Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Особенности развития мирового хозяйства. Природные ресурсы в мировой экономике, их основные виды. Роль природных ресурсов в мировой экономике. Ресурсы природных компонентов. Запасы и использование природных ресурсов в Европе и Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 13.07.2014
Структура национального богатства. Экономические и трудовые ресурсы мира. Понятие, происхождение, категории, виды, причины, роль и последствия миграции населения. Система межгосударственного регулирования миграционных процессов. Защита прав мигрантов.
презентация , добавлен 07.08.2013
Понятие и субъекты мировой экономики, история ее формирования и развития. Первичные и вторичные секторы экономии. Признаки постиндустриального общества по Д. Беллу. Инструменты внешнеторгового регулирования. Финансовые ресурсы мира. Внешний долг страны.
тест , добавлен 28.05.2010
Связь между мировой экономикой и топливно-энергетическим комплексом. Топливно-энергетические ресурсы мира. Обеспеченность мировой экономики природным газом. Проблемы использования ресурсов. Тенденции в производстве энергоресурсов в различных странах.
курсовая работа , добавлен 25.04.2013
Истоки и механизмы глобализации экономики, предпосылки, сущность и основные черты глобализационных процессов. Перспективы глобализации и их последствия: место России в этом процессе. Выгоды, противоречия и негативные последствия глобализации мира.
курсовая работа , добавлен 23.06.2012
Понятие и значение трудовых ресурсов, их место и роль в мировой экономике, оценка динамики миграции и международного движения. Этапы и направления глобализации международной трудовой миграции, методы и механизмы управления данным процессом, проблемы.
курсовая работа , добавлен 01.06.2014
Возрастная структура населения мира. Уровень образования трудовых ресурсов. Эффективность использования рабочей силы. Теории валютного курса. Финансовые ресурсы и потенциал мирового хозяйства. Мировой рынок капитала. Виды балансов международных расчетов.
учебное пособие , добавлен 28.04.2014
В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний99, "управления знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.
Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".
Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.
Под знаниями надо понимать всю совокупность знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.
Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т. е. хранятся на каких-либо носителях.
Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информаци-
I онный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы.
I Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями.
| Человечеству для развития должна быть представлена инфор-
| мация от первичных знаний до научных, и специалист самосто-
Ятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация.
Иногда это очевидно - открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей
I использования этих знаний на практике зависит успех фирмы
| или организации.
| Экономика знаний - это экономика, при функционирова-
Нии и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и I информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам 1 и ресурсам знаний с помощью современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие "информационная индустрия"9. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром являются информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом,
Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций.
Предпринимательский ресурс способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов.
Предпринимательские ресурсы включают в себя:
1)Предпринимателя. Лицо осуществляющий деятельность на свой страх и риск
2)Предпринимательскую инфраструктуру (рыночная) такие институты и нормы рыночной экономики, которые обеспечивают предпринимательскую деятельность
3)Этика и культура бизнеса
Предпринимательский ресурс обмен в различных странах в первую очередь в странах Европы и в странах наследницах старой предпринимательской культуры (северная Америка, Израиль, Австралия)
Кроме того предпринимательские ресурсы богаты ряд новых развитых и индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в странах с высокой степенью либерализацией хозяйственной деятельности.
В предпринимательский ресурс входят его носители – предприниматели, его инфраструктура – рыночные институты, его этика и культура.
В современных условиях большое значение приобретает предпринимательский ресурс. Это объясняется следующим:
1) по мере большей доступности экономических ресурсов разных стран в хозяйственной жизни возрастает значение трудовых ресурсов и особенно знаний и предпринимательского ресурса.
2) даже компании не связанные с внешним рынком, испытывают все большее давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке.
У России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером экономики. С одной стороны, быстро растет численность и квалификация предпринимателей, расширяется предпринимательская инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.
Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с госаппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий(«Газпром», «ЕЭС России»). Во-вторых очень высока зависимость даже целиком частных компаний от госаппарата из-за высокой бюрократизации жизни в стране. В- третьих значительная часть предпринимателе являются выходцами из госаппарата.
Ресурсы знаний в мире.
Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.
Научные ресурсы мира
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте
Образовательные ресурсы мира
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов
Информационные ресурсы мира
Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек
Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. В состав этого ресурса входят: - предприниматели (владельцы фирм и менеджеры) - предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики) -предпринимательская этика и культура -предпринимательская этика и культура
Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира Кол-во дней для открытия нового бизнеса Стоимость открытия нового бизнеса, % от ВНД по ППС на душу населения Кол-во дней для судеб. решения по нарушению контракт. обязательств США50,5250 Бразилия15210,1546 Индия7161,7425 Китай113,4211 Россия335,0330 Армения256,4185 Казахстан248,6380 Венгрия3822,4365
Воздействие глобализации на предпринимательство 1.Растущая доступность таких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного) 2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности
Понятие теневой экономики, ее формы Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы: 1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность: -уходящую от налогов и чрезмерного госрегулирования -неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях 2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда) 3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.
Роль и последствия неформальной экономики в различных странах и регионах мира Позитивная и негативная роль и последствия: -экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета -экономия на издержках - уход от любого госрегулирования -повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования -приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики
Размах криминальной и фиктивной экономики в мире Криминальная экономика - организованная преступность - Транснационализация Фиктивная экономика -коррупция как вид административной ренты, особенно в условиях высокой и бесконтрольной бюрократизации - уровень этики в стране
Ресурсы знаний в мире Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.
Научные ресурсы мира Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте
Образовательные ресурсы мира Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов
Информационные ресурсы мира Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек
241.71kb.
Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).
10.1. Научные ресурсы мира
Масштабы НИОКР
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР.
Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:
Доля расходов на НИОКР в ВВП;
Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г
страны | доля расхо дов на НИОКР в ВВП, % | Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике * | Сальдо техно логического баланса, млн. долл. | Доля высокотехнологичных изделий в про мышленном экспорте стра ны, % |
США | 2,7 | 86 | + 24884 | 32 |
Япония | 3,1 | 99 | - 599 | 24 |
Ю. Корея | 2,9 | 64 | - 71022 | 32 |
Швеция | 4,3 | 106 | + 617 | 16 |
Финляндия | 3,5 | 164 | - 45 | 24 |
Великобритания | 1,9 | 55 | + 1708 | 31 |
Франция | 2,2 | 72 | + 1285 | 21 |
Германия | 2,5 | 68 | - 1299 | 17 |
Италия | 1,1 | 28 | - 740 | 9 |
Россия | 1,3 | 75 | - 191 | 13 |
Источник: World Development Indicators 2004,p.298; Economic Trends, 2004, September,p.61; Наука России в цифрах: 2004, Стат. Сб. – ЦИСН, 2004, с178,182,183; Наука России в цифрах: 2002, с. 130,131
Важнейшие научно-технические центры мира
Основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. На долю США пришлось 44% общих расходов на НИОКР стран ОЭСР, ЕС – 30%, Японии – 20%. В 2000г США затратили на НИОКР 183 млрд. долл., Япония – 66 млрд., Германия – 33 млрд. долл., Россия – 10,6 млрд. долл., Китай – 50,3 млрд. долл., Израиль – 5,6 млрд. долл. (только гражданские НИОКР). По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,4%), Швеция (4,3%), Финляндия (3,5%), Япония (3,1%), Ю.Корея и Исландия (2,9%).
В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР: частный сектор обеспечивает более 70% всех расходов на НИОКР в Японии, 68% в США, 56% в среднем в ЕС. Лидерами по абсолютным расходам на НИОКР в корпоративном секторе являются компании США, в 2003г «Дженерал моторз корп.» ассигновала на НИОКР 6,5 млрд. долл, «Форд мотор ко.» – 6,3 млрд. долл., “IBM” – 5,4 млрд. долл.
Глобализация научно-технических связей
Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно-технических альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР составляет 10%.
Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеет самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Ю. Корея (44% всех поступлений США в 1999г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и в Японии (около 30% платежей).
Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения (т. н. офшорное программирование) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается аутсорсинг в России и Украине.
Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе.
В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию, то для развивающихся стран в долгосрочном плане – это обеспечение полноценного среднего образования, а для многих - ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования (в 2000г насчитывалось 800 млн. неграмотных).
страны | доля расходов на образование в ВВП, 2000г, % | Численность студентов на 10 тыс. населения, 2001г | Удельный вес студентов в своей возраст ной группе, %, 2001г** | Доля получивших первую университет скую степень в группе 24 летних, 2001г**** | Доля иностранцев в общем числе студентов, %, 2000г |
США | 7,0 | 387 | 73 | 33,8 | 3 |
Япония | 4,6 | 233 | 48 | 31,5 | 2 |
Ю. Корея | 6,4 | 393 | 78 | 26,8 | н.д. |
Швеция | 6,5 | 388 | 70 | 33,4 | 7 |
Финляндия | 5,6 | 527 | Н.д. | 38,5 | 2 |
Великобритания | 5,3 | 243 | 60 | 39,4 | 11 |
Франция | 6,1 | 260 | 54 | 36,1 | 7 |
Германия | 5,3 | 215 | 46*** | 20,0 | 10 |
Италия | 4,8 | 309 | 50 | 20,7 | 2 |
Россия | 2,9* | 336 | 64 | 25,6*** | 1 |
** студенты последней ступени полных средних и высших учебных заведений. Возрастная группа определяется исходя из официального возраста получения полного среднего образования плюс пять лет. Данные ЦИСН
Источник: Высшее и послевузовское образование в России: 2004. Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2004, с.212, 217, 221; Всемирный доклад по образованию 2003, с.92 nesco.org, Human Development Report 2003, p 237 org
**** по данным Science &Engineering Report 2004 ov
Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения.
В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием (в 2002г в среднем 23% населения в группе 25-64 лет имело высшее образование, в США – 38%, Канаде – 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В 2000г в высшей школе училось в США – 38% молодежи (в группе 20-29 лет), ЕС – 26%, Финляндии – 44%, Швеции - 32%. За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии и Польше, на 20% - в Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике.
В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели – 2\3 студентов специализируются в гуманитарных областях (гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство), а 1\3 изучает естественно-научные и технические дисциплины (естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство). Доля выпускников вузов в области научно-технических дисциплин в 2001г в ЕС составила более 30%, в США - 17%, Японии – 12%.
Наблюдается повышение расходов на образование в целом (за 1995-2001г рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах), и на высшее профессиональное в частности. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования: неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом), и концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц). Роль частных источников финансирования значительно колеблется по странам – наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии), 29% в Великобритании, 66% - в США, 84% - в Ю. Корее. Вместе с тем, дефицит государственных бюджетов, расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию. В США соотношение между затратами на высшее образование семей и частных компаний примерно равны, в Ю. Корее 2\3 приходится на средства семей. 1
Ведущие центры мира по подготовке кадров
Лидерами по подготовке кадров со средним и высшим образованием являются США и ЕС, а до последнего времени и Россия. В 2001г в 15 странах ЕС было подготовлено 2,0 млн. выпускников высшей школы (первой ступени, эквивалентной степени бакалавра), в 10 странах-кандидатах – еще 0,6 млн. чел., в США – 2,15 млн., в Японии – 1,1 млн. человек, в России – 0,7 млн. чел. В июне 1999г в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран приняли «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования к 2010г. («Болонский процесс»). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к «Болонскому процессу» в 2003г.
Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в научно-технических дисциплинах более, чем в три раза (до 8-10% общей численности выпускников). Наиболее серьезные достижения в этом регионе достигнуты в послевузовском образовании.
Миграция научно-технических кадров
Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между развитыми странами связано с процессами глобализации и носит краткосрочный характер (5-10% переездов специалистов из Канады в США объясняется внутрифирменными перемещениями). Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является «утечкой мозгов». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Лидирует в этой области США, где 40% взрослых иммигрантов имеет высшее образование, и где обучается 32% всех иностранных студентов в странах ОЭСР. С начала 90-х гг. в США въехало около 900 тыс. высококвалифицированных специалистов из Индии, Китая, России и ряда стран ОЭСР по программе «грин карт». В США остается 90% докторов в научно-технических дисциплинах, выходцев из Китая и Индии, 80% из Великобритании, 63% из Ю. Кореи. В Великобритании доля иностранцев, оканчивающих университеты в научно-технических дисциплинах возросла за 1995-1999гг. с 29 до 31%, причем в технических науках этот показатель достиг 38%, в социальных науках – 40%. В 1999г иностранцы получили 49% докторских дипломов в технических дисциплинах в США, 44% - в Великобритании, 30% - во Франции.
Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция (перемещение преподавателей и студентов). Увеличение численности иностранных студентов с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой, характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия. В числе причин роста доли иностранных студентов: возросший интерес к высшему образованию, система мер по привлечению иностранцев (в частности, Болонский процесс), демографические факторы.
Во второй половине 90-х гг. в странах Азии произошел перелом в соотношении между числом специалистов, получивших образование за рубежом и в национальных университетах в пользу последних. Научно- техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовали возвращению специалистов на родину. В 1999г Европа подготовила 54 тыс. докторов в области естественных и инженерных наук, США – 26 тыс., азиатские страны – 21 тыс. (лидером в этом регионе является Китай – 6,5 тыс.).
Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности формирует национальные информационные ресурсы.
Развитие телекоммуникационных систем, в первую очередь Интернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационных услуг, привели к активному развитию информационного рынка. Интернет превратил информационные ресурсы мира в единое целое, где понятие географического и физического расстояния практически исчезает. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информационного общества. США и страны ЕС еще в первой половине 90-х гг. включили развитие общества «знаний» и информационного общества в число национальных приоритетов.
Число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 100 населения;
Число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета в расчете на 100 населения;
Доля расходов комплекса информационно-коммуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП;
Таблица 10.3. Показатели информационных ресурсов ведущих стран
Мира, в расчете на 100 чел. населения, в 2000, 2002, 2003 гг.
Страны | Число ежеднев ных газет На 100 чел., 2000г. | Число телевизо ров на 100 чел., 2002г | Число Интернетсерверов на 100 чел., 2003г | Число пользова телей Интерне та на 100 чел, 2003г | Число ПК На 100 чел., 2003г. | Доля расходов На ИКТ в ВВП, %, 2002г | Индекс «циф рового досту |
США | 21,3 | 93,8 | 55,5 | 55,1 | 65,9 | 6,5 | 0,78 |
Япония | 57,8 | 78,5 | 10,2 | 48,3 | 38,2 | 5,3 | 0,75 |
Ю. Корея | 39,3 | 36,3 | 0,5 | 61,0 | 55,8 | 6,5 | 0,82 |
Швеция | 41,0 | 96,5 | 10,5 | 57,3 | 62,1 | 6,5 | 0,85 |
Финлян | 44,5 | 67,0 | 24,4 | 50,9 | 44,2 | 5,8 | 0,79 |
Великобритания | 32,9 | 95,0 | 5,5 | 42,3 | 40,5 | 6,1 | 0,77 |
Франция | 20,1 | 63,2 | 4,0 | 36,6 | 34,7 | 5,2 | 0,72 |
Германия | 30,5 | 66,1 | 3,2 | 47,3 | 43,1 | 5,2 | 0,74 |
Италия | 10,4 | 49,4 | 1,1 | 40,9 | 23,1 | 4,4 | 0,72 |
Россия | 10,5 | 53,8 | 0,4 | 4,1 | 8,9 | 3,7 | 0,50 |