Изменения в законодательстве по микрозаймам. Что нужно знать о законе МФО. Самое важное. Советы

Изменения в законодательстве по микрозаймам. Что нужно знать о законе МФО. Самое важное. Советы

4 сент. 2014, 21:35

Решили взять кредит в одной из микрофинансовых организаций (далее - МФО) – ознакомьтесь с положениями закона, регламентирующего их деятельность.

С кем можно иметь дело

Предоставлять микрокредиты имеют право только юридические лица. Основанием для начала деятельности является включение в реестр микрофинансовых организаций. Он ведется Банком России.

Копия документа, подтверждающего внесение в перечень, должна предоставляться по первому требованию заемщика. Проверить наличие заимодавца в реестре можно на официальном сайте Банка России, где он доступен в файле формата XLS. Учтите, что файл обновляется периодически. Дата последней актуализации указывается под ссылкой на скачивание.

Иметь в составе своего наименования (полного, сокращенного и прочих) словосочетание «микрофинансовая организация» может только включенный в реестр субъект хозяйственный деятельности. Не может быть 2 микрокредиторов не только с одинаковым, но даже созвучным названием. На Банк России возложен контроль этого при внесении заимодавца в реестр микрофинансовых организаций.

Особенности деятельности микрофинансовых оргаизаций

Микрозаем выдается только в национальной валюте. Его сумма не может превышать 1 миллион.

Процедуры предоставления и прохождения определяет «Закон о потребительском кредите (займе)». Если в качестве МФО выступает ломбард или кооператив (кредитный, жилищный накопительный) - соответствующие этим формам хозяйствования разделы законодательства.

На основании указанных нормативных документов каждый из кредиторов разрабатывает собственные правила. Закон о микрофинансовых организациях требует, чтобы они были доступны заемщику для обозрения и ознакомления.

Из правил можно почерпнуть информацию о порядке подачи заявки и ее рассмотрении, предоставлении заимодавцев графика платежей и т.п. При возникновении разногласий с кредитором, следует помнить, что положения договора займа главенствуют над правилами.

Важно знать, что финансовая организация не имеет права изменять в одностороннем порядке сроки действия договора, размеры ставок и комиссионных вознаграждений.

Деятельность микрофинансовых организаций предусматривает передачу данных о получении кредитов и порядке их прохождения в бюро кредитных историй.

  • Ознакомьтесь с составом закона «О потребительском кредите (займе)». Его новая редакция жестко регламентирует действия кредитора и форму договора займа.
  • Так как ставки МФО обычно выше, чем у банков, пользуйтесь их услугами в тех случаях, когда деньги необходимы срочно или у вас не лучшая кредитная история. Несколько займов, своевременно возвращенных микрокредиторам, позволят исправить ее вид.
  • Закон о микрофинансовых организациях предоставляет возможность получения целевого микрозайма – на конкретные нужды. Кредитор будет иметь право контролировать расходование предоставленных средств. Если не удается договориться с заимодавцем – попробуйте взять у него целевой кредит.
  • Хотите вернуть микрозайм ранее установленного договором момента - предупредите об этом кредитора письменно не менее, чем за 10 дней. Так рекомендует закон - МФО не сможет применить штраф за досрочный возврат.

Обращаем Ваше внимание, что в Российской Федерации с января 2011 года вступил в силу Федеральный Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях » № 151-ФЗ, который регулирует деятельность таких организаций. Микрофинансовые организации могут предоставлять займы в сумме до одного миллиона рублей. Возникает вопрос, чем такие организации отличаются от банков?

Микрофинансовая организация представляет собой юридическое лицо, зарегистрированное в одной из форм, допускаемых действующим законодательством. Причем это может быть как коммерческая организация, зарегистрированная в форме общества и ограниченной ответственностью, акционерного общества, так и некоммерческая, зарегистрированная, например, в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства.

Микрофинансовая деятельность организации должна быть одним из видов деятельности, закрепленном в уставе.

При этом для приобретения статуса микрофинансовой организации и осуществления соответствующей деятельности по привлечению и выдаче займов, такая организация должна быть внесена в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Законом установлена максимальная сумма займа, которую микрофинансовая организация может выдавать – до 1 000 000 рублей. Эта сумма включает в себя все проценты за пользование суммой займа на период его предоставления.

Так же, как и банки, микрофинансовые организации имеют право привлекать средства физических лиц в виде займов, добровольных взносов и пожертвований и в других поступлений.

Однако закон ограничивает круг физических лиц, которые могут передавать денежные средства микрофинансовой организации может привлекать денежные средства, ограничен.

Могут являться вкладчиками микрофинансовой организации лица, которые предоставляют денежные средства на основании договора займа в сумме 1 500 000 рублей или более, а также - учредители (члены, участники, акционеры) микрофинансовой организации.

Микрофинансовые организации отличаются от банков прежде всего тем, что у них отличная от банков организационно-правовая форма, существует ограничение другие прав микрофинансовой организации, иная система контроля за деятельностью микрофинансовых организаций.

Микрофинансовая организация не может изменять размер процентных ставок, указанных в договоре займа, в одностороннем порядке, тогда как банк имеет такое право в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности».

Вы всегда имеете право досрочно вернуть заем микрофинансовой организации, и при этом микрофинансовая организация не вправе взимать штраф с физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Следует помнить, что ваши вклады в микрофинансовую организацию не застрахованы в отличии от вкладов в банки в соответствии с законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»), поэтому вам следует быть осторожным с выбором микрофинансовой организации – у неё нет каких-либо гарантий возврата привлеченных денежных средств.

2 июля 2010 года N 151-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МИКРОФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Государственной Думой

18 июня 2010 года

Советом Федерации

23 июня 2010 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) микрофинансовая деятельность – деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);

2) микрофинансовая организация – юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

3) микрозаем – заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей;

4) договор микрозайма – договор займа, сумма которого не превышает сумму, установленную пунктом 3 настоящей части;

5) уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации, выработке государственной политики, контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности, определяемый Правительством Российской Федерации.

2. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы микрофинансовой деятельности

1. Правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

2. Микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. Кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

Глава 2. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИКРОФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Статья 4. Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций

1. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются уполномоченным органом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Уполномоченный орган устанавливает порядок ведения государственного реестра микрофинансовых организаций.

3. Государственный реестр микрофинансовых организаций ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

4. Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.

5. Сведения, содержащиеся в государственном реестре микрофинансовых организаций, являются открытыми и общедоступными.

6. За внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 5. Приобретение статуса микрофинансовой организации

1. Юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

2. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

3. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.

4. Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций в течение четырнадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом в уполномоченный орган следующих документов и сведений:

1) заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом (далее – заявитель), с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов заявителя;

2) копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

3) копии учредительных документов юридического лица;

4) копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;

5) копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в уполномоченный орган;

6) сведений об учредителях юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;

7) сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

8) выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя – иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями).

5. Учредительные документы некоммерческих организаций, представляемые в уполномоченный орган в соответствии с настоящей статьей, должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемым некоммерческой организацией, а также сведения о том, что доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, должны направляться некоммерческой организацией на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели.

6. Представляемые в соответствии с настоящей статьей документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.

7. Уполномоченный орган при отсутствии установленных настоящим Федеральным законом оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения документов, указанных в части 4 настоящей статьи, вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

8. Форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций устанавливается уполномоченным органом.

9. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, включенных в государственный реестр микрофинансовых организаций, не может использовать в своем наименовании словосочетание “микрофинансовая организация”.

10. Юридическое лицо, включенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, обязано информировать уполномоченный орган об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение тридцати дней со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.

Статья 6. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций

1. Во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций может быть отказано по следующим основаниям:

1) несоответствие документов, представленных в уполномоченный орган для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) представление неполного комплекта предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, необходимых для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, либо документов, содержащих недостоверную информацию;

3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

2. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций должно содержать мотивированное обоснование этого отказа с указанием всех причин, послуживших основанием для данного отказа. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций сообщается заявителю в письменной форме не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения уполномоченным органом документов, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, а также непринятие уполномоченным органом в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

4. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций не является препятствием для повторной подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Повторная подача такого заявления и принятие по нему решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций

1. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом по следующим основаниям:

1) подача соответствующего заявления микрофинансовой организации с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;

2) вынесение решения уполномоченного органа в случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией настоящего Федерального закона и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов;

3) ликвидация микрофинансовой организации как юридического лица.

2. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по иным основаниям, за исключением оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.

3. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций может быть обжаловано в судебном порядке.

4. Юридическое лицо считается исключенным из государственного реестра микрофинансовых организаций со дня представления в уполномоченный орган заявления об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, либо со дня принятия уполномоченным органом решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, либо со дня ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица.

5. В случае исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу.

Глава 3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 8. Основные условия предоставления микрозаймов микрофинансовыми организациями

1. Микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.

2. Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

3. Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;

2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;

3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

4. Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением микрофинансовой организации права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.

5. Правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма. В случае установления в правилах предоставления микрозаймов условий, противоречащих условиям договора микрозайма, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма.

Статья 9. Права и обязанности микрофинансовой организации

1. Микрофинансовая организация вправе:

1) запрашивать у лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов;

2) мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма;

3) осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и учредительными документами, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами;

4) привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

5) иметь иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и условиями заключенных договоров микрозаймов.

2. Микрофинансовая организация обязана:

1) предоставить лицу, подавшему заявку на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма;

2) разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет;

3) проинформировать лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма об условиях договора микрозайма, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма;

4) гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков. Все работники микрофинансовой организации обязаны соблюдать тайну об операциях заемщиков микрофинансовой организации, а также об иных сведениях, устанавливаемых микрофинансовой организацией, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

5) раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, в порядке, установленном учредительными документами;

6) нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и условиями заключенных договоров микрозайма.

Статья 10. Права и обязанности лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию

1. Лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, вправе:

1) знакомиться с правилами предоставления микрозаймов, утвержденными микрофинансовой организацией;

2) получать полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, включая информацию о всех платежах, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма.

2. Лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, обязано представлять документы и сведения, запрашиваемые микрофинансовой организацией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иными федеральными законами и правилами предоставления микрозаймов, в том числе необходимые для исполнения микрофинансовой организацией требований, установленных федеральными законами.

3. Лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, имеет иные права и может нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами.

Статья 11. Права и обязанности заемщика

1. Заемщик вправе распоряжаться денежными средствами, полученными по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены договором микрозайма.

2. Заемщик обязан представлять документы и сведения, запрашиваемые микрофинансовой организацией в соответствии с частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. Заемщик имеет иные права и может нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами и условиями заключенного договора микрозайма.

Статья 12. Ограничения деятельности микрофинансовой организации

Микрофинансовая организация не вправе:

1) привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

б) предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним займодавцем;

2) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;

3) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на десять и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (членов, участников, акционеров);

4) выдавать займы в иностранной валюте;

5) в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;

6) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;

7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей.

Статья 13. Страхование рисков микрофинансовой организации и формирование целевых фондов

1. Микрофинансовая организация вправе страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях, за исключением страховых организаций, в которых микрофинансовая организация является учредителем (участником, акционером). Выбор общества взаимного страхования и (или) страховой организации осуществляется решением органа управления микрофинансовой организации.

2. Микрофинансовая организация может формировать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется внутренними нормативными документами микрофинансовой организации.

Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 14. Регулирование и контроль деятельности микрофинансовых организаций

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность микрофинансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Государственное регулирование деятельности микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом.

3. Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:

1) ведет государственный реестр микрофинансовых организаций и саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

2) получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также финансовую отчетность в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными законами, осуществляет контроль выполнения микрофинансовыми организациями требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) взаимодействует с саморегулируемыми организациями микрофинансовых организаций.

4. В отношении микрофинансовой организации уполномоченный орган:

1) запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, у иных органов государственного контроля и надзора;

2) запрашивает и получает информацию о микрофинансовой организации из единого государственного реестра юридических лиц;

3) обеспечивает соответствие сведений о микрофинансовой организации в государственном реестре микрофинансовых организаций сведениям об указанной организации в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе сведениям о ликвидации организации;

4) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке проверку соответствия деятельности микрофинансовых организаций требованиям настоящего Федерального закона и иных федеральных законов;

5) устанавливает и контролирует соблюдение микрофинансовыми организациями, привлекающими денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности;

6) требует от органов управления микрофинансовой организации устранения выявленных нарушений;

7) дает микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

8) исключает сведения о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций в случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией требований настоящего Федерального закона и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов;

9) осуществляет иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Микрофинансовая организация вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченного органа в арбитражный суд по месту нахождения микрофинансовой организации.

Статья 15. Отчетность микрофинансовых организаций

Микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом.

Статья 16. Отношения между микрофинансовыми организациями и бюро кредитных историй

Микрофинансовые организации вправе в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ “О кредитных историях”, предоставлять имеющуюся у них информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении своих заемщиков в бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

Или в офисе компании, знают что в отличии от банков, в микрофинансовых организациях повышенный процент переплат, который обусловливается небольшой суммой и недолгим сроком займа.

29.03.2016 года вышел новый закон о микрозаймах , который вносит поправки в существующий закон №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» .

Что поменяет новый закон о микрозаймах?

Внесено несколько серьезных изменений, которые повлияют как на МФО, так и на заемщиков. Давайте разберемся что поменялось:

  1. Во-первых, все МФО теперь подразделяются на микрофинансовые (МФК) и микрокредитные (МКК), в зависимости от капитала компании. Первые могут привлекать средства от физических лиц (до 1.5 млн. руб.), и выдавать займы до 1 млн. руб., вторые могут привлекать средства только от учредителей и максимальная сумма займа физическим лицам составит 500 тыс. руб.
  2. Что качается так называемых «быстрых займов» — их сумма не должна превышать 30 000 рублей и срок займа ограничивается одним месяцем.
  3. Так же изменится максимальная переплата по кредиту — она теперь может быть не более чем в 4 раза больше суммы, которую заемщик брал в долг. Например, если взять в долг 4 000 рублей, то МФО может запросить максимум 16 тысяч, включая все штрафы и пени. До нового закона, переплаты по микрозайму могли быть в 8-10 раз больше основной суммы. Это большой плюс для заемщиков.
  4. Займы для бизнеса увеличатся с 1 до 3 млн. руб. Эту возможность получат как МФК так и МКК.
  5. Кроме этого, в случае банкротства организации, выдающей микрозаймы, сначала деньги выплатят частным инвесторам, и только после этого работникам компании и юридическим лицам.

новый закон тоже коснется. Теперь выдавать , или на электронные кошельки смогут только МФК, у которых уставной капитал должен быть больше 70 млн. рублей. Если онлайн займ превышает 15 тысяч руб., то МФО нужно будет заключать партнерские отношения с банком, что для последних не всегда выгодно, так как многие из них открывают дочерние микрофинансовые организации.

С 29 марта 2016 все МФО автоматически получили статус МКК (микрокредитной компании) и за год, который пройдет после принятия закона они должны решить в каком статусе продолжать деятельность. Не исключено что большинство организаций прекратят свою работу и на рынке останутся только крупные игроки, т.к. уставной капитал в 70 миллионов является для многих серьезным препятствием, для перехода в статус МФК.

Получить деньги у проверенных организаций онлайн за несколько минут на карту:

Название Сумма и способы получения Описание и условия Оформить
до 30 000 рублей (до 9 000 в первый раз)

Visa/Master Card

- Решение через 15 минут!
- Нужен только паспорт
- Срок: от 7 до 30 дней
- Возраст 18-75 лет
до 30 000 рублей

Наличные, VISA/Master Card, банковский перевод, CONTACT, Яндекс.Деньги

- Автоматическое решение и мгновенное зачисление!
- Нужен только паспорт
- Срок: от 7 до 30 дней
- Возраст 18-75 лет
до 30 000 рублей

QIWI, VISA/Master Card, банковский перевод, CONTACT, Яндекс.Деньги

- Мгновенное зачисление
- Без справок о доходе
- Срок: от 7 до 21 дня
- Возраст 18-65 лет
до 15 000 рублей

Visa/Master Card, банковский перевод, CONTACT, QIWI, Яндекс.Деньги.

- бесплатный расчет кредитного рейтинга, за минуту;
- улучшение кредитной истории;
- одобрение за несколько минут.

В ст. 151 ФЗ о микрофинансовой деятельности говорится о правовом регулировании использования микрозаймов в РФ. Микрозаймы являются одной из наиболее востребованных услуг на российском финансовом рынке. Микрофинансовые организации (МФО) в России обладают статусом юридического лица, но специфика их деятельности значительно отличается от той, что присуща крупным финансовым организациям, в том числе и банкам.

В ст. 151 ФЗ микрофинансовая деятельность приобрела особый правовой статус. В 2010 году был определен на государственном уровне порядок ее регулирования. Деятельность всех МФО в России подчиняется данному законодательному документу, где четко обозначены размер, условия и порядок предоставления микрозаймов.

В России на законодательном уровне установлен процессуальный алгоритм, в соответствии с ним юридическое лицо, планирующие осуществлять деятельность в сфере микрофинансирования, получает разрешение или отказ на право работать в этом сегменте финансового рынка.

В чем разница между макро- и микроучастниками?

В законе о микрофинансовых организациях определен перечень юридических лиц, чья деятельность рассматривается как микрофинансовая. Среди них не только сугубо кредитные организации, предоставляющие займы гражданам, но и ломбарды, жилищные, накопительные кооперативы.

Микрофинансовой деятельностью вправе заниматься и другие юридические лица, так как в законе не ограничен жестко перечень организаций, имеющих право вести работу в данном сегменте. Но бюджетные организации, согласно российскому законодательству, не вправе брать на себя функции микрофинансовых и осуществлять деятельность в данной сфере.

Большинство частных лиц, являющихся потребителями кредитных продуктов, не особенно отличают банки от юридических лиц, предоставляющих займы. Но разница между двумя категориями участников финансового рынка есть, и весьма существенная.

И банки, и микрофинансовые организации должны обязательно пройти процедуру государственной регистрации и быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Данная правовая норма законодательно закреплена в ст. 51 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Банки и иные кредитные учреждения обязаны быть зарегистрированы и в Центральном Банке Российской Федерации, который является не только сугубо финансовым государственным институтом, но и инструментом регулирования процессов, происходящих в банковской сфере и смежных с ней отраслях. МФО должна в обязательном порядке быть зарегистрирована в Государственном . Есть Приказ Минфина России от 03.03.2011 N 26н, где четко определен порядок ведения такого реестра.

Микрофинансовые организации могут быть:

  • коммерческими;
  • некоммерческими.

В чем отличие статуса МФО от статуса банка?

Банк же, в свою очередь, не может получать статус некоммерческого, даже если участвует в государственных проектах, программах пенсионного софинансирования, в некоммерческих партнерствах и ассоциациях. Вопрос о возможности создания в России некоммерческих банков неоднократно после 2008 года выходил на федеральный уровень. Но на данный момент он остается на уровне общественной инициативы, не получившей реализации в законодательной и финансовой практике.


Коммерческие микрофинансовые организации вправе существовать в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Из некоммерческих форм МФО в России наибольшее распространение получили фонды, автономные организации, партнерства.

Чтобы юридическое лицо было вправе вести свою деятельность в сфере микрокредитования, необходимо, чтобы в его уставе был закреплен соответствующий вид деятельности. Если некоммерческое партнерство выдает, например, микрозаймы населению, но в уставе юридического лица нет соответствующего пункта, такая деятельность является незаконной.

Где лучше брать кредит и размещать вклады?

Закон ограничивает суммы займов, которые микрофинансовые организации вправе выдавать заемщикам: не более одного миллиона рублей на одно физическое лицо. Но это еще не означает, что заемщик, берущий максимально крупный заем, получит всю сумму. Один миллион рублей составляет совокупность суммы займа и процентов за пользование им.

Даже если заемщик планирует досрочно погасить микрокредит, сумма не может быть увеличена свыше одного миллиона рублей. При расчете общей максимальной суммы займа учитываются проценты за весь период, в течение которого частное лицо, согласно заключенному договору, должно погасить микрокредит.

При этом государство не делает существенного различия между микрозаймами и микрокредитами, устанавливая между ними общую верхнюю планку – один миллион рублей. Государство уравняло МФО в правах с банками и разрешило первым привлекать средства физических лиц в различных финансовых формах:

  • займах;
  • добровольных взносах;
  • пожертвованиях;
  • других поступлениях.

Но круг граждан, которые, согласно российскому закону, могут передавать займы микрофинансовым организациям, ограничен. Если частное лицо становится вкладчиком МФО, то между ним и микрокредитной организацией заключается договор о займе. В роли заемщиков вправе выступать учредители микрофинансовой организации, к категории которых относятся и акционеры, если организация является акционерным обществом.

Микрофинансовые организации, согласно закону, отличаются от банков не только в плане организационно-правовой формы собственности.

Права микрофинансовых организаций ограничены в условиях оказания ими заемных и кредитных услуг гражданам. Если человек взял сумму в МФО, ему не надо переживать, что за время, в течение которого он должен вернуть заем, процентная ставка по выданной ему сумме увеличится и придется платить значительно больше, чем предусматривалось на момент заключения договора с финансовой организацией.

Банки, наоборот, вправе, согласно российскому законодательству, в одностороннем порядке менять свои процентные ставки, не согласовывая эти вопросы со своими вкладчиками и потребителями кредитных продуктов. Возвращение досрочного займа МФО достаточно распространенная практика среди заемщиков, тогда как возвращать досрочно кредиты банкам оказывается невыгодно.

Сориентированы ли на различные сегменты финансового рынка?

В России микрофинансовые организации не имеют права взыскивать штрафы с индивидуальных предпринимателей и физических лиц, что на законодательном уровне разрешено банкам. Как показывают многочисленные социологические опросы, потребители заемных и кредитных продуктов считают, что в микрофинансовых организациях более демократичная процедура получения кредитных и заемных средств.

Связано это с тем, что юридические лица, ведущие микрофинансовую деятельность, сориентированы на иной, чем банки, потребительский сегмент рынка. Большинство микрофинансовых организаций предлагают свои услуги жителям небольших населенных пунктов, где банковская инфраструктура еще недостаточно развита.

Микрофинансовые организации нацелены на оказание услуг начинающим предпринимателям, которым сложно получить кредиты и займы на развитие собственного дела, так как многие программы поддержки малого бизнеса в России носят декларативный, далекий от экономических и финансовых реалий характер.

Но с другой стороны, лица, занимающие средства у микрофинансовых организаций, находятся в менее выгодном положении по сравнению с вкладчиками банков. Российское законодательство обязало банки страховать вклады физических лиц. Для деятельности микрофинансовых организаций такое правило законодательно не предусмотрено, что значительно повышает риск невозврата недобросовестными заемщиками средств физическим лицам.

В 2014 году федеральное законодательство о микрофинансовой деятельности претерпело значительные изменения. Государство задействовало правовой рычаг против нарушителей законодательства. Законодатели конкретизировали правовые основания, согласно которым организация, оказывающая услуги микрофинансирования, может быть исключена из государственного реестра микрофинансовых организаций. Как только организация исключена из него, юридическое лицо теряет свой статус и право вести деятельность в сфере микрофинансирования.

В России урегулирован механизм информирования клиентов микрофинансовых организаций об исключении юридических лиц из соответствующего реестра. В 2014 году были окончательно уточнены законодательные положения, на основании которых микрофинансовые организации предоставляют информацию о своих заемщиках в бюро кредитных историй.

время публикации: 18.07.2015 11:42 последняя редакция: 18.07.2015 20:10

Правовая основа МФО - это ФЗ №151 от 2 июля 2010 года и включение организации в государственный реестр Банка России

С принятием в июле 2010 года Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (ФЗ №151 от 2 июля 2010 года, далее - Закон об МФО) в России начал формироваться новый альтернативный рынок банковской системе. Специфика этого финансового бизнеса связана с меньшей зарегулированностью, в отличие от банков. Как следствие. МФО готовы брать на себе те финансовые риски, которые не подвластны банкам. Естественно, плата за риск - это более высокая процентная ставка в МФО по сравнению с банком.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В Законе об МФО 5 глав, 17 статей. В 1 главе закона дается определение микрофинансовой организации: «Микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций». Три ключевых критерия микрофинансовой организации:

1) ведение микрофинансовой деятельности (предоставление микрозаймов);

2) включение в реестр (его ведет ЦБ РФ);

3) организационно-правовой статус (юрлицо).

Как видим, в отличие от банков или брокеров, требований по минимальному капиталу к МФО со стороны регулятора пока не предъявляется. При этом введены два экономических норматива НМО1 и НМО2, о которых речь пойдет ниже.

Микрозаем - основа микрофинансовой деятельности, его сумма не может быть выше 1 млн. руб. Договор микрозайма заключается между займодавцем и заемщиком (ст. 2 ФЗ №151).

Деятельность МФО также регулируется Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». В нем ограничены максимальные процентные ставки по займам.

В Законе об МФО также упомянуты и другие профессиональные кредиторы, которые могут осуществлять параллельно и микрофинансовую деятельность - кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы.

Банк России ведет государственный реестр микрофинансовых организаций. По сути, это табличка в Excel, которая доступна на его сайте.Также данные дублируются в бумажном формате. За вступление в государственный реестр с МФО берется государственная пошлина.

ТРЕБОВАНИЯ К МФО

Закон об МФО предъявляет требования к его органам управления. Так, членами совета директоров МФО не могут являться люди, которые ранее руководили финансовыми организациями, у которых отобрали лицензии. Либо эти люди находятся под административным наказанием, срок которого еще не истек. Также не могут руководить МФО люди с неснятой и непогашенной судимостью за преступления в сфере экономики, либо против государственной власти.

Отдельные требования Закон об МФО предъявляет к учредителям (участникам) МФО. Так, лица с непогашенной судимостью не могут владеть более 10% долей или акций МФО. Также все лица, которые приобрели более 10% должны уведомлять об этом Центробанк Российской Федерации.

В ст. 5 Закона об МФО указано, что с даты внесения в реестр МФО приобретает соответствующий правовой статус. Для вступления МФО в реестр Банк России требует следующие документы:

Заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

Копии учредительных документов юридического лица;

Копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;

Копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в Банк России;

Сведений об учредителях юридического лица по форме, утвержденной Банком России;

Сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

Выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя - иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями).

Не юридическое лицо не может являться микрофинансовой организацией. Внесения записи в государственный реестр осуществляется в течение 14 дней. После этого МФО получает свидетельство от Банка России. В п. 9 ст. 5 Закон об МФО закрепляет норму, согласно которой ни одно юрлицо в России не имеет право называться МФО, если оно не включено в государственный реестр.

В качестве одной из причин, по которой МФО могут отказать от внесения в государственный реестр - это совпадение с названием организации, которая уже в реестре.

В ст. 7 Закона об МФО упомянуты основания, по которым организация может быть исключена из государственного реестра:

По собственному желанию (заявление от органов управления, либо ликвидация юрлица, при этом не должно быть обязательств по договорам займа перед физлицами, не являющими учредителями);

По решению Банка России.

Когда Банк России может лишить МФО права находиться в государственном реестре (в случае неоднократных нарушений):

Несоответствия органов управления микрофинансовой организации требованиям Закона об МФО;

Нарушения микрофинансовой организацией Закона об МФО, нормативных актов Банка России;

Нарушения микрофинансовой организацией требований, предусмотренных статьей 6 и статьей 7 (за исключением пункта 3) Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

Существенного нарушения утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов и (или) представления существенно недостоверных отчетных данных.

МФО могут выдавать займы исключительно в рублях. Взаимоотношения между МФО и заемщиком регулируются Правилами предоставления займов. Также займы могут быть целевыми. В этом случае МФО контролирует его целевой характер использования. Это активно используется при льготном микрофинансировании со стороны некоммерческих МФО. При этом договор имеет большую юридическую силу, нежели Правила предоставления займов (в случае взаимоисключающих норм). Следовательно, заемщик перед подписанием, кроме договора, должен еще изучить и Правила предоставления займов МФО.

МФО в процессе своей деятельности может запрашивать у потенциального заемщика, подавшего заявку, «документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов».

ИНВЕСТИЦИИ В МФО

Кроме того, МФО имеет право «привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах». Следовательно, бизнес-модель МФО заключается в привлечении средств не только от учредителей, но и физических и юридических лиц.

Микрофинансовая организация может привлекать денежные средства от физических лиц исключительно в следующих случаях:

Инвесторы, являющиеся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

Физические лица, предоставляющие денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой организацией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой организации перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора;

Инвесторы, приобретающие облигации микрофинансовой организации номинальной стоимостью более одного миллиона пятисот тысяч рублей каждая, а также физических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и приобретающих облигации микрофинансовой организации, предназначенные для квалифицированных инвесторов.

К примеру, облигации выпустила микрофинансовая организация "Домашние деньги" (сейчас они торгуются на Московской бирже с доходностью в 25-28% годовых). "Инвестиции в МФО" мы включили в соответствующий раздел " " как пример альтернативных инвестиций.



На Московской бирже инвесторам доступны 2 выпуска облигаций "Домашние деньги" со сроками погашения в 2016-2017гг. (скриншот ИТС QUIK)

МФО не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров, а также осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. При этом теоретически открыть брокерский счет МФО для инвестиций на фондовом рынке ничто не мешает. Все займы МФО выдаются исключительно в российских рублях.

МФО вправе страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях, за исключением страховых организаций, в которых микрофинансовая организация является учредителем (участником, акционером).

МФО сдают ежеквартальную отчетность Банку России. Также регулятор устанавливает числовые значения и порядок расчета и осуществляет контроль за соблюдением экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности микрофинансовыми организациями, привлекающими денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, и микрофинансовыми организациями, осуществляющими выпуск и размещение облигаций, устанавливает для микрофинансовых организаций порядок формирования резервов на возможные потери по займам.

Норматив достаточности собственных средств микрофинансовой организации (НМО1) (норматив НМО1) определяет требования к минимальной величине собственных средств микрофинансовой организации, необходимых для выполнения микрофинансовой организацией обязательств по привлеченным займам физических лиц и юридических лиц.

Минимальное допустимое числовое значение норматива НМО1:

Для микрофинансовых организаций, зарегистрированных в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, хозяйственного общества или товарищества, - 5 процентов;

Для микрофинансовых организаций, зарегистрированных в форме некоммерческого партнерства, - 50 процентов.

Норматив ликвидности микрофинансовой организации (НМО2) (норматив НМО2) определяет требования к минимальной величине отношения суммы ликвидных активов микрофинансовой организации к сумме краткосрочных обязательств микрофинансовой организации, необходимых для выполнения микрофинансовой организацией обязательств по привлеченным займам физических лиц и юридических лиц. Минимальное допустимое числовое значение норматива НМО2 - 70 процентов.

Составил Роман Некрасов, MarketLab:Financial Innovations