В чем преимущества военной ипотеки. Условия и тонкости военной ипотеки. Кто оплачивает военную ипотеку

В чем преимущества военной ипотеки. Условия и тонкости военной ипотеки. Кто оплачивает военную ипотеку

Начало активного внедрения профессиональных стандартов относится еще к 2012 году, когда Министерством труда были разработаны соответствующие документы для многих профессий. Таким образом, их введение в деловой оборот длится уже пятый год. За это время накоплен определенный опыт, полезный при организации работы кадровой службы предприятия в соответствии с новыми положениями нормативных документов.

Действие в отношении специалистов службы персонала

Профстандарты, касающиеся деятельности работников отечественных кадровых служб, были утверждены еще 6 октября 2015 года приказом Минтруда за № 691н. Вероятно, в ближайшее время будут утверждены и другие профессиональные правила, в том числе для кадровиков.

  • оформлению трудовых отношений;
  • организационному развитию;
  • обучению и развитию сотрудников;
  • оценке персонала.

В приказе Минтруда № 691н перечислены те группы профессий, к которым будут применяться стандарты. Среди них работники, специальности которых соответствуют следующим кодам:

  • ОКЗ 3423 – специалисты кадровых служб и отделов;
  • ОКЗ 1232 – руководители структурных подразделений, среди их функций главной является управление персоналом компании;
  • ОКЗ 2412 – другие специалисты по кадрам.

Многих интересует, коснутся ли профстандарты действующих специалистов по набору персонала? Несмотря на то, что приказ Минтруда за № 717н содержит профстандарт рекрутера, к кадровикам он имеет достаточно отдаленное отношение, поскольку в обязанности сотрудника, занимающегося рекрутингом для компаний, обычно не входит непосредственное ведение кадрового делопроизводства.

Основные требования к кадровикам

Главной задачей любых профессиональных стандартов считается декларирование совокупности критериев, предъявляемых к представителям определенных профессий. Не является исключением и профстандарт для кадровика на 2016 год: среди основных характеристик этих специалистов приведена совокупность необходимых знаний, наличие надлежащего опыта работы и деловых навыков.

Исходя из названных выше критериев, определяют перечень вакансий, которые могут занимать соискатели без опыта практической работы. Например, менеджеры, ответственные за следующие сферы деятельности:

  • подбор жизненно важного для фирмы персонала;
  • кадровое делопроизводство;
  • развитие и профессиональное обучение работников;
  • карьерный рост наемного персонала;
  • оплата и нормирование труда;
  • внедрение социальных программ в фирме, мониторинг их исполнения;
  • миграция и перемещение сотрудников.

Как любое структурное подразделение, кадровую службу компании должен возглавлять руководитель. По логике новых профстандартов занять эту должность имеет право сотрудник, за плечами которого есть необходимый стаж работы по специальности:

  • более 3 лет – для руководителей структурных подразделений;
  • более 5 лет – для начальников департаментов и их заместителей.

Помимо профессионального стажа, новые стандарты содержат и требования к уровню образования, необходимого для назначения на определенную должность. В частности, со средним профессиональным образованием в кадровой службе могут работать только рядовые менеджеры, занимающиеся делопроизводством.

Кадровики с высшим образованием могут рассчитывать на должности линейных руководителей. Для начальников департаментов и управлений помимо диплома вуза иногда требуется обучение по узкоспециализированным программам или курсы повышения квалификации.

Для чего нужны стандарты: каждому по обязанностям

В первую очередь, профстандарт для кадровика 2016 года разграничивает сферы деятельности сотрудников таких служб. Теперь круг обязанностей каждого специалиста четко регламентирован. Исходя из содержания новых документов:

  • специалисты по делопроизводству занимаются подготовкой первичных, учетных, плановых и организационно-кадровых документов (приказов, распоряжений), а также их регистрацией и сдачей на архивное хранение;
  • сотрудники, занимающиеся подбором персонала, собирают и систематизируют информацию о текущей потребности компании в кадрах, отбирают новых работников, взаимодействуют с государственными структурами и частными лицами, курирующими вопросы занятости населения;
  • менеджеры по персоналу оценивают квалификацию работников, организовывают и проводят их аттестацию;
  • специалисты по развитию подбирают курсы повышения квалификации, иные мероприятия, способствующие карьерному росту работников;
  • менеджеры по нормированию и оплате труда курируют вопросы корректировки системы заработной платы и поощрений, разработки принципов нематериальной мотивации;
  • менеджеры по социальной политике занимаются разработкой и внедрением соответствующих соцпрограмм, следят за правильностью их проведения;
  • работники, в чью компетенцию входит решение вопросов миграции кадров, занимаются переводом сотрудников из одного структурного подразделения компании в другое, а также трудоустройством лиц, не имеющих гражданства РФ;
  • руководители организуют бесперебойную деятельность вверенного им подразделения, контролируют правильность оформления документов и их соответствие нормам действующего законодательства, а также подготавливают внутреннюю управленческую отчетность.

Разрабатывая определил в нем уровни квалификации для каждой трудовой функции специалистов:

  • 5 уровень (предполагает наличие среднего профессионального образования) – документооборот по учету кадров, их приему, перемещению и увольнению;
  • 6 уровень (бакалавриат и дополнительное профильное образование) – администрирование документооборота, организация аттестаций специалистов и их проведение, организация обучения и стажировок персонала фирмы, разработка систем оплаты труда, премирования и нематериальной мотивации, разработка корпоративной политики и контроль за ее внедрением;
  • 7 уровень (магистратура либо стаж работы по специальности не менее 5 лет и наличие дополнительного профобразования) – операционное и стратегическое управление персоналом, разработка системы мотивации, кадровое планирование.

Интересно, что уровни квалификации, используемые в новом профстандарте, были разработаны еще в 2013 году и введены в действие приказом Минтруда за № 148н.

Применять или нет

Федеральный закон за № 122-ФЗ от 2 мая 2015 года гласит, что для части коллектива использование профстандартов станет обязательным уже с 1 июля 2016 года. Поэтому многим организациям нужно срочно начать применять их в отношении тех работников, требования к квалификации которых изложены в отечественных нормативных документах.

Компания имеет право нанять соискателя, не соответствующего профстандартам, если будет уверена в том, что он удовлетворительно справится со своими текущими обязанностями. Такой вывод следует из апелляционного определения ВС РФ от 12.03.2015 г. за № АПЛ15-57.

Обычно кадровики трудятся в нормальных (разрешенных) условиях, поэтому в законе не предусмотрены дополнительные ограничения, касающиеся уровня их квалификации. Соответственно, применение профстандартов для этой категории специалистов обязательно не для всех фирм. Выясните, необходим ли для работников вашей компании профстандарт для кадровика; скачать его рекомендуется как можно скорее.

Руководствуясь профстандартами, организация может разработать для сотрудников своей кадровой службы должностные инструкции. Если перечень текущих обязанностей действующего работника расширяется, в его должностную инструкцию могут быть внесены соответствующие изменения. Учтите, что сотрудника придется известить о них заранее: как минимум за 2 месяца до их вступления в силу.

Нужно ли строго исполнять требования

В настоящий момент императивной нормы, предусматривающей необходимость обязательного внедрения профстандартов в организации, нет. Вместе с тем, возможность выплаты некоторых льгот, поощрений, компенсаций, назначения на ряд должностей напрямую связана с применением утвержденных профессиональных правил.

Помимо этого, нормативные документы такого рода следует принимать во внимание при разработке тарифных сеток по оплате труда в компании. Данный факт напрямую следует из положений частей 8 – 9 ст. 143 ТК РФ.

Внедряя профессиональный стандарт кадровика, Минтруд позаботился и о работниках. Изучив нормативные положения этого документа, каждый сотрудник может понять, в какой мере он соответствует требованиям к той или иной должности. При возникновении такой потребности человек может самостоятельно принять меры, направленные на повышение своей квалификации. Например, получить дополнительное образование.

Возожно ли увольнение за несоответствие стандартам

Если действующий сотрудник не в полной мере соответствует профессиональным стандартам для кадровиков, по такому основанию уволить его не разрешается. В настоящее время подобная норма не предусмотрена ни в Трудовом кодексе, ни в самом постановлении Правительства, касающемся применения этих профстандартов.

Если квалификация или образование вашего кадровика не удовлетворяют профстандартам, ему следует предложить пройти курсы переподготовки или дополнительно получить соответствующее образование.

Работника, который по каким-либо причинам перестал соответствовать положениям внутренних нормативных документов, допустимо увольнять только по итогам аттестации. Альтернативой этому варианту может быть перевод на другую работу при одновременном выполнении двух условий:

  1. наличие вакантных должностей соответствующей квалификации;
  2. письменное согласие сотрудника, не прошедшего аттестацию.

Деятельность работников многих специализаций, востребованных на российских предприятиях, регламентируется профессиональными стандартами — источниками норм, утверждаемыми на уровне государственных структур. Соответствующие документы могут быть впоследствии задействованы компаниями-работодателями в целях реализации и совершенствования собственной управленческой политики в тех или иных направлениях. Например, в части кадрового менеджмента. В чем заключается специфика профстандарта специалиста по управлению персоналом? Какие трудовые функции должен выполнять кадровик в соответствии с нормами, установленными данным документом?

В каких источниках права утвержден профстандарт специалиста по кадрам?

Специалиста по управлению персоналом, как и многие другие источники подобного назначения, утвержден на государственном уровне. Основной правовой акт, который устанавливает соответствующие нормы — Приказ Минтрудсоцразвития РФ № 691н, принятый 06.10.2015. Данный источник права корреспондирует с положениями постановления правительства РФ № 23, утвержденного 22.11.2013.

Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом, который введен в действие государством, регламентирует, прежде всего, характеристики трудовых функций, что свойственны для кадровика. Каких именно? Речь идет о следующем:

  • документальное обеспечение деятельности;
  • обеспечение предприятия кадрами;
  • оценка и аттестация специалистов;
  • развитие кадрового потенциала компании;
  • содействие предоставлению работникам фирмы комфортных условий труда;
  • реализация социальной политики организации;
  • участие в стратегическом управлении кадрами.

Отметим, что профстандарт, разработанный для специалистов по кадрам, устанавливает также к работникам, выполняющим соответствующие трудовые функции. Только при наличии у человека определенного уровня знаний и навыков работодателю рекомендуется допускать его к решению той или иной группы задач в рамках реализации кадровой политики.Рассмотрим специфику функций, приведенных в перечне выше, подробнее.

Трудовые функции специалиста по кадрам: документальное обеспечение деятельности

Итак, установленный в РФ профстандарт кадровика предполагает выполнение специалистом работы, связанной с документальным обеспечением процесса управления кадрами.

Данное направление деятельности включает:

  • подготовку внутрикорпоративных документов, необходимых для легитимизации трудовых отношений с нанимаемыми сотрудниками (проектов договоров по тем или иным позициям, должностных инструкций, коллективных соглашений);
  • прием от работников, подписывающих контракты, персональных документов (трудовых книжек, дипломов, карточек);
  • подготовку отчетности в государственные структуры, осуществляющие мониторинг трудовых отношений на предприятиях в различных аспектах — включая налоговые, финансовые (речь идет о таких ведомствах, как Трудинспекция, ФНС, внебюджетные фонды).

Рассматриваемое направление деятельности кадровика — в числе важнейших. Следующая не менее значимая группа задач, которые решает специалист по кадрам (профстандарт предписывает делать это), связана с обеспечением предприятия кадрами.

Рассмотрим их.

Функции кадровика: обеспечение предприятия кадрами

Специалист по управлению персоналом (профстандарт также регламентирует соответствующее направление его работы) должен содействовать обеспечению фирмы квалифицированными работниками. Собственно, это одна из главных задач человека, занимающего данную должность.

Рассматриваемое направление деятельности, которое устанавливает профессиональный стандарт менеджера по кадрам, предполагает:

  • формирование вакансий на предприятии, требований к кандидатам на их замещение;
  • публикация информации по соответствующим позициям в СМИ, на специализированных порталах;
  • взаимодействие с консультантами по кадрам, специализированными структурами;
  • приглашение кандидатов на замещение вакансий, проведение собеседований с ними;
  • оформление специалистов, прошедших тесты, на работу;
  • к особенностям производственного процесса в компании.

Следующее важнейшее направление деятельности менеджера по кадрам предприятия — оценка и аттестация специалистов, работающих в фирме.

Функции кадровика: оценка и аттестация специалистов

Специалист по кадрам (профессиональный стандарт, утвержденный государством, устанавливает соответствующее обязательство) решает задачи, связанные не только с привлечением и обеспечением эффективного включения новых сотрудников в компанию, но также с содействием поддержания уровня их квалификации, знаний, необходимых компетенций.

Чаще всего данное направление деятельности кадровика включает регулярное проведение оценки уровня знаний и навыков работников фирмы, а также аттестации персонала. Ответственный специалист в данном случае может проводить собеседования, тесты, приглашать сторонних экспертов — в целях выявления уровня профессиональной подготовки сотрудников на тех или иных должностях. В случае если работник не прошел тест, то кадровик выявляет факторы возникновения подобной ситуации. При необходимости — помогает сотруднику, испытывающему сложности в работе, приобрести необходимые знания и навыки.

Рассматриваемое направление деятельности специалиста по управлению персоналом может быть частью его следующей трудовой функции, связанной с развитием кадрового потенциала организации.

Развитие кадрового потенциала как по персоналу

Специалист по кадрам (профессиональный стандарт также устанавливает данное обязательство) может решать задачи, связанные с совершенствованием профессиональных знаний, навыков и компетенций сотрудников предприятия. Соответствующее направление деятельности кадровика чаще всего включает:

  • организацию внутрикорпоративного обучения сотрудников;
  • направление работников на курсы в специализированные учебные учреждения;
  • организацию стажировки сотрудников на партнерских предприятиях;
  • собственное обучение на курсах повышения компетенции в части вопросов развития персонала.

Сотрудник, имеющий достаточную квалификацию и способный эффективно включаться в трудовой процесс, должен получать хорошую зарплату, а также иметь возможность осуществлять свою деятельность в комфортных условиях. Специалист по кадрам (профессиональный стандарт подразумевает это) может отвечать за своевременное формирование отмеченных условий трудовой деятельности работников фирмы.

Обеспечение комфортных условий труда как функция специалиста по кадрам

Данное направление деятельности кадровика включает:

  • взаимодействие с руководством, финансовыми службами и иными компетентными подразделениями по вопросам выплаты своевременной, представленной в достаточном объеме и индексируемой зарплаты персоналу;
  • общение с сотрудниками тех или иных отделов на предмет выявления требований и пожеланий касательно оптимизации условий труда, начисления компенсаций;
  • предоставления различных бонусов и привилегий, взаимодействие со службой охраны труда по вопросам обеспечения комфортных условий ведения сотрудниками фирмы своей профессиональной деятельности.

Довольно близким к рассматриваемой трудовой функции специалиста кадровой службы является направление работы кадровика, связанное с реализацией социальной политики компании. Изучим его особенности.

Реализация корпоративной социальной политики как функция кадровика

Специалист по управлению персоналом (профстандарт, регламентирующий работу кадровика, подразумевает наличие подобной обязанности) может решать задачи, относящиеся к реализации корпоративной социальной политики. Данное направление деятельности предполагает:

  • взаимодействие кадровика с менеджерами, ответственными за реализацию социальной политики по организационным вопросам;
  • участие специалиста по управлению персоналом в совершенствовании порядка реализации соответствующей политики фирмы;
  • взаимодействие кадровика с работниками компании на предмет и пожеланий в области получения преференций и возможностей в рамках реализации компанией социальной политики.

Рассматриваемое направление деятельности кадровика правомерно отнести к стратегическим. Поэтому оно в значительной степени пересекается со следующей трудовой функцией, которую профессиональный стандарт менеджера по управлению персоналом предписывает выполнять — стратегическим управлением кадрами. Изучим ее подробнее.

Стратегическое управление кадрами как функция специалиста по персоналу

Данное направление деятельности кадровика может включать:

  • измерение производительности труда на различных производственных участках;
  • выявление слабых мест в системе управления кадрами;
  • формулирование предложений по совершенствованию соответствующей системы в контексте стратегических задач компании.

Таковы ключевые функции, которые устанавливает профессиональный стандарт специалиста отдела кадров. Сотрудник соответствующего профиля обычно работает в специализированной внутрикорпоративной структуре. Как правило, фирмы. Рассмотрим особенности ее функционирования подробнее.

Специфика работы кадровой службы фирмы-работодателя

Эксперты выделяют следующий перечень функций, характеризующих кадровые службы современных предприятий:

  • планирование потребности компании в кадрах, их обучении;
  • обеспечение эффективной производительности труда;
  • исследование профессиональных характеристик работников на различных позициях;
  • учет кадров;
  • формирование корпоративной кадровой политики;
  • поиск, привлечение в компанию новых сотрудников, их адаптация в организации;
  • управление внутрикорпоративными правоотношениями в области труда;
  • обеспечение документооборота в кадровой сфере;
  • формирование и предоставление отчетности — внутренней, а также подлежащей направлению в государственные структуры.

Таким образом, отмеченные функции службы по персоналу фирмы в целом соответствуют специфике такой позиции, как специалист по кадрам. Профстандарт, по всей вероятности, составлялся компетентными государственными структурами с учетом практики кадрового менеджмента, сложившейся на предприятиях России. В частности — наблюдаемой в области учреждения и обеспечения работы служб по персоналу на предприятиях.

Специфика должностей в сфере управления кадрами

Итак, мы рассмотрели специфику норм, которые включает в себя профессиональный стандарт специалиста по кадрам. Но нужно отметить, что, наряду с работником предприятия, занимающим соответствующую должность, в фирмы могут быть иные позиции, связанные с реализацией кадровой политики.

Например, это может быть ведущий специалист по кадрам. Профессиональный стандарт не выделяет ее как обособленную должность, но во многих фирмах данная позиция учреждается. Ведущим специалистом по кадрам может быть назначен опытный работник, успешно решающий задачи, предусмотренные как теми трудовыми функциями, которые соответствуют регламентированным на уровне профстандарта, так и те, что устанавливаются исходя из локальных особенностей производства и кадровой политики. В средних и крупных организациях работой кадровиков управляет начальник службы управления персоналом компании.

Для каждой из позиций, вовлеченных в решение корпоративных задач в рамках кадровой политики, свойственны отдельные трудовые функции. Так, службы кадров может иметь больше полномочий, и в связи с этим его работа будет связана в меньшей степени с предметным решением задач, в большей — с процедурами согласования тех или иных проектов, осуществлением контроля над работой подчиненных, организацией совещаний по текущим вопросам.

Профстандарт специалиста по кадрам закреплен на уровне официального нормативного акта. Если говорить о локальном уровне регулирования, который реализуется в рамках внутрикорпоративных правоотношений, то можно обратить внимание на разработку и введение менеджментом фирм должностных инструкций для кадровиков. Изучим данный аспект подробнее.

Специфика должностных инструкций для кадровиков

Для чего человеку, отвечающему за развитие персоналом организации, должностная инструкция? Специалист по кадрам (профстандарт не регламентирует данный аспект трудовых правоотношений — стоит обратить на это особое внимание) может быть обязан ознакомиться с данными документом и подписать его, если соответствующий источник дополняет его трудовой договор.

Должностная инструкция кадровика или, к примеру, его руководителя, может быть основана на положениях профессионального стандарта или же исходя из внутрикорпоративных приоритетов. Но поскольку соответствующий стандарт принят на уровне официального правового акта, положения локальных нормативных источников не должны противоречить ему. Если какие-либо из ее положений предполагают формирование трудовых функций, не предусмотренных профессиональным стандартом, важно, чтобы их сущность была адекватна требуемому уровню квалификации и компетенции сотрудника кадровой службы.

Если менеджер, ответственный за составление такого документа, как должностная инструкция специалиста по кадрам, профессиональный стандарт использует в качестве основы для формирования соответствующего источника, то в его распоряжение попадет в достаточной мере сбалансированный норматив, в котором учтена специфика квалификации, компетенций, а также вверенных кадровику функций. В этом полезность официального стандарта. К тому же составление должностной инструкции на его основе — важное условие обеспечения законности положений соответствующего документа.

Можно отметить, что должностная инструкция кадровика может дополняться иными внутрикорпоративными источниками, регламентирующими трудовую функцию и процедуры решения задач в рамках производственных процессов в фирме. В числе таковых — инструкции по охране труда, внутрикорпоративные соглашения. Выше мы отметили, что специалист по кадрам (профессиональный стандарт предопределяет наличие у него соответствующей функции) может заниматься подготовкой данных документов.

Резюме

Итак, мы исследовали специфику такой должности, как специалист по кадрам. Сотрудник соответствующего профиля также может именоваться менеджером или специалистом по персоналу. Для рассматриваемой должности установлен государственный профессиональный стандарт. Он определяет прежде всего перечень трудовых функций человека, который решает задачи в сфере управления кадрами, а также устанавливает квалификационные требования к сотруднику, обязанному выполнять их в силу договора с работодателем.

Разработка профессиональных стандартов в области управления персоналом находится, таким образом, в компетенции государственных структур. Но фирма-работодатель имеет право дополнять положения соответствующих нормативных положений локальными источниками. Которые вместе с тем не должны противоречить нормам, установленным на официальном уровне.

В числе источников, регламентирующих работу кадровиков и принимаемых локально — должностные инструкции, внутрикорпоративные соглашения. В их разработке может принимать участие собственно специалист по кадрам (профессиональный стандарт предполагает формирование соответствующей трудовой функции человека, занимающего данную должность).


4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52 , от 22 февраля 1999 г. N 3 , от 21 января 2000 г. N 7 , от 4 августа 2000 г. N 57 , 20 апреля 2001 г. N 35 , от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44 . Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Общие положения

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях*(1) , в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

4. Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

5. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

6. В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

7. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

8. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

9. Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выдвигает проблемы охраны труда и окружающей среды в число неотложных социальных задач, решение которых непосредственно связано с соблюдением руководителями и каждым работником предприятия, учреждения, организации действующих законодательных, межотраслевых и других нормативных правовых актов по охране труда, экологических стандартов и нормативов.

В связи с этим должностными обязанностями служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) наряду с выполнением функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а должностными обязанностями руководителей - обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

При назначении на должность необходимо учитывать требования к знанию работником соответствующих стандартов безопасности труда, экологического законодательства, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В настоящее время, наверное, ни одна профессия не имеет такого спектра названий, как профессия кадровика. В Едином квалификационном справочнике можно отыскать семнадцать должностей, которые так или иначе связаны с кадровой работой. Такое обстоятельство заставляет задуматься об отличиях этих должностей друг от друга, о функциональной нагрузке каждой из них. Особенно актуально и остро звучит сегодня вопрос о том, что должен прописать для себя в должностной инструкции рядовой инспектор по кадрам. Обязанности этого сотрудника мы и постараемся рассмотреть максимально подробно.

Значение отдела кадров

Многие руководители организаций до сих пор считают, что назначение отдела кадров узконаправленное, связанное лишь с делопроизводством. Однако сегодня наша страна вслед за Западом встала на пусть трансформации кадровой службы в подразделение, занимающееся управлением трудовыми ресурсами, потому что именно кадровик – важнейшее звено между работником и работодателем.

В настоящее время специалист по кадрам – это в первую очередь управленец, то же самое можно сказать о такой должности, как инспектор по кадрам, обязанности которого сегодня зачастую включают не только обработку и ведение документации. Особенно это касается небольших компаний, где на плечи инспектора по кадрам могут возлагать ответственность за подбор персонала, его обучение и многие другие функции.

Численность кадровых работников

Наименования и количество подразделений службы по управлению персоналом зависит от размера предприятия, его традиций и специфики деятельности. При этом должны учитываться размеры организации, направление бизнеса, стратегические цели предприятия, стадия его развития, численность работников и приоритетные задачи в работе с персоналом.

В крупных организациях кадровая служба может включать несколько отделов. Например, отдел заработной платы, отдел занятости, отдел обучения и развития, отдел делопроизводства и учета. В небольших организациях все функции кадровой службы может выполнять лишь один специалист - инспектор по кадрам, обязанности которого на самом деле должны включать минимальный перечень функций: кадровое делопроизводство и подбор персонала.

Специалисты службы

Во главе отделов или служб персонала обычно стоит менеджер среднего звена: начальник службы, отдела, который подчиняется директору по персоналу. Отделы могут быть разбиты на более мелкие единицы – группы или секторы, возглавляемые руководителями, которые подчиняются начальникам служб.

На предприятиях среднего бизнеса (численность работников 100-1000 человек) устройство кадровой службы чаще всего предполагает наличие таких сотрудников:

  • специалист по делопроизводству;
  • специалист по трудовому праву;
  • специалист по подбору персонала;
  • менеджер по развитию и обучению,
  • тренер, или тренинг-менеджер;
  • менеджер по льготам и компенсациям;
  • менеджер по корпоративным мероприятиям.

В более мелких организациях (численность работников до 100 человек) почти все функции данных сотрудников - это должностные обязанности инспектора по кадрам.

Требования к кадровику

Конечно, все вышеперечисленные должности не способен совместить один единственный специалист – инспектор отдела кадров. Обязанности этого сотрудника в первую очередь связаны с кадровым делопроизводством. Поэтому при приеме на работу к потенциальному кандидату на данную должность предъявляются относительно невысокие профессиональные требования.

Квалификационный справочник информирует, что инспектор по кадрам обязан иметь среднее специальное образование (при этом не имеет значение его стаж работы) или же среднее образование (при этом требуется специальная подготовка и наличие профессионального стажа не менее трех лет).

Инспектор по кадрам: обязанности

Итак, функции данного специалиста следующие:

  • ведение учета личного состава предприятия;
  • оформление различных кадровых операций (приема, перевода, увольнения);
  • оформление и ведение личных дел сотрудников, внесение изменений в них;
  • учет, хранение и заполнение трудовых книжек;
  • учет трудового стажа;
  • оформление справок о трудовой деятельности работников (прошлой и настоящей);
  • оформление карточек пенсионного страхования и других документов, необходимых для назначения пенсий сотрудникам и их семьям, компенсаций и льгот;
  • учет предоставления отпусков, осуществление контроля над тем, как составляются и соблюдаются графики отпусков.

Подбор персонала

Обязанности инспектора отдела по кадрам зачастую включают подбор персонала на вакантные должности. Эта работа связана с размещением информации в различных источниках об имеющемся вакантном месте, в том числе сотрудничество по этому вопросу со службой занятости населения, назначением и проведением собеседований с разъяснением претенденту характера вакансии, условий труда и уровня заработной платы, определением общего уровня претендента на вакантную должность, его стажа и степени профессионализма.

Нередко должностные обязанности инспектора отдела кадров предполагают проведение конкурсных отборов среди специалистов, претендующих на свободное место. Кадровик разрабатывает мероприятия по подбору персонала и контролирует прохождение будущими сотрудниками испытаний, установленных при заключении с ними трудового договора.

Дополнительные функциональные обязанности инспектора по кадрам

Существуют некоторые дополнительные функции, которые чаще всего относят к кадровой работе. Какие же еще задачи должен решать инспектор отдела кадров? Обязанности могут включать:

  • подготовку необходимых материалов для аттестационных, квалификационных, конкурсных комиссий, представления сотрудников к награждениям и поощрениям;
  • изучение причин, по которым происходит текучесть кадров, разработка и внедрение мероприятий по ее снижению;
  • подготовку документов к сдаче в архив;
  • контроль за трудовой дисциплиной;
  • организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • организацию проведения экзаменов на подтверждение квалификации;
  • разработку системы по оценке личностных и деловых качеств сотрудников, мотивацию их к должностному росту;
  • оформление служебных удостоверений и их выдачу;
  • формирование и эффективное использование кадрового резерва.

Воинский учет

Многие работодатели считают, что функциональные обязанности инспектора отдела кадров включают воинский учет сотрудников предприятия. Согласно Постановлению Правительства РФ №719 от 27 ноября 2006 г. «Об утверждении Положения о воинском учете», число работников, осуществляющих данную деятельность, должно быть прямо пропорционально количеству сотрудников, подлежащих учету.

В частности, на предприятии, где на воинском учете состоит менее пятисот граждан, учет ведет один работник, исполняющий данные функции по совместительству. Таким образом, инспектор по кадрам в организации, где численность стоящих на воинском учете не превышает пятьсот человек, может заниматься воинским учетом, но только при условии внутреннего совместительства. А при большем количестве человек, подлежащих учету, для этих целей должна быть выделена отдельная штатная единица.

Работа кадровиков в условиях кризиса

В последний год руководство предприятий столкнулось с печальными обстоятельствами финансового кризиса, когда приходится уменьшать объемы производства товаров и услуг, снижать собственные издержки, в том числе за счет сокращения численности персонала. На этом фоне возрастает потребность кадровых работников в обладании качествами штатных психологов, которые вынуждены управлять эмоциональным фоном в коллективе и находить слова утешения, к примеру, вручая коллегам уведомления об их увольнении.

Роль кадровой службы повышается по мере возрастания значения человеческих ресурсов для достижения организацией финансового успеха. В связи с этим традиционные обязанности кадровиков не исчезают. В ведении кадровых служб остаются вопросы кадрового делопроизводства, оплаты труда, приема на работу и подготовки специалистов. Однако при этом отдел кадров является составным элементом грамотного руководства предприятием. Успехов в работе!