Методические рекомендации по проведению проверок банков по вопросам страхования вкладов с участием работников гк "асв". Методические рекомендации по организации проверок профильных учреждений. XVIII. Организация ремонтов оборудования

Российская Федерация

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ НОТАРИУСОМ, ЗАНИМАЮЩИМСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ" (утв. Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 17.06.2005, Протокол N 04/05)

УТВЕРЖДЕНЫ
решением Правления
Федеральной нотариальной палаты
(Протокол N 04/05 от 17 июня 2005 г.)

Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания практической помощи членам комиссий по проверке профессиональной деятельности нотариусов, образованных в нотариальных палатах субъектов Российской Федерации, в осуществлении ими проверок исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей.

Проверки осуществляются в соответствии с положением о комиссии, утвержденным соответствующим органом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации.

Основными задачами проверки исполнения профессиональных обязанностей нотариусами являются:

Соблюдение нотариусом законодательства при совершении нотариальных действий;

При выявлении нарушения законодательства установление причин, приводящих к нарушению законодательства при совершении нотариальных действий;

Соблюдение нотариусом обязанностей как члена нотариальной палаты и Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации;

Обобщение результатов проверок профессиональной деятельности нотариусов в субъекте Российской Федерации с целью определения типичных ошибок, совершаемых нотариусами;

Распространение положительного опыта нотариусов в осуществлении ими нотариальной деятельности.

Проверки профессиональной деятельности нотариусов могут быть плановые комплексные, внеплановые и повторные (контрольные).

Плановые комплексные проверки деятельности нотариуса осуществляются в соответствии с графиком проведения проверок, утвержденным в установленном порядке в нотариальной палате.

Внеплановые проверки осуществляются на основании поступивших в нотариальную палату жалоб либо иных обращений граждан, органов государственной власти, муниципальных органов, представления органа юстиции на территории субъекта Российской Федерации, судов, прокуратуры, общественных организаций в соответствии с решениями Правления и иного органа нотариальной палаты.

Проведение повторной (контрольной) проверки осуществляется в случае, когда в результате проведения плановой или внеплановой проверки были выявлены существенные недостатки и нарушения законодательства.

Организационные мероприятия по подготовке соответствующей проверки осуществляются в соответствии с положениями (правилами) о проведении проверок профессиональной деятельности нотариусов, утвержденными в нотариальных палатах субъектов Российской Федерации, в том числе:

Формирование конкретной рабочей группы;

Оповещение проверяемого нотариуса;

Перед проведением плановых проверок рабочая группа отбирает и изучает поступившие в палату жалобы, обращения, заявления, статистические и иные отчеты о деятельности нотариуса, материалы предыдущей проверки, а также иные имеющиеся в нотариальной палате материалы, связанные с профессиональной деятельностью проверяемого нотариуса.

Для более оперативного осуществления проверки между членами комиссии могут распределяться вопросы, являющиеся предметом проверки.

Нотариус создает надлежащие условия для проведения проверки и предоставляет членам комиссии все документы, относящиеся к его профессиональной деятельности, а также документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности, страхования профессиональной ответственности, уплаты членских взносов в палату, статистические отчеты.

В ходе проверки берутся объяснения от нотариуса по поводу выявленных при проверке нарушений и недостатков.

При осуществлении проверки члены комиссии:

Должны быть объективными и беспристрастными;

Не разглашать сведения, которые стали им известны при проведении проверки.

Предметом проверки являются:

Организация деятельности нотариуса и условия труда в его конторе;

Соответствие печати нотариуса и содержащейся на ней информации установленным требованиям;

Бухгалтерская и статистическая отчетность, правильность взысканного нотариального тарифа на основании документов, подтверждающих расчеты нотариуса с физическими и юридическими лицами;

Правильность уплаты членских взносов нотариусом;

Нотариальное делопроизводство и архив;

Реестр нотариальных действий;

Соблюдение тайны нотариальных действий;

Выполнение требований Устава нотариальной палаты, решений собраний членов нотариальной палаты и Правления нотариальной палаты, Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации;

Жалобы, поступившие в адрес нотариуса;

Другие вопросы деятельности нотариуса.

По организации деятельности нотариуса и условий труда в нотариальной конторе проверяются:

Правовые основания осуществления нотариусом своей профессиональной деятельности в занимаемом им помещении, документы на помещение (документы о собственности на занимаемое помещение, наличие договора аренды (субаренды)), использование помещения по назначению, соблюдение требований к помещению нотариальной конторы, в том числе доступ населения в помещение нотариальной конторы, наличие вывески и другие условия, установленные Требованиями к организации нотариального обслуживания нотариусами Российской Федерации, занимающимися частной практикой (утв. Правлением ФНП, Протокол N 09/03 от 13 - 14.11.2003), а также защищенность помещения от насильственного проникновения в него;

Документы о страховании нотариальной деятельности нотариуса, наличие договора страхования профессиональной ответственности нотариуса, в т.ч. уровень его возможной материальной ответственности исходя из количества и видов совершаемых нотариальных действий;

Соблюдение установленного режима работы нотариуса;

Находится ли нотариальная контора в пределах нотариального округа, в который назначен нотариус на должность;

Соблюдается ли правило о совершении нотариальных действий в пределах нотариального округа;

Обеспечение условий для соблюдения тайны совершения нотариальных действий и для хранения архива;

Информационно-правовая обеспеченность нотариуса;

Условия хранения бланков, документов и личной печати нотариуса;

Материально-техническая оснащенность нотариальной конторы (наличие компьютера, ксерокса, факса, шкафов металлических, в т.ч. несгораемых, другого оборудования, телефонной связи, модема);

Наличие необходимой оргтехники, электронной связи и охранной сигнализации;

Противопожарная безопасность и т.п.;

Наличие штата работников, их образование и опыт работы, правильность оформления трудовых договоров;

Оборудование рабочих мест нотариуса и работников его конторы;

Правильность оформления наделения полномочиями лица, замещающего нотариуса в период его временного отсутствия;

Соблюдение законодательства при передаче полномочий лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, и пр.

По организации приема граждан проверяются:

Наличие приемной для граждан;

Режим работы и порядок приема граждан;

Наличие необходимого объема справочно-информационного материала в приемной нотариуса, в том числе образцы отдельных документов (доверенности, согласия родителей на выезд их несовершеннолетних детей из Российской Федерации, согласия супруга на отчуждение совместно нажитой недвижимости и пр.);

Соблюдение нотариусом профессиональной этики;

Прочие условия приема.

По уплате членских взносов проверяются:

Своевременность и полнота уплаты членских взносов в нотариальную палату и достоверность предоставляемых сведений. К проверке предъявляются Реестр для регистрации нотариальных действий, ежемесячные отчеты о валовом доходе нотариуса и копии налоговой декларации.

Проверяется соответствие совершенных нотариальных действий требованиям законодательства, обоснованность отказов в совершении нотариальных действий.

1. При проверке законности нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом обращается внимание на:

Полноту предоставленных документов, необходимых для нотариального удостоверения указанных сделок (наличие правоустанавливающих документов, срок действия предоставленных справок, наличие нотариально удостоверенного согласия другого супруга, если сделка касается совместно нажитого имущества супругов (ст. 35 Семейного кодекса РФ), соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. , ГК РФ и Семейного кодекса РФ), наличие сведений, достаточных для идентификации предмета ипотеки, при удостоверении сделки об ипотеке, наличие справок налоговой инспекции в случае отчуждения жилых помещений, приобретенных собственником в порядке дарения или наследования, и другие документы в зависимости от вида сделки);

Соблюдение преимущественного права покупки участника долевой собственности при продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу (ст. 250 ГК РФ).

При проверке договоры изучаются с приобщенными к ним документами.

По договорам, экземпляры которых согласно ст. 60 Основ не подлежат хранению в делах нотариуса, изучаются реестровые книги на полноту записей таких сделок.

2. При проверке нарядов завещаний обращается внимание на соответствие текста завещаний законодательству, на качество изложения текста завещания и правильность подписания его завещателем или другим лицом с указанием причин, по которым завещатель не мог подписать завещание собственноручно, на выполнение нотариусом других требований, предусмотренных законом, при удостоверении завещания.

Сверяется Алфавитная книга учета завещаний и отметки в реестре и наряде об отмене завещаний.

3. При проверке правильности удостоверения доверенностей (в том числе в порядке передоверия) обращается внимание на соответствие их законодательству, на полноту проверки полномочий представляемых - юридических лиц. По доверенностям в порядке передоверия обращается внимание на соответствие их по правомочиям и срокам действия основной доверенности. Проверка осуществляется по записям в реестровых книгах.

4. При проверке совершения протестов векселей проверяются:

Возможность совершения нотариусом вексельного протеста данного вида;

Соответствие опротестованного нотариусом векселя требованиям законодательства для данного вида векселя, в т.ч. наличие необходимых реквизитов, непрерывность цепи индоссаментов и т.д.;

Соблюдение требования законодательства при совершении протеста о сроках, установленных для предъявления векселя к протесту; предъявлении векселя надлежащим лицом; совершении протеста надлежащим нотариусом; предъявлении требования по векселю надлежащему лицу и другие требования.

Правильность совершения актов протеста векселя в неплатеже, неакцепте или в недатировании акцепта проверяется по записям в реестрах либо по копиям в делах нотариуса.

Проверяется также качество составления требований, их регистрации и порядок предъявления неплательщикам.

5. По совершенным исполнительным надписям проверяются наряды с копиями совершенных исполнительных надписей, сроки их выдачи; соблюдение требований законодательства, в т.ч. ст. 92 Основ и Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.03.1976 N 171, с изменениями, в т.ч. от 30.12.2000 N 1039, и наличия всех необходимых документов.

6. По вопросу свидетельствования верности копий документов и выписок из них проверяется правильность свидетельствования верности копий документов и выписок из них на соответствие законодательству, а свидетельствование выписок из документов - на соответствие порядку, предусмотренному в ч. 2 ст. 77 Основ. Наличие или отсутствие нарушений требования законодательства при свидетельствовании копий документов и выписок из них проверяется путем изучения записей, внесенных в Реестр регистрации нотариальных действий.

Обращается внимание на недопустимость свидетельствования верности копий документов и выписок из них при отсутствии легализации, если таковая требуется.

Проверяется правильность внесения в реестр записи о содержании документов, копии которых свидетельствуются нотариусом.

7. По свидетельствованию подлинности подписи на документе проверяется правильность внесения записей в Реестр регистрации нотариальных действий и наличие расписки в получении нотариально оформленного документа.

При свидетельствовании подлинности подписи представителей юридического лица проверяется также наличие в реестре записи о проверке полномочий представителя юридического лица.

8. По взиманию тарифов при совершении нотариальных действий проверяются:

Правильность исчисления и взимания тарифов за совершение нотариальных действий;

Основания предоставления льгот по уплате тарифов;

Отражение в Реестре нотариальных действий суммы взысканного тарифа.

По ведению наследственных дел и выдаче свидетельства о праве на наследство проверяются наследственные дела и имеющиеся в них документы на предмет:

Состояния учета наследственных дел и правильности их формирования;

Соблюдения сроков принятия наследства, наличия документов, свидетельствующих о фактическом принятии наследства;

Извещений наследников, о наличии которых нотариусу известно, об открытии наследства;

Соблюдения прав пережившего супруга на совместно нажитое в период брака имущество, а также прав лиц на обязательную долю;

Наличия сведений об имуществе наследодателя, в т.ч. наличия копий запросов для получения таких сведений;

Принятия нотариусом мер по охране наследства и управлению им и соблюдения срока с учетом времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством (п. 4 ст. 1171 ГК РФ). В частности, проверяются своевременность и правильность производства и оформления описи наследственного имущества и наличие в деле такой описи, наличие документа об оценке наследственного имущества, произведенной в соответствии со ст. 1172 ГК РФ, передача наследственного имущества на хранение и в доверительное управление, соблюдение требований законодательства при заключении договора доверительного управления наследственным имуществом и пр.;

Законности оформления и выдачи свидетельства о праве на наследство наследникам, а также на выморочное имущество и пр.

По нотариальному делопроизводству и ведению архива проверяются:

Номенклатура дел нотариальной конторы и ее соответствие номенклатуре дел, утвержденной нотариальной палатой;

Наличие нарядов (дел), соответствующих утвержденной нотариальной конторой номенклатуре, в том числе:

Статистические отчеты;

Справки и акты о результатах проверок нотариуса;

Приказы и другие документы по работникам нотариальной конторы;

Переписка с органами юстиции и нотариальной палатой;

Переписка с учреждениями, организациями и гражданами;

Документы финансовой и хозяйственной деятельности нотариальной конторы;

Описи документальных материалов, сданных в архив;

Журнал регистрации входящей корреспонденции;

Журнал регистрации исходящей корреспонденции;

Журнал учета вызовов нотариуса на дом;

Постановления об отказе в совершении нотариальных действий;

Реестр регистрации нотариальных действий;

Книга учета наследственных дел;

Алфавитная книга учета наследственных дел;

Алфавитная книга учета завещаний;

Книга учета заявлений о принятии мер к охране наследственного имущества и другие.

Проверяются также:

Соответствие количества реестров нотариальных действий, полученных нотариусом в палате (по данным палаты) и имеющихся у нотариуса;

Правильность ведения реестров, их оформление (реестр должен быть прошнурован, листы в нем пронумерованы, количество листов в реестре должно быть заверено подписью уполномоченного лица нотариальной палаты и скреплено печатью палаты);

Правильность хранения наследственных дел, нарядов, реестров в архиве нотариуса;

Наряды с экземплярами нотариально оформленных нотариусом документов, остающихся на хранении в делах нотариальной конторы (ст. 60 Основ);

Правильность списания дел в архив с проставленными отметками в Алфавитной книге и Книге регистрации наследственных дел в графе о списании дела - даты сдачи и номера дела, под которым было выдано свидетельство о праве на наследство;

Правильность оформления нарядов (дел), оконченных нотариусом делопроизводства.

По окончании проверки рабочая комиссия, осуществляющая проверку, коллегиально с участием нотариуса, профессиональные обязанности которого проверяются, обсуждает выявленные проверкой недостатки в работе нотариуса, а также нарушения законодательства при совершении нотариальных действий. Нотариус дает соответствующие объяснения членам комиссии, при необходимости - в письменном виде.

По результатам проверки не позднее семи дней с момента окончания проверки составляется акт проверки, в котором отражаются следующие аспекты деятельности нотариуса:

Организация деятельности и условия труда;

Отчетность и правильность уплаты членских взносов;

Законность совершения нотариальных действий;

Ведение нотариального делопроизводства и архива;

Соблюдение тайны нотариального действия;

Выполнение Устава палаты, решений собраний членов палаты и Правления палаты, Профессионального кодекса нотариусов РФ.

В акте также отражаются выявленные недостатки и нарушения законодательства (если таковые имели место), а также положительный опыт в работе нотариуса и рекомендации членов комиссии по устранению выявленных недостатков.

В акте указываются дата и место его составления и лица, участвующие в проверке. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и нотариусом. При отказе нотариуса подписать акт об этом делается на акте соответствующая отметка.

Один экземпляр акта передается для ознакомления нотариусу, чья профессиональная деятельность была проверена, и хранится в делах нотариуса, второй направляется в нотариальную палату для обсуждения в установленном порядке и принятия соответствующих мер и хранится в личном деле нотариуса, третий экземпляр приобщается к протоколу заседания Правления, на котором обсуждаются результаты проверки, или хранится в соответствии с номенклатурой нотариальной палаты, о чем указывается в акте.

Нотариус в случае несогласия с выводами комиссии в трехдневный срок с момента ознакомления с актом представляет письменные возражения в нотариальную палату или прикладывает их к акту.

Обобщенные материалы проверок с анализом допущенных нарушений законодательства и причин, порождающих нарушения, публикуются в бюллетене нотариальной палаты.

Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утв. Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол N 04/05)

По ведению наследственных дел и выдаче свидетельства о праве на наследство проверяются наследственные дела и имеющиеся в них документы на предмет:

Состояния учета наследственных дел и правильности их формирования;

Соблюдения сроков принятия наследства, наличия документов, свидетельствующих о фактическом принятии наследства;

Извещений наследников, о наличии которых нотариусу известно, об открытии наследства;

Соблюдения прав пережившего супруга на совместно нажитое в период брака имущество, а также прав лиц на обязательную долю;

Наличия сведений об имуществе наследодателя, в т.ч. наличия копий запросов для получения таких сведений;

Принятия нотариусом мер по охране наследства и управлению им и соблюдения срока с учетом времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством (п. 4 ст. 1171 ГК РФ). В частности, проверяются своевременность и правильность производства и оформления описи наследственного имущества и наличие в деле такой описи, наличие документа об оценке наследственного имущества, произведенной в соответствии со ст. 1172 ГК РФ, передача наследственного имущества на хранение и в доверительное управление, соблюдение требований законодательства при заключении договора доверительного управления наследственным имуществом и пр.;

Законности оформления и выдачи свидетельства о праве на наследство наследникам, а также на выморочное имущество и пр.

В своей работе сотрудники прокуратуры обращаются к различным методическим сборникам, где собран довольно большой практический опыт по организации надзорной деятельности органов прокуратуры. Наиболее распространенным изданием является выпуск издательства НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ. Это Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 2. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, 1999. С. 110.. Он имеет несколько частей - по отраслям надзорной деятельности. Нам будет наиболее интересна вторая часть этого издания, так как здесь упоминается надзор за органами законодательной и исполнительной власти.

Любая проверка независимо от степени ее сложности должна проводиться на основе четкого плана, в котором выделяются вопросы, подлежащие выяснению, исполнители, сроки исполнения.

Правильному выбору подлежащих проверке вопросов способствует знание возможных нарушений законов теми или иными органами власти. Одну их часть можно определить путем анализа законодательства, другую - большую и наиболее необходимую - на основе изучения практики прокурорского надзора Вопросы прокурорского надзора. Сборник научных трудов. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1972. С 181..

Основной объем информации общего характера сотрудники прокуратуры получают на основе анализа данных о структуре проверяемого органа, функциональном назначении интересующих прокурора структурных подразделений, деловой документации, в которой отражается их работа. Эти сведения можно почерпнуть из справочников, отчетных документов, устава и положений об отделах (управлениях), должностных инструкций, устанавливающих должностные обязанности различных категорий служащих.

Данные о соблюдении законов, определяющих порядок несения службы, и статус служащих содержатся в материалах коллегий министерств и ведомств, заседаний и совещаний, отчетах о работе органа власти. Полезными в этом плане могут быть материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел. Разноплановую информацию о нарушениях законодательства получают также из средств массовой информации, жалоб и обращений граждан и должностных лиц.

Для обеспечения результативности проверок и ревизий прокурору надлежит: четко сформулировать задачи; в требовании, направляемом руководителю, указать период, который должна охватить проверка или ревизия, а в тех случаях, где это возможно, круг проверяемых лиц; обозначить также реальный срок, по истечении которого ожидается получение акта ревизии или проверки. При этом необходимо контролировать исполнение требования прокурора.

Наиболее распространенной формой реагирования на выявленные нарушения законодательства является протест Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Норма 1996. С. 224.. Это связано с тем, что деятельность служащих в большей части оформляется правовыми актами. Протест приносится на противоречащий закону правовой акт по следующим критериям:

издание правового акта во исполнение недействующего закона, неправильный выбор закона;

несоответствие правовых актов предписаниям зафиксированных в законе норм;

искажение смысла правовых актов;

выход за пределы полномочий, предоставленных органу, издавшему правовой акт, несоблюдение формы и процедуры издания правового акта.

Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему противоречащий закону правовой акт. Это делается в тех случаях, когда прокурор вправе рассчитывать на деловое и объективное рассмотрение своего документа. При отсутствии такой уверенности следует обратиться с заявлением в суд.

Заявление в суд может быть направлено и после отклонения протеста прокурора, однако такой вариант не совсем желателен. Адресат прокурорского реагирования должен определяться точно, на основе всесторонней оценки ситуации во избежание промедления с решением вопроса об отмене незаконного акта Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 2. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, 1999. С. 123..

Правовой акт может быть опротестован в целом либо в части, противоречащей закону.

Представление прокурора направлено на устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Оно вносится в орган или должностному лицу, полномочным устранить выявленные нарушения. Следует иметь в виду, что принимаемые по представлениям меры нередко носят формальный характер. Поэтому от прокурора требуется обеспечение жесткого контроля за результативностью действий органов и должностных лиц по устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело в случае, если будут установлены данные, указывающие на наличие признаков состава должностного преступления в действиях конкретных лиц. Возбуждение уголовного дела оформляется постановлением прокурора. Возбужденное уголовное дело направляется органу расследования преступлений для производства предварительного следствия.

Основанием для возбуждения производства об административном правонарушении является установление в ходе проверки признаков административного проступка. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится при наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении, наступление вредных последствий, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном проступке.

Привлечение по инициативе прокурора государственных и муниципальных служащих к административной ответственности является эффективной формой укрепления законности в сфере государственного управления и местного самоуправления, однако возможности данного средства прокурорского реагирования пока используются не в полной мере.

Меры прокурорского реагирования должны быть нацелены па усиление борьбы с коррупцией, своевременное пресечение корыстных и иных злоупотреблений служебным положением государственными и муниципальными служащими Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 2. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ, 1999. С. 124..

Утверждены решением Правления
государственной корпорации
«Агентство по страхованию вкладов»
от «10» марта 2005г.
(протокол № 17)

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по проведению проверок банков по вопросам страхования вкладов с участием работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), нормативными актами Банка России, Порядком участия работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в проверках банков по вопросам страхования вкладов, утвержденным Правлением Агентства (далее – Порядок), а также иными внутренними регулятивными документами Агентства.

1.2. Проверки банков с участием работников Агентства (далее - проверки) проводятся по вопросам, указанным в п. 1.4. Порядка.

2. Подготовка к проведению проверки банка

2.1. Подготовка к проведению проверки банка (предпроверочная подготовка) осуществляется в соответствии с разделом 3 Порядка.

2.2. Предпроверочная подготовка заключается в обобщении имеющейся в Агентстве информации о банке, уточнении проверяемого периода, в определении объемов выборки информации (документов), необходимых для проверки (далее - выборки), а также проведении необходимых организационных мероприятий.

2.3. Проверяемый период определяется с учетом:

    даты постановки банка на учет в системе страхования вкладов;

    предыдущего проверяемого периода;

    результатов предыдущих проверок.

Проверкой могут быть охвачены не более пяти календарных лет деятельности банка, предшествующие году проведения проверки.

Не может проводиться более одной проверки банка по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период его деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.9 Инструкции Банка России № 105-И.

2.4. Объем выборки определяется с учетом объема вкладов, количества счетов физических лиц и наличия информации о банке, требующей проверки. Ориентировочные объемы выборки приведены в приложении 1

Объем выборки должен обеспечить возможность оценки состояния учета, своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов.

2.5. В ходе предпроверочной подготовки используются материалы учетного дела банка, которое ведется в ДОСВ, в том числе:

    отчетность банка по форме 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады» (далее - отчетность по форме 0409345);

    выписки из контрольной карточки учета страховых платежей;

    акты предыдущих проверок банка (филиала);

    жалобы вкладчиков, поступающие в Агентство.

Кроме того, используется информация о банке из прессы, сети Интернет, сайта банка и других источников.

2.6. В ходе предпроверочной подготовки внимание обращается на выявленные ранее нарушения требований Федерального закона, нормативных актов Банка России и факты, свидетельствующие об их устранении.

2.7. В ходе предпроверочной подготовки определяется дата, на которую банк должен сформировать реестр обязательств перед вкладчиками (далее – дата реестра) в соответствии с Указанием Банка России от 01.04.2004 № 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками» (далее – Указание Банка России №1417-У).

Дата реестра определяется исходя из того, что она должна быть в пределах проверяемого периода. При этом должно учитываться следующее:

    дата реестра, как правило, должна относиться к последнему отчетному периоду, за который Агентством получена отчетность по форме 0409345;

    дата реестра, как правило, не должна приходиться на первый и последний день месяца;

    в случае значительных изменений остатков денежных средств на счетах по учету вкладов (анализ отчетности по форме 0409345) выбирается дата, на которую приходится одно из значительных изменений.

2.8. По итогам предпроверочной подготовки составляется справка в соответствии c п. 3.2 Порядка.

Информация, содержащаяся в справке, используется при проведении проверки и составлении акта по итогам проверки.

3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками

3.1. Задачей проверки объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками является определение правомерности отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию.

3.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

    отчетность по форме 0409345;

    ежедневный сводный баланс;

    договоры банковского вклада и банковского счета;

    документы, определяющие порядок учета средств вкладчиков на лицевых счетах;

    иные необходимые для проведения проверки документы.

3.3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками проводится в следующем порядке:

  1. на основе данных ежедневного сводного баланса банка и ежедневной оборотной ведомости устанавливается общий объем вкладов физических лиц, учитываемых на балансовых счетах 40803, 40806, 40809, 40812, 40813, 40814, 40815,40817, 40820, 423, 426, 47603, 47605, 522, 52404 (как правило, отдельно по каждому филиалу);
  2. устанавливается принцип разделения банком балансовых счетов на счета, на которых учитываются вклады, подлежащие страхованию и не подлежащие страхованию;
  3. проверяется правомерность отнесения вкладов к подлежащим и не подлежащим страхованию. Основанием для отнесения вкладов к не подлежащим страхованию, являются договоры, содержащие положения пункта 2 статьи 5 Федерального закона.

3.4. При проверке внимание обращается на:

    наличие в договорах с вкладчиками положений, позволяющих однозначно отнести вклады к подлежащим или не подлежащим страхованию;

    отнесение одного вида вклада только к одной из категорий: либо к категории вкладов, подлежащих страхованию, либо к категории вкладов, не подлежащих страхованию;

    процедуру принятия банком решений об отнесении вкладов к подлежащим или не подлежащим страхованию, в том числе филиалами;

    особенности привлечения вкладов филиалами банка, наличие в филиалах иных, чем в головном офисе, видов договоров вклада.

3.5. Данные об объемах и структуре вкладов заносятся в таблицу по форме, приведенной в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

4. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов

4.1. Проверка своевременности и полноты уплаты банком страховых взносов заключается в установлении правильности определения банками расчетной базы для исчисления страховых взносов и своевременности их перечисления.

В ходе проверки используются итоги контроля поступления страховых платежей и отчета по форме 0409345, проводимого Агентством в соответствии с регламентом, утвержденным Правлением Агентства.

4.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

    отчетность по форме 0409345;

    ежедневный сводный баланс;

    ежедневная оборотная ведомость;

    ведомости начисления процентов (при их наличии);

    ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;

    лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);

    книга регистрации открытых счетов;

    журнал регистрации выпущенных банком ценных бумаг;

    приказы, распоряжения, протоколы заседаний коллегиальных органов управления, положения и другие внутренние документы, определяющие процедуры по привлечению вкладов и исполнению требований Федерального закона;

    другие документы аналитического учета и первичные документы и материалы.

4.3. Проверка полноты отражения в отчетности по форме 0409345 остатков по счетам вкладов, подлежащих страхованию, осуществляется с учетом положений раздела 3 настоящих Методических рекомендаций в следующем порядке:

    при анализе остатков по ведомости остатков по лицевым счетам балансовых счетов 40806, 40809, 40812, 40814, 40815 определяется сумма, подлежащая страхованию, не включающая остатки на лицевых счетах по учету денежных средств юридических лиц – нерезидентов, и сверяется с данными, указанными в отчетности по форме 0409345;

    по балансовым счетам 40803, 40813, 40817, 423, 426, 47603, 47605 производится сверка данных учета (сводного баланса банка, оборотной ведомости, ведомости остатков по лицевым счетам) и данных отчетности по форме 0409345, из остатков по балансовым счетам исключаются остатки по лицевым счетам, на которых учитываются вклады на предъявителя;

    при проверке остатков по балансовым счетам 522 и 52404 определяется сумма, подлежащая страхованию, не включающая остатки на лицевых счетах по учету сберегательных сертификатов на предъявителя, и сверяется с данными, указанными в отчетности по форме 0409345;

    при возникновении вопросов о правомерности отнесения вклада к подлежащему или не подлежащему страхованию проверяются договоры, послужившие основанием для привлечения этого вклада;

    проверяется правильность пересчета остатков денежных средств в иностранной валюте в рублевый эквивалент по курсу, установленному Банком России, не менее чем на 3 даты проверяемого периода, отражение в отчетности по форме 0409345 остатков по счетам в иностранной валюте в нерабочие дни;

    проверяется своевременность и полнота причисления процентов по подлежащим страхованию вкладам физических лиц в соответствии с Положением Банка России от 26.06.1998 № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета». При проверке используются данные по балансовым счетам, на которых учитываются проценты по вкладам: 47411, 47608, 47609, 52405, 52501.

4.4. В случае, если имели место факты несвоевременного поступления от банка в Агентство сумм страховых взносов, то проверяется своевременность их перечисления банком.

Дата перечисления банком страховых взносов (дата проведения платежного документа по корреспондентскому счету банка, открытому в расчетно-кассовом центре Банка России) устанавливается на основании выписки из корреспондентского счета и реестра платежных документов, заверенного расчетно-кассовым центром Банка России.

5. Проверка ведения учета обязательств перед вкладчиками

5.1. Задачей проверки ведения учета обязательств перед вкладчиками является оценка обеспечения банком учета обязательств перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, позволяющего сформировать реестр на любой день.

5.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

    регистры учета, которые ведутся в соответствии с Положением Банка России от 05.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее - Положение Банка России № 205-П) и в которых содержится информация, необходимая для формирования реестра и выписок из реестра;

    лицевые счета по учету вкладов и требований банка;

    ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;

  1. выписки из реестра;

    другие необходимые материалы учета.

5.3. При проверке внимание обращается на:

    порядок нумерации лицевых счетов по учету вкладов, в том числе ведущихся по отдельным программам (приложение 1 к Положению Банка России № 205-П);

    порядок учета банком данных, необходимых для формирования реестра и выписок из реестра по каждому вкладчику в соответствии с приложениями 1-3 к Указанию Банка России № 1417-У;

    порядок ведения учета данных о клиентах банка (физических лицах) и заключенных с ними договорах в автоматизированной банковской системе, используемой банком для целей учета и автоматизации банковской деятельности.

6. Проверка представления банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам

6.1. Целью проверки предоставления банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам является оценка полноты и качества указанной информации и способов ее предоставления.

6.2. Банки вправе самостоятельно выбирать формы и способы информирования вкладчиков по вопросам страхования вкладов с учетом требований законодательства.

6.3. При проверке необходимо обратить внимание на:

    наличие в банке информационных материалов (буклетов, листовок, иных информационных материалов), содержащих информацию о системе страхования вкладов, в том числе о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

    информированность (уровень квалификации, степень знаний) работников банка, в том числе консультантов и исполнителей, осуществляющих обслуживание физических лиц, по вопросам страхования вкладов (проведение интервью с работниками банка);

    способы предоставления вкладчикам соответствующей информации (устное уведомление вкладчиков, включение соответствующих положений в договоры вклада и счета, размещение информации в прессе, размещение информации в помещениях банка и т.д.);

    использование банком в информационных материалах знаков «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов» и «АСВ».

7. Проверка размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков

7.1. Проверка размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, заключается в проведении обследований указанных помещений с целью оценки полноты и качества предоставляемой информации о системе страхования вкладов.

7.2. При проверке необходимо обратить внимание на:

    способ доведения информации о страховании вкладов до посетителей банка (путем размещения информации на стендах, раздачи буклетов, информационных листков или других печатных материалов, размещения знаков «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов», демонстрации видеоматериалов и т.п.);

7.3. Информация, полученная в ходе проверки размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, заносится в таблицу по форме приложения 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

8. Проверка способности банка подготовить реестр

8.1. Задачей проверки способности банка подготовить реестр является оценка готовности банка сформировать реестр на указанную дату по установленной форме и оценка соответствия данных, приведенных в реестре, данным первичных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности.

8.2. При проверке используются следующие документы бухгалтерского учета, первичные документы и отчетность банка:

  1. ежедневный сводный баланс на дату реестра и предыдущий рабочий день;

    ежедневная оборотная ведомость на дату реестра;

    ведомость остатков по лицевым счетам с итогами по счетам первого и второго порядка;

    лицевые счета вкладчиков (выписки из лицевых счетов);

    договоры банковского вклада, договоры банковского счета, корешки сберегательных сертификатов;

    кредитные договоры, другие документы аналитического учета и первичные документы, на основании которых возникают требования банка к вкладчику по денежным обязательствам;

    другие документы аналитического учета, первичные документы и материалы.

8.3. Проверка способности банка подготовить реестр проводится по следующим направлениям:

    описание организационных и технологических процедур банка по подготовке реестра и оценка их эффективности;

    технический контроль правильности составления реестра (правильность заполнения необходимых реквизитов и внесения сведений);

    проверка полноты и правильности отражения в реестре обязательств банка перед вкладчиками, их соответствие данным учета;

    проверка полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчику, их соответствие данным учета.

8.4. При описании процедур банка по подготовке реестра и оценке их эффективности внимание обращается на:

    порядок принятия банком решений по вопросам формирования реестра, наличие внутренних документов (приказов, распоряжений, положений и др.), определяющих порядок формирования реестра и ответственных лиц;

    порядок составления реестра филиалами банка, формирование сводного реестра;

    соблюдение банком срока составления реестра, возможность формирования реестра на любую дату в установленные сроки;

    использование банком программ контроля для самостоятельной проверки правильности формирования реестра, соответствие результатов проверки результатам, полученным работниками Агентства (с использованием программных средств автоматизации контроля реестра (далее - модуль контроля)).

8.5. Технический контроль реестра проводится с целью выявления ошибок, описанных в техническом задании (руководстве пользователя) к модулю контроля. В случае отсутствия возможности использовать при проверке модуль контроля, реестр (в электронном виде или на бумажном носителе) проверяется выборочно на наличие ошибок, приведенных в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

При проведении технического контроля внимание обращается на:

    наличие в реестре полных и точных сведений о банке, филиалах банка и вкладчиках в соответствии с Указанием № 1417-У, соответствие данных реестра данным справочников и классификатора адресов (КЛАДР);

    однозначность идентификации вкладчиков при консолидации обязательств и встречных требований банка;

    корректность указанных в реестре порядковых номеров вкладчиков, номеров лицевых счетов, реквизитов первичных документов, сумм обязательств банка и встречных требований;

    правильность определения сумм, подлежащих страховому возмещению (по вкладчикам);

    соответствие данных реестра данным отчета по форме 0409345 на соответствующую дату. Идентичность отчета по форме 0409345 отчету, сформированному модулем контроля в ходе проверки реестра.

8.6. В ходе проверки полноты и правильности отражения в реестре обязательств банка перед вкладчиками внимание обращается на:

    отражение в реестре сумм остатков денежных средств по вкладам на конец даты реестра путем сверки данных с данными сводного баланса, ведомости остатков по счетам;

8.7. Проверка полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчикам.

В целях формирования реестра под встречными требованиями банка к вкладчикам понимаются любые подтвержденные документально требования по денежным обязательствам, возникшие до даты реестра из договоров и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

8.8. В ходе поверки используются следующие документы:

    ведомость остатков по счетам банка на дату реестра;

    договоры, на основании которых возникли требования банка к вкладчику;

    расходные кассовые документы, платежные поручения банка;

    иные документы, подтверждающие наличие требований по денежным обязательствам.

8.9. При проверке полноты и правильности отражения в реестре встречных требований банка к вкладчикам внимание обращается на:

    отражение в реестре сумм встречных требований банка к вкладчикам, возникших до даты реестра, соответствие данных реестра данным сводного баланса и ведомости остатков по счетам;

    включение в реестр причитающихся банку процентов по размещенным денежным средствам в соответствии с условиями заключенных договоров. Указанные проценты включаются на дату реестра независимо от их отражения в учете;

    анализ остатков по балансовым счетам 455, 457, 45914, 45915,45917, 47501 и требований, отраженных на внебалансовых счетах с целью выявления требований банка, подлежащих отражению в реестре.

9. Оформление результатов проверки

9.1. Результаты проверки банка (филиала) оформляются актом проверки в соответствии с Порядком.

Приложение 1 - Таблица объемов выборки информации (документов), необходимых для проверки.

Приложение 2 - Объем и структура обязательств перед вкладчиками.

Приложение 3 - Сводная таблица результатов проверки размещения банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.

Приложение 4 - Таблица данных об ошибках, выявляемых в ходе технического контроля.

Методические рекомендации
по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, а также организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания

1. Введение

7 сентября 2007 г. вступили в силу Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Указанными федеральными законами внесены существенные изменения и дополнения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка возбуждения уголовных дел. Исключение из УПК РФ процессуального института согласия прокурора на возбуждение дознавателем уголовного дела публичного обвинения (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) обеспечивает большую процессуальную самостоятельность следователей и дознавателей и налагает на них дополнительную ответственность за качество и полноту проверок сообщений о преступлениях.

Наряду с этим необходимо учесть, что данные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве не отстраняют прокурора от надзора за законностью возбуждения уголовных дел, а, наоборот, возлагают на него эту обязанность с предоставлением права отмены незаконных решений о возбуждении уголовных дел.

6. Документы, подтверждающие полномочия представителя (руководителя) организации-должника по выполнению обязательств перед взыскателем (учредительные документы, регламент, копия приказа о назначении на должность и т.п.).

7. Объяснения взыскателя, должника о причинах и обстоятельствах неисполнения судебного решения.

Данный перечень не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств деяния.

ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 199-ФЗ "Об исполнительном производстве" при обнаружении факта незаконных действий с имуществом, подвергнутым описи или аресту, судебным приставом-исполнителем должен составляться акт в присутствии двух понятых. С учетом этого составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который должен быть незамедлительно зарегистрирован в Книге учета сообщений о преступлениях.

К рапорту об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 312 УК РФ, прилагаются:

1. Копия постановления о наложении ареста на имущество или денежные вклады.

2. Акт описи и ареста имущества (с обязательным включением названия каждого предмета, занесенного в акт, его отличительных признаков - вес, метраж и т.п., предварительной оценки каждого предмета, разъяснением хранителю установленного режима хранения, предупреждением об уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ, данных и подписей двух понятых).

3. Копия договора хранения (если таковой составлялся с хранителем в соответствии со ст. 886-887 ГК РФ).

4. Акт об отсутствии имущества, подвергнутого описи или аресту (с участием понятых).

5. Копии документов из кредитной организации (банка), подтверждающие отсутствие на счете денежных средств после поступления постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста.

6. Объяснение от хранителя об обстоятельствах и причинах совершения незаконных действий с имуществом, подвергнутым описи или аресту.

7. Объяснения понятых об обстоятельствах наложения ареста на имущество.

Проверка сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 297 и УК РФ, должна проводиться во взаимодействии с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебный пристав по ОУПДС), которые являются очевидцами происшествия.

Перечень полномочий судебных приставов по ОУПДС содержится в ст. 11-12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах".

Способы выявления преступления, предусмотренного ст. 297 УК РФ, могут быть различными. Наиболее часто на практике встречаются сообщения судебного пристава по ОУПДС либо обращение потерпевшего о преступных действиях.

В рапорте обязательно следует отметить следующие обстоятельства:

1. Время и место совершения преступления (место необходимо определить максимально точно и в случае необходимости составить схему - приложение к рапорту).

2. Указать, в чем выразилось оскорбление либо неуважение участников судебного разбирательства (в каких словах, выражениях, жестах).

3. В чей конкретно адрес из участников судебного разбирательства обращено оскорбление либо проявлено неуважение.

4. Какие меры приняты для пресечения (прекращения) преступных действий.

5. Привести перечень очевидцев преступления с указанием их домашних адресов (такую информацию можно получить у секретаря судебного заседания).

Составленный по такой структуре рапорт служит поводом для проведения проверки сообщения о преступлении.

Как показывают проверки сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 294 , УК РФ, нередко эти преступления совершаются психически неуравновешенными людьми, поэтому рекомендуется приобщать к материалам проверки справку из психоневрологического диспансера о проверяемом лице.

4. Порядок и сроки проведения проверок сообщений о преступлениях против правосудия

В соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания обязаны принять, проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение в срок не более 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

При проверке сообщений о преступлениях нередко возникают вопросы как по механизму проверки, так и по квалификации деяния.

Так, дознаватели Федеральной службы судебных приставов часто сталкиваются с тем, что местонахождение должника (должностного лица организации) неизвестно.

В таких случаях дознаватель, проводящий проверку сообщения о преступлении, обязан принять меры к установлению фактического местонахождения должника. Для этого необходимо направить запросы в соответствующие информационные центры МВД России о наличии судимости, привлечении к административной ответственности, получить сведения в адресном бюро. В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц имеются адреса соучредителей фирм и доверенных лиц, от которых необходимо получить подробные объяснения. Кроме того, рекомендуется изучить материалы гражданских дел в судах, так как данные о личности руководителя организации-должника и действительном местонахождении организации наиболее полно отражаются в материалах судебных заседаний, ходатайствах, жалобах.

Сообщение о преступлении, поступившее от гражданина или юридического лица, может не содержать конкретных сведений о лице, совершившем преступление. Наиболее часто это встречается в заявлениях в отношении работников органов местного самоуправления, не исполняющих, к примеру, решение суда о предоставлении жилья или ремонте жилого здания. В связи с этим при проверке сообщения о преступлении необходимо установить должностное лицо, которое в силу своих обязанностей обязано исполнить решение суда.

Кроме того, в силу требований ч. 1 ст. 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (в связи с отсутствием состава преступления), допускается лишь в отношении конкретного лица.

Тщательная проверка сообщений о преступлениях, подследственных ФССП России, необходима и в том случае, когда решение об отказе в возбуждении уголовного дела представляется очевидным.

Это вызвано тем, что зачастую при разрешении сообщений о преступлениях против правосудия в проверяемых обстоятельствах могут быть выявлены иные преступления, не относящиеся к подследственности ФССП России, например предусмотренные ст. 159 (мошенничество), (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) УК РФ. В таких случаях в соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ сообщения должны быть переданы по подследственности.

При рассмотрении сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 297 УК РФ (неуважение к суду), следует учитывать, что в УК РФ содержится ряд схожих по составу статей, которые квалифицируют действия лица, выражающиеся в оскорблении. В частности, это "оскорбление" (ст. 130 УК РФ), "клевета" (ст. 129 УК РФ). В то же время данные преступления отнесены к уголовным делам частного обвинения и возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявлений в суд (ч. 1 ст. 318 УК РФ).

С целью исключения брака в работе дознавателя рекомендуется до решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 315 УК РФ более тщательно исследовать вероятность отмены судебного решения, не исполняемого должником.

Кроме того, до принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо удостовериться в том, что решение суда, которое злостно не исполняет должник, вступило в законную силу и не отменено надзорными инстанциями, а равно - в отсутствии иного судебного решения, противоположного первому.

Например, 5 декабря 2006 г. дознавателем районного отдела Управления ФССП по Астраханской области возбуждено уголовное дело по ст. 315 УК РФ в отношении генерального директора организации, злостно не исполняющей вступившее в законную силу решение Кировского районного суда г. Астрахани о запрете деятельности по строительству жилого дома. Уголовное дело было окончено производством и направлено в суд, где прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления. Основанием прекращения уголовного дела явилось наличие также вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Астрахани. При этом оно было принято по спору между теми же сторонами и по тем же обстоятельствам, но в пользу ответчика.

По вопросу частичного исполнения решения суда в ходе проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 315 УК РФ, можно отметить следующее.

Исходя из положений уголовного законодательства, данное преступление относится к категории длящихся. Оно начинается с момента злостного неисполнения судебного акта в установленный законом срок и заканчивается в момент привлечения виновного к ответственности. Таким образом, лицо, которое выполнило решение суда на момент проверки сообщения о преступлении, привлечению к уголовной ответственности не подлежит.

В случаях частичного исполнения решения суда вопрос о возбуждении уголовного дела должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого деяния и размера частичного исполнения, на что ранее указывалось в письме ФССП России от 2 апреля 2007 г. N 12-04-3511 ВВ "О положительном опыте по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 315 УК РФ".

Однако при рассмотрении сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 315 УК РФ, раскаяние виновного лица и выдача сокрытого имущества в ходе проведения проверки сообщения о преступлении не является основанием для принятия решения об отсутствии в деянии состава преступления. Данные действия могут рассматриваться как смягчающие вину обстоятельства и как основание для прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием в соответствии со ст. 28 УПК РФ.

При проверке сообщения о преступлении следует учитывать, что в соответствии с п. б ч. 2 ст. 151 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления ими правосудия, в связи с их профессиональной деятельностью, возбуждаются следователями Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации.

В свою очередь, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления принимается руководителем следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Исходя из положений уголовно-процессуального законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, можно отметить, что проверка сообщений о преступлениях включает комплекс мероприятий, таких как: получение объяснений, направление запросов, проведение документальных проверок, ревизий. Данные Методические рекомендации, в свою очередь, не охватывают все способы проведения проверки сообщения о преступлении. Для практического применения приводятся только наиболее актуальные из них, с конкретными примерами, с целью предотвратить возможные ошибки и недостатки в работе применительно к деятельности органов ФССП России.

Получение объяснений, направление запросов

Наиболее часто при проверке сообщений о преступлениях используется получение объяснений.

Наличие права на получение объяснения в ходе проверки сообщений о преступлениях предусмотрено п. 25 ст. 4 Инструкции.

Кроме того, судебным приставам-исполнителям ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" предоставлены права получать информацию, объяснения и справки, входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений, арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, налагать арест на денежные средства и иные ценности должника.

Указанные полномочия применяются с целью выявления преступлений против правосудия и сбора предварительных сведений. При этом к рапорту об обнаружении признаков преступления, поступившему к дознавателю от судебного пристава-исполнителя, следует прилагать копии материалов исполнительного производства, к которым относятся и полученные объяснения, а также материалы и ответы на запросы в различные организации и государственные органы.

Однако это не означает, что дознаватель при принятии решения должен основываться исключительно на этих материалах. Это объясняется тем, что на судебного пристава-исполнителя не возложено проведение проверки сообщения о преступлении, и, соответственно, на практике им не отражаются в объяснениях исчерпывающие конкретные вопросы, интересующие дознание при оценке деяния и его квалификации.

В дальнейшем в ходе расследования уголовного дела дознавателю необходимо процессуально закрепить установленным законом способом полученные доказательства (допросить судебного пристава-исполнителя, должника, понятых, свидетелей и т.п.).

Как показывают проверки, основным недостатком, препятствующим правильной и обоснованной оценке деяния, является формализм при получении объяснений. Зачастую необходимых сведений в первичном объяснении не содержится, в связи с чем дознаватель повторно, а нередко и неоднократно дополнительно опрашивает должника или свидетеля, что необоснованно затягивает сроки проверки сообщения о преступлении. Во избежание подобных случаев рекомендуется, как и перед производством допроса, предварительно составлять план получения объяснения с перечнем вопросов, подлежащих выяснению с учетом конкретных обстоятельств деяния.

Направление запросов, требований, поручений органа дознания и дознавателя регламентированы в ч. 4 ст. 21 УПК РФ, где указано, что они обязательны для исполнения всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Указанное требование Закона целесообразно отражать в самом тексте документа при его составлении.

Необходимо также обратить особое внимание на проверку достоверности предоставляемых должником сведений. Так, нередки случаи, когда решение об отказе в возбуждении уголовного дела выносится на основании одного лишь заявления должника, в котором он указывает на определенные обстоятельства или документы (например, о нахождении в рассматриваемый период на амбулаторном лечении, о частичном погашении задолженности). Для законного и обоснованного решения по результатам проверки сообщения о преступлении все обстоятельства рассматриваемого деяния должны быть тщательно взвешены и проверены, а документы истребованы. Приобщение к материалам проверки копий документов, происхождение которых не установлено или которые не заверены надлежащим образом, недопустимо и может повлечь за собой ошибочное или необоснованное процессуальное решение.

Проведение документальных проверок, ревизий, привлечение специалистов

При проверке сообщения о преступлении дознаватель должен приобщать к материалам проверки необходимые финансовые и бухгалтерские документы. На их основе может быть дана оценка о наличии или отсутствии состава преступления еще до возбуждения уголовного дела.

Кроме проверки факта отсутствия ведения хозяйственной деятельности организации-должника, орган дознания, дознаватель может выявить и иные причины неисполнения решения суда, которые должник указывает как уважительные. Перечень таких причин достаточно большой, поэтому для того, чтобы доказать умысел на совершение преступления, нередко необходима помощь специалистов.

При проведении проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 297 УК РФ, приобщение к материалам доследственной проверки заключения специалиста-филолога необходимо, когда правонарушитель высказывает фразы, используемые в художественной литературе. Своевременное участие специалиста позволит избежать принятия преждевременного и необоснованного решения о возбуждении уголовного дела.

Осмотр места происшествия

Управление организации дознания
и административной практики

______________________________

* Не приводятся. (Примеч. ред.)