Что такое сквоттер. Сквоттеры - это кто такие? Кто такие сквоттеры

Что такое сквоттер. Сквоттеры - это кто такие? Кто такие сквоттеры

Тот, кто убежден в истинности утверждения «Мой дом - моя крепость», будет сильно удивлен, узнав, что это далеко не всегда так. Помните сказочку о лисице и зайце, где хитрая плутовка нагло заняла избушку своего косого друга? Сказка ложь, да в ней намек… Подобные ситуации, когда, покинув свой дом на пару часов, лишаешься его на долгое время, если не навсегда, порой случаются и в реальной жизни.

Кто такие сквоттеры?

Сквоттеры - это люди, захватывающие чужие помещения (зачастую пустующие, но нередко и заселенные) и осваивающие их под собственное жилище, ночлежку, место для проведения различных мероприятий и т. д.

Главный сквоттера: «Зачем платить за жилье, если можно получить его даром?». Сквоттингу как явлению уже очень много лет и даже веков, но массовость он приобрел в 20 столетии, став следствием революций, акций протеста, войн, стихийных бедствий и перенаселенности планеты. Сильнее всего сквоттинг распространен в странах, где жилье стоит баснословных денег, а законы не предполагают сурового наказания за самозахват дома или квартиры. Такая благоприятная для «размножения» сквоттеров атмосфера сложилась, в частности, в Великобритании.

История сквоттинга

Некоторые историки утверждают, что сквоттеры - это люди, впервые заявившие о себе еще в 14 веке, после крестьянского восстания 1381 года в Англии. Оставшиеся в результате погромов без жилья личности захватывали чужое недвижимое имущество и оставались в нем навсегда.

Дело первых сквоттеров продолжили диггеры в 17 веке (во времена Они тоже были крестьянами, но действовали уже исключительно из идейных соображений, считая, что земля не может являться частной собственностью, а должна заселяться и возделываться коммунами. Диггеров называют идеологами современного сковоттинга, представителям которого близок именно такой стиль жизни.

Расцвет явления приходится на 60-е годы 20 века, когда богатые люди, владеющие несколькими недвижимыми объектами, сдавали их за большие деньги, и все это на фоне острой нехватки жилья. В городах Западной Европы пустовало множество роскошных зданий, а армия бездомных становилась все многочисленнее.

Некоторые политические силы Великобритании призывали даже узаконить сквоттинг, разрешив людям без крыши над головой временно занимать нежилые помещения, но эти попытки успехом не увенчалась.

Зачастую сквоттинг имел идейно-политический характер, когда противники существующей системы создавали коммуны и даже объявляли об их независимости.

Сквоттинг в Великобритании: история

Как отмечалось выше, больше всего сквоттинг распространен в Великобритании. Так уж сложилось исторически, да и законодательная база этой страны идеально подходит для желающих занять чужую «избушку».

Лондон - один из и далеко не каждый может позволить себе приобрести в нем жилье. При этом, по данным социологов, только в центральной части британской столицы насчитывается более восьми тысяч пустующих домов. В Вестминистере их около трех с половиной тысяч и примерно столько же - на Бишоп-авеню.

Что касается последнего из перечисленных районов, это что-то наподобие московской Рублевки. На улице миллиардеров расположены самые роскошные особняки, зачастую пустующие. Нередко они принадлежат иностранцам, которые наведываются в свои лондонские апартаменты лишь изредка, и такое вот фактически бесхозное помещение является лакомым кусочком для сквоттеров. Многие дома на Бишоп-авеню заняты представителями этого движения. И многие владельцы об этом знают. Более того, не препятствуют и даже рады, что за их имуществом кто-то присматривает.

Закон - в помощь

Итак, что же такого есть в британском законодательстве, что позволяет сквоттерам чувствовать себя везде как дома?

Во-первых, еще со времен Средневековья здешние стражи порядка не имеют права взламывать двери с целью проникновения в чье-либо жилище. И в 1977 году эта норма была подкреплена новым законом, согласно которому полиция не может попасть в помещение, если этому препятствует тот, кто в нем находится.

Во-вторых, в Англии и Уэльсе (в отличие от Шотландии и Ирландии) до недавнего времени незаконно занятое здание не считалось уголовным преступлением, а являлось объектом гражданского права. То есть сквоттеры могли не бояться сурового наказания. И только сейчас, после ряда громких дел, ситуация поменялась: за самозахват можно получить полгода тюрьмы.

В-третьих, договоры аренды помещения в Англии принято заключать как письменно, так и устно. Поэтому полиции очень сложно разобраться, самовольно человек поселился в помещении или по договоренности с хозяином.

Ну и в-четвертых, согласно английскому законодательству выселить кого-либо из помещения можно только через суд. А судебные тяжбы могут длиться долго, и все это время сквоттер будет занимать чужой дом, а хозяин мыкаться. И чем дольше человек прожил в том или ином месте, тем сложнее его выселить. Так скажем, после двенадцати лет проживания в помещении последнее становится собственностью лица, его занимавшего, пусть даже незаконно. Что же касается выселения, если занятое жилье у владельца единственное, то можно обойтись и без суда - полиция уполномочена выгнать сквоттера. Но зачастую она с решительными действиями не торопится.

Кто идет в сквоттеры?

Многие думают, что сквоттеры - это исключительно асоциальные элементы (наркоманы, алкоголики, бомжи). Данное мнение ошибочно. Сквоттерское движение во все времена буквально изобиловало представителями культурно-политической элиты: художниками, литераторами, музыкантами, общественными деятелями, политиками-революционерами и другими прогрессивными личностями, чей стиль жизни не очень вписывается в общественные рамки. Хотя, конечно, определенный процент асоциальных граждан среди сквоттеров тоже имеется.

Типология сквоттеров

Социолог из Нидерландов Ханс Прет составил классификацию сквоттеров, разделив их на пять типов:


Борьба со сквоттерами и помощь им

Помимо законодательных в борьбе со сквоттерами принимаются и другие меры. Так, например, создаются специальные компании, присматривающие за пустующими зданиями и сдающие их в аренду по низкой цене. Среди основных обязанностей таких фирм - обезопасить дом или квартиру от проникновения сквоттеров.

С другой стороны, существуют и организации, оказывающие последним помощь. Одной из них даже выпущен «Карманный справочник сквоттера», в котором рассказывается, как находить помещения и захватывать их.

Есть ли сквоттеры в России

Сквоттинг как явление проявил себя и на просторах бывшего Советского Союза. Первые случаи захвата помещений имели место в годы перестройки, когда государственный контроль над всеми сферами жизни ослаб, социальная сфера стала рушиться и многие здания стояли бесхозными. Вот в эти нежилые помещения и вселялась передовая молодежь, осваивая бывшие (часто обветшалые) дома культуры, бани, музеи, библиотеки, детские сады и т. д., приспосабливая их под мастерские художников или репетиционные залы музыкальных групп. А вот политический и вынужденный сквоттинг в России и странах СНГ особо не прижился.

Самыми известными сквотами считаются московские «Детский сад» и центр имени а также питерские сквоты на Пушкинской, 10, и Владимирском проспекте.

Самые известные сквоты мира

Хоть и считается, что родина сквоттинга - Великобритания, но он вышел далеко за ее пределы, а некоторые коммуны разных «национальностей» даже стали легендарными.

К самым известным сквотам мира относятся, например:

  • Объединение свободных художников «Тахелес» в Берлине, просуществовавшее с начала 90-х до 2012 года.
  • Коммуна беженцев, заселивших бывший роскошный отель Grande Hotel в Мозамбике. Двери сквота открыты с семидесятых годов по сегодняшний день для всех желающих.
  • Rivoli в Париже - здание банка, оборудованное художниками под мастерские и выставочный зал.
  • Can Masdeu в Барселоне - помещение, когда-то использовавшееся под лепрозорий, теперь занимают приверженцы здорового образа жизни, разбившие здесь кусочек деревни в черте города.

Как видим, сквоттинг - это далеко не всегда негативное явление. Во многих случаях, если бы не наглость «захватчиков», бесхозные здания были бы обречены на разрушение, а прогрессивные силы - на бесприютность.

Это статья о самовольном заселении. О приобретении доменных имен см. Киберсквоттинг

Сквотирование , или сквоттинг (англ. Squatting ) - акт самовольного заселения покинутого или незанятого места или здания лицами (скваттерами или сквоттерами ), не являющимися его юридическими собственниками или арендаторами, а также не имеющими иных разрешений на его использование.

Иногда термин не совсем точно применяется к самовольному использованию заброшенных зданий и помещений, например, при организации бесплатных магазинов и блошиных рынков , без проживания в них.

Сквоттеры часто требуют права на места, которые они заняли, на основании факта фактического проживания, а не собственности; в этом смысле сквоттинг похож (и является потенциально необходимым условием для этого) на «негативное» или «враждебное» владение (adverse possession ), из-за которого фактический обладатель недвижимости не может получить юридическое право собственности на эту недвижимость. В российском законодательстве используется понятие «приобретательная давность ».

Сквоттинг как явление приобрёл широкие масштабы во времена английской революции . Борьбу со сквоттерами вели армейские части Кромвеля .

Примером для современных сквоттеров служит опыт жителей района Христиания в Копенгагене - начав с самозахвата заброшенных казарм, они добились от правительства не только права проживать на этой территории, но и придания Христиании особого статуса, превращающего этот район в «государство в государстве».

Огромный импульс и новое звучание явлению сквоттинга придала молодёжная контр-культура Италии 1970-х годов, породив и развив небывало массовое движение «Захваченных самоуправляемых общественных центров » (итал. Centri Sociali Occupati Autogestiti ), распространившееся затем и в общественной жизни других стран.

Отрывок, характеризующий Сквоттинг

Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.

Сквоттинг - одно из самых важных и интересных социальных движений второй половины XX века, оказавшее существенное влияние на политику, культуру, урбанизацию, идеи антиглобализма и автономизма. Мы попытались разобраться и составили полномасштабный гид по истории, типологии и формам сквоттинга - возможно, самого свободолюбивого культурного феномена.

История и предпосылки сквоттерства

Идейными предшественниками современных сквоттеров многие считают диггеров - сообщества крестьян, возникшие в эпоху буржуазной революции в Англии и критиковавшие идею частной собственности на землю и её эксплуатацию властью. Они считали, что частная земля есть результат её незаконного захвата, и призывали своих приверженцев возделывать незанятые угодья на коллективных началах.

В XX веке сквоттинг становится в большей степени индустриальным феноменом - незаконные захваты пустующих зданий и формирование коммун происходят уже в крупных промышленных городах. Особенно массовым это явление становится в послевоенное время, когда для большого количества людей обостряется жилищная проблема: в Англии и других странах Европы вернувшиеся домой солдаты вынуждены были занимать бараки и пустующие здания, поскольку большое количество жилых помещений было уничтожено.

Это - вынужденная или стихийная форма сквоттинга, которой занимались беженцы, лишенцы, бездомные или другие малоимущие слои населения. В эпоху расцвета хиппи, студенческих волнений и зарождения феномена контркультуры сквоттерство получило совсем новую форму - политизированную, которую реализует молодёжь радикально левых взглядов. Теперь захваченные здания и территории начинают использовать не только для реализации жилищной стратегии, но и для создания в них автономного социокультурного пространства.

Вторая половина 1960-х годов для западного общества становится временем важнейших социальных сдвигов и трансформаций общественного сознания. Кризис доверия к органам государственной власти и политическим партиям, милитаризация государств и гонка вооружений, загрязнение окружающей среды приводят к тому, что всё больше молодых людей объединяются под флагом новой левой идеологии. В США и развитых капиталистических странах Европы проходят массовые студенческие волнения, зарождается новая формация протестных групп и новых социальных движений - феминистского, антивоенного, движения за права сексуальных меньшинств и гражданские права. Импульс получает развитие автономизма, в среде которого как явление окончательно оформляется сквоттинг.

В 1960–1970-х годах появилось огромное количество сквотов и контркультурных коммун в мегаполисах США и Западной Европы. В Париже, Брюсселе, Берлине, Барселоне, Амстердаме, Лондоне и других городах тысячи людей незаконно занимали помещения бывших фабрик, промзоны, заброшенные склады, старые казармы, разрушенные церкви и особняки. Так появились легендарные миланский Леонкавалло, копенгагенская Христиания, лондонский Рампарт, чуть позже берлинские Тахелес и Кёпи.

Для нового поколения сквоттеров захват и проживание в пустующих полуразрушенных зданиях был формой идеологического отчуждения и антикапиталистической борьбы. Они не хотели быть включёнными в общество и реализовывать его модели потребления, наоборот - стремились создать автономное самоуправляемое пространство, часто являющееся одновременно жильём, социальным и художественным центром.

Сквоттерское движение всегда было очень разнообразно по своему составу и своей идеологии. Оно включало в себя представителей многих субкультур и контркультур: хиппи, панков, революционно настроенных студентов, художников, музыкантов, творческую молодёжь, андеграунд, городских активистов, антиглобалистов, - но всех их объединяла декларируемая оппозиция господствующей культуре и государству.

Молния в круге

Графический символ сквоттеров - молния,
пронзающая круг


Типология

Голландский социолог Ханс Прёйт выделяет пять типов сквоттинга. Впрочем, эти дефиниции не строгие, поскольку различные формы сквоттинга могут пересекаться между собой.

Вынужденный

Её реализуют в основном рабочий класс, бездомные, лишенцы, иммигранты и неимущие слои населения, причём при частой поддержке идеологических сквоттеров и активистов. Такой сквоттинг фокусируется не на каких-то структурных преобразованиях, а исключительно на помощи нуждающимся и может быть формой гуманитарного, социального и религиозного активизма. Требования сквоттеров в таком случае не выходят за рамки предоставления им места жительства либо попадания в списки на получение жилья.

Как альтернативная независимая жилищная стратегия

Такая форма сквоттинга может быть привлекательна для людей, которые хотят жить в группе, или радикальных DIY-энтузиастов, готовых создать собственное жилое пространство вместо того, чтобы вкалывать для оплаты квартирной ренты. В отличие от вынужденных сквоттеров, они не презентуют себя как аутсайдеров, а наоборот, гордятся своей самостоятельностью, к тому же, как правило, это представители среднего класса, не испытывающие нужды в жилье.

Кроме того, такой сквоттинг предлагает возможность примкнуть к определённому лайфстайлу. Так панки могут подселиться к панкам, феминистки могут образовать женскую коммуну и так далее.

Как социально-культурный центр

Сквот, на базе которого формируется какой-то культурный центр. Это может быть бар, воркшоп-зона, ресторан, арт-галерея, веломастерская, духовный центр и т. д. Здания в этом случае сквотируются для того, чтобы избежать бюрократических разборок и серьёзных финансовых вложений, а сами сквоттеры никак не противодействуют властям.

Многие из таких сквотов со временем получают легальный статус. Так, благодаря сквоттерам в 1967 году возник один из главных амстердамских ночных клубов Paradiso, культурный центр Forte Prenestino в Риме и миланский Леонкавалло - одна из важных достопримечательностей города, где проводятся сегодня театральные постановки, джазовые концерты и выставки. По той же схеме в Амстердаме возникли действующие сегодня бар Molli Chaoot, анархистский книжный магазин Het Fort van Sjakoo и крафтовая пивоварня Brouwerij "t IJ, владельцы которой когда-то начали варить пиво в засквоттированном здании на берегу канала.

Консервационный

В этом случае незаконный захват используется как тактика по противодействию властям или собственникам по сносу зданий (а иногда и целых кварталов) или их нерациональному использованию. Так, в 2000 году в Нидерландах группа активистов захватила военный форт Pannerden, препятствуя его перестройке в отель. На территории форта скоттеры организовали музей, рабочие места для художников и регулярные экскурсии для посетителей. Собственниками неоднократно предпринимались попытки их выселения, один раз даже с участием военных частей, но активисты каждый раз возвращались и в итоге добились своего: с ними было заключено соглашение об участии в реконструкции и дальнейшем управлении территорией форта.

Политический

Сквоттинг в таком случае выступает платформой (и достаточно удобной) для тех, кто занимается антисистемной политикой и идентифицирует себя с революционными идеями. Такие сквоттеры борются не за свои или чьи-то права, а исключительно против системы и нередко состоят в оппозиции к представителям других форм сквоттеров.

Карманный справочник сквоттера

В Великобритании с 1975 года действует консультационная служба, которая оказывает юридическую помощь бездомным и сквоттерам. Организация долгое время выпускала «Карманный справочник сквоттера», распространяемый за небольшую плату, в котором рассказывалось, как искать заброшенные здания, вести себя в случае столкновения с полицией и сохранить имущество за собой. По ссылке можно найти архив последнего, 13-го издания - в 2009 году после публикации в The Daily Mail материала о справочнике его было решено перестать выпускать. Впрочем, за советом можно по-прежнему обратиться непосредственно в саму организацию . Подобные консультационные проекты для сквоттеров существуют и в других странах.

Сквоты в СССР и России

Первые сквоты в СССР начали появляться в перестройку в крупных мегаполисах - городская инфраструктура разваливалась, а у властей не было ресурсов следить за нежилыми, заброшенными и старыми зданиями. В отличие от Запада, советское сквоттерское движение не было политически активно и в основном занималось творческой деятельностью. Пустующие здания использовали как мастерские художники-радикалы, музыканты и прочие деятели альтернативного искусства.

В Москве одним из первых был двухэтажный сквот «Детский сад», организованный молодыми художниками в пустующем старинном здании детского сада на Китай-городе в 1984 году и просуществовавший до 1986-го. Сюда заглядывали деятели андеграундного кино братья Алейниковы и Евгений Юфит, тусовались музыканты и концептуалисты, захаживали иностранные журналисты. Самозахвата здания не было - детский сад принадлежал управлению Минздрава, а художники числились сторожами, что не мешало им проводить музыкальные перформансы и выставки. После статьи в парижском издании о московском культурном андеграунде сквот прикрыли. Чуть позже появился сквот на Фурманном, где базировались художественные мастерские, галерея в Трёхпрудном переулке под предводительством Тер-Оганьяна и легендарная арт-коммуна «Заповедник искусств» на Петровском бульваре, организованная Александром Петлюрой, - один из самых больших сквотов в столице. Эпоха была недолгой: в 1990-x власти начали обратно прибирать к рукам ценное городское имущество. Творческие коммуны и сквоты отнимали и сносили, либо они мутировали в творческие центры и теряли связь с андеграундом.

В отличие от Запада, советское сквоттерское движение не было политически активно и в основном занималось творческой деятельностью.


Сквоттинг сегодня

По-прежнему ведётся и активная борьба со сквоттерами со стороны властей и криминализация их в глазах общественности. Так, в Нидерландах с октября 2010 года сквоттинг официально признан незаконной деятельностью, за которую полагается штраф и тюремное заключение. В Великобритании сквоттеры тоже находятся на нелегальном положении. Но и там, и в других европейских странах полумаргинальные элементы, левацкая молодёжь и городские активисты регулярно занимают пустые дома, доставляя властям проблемы. Причём занимают их, не просто отгораживаясь от общества обветшалыми стенами фабричных зданий, но и активно влияя на городское развитие, культурную повестку, локальную и иногда даже национальную и интернациональную политику. Примером последнего можно считать оккупацию лондонскими сквоттерами особняка сына Каддафи в 2011 году с требованиями вернуть дорогостоящее имущество и недвижимость, принадлежащую родственникам диктатора, народу Ливии.

В 2015-м скоттеры никуда не деваются и регулярно появляются в новостях: занимают в Сохо бар , оккупируют парк в Марселе , организовывают социальные центры, проводят межнациональные форумы и фестивали .

50 лет назад сквоттинг появился на волне массовых протестных настроений и тектонических социальных сдвигов. Новый, 2015 год обещает нам экономический кризис, увеличение количества точек геополитической напряжённости и протестной активности, рост дистанции между богатыми и бедными и дальнейшее погружение в глобальный хаос - тоже, в общем-то, отличная среда для реализации сквоттерской утопии.

Сегодня, несмотря на упадок контркультуры и повсеместную джентрификацию, причиной которой сквоттинг во многом и является, он по-прежнему довольно широко распространён в Европе.

Известные современные сквоты

Христиания

Христиания, расположенная в центре Копенгагена, - частично самоуправляемая хиппи-коммуна со своими законами, флагом и валютой.

Появилась в 1971 году, когда местные хиппи самовольно заняли военные бараки, принадлежащие городу. Вслед за ними в пустующие здания перебрались анархисты, творческая молодёжь, сквоттеры, наркоманы и другие оторванные или вытесненные из социума элементы. Власть долгое время не обращала на них внимания, и легальный статус разросшейся коммуны не был определён, пока один из главных идеологов Христиании, анархист Якоб Лудвигсен, не провозгласил её свободным городом. Тут ещё проблемы с продажей наркотиков, на которые власть не могла закрывать глаза, - у коммуны начались проблемы. Казармы неоднократно пытались избавить от нелегальных поселенцев, в ход шли чистки, рейды полицейских, аресты сквоттеров, правовое давление. В 2011 году Христиания всё-таки добилась полуавтономного статуса - её граждане (их насчитывается порядка 1000 человек) выкупили у Копенгагена часть земли и теперь платят муниципалитету за коммунальные расходы, свет и воду.

ФЛАГ ХРИСТИАНИИ





Экономика коммуны самодостаточна и не зависит ни от города, ни от национальных дотаций. Главным источником доходов остаётся продажа лёгких наркотиков и туризм. Кроме того, на территории Христиании функционируют кафе, мастерские, арт-студии, клубы и другие привычные для любого города институции, на которых также зарабатывают местные жители.

Башня Давида

Небоскрёб миллионера Давида Бриллембурга должен был стать одним из главных финансовых центров Каракаса, но смерть инвестора и последовавший за ним банковский кризис в Венесуэле превратили его в вертикальные трущобы высотой под 50 этажей и один из самых известных скотов в мире. Известности ему прибавил сериал «Родина», в котором башни показаны как прибежище асоциальных и криминальных элементов. Что есть не совсем правда: тут проводились полицейские облавы и совершались преступления (куда без этого в одном из самых криминогенных городов мира), но в целом жизнь куда лучше и безопасней, чем в спальных районах.




Во многом это была образцовая коммуна: жители башен ходили на службу, здесь работали магазины, спортивные площадки и залы, салоны красоты. У жителей были организованы дежурства по уборке, система безопасности, регулярные встречи для решения текущих проблем. Летом прошлого года правительство Венесуэлы начало переселять жителей башен - ими заинтересовались китайские инвесторы. Здание опустело.

Берлинский Кёпи

Самый главный (учитывая, что не менее легендарный сквот Тахелес два года назад закрыли) из берлинских сквотов, Кёпи, в этом году отмечает своё 25-летие. Сквотом здание стало после падения стены и массового переезда восточных немцев в Западный Берлин. Опустевший дом собирались снести, но его вовремя оккупировали сквоттеры. В итоге всё это вылилось в четвертьвековую историю борьбы автономов и власти: жители и постояльцы Кёпи не единожды отбивали его у девелоперов и боролись с желанием хозяев продать его. И до сих пор успешно. Сегодня это культурный центр в полулегальном статусе - в мрачноватом здании, исписанном сверху донизу граффити, проходят концерты, вечеринки, выставки и прочая субкультурная активность.




0 Подросткам никогда не сиделось дома, им хочется жить отдельно, объединившись с такими же, как они. Однако, денег на приобретение собственного жилья у таких людей нет, и они пытаются найти выход из положения. Впрочем, у некоторых это получается, и отсюда даже появился новый термин, который многие не могут расшифровать, это Сквоттинг или Сквот, что значит вы прочтёте чуть ниже.
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё несколько толковых статей на тематику студенческого сленга . Например, кто такой Усос , что значит Вертяк , что означает слово Блэд и т. п.
Итак, продолжим, что значит Сквот ? Это выселенное здание. Произошло от английского слова "squat " (не путать со "сквирт "), что можно перевести, как "приседать ". Хотя на самом деле, вокруг этого понятия возникла чуть ли не "религия". Поскольку мы знаем, что бездомных в странах Западной Европы огромное количество, а в США беспризорных детей примерно три миллиона (данные на 2014 год), и эта цифра постоянно растёт, то всем им без исключения нужна крыша над головой. Поэтому именно Западным странам мы обязаны подобному явлению.

Сквотеры - это люди, которые живут в заброшенных помещениях


Сквоттинг (squatting) - это процесс самовольного заселения незанятого или покинутого здания людьми, не являющимися его арендаторами или собственниками, и живущих там без каких бы то ни было разрешений


Вообще, сквоты это скорее социальное явление, в них живут на редкость креативные люди, которые занимаются творчеством среди таких же, как они сами, активных сторонников свободы и независимости.
Стоит отметить, что западные сквоты в корне отличаются от русских. Обычный сквот за бугром, это заброшенная фабрика или огромный ангар, с размалёванными графити фасадом и крышей. Жильцы подобных мест обладают сильной идеологической составляющей, и всегда отстаивают свою свободы, ведя бесконечные "битвы" с муниципальным руководством.

Русский сквот - это расселённый многоквартирный дом, преимущественно в центре города, который подготавливают к сносу


Обычно в подобных домах занимают несколько квартир, и используют их в качестве музыкальной студии, различных мастерских, а то и просто в качестве жилья.
Кроме того, довольно часто подобные дома используют в качестве общежития, там бухают , курят травку, занимаются рисованием, и вы будете удивлены, сколько известных музыкантов и художников вышло из таких сквотов.

Зачастую сквотеры , после того, как обживут заброшенное здание, начинают "качать права", требуют признать их права лишь на том основании, что они здесь проживают.
Например, в Копенгагене сквотеры заселили заброшенный район, он состоял из старых казарм и ветхих домов, и добились от правительства особого статуса для этой территории, которую позже назвали Христианией .

Кстати в Испании сковттинг называют "ocupa ", что можно перевести на русский, как "оккупировать", "занимать".