При формировании какой общности значительную роль. А1 Что характеризует общество как динамичную систему? А3 Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в

При формировании какой общности значительную роль. А1 Что характеризует общество как динамичную систему? А3 Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в

Задача А1: Что характеризует общество как динамичную систему?
1) наличие общественных отношений
2) сохранение связи с природой
3) наличие социальных институтов
4) самоорганизация и саморазвитие
Ответ: 4.

Задача А2: Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
1) выводы, полученные научным путем
2) суждения, лишенные субъективных оценок
3) исчерпывающее знание о предмете
4) экспериментально установленные факты
Ответ: 3.

Задача А3: Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?
1) объяснительная
2) прогностическая
3) социальная
4) мировоззренческая
Ответ: 3.

Задача А4: Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.

Задача А5: Необходимым условием развития рыночной экономики является
1) устранение неравенства доходов населения
2) увеличение расходов государственного бюджета
3) частная собственность на средства производства
4) превышение предложения над спросом
Ответ: 3.

Задача А6: Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это
1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды
Ответ: 1.

Задача А7: Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?
1) показатели роста прибыли предприятий
2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) расходы на содержание армии
4) среднемесячную заработную плату
Ответ: 3.

Задача А8: На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) снижением цен на топливо и удобрения
3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
4) ожиданиями низкого урожая зерна
Ответ: 4.

Задача А9: Верны ли следующие суждения о центральном банке?
А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их
деятельностью.
Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит
эмиссию денег.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2.

Задача А10: При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?
1) культурной
2) этнической
3) демографической
4) социально-классовой
Ответ: 2.

Задача А11: Социализацией личности называется
1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека
2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей
3) освоение индивидом культурных ценностей общества
4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам
Ответ: 3.

Задача А12: В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг.,
предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы
относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.

Варианты ответа

2002 г.

2005 г.

Я поступил на работу по призванию и в соответствии с
квалификацией.

Я работаю не по своей специальности, но только так можно
обеспечить семью.

Мне нравится моя работа, и она соответствует моим
материальным притязаниям.

Я не могу устроиться на работу по специальности, буду
ждать подходящей вакансии.

1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась.
2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась.
3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась.
4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.
Ответ: 1.

Задача А13: Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.
Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1.

Задача А14: Что из перечисленного является формой территориально-государственного
устройства?
1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия
Ответ: 1.

Задача А15: Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется
1) наличием судебной системы
2) лидерством одной политической партии
3) избранием законодательного органа власти
4) верховенством закона
Ответ: 4.

Задача А16: Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя
на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в
обществе иллюстрирует этот пример?
1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений
2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти
3) политическая социализация граждан
4) расширение социальной базы партии
Ответ: 2.

Задача А17: Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.
Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2.

Задача А18: Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда
1) регулируют общественные отношения
2) устанавливаются государством
3) гарантируют равноправие
4) обеспечивают социальную справедливость
Ответ: 2.

Задача А19: Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием?
1) производственный кооператив
2) унитарное предприятие
3) закрытое акционерное общество
4) открытое акционерное общество
Ответ: 1.

Задача А20: В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию
алиментов на несовершеннолетних детей?
1) административном
2) арбитражном
3) гражданском
4) уголовном
Ответ: 3.

Задача А21: Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении
очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?
1) к нотариусу
2) в прокуратуру
3) в суд
4) к уполномоченному по правам человека
Ответ: 3.

Задача А22: Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?
А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.
Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.


Ответ: Эксперимент.

Задание В2: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: Племя.

Задание В3: Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СТОРОНА УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА СУДОПРОИЗВОДСТВА
A) подозреваемый 1) обвинение
Б) прокурор 2) защита
В) адвокат
Г) потерпевший
Д) обвиняемый
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А Б В Г Д

Ответ: 21212

Задание В4: Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения
Ответ: 235

Задача В5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос. (Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А Б В Г

Ответ: 1222

Задача В6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Духовное __________(А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________(Б) индивидов. Они выражаются в ______________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного
производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________(Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________(Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальный статус
2) синтез
3) знаково-символический
4) сознание
5) социальный институт
6) производство
7) общество
8) смысл
9) устный
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой, номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А Б В Г Д Е
Ответ: 6 4 3 8 5 2

Задача В7: Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.
2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.
3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.
4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.
5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.
Ответ: 24


Задача С7: На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002–2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002–2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально-экономическая ситуация.

Начало формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Демонстрационный вариант егэ 20011

Часть 1

А1 Что характеризует общество как динамичную систему?

1) наличие общественных отношений 2) сохранение связи с природой

3) наличие социальных институтов 4) самоорганизация и саморазвитие

А2 Абсолютная истина, в отличие от относительной истины , – это

1) выводы, полученные научным путем 2) суждения, лишенные субъективных оценок

3) исчерпывающее знание о предмете 4) экспериментально установленные факты

А3 Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?

1) объяснительная 2) прогностическая 3) социальная 4) мировоззренческая

А4 Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.

Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

А5 Необходимым условием развития рыночной экономики является

1) устранение неравенства доходов населения 2) увеличение расходов государственного бюджета

3) частная собственность на средства производства 4) превышение предложения над спросом

А6 Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это

1) банковский процент 2) прибыль 3) бонус 4) дивиденды

А7 Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?

1) показатели роста прибыли предприятий 2) доходы граждан от предпринимательской деятельности

3) расходы на содержание армии 4) среднемесячную заработную плату

А8 На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот

2) снижением цен на топливо и удобрения

3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий

4) ожиданиями низкого урожая зерна

А9 Верны ли следующие суждения о центральном банке?

А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и

руководит их деятельностью.

Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и

производит эмиссию денег.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10 При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?

1) культурной 2) этнической 3) демографической 4) социально-классовой

А11 Социализацией личности называется

1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека

2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей

3) освоение индивидом культурных ценностей общества

4) поведение человека , противоречащее принятым в обществе социальным нормам

А12 В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу


Варианты ответа

2002 г.

2005 г.

Я поступил на работу по призванию и в соответствии с квалификацией.

36%

20%

Я работаю не по своей специальности, но только так можно обеспечить семью.

40%

55%

Мне нравится моя работа, и она соответствует моим материальным притязаниям.

7%

10%

Я не могу устроиться на работу по специальности , буду ждать подходящей вакансии.

17%

15%

Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы?

1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась.

2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась.

3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась.

4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности , возросла.

А13 Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.

Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14 Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?

1) федерация 2) республика 3) монархия 4) демократия

А15 Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется

1) наличием судебной системы 2) лидерством одной политической партии

3) избранием законодательного органа власти 4) верховенством закона

А16 Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример?

1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений 3) политическая социализация граждан

2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти 4) расширение социальной базы партии

А17 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.

Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А19 Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда

1) регулируют общественные отношения 2) устанавливаются государством

3) гарантируют равноправие 4) обеспечивают социальную справедливость

А20 Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием?

1) производственный кооператив 2) унитарное предприятие

3) закрытое акционерное общество 4) открытое акционерное общество

А21 В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей?

1) административном 2) арбитражном 3) гражданском 4) уголовном

А22 Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?

1) к нотариусу 2) в прокуратуру 3) в суд 4) к уполномоченному по правам человека

А23 Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?

А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2

В1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ответ: :___________________________

В2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть». Господство, государство, принуждение , право, племя.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: ___________________________

В3 Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

A) подозреваемый 1) обвинение

Б) прокурор 2) защита


А

Б

В

Г

Д
В) адвокат

Г) потерпевший

Д) обвиняемый

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В4 Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства 2) участок пашни 3) залежи нефти

4) станки и оборудование 5) лесной массив 6) здания, сооружения

В5 Прочитайте приведённый ниже текст , каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б) В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В) Уровень представленных работ существенно возрос. (Г) Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.

Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений


А

Б

В

Г
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов

В6 Прочитайте приведенный ниже текст , в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Духовное __________(А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________(Б) индивидов. Они выражаются в ______________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________(Д), таких как церковь, образование , наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________(Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов: 1) социальный статус 2) синтез 3) знаково-символический 4) сознание

5) социальный институт 6) производство 7) общество 8) смысл 9) устный

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой, номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов


А

Б

В

Г

Д

Е

В7 Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.

2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.

3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.

4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.

5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

Ответ:___________________________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.

Извлечение из Семейного Кодекса РФ

Статья 80.

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Статья 81.

1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети , на трех и более детей – половины заработка и(или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86.

1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87.

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

С1 Назовите любые три установленные законом обстоятельства , от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.

С2 При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей?

Укажите три исключительных обстоятельства.

С3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса , назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.

С4 В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса , приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса , составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

С6 Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

С7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002–2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с

прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002–2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально- экономическая ситуация



2300

2100

1900

1700

1500

1300

1100

2002

2005

2008

Минимальная заработная плата

Прожиточный минимум

Средняя заработная плата

С8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


С9.1

Философия

«Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» (Д. Дьюи).

С9.2

Социальная психология

«Человек есть деятель и соучастник общего мирового процесса» (В.М. Бехтерев).

С9.3

Экономика

«В бизнесе и в спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования» (К. Рокне).

С9.4

Социология

«Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер)

С9.5

Политология

«– Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это все равно что сказать: "Не занимаюсь жизнью"» (Ж. Ренар).

С9.6

Правоведение

«Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого»

Вариант I . ФИО________________________________________

1. Развитию общества свойственно

1) отсутствие субъективного влияния на процессы развития

2) предсказуемое линейное развитие

3) непредсказуемое нелинейное развитие

4) использование ограниченного узкого набора социальных структур

2. Полное и неопровержимое знание о предмете – это

1) относительная истина

2) научный вывод

3) абсолютная истина

4) критерий истины

3. Верны ли следующие суждения об элитарной и массовой культуре?

А) Демонстрация произведений элитарной культуры исключает возможность извлечения из этого коммерческой выгоды. Б) Массовая культура технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных технологий.

4. В стране Z важнейшим фактором производства является аграрный сектор экономики. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество?

1) Для общества характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. 2) поведение индивидов в нём строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами. 3) Индивид, получивший неоходимое образование, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. 4) Основной целью человека в таком обществе становится творческий труд. 5) Переходы из одной социальной группы в другую затруднены или отсутствуют. 6) Личность поглощается общиной или государством.

Ответ:________________________________

5. Какое из понятий не относится к фазам делового цикла?

1) инфляция 2) спад 3) подъём 4) оживление

Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: « Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какой из приведённых ниже выводов непосредственно вытекает из полученной в ходе опроса информации?

1) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников

2) большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом

3) материальные стимулы являются ведущими для половины работников государственных предприятий

4) проблема повышения квалификации

5) более трети работников частных фирм полагают, что повышение оплаты труда приведёт к увеличению производительности

Ответ:______________________

13. Представительные учреждения, образуемые путём выборов, целью которых является правотворчество. Относятся к органам

6) легитимность

Ответ:__________________________________

18. В Российской Федерации гражданские дела между физическими личностями рассматриваются в

2) суде общей юрисдикции

3) Конституционном суде

4) третейском суде

19. Верны ли следующие суждения?

А) Правовой прецедент – это признание состоявшегося судебного решения всех подобных случаев в суде Б) Правовой обычай формируется стихийно, на протяжении многих поколений, он не создаётся государством, а просто признаётся им в своих официальных документах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1) правонарушение, 2) отклонение, 3) социальный статус, 4) проступок, 5)мобильность,6) преступление.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

25. Установите соответствие между характеристиками и формами общественных изменений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

А) Исторически этносы возникали на определённой территории. Б) Постепенно у них формировался язык. В) Признак общего языка, по мнению ряда учёных, не может считаться универсальным, поскольку иногда (например, американский этнос) складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей. Г) Показателем сформировавшейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. (Д) Нация – исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений

27 . Рассматривая ценность благ, Тюрго утверждал, что она представляет собой оценку, которую люди прилагают предметам, удовлетворяющим их А)_________. Текущие цены, согласно Тюрго, формируются и зависимость от Б)______, и по их колебаниям можно судить об избытке или недостатке В)___________. Тюрго отмечал, что собственники земли отделяются от деятельности по ее возделыванию. Доход, получаемый от земли, распределяется между земледельцем, получающим вознаграждение за свой труд, и собственником земли, получающим весь оставшийся доход на основе того, что он обладает правом собственности на землю. Доход от капитала Тюрго делил на издержки по созданию продукта и прибыль на капитал; в последнюю он включал заработную плату владельцев капитала, предпринимательский доход и Д)____________. Тюрго считал, что свобода должна быть предоставлена всем и каждому и в области труда, и в области торговли. Необходимо обеспечить возможно большую Е)__________, которая приведет к улучшению производства и установлению цен, наиболее выгодных для потребителей».

Список терминов:

Прочитайте текст и выполните задания 28-31.

« Перемещение людей из одних социальных групп, классов, слоёв и другие называются социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» введен в социологию, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения.

Различают следующие виды социальной мобильности: вертикальная восходящая и нисходящая мобильность; к горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. К восходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, например, процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наемного рабочего.

Индивидуальная мобильность – отдельный индивид перемещается в социальном пространстве в том или ином направлении; групповая мобильность – целые социальные группы, социальные слои и классы меняют своё социальное положение в социальной структуре.

Перемещение больших социальных групп особенно интенсивно происходят в периоды структурной перестройки экономики, острых социально-экономических кризисов, больших социально-политических потрясений (революция, гражданская война и др.)

Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Новый статус, новая роль, новая социокультурная среда диктуют свои условия, свои правила игры. Адаптация к новым условиям нередко сопряжена с радикальной перестройкой жизненных ориентации. Кроме того, и сама новая социальная среда имеет своего рода фильтры, осуществляя отбор «своих» и отторжение «чужих». Бывает так, что человек, потеряв свою социокультурную среду, не может адаптироваться в новой. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Маргинальность (франц marginal - крайний) - понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал - это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельности , профессию, социокультурную среду, место жительства и др. (например, беженцы).

Необходимо различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. «Естественная» маргинальность не имеет массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.

28. Кем введено в научный оборот понятие «социальная мобильность»? Какое определение социальной мобильности даёт автор текста?

29. Используя текст, укажите два признака маргинальности. Чем естественная маргинальность отличается от вынужденной социальной маргинальности? Укажите одно отличие.

30. Опираясь на текст статьи, назовите три направления движения социальной мобильности, каждое из них проиллюстрируйте примером.

31. В каком случае человек, попавший в маргинальную среду, может не считаться маргиналом? Современная социологическая наука считает, что маргиналы обладают рядом положительных качеств. Назовите два таких качества, присущие маргиналу. Дайте объяснение причинам возникновения каждого из них.

32 . Какой смысл учёные вкладывают в понятие «человек»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение об отличии человека от животных, другое – о сходстве с животными.

33. Как называется в праве положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке?

Назовите и проиллюстрируйте примерами два любых основополагающих признака этого положения.

34. В таком типе общества мужчины не рассматривают женщин как равных себе. Мужчины назначают женщин в качестве подкласса, который существует, чтобы служить мужчине, женщина является частью имущества, которое можно передать (продать или отдать) от одного человека к другому. Она существует как бесплатная или дешёвая рабочая сила.

Назовите тип общества, о котором идёт речь. Укажите иные любые две характеристики такого типа общества, каждую из характеристик проиллюстрируйте примером.

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономические системы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Философия

«Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе – грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи» (Р. Эмерсон)

Социальная психология

«Личность – это человек как носитель сознания» ()

Экономика

«Принципом индивидуальной собственности слагаются все экономические отношения, на нём держится весь мир» ()

Социология

«Семья более священна, чем государство» (Пий XI)

Политология

«Правительство существует для того, чтобы защищать меньшинства» (У. Филипс).

Правоведение

«Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими» ()

Вариант 1. Ответы.

избиратель

Максимальное количество баллов за первую часть – 36 баллов

Максимальное количество баллов за вторую часть – 21 балл

28. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Назван социолог, который ввёл в научный оборот понятие «социальнаи мобильность»: .

29. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Признаки маргинальности:

А) промежуточное положение индивида в социальной структуре;

Б) собственное самовосприятие, самоощущение маргинала как отвержен-ного обществом.

2) Отличие:

Естественная маргинальность по своей сути является добровольной, когда человек может бороться и занять определённое место в обществе, но не хочет, а вынужденная - человек хочет изменить свой статус, но общество препятствует этому.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл

30. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Три направления движения социальной мобильности и приведены примеры: Горизонтальная мобильность. Изменение местонахождения в обществе без смены социального статуса. Вертикальная восходящая мобильность. Например, повышение воинс-кого звания военнослужащего. Вертикальная нисходящая мобильность. Например, перевод с руководящей должности на должность рядового исполнителя. Индивидуальная мобильность. Например, повышение по службе получил только один работник фирмы. Групповая социальная мобильность. Например, в результате революции рабочий класс повысил свой статус.

31. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Могут быть приведены такие объяснения;

среде комфортно и его все устраивает.

Положительные качества маргинала.

1) Активность. Объяснение: чтобы выжить в такой среде нужно предприним-ать массу усилий для получения пропитания, ночлега, тепла и др.

2) Стойкость. Объяснение: внутри маргинальной группы есть своя иерархия-, приходится выдерживать борьбу за кусок хлеба или погибать.

3) Предприимчивость. Объяснение: чтобы получить милостыню или иную подачку, маргинал должен обладать артистическими качествами, вызывать желан-ие помочь ему.

Могут быть названы иные качества и даны иные объяснения, не искажающие смысла ответа.

32. Человек – это биопсихосоциальное существо, вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов.

1) Главными отличительными чертами человека от животного являются: труд, членораздельная речь, абстрактное мышление, прямохождение. К чертам сходства человека и животного относятся: наличие общих генов с приматами, биологические потребности, инстинкты, дыхательная, ненрвная, пищеварительная, кровеносная и иные системы, присущие и иным млекопитающим.

33. В правильном ответе должен быть назван принцип:

презумпция невинов-ности - и могут быть названы и проиллюстрированы любые два признака о принципа:

1) Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (в уголовном

праве). Например, в фильме «Место встречи изменить нельзя» задержанный

по фамилии Фокс говорит следователю: «Тебе надо, ты и доказывай!», и он прав.

2) Любое обоснованное сомнение в виновности обвиняемого должно толковат-ься в пользу обвиняемого. Например, на охоте из гладкоствольных ружей временно были произведены выстрелы, как считали охотники, по лосю, но одним из выстрелов был убит третий охотник. Обоих стрелявших освободили от ответственности, так как доказать, чей выстрел был смертельным, не представилось возможным: гладкоствольное ружьё не оставляет характерных следов на пуле.

3) Никто не может быть назван преступником, пока не вынесено решение суда и приговор не вступил в законную силу. Человека Z, взятого на месте преступления с поличным, за распространение фальшивых денег, в СМИ назвали подозреваемым до вынесения приговора.

34.Традиционное общество.

1) Низкий уровень социальной мобильности. Пример: Кастовый строй в Индии закреплял принадлежность человека к той или иной социальной группе (касте), не позволял переходить из одной в другую. Запрет на вертикальную социальную мобильность освящался религией.

2) Социальные роли членов социума определяются и контролируются традициями и религией. Например, в соседской общине России ежегодно по традиции производился частный передел земли. Та или иная семья получала или утрачивала надел в зависимости от рождения или смерти члена семьи мужского пола.

35. Примерный план «Экономические системы»

1. Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

2.Функции эк. систем.
а)удовлетворение материальных потребностей общества.
б)рациональное потребление ограниченных благ
3.Типы эк. сист.
а)традиционная
б)смешанная
в)командная
г)рыночная
4.Различие между эк. системами
а)роль гос-ва в экономике
б)характер распределительных отношений
г)характер между производителем и потребителем

1) Понятие об экономической системе.
2) Основные типы экономических систем:
а) традиционная;
б) рыночная (классический рынок);
в) плановая (командная);
г) смешанная (социально-ориентированный рынок).
3) Основные отличия между экономическими системами:
а) формы собственности на средства производства;
б) механизмы, способы регулирования экономических отношений.
4)Экономика как система общественного производства
А)материальное производство
Б) нематериальное(духовное) производство
5) Особенности экономической системы и перспективы
ее развития современной России

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 1)

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2011 года следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2011 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2011 года, приведен в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2011 года по обществознанию.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 2)

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов

для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 38 заданий.

Часть 1 включает 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 7 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова или словосочетания.

Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 3)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А22) поставьте знак «× » в клеточке,

номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Что характеризует общество как динамичную систему?

1) наличие общественных отношений

2) сохранение связи с природой

3) наличие социальных институтов

4) самоорганизация и саморазвитие

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это

1) выводы, полученные научным путем

2) суждения, лишенные субъективных оценок

3) исчерпывающее знание о предмете

4) экспериментально установленные факты

Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?

1) объяснительная

2) прогностическая

3) социальная

4) мировоззренческая

Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.

Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Необходимым условием развития рыночной экономики является

1) устранение неравенства доходов населения

2) увеличение расходов государственного бюджета

3) частная собственность на средства производства

4) превышение предложения над спросом

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 4)

A6 Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это

1) банковский процент

2) прибыль

3) бонус

4) дивиденды

A7 Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?

1) показатели роста прибыли предприятий

2) доходы граждан от предпринимательской деятельности

3) расходы на содержание армии

4) среднемесячную заработную плату

A8 На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложенияS переместилась в новое положениеS1 (P – цена товара,Q – количество товара).

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

P S1

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот

2) снижением цен на топливо и удобрения

3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий

4) ожиданиями низкого урожая зерна

A9 Верны ли следующие суждения о центральном банке?

А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.

Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 5)

При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?

1) культурной

2) этнической

3) демографической

4) социально-классовой

Социализацией личности называется

1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека

2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей

3) освоение индивидом культурных ценностей общества

4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.

Варианты ответа

Я поступил на работу по призванию и в соответствии с

квалификацией.

Я работаю не по своей специальности, но только так можно

обеспечить семью.

Мне нравится моя работа, и она соответствует моим

материальным притязаниям.

Я не могу устроиться на работу по специальности, буду

ждать подходящей вакансии.

Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы?

1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии

с полученной квалификацией, снизилась.

2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась.

3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась.

4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 6)

A13 Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.

Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

A14 Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?

1) федерация

2) республика

3) монархия

4) демократия

A15 Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется

1) наличием судебной системы

2) лидерством одной политической партии

3) избранием законодательного органа власти

4) верховенством закона

A16 Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример?

1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений

2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти

3) политическая социализация граждан

4) расширение социальной базы партии

A17 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.

Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 7)

Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда

регулируют общественные отношения

устанавливаются государством

гарантируют равноправие

обеспечивают социальную справедливость

Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется

между членами в соответствии с их трудовым участием?

производственный кооператив

унитарное предприятие

закрытое акционерное общество

открытое акционерное общество

В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию

алиментов на несовершеннолетних детей?

административном

арбитражном

гражданском

уголовном

Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении

очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к

кому) он должен обратиться для этого?

к нотариусу

в прокуратуру

к уполномоченному по правам человека

Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях

налогоплательщиков?

А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11

(2011 - 8)

Ответом к

заданиям этой

части (В1–В7)

является

(словосочетание), последовательность букв или цифр. Впишите ответы

сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1

справа от номера соответствующего задания, начиная с первой

клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую

цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с

приведёнными в бланке образцами.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Методы познания

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОЗНАНИЯ

Исследование

действительности

контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях.

Выдвижение

Выдвижение догадок, предположений, для объяснения

фактов, не укладывающихся в старые теории.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».

Господство, государство, принуждение, право, племя.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: ___________________________

Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и

стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО

СТОРОНА УГОЛОВНОГО

СУДОПРОИЗВОДСТВА

СУДОПРОИЗВОДСТВА

подозреваемый

обвинение

прокурор

потерпевший

обвиняемый

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся

последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-

либо символов).

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 9)

B4 Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства

2) участок пашни

3) залежи нефти

4) станки и оборудование

5) лесной массив

6) здания, сооружения

B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос. (Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.

Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 10)

B6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Духовное __________(А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________(Б) индивидов. Они выражаются в

______________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют

___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________(Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты.

Продукты духовного производства представляют собой ____________(Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) социальный статус

3) знаково-символический

4) сознание

5) социальный институт

6) производство

7) общество

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой, номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 11)

B7 Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.

2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.

3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.

4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.

5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

Ответ:___________________________

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Для записи ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.

Статья 80. Извлечение из Семейного Кодекса РФ

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < … >

Статья 81.

1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и(или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86.

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс.

(2011 - 12)

нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей,

необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств)

каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и

размер этих расходов определяются судом исходя из материального и

семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания

интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате

ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически

понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах,

которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87.

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих

нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на

нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с

трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется

судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и

других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной

сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых

зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых

судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.

При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии

соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен

судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей?

Укажите три исключительных обстоятельства.

Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из

приведенных статей

Семейного кодекса? Опираясь на знания

обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений,

регулируемый Семейным кодексом.

В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам,

уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних

детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду

с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса,

приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального

воздействия могут оказаться эффективными.

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,

(2011 - 13)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс.

(2011 - 14)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»?

Философия

«Мораль не перечень поступков и не сборник правил,

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,

которыми можно пользоваться, как аптекарскими или

кулинарными рецептами» (Д. Дьюи).

Приведите два

проявления противоречивости

общественного прогресса.

Социальная

«Человек есть

деятель и соучастник

общего мирового

психология

процесса» (В.М. Бехтерев).

Проиллюстрируйте каждый из них примером.

Экономика

«В бизнесе и в спорте слишком многие боятся конкуренции.

На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней

В результате этого люди избегают стремления к успеху,

и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002–

если это требует упорного труда, тренировки и

2008 гг. Сделайте выводы о

соотношении а)

минимальной зарплаты с

самопожертвования» (К. Рокне).

прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом

Социология «Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер).

в 2002–2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально-

экономическая ситуация.

Политология «– Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это все равно

что сказать: "Не занимаюсь жизнью"» (Ж. Ренар).

Правоведение

«Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где

начинается свобода другого» (В. Гюго).

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С9.5),

выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

минимальная зарплата

прожиточный минимум

средняя зарплата

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация

личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать

эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или

более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том

выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои

мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания , полученные при изучении курса

обществознания, соответствующие понятия , а такжефакты общественной

жизни и собственный жизненный опыт .

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 15)

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный),

неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания

№ задания

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 16)

Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом, В3 – B7 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

№ задания

эксперимент

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,

класс. (2011- 17)

Статья 80.

Извлечение из Семейного Кодекса РФ

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям

определяются родителями самостоятельно. < … >

Статья 81.

1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на

несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно

в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети,

на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом

учетом материального или семейного положения сторон и иных

заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86.

1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных

обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или

нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости

оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из

родителей может

быть привлечен судом

участию в несении

дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87.

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. < … >

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 18)

Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.

В правильном ответе должны быть названы три установленных

законом обстоятельства :

1) количество детей;

2) материальное положение сторон;

3) семейное положение сторон.

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

Какие исключительные обстоятельства (при отсутствии соглашения)

согласно закону могут послужить

основанием привлечения

родителей судом к участию в

несении дополнительных

расходов

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе могут быть указаны следующие

обстоятельства :

1) тяжелая болезнь ребенка;

2) увечье детей;

3) необходимость оплаты постороннего ухода.

Правильно названы три обстоятельства.

Правильно названы два обстоятельства.

Правильно названо только одно обстоятельство.

ИЛИ Ответ неправильный.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть следующие элементы :

1) указаны

отношений

родителей,

регулируются каждой из приведенных статей , например:

– обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних

детей (Ст.80);

– размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних

детей в судебном порядке (Ст. 81);

– участие

родителей

в дополнительных расходах

– обязанности

совершеннолетних

родителей (Ст.87).

другой аспект ,

регулируемый

Семейным

кодексом,

например:

– заключение и прекращение брака;

воспитания

детей, оставшихся

попечения

родителей и т.п.

Может быть назван любой другой аспект отношений родителей и

детей, регулируемый Семейным кодексом.

Правильно названы аспекты каждой из четырёх приведенных статей

и любой другой аспект.

Правильно названы всего три-четыре аспекта.

Правильно названы два аспекта.

Правильно назван только один аспект.

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2011- 20)

C4 В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе могут быть приведены следующие

объяснения :

1) Демонстрируется отношение общества к подобным действиям;

это помогает закреплению моральной нормы, требующей

поддержки обоими родителями малолетних детей.

2) Такие меры могут воздействовать

на совесть гражданина,

возможно, ему станет стыдно и он пересмотрит свое отношение к

выполнению обязанностей по содержанию несовершеннолетних

детей и нетрудоспособных родителей.

3) Такие меры могут послужить своего

рода предупреждением для

других неплательщиков и они, чтобы избежать, негативного

общественного мнения, станут выполнять свои обязанности.

Могут быть приведены другие объяснения.

Приведены три объяснения.

Приведены два объяснения.

Приведено одно объяснение.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

© 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации