Объекты социальной инфраструктуры определение. Инфраструктура социальная. Комплекс общественной безопасности

Объекты социальной инфраструктуры определение. Инфраструктура социальная. Комплекс общественной безопасности

(информационно-аналитическая записка)

Текст предоставлен Агентством корпоративного развития "Да-Стратегия",
специализирующееся по разработке проектов в области управления
нефинансовыми рисками. Авторы - К.Ю. Зендриков и М.Г. Флямер.

1. Регулирование как системное условие коммерциализации общественных инфраструктур

Понятие общественной инфраструктуры

Понятие общественной инфраструктуры предполагает, что на определенной территории существует сеть точек доступа, в которых любому и каждому пользователю за определенную и общественно приемлемую цену оказывается услуга, признаваемая данным местным сообществом значимой для жизнеобеспечения.

Многие экономисты склонны рассматривать «общественные инфраструктуры» (public utilities) как «естественные монополии» (natural monopolies) и сводить проблематику регулирования в общественных инфраструктурах к антимонопольному регулированию.

В экономической школе теория естественных монополий широко развита и имеет долгую историю противоборства концептов:

В частности, с точки зрения некоторых современных экономистов (например, Томаса Ди Лоренцо)

«теория естественной монополии - это экономическая фикция. Никогда не существовало никакой "естественной монополии". История так называемой "общественной инфраструктуры" сводится к тому, что в конце XIX и начале XX столетий в инфраструктурных отраслях имела место ожесточенная конкуренция, которая, разумеется, не нравилась самим производителям. Сперва они добились от правительства предоставления им монопольного статуса, а затем , при поддержке ряда видных экономистов, было задним числом сконструировано обоснование этой монополизации. Это было одним из величайших достижений корпоративных пиарщиков всех времен и народов».

Вместе с тем, на наш взгляд, сегодня в России нерв обсуждения регуляторных рисков в энергетике связан именно с особым статусом общественной инфраструктуры, а само обсуждение выходит за рамки теории естественных монополий и характеризуется не дилеммой «конкуренция - монополия», а дилеммой «инфраструктура - предприятие» или «инфраструктура - бизнес».

Другим словами, это вопрос о коммерциализации общественных инфраструктур: на каких условиях частный бизнес может оказывать инфраструктурные услуги, участвовать в воспроизводстве материальных активов общественной инфраструктуры и как при этом его деятельность будет регулироваться.

Итак, можно выделить следующие ключевыми элементы общественной инфраструктуры:

доступность (территориальная, ценовая, организационная); мощность (или способность обслужить имеющийся поток заявок); надежность и критичность , под которой понимается безусловная необходимость для жизнеобеспечения.

Например, теплоснабжение в условиях континентального климата - критически важная услуга, а в условиях субтропического климата - нет, электроснабжение мегаполисов является критической услугой, а малых городов и сельских территорий - нет.

Территориальная доступность - общественные инфраструктуры должны быть развернуты в населенных пунктах и промзонах, наличие или отсутствие в населенном пункте общественной инфраструктуры и ее качество делает его пригодным для жизни и ведения бизнеса, позволяет территориям конкурировать за население.

Ценовая доступность - пользоваться данной инфраструктурой должно быть посильно абсолютному большинству жителей и хозяйствующих субъектов территории (для тех, кому эта услуга оказывается экономически непосильна, - должны действовать механизмы компенсации).

Организационная доступность подразумевает, что правила подключения или получения права на доступ к инфраструктурным услугам общеизвестны и выполнимы и что в случае их выполнения любому и каждому пользователю не может быть отказано в подключении или предоставлении услуги.

Понятие общественной инфраструктуры непосредственно связано с понятиями общественного блага и товаров и услуг первой необходимости - то есть товаров и услуг, потребляемых коллективно и значимых для всего местного сообщества.

Традиционно в экономической и политэкономической науке производство общественных благ трактовалось как одна из ключевых функций государства, а основная часть платы за пользование общественным благом взималась с сообщества в виде налогов.

Соответственно, общественные инфраструктуры производят и распространяют общественные блага и услуги первой необходимости на инфраструктурной основе.

В общественных инфраструктурах, как и любом предприятии, осуществляются три базовых процесса - функционирование (то есть непосредственное оказание услуг), воспроизводство (поддержание в рабочем состоянии всех систем, замена и реконструкция оборудования и др.) и рост и развитие (строительство новых мощностей, расширение сетей и расширение спектра и объема услуг). Если общественные инфраструктуры принадлежат государству, то общество в виде налогов или платы за пользование и подключение должно оплачивать только расходы, связанные с этим тремя процессами - функционированием, воспроизводством и развитием.

Вместе с тем, при необходимости повышения эффективности (снижения издержек, повышения качества и мобильности) либо для привлечения инвестиций к формированию общественных инфраструктур или деятельности по производству общественных благ привлекался и привлекается частный бизнес и частный капитал.

Однако даже в самых либеральных экономиках деятельность частного капитала по оказанию общественных услуг была и остается подверженной публичному регулированию (осуществляемому государством).

Привлекая частный бизнес к оказанию инфраструктурных услуг, общество должно признать право частного бизнеса на получение премии за эффективность и дохода на вложенный капитал.

В самом общем виде формы коммерциализации общественных инфраструктур включают:

Разделение на конкурентные и монопольные виды деятельности в рамках функционирования общественной инфраструктуры;

В рамках монопольных видов деятельности при сохранении госсобственности - различные возможные контракты государственно-частного партнерства, в том числе предполагающие передачу общественного ресурса для коммерческой эксплуатации активов;

Акционирование и приватизацию (в рамках конкурентных видов деятельности);

Формы тарифного регулирования естественно-монопольных видов деятельности;

Использование рыночного способа ценообразования на общественные услуги.

Формы коммерциализации направлены на осуществления различных функций частного бизнеса в рамках общественных инфраструктур - оказание услуг и/или инвестирование.

Цели и предметы государственного регулирования в общественных инфраструктурах

Цели государственного регулирования в общественных инфраструктурах ставятся в условиях их коммерциализации и определяются требованием сохранения статуса общественной инфраструктуры и достижения целей коммерциализации.

Это значит, что регулирование призвано обеспечить доступность инфраструктуры:

Территориальную - что может выражаться в требовании поддерживать как коммерчески выгодные, так и не окупающиеся территориальные подразделения (невыгодные маршруты, офисы и/или сети) за счет «выгодных» подразделений - территориальное перекрестное субсидирование или субсидирование услуг из бюджета или какие-либо еще механизмы.

Ценовую - что может выражаться как в прямом регулировании тарифов, установлении предельных величин тарифов или размеров торговой наценки, так и косвенном, связанном с налоговыми режимами, правилами конкурирования и др.

Организационную - что может выражаться в требовании обеспечивать услугами даже коммерчески невыгодных (например, из-за малого объема потребляемых услуг), но платежеспособных клиентов.

Регулирование должно обеспечить необходимую мощность инфраструктур. То есть регулятор обязан отслеживать соответствие потребности территории и совокупной мощности инфраструктур как в текущий момент, так и в соответствии со стратегиями и перспективами регионального развития.

Регулирование должно обеспечивать надежность критических элементов общественных инфраструктур - например, за счет создания запасов, систем резервирования и установления различных технических регламентов и др. При этом могут использоваться как механизмы создания государственных резервов, так и механизмы установления требований по резервированию для коммерческих компаний, оказывающих инфраструктурные услуги.

В условиях коммерциализации общественной инфраструктуры, когда частный бизнес участвует в оказании общественных инфраструктурных услуг, появляется дополнительная цель регулирования - недопущение получения отдельными бизнес-предприятиями сверхприбыли за счет монопольного положения. Эту задачу решает антимонопольное регулирование и регулирование деятельности «естественных монополий».

Системы информатизации и связи

Комплекс общественной безопасности

Строительный комплекс

Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонта ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений. В состав строительного комплекса входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них является акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают в качестве заказчика работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.

В эту сферу входят средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Органы местного самоуправления обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности услуг связи и информации для населения.

Расширенный состав социальной инфраструктуры города представлен на рис. 2.5.3.

┌───────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐

│Объекты здравоохранения│ │Объекты социальной поддержки

│ │ │ отдельных групп │

└──────────┬────────────┘ └────────────┬───────────────┘

└────────────────┬────────────────┘



┌─────────────────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Объекты образования ├──┤ Социальная ├──┤ Объекты культуры │

│ и науки │ │инфраструктура города│ │ и искусства │

└─────────────────────┘ └─────────┬───────────┘ └─────────────────────┘

┌────────────────┴────────────────┐

┌──────────┴────────────┐ ┌────────────┴───────────────┐

│ Объекты физической │ │ Объекты рекреации и досуга │

│ культуры и спорта │ │ │

└───────────────────────┘ └────────────────────────────┘

Рис. 2.5.3. Состав социальной инфраструктуры города

В состав отдельных блоков социальной инфраструктуры входят:

объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, иные лечебно-профилактические учреждения;

объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, социальные приюты и др.;

объекты образования и науки: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;

объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах - цирки, концертные залы, филармонии, специализированные учебные заведения культуры и искусства, памятники истории и культуры;

объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, специализированные спортивные школы;

объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.

Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находится в муниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содействовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение инфраструктуры муниципального образования в его жизнеобеспечении?

2. Каковы основные отрасли городского хозяйства?

3. Что входит в состав жилищно-коммунального комплекса города?

4. Что включает в себя жилищный фонд города?

5. Каково значение работы систем инженерного обеспечения для города?

6. Что включает в себя социальная инфраструктура города?

устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. Она характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). В условиях социалистического общества И. с. направлена на обеспечение условий и возможностей для проявления способностей, дарований и устремлений каждого человека. И. с. тесно связана с производственной, так как в процессе научно-технического и социального прогресса дороги, линии связи, складское хозяйство и т. д. стали играть все возрастающую роль в эффективном функционировании не только экономических, но и социальных процессов. По своему общественному предназначению И. с. олицетворяет одну из сторон планомерного и пропорционального развития при социализме, ибо без создания соответствующих благоприятных условий жизнедеятельности людей невозможно представить само существование общества. По форме существования И. с. представляет собой систему учреждений и организаций, обеспечивающих условия для рациональной организации деятельности людей в сфере труда, общественнополитической жизни, сфере культуры, семьи и быта. Она также имеет качественные характеристики, связанные как с технической обеспеченностью учреждений и организаций, с технологическими принципами их функционирования,так и с удовлетворенностью населения формами и методами их работы. И. с. затрагивает интересы всего населения, так как многие ее элементы необходимы для воспроизводства не только работника, но и его семьи. Это особенно важно учитывать при строительстве новых предприятий, городов, промышленных узлов и территориально-производственных комплексов. И. с. играет большую роль в решении задач социального развития, которые в количественном выражении определяются как разность между величинами нормы и достигнутым уровнем. Для этого наряду с общей характеристикой объектов, учреждений и организаций, призванных удовлетворять интересы и потребности производства и человека, широко используется количественное выражение приходящихся ня 10 тыс. населения материальных носителей: мест в учебных заведениях, клубах, столовых и т. д., их оснащенность и насыщенность соответствующим оборудованием. По ряду инфраструктурных элементов (вузы, музеи, филармонии, театры), создаваемых для удовлетворения «высших» потребностей, применяются другие методы расчета обеспеченности различных населенных пунктов. И. с. необходимо рассматривать в тесной связи с теми установками и ценностными орнентациями, которые имеются как у всего населения, так и у отдельных его социальных групп. Поэтому нормативный подход (обеспеченность населения элементами И. с.) должен быть дополнен социологическим анализом вкусов, желаний, потребностей и устремлений людей. С точки зрения социологической, наиболее приемлемо рассматривать И. с. в связи с основными сферами деятельности человека: трудовой, общественно-политической, социальнокультурной, бытовой, охраны природной среды и здоровья человека. И. с. прежде всего обеспечивает условия эффективной трудовой деятельности. Инфраструктура общественно-политической жизни создает условия для развития социальной активности и характеризует базу и возможности для участия трудящихся в управлении делами общества и производства (наличие зданий и их оснащенность для политических мероприятий, помещения для средств массовой информации, для партийных, советских и общественных организаций, для системы марксистско-ленинского образования и т. д.). Социально-культурная инфраструктура воплощает в себе комплекс условий для развития образования (детские дошкольные учреждения, учебные заведения всех типов), повышения культурного уровня и кругозора (культпросветучреждения, киносеть, музеи, библиотеки) и культурного отдыха (парки, стадионы, зоны отдыха и т. д.). Социально-бытовой блок инфраструктуры характеризует обеспеченность жильем, коммунальным, торговым и бытовым обслуживанием. Социологические данные свидетельствуют о том, что жилье и быт в настоящее время являются важнейшими в комплексе мотивов поведения человека при выборе места жительства, работы, при определении жизненных планов. Возросла роль инфраструктуры охраны природной среды и здоровья человека, которая оказывает большое влияние на рациональную организацию жизни как всего населения, так и отдельных социальных групп. Необходимо отметить и такой элемент инфраструктуры, как условия межличностного общения. Развитие различных «хобби», увлечений, совместного отдыха, объединений по интересам представляет интереснейший социальный феномен, который оказывает все большее воздействие на повседневную жизнь человека. Вместе с тем необходимо отметить, что И. с. обслуживает не отдельные стороны деятельности человека, а всю их совокупность. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную организацию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное (или оптимальное) развитие всего общественного организма и отдельных его составных частей. Таким образом, И. с.это часть материальной базы социального развития, выделение которой в структуре народного хозяйства позволяет более квалифицированно, научно судить как о самой материальной базе, так и о ее структурных элементах. Кроме того, это не просто часть материально-вещественных элементов общественного развития, но и характеристика последнего в социальном аспекте. Такой подход позволяет видеть уровень обеспеченности и удовлетворенности населения созданными социальными условиями, степень их развитости, а также сравнивать эти показатели применительно к различным городам, районам, областям, республикам. И. с.это и характеристика материально-вещественных элементов в территориальном разрезе. Такой пространственный аспект в жизни общества отражает необходимость определения рационального размещения элементов инфраструктуры по территории, путей уменьшения социально-территориальных различий. Развитие И. с. предполагает постоянное использование нормативного подхода. Он требует систематического сравнения фактической обеспеченности материально-вещественными элементами в территориальном или отраслевом разрезе с научно обоснованными нормативами и ориентирами. И. с. является объектом социального планирования, показателем зрелости социальной организации общества. В настоящее время все большее количество инфраструктурных элементов входит в показатели планов экономического и социального развития. Отражением возросшей роли И. с. является мнение ряда ученых и практиков, считающих, что объем и масштабы ее развития позволяют говорить о ней как о третьем подразделении общественного производства, которое непосредственно определяет удобства жизни людей

Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах общественной жизни. Однако подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение. Во-первых, социальная инфраструктура может быть представлена и как «линейная», и как «точечная». Под «линейной» понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие «точечная инфраструктура» включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое деление инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону. Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия «общерайонная инфраструктура», «элементы инфраструктуры межрайонного значения» и т.п. Такое деление имеет право на существование. Однако специфическая определенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А.Дебабов). В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта, плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А.Жамин). Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Кроме того, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека. В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества. Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. Поэтому разработка показателей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества. Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой основе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер. На этом уровне уже вводятся определенные поправки к коэффициентам ее развития в зависимости от природно-климатических и национальных особенностей региона. Социальная инфраструктура административного деления (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повседневной жизни всего населения. Социальная инфраструктура особо может быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, все же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом необходимо видеть три ограничения. Во-первых, не все элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д. В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, т.е. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не могут быть ничем заменены. Нельзя, например, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений. Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определенными видами спорта, художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределения этих элементов социальной инфраструктуры по территории в зависимости от количества проживающего населения. Так, считается нецелесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населения. Предполагается, что населенные пункты с небольшим количеством жителей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединений. И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, например, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всем без исключения компонентам социальной инфраструктуры. Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения. Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населения, и лежат в основе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всех видов деятельности человека.

Еще по теме § 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ:

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ КАК КОМПЛЕКНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЕСТЕСТВЕННОЙ НАУКИ О ВЗВАМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ. СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ.

Инфраструктура - слово, которое у всех на слуху. Мы привыкли слышать его с экранов телевизора, по радио, находить понятие "инфраструктура" в газетах, и не случайно этот термин сегодня столь популярен. Понятие это относится практически ко всем видам жизнедеятельности и бизнеса. Чем бы мы ни занимались и где бы ни находились, так или иначе именно она обеспечивает нашу жизнь. Что такое инфраструктура, определение этого термина, а также какие бывают виды ее, вы узнаете, прочитав эту статью. В ней также представлены примеры, которые позволят вам лучше разобраться в данной теме. Вы узнаете, что такое объект инфраструктуры, каковы его особенности. Обо всем этом читайте ниже.

На земле еще остались такие места, где группа людей или конкретный человек лишены инфраструктуры. Другими словами, они находятся наедине с природой. Однако и в этом случае окружающий нас мир можно также обозначать интересующим нас понятием. Так что такое инфраструктура?

Определение ее весьма многозначно. При различном толковании она представляется по-разному. Конечно, такое расширенное определение слишком далеко нас заведет, потребует различных философских построений, поэтому постараемся ограничиться более узким понятием.

Понятие "инфраструктура"

Прежде всего определим сам термин, обозначим, что такое инфраструктура. Под ней на интуитивном уровне мы понимаем различные объекты, созданные человеком, техногенного происхождения, использующиеся для ведения бизнеса, а также обеспечивающие жизнь общества и/или человека.

Таким образом, можно сказать, что инфраструктура (от латинского infra - "под", "ниже" и structura - "расположение", "строение") - целый комплекс связанных между собой обслуживающих объектов или структур, обеспечивающих и/или составляющих основу функционирования определенной системы. Этот термин был позаимствован из военной лексики. Вот что такое инфраструктура, говоря кратко.

Виды инфраструктур

Существует множество видов инфраструктур. В этой статье мы перечислим лишь основные, к которым наиболее часто обращаются. Список этот можно продолжить, включив и другие виды.

Социальная инфраструктура

Что такое социальная инфраструктура? Ответим на этот вопрос. Она представляет собой совокупность предприятий и отраслей, обеспечивающих функционально нормальную жизнедеятельность общества. Другими словами, это жилье, строительство его, объекты культурного назначения, сфера ЖКХ, организации и предприятия систем здравоохранения, дошкольного воспитания, образования, организации и предприятия, связанные с досугом и отдыхом, общественное питание, розничная торговля, спортивно-оздоровительные учреждения, сфера услуг, пассажирский транспорт, система учреждений, которые оказывают услуги финансово-кредитного и правового характера (нотариальные конторы, юридические консультации, банки, сберегательные кассы) и др. Вот что такое социальная инфраструктура. Список объектов ее можно продолжить, так как мы перечислили только основные.

Транспортная инфраструктура

Переходим к следующему виду и ответим на вопрос о том, что такое транспортная инфраструктура. Это совокупность предприятий и отраслей транспорта. Производственно-технологические комплексы, сооружения, предназначенные для обслуживания фрахтователей, пассажиров, грузополучателей, грузоотправителей, фрахтовщиков и перевозчиков, а также для того, чтобы обеспечить работу различных транспортных средств - вот что такое объект транспортной инфраструктуры.

Этот список был составлен нами, опираясь на Федеральный закон, в котором все это прописано - N 259-ФЗ от 08.11.2007.

Что такое информационная инфраструктура?

Информационная инфраструктура - система организационных информационных подсистем, структур, обеспечивающих функционирование тех или иных объектов. Другими словами, данный вид представляет собой совокупность определенных базовых информационных служб, систем передачи и хранения данных, а также вычислительных, которые являются основой для обеспечения любых сервисов, передающих данные.

Существует ряд требований, предъявляемый к информационной инфраструктуре сегодня. Главные из них: высокая катастрофоустойчивость и доступность, сохранность и безопасность данных, возможность эффективного управления, адаптации решений и масштабируемость.

Является сегодня актуальной следующая модель, по которой организуются информационные инфраструктуры - это консолидация соответствующих вычислительных систем, а также ресурсов хранения информации. Активно применяются средства организации облачных платформ и виртуализации.

Данный вид включает в себя совокупность различных информационных центров, банков знаний и данных, подсистем, систем связи, аппаратно-программных технологий и средств обеспечения обработки, хранения, сбора и передачи информации, центров управления. Вот что такое информационная инфраструктура.

Другие виды инфраструктур

Инженерная - различные системы, служащие для инженерно-технического обеспечения сооружений и зданий.

Инфраструктурой экономики называется совокупность видов и отраслей деятельности, обслуживающих хозяйство и производство в целом. По аналогии можно ответить и на вопрос о том, что такое инфраструктура рынка.

Военная инфраструктура представляет собой системы отдельных сооружений и стационарных объектов, являющихся основой для ведения военных действий, развертывания вооруженных сил и обеспечения оперативной и боевой армейской подготовки.

Многообразие определений

Из данного многообразия определений, множества ответов на вопрос о том, что такое инфраструктура (виды которой, кстати, перечислены нами не все) можно сделать вывод, что у понятия этого множество толкований, поэтому при использовании его необходимо уточнять, ограничиваясь удобными для нас рамками.

Чтобы упростить задачу, мы будем понимать под данным термином объекты обеспечения и/или средства производства жизнедеятельности (жизненно важных потребностей) человека, обеспечивающие тот или иной процесс/дело/бизнес.

Очень важно не отождествлять и не смешивать инфраструктуру с бизнесом, структурами и процессами, поскольку сама она ничего не производит и не делает. Это всего лишь материальная основа. Без того, что обеспечивает инфраструктура, она рассыпается на различные отдельные объекты техногенного происхождения.

Свойства инфраструктуры

Она рукотворна, то есть представляет собой результат труда.

Она обеспечивает наши материальные потребности; созданные руками человека объекты или структуры, обеспечивающие духовность, культуру и т. п. мы в этой статье не рассматриваем.

Инфраструктура требует определенных мер для того, чтобы поддерживать свое работоспособное состояние.

Она может быть посчитана и измерена, то есть поддается количественной оценке.

Инфраструктура имеет описывающие ее эффективность и мощность характеристики как со стороны обеспечения полезных функций, так и с точки зрения рисков, возникающих при эксплуатации, и надежности.

Она имеет доступные и известные для конкретного вида способы замены и ремонта, поддержания работоспособности, оцениваемые в натуральном и денежном выражении. Вот что такое инфраструктура в более узком понимании.

Примеры инфраструктуры с данными свойствами

Для нефтяной компании она представляет собой трубопроводную систему. Инфраструктура состоит из различного назначения нефтепромысловых трубопроводов, а также внешнего транспорта газа и нефти и внутриплощадочных трубопроводов на установках перекачки и подготовки воды, газа и нефти. Количественные характеристики ее:

  • диаметр (мм), длина (км), толщина стенки (мм), а также назначение трубопроводов (смесь/вода/газ/нефть и т. п.);
  • пропускная способность (выражающаяся в м 3 /тонн в сутки);
  • сроки службы каждого из трубопроводов (количество лет);
  • число инцидентов и аварий на них (шт.), экологический ущерб (руб.), производственные потери (руб.), штрафные санкции (руб.);
  • техническое диагностирование и обслуживание (руб./км), защита от коррозии (руб./км), ремонт дефектов (руб./км/шт.), а также замена (руб./км).

К инфраструктуре нефтяной компании относятся:

Объекты подготовки газа и нефти;

Линии электропередач;

Добывающие скважины, включая погружное оборудование;

Для страны/города:

Сооружения и здания, в том числе социальные объекты, жилой фонд и т. п.;

Транспортные коммуникации, включая линии электропередач, железнодорожную и дорожную сети;

Трубопроводная инфраструктура - канализация, сети холодного и горячего водоснабжения;

очистные сооружения, свалки;

Государство и бизнес направляет на инфраструктуру большие средства, а на ее строительство, поддержание в нормальном состоянии и эксплуатацию работает значительная часть населения. Так как в большинстве своем финансируется она из федерального бюджета, то проблемы и вопросы, связанные с ее функционированием, многим интересны.