Готовые эссе по обществознанию. Блок «экономика. «Нельзя добиться экономического процветания налетами на государственную казну» (Г Гувер) (ЕГЭ обществознание)

Готовые эссе по обществознанию. Блок «экономика. «Нельзя добиться экономического процветания налетами на государственную казну» (Г Гувер) (ЕГЭ обществознание)

КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ по экономике

Эссе - попытка, проба, очерк.

1. Прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией.

2. Выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

3. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

При этом необходимо продемонстрировать следующие умения:

Самостоятельно в письменной форме целостно высказать мнение по определенному законченному вопросу (теме);

Использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки рассматриваемого вопроса;

Владеть обществоведческой терминологией, использовать обществоведческие понятия в соответствии с содержанием рассматриваемой проблемы;

Критически оценивать различные высказывания, умозаключения в отношении общественных объектов, явлений, процессов;

Понимать требования и объем вопроса (умение, держась в рамках рассматриваемой проблемы, раскрыть ее сущность);

Анализировать, обобщать и объяснять общественные явления;

Определять и объяснять свое отношение к проблемным суждениям обществоведческой тематики;

Приводить связные и убедительные аргументы, позволяющие раскрыть собственное мнение (собственную позицию);

Критически оценивать предлагаемые проблемные высказывания;

Письменно излагать факты в повествовательной форме, не выходя за рамки поставленного вопроса;

Формулировать мнение о подходах, лежащих в основе проблемных высказываний.

Памятка для ученика

1. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

2. Осмыслите проблему, ответив на вопросы:

С какими основными проблемами связана данная тема?

Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

3. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

Имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

Ясно понимаете смысл высказывания (что хотел сказать автор);

Можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

Владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);

Сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

Видите различные стороны (аспекты) поднятой в высказывании проблемы и сможете их охарактеризовать.

Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.

4. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

5. Выявите основные аспекты проблемы.

6. Определите термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

7. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию.

8. Напишите текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы.

Структура эссе

1. Понимание высказывания ясно и четко выраженное. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.

2. Определение личной позиции по выбранному высказыванию: «Я согласен(на) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

3. Основная часть эссе представляет собой развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:

Суждения (аргументы), определение ключевых обществоведческих понятий, помогающих раскрытию темы;

Доказательства, т.е. факты и примеры, поддерживающие суждения, точку зрения;

Рассмотрение и опровержение контраргументов.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше не перегружать работу бесчисленными аргументами, при этом конечно нужно помнить, что один аргумент кажется неубедительным.

4. Вывод , кратко подводящий итог размышлениям и рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.

Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.

Что необходимо сделать при работе с эссе?

При выполнении предложенного задания по написанию мини-сочинения (эссе) необходимо:

1) проанализировать высказывание, уяснив его смысл;

2) выявить ключевой тезис и определить свою позицию по отношению к нему.

3) определить, какие теоретические понятия, термины, научные теории помогут раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

4) сформулировать возникшие мысли и идеи и письменно оформить их;

5) проанализировать содержание написанного, проверить стиль и грамотность, композиционное построение, логичность и последовательность изложения.

Основные подходы написания эссе могут быть представлены в следующем конструкторе:

Смысл данного высказывания состоит в том, что…

Хорошо добавить подтверждение актуальности поднятой проблемы

Формулировка собственной позиции (с пояснением!)

Можно согласиться только с первой частью высказывания, ведь…

Многоаспектность анализа высказывания

Высказывание можно анализировать с разных сторон

Рассмотрим высказывание в разных аспектах

Данное высказывание многоаспектно: с одной стороны…

Высказывание можно рассмотреть в двух смыслах…

В высказывании можно выделить как прямой, так и образный смысл…

Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле

Данное высказывание носит неоднозначный характер. Его можно трактовать, как…

Теоретический уровень аргументации

Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической теории

Обратимся к теоретическом смыслу высказывания…

В экономической (…) теории данное высказывание имеет свои основания…

Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование…

Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

Эмпирический уровень аргументации: А) опора на факты общественной жизни

Б) опора на личный опыт

А) Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

Обратимся к примерам из истории…

Что говорят нам факты общественной жизни…

Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…

Множества примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора… Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни

Мой личный опыт и опыт моих родителей говорит об обратном…

Хорошо закончить эссе выводом.

Какие бывают главные идеи (проблемы) в эссе?

При написании эссе необходимо определить проблемы, которые затронуты в приведённых высказываниях, например:

Тема: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер) Проблема: рациональное использование ресурсов при помощи эф фект ивных методов хозяйствования и разумного потребления.

Тема: «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (А. Смит) Проблема: частный интерес - источник инициативы и предприимчивости в экономике.

Главная идея (проблема), являясь своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе, требует четкого обозначения. Это необходимо для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки и не увлечься общими рассуждениями.

Перечислим основные идеи (проблемы), с которыми выпускники могут встретиться в предлагаемой тематике заданий по э кономике

1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

2. Проблема экономического выбора.

3. Факторы производства и их значение в экономике.

4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

5. Капитал как экономический ресурс.

6. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

7. Факторы, определяющие производительность и конкурен­тоспособность производства в современной экономике.

8. Сущность и функции денег в экономике.

9. Эффективность использования ресурсов.

10. Значение общественного разделения труда.

11 .Две стороны общественного разделения труда - специализация и кооперация.

12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа,

обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

14. Роль торговли в развитии общества.

15.Стимулы и эффективность производства.

16. Справедливость в распределении социальных благ.

17. Сущность рыночных отношений.

18. Роль государства в регулировании экономики.

Сколько и какие аргументы надо приводить?

Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов .

Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому приводить их следует с крайней осторожностью.

Благоприятное впечатление создается, если в своем эссе указывается точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Горбачёв М.С. считал так:..., а Ельцин Б.Н. - иначе:...»), а могут быть опосредованными, неперсонифицированными: «Ряд политологов считает так:..., другие - иначе:..., а некоторые - предлагают совершенно иное:...».

Что является достоинством эссе?

К достоинствам эссе можно отнести:

Включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

Описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

Наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

Присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Оригинальная технология подготовки к написанию эссе представлена в работе О.А.Чернышовой. Автор предлагает в таблицы-шаблоны для работы с высказываниями внести определенные параметры, которые позволят выпускникам сосредоточиться на основных этапах написания эссе. К основным параметрам, по её мнению, относятся:

Формулирование проблемы, главной идеи, поднятой автором высказывания;

Обозначение актуальности рассматриваемой темы;

Определение смысла высказывания;

Выделение основных терминов, понятий, которые помогут раскрытию темы на теоретическом уровне;

Перечисление примеров, которые будут являться аргументами.

Приведем несколько примеров работы с высказыванием по представленной технологии .

1 . Тема эссе

«Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них! будет толку»

(Ф. Хайек).

3. Актуальность проблемы

Деньги играют значительную роль в экономическом развитии государств. Правильно запущенный механизм денежного обращения способствует поступательному развитию экономики.

4. Смысл высказывания

Если не тратить заработанные деньги, то он останутся лишь бумажками.

5. Основные обществоведческие понятия

Деньги, функции денег, инфляция, богатство, капитал экономика

6. Примеры

Многие предприниматели Америки и Европы в начале своего жизненного пути имели гроши в кармане, но благодаря предпринимательскому таланту заработали целые состояния (Генри Форд, Стив Джобс и др.). Вывоз капитала из стран лидеров мировой экономики в страны третьего мира с более дешевой рабочей силой и близкорасположенным сырьем служит для увеличения объемов производства и уменьшения себестоимости товаров.

1. Тема эссе

«Значение непроизводственных активов сегодня растет. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания»

Алан М. Веббер.

Проблема, которая затрагивается в приведённом высказывании, связана с ролью новых факторов производства в экономической деятельности, а также с эффективностью управления непроизводственными активами, т.е. с грамотным менеджментом.

3. Актуальность проблемы

Эффективность функционирования современной экономики во многом зависит от того, насколько правильно будут использоваться непроизводственные активы. Эта задача стоит перед большинством современных стран.

4. Смысл высказывания

Автор высказывания говорит об инновационном характере современной экономики и роли новых факторов производства. Он подчеркивает необходимость достижения высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании, что является основной целью менеджмента.

5. Основные обществоведческие понятия

Факторы производства, структура современной экономики, эффективность экономической деятельности, знания как фактор производства, менеджмент.

6. Примеры

Инновационная экономика, основанная на знаниях, в странах Европы и США, корпорации АРР L Е, MICROSOFT , ставшие успешными благодаря использованию новейших научных достижений.

Темы эссе по экономике

1. «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).

2. «Бизнес - искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).

4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).

5. «Умеренность - это богатство бедняков, алчность - это бедность богачей» (П. Сир).

6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).

7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж.Дроз).

8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).

9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).

Ю.«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).

12.«Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

13.«Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру» (Пириандр).

14.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).

15.«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).

16.«Всякая коммерция - это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер).

17.«Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете» (П.Буаст).

18. «Налоги- это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого»

(С. Джонсон).

19.«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).

20.«Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

21. «Наилучшая экономическая система - это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).

22.«Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).

23.«О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман).

24.«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).

25. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Хейне).

26. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э.Севрус).

27. «Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы» (Анн Роббер Жан Тюрго).

28. «Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой - «благоприятная возможность»» (Д.Кеннеди).

29. «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - конкуренция» (Л.Эрхард).

30. «Реальная ценность - это вовсе не та ценность, которой обладает сам по себе твой товар или услуга, а ценность, которой он наделен в сознании клиента» (Б.Бишоп).

31. «Если хочешь добиться успеха в бизнесе, то постарайся понять, что происходит в головах у людей и заставляет поступать так, а не иначе» (Б.Бишоп).

32. «Не сидите сложа руки в ожидании того светлого момента, когда наш бизнес начнет приносить вам прибыль. Он сам по себе этого не сделает, его нужно заставить» (Д.Риз).

33. «Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А.Маршалл)




Номинация: эссе по обществознанию экономика.

«Экономика- это искусство удовлетворять безграничные потребности с помощью ограниченных ресурсов»
Л. Питер

В данном высказывании Л. Питера речь идёт о понятии экономики как науки.

Экономика – это наука, которая анализирует и определяет выбор общества при ограниченных ресурсах и неограниченных потребностях. Факторами производства, являются природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательство, информация. Все они ограничены. Потребности же общества безграничны. Нужно развивать и тяжёлую промышленность, и лёгкую, и сельское хозяйство, и здравоохранение, и образование, и культуру. Сразу на всё у государства не хватит ни денег, ни полезных ископаемых, ни рабочих рук, ни руководителей. Поэтому, задача государства – правильно сделать свой выбор: куда именно направить имеющиеся в его распоряжении ресурсы. А это целое искусство (под искусством мы понимаем образец, эталон культуры). Например, если в мире сложная обстановка, то экономисты должны сделать выбор в пользу военной индустрии. В мирное же время государство может распорядиться своими ресурсами, направив их на развитие сельского хозяйства, лёгкой промышленности.

И здесь можно привести пример развития экономики в 30-е годы двадцатого века. СССР находился в окружении враждебных государств, в Германии зарождался фашизм. Все средства были направлены на создание тяжёлого машиностроения. За годы первых пятилеток индустриализации были воздвигнуты крупнейшие гиганты производства: Сталинградский тракторный завод, Ростсельмаш, Магнитогорский металлургический комбинат и др. Построены электростанции, железные дороги. Индустриализация прошла за счёт ущемления деревни. В тот момент это было необходимо, жизненно важно. Во многом, благодаря этому, наша страна смогла отстоять свободу и независимость в годы Отечественной войны.

После войны советское государство наращивало гонку вооружений, оправдывая это «холодной войной». На военную индустрию затрачивались все ресурсы страны. Все остальные отрасли промышленности развивались слабо, что привело к дефициту товаров народного потребления, появлению «чёрного рынка», спекуляции.

Анализируя нынешнее состояние экономики, можно сказать, что и в последние два десятилетия государство неправильно, неразумно, неэффективно распределяло имеющиеся ресурсы. Особенно остро это все увидели в конце 2014 года, в связи с введёнными Западными странами против России санкциями. В России неразвито собственное производство, мы зависим от импорта. Как и раньше, наша экономика существует за счёт продажи нефти. Неужели у нас не может производиться собственное мясо, сыр, лекарства, одежда и многое другое? Почему в 30- годы мы смогли провести индустриализацию, а сейчас не можем? В последнее время Президент говорит о проведении антикризисных мер, направленных на создание отечественной промышленности, об эффективном использовании ресурсов, об экономной трате бюджетных средств. Поживём- увидим.

Исходя из вышесказанного, я соглашусь с высказыванием Л. Питера, что экономика- это искусство удовлетворять безграничные потребности с помощью ограниченных ресурсов.

Название: Эссе по обществознанию для старшекласников на тему экономика.
Номинация: готовые эссе по обществознанию на тему экономика.

Должность: учитель истории и обществознания
Место работы: МБОУ ВСОШ № 9 им. В.И. Сагайды
Месторасположение: х. Войнов, Егорлыкский район, Ростовская область

Пример эссе по обществознанию

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при ограниченных ресурсах».

Проблема ограниченности ресурсов при постоянно растущих потребностях. Проблема актуальна, т.к. в современном мире ресурсов становится меньше.

Я согласен с ним, потому что, ресурсы ограниченны по отношению к потребностям людей, экономическая наука, используя открытия различных наук и новейшие изобретения, в состоянии решить эту проблему.

Ресурсы бывают природные, материальные и человеческие. Природные - земля, ее недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат. Материальные - капитал, все, что произведено человеком. Человеческие - это труд и предпринимательские способности. Все вместе они позволяют производить экономические блага, которые в процессе распределения будет потреблять человек.

Ученые выявляют более дешевые по добыче и легко транспортируемые топливные ресурсы, например, природный газ.

Новые электросберегающие технологии и оборудование позволяют экономить тепло, топливо и электроэнергию. Физики разрабатали способы преобразования тепловой и атомной энергии в электрическую. Примерами могут служить тепловые генераторы, электростанции. Благодаря оптоэлектронике солнечную энергию с помощью солнечного генератора преобразовывают в электрическую.

Примерами взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов могут служить производство кирпича и бетона, хлопковолокна и синтетического волокна, угля и торфа, изобретение пластмассы.

В сельском хозяйстве стали широко применять двухдисковые сеялки, дающие возможность работы с разными культурами, ресурсосберегающие посевные комплексы, позволяющие получать высокие урожаи и одновременно восстанавливать плодородие почвы.

Могут изнашиваться и человеческие ресурсы- «стареть», поэтому действуют курсы повышения квалификации, они позволяют работнику совершенствовать свои знания, освоить новые специальности, переквалифицироваться,.

Немаловажное значение для разумного использования ресурсов имеет способность делать выбор какие потребности удовлетворять первыми, сравнивая их полезность, как потратить меньше ресурсов на большее удовлетворение потребностей человека, т.е. рациональное потребление. Эти вопросы решают ученые-экономисты.

Таким образом, я доказал, что экономика в содружестве с учеными совместными усилиями могут решить и решают проблему ограниченности ресурсов.