Как найти номинальный ввп страны. Номинальный ввп - что это. Как расшифровывается ВВП простыми словами

Основные признаки (элементы религии) с точки зрения религиоведения и богословия. Классификация религии в современном религиоведении.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю - как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

Сущность религии составляет вера в сверхчеловеческие существа, к коим относятся боги, ду­хи и герои (святые). Они превосходят обычного человека по силе, уму и другим способностям. Русское слово «Бог» восходит к древнеиранскому «Вада», а то, в свою очередь, к древнеиндийскому «Bhaga», что означает «господин», «тот, кто обладает властью». Бог как Господь - только часть содержание понятия о более совершенном сущест­ве, хотя и самая значительная. В некоторых религиях воз­никли идеи сверхчеловеческих существ, которые не явля­ются богами в этом смысле, т.е. не стремятся властвовать над людьми и воздействуют на человека только фактом своего наличия.

Вера содержит мощный нравственный заряд. Убежденность в том, что имеется кто-то более совершенный, чем я, по­буждает меня двигаться в направлении этого совершенст­ва. Такое движение бывает в основном двояким: во-пер­вых, человек подчиняет свое поведение воле более со­вершенных существ, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремиться уподобить­ся этим существам и в какой-то степени преображается.

По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare», означающего «связывать», «при­креплять». Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей ер сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» - это то, что выше и совершеннее человека, главной функцией рели­гии выступает ценностная ориентация. Религия устанавливает или открывает святыни - высшие ценности. Метафорически выражаясь, она указывает человеку до­рогу туда, где он становится более совершенным.



Роль религии в нравственной жизни людей столь значитель­на, что с нею можно сопоставить только роль языка, без ко­торого мораль вообще была бы не возможна. Переживание священного не совпадает с представлением о нравствен­ном добре. Иначе религия и нравственность слились бы в неразличимое целое. Но в процессе исторического раз­вития культуры религия и мораль сближаются настоль­ко, что священный трепет превращается в благоговение, а божественные силы наделяются абсолютным нравст­венным совершенством. Однако такое сближение проис­ходит не во всех, а только в наиболее развитых религиоз­ных системах, и к нему ведет долгий исторический путь.

Понятие священного неотделимо от понятия тайны. Неис­коренимая таинственность священного обусловлена тем, что человеческий ум приспособлен к пониманию равно­го себя и более простого по организации, но неизбеж­но сталкивается с серьезнейшими трудностями, встреча­ясь с более высоким и совершенным. Сверхчеловеческое, опыт общения с которым представляет собой всякая рели­гия, никогда не может быть вполне прозрачным для чело­века. Оно содержит в себе еще неизвестные стороны и по­этому загадочно. Совершенно рациональная религия не­возможна. В качестве таковой она была бы не религией, а системой прикладного знания, совокупностью точных правил поведения. Зов, исходящий от Бога, никогда не бы­вает понятен человеку до конца. Поэтому он взращива­ет не только послушание, но и свободу.

Существенным свойством тайны является интимность (от лат. «mtimus» - «самый внутренний», «тайный»). Сверхчеловеческое открывает свою глубину избиратель­но: не каждому человеку и не всем в одинаковой степени. Для человеческого духа нет предмета более привлекатель­ного, чем тайна. Общение с высшей силой поднимает ин­дивида, делает его более совершенным не только в срав­нении с его прежним состоянием, но и с другими людьми, для которых подобное общение недоступно. Централь­ной в религии является противоположность сакрального (священного) и профанного (мирского, светского). Про-фанное (от греч. «προφανής» - «явный», «открытый») может обладать обыкновенной ценностью, быть вредным или просто безразличным для людей. Сакральное наде­лено особой ценностью, которая открывается только из­бранным и тем полнее, чем ближе они связаны со сверхъ­естественным. Исключительная сила притяжения, кото­рая исходит от тайны, способствует не только единению людей, но и обособлению: избранию отшельнического об­раза жизни или созданию сект (лат. «secta» - «образ мыс­лей, действия, жизни») - замкнутых групп единоверцев. Та чрезвычайно важная сторона религии, которая связа­на с феноменом тайны, называется мистической (от греч. «μθω» - «закрываться»). Если тайна начинает культиви­роваться целенаправленно, если важнейшие религиозные обряды намеренно скрываются от всех «непосвященных» людей, то нравы становятся эзотерическими (направлен­ными внутрь, закрытыми) в отличие от экзотерических (направленных вовне, открытых, общедоступных).

Поскольку религия не мыслима без мистического содер­жания, во всех религиозных системах мы находим экзо­терические и эзотерические слои. Их наличие придает религиозной нравственности ступенчатый характер. Об­ретение нравственного совершенства выражается в пе­реходе с более низкой ступени на более высокую. Самым общим в этом отношении является разделение нравст­венной жизни на три ступени: 1) мирян, обычных веру­ющих; 2) священнослужителей, живущих в миру; 3) мо­нахов - аскетов и отшельников.

Наиболее развитые формы религии оказывают многопла­новое позитивное воздействие на моральную жизнь че­ловека:

Они создают целостную картину мира, в которой на ос­нове взаимодействия между естественными и сверхъес­тественными силами определенному деянию соответ­ствует определенное воздаяние; таким образом обос­новывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что мо­ральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

В образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому долж­но определять жизнь верующего;

Формулируют и кодифицируют важнейшие нравствен­ные требования к человеку;

Через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;

Определяют перечень основных положительных и от­рицательных качеств личности - добродетелей и поро­ков, - разрабатывают аскетическую практику обрете­ния первых и искоренения последних;

Устанавливают особо интимные отношения между людь­ми и соответствующие им нравы в церковной общине, мо­нашеском ордене или иных религиозных организациях, интерпретируя нравственную жизнь как ступенчатое вос­хождение к идеалу.

Эти разнообразные линии влияния религии на нравствен­ность можно свести к одной важнейшей: религия фор­мирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии и морали являются ре­лигиозные нравственные системы, исторически возни­кающие в каждом культурном организме. Число таких систем соответствует числу религий, когда-либо сущест­вовавших в истории человечества и существующих в на­стоящее время. Каждая религия с общечеловеческой точ­ки зрения является самоценной, как всякий народ, язык и даже биологический вид. В рассмотрении мы ограни­чимся только теми, которые приобрели наибольшее чис­ло приверженцев и оказали наибольшее влияние на мо­ральное развитие человечества.

24.Теоцентризм библейской этики. Религиозно-этический смысл Декалога

Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета - Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Библейское Откровение дает принципиально иное понимание мира и человека. Основой как Ветхого, так и Нового Завета является теологический, онтологический и антропологический монизм. Теологический монизм известен под именем монотеизма (с греч. monos - один, единственный и teos - Бог).

Исторически первой монотеистической религией стала религия Ветхого Завета. Отличительная его особенность - понимание Бога как Единицы.

Самым существенным моментом монотеизма является единоначалие, которое можно осознать, по крайней мере, в двух аспектах:

Во-первых, под единоначалием можно понимать то, что Бог есть единое и единственное начало мира в том смысле, что Он, и только Он один, без чьей-либо помощи, не прибегая ни к каким средствам и материалам, создает мир. Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".1

Во-вторых, в термине "единоначалие" звучит и мотив единоличного правления миром. И хотя однажды Христос и назвал сатану "князем мира сего"; всё же в метафизическом смысле именно Бог, и только Он является Верховным Господином мироздания, стратегически промышляющем о его метаисторической судьбе. Первая из десяти "моисеевых" заповедей посвящена именно этому:"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".

Декалог, или Десятисловие, как еще называют Десять заповедей – один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию.

Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем.

И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира … ибо Я Господь, Бог твой…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего … ничего, что у ближнего твоего.

Первая, включающая 1 – 4 заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей;

Вторая, включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом.

Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое. Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического монотеизма.

26.Аскетичные наставления средневековой этики и учения о страстях и
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера;

2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;

3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

С внешней стороны религия - мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации.

1. Первым и главным признаком религии является исповедание личного духовного начала - Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Важнейший элемент религии - убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он - существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее - учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!» - резко контрастируя с атеистическим: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» Примечательно, что и в том, и в другом случае призыв обращен к вере - человеку не дано знания, принуждающего к выбору. «Человек - это его вера»,- писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии.

Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень».

Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание. Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал о. Сергий Булгаков: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование».

Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. …Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность».

Подводя итоги, можно сказать словами о. С. Булгакова: религия есть «непосредственное познание Божества и живой связи с Ним».

1.Мировые религии:

Христианство

Православие
Католицизм
Протестантизм

2.Региональные религии

3."Новые религии" и синкретические культы*

Религия как форма духа, основные понятия религии.

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

· одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

· организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

· особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Основные признаки религии

Религия - мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п.

1. исповедание личного духовного начала - Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. вера в духов , добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Человек способен к духовному единению с Богом , которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. человек принципиально отличается от всех других творений , что он - существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно - обрядовых правил и предписаний, таинств и действий.

5.Основные функции (роли) религии

· Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

· Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

· Компенсаторная , или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

· Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

· Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

· Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

· Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

· Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.



По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии - это рационализация смерти, то есть осознание трагедии смерти как хорошего явления»

7. Религиозное сознание - это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

Религиозное сознание включает в себя два взаимосвязанных, но в то же время относительно самостоятельных уровня явлений: религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология - это совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Религиозная идеология -это более или менее стройная система идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Их объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи, выступают как элемент надстройки и являются иллюзорным, фантастическим отражением действительности. Содержанием и религиозной психологии, и религиозной идеологии является вера в сверхъестественное. Но между ними есть и различия.

В генетическом плане религиозная психология и религиозная идеология являются ступенями развития религии. Религиозная психология возникла в первобытную эпоху как стихийное выражение бессилия людей перед господствовавшими над ними природными и общественными силами. По мере развития общества на базе религиозной психологии зарождаются элементы религиозной идеологии . С разделением умственного и физического труда возникают специализированные культовые профессии - колдуны, знахари, маги, шаманы. В процессе стихийного складывания религиозных верований они начинают вносить элемент сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды. На этом этапе систематизация религиозных верований осуществляется в основном в мифологической форме.

8. Сверхъестественное - мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится над физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире.

В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного, нетелесного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное также может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства -загробного мира, в котором душа, по мнению верующих, может обитать без физического тела.

10. Религиозный культ - разнообразная религиозная деятельность, направленнная на почитание объекта поклонения. Это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего - священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением “высшей” реальности, служением ей. В этом смысле культ может быть охарактеризован как проигрывание религиозного мифа. В искусстве (например, в театре) воспроизведение художественного текста, каким бы точным и мастерским оно ни было, не устраняет условность действия. Театральные зрители знают, что на сцене происходит игра. Воспроизведение же мифа в религиозном культе всегда связано с верой в реальность описанных в мифе событий, в их действительное совершение и в прошлом, и здесь и сейчас, в повторяемость этих событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение ответа от высших сил, возможность общения с ними и т.п.

Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - предметов охоты, заклина­ния духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить “высшей” реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, жрецов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание - важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, необыденной ситуации. Внимание человека сосредоточивается на предметах, действиях, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов, догматов и канонов складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы воспроизвести, актуализировать “высшую” реальность и послужить ей. Теоретической и исключительно редко подвергающейся пересмотру частью вероучения той или иной церкви являются догматы.Догмат - одно из положений вероучения, признаваемое на данный момент истинным для всех верующих. Канон имеет больше отношения к религиозной практике, он исходит из догматики церкви, это - правило догматического характера, касающееся вероучения, культа, устройства церкви, религиозной жизни. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т.п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди).

Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм - это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм - это символ божественного присутствия и т.д.

Результатом культа является прежде всего удовлетворение религиоз­ных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности: убранство храма, песнопения, чтение молитв и т.д. - все доставляет эстетическое наслаждение.

ОБРЯ́ДНОСТЬ

1. Система, строй обрядов того или иного культа. Обрядность православной церкви.

2. Составная часть обряда, обрядовый обычай. В каждом религиозном культе много обрядностей.

Мы уже указывали, что объем ВВП, как и всех связанных с ним макроэкономических показателей, исчисляется в текущих ценах, по которым реализуются созданные товары и услуги. В этом случае определяется величина номинального ВВП.

Номинальный ВВП

НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП - это стоимость произведенных благ, выраженная в текущих рыночных ценах. Нам также известно, что выпуск продукции отдельного предприятия, отрасли и всей национальной экономики выражается в ценах, которые складываются на рынке. Но рыночные цены не остаются неизменными. В настоящее время практически во всех странах наблюдается повышение в той или иной степени их общего уровня. Например, в 2011 г. потребительские цены в России выросли на 6,1%. Следовательно, если ВВП, произведенный в разные годы, выражать в ценах тех лет, когда он производился, то данные за ряд лет окажутся несопоставимыми. Между тем часто возникает необходимость исследовать динамику макроэкономических показателей.

Предположим, что надо определить, на сколько процентов (в ту или иную сторону) изменился физический объем ВВП страны в данном году по сравнению с прошлым годом. Можно ли в этом случае сравнить величину номинальных ВВП за эти два года?

Показатель номинального ВВП зависит и от объема производимых в стране конечных товаров и услуг, и от уровня цен на них. Естественно, что он не может служить для оценки динамики (роста или сокращения) реального объема производства. Номинальный ВНП изменяется по двум причинам. Во-первых, меняется физический объем выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВНП, однако это не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем.

Предположим, что номинальный ВВП вырос за год на 10%. Значит ли это, что в стране стало производиться на 10% больше товаров и услуг? Это можно было бы утверждать лишь в том случае, если бы уровень цен на товары и услуги остался прежним. Но так практически не бывает. Изменение цен приводит к тому, что одна и та же сумма номинального ВВП может оценивать различную массу произведенных товаров и услуг в физическом измерении. Например, может сложиться такое положение, что одновременно с ростом номинального ВВП на 10% на столько же процентов выросли цены. В этом случае в номинально возросшем ВВП будущего года (в денежных единицах) будет воплощаться прежняя физическая масса товаров и услуг.

В связи с этим возникает необходимость в таком измерителе ВВП, который отражал бы только динамику его физического объема, т. е. был бы свободен от влияния ценового фактора. Это возможно лишь в том случае, если величина ВВП за сопоставляемые периоды будет измеряться в сопоставимых (неизменных) ценах, сложившихся в каком-либо году.

Реальный ВВП

Для того чтобы отделить изменения ВВП за счет изменения выпуска от изменения ВВП за счет изменения цен, вводят показатель реального ВВП , который позволяет исчислить физический объем произведенного в стране продукта.

РЕАЛЬНЫЙ ВВП - это объем выпуска всех конечных товаров и услуг, выраженный в неизменных (сопоставимых) ценах.

Поскольку показатель реального ВВП не зависит от изменения цен, он отражает уровень и динамику физического выпуска конечных товаров и услуг, т. е. может служить в качестве показателя, отражающего динамику развития экономики. Величина реального ВВП находится в прямой зависимости от номинального ВВП и в обратной зависимости от индекса цен на все конечные товары и услуги, произведенные в стране в течение исследуемого периода, называемого дефлятором ВВП.

ДЕФЛЯТОР ВВП - индекс цен на все конечные товары и услуги, произведенные в стране в течение исследуемого периода (Ip).

ВВПреал = ВВПномин / Ip

Покажем на ярком примере, как изменялись номинальная и реальная величины ВВП в период стремительного роста цен в Рос — сии с 1990 по 1996 г. За этот период номинальный ВВП вырос с 644,2 млрд р. в 1990 г. до 2 145 655,5 млрд р., или в 3330 раз (!). Если вспомнить, что этот период, когда Россия только начала пере- ходить к рыночной экономике, сопровождался катастрофическим падением объемов производства и снижением жизненного уровня населения, сразу становится очевидным, что при помощи показателя номинального ВВП динамику объема национального производства ни в коем случае исчислять нельзя. За приведенной астрономической цифрой скрывается бурный инфляционный рост цен. Дефлятор ВВП за указанный период выразился цифрой 2430,2, что означает рост цен в 24,3 раза. Если мы произведем расчет по указанной формуле, то увидим, что реальный ВВП (в ценах 1991 г.) составил

Источник: Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень: в 2 кн. Кн. 2 // Под редакцией: Иванов С. И., Линьков А. Я. Издательство: Вита-Пресс, 2018 Номинальные и реальные величины в экономике: примеры Данные, с которыми имеют дело экономисты при изучении действительности, подразделяются на номинальные и реальные величины (показатели). Зачем нужна Система национальных счетов? Если вы захотите получить информацию об уровне производства и благосостояния в той или иной стране, отраслевой структуре ее экономики, уровне цен, то обязательно обратитесь к статистическим данным. Что такое Валовой внутренний продукт (ВВП)? Валовой внутренний продуктрыночная стоимость всех конечных товаров (материальных благ и услуг), произведенных на территории данной страны за определенный период. Что такое Валовой национальный продукт (ВНП)? Экономика любой страны является частью мирового хозяйства, и многие фирмы вкладывают свои капиталы в иностранные предприятия. Как рассчитать национальный доход, личный доход и располагаемый доход ВВП является важным экономическим показателем, наиболее полно характеризующим объем произведенного в данном периоде государством конечного продукта. ВВП и качество жизни Можно ли измерить показателем среднедушевого ВВП качество жизни людей в той или иной стране? Можно ли сказать, что с увеличением размеров ВВП и национального дохода страны население любой страны всегда становится более удовлетворенным качеством своей жизни? Причины дефицита оборотных средств в производственном секторе экономике Долгосрочный равновесный реальный обменный курс валюты От чего зависит реальный обменный курс валюты

(Пока оценок нет)

Номинальный ВВП (валовый внутренний продукт) – это суммарный показатель объемов производства всех товаров и услуг, созданных в стране за год, рассчитанный в действующих на данный момент ценах. Номинальный ВВП выражается в денежных средствах: в национальной валюте либо долларах США.Этот показатель известен также как абсолютный или «денежный» ВВП.

Для показателя номинального имеет значение сколько продукции было выпущено в рассматриваемый период и какие на нее установились цены. Однако этот показатель не дает информации о том, какие изменения (увеличение или уменьшение) на самом деле произошли с производством, поскольку не делается корректировка на уровень инфляции.

Как рассчитать номинальный ВВП?

Вычисление показателя номинального ВВП в ценах текущего года осуществляется путем суммирования конечной стоимости всех продуктов в ценах для текущего года. Можно представить в виде формулы:

Вн=Q1*P1+Q2*P2..+..Qn*Pn

Вн- номинальный валовый продукт

Q - кол-во товаров

P - цена товаров

Например: Если в 2018 году было выпущено 100 автомобилей, стоимостью $1000, то для номинального ВВП 100 нужно умножить на 1000.

Реальный ВВП

Реальный ВВП – это стоимость всех товаров и услуг, выраженная в ценах за базовый год. Как правило, этот показатель рассчитывается в долларах, а за промежуток времени берется год. Но если номинальный ВВП измеряется в ценах настоящего года, то реальный – в ценах базового года. В качестве базового года берут определенный год, принимаемый за основу при вычислении индекса цен для сравнения со стоимостью продукции, которая действовали в другие промежутки времени.

Реальный ВВП нужен для объективной оценки динамики производительности страны и сравнения состояния экономики текущего года с прошлыми. По сути, это – показатель объема производства.

Например: За 2016 год было произведено 1 млн. телевизоров по цене 5 тыс. за штуку. Общая стоимость составила 5 млн. рублей. В 2017 году было произведено столько же телевизоров, но уже по цене 7 тыс. за штуку. Общая стоимость – 7 млн. рублей. Номинально доход вырос, но фактические показатели производства остались на прежнем уровне.

В чем разница между реальным и номинальным ВВП

Реальный рассчитывается с учетом множества макроэкономических показателей и дефлятор, что позволяет узнать фактический объем произведенных товаров и услуг и сделать анализ изменений в экономике. Разница в том, что номинальный вычисляется без корректировок на какие-либо показатели.

Еще одно отличие реального ВВП от номинального – зависимость номинального показателя от индексации и роста цен. Во время инфляции номинальный ВВП растет, так как имеет прямую зависимость от уровня цен. Если цены падают, то и номинальный показатель состояния экономики тоже стремится вниз.

Реальный показатель учитывает, в какой степени за определенный промежуток времени выросло производство, а не на сколько изменились цены.

Как рассчитать реальный ВВП

Чтобы узнать реальный валовый внутренний продукт, нужно учесть индекс цен потребителей. Способ вычисления – это отношение номинального ВВП к индексу цен.

РВВП = номинальный ВВП/индекс цен = ∑p 0 q t.

Вычисление данного показателя помогает определить стоимость объема продукции за год в неизменных ценах.

Отношение номинального показателя к реальному называется дефлятором . Он показывает динамику изменения цен в стране за год. Данный индекс, называемый также общим индексом цен, необходим для анализа темпов развития экономики, поскольку приблизительно указывает на уровень инфляции в стране. Рассчитать его можно так:

Дефлятор ВВП = НВВП/РВВП

Данный индекс дает представление о том, как изменились цены на товары и услуги потребительской корзины населения. При его расчете не берутся импортные товары, а только то, что было произведено в стране.

В данных формулах отражена зависимость, в которой находятся реальный и номинальный показатели ВВП, а также дефлятор, который обозначается как «РВВП». Необходимость рассчитывать дефлятор объясняется тем, что с помощью этого индекса можно скорректировать показатель внутреннего валового продукта в ценах текущего года. Однако стоимость на товары меняется, а для сравнения макроэкономических показателей нужны точные данные в постоянных ценах, которые позволят проанализировать реальные изменения. Это позволит специалистам вовремя принять меры по модернизации экономики.

Данные ВВП в России

Источник: Росстат

Источник: Росстат

Для чего используются данные о ВВП

Показатель нужен:

  • для определения состояния экономики страны за определенный период;
  • для сравнения экономик разных стран;
  • оценки изменений в экономике;
  • сравнения динамики производства между определенными промежутками времени.

Таким образом, ВВП показывает уровень благосостояния страны в целом. Если этот показатель начинает снижаться, то это может говорить о наступлении экономического кризиса. Однако снижение показателя не всегда является негативным явлением, так как падение роста одного вида продукции может одновременно происходить с ростом совершенно иного продукта. Например, такое случается, когда традиционная продукция начинает активно замещаться инновационными товарами.

Что не отражает ВВП

Несмотря на то, что этот показатель используют как важнейший метод для анализа экономической ситуации в стране, он не может реально отразить многие нюансы, влияющие на благосостояние государства. Номинальный и реальный ВВП не дают информацию о ряде важных факторов:

Он не дает реальных представлений о реальном уровне состояния страны. Например, если в двух государствах одинаковый ВВП, но уровень цен сильно отличается, то жители этих стран могут приобрести разное количество товаров и услуг.

  • Не берет в расчет убытки, которые наносятся окружающей среде, а также истощение ресурсов.
  • Не учитывает расслоение населения по уровню доходов.
  • Не показывает изменение качества производимых товаров и уровня предоставляемых услуг.
  • Не учитывает данные о прибыли теневой экономики.
  • Не отражает деятельность граждан вне рынка труда.
  • В нем не отражаются многие социальные факторы. Например, удовлетворенность граждан работой, количество свободного времени у населения и пр.

Этот показатель не может достоверно отражать реальное положение экономики в стране. При анализе благосостояния народа важно учитывать и другие сопутствующие показатели – уровень образования, расслоение населения по уровню доходов, продолжительность жизни и пр.

Валовой внутренний продукт или ВВП относится к экономической стоимости товаров и услуг, производимых в пределах страны, в конкретный финансовый год плюс доход, полученный иностранными резидентами, на местном уровне за вычетом доходов, полученных за рубежом жителями страны. Когда ВВП оценивается в текущих ценах, он демонстрирует номинальный ВВП , тогда как реальный ВВП — это когда оценка производится по постоянным ценам.

Как номинальный, так и реальный ВВП рассматриваются как финансовый показатель для оценки экономического роста и развития страны. Однако все еще существует путаница, которая лучше показывает прогресс страны.

Сравнительная таблица

ОСНОВА ДЛЯ СРАВНЕНИЯ НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП РЕАЛЬНЫЙ ВВП
Определение Совокупная рыночная стоимость экономической продукции, произведенной за год в границах страны, известна как номинальный ВВП. Реальный ВВП относится к стоимости экономической продукции, произведенной за данный период, скорректированной в соответствии с изменениями общего уровня цен.
Что это? ВВП без влияния инфляции. ВВП с поправкой на инфляцию
Выраженный в Ценах на текущий год Ценах на базовый год или постоянные цены.
Стоимость Выше Как правило, ниже.
Пользы Можно провести сравнение разных кварталов данного года. Сравнение двух или более финансового года может быть сделано легко
Экономический рост Невозможно легко проанализировать Хороший показатель экономического роста

Определение номинального ВВП

Номинальный валовой внутренний продукт определяется как показатель ВВП, выраженный в абсолютном выражении. Данные необработанного ВВП до инфляции называются Номинальным ВВП. Это совокупная денежная стоимость экономической продукции, произведенной в течение конкретного финансового года, в пределах национальной границы. Он представляет собой ВВП по преобладающим ценам на рынке, то есть текущую рыночную цену.

Определение реального ВВП

Реальный валовой внутренний продукт относится к показателю ВВП, скорректированному в соответствии с общим уровнем цен в конкретном финансовом году. Он представляет собой экономическую стоимость товаров и услуг, произведенных после учета инфляции или дефляции.

В то время как расчет реального ВВП измеряется по фиксированным ценам, то есть по ценам, которые преобладают в некоторый момент времени в прошлом, известный как цена базового года или эталонная цена. Он отражает экономический рост по постоянным ценам. Реальный ВВП рассматривается как истинный показатель экономического роста страны, поскольку он исключительно рассматривает производство и не имеет изменений в цене или колебаний валютных курсов.
Ключевые различия между номинальным и реальным ВВП

Основные различия между номинальным и реальным ВВП выражаются в следующем:

  1. Номинальный валовой внутренний продукт относится к денежной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в течение года, в пределах географических границ страны. Экономическая ценность всех товаров и услуг, произведенных за определенный год, скорректированная в соответствии с изменениями общего уровня цен, известна как Реальный валовой внутренний продукт.
  2. Номинальный ВВП — это ВВП без влияния инфляции или дефляции, тогда как вы можете прийти к Реальному ВВП только после коррекции воздействия инфляции или дефляции.
  3. Номинальный ВВП отражает текущий ВВП в текущих ценах. Напротив, реальный ВВП отражает текущий ВВП в прошлых (базовых) ценах года.
  4. Значение номинального ВВП больше, чем значение реального ВВП, потому что при его вычислении показатель инфляции вычитается из общего ВВП.
  5. С помощью Номинального ВВП вы можете проводить сравнения между различными кварталами того же финансового года. В отличие от реального ВВП, в котором сравнение различных финансовых лет можно легко сделать, поскольку, удаляя показатель инфляции, сравнение возможно производить только между произведенными результатами.
  6. Реальный ВВП показывает реальную картину экономического роста страны, которая не относится к Номинальному ВВП.

Эти два фактора демонстрируют финансовую устойчивость страны, благодаря чему реальному ВВП отдается предпочтению по сравнению с Номинальным ВВП, что упрощает сравнение между различными финансовыми годами. С другой стороны, Номинальный ВВП обеспечивает лучшую перспективу для сравнения разных стран с текущим уровнем цен.