены все чертежи в составе проекта, даны общие указания и еще пара ведомостей.
На этом листе архитектор описывает из какие материалов будет строиться дом, каким образом ведется кладка стен и на какие нюансы следует обратить заказчику особое внимание.
Схема показывающая какие образом и как долго будет освещена та или иная сторона дома.
Один из важнейших чертежей проекта. Дает понимание как привязан дом к границам участка в соответствии нормативам и как будет организован рельеф после строительства. Этот же чертеж входит в состав строительного паспорта для получения разрешения на строительства. В частности, в этом проекте мы имели дело со сложным рельефом на склоне и проработали 3Д вид рельефа, чтобы строителям было нагляднее
Этой частью проекта на стройке пользуются почти все строители, но больше всего времени он принадлежит каменщикам, которые ведут кладку стен, перегородок, дымоходов и каналов. Здесь обозначены все размеры, простенки, привязаны окна и двери, даны примечания и условные обозначения.
Этот чертеж схож с кладочным планом, но именно на маркировочном плане обозначены и замаркированны оконные и дверные проемы, типы полов, даны площади помещений и таблица-ведомость помещений.
Чертеж показывает габаритные размеры кровли, привязку к осям. Дает понимание основных высотных отметок характерных частей крыши: коньки, ендовы, свесы, фронтоны и т.д. Иногда наша проектная группа включает в этот лист 3Д схему с отметками и уклонами кровли, чтобы заказчики и строители проще уловили суть.
Ну тут все и без объяснений ясно. Это лицо дома, на чертеже фасада, видны все уровни и отметки, каменщик всегда работает с кладочным планом и фасадом. Именно так достигается полное понимание какой простенок где начинается и до какой отметки ведется кладка.
Обычно их не менее трех-четырех и они также уточняют понимания общей картины внутри дома.
По сути это разрезы только в большем масштабе и их намного больше чем 2-3. Так как масштаб таких сечения обычно 1:20, 1:30 то тут можно увидеть «порядовку» каменной кладки — то есть высоту ряда с растворным швом и понять какое количество рядов кладки будет, например, под окном и над окном. Тут же дана информация как армируется кладка, как устраиваются декоративные элементы и т.д.
Спецификация расхода материалов дает заказчику понимание какие стеновые материалы ему необходимо закупить и в каком количестве. Это, кстати, один из наиболее задаваемых заказчиками вопросов 🙂
Представлены схемы окон и дверей. Дана информация о количестве и размерах окон и дверей на этаж и общее количество для всего дома.
Схематически представлены полы дома, их состав и площадь.
Этим постом наша проектная группа хочет дать понимание для заказчиков которые еще не столкнулись со стройкой и не знают какую информацию они должны получить . Также хотелось бы оградить наших будущих заказчиков от нечестных и некомпетентных проектировщиков. Зная, какой объем информации вы получите заказав архитектурный проект, вас будет сложнее обмануть. Требуйте от архитекторов и дизайнеров, чтобы АР давал ответы на все вопросы по стройке, а не был чем-то вроде «планчики и фасады с разрезами» 🙂 Или просто обращайтесь к нам- мы любим сложные и интересные задачи!
Фасадами принято называть виды (проекции) зданий спереди, сзади и сбоку.
Вид на здание спереди (со стороны улицы) называют главным фасадом, вид сзади (со стороны двора) - дворовым, а виды слева или справа торцовым. В проектах зданий наименования фасадов увязывают с марками разбивочных осей, указывая в названии фасада левую и правую крайние разбивочные оси или марку той оси, которая расположена в изображаемой на фасаде стене, например фасад 1 -8, Фасад Б - А, Фасад по оси А, Фасад по ОСИ 1 II т. д.
В чертежах взаимозеркальных фасадов проставляют крайние оси того и другого фасада, например, фасад А -Б И Б -А.
По чертежам фасадов судят о внешнем облике зданий, о расположении и форме некоторых конструктивных и архитектурных элементов: окон, дверей, балконов, наличников, сандриков, пилястр, колонн и т. п.
На чертежах фасадов крупноблочных и панельных зданий показывают разрезку (членение) стен на панели или блоки. Если на таком фасаде указаны марки элементов, его называют монтажным.
В проектах зданий, где конструктивные чертежи выделены в отдельную часть, марки элементов фасадов показывают на монтажных схемах (см. рис. 57).
В зависимости от стадии проектирования, назначения и величины здания чертежи фасадов зданий выполняют в масштабах от 1:50 до 1:500. Сложные участки фасадов зданий вычерчивают в масштабе 1:50 или 1:100 на чертежах элементов фасадов. На основном чертеже фасада при этом должна быть ссылка на номер листа, где изображен элемент фасада. Так, например, на рис. 37 приведен элемент фасада 1 производственного здания, фасад Б -А Которого изображен на рис. 36.
В свою очередь отдельные участки элемента фасада могут изображаться в более крупном масштабе как чертежи деталей. На рис. 38 показаны детали 1, 2, 3 и 4 Фасада того же здания.
Видимые контуры на чертежах фасадов обводят тонкими линиями. Так, контуры здания и проемов имеют толщину 0,3-0,4 Мм, Контуры оконных переплетов, членения стен на панели и блоки, контуры поясков, карнизов и других архитектурных элементов стен обводят линиями в два раза тоньше контуров здания и проемов. Линия контура земли должна быть толстой, она должна выходить за пределы фасада на 20-30 Мм. Толщина этой линии 1 -1,5 Мм.
Степень проработки отдельных деталей фасада зависит от масштаба чертежа. Так, например, детали оконных переплетов, дверей и ворот показывают на фасадах, выполненных в масштабах 1:100 и крупнее (см. рис. 34). При более мелких масштабах вычерчивают только контуры створок или проемов (см. рис. 35).
Размеры на чертежах фасадов обычно не наносят, показывают только разбивочные оси у углов здания, у деформационных швов и в местах перепада высот. За пределами чертежа справа или слева от него выносят и надписывают высотные отметки уровня земли, пола первого этажа, цоколя, низа и верха проемов, карниза и поясков, верха кровли и т. п. На чертежах панельных зданий указывают не отметки проемов, а отметки горизонтальных швов панелей.
Для лучшего выявления объемной композиции здания на чертежах фасадов строят собственные и падающие тени (см. рис. 34). При этом направление лучей света принимается таким, чтобы их проекции располагались под углом 45° к оси координат. Это позволяет показать истинные размеры выступов и впадин фасада в масштабе чертежа.
Отдельные чертежи фасадов, выполняемые в стадии проектного задания, отмывают сухой тушью или акварельными красками. Для большей выразительности чертежа помимо здания показывают ландшафт или городскую застройку. Такие чертежи принято называть архитектурными фасадами.
В стадии проектного задания здания могут изображаться и . Эти чертежи дают более наглядное представление об архитектурно-художественной композиции проектируемых зданий.
Наружный вид здания называют фасадом. Он дает представление о внешнем виде здания, о его художественном образе, об общих размерах, о пропорциях и соотношениях его отдельных элементов. Различают главный фасад, дворовый и боковые, или торцовые, фасады.
Главным фасадом называется вид на здание со стороны улицы или площади. Внешний облик здания должен отражать его назначение. Архитектурно-отделочные работы проектируются без излишеств, с широким применением индустриальных и отделочных материалов. Архитектурная выразительность кирпичных зданий значительно повышается при использовании кирпича различного цвета – это позволяет создавать орнаменты в простенках, карнизах (рис. 90).
Рис.90. Фасад 1-7 крупноблочного жилого дома
Рис.91. Последовательность (а...г) вычерчивания фасада здания
Чертежи фасадов вычерчиваются в том же масштабе, что и планы зданий. Чертеж главного фасада следует располагать над чертежом плана, и он строится как третья проекция по двум данным: плану и разрезу (если разрез здания вычерчивается в том же масштабе, что и план). Общую длину фасада, ширину оконных и дверных проемов и простенков между ними берут с плана здания. Высоту оконных и дверных проемов, цоколя, карниза, конька крыши и других элементов берут с разреза.
Фасады именуются по крайним разбивочным осям, между которыми располагается участок здания, изображенный на чертеже, например: «ФАСАД 1–4» или «ФАСАД А–Д» , или по одной оси, например «ФАСАД ПО ОСИ А» . Размер между крайними разбивочными осями не указывают. На чертежах фасадов зданий справа и слева проставляют высотные отметки уровня земли, цоколя, низа и верха проемов, карниза и верха кровли.
На фасадах наносят разбивочные оси, проходящие в характерных местах: крайние, у перепадов высот, у одной из сторон каждого проема ворот и т.п. На фасадах изображают и обозначают пожарные лестницы, проставляют марки к схемам заполнения оконных и дверных проемов.
Все построения, связанные с вычерчиванием фасада, производят тонкими линиями в такой последовательности (рис.91).
1. Наносят основные горизонтальные деления в соответствии с разрезом – линии земли, цоколя, карниза, поясков, конька, оконных и дверных проемов.
2. Наносят основные линии вертикальных делений в соответствии с планом – разбивочные оси, линии выступов стен, пилястр, колонн и т.п. – и чертят общий контур здания.
3. Вычерчивают оконные и дверные проемы, балконы, плиты козырьков над входами, карниз и другие архитектурные элементы фасада.
4. Вычерчивают оконные переплеты, двери, ограждения балконов, вентиляционные и дымовые трубы на крыше.
5. Проставляют знаки высотных отметок.
После проверки соответствия фасада с планом и разрезом производят окончательную обводку фасада линиями соответствующей толщины. Горизонтальная линия земли проводится толщиной 1,5–2 мм и выводится за контур фасада.
Чертеж дома - фасад и план этажей
Как согласно действующим стандартам и правилам выполняется чертеж фасада здания? Как правильно называются разные проекции здания?
Давайте познакомимся с общими правилами выполнения строительных чертежей.
На фото - эскиз фасада тех времен, когда требования к проектной документации отличались от нынешних.
Ответ на вопрос, как чертить фасад здания, мы начнем с перечисления общих для всех строительных чертежей и схем требований.
Несмотря на распространение электронных носителей, чертежи обязательно распечатываются на бумаге.
Разрезы, планы и чертежи фасадов зданий должны быть выполнены в общей системе ЕСКД (единой системе конструкторской документации). Ее стандарты определяются ГОСТ 2.301-68 - ГОСТ 2.307-68.
Что именно регламентируется?
Важно: требования к формату подразумевают определенные соотношения сторон самого листа, а не рамки чертежа.
Масштабы при составлении генеральных планов объектов могут применяться следующие:
В чертежах фасадов и планов используются, разумеется, и более крупные масштабы.
Масштаб 1:1 может быть применен при переносе на бумагу карнизов сложной формы и других мелких элементов. Впрочем, это скорее исключение. Масштабы увеличения в архитектурно-строительном черчении не используются.
Чтобы правильно выполнить своими руками чертежи фасадов домов, планы этажей и прочие архитектурно-строительные схемы, нужно придерживаться довольно жестких правил.
Традиционно все размеры на чертежах указываются в миллиметрах. Правило не абсолютно; но другие единицы измерения должны быть указаны в примечаниях.
Внимание: допустимо указывать размеры и в сантиметрах при условии, что единицы измерения оговорены в примечании к чертежу. И в этом случае единицы измерения не указываются отдельно.
Общие положения мы перечислили. А есть ли какие-то нюансы, связанные именно с интересующими нас прежде всего фасадами? Как начертить фасад здания в соответствии с действующими правилами?
Перед нами - выполненный по всем правилам чертеж фасада. Весьма сложный, надо сказать. Он снят с вполне реального здания - Большого Драматического Театра на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге.
Дополнительную информацию о построении чертежей вы сможете найти в в конце статьи. Кроме того, полезно знать, что цена дизайн - проекта фасада и этажей коттеджа. включающего полный комплект чертежей, начинается от 10000 рублей для типовых решений. Эксклюзивные проекты могут стоить в десятки раз дороже. Успехов в строительстве!