Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект)

Государство – это очень сложный социальный феномен.

Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:

1) некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;

2) другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.

На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет);

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:



а) нелегко взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);

б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций.

Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:

в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);

г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Для этого государство использует следующие три программы:

а) программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);

б) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);

в) программы помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

1) инструменты микрорегулирования – налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;

2) инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика и т. д.;

3) инструменты интеррегулирования – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.

Государственное регулирование может быть двух видов:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

1. Что из перечисленного ниже не является общественным благом:

а) автомобили;

б) полиция;

г) защита от наводнения.

2. Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада - это:

а) рост процентных ставок по ссудам банка;

б) сокращение государственных расходов для снижения безработицы;

в) сдерживание дополнительного кредитования;

г) снижение налоговых ставок.

3. Широкое применение экономических методов государственного регулирования:

а) может ослабить эффект рыночных механизмов;

б) оставляет нейтральным рыночный механизм;

в) не влияет на рыночный механизм;

г) может укрепить действие рыночных механизмов.

4. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение:

а) потребителей общественными товарами и услугами;

б) условий конкуренции;

в) полной занятости;

г) экономической свободы.

5. Кейнсианство как экономическая теория утверждает, что:

а) рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полного использования своих ресурсов;

б) полное удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах есть стихийный процесс;

в) экономика станет более эффективной при отсутствии ее регулирования государством;

г) только самовоспроизводящее развитие частного сектора экономики дает наибольший эффект.

6. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего:

7. Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие «государство в экономике»?

а) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления;

б) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном уровне управления;

в) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны;

г) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны.

8. Выделите пункт, где административные методы государственного регулирования не являются основными:

а) фискальная политика;

б) разработка национальной системы стандартизации и сертификации;

в) антимонопольное регулирование;

г) создание государственных заказников.

9. Из перечисленного:

1. Обеспечение правовой основы функционирование экономики;

2. Регулирование общего уровня цен;

3. Защита конкуренции;

4. Перераспределение доходов;

5. Организация и стимулирование НТП;

6. Политика снижения издержек производства;

7. Воздействие на размещение ресурсов;

8. Создание рыночной инфраструктуры;

9. Распределение общественного продукта;

10. Политика макроэкономической стабилизации. -

основными экономическими функциями государства являются:

10. К «провалам рынка» относят такие процессы как:

а) производство общественных благ;

б) побочные эффекты от перелива ресурсов;

в) эффективность использования ресурсов.

11. Одним из проявлений «провалов рынка» является наличие:

а) внешних эффектов;

б) внутренних эффектов;

в) смешанных эффектов;

12. Производство общественных благ убыточно, так как:

а) цена предложения больше цены спроса;

б) цена спроса больше цены предложения;

в) цена спроса = 0;

г) цена предложения = 0.

13. Первым принципы смешанной экономики сформулировал:

а) А. Вагнер;

б) Дж. М. Кейнс;

в) Р. Солоу;

г) Л. Вальраас.

14. Общественный сектор - это часть экономического пространства, где:

а) рынок не срабатывает;

б) осуществляется производство общественных благ;

в) действуют некоммерческие организации;

г) все перечисленное.

15. Неконкурентность общественного блага означает, что:

а) благо неделимо;

б) благо не может быть продано поштучно;

в) благо потребляется совместно;

г) все перечисленное.

16. Внешние эффекты - это:

а) побочное воздействие производства или потребления какого-либо блага на производство или потребление другого блага

б) увеличение полезности потребителя в результате воздействия производства какого-либо блага

в) воздействие производства одного блага на рыночное равновесие в целом

17. Доминирующее место в общественном секторе занимают:

а) добровольные организации

б) коммерческие предприятия

в) государственные предприятия и организации

г) политические партии

18. «Провалами рынка» называются:

а) ситуации в экономике, где рынок не срабатывает или срабатывает частично;

б) когда рынок не справляется со своими функциями и не может обеспечить эффективное производство благ;

в) верно все перечисленное;

г) наличие «внешних эффектов».

19. Государственное регулирование рыночной экономики:

а) порождено исключительно интересами бюрократического государственного аппарата;

б) служит экономическим целям национального финансового хозяйства;

в) вызвано, прежде всего, интересами военно-промышленного комплекса;

г) призвано служить укреплению существующего строя, адаптации его к меняющимся условиям путем постановки и решения задач, которые не может решать рыночный механизм.

20. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего:

а) чрезмерной развитостью рыночного механизма;

б) отсутствием необходимой базы для их реализации;

в) недоразвитостью личного потребления населения;

г) диспропорциональностью в народном хозяйстве.

21. Несостоятельность рынка может заключаться...

а) только в перепроизводстве некоторых товаров;

б) только в недопроизводстве некоторых товаров;

в) как в перепроизводстве, так и в недопроизводстве некоторых товаров;

г) только в возникновении нехватки товаров.

22. Проявление несостоятельности рынка -- это:

а) повышение темпа инфляции;

б) уменьшение маржинальной отдачи;

в) внешние (побочные) эффекты;

23. К функциям государства в рыночной экономике относятся:

а) законотворческая деятельность;

б) обеспечение распределения ресурсов;

в) формирование рыночных цен;

24. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сокращение кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

в) на стабилизацию экономического развития;

ОУ ВО "Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права"

Филиал ОУ ВО "Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей экономики и права" в г. Перми

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Направление 38.03.02 "Менеджмент"

Курсовая работа

По дисциплине: Экономика общественного сектора

Тема: Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).

Выполнил студент 4 курса

Пинаев Олег Андреевич

Научный руководитель

Научная степень, ученое звание к. э. н., доцент

Анна Александровна Урасова

Введение

Глава 2. Функции и методы государственного регулирования экономики

2.1 Функции, инструментарий государственного регулирования

Заключение

Список литературы

Введение

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Актуальность. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Следует отметить тот факт, что исторически вмешательство государства в экономические процессы влияло на разрешение кризисных ситуаций, которые рыночная система не способна была повлиять положительно.

Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства - всюду, где это необходимо. современных условиях государственное регулирование экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.

Объектом изучения является система государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйствования.

Предмет изучения - воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.

Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи :

¾описать исторический опыт влияния государства на экономику страны в целом;

¾определить цели и задачи государственного регулирования экономики;

¾описать меры воздействия государства на экономику страны;

¾рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.

Глава 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели

1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции" доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж.М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

Кейнсианская идея государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения - господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами. Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования научно-технического прогресса для обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений, поиска новых форм и методов управления.

В конечном итоге цель преобразований 1990-х годов заключалась в повышении эффективности народного хозяйства. На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении.

1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи

Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики.

К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных задач, к которым относятся:

экономический рост;

полная занятость;

стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических задач обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением внутреннего национального продукта.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью для стабилизации и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.


.1 Функции, инструментарий государственного регулирования

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии.

Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы.

Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический "фон, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Рыночный механизм сам по себе в "чистом виде не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей , ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики.

Одна из главных функций государственного регулирования - активизация , интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности , при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе . Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования.

Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы , издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство . Государственная собственность используется в качестве базы для достижения целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Важнейшими причинами исторического роста государственного сектора в экономике выступали и выступают войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (равенство).

Государственное предпринимательство охватывает отрасли, которые ему оставляет частный сектор. Прежде всего это отрасли, в каких отдача либо невелика, либо наступает через длительное время. Это капиталоемкие и малорентабельные звенья производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, сферы образования и здравоохранения. Кроме того, сюда относится и деятельность государства по "оздоровлению отраслей, переживших кризис, или активизации экономики в целом (национализация либо убыточных предприятий и отраслей, либо таких отраслей, ускоренное развитие которых необходимо для повышения конкурентоспособности негосударственного сектора). Государственное предпринимательство распространяется на национальную оборону и безопасность, поддержание экологической безопасности.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам.

С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Экономическое развитие общества связано с решением социальных проблем, таких как занятость, оплата труда, социальная справедливость и социальная защищенность. Рыночная экономика не в состоянии справиться с их решением.

Признавая конкурентную борьбу, рынок не учитывает персональных различий участников рынка (различия имеют социальную, биологическую, психологическую природу). Существует и социальный риск, то есть вероятность материальной необеспеченности при утрате или возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угроза безработицы, потеря трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.

Для устранения нежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства.

Государственная социальная политика - комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

От государственной социальной политики следует отличать социальную политику фирмы (предприятия), региона, межгосударственную, которая проявляется, особенно в последние годы, в решении глобальных проблем, преодоления социально-экономической отсталости групп стран и даже континентов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, лицензий. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

2.2 Методы государственного регулирования

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.

Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной интервал, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.

Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных "правил игры в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических субъектов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

2.3 Роль налогов в системе государственного регулирования

В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части госyдарственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: госyдарственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следyет поставить фyнкцию, без которой в экономике, базирyющейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

Налоги - это те же экономические нормативы, но стабильные, не зависящие от воли отдельных лиц. Индивидyализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классy экономических нормативов. Например, ставкy налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но yстановленный на общегосyдарственном yровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний yскорил этy заменy и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в yсловиях неопределенности экономических взаимоотношений с госyдарством, с бюджетом.

Нормально фyнкционирyющая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь yплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, yкрываемого от налогообложения ввидy его незаконности преследyется госyдарством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества.

При достижении определенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства.

Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимуществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примерy, в России правительство предлагало yстановить ставкy налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень сyщественная.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нyжно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной грyппе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее резyльтатов.

Государство оказывает влияние на ценообразование через налоговую систему. Во всех странах практически используются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы (форма косвенных налогов). Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров и услуг по определенной, установленной правительством ставке. Государственная политика установления цен на "акцизные товары, то есть на такие, которые являются объектом косвенного налогообложения, есть прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования.

Налоги органически вписываются в формирyемyю в нашей стране системy экономических отношений, основаннyю на действии прежде всего закона стоимости. При разyмных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и госyдарства, общества в целом.

государственное регулирование экономика рыночная

Заключение

Современный мир - это мир, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе "кейнсианской революции, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как объект, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.

При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Одной из форм прямого вмешательства государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства; смягчение отраслевых и территориальных пропорций; стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Итак, к факторам, которые определяют качество и эффективность государственного регулирования экономики, относится сильная государственная власть - законодательная, исполнительная и судебная. Качество и эффективность государственного вмешательства в значительной мере определяются также степенью гибкости системы государственных органов, а также органов управления народным хозяйством. Качество и эффективность такого регулирования зависят от адаптивности его методов и инструментов к быстро изменяющимся хозяйственным и социальным ситуациям в обществе.

Следует отметить, что важную роль в формировании бюджета государства и государственных финансов играет налоговая система, являясь инструментом для регулирования порядка отчислений.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает особого внимания.

Список литературы

1.Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. - Издательство "Инфра-М", 2001. - 128 с.

2.Войтов А.Г. История экономических учений. Краткий курс, переработанный. 3-е изд. - М.: Маркетинг, 2002. - 103 с.

.Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов.3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

.Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций) /Рец. Кудряшов А.П. - 2005.

.Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 477с.

.Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 153с.

.Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Пробл. теории и практики управления. - 2001.

.Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред.В.И. Кушлина, И.А. Волгина. - М., 2001. - 735с.

.Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г. Морозова. - М., 2001. - 255с.

.Дунаев Э.П. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2007.

.Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. - 328с.

.Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления. - 2005.

.Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. - 2007.

.Маркарян К.В. Меняющаяся роль государства в постиндустриальной экономике // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2003.

.Павлов К.П. Оценка эффектвного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса / К.В. Павлов, И.Г. Андреев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2007.

.Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, 2005. - 261с.

.Садков В. Об оптимальных размерах участия государства в экономике / В. Садков, И. Греков // Общество и экономика. - 2006.

.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - М.: Высшее образование, 2006.

.Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика) /Учебное пособие. - Хабаровск, 2001.

.Бугаян И.Р. Макроэкономика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. - 352 с.

.Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория: учебно-методический комплекс. - Краснодар: Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, 2005. - 170 с.

В организации современной экономики все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в росте государственных расходов и значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. В этом нас убеждает экономическое развитие нашей страны, где роль государства возрастает с каждым днем.

Экономической роли государства уделяют свое внимание многие классики экономической теории. Например, Самуэльсон в своей работе «Экономика» уделяет большое внимание роли государства в развитии экономики США.

Существует и прямо противоположные взгляды на роль государства в экономике. Например, Ф. Хайек в работе «Дорога рабства» отвергает все формы государственного вмешательства в экономику, поскольку они, по его мнению, неумолимо ведут к тоталитаризму. Для него социализм является концом рациональной экономики.

И все же большинство экономистов считает, что современная смешанная экономика нуждается в объективном государственном регулировании.

Экономическая роль государства реализуется путем организации хозяйственной деятельности.

Здесь государство выполняет следующие функции:

1. Регулирование процесса расширенного воспроизводства.

2. Прогнозирование объемов и структуры материального производства, капитальных вложений и товарооборота.

3. Регулирование темпов роста и направление развития отраслей народного хозяйства.

4. Распределение, перераспределение и использование через государственный бюджет национального дохода.

5. Обеспечение участия страны в международном экономическом сотрудничестве, интеграционных экономических процессах.

В государственном секторе экономики государство осуществляет управление производством путем:

2. Организации выполнения производственных заданий и договоров.

3. Проведения необходимой кадровой политики и подготовки специалистов в государственных высших и средних учебных заведений.

4. Организации и регулирования коммерческих отношений между предприятиями различных укладов экономики.

5. Контроля за соблюдением трудовой, технологической и договорной дисциплины.

Эффективного использования таких стоимостных рычагов, как цена, прибыль, кредит, налоги, дотации.

Современная рыночная экономика не может существовать без вмешательства государства. Исследователями дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Если государство распоряжается 10-15% национального дохода, то экономика является смешанной. В крупных промышленных странах влияние государства на экономику неуклонно возрастает.

Главными причинами возрастания государственного сектора являются:

Рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

Рост народонаселения;

Решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

Решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения и т.д.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность преобразований, связанных с функционированием рыночной экономики.

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики -- ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. В середине 70-х кризис настиг уже государственно - регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В этих условиях консерваторы в Англии и сторонники «рейганомики» в США сделали ставку на политику деэтатизации. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы.

Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX в. концепции экономики отличались сменой приоритетов между «государственным» и «рыночным» началами экономики.

«Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна - если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. Следовательно, доход государства - не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы - единственный источник «налогового» дохода государства.

«Императивный статус государства» Государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства - «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги - объективная необходимость, но их пределы - проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи - перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Основными признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Особое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма, наличие обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру деятельности государственного механизма, наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Государство является не единственным политическим учреждением общества. Наряду с ним, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, объединения и учреждения. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти. Поэтому государство можно определить как результат общественного развития, одновременного формирования политической и экономической организации общества. Общие функции государства: защита государственного строя; предотвращение и устранение социально-опасных конфликтов; регулирование экономических и других отношений; осуществление общей внутренней политики страны, как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики; осуществление внешнеполитических функций.

В современных условиях необходимо обратить внимание и на такие функции государства, как:

Социальная функция. Главное ее значение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижениях. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ. Осуществляет социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке;

Экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований. Вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий;

Налогообложение и взимание налогов. Это функция государства обусловлена тем, что бюджет государства состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Принят Закон об основах налоговой системы Российской Федерации;

Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве необсуждаемых, принадлежащих ему с рождения. Выполнение данных функций обеспечивается системой правоохранительных органов: органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности.

Роль государства в экономике - вопрос, который является центральным как на практике, так и в теории. При этом предлагаемые некоторыми научными школами принципиальные подходы к решению этого вопроса имеют существенные различия. С одной стороны, либеральные экономисты придерживаются позиции минимализма государственной роли в регулировании экономики. А некоторыми научными школами обосновывается необходимость активного вмешательства государством в рыночные процессы. Найти оптимальные масштабы госрегулирования достаточно сложно. Поэтому из истории следует, что в отдельных странах были периоды, когда преобладала как первая, так и вторая точка зрения.

Роль государства в экономике определяется при рассмотрении его в качестве субъекта управления, обеспечивающего организацию функционирования всех элементов некоторой социально-экономической системы. Государством, выступающим как общественный представитель в целом, устанавливаются правила взаимодействия прочих экономических агентов с осуществлением контроля по их соблюдению.

Типа сводится к приоритетному праву принуждения, закрепленного законодательно. Оно находит свою реализацию в форме системы санкций, которые применяются при нарушении действующего законодательства в виде соответствующего нормативного акта. При рассмотрении роли государства в другом аспекте можно увидеть его отображение в виде равноправного субъекта хозяйствования одновременно с частными фирмами, так как именно в лице предприятий им осуществляется производство некоторых видов товаров или предоставление услуг.

Место и роль государства в экономике России с позиции практического применения может рассматриваться на основании его взаимодействия с Госрегулирование экономики необходимо при возникновении ситуации, в которой результат воздействия рыночных сил недостаточно эффективен с позиции общества. Другими словами, вмешательства со стороны государства в экономику признаются оправданными только в том случае, если рынок не обеспечивает оптимальное использование ресурсов со стороны общественных интересов. Указанные ситуации носят название провалов рынка, к числу которых можно отнести:

Принятие законодательных актов и контроль над их исполнением и соблюдением прав собственности с договорными обязательствами.

Распределение ресурсов и предоставление общественных благ в процессе производства этих самих ресурсов. характерны определенные свойства. Во-первых, так называемая неконкурентность, при которой отсутствие конкуренции между потребителями за право пользования этими благами объясняется увеличением количества потребителей без снижения полезности, доступной каждому из них. Во-вторых, это неисключаемость, предусматривающая ограничение доступа отдельного потребителя или целой группы к благам из-за возникающих трудностей.

Роль государства в экономике зависит не только от объективных факторов, но и может быть определена некоторыми политическими процессами или общественным выбором. При этом в некоторых либеральных странах государственное влияние на экономику не может быть ограничено только компенсацией традиционного вида.

Необходимо отметить, что роль государства в характеризуется неэффективностью не только рыночной составляющей механизма. Некоторое расширение регулирующей и объемов ресурсов, ему подконтрольных, выше некоторого предела, негативно влияет на экономическую ситуацию.

Тема 11 Роль государства в экономике

1. Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсианской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие.

2. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики.

1 Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсманской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие

Государство с момента своего появления играло ииграет опре­деленную роль в обеспечении нормального функционирования эко­номики. Однако степень его вмешательства в экономику (влияние на экономические процессы) на разных этапах развития была довольно различна. В связи с этим выделяют два этапа в экономической исто­рии общества, в которых государство играло различную роль в ры­ночной экономике.

Первый этап (XVIII-XIX вв., вплоть до 1920-х гг.) характери­зовался бурным развитием экономики. Основные вопросы экономи­ки успешно решались на основе функционирования рыночного ме­ханизма, поэтому государство выполняло довольно ограниченные функции, которые сводились в основном к следующему:

Обеспечению обороноспособности страны и содержанию военного арсенала;

Поддержанию правопорядка;

Защите прав собственности;

Обеспечению нормального денежного обращения;

Взиманию налогов для наполнения государственной казны, контролю и учету расходования бюджетных средств.

В этот период государство выполняло роль «ночного сторожа», практически не вмешиваясь в экономические процессы.

Впервые наиболее полно роль государства в этот период проанализировал Адам Смит, ставший родоначальником идей экономи­ческого либерализма классической школы в экономической теории. в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он отмечал, что рыночная система способна к саморе­гулированию, в основе которого лежит «невидимая рука», частный интерес, связанный со стремлением к личной выгоде, что выступает главной и мощной побудительной силой экономического развития, А. Смит считал, что экономика функционирует эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для го­сударства - это проводить политику «laissez faire - laissez passer» (дословно «пусть идет, как идет»), т.е. невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором в экономике выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Второй этап обозначился в начале XX в, и продолжается по сей день. Он характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику.

Объективными предпосылками необходимости государственного воздействия на социально-экономическое развитие явились следующие факторы:

Возросшие масштабы производства и усложнение связей между экономическими агентами в начале XX в. потребовали координации и поддержания определенных пропорций на макроуровне путем проведения антициклического регулирования экономики (Великая депрессия 1929-1933 гг.);

Усиление монополистических структур сдерживало конкуренцию и требовало проведения антимонопольного регулирования;

Необходимость подготовки к войнам, их ведение, поддержание обороноспособности страны требовало концентрации экономических ресурсов;

Излишне неравномерное распределение доходов в обществе приводило к социальной нестабильности и требовало частичного их перераспределения государством через госбюджет;

Необходимость коллективного потребления или удовлетворения общественных потребностей требовала производства общественных благ за счет государственного бюджета (здравоохранение, образование, производственная и социальная инфраструктура);

Проявление внешних эффектов (загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) и необходимости их устранения;

Обострение глобальных проблем (экологическая, продовольственная, сырьевая и другие проблемы) и их решение на государственном и международном уровне.

Государственное воздействие на экономику представляет со­бой совокупность различных форм, методов и инструментов, которые направлены:

1) на стабильное устойчивое развитие экономики;

2) на обеспечение эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и всей рыночной конъюнктуры с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма;

3) на решение социальных проблем для достижения социальной справедливости.

Коротко можно сформулировать, что государство должно было обеспечить эффективность, стабильность и социальную спра­ведливость.

Впервые необходимость широкого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Джоном Мей-нардом Кейнсом в его широко известной работе «Общая теория за­нятости, процента и денег» (1936). Он произвел поистине настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «кейнсианской революции».

В противовес классическим воззрениям на рыночную экономику как саморегулирующуюся систему Кейнс доказал, основываясь на опыте Великой депрессии (1929-1933), невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса без вмешательства государства. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. Центральной задачей государства, считал Кейнс, было стимулирование эффективного спроса.

Кейнсианская концепция легла в основу Нового курса Ф. Рузвельта в США, с помощью которого он выпел страну из глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Однако проведение этого кур­са экономической политики характеризовалось значительным огосударствлением экономики, что проявилось в следующем:

Государство стало перераспределять через госбюджет значительную часть национального дохода страны. Собирая средства через налоговую систему, государство направляло их на расширение Инвестиционного спроса и увеличение занятости населения путем строительства государственных предприятий и объектов производ­ственной инфраструктуры, покупки нерентабельных предприятий и их финансирования;



Широкое распространение получила практика государственных заказов крупному бизнесу;

На государственном уровне стали составляться прогнозы и разрабатываться программы социально-экономического развития страны и отдельные целевые программы.

Кейнсианская концепция безраздельно господствовала вплоть д 0 середины 1970-х гг., и экономическая политика многих государств формировалась, исходя из основных положений этой теории. Однако во время самого тяжелого после Второй мировой войны экономического кризиса 1974-1975 гг. наиболее ярко обозначились негативные последствия кейнсианской концепции и экономической политики, построенной на ней.

Главный недостаток кейнсианскон концепции заключался в том, что государство чрезмерно вмешивалось в экономику, взяв на себя непомерные функции и перейдя границы своих финансовых возмож­ностей. Это привело к дефицит) госбюджета, резкому увеличению на­логов, снижению деловой активности в экономике. Все чаще правительство с целью покрытия дефицита бюджета стало прибегать к кре­дитам и печатанию денег (сеньоражу). Это породило инфляцию. Мало того, во время кризиса 1974-1975 гг. проявилась «английская болезнь» - стагфляция, означавшая одновременное сочетание таких явлений, как застой экономики, высокий уровень безработицы и рост цен (ранее инфляция имела место только в фазах оживления и подъема).

Таким образом, кейнсианские рецепты стимулирования развития экономики путем дефицитного финансирования привели к раскручи­ванию инфляционной спирали. В это время перед государством вста­ла проблема: как стимулировать производство и занятость, не стиму­лируя инфляцию.

Кроме того, экономическая политика, основанная на кейнсиан­ской концепции, стала тормозом развития НТР, проведения струк­турной перестройка экономики и перевода экономики на ресурсосберегающий тип экономического роста. Бюрократизация системы управления, изъятие значительной части прибыли предприятий через налоги существенно ограничивали свободу предпринимательства, мобильность действий.

В противовес кейнсианской концепции во второй половине 1970-х гг. появилось неоконсервативное направление в экономи­ческой теории, сторонники которого на новом уровне возродили идею классиков о том, что рыночная экономика может успешно развиваться при минимальном вмешательстве государства. Они счита­ли, что на макроуровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискальную политику, сколько создание государством условий для эффективного функционирования рынка

Неоконсервативное направление объединило сторонников трех теорий: эффективного предложения (А. Лаффер), рациональных ожиданий (Р. Лукас), монетаризма (М. Фридмэн).

Представители неоконсервативной концепции выступали за расширение свободы предпринимательства и неограниченную кон­куренцию. Они считали, что регулирование необходимо проводить на микроуровне (а не на макроуровне, как кейнсианцы) с целью стимулирования эффективного предложения.

Эти идеи нашли отражение в экономической политике, прово­димой правительствами многих стран в 1980-х гг. Наиболее последо­вательными ее вариантами явились «тэтчеризм» в Англии и «рейганомика» в США. В ходе реализации этой политики были существен­но снижены налоги на прибыль и подоходные налоги с населения, значительно уменьшены государственные расходы (в первую оче­редь социальные), проведена политика ускоренной амортизации, реализована жесткая монетарная политика с целью обуздания ин­фляции.

Все это вместе взятое способствовало успешному развитию НТР, переходу развитых стран к ресурсосберегающему типу эконо­мического роста путем глубокой структурной перестройки всей эко­номики. Также были значительно снижены и темпы инфляции, кото­рая перешла в вялотекущее и управляемое состояние. Однако следу­ет отметить, что проблема дефицита госбюджета не только не была решена, но и все более обострялась.

В настоящее время переосмыслена роль и значение различных теоретических концепций. Большинство экономистов вполне разум­но считают, что формы, методы и глубина вмешательства государства в экономику прежде всего определяются и должны определяться той конкретной экономической ситуацией, которая сложилась в той или иной стране.

Вне зависимости от изменений концепций или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях на протяжении всего пе­риода начиная с 1920-х гг. шел поиск форм, методов и границ вмешательства государства в экономику с целью обеспечения нормаль­ного функционирования рынка как основы рационального хозяйст­вования.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX в. выяви­ло четко обозначившуюся тенденцию значительного расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике должна заключаться не в корректировке рыночного механизма, а в создании условий для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно; регулирующее воздействие государства, везде, где необходимо.

Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики и границы государственного регулирования экономики

В современной экономике перед государством стоят многообразные задачи, поэтому помимо классических (роль «ночного сторо­жа:») государство в настоящее время выполняет и экономические функции,представление о которых дает табл.

Экономические функции государства Формы реализации
1. Обеспечение устойчивого поступательного экономического развития, смягчение действия экономических кризисов Проведение антициклической, структурной, антиинфляционной, финансовой и денежно-кредитной политики
2. Обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормального функционирования Осуществление антимонопольной, монетарной, антиинфляционной политики
3. Определение правил поведения хозяйствующих субъектов на рынке Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства
4. Заполнение свободных от рынка хозяйственных зон Финансирование из госбюджета развития фундаментальной науки, из местных бюджетов развития коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.п.
5. Обеспечение неотъемлемых прав человека и более справедливого распределения доходов в обществе Осуществление фискальной, социальной политики
6.Сохранение окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов Установление государством определенных норм, ограничений и запретов
7 Регулирование внешнеэкономических отношений с другими странами Заключение различных международных соглашений, введение квот и таможенных пошлин и т.п.

Свои экономические функции государство выполняет посредством целой системы государственного регулировании экономики,

которая представляет собой совокупность различных форм и методов воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем современной экономики, неподвластных рынку.

Основными формами государственного регулирования экономики в настоящее время являются:

Государственная собственность и государственное предпринимательство;

Государственные заказы;

Образование государственных финансов и осуществление финансовой политики государства;

Регулирование денежно-кредитных отношений и проведение монетарной, антиинфляционной и инвестиционной политики;

Организация государственного прогнозирования, программирования и планирования социально-экономического развития;

Осуществление государственной социальной политики;

Регулирование внешнеэкономических связей.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными методами, которые подразделяются на две большие группы: экономические и административные. В современной экономике государство пользуется преимущественно экономическими методами, которые имеют стимулирующий (или сдерживающий) характер, применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития экономики. Экономические методы регулирования экономики осуществляются путем косвенного воздействия на экономические процессы посредством инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Однако в определенных ситуациях экономических методов явно недостаточно для обеспечения нормального развития экономики и общества, поэтому государство должно использовать строго ограничительные или даже запретительные, т.е. административные, методы прямого воздействия.

Основными направлениями эффективного использования экономических методов государственного регулирования экономики являются:

Стимулирование устойчивого экономического роста;

Осуществление антициклического регулирования и структурой перестройки экономики и д.р.