Приближающийся конец финансового года для многих компаний ассоциируется с возрастающей активностью фискальных органов. С точки зрения налоговиков, наиболее результативный метод выявления нарушений налогового законодательства – налоговая проверка. Что включает в себя каждая из них, каковы их цели и правила проведения, подробно разберем в этой статье.
Налоговая проверка представляет собой одну из форм контроля, осуществляемого инспекцией в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено две разновидности проверок: камеральные и выездные.
Отдельной формой проверки считается встречная. Хотя она и не отражена в Налоговом кодексе РФ в виде особого вида контроля, у налогоплательщика есть обязанность представить по запросу проверяющих документы, касающиеся сотрудничества с конкретным контрагентом. Для инспекции они могут стать источником информации о деятельности представившего их налогоплательщика и, следовательно, вызвать наложение штрафных санкций.
Если вы не хотите, чтобы налоговые проверки в 2018 году, как и в каждом последующем периоде, принесли вам малоприятные неожиданности, стоит уделять серьезное внимание внутреннему контролю компании, направленному на выявление рисков, связанных с соблюдением сроков представления отчетности и уплаты налогов.
Камеральные налоговые проверки осуществляются в отношении налогоплательщика многократно – каждая декларация, расчет и другие документы тщательно изучаются специалистами ИФНС. Выездные проверки организуются выборочно, могут включать анализ сведений об одном или нескольких налогах и охватывать срок до трех лет, прошедших до начала процедуры осуществления контроля. Чем отличаются друг от друга эти два вида налоговых проверок, понятно из таблицы.
В первую очередь от предпринимателя требуется предъявить регистрационные документы, а также те, которые подтверждают легальность осуществления им своей деятельности.
В этот список входят:
Налоговая проверка ИП на УСН
Упрощенку выбирает подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей. Эта система предполагает уплату единого налога один раз в год.
Цель налоговой проверки в данном случае – выяснить, применяется ли УСН в полном соответствии с законом.
Если проверяющие найдут доказательства неправомерности использования упрощенной системы, по результатам проверки будут начислены налоги, обязательные для общей системы налогообложения.
Удостоверившись в законности применения УСН, налоговики проанализируют правильность осуществления учета. Однако следует помнить, что индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение бухучета.
Налоговая проверка ИП на ЕНВД
Этот вид контроля применяется по отношению к тем предпринимателям, которые ранее были замечены в нарушении налогового законодательства. Сюда входят и не соответствующее требованиям заполнение декларации, и опоздания при ее подаче, и имеющиеся у налоговиков основания подозревать ИП в сокрытии доходов. Порядок налоговых проверок в данном случае аналогичен тому, что был рассмотрен ранее.
Налоговая проверка при закрытии ИП
Контрольные мероприятия могут проводиться в течение трех лет после того, как предприниматель завершит свою деятельность.
Следует отметить, что далеко не во всех случаях проверка носит выездной и обязательный характер. Однако право инспекции на осуществление налоговой проверки сохраняется, даже если ИП начал процедуры по ликвидации бизнеса.
Это не означает, что проверяющие явятся домой к предпринимателю, скорее, они прибегнут к следующим мерам:
Проверка ООО на УСН
Налоговые органы в этом случае преследуют те же цели, что и с ИП. В первую очередь они должны убедиться, что у вас есть право на применение упрощенной системы, а также в том, что организация отвечает требованиям к плательщикам налогов по УСН.
Следующим шагом проверяется, насколько правильно рассчитаны налоговые платежи, заполнена документация и как осуществляются хозяйственные операции.
Налоговая проверка при ликвидации ООО
Ликвидация ООО всегда сопровождается выездными контрольными мероприятиями. Предметом проверки будет являться информация по всем налоговым платежам за последние три года. При этом срок проведения предыдущей плановой проверки не имеет значения.
Выездные мероприятия могут продолжаться около двух месяцев, это зависит от состояния документации, поведения ликвидационной комиссии и структуры организации.
Филиалы компании также подлежат обязательной проверке.
Со Сводным планом проведения проверок можно ознакомиться на сайте ФНС России . План на следующий год публикуется до 31 декабря текущего налогового периода. Организации, которые относятся к данному типу, также могут узнать о плановой проверке на сайте налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.
Принципы, по которым организации-налогоплательщики включаются в план выездных проверок, отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС №ММ-3-06/333@.
Налогоплательщику, который хочет свести к минимуму вероятность своего включения в план выездных проверок, стоит придерживаться принципов полноты исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей.
Приложение к Концепции содержит 12 базовых критериев, по которым налогоплательщики без труда оценят, насколько их деятельность может заинтересовать фискальные органы и стать причиной выездной проверки.
Вариант №1. Предложить инспекторам свои сроки представления документов.
Компания обязана подготовить требующиеся для проведения проверки документы в течение 10 дней. В случае большого объема запрашиваемых данных справиться за такой срок удается не всегда. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику обратиться в ИФНС с заявлением об отсрочке.
Оно должно быть направлено на следующий день после того, как организацией получено требование о представлении документов. За два следующих дня руководитель налогового органа или уполномоченное им лицо вынесет решение. Оно вполне может быть отрицательным, но если вы считаете, что отказ инспекции не обоснован, обращайтесь в суд. Есть шанс, что решение будет принято в вашу пользу, если судья усмотрит в деле следующие факторы:
Разберем конкретные примеры. Предприятие «Техуглеродсервис» обратилось с просьбой продлить срок представления документов, поскольку общий объем затребованных налоговой инспекцией бумаг составлял более 40 тыс. листов, из которых немалая часть была передана для проверки сразу же. Исходя из этого, суд вынес решение в пользу компании (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 г. №КА-А40/3854-11). Другой случай: фирма «Стройдеталь», которую налоговая инспекция обязала предоставить копии 32 тыс. накладных, письменно просила об отсрочке, так как на их изготовление требовалось, по самым скромным подсчетам, не менее 65 дней. Инспекция никак не аргументировала свой отказ, поэтому суд признал справедливость доводов компании (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2010 г. №А44-152/2010). Столкнувшись с таким же отношением со стороны фискальных органов, позаботьтесь о том, чтобы часть документов была представлена вами в срок, а другие направляйте по мере их подготовки.
Обратите внимание, что копии документов рекомендуется заверять по отдельности, проставляя надпись «Верно», печать, дату, а также должность и фамилию, подтверждая их личной подписью (см. письмо Минфина России от 30.11.2010 г. №03-02-07/1-549). Не будет ошибкой представить документы, подшитые в одну пачку и заверенные один раз. Даже если будут высказаны претензии налоговиков, суд, скорее всего, примет сторону компании, если срок представления документов не будет нарушен (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2012 г. по делу №А75-10186/2011).
Вариант №2. Представить документы в самый последний день.
Вариантов представления документов на проверку предусмотрено несколько – лично, через представителя, заказным письмом или по электронной почте (пункт 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ). Налоговый кодекс РФ отводит 10 дней на выполнение полученного требования. Если предполагается выездная проверка группы компаний, этот срок равен 20 дням. Имеются в виду исключительно рабочие дни с учетом пятидневной рабочей недели (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.12.2011 №А67-2186/11 и ФАС Московского округа от 05.10.2011 г. по делу №А40-34482/09-151-160).
Обратите внимание, что не будет считаться нарушением отправка документов вплоть до 24:00 дня истечения срока (п.8 ст.6.1 Налогового Кодекса РФ). Наиболее уместен такой подход, когда местом проведения выездной проверки будут рабочие кабинеты сотрудников ИФНС. В небольшой производственной может просто не быть подходящих условий для осуществления проверки на территории организации.
Вариант №3. Не позволять налоговым инспекторам вывозить документы, если проверка проходит на территории вашей организации.
Фирма всегда более заинтересована в проведении проверки за пределами своей территории, хотя и из этого правила бывают исключения. Так, для осуществления выездной налоговой проверки компания «Транснефть финанс» выделила сотрудникам ИФНС подходящее для этой цели помещение, но те посчитали, что на своих рабочих местах им будет гораздо комфортнее, поэтому хотели перевезти документы в здание инспекции. Организация опротестовала это решение проверяющих в суде. Судья усмотрел в действиях инспекторов попытку изменения места проведения проверки, которое влечет невозможность осуществления предусмотренного законодательством права представителей компании присутствовать при контрольных мероприятиях (см. постановление ФАС Московского округа от 17.12.2010 г. №КА-А40/16358-10). В результате срок передачи документов на проверку был увеличен.
Старайтесь подшивать бумаги в большом количестве в одну папку, так их гораздо тяжелее просматривать. Никто не запрещает вам располагать документы без соблюдения какой-либо закономерности, в результате проверяющие потратят больше времени, чтобы отыскать нужный экземпляр.
Вариант №4. Не передавать документы, если требование содержит неточные формулировки.
Зачастую сотрудники ИФНС сами нарушают требования законодательства, формулируя запросы о представлении документов без особой конкретики. Если у вас просят все имеющиеся счета-фактуры, договоры поставки или акты к договорам подряда, вы вправе не реагировать на такие обращения. Требование должно содержать наименования документов, их реквизиты, период, за который необходимо сделать подборку (см. приложение №5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 г. №ММ-3-06/338). Суды при рассмотрении таких дел также придерживаются подобной точки зрения (см. постановления ФАС Московского округа от 02.09.2011 г. №КА-А40/9516-11 и от 21.12.2010 г. №КА-А40/12955-10).
Таким образом, внимательное ознакомление с требованиями инспекторов позволит обнаружить в них нарушения, которые дадут вам возможность отложить дату начала проверки. Нередко можно выяснить, что под требованием стоит подпись лица, который не упоминается в решении о проведении проверки, в таком случае вы не обязаны его выполнять.
Вариант №5. Не передавать документы, которые уже проверялись.
Пунктом 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что бумаги, которые были изучены сотрудниками ИФНС в процессе камеральной или предыдущей выездной проверки, повторно запрашиваться ими не могут.
Есть два исключения.
В первом случае проверяющим предъявлялись подлинники, которые по окончании контрольных мероприятий были возвращены компании.
Второй вариант – если бумаги были получены налоговиками, но вследствие обстоятельств непреодолимой силы безвозвратно утрачены.
Во всех остальных случаях проверяющие должны самостоятельно искать копии необходимых им документов, обосновывать их утрату или изучать подлинники на территории налогоплательщика. Копирование документов не является обязанностью проверяемой компании. Суды также придерживаются этой точки зрения (например, постановление ФАС Поволжского округа от 09.08 2011 г. по делу №А55-27123/2010).
Результаты налоговых проверок должны быть оформлены надлежащим образом в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Разберем оба случая подведения итогов контрольных мероприятий.
Камеральная проверка
По ее результатам возможны два варианта развития событий:
Выездная проверка
Не позднее одного месяца со дня, когда был получен акт, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, можно подать возражения в письменном виде по акту в целом или по его отдельным положениям.
Возражения в данном случае представляют собой письменное обращение, в котором налогоплательщик выражает свое несогласие с актом проверки или актом об обнаружении фактов.
Возражения на акт налоговой проверки следует направить в адрес инспекции, которой был составлен данный документ. Они могут быть поданы лично или через представителя:
Прежде чем рассматривать материалы проверки, руководитель или его заместитель проверяет, явилось ли лицо, в отношении которого составлен акт.
В случае явки лица рассматриваются материалы налоговой проверки и возражения, если они имеются.
В противном случае руководителем ИФНС устанавливается, надлежащим ли образом извещено неявившееся лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Если извещение признано надлежащим:
Если извещение было осуществлено ненадлежащим образом, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.
Нарушитель, который явился на рассмотрение акта, может давать устные пояснения, а также представлять документы в подтверждение своих слов.
Прежде чем начать рассмотрение материалов налоговой проверки по существу, руководитель ИФНС или его заместитель должен:
После налоговой проверки, рассмотрев ее материалы, руководитель или заместитель руководителя ИФНС может вынести одно из следующих решений:
Документы, необходимые для осуществления проверки, могут быть затребованы у контрагентов в соответствии со статьей 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» Налогового кодекса РФ.
Налоговый инспектор имеет право обратиться к контрагенту проверяемого лица с требованием представить документы, которые могут быть полезны в процессе осуществления мероприятий по контролю.
Данные материалы могут быть истребованы и в случае рассмотрения материалов налоговой проверки на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ).
Если необходимость получить информацию, касающуюся определенной сделки, возникла у инспекторов за пределами проведения контрольных мероприятий, они имеют право на получение этих данных у участников сделки (пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ). Письмо Минфина от 02.05.2007 г. №03-02-07/1-209 содержит указание на то, что истребуемая информация включает сведения о предмете и условиях сделки.
Документы и информация в процессе осуществления налоговой проверки контрагентов истребуются с соблюдением определенной процедуры:
Те, кто получил запрос о представлении документов для встречной проверки, должны знать, что к такому требованию обязательно прилагается копия поручения, содержащая сведения о тех мероприятиях налогового контроля, в связи с осуществлением которых запрашиваются сведения, или другие, по которым можно установить, о какой сделке идет речь.
Если у контрагента нет возможности представить документы в указанный срок, он может обратиться с просьбой об отсрочке. По решению налогового органа срок продлевается.
Что касается документов, которые затребованы, они представляются в виде копий, заверенных уполномоченным лицом и печатью. Если необходимо, налоговики имеют право на ознакомление с их подлинниками.
Следует подчеркнуть, что конкретный перечень документов, которые могут быть затребованы в ходе встречной проверки, законодательно не установлен (письма Минфина от 11.10.2007 г. №03-02-07/1-438 и ФНС от 25.07.2007 г. №06-1-04/496@).
Игнорирование требования налоговой инспекции представить документы чревато налоговой и административной ответственностью:
Дата публикации: 27.01.2017 04:54
Законодатель отмечает, что при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не будут считаться представленными.
Как и раньше, на подготовку и отправку документа дается 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений. К пояснению могут быть приложены и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, но все они также должны быть в электронном формате.
Во-вторых, появился новый вид ответственности за совершение налоговых правонарушений.
За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, указанных в пункте 3 статьи в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 1 января 2017 будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса (пункт 13 статьи 1 Федерального закона N 130-ФЗ).
Напомним, пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено три основания для направления требования о представлении пояснений: если выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля; в случае, когда в декларации заявлен убыток или же когда подана "уточненка", в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.
Таким образом, ответственность возникает за непредставление (несвоевременное представление) пояснений, а также в случае представления пояснений по НДС на бумажном носителе, в виде штрафа в размере 5000 руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, штраф уже составит 20 000 руб.
Кроме того, в пункт 6 статьи 88 Кодекса были внесены изменения, позволяющие налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.
Мы благодарим нашу читательницу Е.А. Никонову, главного бухгалтера ООО ПКФ «БиК» из г. Уфы, за предложенную тему статьи.
Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.
Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверо кПисьмо ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.
Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщико вПриказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверо кПисьмо ФНС от 31.07.2007 № 06-1-04/505 .
И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговико вразд. 4 Концепции . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.
Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?
На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.
“ А я всегда у своего инспектора отдела камеральных проверок узнаю, нет ли нас в плане на выездную. Причем абсолютно безвозмездн о” .
Валентина Сергеевна,
главный бухгалтер, г. Санкт-Петербург
В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа не тПисьма ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 , от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@ ; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 № А28-2594/2011 .
Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверк уп. 1 ст. 89 НК РФ ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ .
Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сдело кпп. 2, 3 , 5 ст. 93.1 НК РФ ; Письмо Минфина от 20.06.2008 № 03-02-07/1-225 . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.
Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/). Чтобы узнать, запланированы ли проверки в отношении конкретной компании или ИП, нужно ввести в форму поиска следующие данные (можно ограничиться чем-то одним или несколькими пунктами):
Если хозяйствующему субъекту действительно предстоит проверка, в результатах поиска будут отражены в том числе ее продолжительность в рабочих днях или часах, а также предмет проверки (например, обеспечение прав потребителей, санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор, надзор в области промышленной безопасности, соблюдение лицензионных требований и т. д.).
Что нужно учитывать при составлении ответа на запрос контролирующего органа в ходе проверки? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .
Напомним, Генеральная прокуратура РФ размещает сводный план проверок хозяйствующих субъектов ежегодно на основании данных, представленных контролирующими органами ( , Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). При этом налоговые проверки в план не включаются.
Начиная с 1 января 2017 года появилась еще одна форма проверок – контрольная закупка. Но такие закупки будут проводиться без предварительного уведомления компании или ИП и по основаниям, предусмотренным для внеплановых проверок (). Поэтому в сводном плане проверок сведений о них нет.
Субъекты малого предпринимательства по-прежнему пользуются надзорными каникулами, которые продлятся до 31 декабря 2018 года. Это означает, что плановые проверки в отношении них не проводятся, если в течение трех последних лет они не допускали грубых нарушений. Если же представитель малого бизнеса все же обнаружит на сайте Генпрокуратуры РФ запись о предстоящей проверке, он может .
Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»
Риск налоговой проверки возможно минимизировать: не осуществлять взаимодействие с фирмами-«однодневками», посредниками без экономической выгоды. Но полностью исключить ее возможность нельзя.
Традиционно в зону риска входят те налогоплательщики, которые ведут бизнес с высоким риском. Такие риски установлены в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012):
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и(или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и(или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Выездная проверка заканчивается составлением справки. После этого инспекторы снимут организацию с учета по месту нахождения закрываемого филиала (представительства) или иного обособленного подразделения.
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
В отношении представления пояснений следует обратить внимание на поправки, которые были приняты в 2016 году. Если при камеральной проверке налоговый орган запросит пояснения у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, направлять их можно будет только в электронной форме по ТКС. Формат установит ФНС. Пояснения на бумажном носителе не будут считаться представленными. Следовательно, если налогоплательщик представит пояснения по почте, они не будут считаться полученными, и налоговый орган может назначить выездную налоговую проверку.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Налогоплательщик в течение десяти дней с момента истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля имеет право представить свои письменные возражения на результаты этих мероприятий.
Есть также признаки, на которые обращают особое внимание налоговые органы во время работы компании:
1. Компания активно участвует во внешнеторговой деятельности. При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров, либо отчетность не представляется.
2. Компания предъявляет к возмещению значительные суммы налогов.
3. Компания часто «теряет» первичные документы. При этом «потерянные» документы долго или вообще не восстанавливаются.
4. Неритмичный характер бизнеса компании.
5. Компания проводит единичные непрофильные операции.
6. Компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования).
7. Компания применяет нерыночные цены или же цены сильно колеблются.
8. Отсутствие экономической целесообразности операции.
9. У компании отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, склад, торговые точки и т. п.).
10. Налогоплательщик после блокировки его счетов в одном банке открыл новый счет в другом банке.
11. Сумма сделок, информацию о которых можно получить из электронных книг покупок и продаж и других внешних источников, превышает выручку от реализации по данным отчетности компании.
12. Сумма реализации по данным декларации по налогу на прибыль меньше значения аналогичного показателя по данным бухгалтерской отчетности.
13. Компания представляет нулевую отчетность при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций.
Таким образом, для того чтобы избежать налоговой проверки, целесообразно исключить критерии налогового риска.
ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».
1. В 2017 году администрирование страховых взносов входит в сферу регулирования налоговых органов. Однако они будут проверять те взносы, которые начисляются с 2017 года.
Налоговые органы будут проводить:
ПЕРВОИСТОЧНИК
Проводя камеральную проверку расчета по страховым взносам, инспекция сможет истребовать у юрлица сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также сведения и документы, которые подтверждают обоснованность применения пониженных тарифов взносов.
2. Инспекторы смогут доначислять взносы, если отчисления по ним будут меньше НДФЛ. Поэтому в зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов.
3. В 2017 году инспекторы в рамках одной выездной налоговой проверки смогут осуществить проверку всех видов фискальных платежей, установленных НК РФ (включая страховые взносы), и, соответственно, сделать доначисления по ним.
4. С 01 июля 2016 года инспектор неправомочен запросить документы, которые он может получить от других государственных структур.
5. С 2017 года налоговый орган будет также проверять иностранные интернет-компании, которые осуществляют услуги для юридических и физических лиц. Такие компании должны будут встать на налоговый учет и подавать декларации, а следовательно, налоговый орган сможет проводить выездные и камеральные проверки.
Традиционно налоговые органы проверяют сделки налогоплательщика на предмет получения необоснованной налоговой выгоды.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Приведем схему необоснованной налоговой выгоды.
Полученная необоснованная налоговая выгода
О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
ФНС ожидаемо будут стараться выявить возможные факты недобросовестности сторон сделки и, выявив такие факты, контролировать цены и определять размер полученной налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.
Налоговые органы могут выявить отсутствие реально оказанных услуг и выполненных работ. В качестве примера можно назвать Определение Верховного суда РФ от 10.10.2016 № 309-КГ16-10785 . В данном решении суд установил, что отношения со спорными контрагентами использовались заявителем лишь в качестве дополнительных звеньев последовательности действий, целью которых являлось получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС и принятия расходов по налогу на прибыль. Доказательств фактического оказания услуг, выполнения работ данными контрагентами не подтверждено ни документами, ни контрольными мероприятиями. Еще один пример необоснованной налоговой выгоды нашел отражение в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2016 № Ф02-4850/2016 . Суд установил, что представленные обществом документы содержат недостоверные сведения, а согласованные действия общества и его контрагентов направлены на получение необоснованной налоговой выгоды; а кроме того, невыполнение предложения не влечет правовых последствий для общества, так как не содержит властных распорядительных, обязательных указаний.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Низкая рентабельность как риск проверки – вообще не стопроцентное свидетельство нечистых помыслов руководителей компании. Она может быть обусловлена, к примеру, маркетинговой политикой.
В рамках необоснованной налоговой выгоды ИФНС проверяет взаимоотношения с фирмами-«однодневками». Доказывают связи с фирмами-«однодневками» по наличию признаков рисков, которые установлены в концепции выездных налоговых проверок.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 № 09АП-2367/2016 суд пришел к выводу о наличии связей с фирмами-«однодневками». Согласно банковской выписке по расчетным счетам ООО «Примера» установлено, что ООО «Примера» производило перечисление за транспортные услуги в адрес организаций, имеющих признаки фирм-«однодневок» (отсутствует трудовой персонал, руководители являются «массовыми»), а именно: ООО «Простор», ООО «Эксполайн», ООО «Дорис». От УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве налоговым органом получены объяснения генерального директора ООО «Инвестпроект» С. В. Клюевой, которая сообщила о непричастности к деятельности ООО «Инвестпроект», данная организация ей не знакома, в период 2010–2012 гг. она работала в магазине «Перекресток» продавцом, также указала, что в 2008 году потеряла паспорт. По данному поводу она писала заявление в органы внутренних дел. Спустя некоторое время паспорт обнаружила в почтовом ящике. Также С. В. Клюева пояснила, что никогда от имени юридических лиц никакой деятельности не вела.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Немаловажным критерием для определения целесообразности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок является рентабельность. Понятно, что чем выше этот показатель рентабельности, тем эффективнее деятельность организации. Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. Существенным отклонением в сторону уменьшения считается 10% от среднеотраслевого значения.
Аналогичная связь с фирмами-«однодневками» была выявлена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 № 09АП-5428/14 . Налоговый орган указывает, что налогоплательщик и ЗАО «УК ЖКХ Монолит» являются взаимозависимыми лицами, а схема взаимоотношений между ними построена с целью получения необоснованной налоговой выгоды и вывода денежных средств через фирмы-«однодневки». При этом указываются всего лишь два основания для признания налогоплательщика взаимозависимым с его контрагентом: налогоплательщик, по мнению заинтересованного лица, находится в подчинении ГУ «ИС района Новокосино», руководителем которого являлся Дукман Владимир Андреевич, владеющий 36% акций ЗАО «УК ЖКХ Монолит», и сотрудники ДЕЗ Абдикеева Елена Александровна и Ломакина Татьяна Степановна, владели долями по 5% акций ЗАО «УК ЖКХ Монолит».
Кроме того, на практике налоговые органы ищут возможности доначисления налогов расчетным путем. Это возможно, если, например, налогоплательщик не представит документы для проведения налогового контроля. В определении Верховного суда РФ от 25.01.2016 № 302-КГ15-17939 суд отказал в оспаривании решения ИФНС. Общество с ограниченной ответственностью «ВостСибНефть» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения инспекции в отношении доначисления налога на прибыль организаций в сумме 1 438 350 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 50 551 506 руб., начисления пеней по указанным налогам в общей сумме 16 787 759 руб. 28 коп., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса в виде штрафа в общей сумме 4 288 131 руб. 93 коп. Точку поставил Верховный суд, указав на вину самого заявителя, не представившего первичных и иных документов для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Следовательно, по мнению суда, доначисление налогов правомерно.
Таким образом, очень часто налоговый орган ищет именно необоснованную налоговую выгоду. Доказательства могут быть различны:
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Что до среднеотраслевых нагрузки и рентабельности, то, по сути, эти критерии представляют собой кокетливый фиговый лист, прикрывающий... Что именно, можно узнать, ознакомившись с перепиской участников раздела выездных проверок форума работников налоговых органов, где они в непринужденной неофициальной атмосфере и не особо стесняясь в выражениях, обсуждают свою тяжкую долю.
В 2015 году активно обсуждалась тема установления моратория на проверки. Многие ожидали именно послаблений в части налоговых проверок. Но сегодня видно, что эти ожидания не оправдались.
Во-первых, мораторий на проверки не коснулся в целом именно налоговых проверок. А судебная практика говорит о том, что проверки компаний ведутся и компаниям и предпринимателям доначисляются налоги и сборы.
Во-вторых, многие субъекты малого предпринимательства просто боятся использовать механизм моратория. Дело в том, что необходимо написать заявление об исключении из проверок, то есть мораторий не действует автоматически. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении них, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации. И многие компании и предприниматели опасаются именно того, что это вызовет дополнительные вопросы у проверяющих. Поскольку автоматического исключения субъектов малого предпринимательства из плана проверок не происходит, то многие компании и предприниматели не знают, каким образом применять данный механизм и как снизить риски налоговых проверок.
В-третьих, мораторий на плановые проверки не получил распространение в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении этих лиц плановые проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.
В этой связи многие компании и предприниматели не почувствовали на себе действие моратория, не поняли, что они больше защищены со стороны государства и могут спокойно пережить кризисные явления в экономике.
В заключение нужно отметить, что риски налоговых проверок в 2017 году не снизятся. Также необходимо быть готовыми к изменениям, самостоятельно проводить контроль и проверку контрагентов, с которыми заключаются договоры. Какие еще можно дать рекомендации? Необходимо более тщательно проверять контрагентов, а также отслеживать «громкие дела» на предмет оценки налоговых рисков.