Бухгалтерский учет энергоресурсов. Системы технического учета потребления ресурсов. Автоматизация учета тепловой энергии

Бухгалтерский учет энергоресурсов. Системы технического учета потребления ресурсов. Автоматизация учета тепловой энергии

Принятый в 1996 году Закон РФ "Об энергосбережении", принятый 23 ноября 2009 г. Закон РФ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и мировой опыт организации энергосбережения определяют учет расходования энергоресурсов в качестве первого и наиболее важного шага в цепочке организационных и технических мер по повышению энергоэффективности. Действительно, а как можно сэкономить то, что не сосчитал? А неучитываемого расхода энергии и энергоресурсов сегодня много и считать нужно много.

По оценкам специалистов общая потребность субъектов Российской Федерации в приборах учета тепла и воды для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т.д. составляет более 130 млн.штук. Из них для учета тепловой энергии необходимо около 24 млн.теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды - свыше 66 млн.водосчетчиков, для учета газа - более 40 млн.счетчиков.

Требования закона "Об энергосбережении..." к учету энергии и энергоресурсов?

Все производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному приборному учету. Исключения сделаны для потребления аварийных и ветхих объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а так же объектов с мощностью потребления электроэнергии до 5 киловатт или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час.

Сферы пристального контроля

В приведенных ниже сферах государство особенно тщательно будет контролировать установку приборов учета и использование данных учета для организации повышения энергоэффективности.

  • На объектах, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, на объектах вводимых в эксплуатацию, в многоквартирных жилых домах, объединениях дачных, садовых, коттеджных домов.
  • В течение 2010 года органы государственной и муниципальной власти в зданиях и помещениях, где они размещаются, должны закончить установку приборов учета всех видов энергии и энергоносителей. В течение 2010 года в сданных в эксплуатацию объектах собственники обязаны установить средства учета энергии и энергоносителей.
  • До 1 января 2012 года в жилых домах, квартирах в жилых домах, в садовых и дачных домах с централизованной подачей ресурсов собственники должны установить счетчики электроэнергии, воды, газа и коллективные теплосчетчики.
  • С 1 января 2012 года вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
  • С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения приборами учета энергии и энергоресурсов.

Кто должен проводить работы по установке приборов учета?

Приборы могут устанавливать организации - поставщики энергии и энергоресурсов и лица, имеющие для этого необходимую подготовку и квалификацию.

При этом для поставщиков электрической энергии и тепла, энергоресурсов (воды горячей и холодной, газа) предложение по установке приборов учета потребителям является обязательным, от заявки на установку приборов учета они не имеют право уклониться.

Более того, если потребитель не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Дотирование этого механизма финансирования предполагается организовать из бюджетов регионов и местных бюджетов. Законом предусмотрен принудительный порядок установки приборов учета с возмещением устанавливающей организации всех понесенных затрат. Поставщикам энергии и энергоресурсов предоставлено право заинтересовывать потребителей в установке счетчиков (сегодня это очень просто: нет счетчика, платишь круглосуточный расход "по сечению трубы, провода" и т.д.)

«Все… отлично знают, какова ситуация с энергоэффективностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, - безобразная. И наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом – это такая «черная дыра», где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы». Д.А. Медведев, президент Российской Федерации.

Компания ЦРСА, Московская область, г. Коломна

Закон об энергоэффективности

На сегодняшний день существует огромное количество предложений по снижению потребления воды, тепла и электроэнергии в многоквартирном жилом доме. Будь то утепление фасадов домов или простые рекомендации по замене протекающих кранов, но эти решения остаются без внимания самими жильцами по причине недостаточного стимулирования и отсутствия четкого учета потребленных ресурсов.

В конце 2009 г. вышел Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон об энергоэффективности), в котором уделено большое внимание энергосервисным мероприятиям в частном секторе, в том числе обязательная установка индивидуальных и коллективных приборов учета.

Учет энергоресурсов важен на всех этапах доставки ресурса потребителю. Это необходимо для выявления потерь энергоресурса на всех участках доставки, и распределения ответственности за потери энергоресурса. На сегодняшний день потери воды, тепла и электроэнергии при их доставке учитываются в тарифах, и граждане вынуждены оплачивать эти потери из своего кармана. Сегодня мы оплачиваем и незаконный отбор электроэнергии, который особенно распространен в малоэтажном секторе, и аварии на трубопроводах, и избыточное тепло в теплоносителях и многое другое. Выход из сложившийся ситуации – это четкое разграничение зон ответственности между энергетическими компаниями и конечным потребителем с помощью установки приборов учета энергоресурсов на границах зон ответственности. Это могут быть как поквартирные (индивидуальные) приборы учета, так и коллективные (общедомовые). Кроме того, установка приборов учета, несомненно, стимулирует абонентов к более эффективному расходу энергоресурсов. Ведь если мы будем платить по счетчику, то поневоле мы будем задумываться о протекающих кранах или открытой форточке зимой.

Вопросы с установкой приборов учета давно стоят перед Правительством РФ и энергосбытовыми компаниями, и основной вопрос заключается в том, за чей счет будет проходить повсеместная установка приборов. Закон об энергоэффективности определил, что установка таких приборов является обязанностью собственников жилых помещений, и сегодня можно долго спорить с этим решением, но скорее всего изменить это решение не представляется возможным. Ведь для государственного финансирования установки счетчиков по всей стране необходимы не только огромные финансовые средства, но и тотальный контроль над их расходованием. И такая программа могла бы затянуться на многие десятилетия без гарантии ее успешного завершения.

Для стимуляции установки приборов учета (далее – счетчики) самими потребителями энергоресурсов законом об энергоэффективности предусмотрено регулирование тарифной политики таким образом, чтобы абоненты, установившие приборы учета, платили меньше и смогли окупить установку приборов учета. Такая практика уже применяется достаточно давно, но все-таки она не привела к повсеместной установке приборов учета воды и тепла. Законом об энергоэффективности определен окончательный срок по установке приборов учета в многоквартирных жилых домах – январь 2012 г., после чего счетчики будут устанавливаться в принудительном порядке, а затраты на их установку будут взиматься с собственников жилых помещений. Кроме того, после 2012 г. сэкономить на разнице тарифов до и после установки счетчика скорее всего не удастся.

Управляющие компании и ТСЖ

По опыту работы с различными заказчиками в сфере жилищно-коммунального хозяйства для себя мы разделили все обслуживающие организации на две основные группы.

Первая из этих групп – это управляющие компании или ТСЖ, созданные на основе бывших ЖЭУ, ДЕЗов и других муниципальных эксплуатационных организаций. Принципы и способы управления жилищным хозяйством в таких организациях зачастую не изменяются вот уже несколько десятков лет и внедрение новых технологий в таких организациях часто затруднительно как в связи с устоявшимися традициями и нежеланием перемен, так и из-за простейшего отсутствия специалистов, разбирающихся во всех современных тенденциях.

Второй группой хотелось бы выделить достаточно «молодые» ТСЖ и УК, созданные людьми, понимающими необходимость перемен в области управления жилищным хозяйством и предлагающими оптимизировать расходы граждан на обслуживание жилья за счет оптимизации управляющего аппарата, более высокого уровня специалистов по обслуживанию жилья и внедрения новых технологий на всех уровнях их работы. Далее хотелось бы остановиться именно на второй группе управляющих организаций, так как, на наш взгляд, это наиболее перспективные и в конечном итоге единственно возможные формы управления жилым фондом.

На нашей практике управляющие таких ТСЖ досконально знают все коммуникации своего дома, методично, а не от ремонта к ремонту, ведут замену устаревших коммуникаций и постоянно ведут работу над улучшением уровня жизни жильцов, параллельно с этим снижая их затраты на энергоресурсы, они пускают сэкономленные деньги на внедрение новых технологий. На наш взгляд, это оптимальный и наиболее эффективный путь достижения энергоэффективности. При такой методичной работе практически не требуется привлечения крупных средств и бывает достаточно только сэкономленных денег за счет снижения потребления энергоресурсов, а также стандартных платежей за обслуживание жилья.

Рис. 1. Принцип работы узла регулирования

Экономия = доход

Понятно, что указанные ТСЖ не имеют денежных средств для реализации масштабных программ по единовременному проведению энергосервисных мероприятий, так как все деньги на эти цели собираются с владельцев жилья и нежилых помещений. Все мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности, проводятся последовательно и исходя из заранее определенного бюджета. Основной задачей при такой работе является постепенное увеличение бюджета ТСЖ за счет снижения его расходов, улучшая при этом уровень жизни жильцов и снижая их собственные расходы на коммунальные платежи.

Экономия электроэнергии на освещение мест общего пользования

С чего начать сокращать расходы в ТСЖ, имея скромные бюджеты? Во-первых, это наладить учет электроэнергии и тепла. Количество электроэнергии, потребляемой на освещение помещений общего пользования, можно сократить до 60%, используя программируемые централизованные отключатели или просто включая и отключая свет по расписанию. При этом счетчики на освещение можно перевести на два тарифа, что дополнительно снижает расход электроэнергии. Конечно, существенно поможет снизить затраты и энергосберегающие лампочки, но, к сожалению, они достаточно дороговаты и часто бесследно пропадают с места установки. Такие лампочки сегодня хорошо использовать там, где установлены системы видеонаблюдения.

Экономия тепла

Почти половину счета за коммунальные услуги составляет отопление помещений, и поэтому особое внимание стоит обратить на сбережение тепла.

Поквартирная установка счетчиков на отопление и термостатов достаточно дорогое удовольствие, но т.к. жильцы не имеют прямых договоров на отопление с теплоснабжающей организацией, они не обязаны устанавливать поквартирные приборы учета, а могут ограничатся только установкой общедомового счетчика тепла. Перед установкой теплосчетчика стоит обратить внимание на то, исходя из каких нормативов рассчитывается оплата тепла сбытовой организацией именно для вашего дома. Существуют случаи, когда сумма оплаты занижена из-за недостоверных исходных данных и установка счетчика в таком случае может быть невыгодна. Вообще, говоря о решении именно этих проблем, планируется повсеместная установка счетчиков, и если уж счетчик ставить все равно придется, а явной выгоды оплачивать по нормативу нет, то лучше его поставить уже сейчас и начать экономить уже сегодня. После установки теплосчетчика дальнейшие действия ТСЖ должны быть направлены на снижение потребления тепла по счетчику. Главный показатель неэффективного расходования тепла – это открытые форточки зимой. Если в вашем доме во время отопительного сезона жителям часто приходится открывать окна для того, чтобы поддерживать комфортную температуру в квартире, – это явный признак неэффективного расходования тепла. Конечно, существуют системы, где температура теплоносителя регулируется непосредственно поставщиком энергоресурса, но поставщику не всегда выгодно занижение объема отпускаемого тепла, поэтому более надежный способ – это регулирование потребления тепла непосредственно самим потребителем. Первый способ регулирования – это установка индивидуальных термостатов у абонентов, но этот способ показал себя неэффективным в тех случаях, когда у абонентов не установлены индивидуальные узлы учета. Жители не совсем понимают разницы регулирования температуры в комнате форточкой и термостатом, если они все равно платят одну и ту же сумму. Более эффективным себя показал автоматизированный регулятор тепла на вводе в здание. При помощи такого регулятора тепло из теплосети забирается в систему отопления дома в необходимом количестве. Количество необходимого тепла регулируется контроллером в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха на улице. Принцип работы узла регулирования с регулирующим клапаном и подмешивающим насосом поясняется в общем виде на рис. 1.

К примеру, ресурсоснабжающая организация подает теплоноситель при температуре 68 градусов Цельсия, расход теплоносителя 20 кубов в час, типовое 180-квартирное здание.

Микропроцессор системы измеряет температуру наружного воздуха и производит вычисления, в результате которых для поддержания комфортной температуры в квартирах для жителей (без открывания форточек) в данный промежуток времени вполне достаточно температуры теплоносителя 55 и за счет принудительной системы циркуляции расхода 14 кубов в час. Система посылает сигнал на Регулирующий клапан, который в автоматическом режиме начинает закрываться, тем самым уменьшая расход теплоносителя, в свою очередь циркуляционный насос в принудительном порядке возвращает часть воды из обратного трубопровода в систему отопления здания, и цикл повторяется до тех пор, пока не будет достигнут нижний температурный предел теплоносителя. Весь этот процесс происходит после прибора учета расхода тепла (теплосчетчика).

Эффект экономии возникает в результате того, что потребитель не забирает из системы ЦО и ГВС весь теплоноситель, а потребляет лишь то, что необходимо для полноценного и комфортного функционирования здания или сооружения.

Использование системы позволяет сократить расходы потребителей на ЦО и ГВС от 25 до 40 % в год.

Установка температур на входе и выходе из системы теплоснабжения, а также зависимость температуры теплоносителя от уличной температуры задаются при пуско-наладке системы и в последующем могут быть отрегулированы обслуживающим персоналом. Настройка системы после пусконаладки не представляет особой сложности и может быть выполнена штатными слесарями после краткого инструктажа. Хотелось бы сказать, что экономия от таких регуляторов рассчитывается индивидуально для каждого объекта, но на нашей практике такие системы окупают себя за один отопительный сезон даже в условиях достаточно холодных зим (для Московского региона).

После установки автоматизированных узлов часто возникают жалобы от некоторых жильцов о низкой температуре в их помещениях. Для решения этих проблем есть несколько способов. Во-первых, можно заказать съемку всего здания тепловизором. Результаты, полученные путем такого обследования, представляют собой фотографии здания в инфракрасном излучении, при помощи которых легко выявляются различные участки потери тепла у абонентов. В основном это «мостки холода» на стыках панелей, перекрытий и окна. В случае если у таких жильцов выявлены большие потери тепла через окна, можно предложить жильцам их замену или утепление. Способов утепления окон существует множество, и останавливаться на них мы не будем. Оплата утепления окон у жильцов может осуществляться за счет ТСЖ или за счет абонента. Эти решения должны приниматься на общем собрании владельцев жилых помещений.

Экономия воды

Дополнительно хотелось бы сказать об экономии воды. Как и экономия других ресурсов, экономия воды начинается с ее учета, только в отличие от тепла регулирование расхода воды на вводе в здание невозможно и без поквартирного учета не обойтись. В Москве и Московской области в настоящее время действуют тарифы, стимулирующие абонентов устанавливать счетчики воды, которые при условиях соответствия количества прописанных в квартире жильцов их реальному количеству (или меньшему) окупаются менее чем за год. Конечно, такой подход, когда счетчики устанавливают только те, кому это выгодно, не может устраивать водоснабжающие организации, ведь при такой ситуации они больше не могут переложить сверхрасходы одних абонентов на других, которые потреб­ляют значительно меньше. Закон об энергоэффективности поставил задачу оснащения приборами учета всех абонентов на территории РФ. Что касается непосредственно ТСЖ и установки счетчиков непосредственно членами ТСЖ, то они могут это сделать, если договор на водоснабжение заключен непосредственно между ними и водоснабжающей организацией. Если же оплату за воду производит непосредственно ТСЖ, то без установки счетчиков всем абонентам ТСЖ скорее всего не обойтись. Хотя, конечно, возможна ситуация, когда ТСЖ оплачивает счета частично по нормативам, а частично по установленным абонентским счетчикам, но такая ситуация крайне не выгодна для водоканалов и скорее всего водоснабжающая организация будет настаивать на установке централизованного узла учета.

Но даже после установки централизованного узла и абонентских счетчиков у ТСЖ часто возникают проблемы с оплатой воды, так как сбор средств за воду крайне затруднителен по причине того, что счетчики воды установлены непосредственно в квартирах и проверка их значений проходит только с согласия жильцов. Кроме того, жильцы при оплате могут перепутать или неправильно переписать значения счетчиков, которых в обычной трехкомнатной квартире может стоять до шести штук в зависимости от количества стояков холодной и горячей воды. Наша компания предлагает использовать счетчики с радиомодемами, которые позволяют в автоматическом режиме снимать значения со счетчиков и при этом не тянуть дополнительных коммутирующих линий связи. Такие счетчики стоят в 1,5–2 раза дороже классических, но для ТСЖ и небольших управляющих компаний они часто незаменимы и позволяют четко и своевременно собирать деньги за воду в полном объеме.

Отдельно хотелось бы сказать о достигнутом эффекте с точки зрения энергоэффективности. Результат установки индивидуальных и общедомового счетчиков на воду, на наш взгляд, колоссальный. На одном из объектов жильцами постепенно снизилось общее водопотребление почти в два раза, при том, что уровень жизни остался неизменным. Просто жильцы постепенно начали задумываться о текущих кранах, о напоре воды и других, элементарных водосберегающих вещах.

Еще раз о электроснабжении

Еще раз хотелось бы затронуть тему электроснабжения. Исходя из последних принимаемых законов и нормативных актов, все сводится к тому, что договор с энергосбытовой компанией будет заключаться между юридическим лицом подобным ТСЖ и энергосбытом, а не, как сейчас, между энергосбытом и физическими лицами. Для ТСЖ это значит, что все, что касается сбора средств с абонентов, будет ложиться на их плечи. Для контроля потребленной электроэнергии абонентами наша компания предлагает установку систем автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии от различных производителей. Эта тема была затронута в статье, и останавливаться на описании этих систем мы не будем. Дополнительно хотелось бы сказать о предлагаемых нами системах как о единственном способе борьбы с недобросовестными жильцами. Всем управляющим компаниям и председателям ТСЖ знакома проблема сбора средств. Причем, к нашему удивлению, в основной своей массе неплательщиками являются люди достаточно обеспеченные, по непонятным причинам они просто игнорируют все квитанции и просьбы оплатить долги по коммунальным услугам. В результате такой ситуации деньги, оплаченные другими жильцами на техническое обслуживание помещений, строительство площадок и уборку территорий могут полностью уходить на покрытие долгов таких неплательщиков перед энергосбытовыми компаниями. Особенно большой проблемой это становится для ТСЖ и небольших УК, в которых даже бюджет на обслуживание жилья может не покрыть их долги перед энергокомпаниями и у них не будет иного выбора, как собирать дополнительные деньги с добропорядочных граждан. Мы видим выход из этой ситуации только один – это ограничение неплательщиков в пользовании энергоресурсом. Причем именно ограничение, а не полное отключение. Ограничить пользование теплом, водой и газом мы не имеем права, остается только один способ – это ограничение электроэнергии. Для ТСЖ мы предлагаем установку счетчиков со встроенным реле (автоматом с программируемым номиналом). Съем данных с этих счетчиков, а также настройка номинала реле осуществляется с компьютера по силовой линии электропередачи. Таким образом, председатель ТСЖ может ограничить неплательщика путем снижения порога отключения реле в счетчике таким образом, чтобы абонент мог использовать приборы, обеспечивающие его жизнедеятельность (освещение, телефон, радио, телевизор), но не мог пользоваться другими энергоемкими приборами, такими, как стиральная и посудомоечная машины, теплыми полами, обогревателями для лоджий, личными саунами и пр. Конечно, использовать такие системы необходимо предельно аккуратно, также необходимы дополнительные нормативные акты с четким указанием на минимальное «социальное» электропотребление для того, чтобы защитить малоимущих граждан от недобросовестных председателей. Но на практике в небольших ТСЖ редко бывают случаи, чтобы реально действующий председатель мог проводить явно противоправные действия, т.к. его работа часто досконально проверяется самими жильцами и при неудовлетворительной работе председатель очень просто может потерять свое место или предстать в суде.

Газоснабжение

В теме об энергоресурсах нельзя не упомянуть о газоснабжении, но, как и в законе об энергоэффективности, так и в жизни газ стоит отдельной графой. В законе об энергоэффективности можно встретить одну фразу «кроме газа», по какой причине газовая сфера так выделяется, остается не совсем понятным. Конечно, все, что касается тепла, воды и электроэнергии в контексте установки приборов учета, на наш взгляд, должно касаться и газосчетчиков. Даже более того – газ для ТСЖ мог бы помочь во многом сократить коммунальные платежи при установке собственных небольших газогенераторов, генерирующих электроэнергию и тепло, как для собственных нужд, так и для обеспечения соседних жилых домов. В настоящее время установка таких генераторов практически невозможна из-за трудности их оформления, получения разрешений и других бюрократических препятствий, хотя их использование во многом могло бы сократить нагрузку на электросети и позволить подключить большее количество жилых домов и микрорайонов без увеличения нагрузки на сетевые и генерирующие компании.

Возвращаясь к теме «заработка» ТСЖ и аккумулируя все вышесказанное, касающееся установки коллективных приборов учета, хотелось бы обратить внимание на то, что энергосбытовые и энергосетевые компании освобождаются от необходимости работать с физическими лицами и работают только с юридическими, которые в свою очередь выполняют огромный пласт (объем) работы по сбору средств с конечных абонентов и обслуживанию коммуникаций и приборов учета. Кроме того, такие юридические лица становятся на порядок крупнее и способствуют капитализации энергосбытовых компаний и более прозрачному процессу энергоснабжения для сетевых организаций. На наш взгляд, было бы рационально оплачивать работу ТСЖ и управляющих компаний по обслуживанию приборов учета и коммуникаций при помощи более низкой ставки на тарифы для ТСЖ и аккумуляции этой разности на счетах ТСЖ и УК. В настоящее время УК и ТСЖ практически не заинтересованы выполнять работу энергосбытовых компаний по сбору средств, и это понятно, ведь эта работа требует огромных усилий и финансовых вложений, которые в настоящее время оплачиваются самими жильцами.

Финансирование энергосервисных программ

В законе об энергоэффективности отдельно акцентируется внимание на финансировании мероприятий по установке приборов учета. Конечно, способы финансирования еще не определены и во многих регионах будут различными, но, на наш взгляд, прямого финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности в настоящее время не требуется. В настоящее время необходимы поддержка вновь образовываемых ТСЖ и молодых УК, а также более жесткий контроль над их деятельностью. Кроме того, актуален вопрос по кредитованию ТСЖ, так как мероприятия по повышению энергоэффективности требуют достаточно больших единовременных затрат. Конечно, в законе об энергоэффективности предусмотрены возможности заключения энергосервисных контрактов ТСЖ и УК с энергосбытовыми и другими энергосервисными компаниями, а также рассрочка платежей за установку приборов учета. Но такая ситуация приведет к монополизации рынка установки приборов учета теми компаниями, которые будут иметь поддержку государственного бюджета и возможности по привлечению крупных беспроцентных кредитов. В свою очередь, монополизация рынка приведет к удорожанию установки прибора учета для конечного потребителя и отсутствию выбора приборов. Естественно, такое положение дел невыгодно ни государству, ни небольшим монтажным организациям, ни самим абонентам, и выход из такой ситуации видится в предоставлении беспроцентных кредитов не энергосбытовым и энергосервисным компаниям, а самим ТСЖ. В любом случае жильцы при установке приборов учета будут искать более выгодные условия и тем самым брать в банках исключительно те суммы, которые необходимы только на установку приборов учета, не переплачивая дополнительных средств на прибыли крупных компаний. При такой ситуации расходование бюджетных средств на компенсацию процентных ставок также будет минимальным. К сожалению, в настоящее время для такой схемы недостаточно специалистов в банковской сфере, ведь для оценки рисков по кредитам банка необходимо разбираться во всех тонкостях устройства ТСЖ и часто риски, связанные с выдачей кредитов слишком высоки. Да и сами кредиты, выдаваемые ТСЖ, достаточно небольшие, и крупные банки зачастую просто не заинтересованы работать с такими клиентами. Таким образом, без вмешательства государства (тщательной работы с банками и подготовкой специалистов в области ЖКХ) не обойтись.

Любое современное промышленное предприятие потребляет значительный объем энергоресурсов в разных формах. В том числе для обеспечения своей жизнедеятельности и технологических процессов предприятия различных отраслей потребляют электроэнергию и трубные энергоресурсы (отопление, горячее водоснабжение и т.д.). Затраты на приобретение энергоресурсов составляют значительную долю в себестоимости готовой продукции, что обуславливает актуальность энергосбережения. В свою очередь, энергосбережение невозможно без точного учета. Поэтому первым шагом для снижения затрат будет внедрение системы комплексного учета энергоресурсов.

Что такое комплексный учет энергоресурсов?

Комплексный учет энергоресурсов предусматривает построение единой автоматизированной системы, которая собирает показания со всех приборов первичного учета, которые измеряют потребление электроэнергии и других ресурсов. Информация с приборов учета поступает на устройство сбора данных и передается на сервер, где затем осуществляется их обработка. В результате предприятие получает развернутую картину потребления энергоресурсов и значительный объем аналитической информации, необходимой для оптимизации потребления.

Преимущества комплексного учета энергоресурсов

Внедрение системы комплексного учета энергоресурсов имеет целый ряд преимуществ перед использованием отдельных систем для каждого конкретного вида ресурсов. Прежде всего, это более экономичное решение за счет использования единой инфраструктуры сбора данных от приборов учета разных ресурсов.

Помимо этого, комплексная система дает следующие преимущества эксплуатационного характера:

  • Высокая информативность. Система комплексного учета энергоресурсов обеспечивает возможность получения данных о потреблении на любом из субъектов или структурных подразделений предприятия. Также обеспечивается возможность контроля показаний счетчиков энергоресурсов различного вида (электроэнергия, газ, отопление, вода и т.д.).
  • Актуальность. Комплексная система позволяет контролировать потребление энергоресурсов в режиме реального времени. Также обеспечивается накопление информации за прошлые периоды для последующего изучения и анализа.
  • Полная автоматизация процесса сбора информации, что имеет большое значение для предприятий со сложной структурой и большим количеством приборов учета потребления энергоресурсов.
  • Высокий уровень точности получаемой информации о потреблении.

Благодаря этим преимуществам комплексный учет энергоресурсов является более удобным в эксплуатации. Кроме того, система позволяет обеспечить по-настоящему эффективный контроль энергопотребления, что дает возможность выявлять проблемные места и изыскивать новые возможности для экономии ресурсов.

Реализованные проекты по комплексному учету энергоресурсов

  • Поквартирный учет потребляемых энергоресурсов: электроэнергии, горячей и холодной воды.
  • Расчет балансов потребления энергоресурсов.
  • Выписка счетов на оплату в автоматическом режиме.
  • Наше предложение

    Компания «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» предлагает услуги по разработке и внедрению эффективной автоматизированной системы комплексного учета энергоресурсов на вашем предприятии. Мы имеем большой опыт интеграции таких систем, начиная со стадии проектирования, заканчивая сдачей объекта и вводом системы в эксплуатацию. Для построения систем используются передовые разработки и лучшее оборудование. Это позволяет нам гарантировать максимальную эффективность систем учета при сравнительно небольших затратах на их внедрение.

    Кроме того, Наша компания выполнила разработку и получила свидетельство об утверждении типа средства измерений на Системы автоматизированные измерения и учета электроэнергии и энергоресурсов «ИЦ ЭАК» (АСКУЭР ИЦ ЭАК), регистрационный № 60241-15, срок действия до 27.03.2020 г.

    Это позволяет существенно снизить затраты времени и средств на создание легитимных систем коммерческого учета энергоресурсов для промышленных предприятий и ЖКХ.

    

Кузьмин Ю.Н., начальник отдела АСУТ НПО «Мир», г. Омск

I международное (VI межрегиональное) совещание «Автоматизированные системы учета энергоресурсов как инструмент снижения себестоимости продукции. Создание и эксплуатация АИИС КУЭ субъектов ОРЭ»

Современное предприятие, это крупный потребитель энергетических ресурсов, необходимых для технологических процессов производства продукции, а также для нормального функционирования структурных подразделений. Под энергетическими ресурсами мы понимаем все возможные ресурсы, которые расходуются в процессах производства и жизнедеятельности предприятия, которые участвуют во взаиморасчётах с внешними поставщиками и между подразделениями. К ним мы относим электроэнергию, тепловую энергию, различные технические газы и специальные жидкости, сточные воды. Тысячи киловатт-часов и большое количество гигакалорий тепла и других энергоресурсов потребляет современное промышленное предприятие. Как расходуются эти постоянно дорожающие ресурсы внутри предприятия? Какие подразделения расходуют их экономно, а какие превышают свои лимиты и почему? Если причины перерасходов объективны, то какие мероприятия нужно провести для исключения перерасходов? Как сэкономить на ресурсах? Это лишь несколько вопросов ответы, на которые интересуют руководителей предприятий.

Учитывая особенности климата нашей страны, когда в некоторых регионах отопительный сезон составляет более 9 месяцев, экономия энергоресурсов даже на несколько процентов позволит высвободить предприятию значительные финансовые средства. По данным некоторых источников известно/1/, что до 25% всех энергоносителей используется неэффективно. Это средняя цифра, а значит где-то 40%, где-то 15%. Имея данные о том, где конкретно и сколько, оперативно, в течение рабочего дня, смены, можно в реальном времени предотвращать перерасходы и значительно сократить затраты, а следовательно, снизить себестоимость основной продукции предприятия. Собрав информацию со счётчиков в конце месяца, когда время на оперативное устранение имевшего место перерасхода уже безвозвратно упущено, получить экономию трудно, а провести детальный анализ причин случившегося перерасхода, может быть невозможно. Поэтому, задача оперативной доставки информации об энергопотреблении энергетическому диспетчеру весьма актуальна и её решение позволит:

1. Сэкономить энергоресурсы, за счёт сокращения перерасходов.

2. Сэкономить финансовые ресурсы, за счёт уменьшения финансовых выплат поставщикам (штрафы за превышение заявленных мощностей, могут составлять до 50%).

3. Снизить себестоимость основной продукции и повысить конкурентоспособность предприятия, что особенно актуально в преддверии вступления нашей страны в ВТО.

4. Получить оперативную картину энергопотребления по всем ресурсам одновременно.

С введением в нашей стране рыночных методов хозяйствования и принятием Федерального закона РФ «Об энергосбережении» №28 в нашей стране стали широко внедрять узлы учёта расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП). Взаиморасчёты между поставщиками и потребителями тепловодоресурсов, на основе приборно-измеренных значений, сейчас практически стали нормой. Таким образом, узлы учёта основных энергоресурсов на предприятиях имеются, но вот оперативность её доставки нужно доводить до современных требований. Трудоёмкость доставки информации и исключение ошибок при снятии показаний счётчиков (человеческий фактор), также требует минимизации.

Из вышесказанного следуют цели создания АСТУ ЭР:

Получение оперативной информации по энергопотреблению структурными подразделениями промышленного предприятия и своевременное выявление перерасходов;

Централизация оперативного управления тепло-энергоснабжением, территориально распределённых структурных подразделений промышленных предприятий;

Минимизация потерь энергоресурсов на основе информации от АСКУ ЭР, проведения энергосберегающих мероприятий;

Повышение надежности и устойчивости работы системы тепло-энергоснабжения за счет фиксирования в архивах нештатных и критических ситуаций, определение первопричины аварийных ситуаций на основании архивных данных;

Представление собранной информации в виде графиков, трендов, отчётов;

Оперативное прогнозирование и планирование энергопотребления ПП;

Контроль работоспособности первичных приборов учета энергоносителей;

Минимизация затрат на получение информации по энергопотреблению от структурных подразделений промышленного предприятия.

Рассмотрим систему АСТУЭР-АСДУ на примере системы небольшого предприятия. На ней мы рассмотрим функциональную структуру программно-аппаратных комплексов АСТУ ЭР, основные функции системы, различные способы передачи информации.

На рис. 1 изображены несколько подсистем сбора информации в центральную диспетчерскую, различающиеся по способам получения и доставки информации. Это традиционный, для нашего предприятия, радиоканал и способ сбора информации с помощью контроллера телемеханики. Это подключение узлов учёта, с помощью выделенных или коммутируемых каналов связи через телефонную сеть предприятия и без контроллерный сбор. Это непосредственное подключение близко расположенных узлов учёта к серверу АСТУ ЭР по интерфейсу RS-485. Также возможно подключение узлов учёта через локальную сеть предприятия и сбор с помощью контроллера «Омь».

Данные, собранные с узлов учёта, сохраняются в сервере системы, построенном на основе открытых стандартов OPC и MS SQL сервера. Поэтому клиентское программное обеспечение верхнего уровня может быть как производства НПО «Мир», так и сторонних производителей. В своих проектах, ПО верхнего уровня, НПО «Мир» использует SCADA- системы "GENESIS 32" и "Омь 2000". На верхнем уровне проходит самодиагностика сервера, связи по ЛВС и другим каналам. Сообщения об ошибках квитируются оператором. При возникновении нештатных ситуаций диспетчеру выводятся сообщения с указанием времени, места, вида и причины возникновения нарушения функционирования системы.

На уровне контролируемого пункта самодиагностику проходят все субблоки контроллера и связь. При неисправности в журнал записывается код ошибки.

Основные функции системы.

5. Функция сбора информации:

Система регулярно опрашивает текущие и архивные параметры с контролируемых пунктов (КП), по индивидуальным каналам связи, и передаёт их в базы данных с привязкой по времени;

Передача информации по каналам связи производится автоматически, с заданным интервалом времени, и по запросам из ПУ (диспетчерской);

Система обеспечивает корректность, а также непрерывность данных в базе;

Система фиксирует все события, происходящие в ней, в журналах событий (корректировки времени, потери и восстановления связи между компонентами системы, отключения и восстановление питания устройств, время переконфигурирования КП, несанкционированное вмешательство и т.д.);

Система обеспечивает автоматическое и корректное заполнение базы после различных сбоев в системе (связь, счётчики, аппаратура и т.п.);

В системе предусмотрена возможность указать, для каждого зарегистрированного счётчика, необходимость автоматического сбора данных или её отсутствие (заблокировать сбор данных).

6. Функции контроля:

Контроль отклонения измеряемых параметров от заданного интервала значений;

Контроль регулярности поступления информации от КП;

Контроль срабатывания аварийной сигнализации;

Контроль попытки несанкционированного доступа;

Контроль исправности приборов учета;

Контроль отклонений в функционировании компонентов системы (журнал регистрации).

7. Функция управления:

Система осуществляет управление исполнительными механизмами КП по командам диспетчера, проверяет правильность исполнения команд, позволяет дистанционное изменение разрешенных параметров. Важное требование, предъявляемое к системе, – надежность режима ТУ. В системе телемеханики «Омь» реализована двухэтапная процедура выполнения команды ТУ, которая формируется в ПУ. После поступления этой команды контроллер переходит в соответствующий режим. Затем центральный процессор тестирует субблоки ТУ, проверяя в каждом исправность ключей, управляющих силовыми реле, и наличие напряжения питания оперативных цепей. Результаты тестирования передаются в ПУ. Если результаты тестирования положительны, т.е. ключи исправны и имеется напряжение питания оперативных цепей, то команда ТУ выполняется.

8. Функция хранения информации:

Вся информация о параметрах энергопотребления объектов, о состоянии системы, о событиях хранится в базах данных на сервере системы. Срок хранения информации на сервере системы до 5 лет.

9. Функция отображения информации:

Позволяет отображать общую схему энергопотребления всего ПП, осуществить выбор КП из общей схемы и обеспечивать вывод на монитор технологической мнемосхемы конкретного КП, с отображением на ней состояния текущих технологических и аварийных параметров, а при ручном запросе оператора отображает архивные значения потребления в отдельном окне. Сообщения об аварийных событиях в системе автоматически оперативно отображаются на АРМ диспетчера. Конкретные видеокадры и их взаимозависимости определяются при проектировании.

10. Функции программного обеспечения:

Программное обеспечение системы осуществляет: опрос текущей и архивной информации датчиков, счётчиков, исполнительных механизмов, установленных на КП. Ведение групп учета, составление форм отчетных документов, просмотр отчетов по учёту. Просмотр отчетов событий для оборудования, установленного на КП (отказы, наработка, несанкционированное вмешательство и т.п.). Тестирование отдельных компонентов системы.

Оперативное отображение и доступ ко всем оперативным данным и обработка тревог. Система предоставляет достаточные средства авторизации доступа к данным системы, к конфигурации, на основании настраиваемых привилегий. Все изменения в конфигурации системы фиксируются на сервере системы со временем изменения и лица, сделавшего изменения. Обеспечивается возможность возврата к предыдущей конфигурации без потери информации и архивных данных.

11. Функция синхронизации времени:

Система обеспечивает единое время во всех частях системы. Обеспечена возможность автоматической или ручной корректировки системного времени, как на всех КП одновременно (например, переход на летнее время), так и на каждом в отдельности, для счётчиков имеющих такую возможность.

12. Совместимость с другими системами:

Выполнена стыковка с системой АСУТП, производства НПО «Мир» использующей открытые стандарты и протоколы обмена.

Предусмотрена возможность передачи информации диспетчеру о состоянии системы АСУТП с возможностью управления системой диспетчером. Такая возможность реализована в системе АСУТП малой блочной котельной очистных сооружений в МП «Салехардэнерго». Оператор в помещении котельной не требуется, а удалённый диспетчер следит за работой оборудования, работающего в автоматическом режиме.

Имеется возможность подключения к системе других систем автоматизации.

Литература:

1. Н.П. Паршуков, В.М. Лебедев. Источники и системы теплоснабжения города. Омск, 1999.

2. В.И. Журина, В.Ф. Галушко. Оценка схем теплоснабжения с учётом рыночных отношений//Теплоэнергетика, 1992. № 11.

3. Состояние и перспективы научно-технического прогресса в электроэнергетике (аналитический обзор)/ ВТИ. Москва,1993.

| скачать бесплатно Технический учёт энергоресурсов предприятия , Кузьмин Ю.Н.,