С характеристикой акционерного общества как объединения капиталов "контактирует" положение о том, что единственным учредительным документом данного юридического лица является устав (п. 3 ст. 98 ГК РФ, п. 1 ст. 11 Закона об АО). Он имеет важнейшее конституирующе-регулятивное значение (определяет правовое положение общества и регулирует отношения между обществом и акционерами), а его требования обязательны для исполнения всеми органами общества и акционерами (п. 2 ст. 11 Закона об АО).
Вопрос о правовой природе устава сохраняет дискуссионный характер. Стержневым аспектом проблемы является "момент" допустимости причисления устава к юридическим фактам-сделкам. Теории, признающие сделочную природу устава (безоговорочно или с поправками), неоднородны – разночтения существуют по поводу правомерности квалификации устава в качестве договора. Подход к рассмотрению устава как акта договорного характера (нашедший отражение, кстати, в практике Европейского суда ЕС ), выработанный еще дореволюционными авторами (Г. Ф. Шершеневич и др.), не является на сегодня доминирующим, ибо не позволяет ответить на ряд принципиальных вопросов, связанных, в частности, с существованием компаний одного лица (в этом случае не с кем заключать договор), с порядком внесения изменений в устав (не требуется согласия всех акционеров, тогда как договор изменяется по соглашению всех его участников). Неудивительно, что в рамках "сделочного" направления высказано мнение об обладании уставом качествами односторонней сделки общества (Г. В. Цепов) . Интересной и нестандартной позиции придерживается Н. В. Козлова, трактующая устав как одностороннюю или многостороннюю корпоративную сделку, не являющуюся договором. Несмотря на то, что концепция "устав – сделка, но не договор" преодолевает многие слабые места "договорной" конструкции устава, имеются сомнения в ее обоснованности. В литературе справедливо отмечается, что "можно совершить действия, направленные на утверждение устава...; сам же устав действием признан быть... не может"; утверждение устава само по себе каких-либо гражданских прав и обязанностей не порождает . Все это не согласуется с понятием сделки, закрепленным в ст. 153 ГК РФ.
Рассмотренным теориям противостоит концепция, в соответствии с которой устав – это локальный нормативный акт (В. В. Долинская, А. А. Кыров, Ю. А. Тарасенко и др.) . Учитывая обозначенные аргументы оппонентов "сделочной" природы устава и принимая во внимание характерные для устава нормативность (устав содержит правила поведения, рассчитанные на повторяющиеся типичные ситуации) и обязательность на локальном уровне (для общества и его участников – см. п. 2 ст. 11 Закона об АО), полагаем, что концепция локального нормативного акта наиболее близко отражает место устава в системе правовых явлений. Нельзя вместе с тем не признать, что "...понятие “локальный нормативный акт” внутренне противоречиво: нормативность предполагает (по крайней мере, в доктрине советского и российского права) всеобщность. Следовательно, если акт нормативный, он не может быть локальным, и наоборот" . Поэтому более правильно рассматривать устав в качестве локального акта поднормативного характера.
Существует и промежуточная позиция , пытающаяся "примирить" оба предыдущих подхода. Так, Н. Н. Пахомова, выявляя рациональные черты в концепции договорной природы устава, полагает, что "устав является локальным нормативным актом только в период деятельности юридического лица, в который он, безусловно, не может быть рассмотрен как договор. Однако в период создания юридического лица устав представляет собой результат согласования воль"; кроме того, "договорная природа устава в хозяйственных обществах сопряжена с другим важным корпоративным документом – договором между учредителями" (Пахомова Н. Н. Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект): Монография. – Екб.: Налоги и финансовое право, 2004. – С. 174–175). Несмотря на многие позитивные моменты данного видения проблемы, оно представляется небесспорным: теоретически трудно представить, что рассматриваемое правовое явление кардинально меняет свою сущность вследствие регистрации общества; связи же устава с договором учредителей сами по себе, думается, все-таки не свидетельствуют о договорной природе устава.
В литературе заявлены и иные подходы к объяснению сущности устава. Например, по мнению Д. Степанова, устав – это особый акт применения права, а именно "форма, отражающая и закрепляющая содержание (условия) отдельной сделки"; "при этом к уставу.. .в принципе могли бы применяться общие нормы о сделках, однако исходя из текущего момента развития корпоративного законодательства, а тем более возможных перспектив его дальнейшего совершенствования следует отходить от применения таких общих норм, замещая их специальными правилами, отражающими специфику корпорации как субъекта права" (подробнее см.: Степанов Д. И. Устав как форма сделки // Вестник гражданского права. 2009. № 1; Его же. Правовая природа устава юридического лица // Хозяйство и право. 2000. №6. С. 41–50).
Требования к содержанию устава акционерного общества определяются прежде всего нормами п. 2 ст. 52 и п. 3 ст. 98 ГК РФ, а также п. 3 ст. 11 Закона об АО. Их анализ позволяет провести следующую группировку сведений, указываемых в уставе (очень напоминающую известное деление договорных условий на существенные, обычные и случайные):
Возможно и более укрупненная классификация рассмотренных сведений на императивные (обязательные) и факультативные (необязательные).
С регулятивной функцией устава акционерного общества как учредительного документа связан его открытый характер . Это проявляется в том, что:
Особую регламентацию в Законе об АО получили вопросы внесения изменений и дополнений в устав общества (утверждения устава в новой редакции) (ст. 12,14). Статус устава как учредительного документа, закрепляющего основные положения по функционированию общества и его органов, предполагает, что внесение отдельных изменений и дополнений в устав, а тем более утверждение устава в новой редакции должны осуществляться по решению общего собрания акционеров (служащему, как правило, единственным основанием внесения изменений и дополнений). Но из данного постулата есть несколько исключений, определенных в п. 2–6 ст. 12 Закона об АО и продиктованных тем, что:
Правила внесения изменений и дополнений в устав могут быть сведены в табл. 1.
Таблица 1
Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества
Характер изменений и дополнений в устав |
Юридические основания внесения изменений и дополнений в устав |
Изменения и дополнения по результатам размещения акций, в том числе связанные с увеличением уставного капитала либо его уменьшением путем уменьшения номинальной стоимости акций (п. 2 ст. 12) |
|
Изменения и дополнения, связанные с уменьшением уставного капитала путем приобретения акций общества в целях их погашения либо путем погашения принадлежащих обществу собственных акций в установленных законом случаях (п. 3 ст. 12) |
|
Сведения об использовании в отношении общества специального права на участие публичного образования в управлении ("золотая акция") или прекращении действия данного права (п. 4 ст. 12) |
Решение уполномоченного государственного органа (Правительства РФ или органа государственной власти субъекта РФ) либо органа местного самоуправления |
Изменения, связанные с созданием филиалов, открытием представительств и их ликвидацией (п. 5 ст. 12) |
Решение совета директоров (наблюдательного совета) |
Изменения и дополнения в части указания размера уставного капитала (включая количество размещенных акций) по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния (п. 6 ст. 12) |
|
Иные изменения и дополнения или утверждение устава в новой редакции (п. 1 ст. 12) |
Решение общего собрания акционеров |
Изменения и дополнения в устав или устав в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в сроки и в месте, о которых мы говорили применительно к государственной регистрации общества. Для этого компания в обязательном порядке представляет в регистрирующий орган: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации установленной формы; б) решение о внесении изменений в учредительные документы; в) изменения, вносимые в учредительные документы; г) документы об уплате государственной пошлины (п. 1 ст. 17 названного Закона).
Изменения и дополнения в устав (устав в новой редакции) приобретают силу для третьих лиц:
Несмотря на сказанное, общество и его акционеры не вправе ссылаться на отсутствие регистрации изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений (п. 3 ст. 52 ГК РФ).
Нельзя не обратить внимание на то, что законодатель определяет момент вступления в силу изменений в учредительные документы временем их регистрации лишь применительно к третьим лицам. Тем самым имеются основания для интерпретации нормативного текста, исходя из которой для участников и органов общества изменения становятся обязательными уже с момента принятия решения на общем собрании акционеров о внесении данных изменений в устав (если иное не вытекает из закона).
Вот уже два месяца вся страна живет со вступившими в силу новыми положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК), касающимися правового положения хозяйственных обществ. Большая часть изменений коснулась института акционерных обществ как такового. Основная новация: все акционерные общества теперь подразделяются на публичные и непубличные.
Законодатель подошел к вопросу реформирования корпоративного законодательства несколько сумбурно, формируя законодательную базу не одновременно на всех уровнях, а начав с вершины (изменений в ГК). Ни закон «Об акционерных обществах», ни иные нормативные документы (Закон о рынке ценных бумаг, Положение о раскрытии информации, Стандарты эмиссии ценных бумаг и т. п.), применяемые в деятельности большинства акционерных обществ с завидной периодичностью, не приведены в соответствие с новыми требованиями ГК, а иногда им напрямую противоречат.
Небольшим исключением стал п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также ФЗ № 218), согласно которому в части, не противоречащей ГК, положения ФЗ об АО для открытых АО применяются к публичным АО.
Вернемся к основному вопросу, что же делать огромному количеству АО, которые в последнее время «обрывают» телефоны независимых регистраторов, центробанковских подразделений и налоговой (органа, отвечающего за регистрацию / перерегистрацию юридических лиц)?
Первое, руководству и акционерам АО не следует торопиться с внесением изменений в устав (если, конечно, это не связано с определенной срочной необходимостью). Как минимум, целесообразно дождаться обновления редакции ФЗ «Об акционерных обществах», которая, безусловно, дополнит и конкретизирует ряд корпоративных процедур, предусмотренных Гражданским кодексом. Также стратегически важным является решение акционеров о том, готовы ли они сохранить за своей компанией статус акционерного общества, или предпочтут преобразовать ее в ООО.
Но как быть в ситуации, если по каким-либо причинам обществу необходимо внести изменения в устав? Законодательство говорит о том, что в этом случае устав должен быть приведен в соответствие с обновленным Гражданским кодексом. На что же стоит обратить внимание руководству и акционерам АО в случае, если все-таки решили «приводить»?
Согласно статье 11 ФЗ «Об акционерных обществах» устав общества в обязательном порядке должен содержать:
Начнем по порядку.
1. Гражданский кодекс РФ и разъяснения ФНС говорят о двух возможных вариантах наименования
организационно-правовой формы АО:
При приведении фирменного наименования АО в соответствие с новыми требованиями ГК необходимо избавиться в наименовании от слов «закрытое» или «открытое».
2. В соответствии с нормами статьи 54 ГК в уставе теперь можно не указывать почтовый адрес акционерного общества, поскольку под местом нахождения компании обновленный Гражданский кодекс понимает наименование населенного пункта (административного образования), на территории которого расположена и зарегистрирована компания. Инициатива законодателя в данном случае понятна. При изменении компанией своего почтового адреса в пределах одного населенного пункта нет необходимости собирать общее собрание акционеров и вносить изменения в устав. И компании проще, и загрузка специалистов ФНС уменьшается. Правда, здесь следует иметь в виду еще одно требование этой же статьи ГК. Адрес акционерного общества должен быть отражен в ЕГРЮЛ, и при изменении этого адреса в ЕГРЮЛ также необходимо вносить изменения.
3. Вместо типа общества , очевидно, целесообразно указать отдельной статьей устава, является акционерное общество публичной или непубличной компанией.
4. Какой-либо иной дополнительной информации об уже размещенны х обществом акциях в уставе указывать не надо. Что касается объявленных акций, то здесь на сегодня ничего не изменилось. Но с выходом изменений в ФЗ «Об акционерных обществах», возможно, компания этот раздел будет заинтересована изменить.
Уставом публичного АО не могут быть ограничены ни свобода совершения сделок с акциями, ни количество акций, принадлежащих акционеру, ни их общая номинальная стоимость, ни количество голосов (п. 4 ст. 97 ГК). Номинальная стоимость привилегированных акций в публичном АО не может быть ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК), что должно найти отражение в уставе публичного АО. Это нововведение давно обсуждалось в кругах корпоративных юристов и позволяет исключить скрытые возможности для контроля ПАО акционерами - владельцами привилегированных акций.
В уставе непубличного акционерного общества, напротив, можно ограничить число акций или голосов, принадлежащих одному акционеру или группе акционеров, можно выпускать привилегированные акции любой номинальной стоимости. Также для непубличных акционерных обществ в Гражданском кодексе нет запрета на введение механизма преимущественного права иных акционеров и самого общества приобретения акций, которые акционер такой компании намерен продать третьему лицу.
5. Гражданский кодекс РФ расширил перечень прав акционеров . Помимо права на дивиденд, на участие в управлении, на получение информации и ликвидационной стоимости участники акционерного общества, в соответствии со статьей 65.2, имеют право:
Эти права следует отразить в уставе как публичного, так и непубличного акционерного общества.
В уставе непубличного акционерного общества необходимо отразить еще одно право: требовать исключения другого акционера из состава акционеров общества в судебном порядке, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил обществу существенный вред либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами общества.
Такое право предусмотрено пунктом 1 статьи 67 Гражданского кодекса.
Законодательство не требует в обязательном порядке отражать в уставе акционерного общества наряду с правами еще и обязанности акционеров. Однако сделать это целесообразно. Особенно в свете того, что такие обязанности теперь отражены в статьях 65.2 и 67 Гражданского кодекса, а их неисполнение, как уже указывалось, в некоторых случаях может привести к исключению акционера в непубличном обществе. В частности, согласно положениям этих статей, акционер обязан:
6. Что касается структуры органов управления и порядка принятия управленческих решений - тут изменения устава будут зависеть от того, является компания публичной или нет, еще сильнее.
Общее собрание - обязательный орган управления для любого акционерного общества. Компетенция общего собрания в публичном акционерном обществе определяется законодательством, здесь никаких изменений нет. А вот компетенцию общего собрания в непубличном акционерном обществе единогласным решением всех акционеров уставом общества можно изменить. При этом допускается как ее расширение, так и передача части вопросов на уровень совета директоров и даже правления.
Обязательным для публичного АО является наличие в структуре общества коллегиального органа управления - совета директоров (п. 4 ст. 65.3, п. 3 ст. 97 ГК). Оговорка по минимальному количественному составу такого органа (пять членов) сильно напоминает нормы Закона об АО в текущей редакции в отношении совета директоров АО. Этот орган становится обязательным даже для публичного АО с небольшим количеством акционеров (текущая редакция ФЗ об АО в данной части противоречит ГК, т. к. позволяет не создавать совет директоров в случае, если в АО было менее 50 акционеров, и, соответственно, в этой части не действует). Соответственно, если такого органа в ПАО не было, возникает необходимость отражения в уставе компетенции такого коллегиального органа (ее разграничения с другими органами АО), порядка избрания и прекращения полномочий его членов, порядка принятия решений таким органом управления.
В отношении непубличного акционерного общества Гражданский кодекс не содержит требования об обязательном формировании совета директоров.
В случае если в непубличном акционерном обществе имеется возможность привлечь для участия в общем собрании акционеров по вопросу об утверждении новой редакции устава всех акционеров общества - тут возможности для модернизации устава еще шире. В частности, уставом непубличного акционерного общества можно предусмотреть любые требования к количественному составу совета директоров, порядку избрания, сроку полномочий, порядку проведения заседаний. То же касается и коллегиального исполнительного органа - правления.
Очень важная новация предусмотрена в п. 3 статьи 65.3:
«Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполни тельных органов, действующих независимо друг от друга».
Эта новация касается как публичных, так и непубличных акционерных обществ. Если общество захочет воспользоваться открывшейся возможностью, то в уставе необходимо будет отразить распределение компетенции между лицами, исполняющими полномочия единоличного исполнительного органа, последствия прекращения полномочий одного из таких лиц и т. д.
6. Процедура созыва и проведения собрания в публичных акционерных обществах Гражданским кодексом практически не затрагивается, в то время как для непубличных обществ единогласным решением собрания со 100-процентным кворумом процедура подготовки и проведения собрания может меняться в существенных пределах. Главное здесь, чтобы такие изменения «не лишили его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем» (статья 66.3, п. 3, раздел 5).
7. Теперь перейдем в конец приведенного списка. Если прежняя редакция Гражданского кодекса требовала обязательного указания в уставе юридического лица информации о филиалах и представительствах , то действующая редакция обязывает отражать эти сведения только в ЕГРЮЛ. Из устава сведения о филиалах и представительствах можно исключить, и тогда при изменении этих сведений собрание акционеров по корректировке устава проводить не потребуется.
П. 3 ст. 66.3 ГК позволяет уставом непубличного АО, одобренным единогласным решением всех акционеров , отказаться от создания ревизионной комиссии, передать полномочия совета директоров правлению и наоборот, установить любой не нарушающий права акционеров порядок реализации преимущественного права приобретения акций дополнительных выпусков.
В действующих уставах акционерных обществ могут оказаться и иные положения. Их также придется проверить на непротиворечивость обновленному ГК. Так, если в действующем уставе указано, что акционерное общество самостоятельно ведет реестр своих акционеров, то эту норму следует исключить, поскольку до 1 октября 2014 года все акционерные общества были обязаны передать ведение своих реестров специализированному регистратору. Проанализировать в настоящей статье все потенциально присутствующие в уставах российских компаний дополнительные нормы на соответствие их изменившемуся законодательству не представляется возможным.
В заключение отметим, что большинством нововведений, предусмотренных обновленным ГК РФ, компании могут воспользоваться, а могут и нет. Сохранение в уставе сведений о почтовом адресе или филиалах общества не будет ошибкой. Введение «многоголового» исполнительного органа также не обязательно. И так далее.
В ряде случаев акционерным обществам достаточно будет изменить свое название, отразив в нем статус компании, а также нормы, посвященные правам акционеров . В конце концов, если какие-то нормы устава придут в противоречие с законодательством, то они просто не будут подлежать применению. А пользоваться или нет возможностями, предоставленными акционерным обществам диспозитивным регулированием - это дело самих акционеров.
Устав АО (акционерного общества) включает в себя исчерпывающий перечень сведений о порядке осуществления обществом его деятельности. О том, какие данные включаются в устав, читатель узнает из статьи далее.
Устав акционерного общества — учредительный документ, который определяет порядок деятельности АО (п. 3 ст. 98 ГК РФ).
Правила составления и требования к нему содержатся в различных нормах законодательства, в частности:
Вышеуказанными актами урегулированы:
ВАЖНО! В силу требований п. 3 ст. 11 ФЗ № 208 в устав могут быть включены сведения, прямо не указанные в нормативных актах ни как обязательные, ни как факультативные. Главное правило — любая информация, содержащаяся в уставе, не должна противоречить действующему законодательству.
Обязательными для включения в учредительный документ АО являются следующие данные (п. 3 ст. 11, ст. 27, п. 2 ст. 32 ФЗ № 208):
ВАЖНО! Различными федеральными законами могут быть предусмотрены иные положения, обязательно включаемые в устав АО, занимающегося теми или иными видами деятельности. В частности, речь идет о СМИ, банковских организациях, инвестиционных фондах.
Для всех хозяйственных обществ, к которым относятся и АО, требуется включение в устав сведений об их наименовании (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Кроме того, коммерческие общества должны иметь фирменные наименования.
Перед фирменным наименованием должна быть указана организационная форма общества, например: акционерное общество «Народный советник». Если АО публичное, необходимо указать на это в наименовании, например: ПАО «Народный советник» (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Основные требования к наименованиям следующие:
На региональном уровне могут закрепляться правила использования официального названия субъекта в наименовании АО.
АО осуществляет деятельность по месту регистрации. Достаточно отразить в уставе населенный пункт (например, Москва) (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Регистрация же производится по месту нахождения исполнительного органа АО.
ВАЖНО! Рекомендуется не указывать в уставе полный адрес места нахождения АО (например, Москва, ул. Девятый Вал, 1241, офис 1). В этом случае при переезде придется изменять устав, а затем регистрировать изменения. Если же указан лишь населенный пункт, при переезде в рамках одного населенного пункта вносить изменения в устав не потребуется.
Если принимается решение указать полный адрес нахождения АО, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
В уставе обязательно должно быть указано, является АО публичным либо нет (п. 1 ст. 7 ФЗ № 208). Для публичных АО предполагается, что акции свободно можно приобрести в порядке, который устанавливается законодательством о ценных бумагах. В этом и главное отличие таких АО от непубличных — акции непубличных АО не могут приобретаться неограниченным кругом лиц.
Например, если АО является публичным, в уставе прописывается следующая формулировка: «АО "Народный советник" является публичным акционерным обществом». Противоположная формулировка должна быть указана в уставе непубличного АО.
В уставе публичного АО также может прописываться, что в обществе действует совет директоров, являющийся одним из органов управления (п. 3.1 ст. 11 ФЗ № 208).
В уставе должны быть указаны параметры акций, в частности:
В учредительном документе могут прописываться и необязательные сведения, в частности, ограничения по максимальному количеству акций, их стоимости, максимальному количеству голосов 1 акционера (п. 3 ст. 11 ФЗ № 208).
Устав также должен содержать сведения о правах и обязанностях участников АО. Они перечисляются как в ГК РФ, так и в различных статьях ФЗ № 208.
Например, участники вправе:
Участники обязаны, в частности:
В уставе обязательно должен найти отражение размер уставного капитала АО. Для публичных АО он равен 100 000 рублей, а для непубличных — 10 000 рублей.
То, какие сведения отражает устав относительно органов управления акционерного общества, зависит от структуры АО.
В уставе могут найти место:
Образец устава публичного АО можно скачать по ссылке.
Это достаточно подробный образец, он содержит всю необходимую информацию о публичном АО, которую необходимо предусмотреть в учредительном документе. Наиболее подходящим данный устав является для АО, в которых в качестве органов управления выступает общее собрание акционеров, а также имеется единоличный исполнительный орган в виде генерального директора.
Таким образом, законодательство не только предъявляет различные императивные требования к уставу акционерного общества, но и дает акционерам определенную свободу действий при подготовке его положений. Единственное правило состоит в том, что все положения устава обязательно должны не противоречить действующему законодательству.
В связи с появлением непубличных акционерных обществ возник ажиотаж относительно их создания. Благодаря внесению в 2014 году правок в Гражданский Кодекс России. Но чтобы основать такое сообщество следует разобраться в составлении устава такой компании.
С 2014 года вместо открытых и закрытых обществ в России вводятся две терминологии – это и . В зависимости от того, какое общество создается прописывается его устав. Основная суть и отличие акционерных обществ заключается в следующем:
Согласно законодательству, теперь компания обязуется обратиться в Центральный Банк с заявлением о присвоении им того либо иного статуса. Основная цель законопроекта – это безопасность вкладчиков на рынке инвестирования. Со временем, такое изменение в законопроекте относительно юридических лиц оставит на рынке только крупные фирмы. Инвестор будет уверен в том, что вложенные деньги, вернутся с прибылью или хотя бы вернуться вообще.
Толчком к принятию проекта стало то, что потребитель покупает определенное количество ценных бумаг, а компания просто-напросто разоряется.
Жертвы организаций-однодневок, до сих пор ожидают возмещения своих инвестиций. А согласно поправке, в ГК РФ фирмы, не соответствующие нормам публичных компаний, получают гриф – непубличные. Соответственно у них определяется круг владельцев акций, а купить их стороннему человеку просто невозможно.
Как выглядит типовой устав непубличного акционерного общества (НАО), расскажем ниже.
Устав непубличного акционерного общества не является чем-то секретным, и в нем содержаться обязательные пункты. Они нужны, чтобы пояснить деятельность компании, а также урегулировать работу круга акционеров. Давайте рассмотрим ключевые пункты и положения в уставе НАО:
Все эти пункты без исключения обязаны быть в уставе.
Образец устава для непубличного акционерного общества вы можете скачать .
Устав НАО (образец)
Устав НАО — 1
Устав НАО — 2
Устав НАО — 3
Устав НАО — 4
Устав НАО — 5
Устав НАО — 6
Устав НАО — 7
Устав НАО — 7
Устав НАО — 9
Устав НАО — 10
Устав НАО — 11
Устав НАО — 12
Устав НАО — 13
Устав НАО — 14
Устав НАО — 15
Устав НАО — 16
Согласно законопроекту, повлекшему изменения, компании будут теперь делиться на два типа: ПАО и АО. Непубличные акционерные общества - это те же АО. Для переорганизации нужно созвать совет акционеров, после чего предоставить в ФНС протокол этого собрания, а также новый устав общества.
В последующем, компании нужно будет изменить все печати, структуру, банковские документы, оповестить партнеров и клиентов о реорганизации. Платить за процедуру реструктуризации и смены документов не придется.
Для внесения изменений в устав непубличного общества следует созвать совет акционеров. На нем ставиться вопрос о принятии изменений в рамках устава. Важно, чтобы все изменения были допустимыми в рамках ФЗ №146 от 27.07.2006.
После принятия решения собрания, оно протоколируется, после чего идет занесение в устав. Перерегистрация общества не требуется, главное, если изменения касаются работы компании или как-то могут сказаться на сотрудничестве с партнерами, обязательно нужно их поставить в известность.
Об особенностях публичных и непубличных АО расскажет видео ниже:
Учредительным документом АО является только устав.
Вопрос о юридической природе устава остается дискуссионным.
В дореволюционной российской цивилистике устав рассматривался в качестве акта деятельности законодателя, поскольку он утверждался высочайшей властью. Довольно распространено и в российской, и в зарубежной доктрине понимание устава как договора либо основанного на договоре правового явления. При таком подходе устав рассматривается как особый договор, который конструирует юридическое лицо путем закрепления отношений между лицами, подписавшими устав. Так, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "акционерный устав имеет силу договора, обязывающего всех лиц, подписавшихся на акции".
В судебной практике Англии до сих пор пользуется признанием теория договора, заключаемого между членами компании. В подтверждение теории приводятся ссылки на Закон о компаниях 1985 г. В соответствии с его положениями "меморандум и внутренний регламент, зарегистрированные компанией, обязывают компанию и ее членов в той же самой степени, если бы они соответственно были подписаны и скреплены печатью каждым членом, и накладывают на каждого члена обязанности выполнять все положения меморандума и внутреннего регламента". При этом связывающая сила договора между сторонами вытекает не из их соглашения между собой, а из предписаний закона.
В современной цивилистике довольно распространенным является взгляд на устав как на локальный нормативный акт. Устав является локальным нормативным актом, определяющим правовое положение юридического лица и регулирующим отношения между участниками и самим юридическим лицом.
В литературе высказываются и иные точки зрения о природе устава.
В соответствии с Законом об АО устав утверждается учредителями, которые и становятся первыми его акционерами. Решение об утверждении устава принимается учредителями единогласно. В соответствии с российским акционерным законодательством устав составляется в простой письменной форме. В отличие от России в зарубежных странах Европы законодательство требует обязательного нотариального удостоверения устава.
Устав должен предусматривать сведения, указанные в Законе об АО. В этом российское акционерное законодательство совпадает с законодательством Западной Европы. Согласно ст. 11 Закона об АО устав должен содержать следующие сведения:
Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие федеральному акционерному закону и иным федеральным законам.
Аналогичные требования к содержанию устава содержатся практически во всех законодательных актах европейских государств. Так, Акционерный закон Германии предусматривает, что отступления в содержании устава допустимы, если в законе это прямо предусматривается, однако возможно внесение в устав дополняющих положений, если только закон не содержит по данному вопросу исчерпывающих положений. Такие же требования к содержанию устава установлены законодательством Италии, Франции, Финляндии.
Таким образом, устав АО
- это его единственный учредительный документ. Устав является локальным нормативным актом, содержащим нормы корпоративного права. По содержанию устав должен соответствовать требованиям федеральных законов и может содержать положения, не предусмотренные акционерным законом, но не противоречащие ему и другим законам. Соответственно в устав могут быть включены положения, которые предоставляют обществу и его акционерам большую гибкость в организации структуры общества. Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Все иные локальные акты общества должны соответствовать требованиям устава.
По требованию любого заинтересованного лица, акционера или аудитора общество обязано предоставить им возможность ознакомиться со своим уставом. Сведения, содержащиеся в уставе, никогда не были и не являются коммерческой тайной.
Устав общества должен храниться по месту нахождения исполнительных органов общества. Общество обязано предоставлять акционеру по его требованию копию действующего устава, а также все изменения и дополнения в него. Плата, которую общество взимает за предоставление копии, не может превышать затрат на ее изготовление.
Основная проблема российских акционерных обществ, принимающих свои уставы, заключается в том, что в уставы включаются точные формулировки законов и многие посторонние, ненужные положения. Таким образом, устав АО является текстом законодательства и превращается в никому не нужный документ. Устав же должен включать информацию, которую требует законодательство, а также те положения, которые необходимы для качественного управления обществом. Устав должен являться работающим документом. И он им будет, если в нем будут учтены особенности деятельности АО, особенности его управления, полномочия органов. Тупое переписывание закона не есть разработка устава.
Если устав содержит положение, не соответствующее требованиям закона, такое положение не применяется и является недействительным (ничтожным).
Так как положение устава ограничивает права акционера на выдвижение кандидатов в совет директоров, уменьшая объем прав акционеров по сравнению с тем, как это предусмотрено нормами Федерального закона "Об акционерных обществах", то суд исключил из мотивировочной части решения довод о том, что это противоречит действующему законодательству (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2002 г. по делу N А05-9102/01-498/17).
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Архангельскгеолдобыча" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2001 по делу N А05-9102/01-498/17, установил:
Открытое акционерное общество "Архангельскгеолдобыча" (далее - ОАО "Архангельскгеолдобыча") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Международному открытому акционерному обществу "Алмазный берег" (далее - МОАО "Алмазный берег") о признании недействительными пунктов 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13 решения совета директоров МОАО "Алмазный берег" от 23.08.2001 (протокол N 37) об отказе во включении в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров вопросов об избрании совета директоров и ревизионной комиссии.
Решением от 22.10.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Архангельскгеолдобыча" просит решение отменить в части, устанавливающей, что условие, предусмотренное пунктом 25.1 устава МОАО "Алмазный берег" о порядке формирования совета директоров, не противоречит российскому законодательству и подлежит применению, и принять в этой части новое решение о том, что условие, предусмотренное указанным пунктом, противоречит российскому законодательству и не подлежит применению. Податель жалобы ссылается при этом на неправильное применение судом пункта 1 статьи 31 и пункта 1 статьи 53 Федерального закона "Об акционерных обществах".
В отзыве на кассационную жалобу МОАО "Алмазный берег" просит оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в кассационном порядке.
В судебном заседании представители ОАО "Архангельскгеолдобыча" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель МОАО "Алмазный берег" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Суд правомерно отказал в иске на основании статей 47, 53, 66 и 68 Федерального закона "Об акционерных обществах", в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Вместе с тем из мотивировочной части решения подлежат исключению абзацы 4 и 5 на листе третьем о том, что довод истца о несоответствии пункта 25.1 устава МОАО "Алмазный берег" нормам Федерального закона "Об акционерных обществах" в части возможности для истца выдвинуть только двух кандидатов в совет директоров, противоречит действующему законодательству.
Упомянутым пунктом устава установлено, что совет директоров состоит из 5 членов; два кандидата в совет директоров представляются для избрания собранием акционеров владельцем первоначального вклада в 5 миллиардов руб., два кандидата - владельцем первоначального вклада в 4 миллиарда руб. и один - владельцем первоначального вклада в 1 миллиард руб.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционеры общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести не более двух предложений в повестку дня для годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизора) общества, число которых не может превышать количественного состава этого органа. Из указанной статьи следует, что законом предоставляется право акционеру выдвигать кандидатов в соответствующие органы числом не более количества членов этих органов. Положение же статьи 25.1 устава МОАО "Алмазный берег" ограничивает права акционера на выдвижение кандидатов в совет директоров, уменьшая объем прав акционеров по сравнению с тем, как это предусмотрено нормами Федерального закона "Об акционерных обществах". Следовательно, данный пункт устава нельзя признать соответствующим нормам Федерального закона "Об акционерных обществах".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2001 по делу N А05-9102/01-498/17 оставить без изменения.
Исключить из мотивировочной части решения абзацы 4 и 5 на листе третьем о том, что довод истца о несоответствии пункта 25.1 устава МОАО "Алмазный берег" нормам Федерального закона "Об акционерных обществах" в части возможности для истца выдвинуть только двух кандидатов в совет директоров, противоречит действующему законодательству.
Если общество учреждается одним лицом, то в этом случае учредитель принимает решение об учреждении, в котором определяются размер уставного капитала, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты. Как правило, уставный капитал такого общества полностью оплачивается учредителем к моменту государственной регистрации общества. Вместе с решением об учреждении общества для государственной регистрации представляется устав общества.
Таким образом, в соответствии с российским законодательством учредители заключают договор о создании акционерного общества, утверждают устав АО и представляют учредительные документы АО для государственной регистрации.
В отличие от российского законодательства европейское акционерное законодательство предусматривает обязанность учредителей раскрыть информацию о создаваемом акционерном обществе. Так, по Акционерному закону Германии, учредители АО, подписавшие его устав, должны сделать официальное объявление в официальных изданиях о создаваемом АО, размере его уставного капитала, предмете деятельности, номинальной стоимости акций и видах акций, о порядке и сроках оплаты акций.
По Торговому кодексу Франции 1999 г. при учреждении АО, привлекающего общественные сбережения, учредители составляют и подписывают проект устава и депонируют его в секретариате торгового суда. Одновременно учредители публикуют объявление в Официальном бюллетене гражданских и коммерческих объявлений о создаваемом обществе в порядке, определенном специальным декретом.
Изменения и дополнения устава или утверждение устава общества в новой редакции происходят в тех случаях, когда изменяются данные, которые включаются в обязательные положения, которые должен содержать устав общества. В частности, изменения в устав вносятся в следующих случаях:
Изменения и дополнения в устав вносятся и в том случае, если принято новое законодательство, которое обязывает изменить уставы в соответствии с требованиями нового закона.
По общему правилу внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции относится к компетенции общего собрания акционеров.
Внесение в устав общества изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, иного решения, являющегося основанием размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций.
Внесение изменений и дополнений в устав общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем приобретения акций общества в целях их погашения, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах приобретения акций.
Внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие РФ, субъекта РФ или муниципального образования в управлении обществом ("золотая акция") осуществляется на основании соответственно решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления об использовании специального права, а исключение таких сведений - на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права.
Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров общества.
Все изменения и дополнения в устав подлежат государственной регистрации.
Изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию. Так Закон об АО предусматривает, что сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о филиале и представительстве, представляются регистрирующему органу в уведомительном порядке. Соответственно они вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о них регистрирующего органа.
Однако, если третьи лица действуют с учетом изменений и дополнений в устав, которые еще не зарегистрированы, общество не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений (п. 3 ст. 52 ГК РФ).
Для общества и его акционеров изменения и дополнения в устав вступают в силу при их утверждении общим собранием акционеров.