Доход на пароход. Доходов ректоров хватает на пароход. Положительные и отрицательные стороны

Доход на пароход. Доходов ректоров хватает на пароход. Положительные и отрицательные стороны

Двумя рейсами арендованных немецких судов — «Обербургомистр Хаген» (отправилось в путь 29 сентября) и «Пруссия» (отплыло 16 ноября) — было выслано больше 200 философов, профессоров вузов, юристов, врачей, учёных литераторов, религиозных деятелей.

Также «философские поезда» увозили цвет русской интеллигенции в Германию, Латвию.

Так Родину принудительно покинули Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Е. Трубецкой, П.А. Ильин, Б.П.Вышеславцев, А.А. Кизеветтер, М.А. Осоргин, М.М. Новиков, А.И. Угримов, В.В. Зворыкин, Н.А. Цветков, И.Ю. Баккал и многие другие.

Этому акту против российской интеллигенции предшествовал закон «Об административной высылке», принятый Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. По нему в 1921-1922 годах были произведены аресты интеллигентов, которых советская власть подозревала в контрреволюционных взглядах. Всем арестованным был поставлен ультиматум: «добровольно» покинуть Россию либо быть расстрелянным. Николай Бердяев потом напишет, почему согласился на «добровольную» эмиграцию: после недели без еды в тюрьме знаменитый русский философ, представитель русского экзистенциализмa, подписал бумаги о том, что уедет и никогда не вернется в СССР. Иначе, мол, он соглашается с тем, что будет расстрелян при возвращении. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобождён. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу».

Профессор И. А. Ильин и князь С. Е. Трубецкой. Рисунок И. А. Матусевича, сделанный на борту парохода, плывущего в Германию. 1922 год. Источник: Commons.wikimedia.org

Подобную расписку выбили и из других неугодных для советской власти врачей, учёных, инженеров, философов.

Впрочем, Ленин считал, что акция по высылке интеллигентов будет воспринята на Западе, как более гуманное отношение советской власти к инакомыслящим. Ведь до 1922 года для выступающих против советской власти высылкой была одна дорога - к стенке. Теперь расстрел был заменен высылкой. «Надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно, - писал Ленин. - Очистим Россию надолго». Надо «арестовывать… без объявления мотивов - выезжайте, господа!». Ленин свои приказы отдавал незадолго до инсульта. По признанию современников. В 1921-1922 году Крупская решала с Ильичом уравнения, которые преподавали школьникам во втором классе.

31 августа 1922 года «Правда» опубликовала следующее: «наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов, высылаются частью в Северные губернии России, частью за границу <…> Среди высылаемых почти нет крупных научных имён <…> Высылка активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции является первым предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям. Советская власть по-прежнему будет высоко ценить и всячески поддерживать тех представителей старой интеллигенции, которые будут лояльно работать с Советской властью, как работает сейчас лучшая часть специалистов. Но она по-прежнему в корне будет пресекать всякую попытку использовать советские возможности для открытой или тайной борьбы с рабоче-крестьянской властью за реставрацию буржуазно-помещичьего режима».

Интересно, что очутившись против своей воли в изгнании, многие литераторы и ученые тут же включились в деятельность Русского зарубежья и начали печатать свои статьи и даже издавать собственные газеты, читать лекции в университетах, знакомя Европу с русской культурой и наукой. Так, историк и философ Лев Карсавин в Германии организовал с единомышленниками Русский научный институт, учредил издательство «Обелиск».

Впрочем, жизнь каждого из депортированных была до конца дней омрачена тем, что у них не было возможности вернуться на родину. Так, Бердяев, семь раз номинированный на Нобелевскую премию по литературе, скорбел о своей участи: «Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. (…) … я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Стела «Философскому пароходу» Фото: Commons.wikimedia.org

Во время Великой Отечественной войны многие высланные деятели культуры и науки по мере сил оказывали помощь советской армии в борьбе с гитлеровской Германией.

Почти все высланные умерли за границей - в Женеве, Париже, Таллинне, Берлине. Исключением стал лишь Карсавин. Спустя несколько лет после депортации он перебрался в Литву, которая, через некоторое время войдет в состав СССР. В конце 1927 года он возглавил занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете в Каунасе. Издал книги на русском языке «О личности» и «Поэма о смерти», пятитомное исследование «История европейской культуры», десятки статей по средневековой философии.

Почти семидесятилетнего Льва Платоновича арестуют в 1949 г. в по обвинению в «участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти». 68-летнего учёного приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Сраженный туберкулезом, блистательный учёный, философ умер летом 1952 года в посёлке Абезь Коми АССР, где находился огромный санитарный лагерь политзаключенных.

Русско-американская линия - так называлось регулярное трансокеанское пассажирское сообщение между Российской империей и США, осуществлялось Русским Восточно-Азиатским обществом - дочерней компанией датской пароходной компании. Регулярные грузовые перевозки между Россией и США начались в 1900 году, а в 1906 году РВАО открыло первый регулярный пассажирский маршрут, связавший две страны - маршрут Либава (нынешняя Лиепая) - Нью-Йорк; причиной, побудившей российские власти и РВАО к созданию регулярного пассажирского сообщения стало резкое увеличение эмиграции из Российской империи в Северную Америку: до сих пор эмигранты могли попасть в Америку только через иностранные порты и на иностранных пароходах, тем самым принося немалый доход европейским пароходным компаниям.


Билет до Нью-Йорка в первом классе стоил 170 рублей, во втором - 135, в эмигрантском - 85; для сравнения, на «Титанике» плавание стандартным первым классом от Англии до США стоило 230 рублей (23 ф.ст.), третьим классом - 75 рублей (7,5 ф.ст.). Продолжительность рейса - 10-15 дней.

Линию Либава-Нью-Йорк 14 сентября 1906 года открыл пароход « Корея» 1899 года постройки (водоизмещение 6 163 брт); у материнской датской компании судно ранее было задействовано в торговле с Дальним Востоком. « Корея » перевозила пассажиров в США до начала 1909 года, после снятия с пассажирской линии она еще не раз ходила в Штаты как чисто грузовой пароход и на этой линии встретила свой конец: 1 марта 1910 г., идя с грузом руды из Нарвика в Филадельфию, первенец линии из-за аварийного смещения груза в штормовых условиях был срочно оставлен экипажем и через некоторое время затонул.

В 1907 датчане пополнили Русско-американскую линию другими пароходами, крепкими старичками с английскими корнями, не слишком быстрыми и менее вместительными: пароходы «Литуания» (1889 г. экс-«Ланкашир», 4248 брт), «Эстония» (1889 г. экс-«Йоркшир», 3137 брт) и весьма потрёпанная «Аркония» (1896 г. экс-«Дунолли Кастл», 4167 брт), снятая с линии уже в следующем 1908-м году.
«Литуания»

Следует отметить, что РВАО было не единственным пароходной компанией, работавшим по маршруту Либава-Америка, в том же 1906 своё пассажирское сообщение там открыл российское государственное пароходство «Добровольный флот»: в 1906-1908 годах по тому же маршруту плавали доброфлотовские пассажирские пароходы «Херсон», «Москва», «Петербург», «Смоленск» и «Саратов». Но Доброфлот недолго был конкурентом РВАО и уже в 1908 году фактически отказался от русско-американского пассажирского сообщения.

В том же 1908 году у на Русско-американской линии появился первый новый пароход, построенный специально для неё, настоящая "звезда" линии - пароход «Россия», созданный на верфях английской фирмы «Barclay, Curle&Co». Размеры судна были такими - длина 144,8 м, ширина 17,5 м, осадка 5,79 м. Цилиндры высокого, среднего и низкого давления паровых машин имели диаметры соответственно 660, 1143 и 1930 мм, а ход поршней составлял 1372 мм. Котлы в сумме имели 21 топку, а наибольшая мощность паровых машин достигала 6300 л. с., что позволяло пароходу идти со скоростью 16 узлов. Дальность плавания при 13 узлах составляла 8000 миль. Помещения лайнера были рассчитаны на 51 пассажира 1-го класса, 204 - 2-го класса и 1392 - 3-го класса. Грузоподъемность парохода составляла 6450 тонн. Все каюты и палубы освещались электричеством. Пассажирское судно имело четыре мачты и оснащалось радиотелеграфом системы Де-Фарест. Еще до окончания постройки пароход «Россия» получил высший класс английского Ллойда.




На «России» - равно как и на остальных пароходах Русского Восточно-Азиатского общества - капитаном и главными служащими были преимущественно датчане.

Тогда же, в 1908 году, линию пополнил пароход «Бирма» 1894 года постройки (4 595 брт), ранеее называвшийся « Arundel Castle», в 1913-м переименованный в «Митаву» - первый рейс в Нью-Йорк произвёл 8-23 декабря 1908 года. В 1912 году этот пароход принимал участие в спасении пассажиров «Титаника».


Людвиг Стулпинг - в 1909-1913 годах капитан «Бирмы», в 1913-1918 капитан «России» - с супругой и детьми.

В последующие годы Русско-американскую линию пополнили другие новые пароходы. В 1910 появился «Курск» (7858 брт), рассчитанный на перевозку 1700 эмигрантов; в свой первый рейс на Нью-Йорк судно отправилось 20 октября (2 ноября) 1910 года.

В 1912 на линии появился другой новый пароход, брат-близнец «Курска» - «Царь» (6503 брт). « Царь» был рассчитан на 30 мест в 1-м классе, 260 во 2-м и 1086 в 3-м. Скорость 15 узлов или 28 км.час. В первый рейс Либава — Копенгаген — Нью-Йорк пароход вышел 30 мая 1912 года из Либавы и прибыл в Нью-Йорк 13 июня 1912 года. На линии Либава — Нью-Йорк п ароход «Царь» заменил пожилую «Литуанию» и ходил на этой линии до июля 1914 года включительно.



Посадочный талон на пароход « Царь », с визой американского консула.

В 1913 году линию пополнил пароход «Двинск» (8173 брт) 1897 года постройки, в прошлом называвшийся «Rotterdam» и «Tietgen ».

Таким образом к 1914 году Русско-американскую линию обслуживали 5 пассажирских пароходов Русского Восточно-Азиатского общества, по числу перевозимых пассажиров вышедшего на 11-е место среди пароходных компаний Европы и Северной Америки; правда, на долю РВАО приходилось только 20-25% миграционного потока из России в Северную Америку, остальные российские эмигранты до Америки предпочитали добираться через порты Европы (в основном через Германию), не в последнюю очередь из-за того, что для официально разрешённой эмиграции через Либаву требовалось наличие российского загранпаспорта, для получения которого от эмигранта требовалось немало денег и хлопот, а в германских и австро-венгерских портах обходилось без него.

С началом Первой мировой войны «Россия» и «Митава» оказались заблокированы на Балтике - «Россия» была переименована в «Русь» и зачислена в состав Балтийского флота ВМФ Российский империи как транспортное судно, а «Митава» всю войну простояла в Кронштадте. Остальные пароходы РВАО, 1 августа 1914 года находившиеся за пределами Балтийского моря, продолжали обслуживание Русско-американской линии, но теперь линия была перенесена из блокированной немцами Балтики в порты Архангельск (летом) и Романов-на-Мурмане (зимой). В 1915 линию пополнил очередной новый пароход - «Царица» (6 598 брт). Впрочем, большой нужды в новом пополнении у пароходства не было - с началом войны эмиграция из России в Америку резко сократилась, за 1915-1917 годы в США прибыло 47 000 российских эмигрантов, в то время как до войны за один только 1913 год оных прибыло 291 000.
«Царица»


В феврале 1917 года после объявления Германией неограниченной подводной войны регулярные рейсы в Америку были приостановлены, а после Октябрьского переворота Русское Восточно-Азиатское общество и Русско-американская линия окончательно прекратили своё существование.

Дальнейшая судьба пароходов этой линии сложилась по-разному. «Двинск» в 1917 году был передан английскому пароходству Кунарда и в 1918 году потоплен германской подлодкой, «Митава» после войны вернулась к датским хозяевам и в 1920-х продана на слом; датчанам вернулись и остальные пароходы Русско-американской линии, и в начале 1920-х датчане попытались возродить сообщение между Либавой (теперь она называлась Лиепая) и Америкой, но теперь уже под названием Балтийско-американская линия (1921-1930) - «Курск», «Царь» и «Царица» были оставлены для работы на этой линии, но были переименованы в «Полонию», «Эстонию» и «Литуанию». В 1930 году датчане закрыли линию, а её пароходы продали полякам для работы на их линии "Гдыня-Америка". «Россия» тоже была переведена на Балтийско-американская линию (под именем «Латвия»), но плавала там недолго и в 1923 году была продана японской судоходной компании «Osaka Shosen Kabushiki Kaisha» и после присвоения нового названия «Fuso Maru» приписана к торговому порту Осака. 31 июля 1944 года во время выполнения воинских морских перевозок в Южно-Китайском море судно торпедировала американская подводная лодка «Steelhead».

Минобрнауки сегодня опубликовало декларации о доходах порядка 400 руководителей российских вузов за 2012 год. Судя по этой статистике, главы университетов и институтов зарабатывают не хуже некоторых федеральных министров и депутатов, а у некоторых в собственности имеются и теплоходы. Рекордсменом стал ректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко, который отчитался о 71,5 млн руб. годового дохода, земельном участке в 3,7 тыс. кв. м в Финляндии и внедорожнике Porsche Cayenne GTS у супруги.

Декларации о доходах опубликованы на сайте Минобрнауки «в соответствии с Трудовым кодексом РФ» и во исполнение антикоррупционного российского законодательства. В статистике отражен не только годовой доход ректоров, но также информация о земельных участках, квартирах, домах и автомобилях, которыми они владеют. Наконец, в декларации имеются сведения о заработке супругов и несовершеннолетних детей. Больше всех по итогам 2012 года заработал ректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко - 71,5 млн руб. При этом у него есть две квартиры, жилой дом, три земельных участка (в том числе площадью 3,7 тыс. кв. м в Финляндии), но нет автомобиля. Зато транспортное средство - внедорожник Porsche Cayenne GTS - имеется у его супруги, которая владеет еще двумя квартирами, одним жилым домом, гаражом и земельным участком на 2,5 тыс. кв. м в России.

На втором месте по заработкам находится глава ФГБОУ ВПО «Новомосковский институт повышения квалификации» Владимир Никулин с 24,1 млн руб. дохода, двумя внедорожниками Land Rover Discovery, двумя квартирами и земельным участком на 2,9 тыс. кв. м. Тройку лидеров замыкает ректор Самарского государственного технического университета Дмитрий Быков, заработавший 15,4 млн руб., а также имеющий квартиру, земельный участок, жилой дом на 399 кв. м и собственный теплоход - «судно проекта 873А». Четвертое и пятое места списка делят руководители Московского госуниверситета приборостроения и информатики и Тюменского государственного нефтегазового университета Игорь Голубятников и Владимир Новоселов с 12,3 млн руб. дохода. При этом у господина Голубятникова есть два земельных участка общей площадью 5,3 тыс. кв. м и автомобиль «Волга», но нет квартиры, а у господина Новоселова имеются внедорожники Toyota Land Cruiser и Lexus LX, снегоход, квартира, жилой дом, три хозяйственных строения и земельный участок на 1,5 тыс. кв. м.

Более 10 млн руб. за год также заработали ректор Череповецкого государственного университета Дмитрий Афанасьев, глава Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, руководитель Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Евгений Рыбнов, глава Ижевского государственного технического университета Борис Якимович. Есть в списке Минобрнауки и ректоры с неплохо зарабатывающими супругами. К примеру, глава Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского Александр Рождественский указал в декларации собственный заработок в 712 тыс. руб. и доходы супруги в 8,3 млн руб. При этом у господина Рождественского есть внедорожник Porsche Cayenne, а у супруги - 172-метровая квартира, 310-метровый жилой дом и земельный участок на 1,2 тыс. кв. м.

Отметим, что в декларации ничего не говорится о заработках руководства крупнейших российских вузов МГУ и СпбГУ, так как Минобрнауки эти институты не подчиняются. Наконец, в статистике министерства нет данных и о доходах ректоров профильных вузов, например Минздрава и Минобороны. Напомним, что президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев в 2012 году заработали около 5,8 млн руб. каждый.


Работа на кораблях дальнего плавания привлекает очень большое количество людей, которые готовы проводить в море большую часть своего времени. Многие думают, что работать на кораблях дальнего плавания или на круизном судне можно только на должности моряка.

Самые большие круизные лайнеры

Но на самом деле, количество востребованных вакансий гораздо больше. Связано это с активным и динамичным развитием флота РФ, как военного, так и гражданского. Вакансии существуют и для мужчин, и для женщин как для опытных моряков, так и для людей без опыта.

Работа на море имеет множеством нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать, прежде чем соглашаться на подобные предложения. Для каждой должности существует свой набор минимальных требований, которым должен соответствовать сотрудник гражданского или военного флота России.

Образец диплома об окончании ВАГШ. Специальность — командно-штабная, оперативно-стратегическая.

Обычные матросы для того, чтобы найти работу, должны закончить специальные мореходные училища. Командный состав, особенно старший, должен получить высшее образование в академии или университете.

Обязательным является изучение и знание иностранных языков, в частности, английского, который считается языком международного общения.

Для работы на круизных судах иностранные языки просто необходимы, поскольку на кораблях путешествуют в основном иностранцы. Также важно, чтобы работник судна имел диплом в конкретной сфере. Например, механик знал инженерное дело, а кок обладал знаниями в кулинарии.

Одной из главных особенностей является то, что сотрудники судов и кораблей должны быть готовыми к длительным поездкам. К таким странствиям должны быть готова не только команда, но и члены семьи.

Положительные и отрицательные стороны

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну. Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном. Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

К другим положительным сторонам относятся следующие факторы:

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.

Работа на круизных судах и кораблях дальнего плавания имеет и отрицательные стороны, связанные с рядом факторов. Во-первых, стоит учитывать необходимость работать в команде, где существует очень жесткая дисциплина. Во-вторых, сосуществование с членами команды на ограниченном пространстве, налаживание связей, контактов, способность к общению. В-третьих, тяжелая физическая работа, длящаяся иногда больше 12 часов. График работы обычно вахтовый, который усложняется постоянной сменой часовых поясов. В-четвертых, существует высокая степень травмоопасности и риска для общего состояния здоровья. В-пятых, наличие угрозы со стороны пиратов, которые захватывают торговые суда. По правилам, хранить и использовать на корабле любое огнестрельное оружие нельзя. Поэтому моряки во время захвата судна становятся беззащитными жертвами пиратов.

Задержание танкера «Механик Чеботарев» в Ливии похоже на захват

Кроме того, к недостаткам относится длительное пребывание в замкнутом пространстве. Это связано не только с нахождением в море, а и с габаритами корабля, размерами помещений для отдыха, каютами, душевыми, саунами. На многих судах такие комнаты делаются более просторными, комфортными, чтобы психика человека оставалась стабильной. Работа моряка требует прохождения переквалификации, чтобы подтверждать дипломы и нужные сертификаты. Стоит такой процесс обучения не дешево, и занимает много времени. Моряки часто лишены государственной пенсии, поэтому, при списании на берег, нужно думать об источниках дохода.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.


В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана. В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,


Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы. Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • Видео и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.


Для женщин профессии на море сформировались и в других сферах. Например, в торговом флоте это могут быть вакансии капитана, штурмана, механика, электрика, радистки, кока. На рыболовных судах постоянно требуются врачи, повара, пекари, буфетчицы, официантки, прачки.

Минобрнауки опубликовало декларации о доходах порядка 400 руководителей российских вузов за 2012 год. Судя по этой статистике, главы университетов и институтов зарабатывают не хуже некоторых федеральных министров и депутатов, а у некоторых в собственности имеются и теплоходы.

Александр Воронов

Рекордсменом стал ректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко, который отчитался о 71,5 млн руб. годового дохода, земельном участке в 3,7 тыс. кв. м в Финляндии и внедорожнике Porsche Cayenne GTS у супруги.

Декларации о доходах опубликованы на сайте Минобрнауки «в соответствии с Трудовым кодексом РФ» и во исполнение антикоррупционного российского законодательства. В статистике отражен не только годовой доход ректоров, но также информация о земельных участках, квартирах, домах и автомобилях, которыми они владеют. Наконец, в декларации имеются сведения о заработке супругов и несовершеннолетних детей. Больше всех по итогам 2012 года заработал ректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко – 71,5 млн руб. При этом у него есть две квартиры, жилой дом, три земельных участка (в том числе площадью 3,7 тыс. кв. м в Финляндии), но нет автомобиля. Зато транспортное средство – внедорожник Porsche Cayenne GTS – имеется у его супруги, которая владеет еще двумя квартирами, одним жилым домом, гаражом и земельным участком на 2,5 тыс. кв. м в России.
На втором месте по заработкам находится глава ФГБОУ ВПО «Новомосковский институт повышения квалификации» Владимир Никулин с 24,1 млн руб. дохода, двумя внедорожниками Land Rover Discovery, двумя квартирами и земельным участком на 2,9 тыс. кв. м. Тройку лидеров замыкает ректор Самарского государственного технического университета Дмитрий Быков, заработавший 15,4 млн руб., а также имеющий квартиру, земельный участок, жилой дом на 399 кв. м и собственный теплоход – «судно проекта 873А». Четвертое и пятое места списка делят руководители Московского госуниверситета приборостроения и информатики и Тюменского государственного нефтегазового университета Игорь Голубятников и Владимир Новоселов с 12,3 млн руб. дохода. При этом у господина Голубятникова есть два земельных участка общей площадью 5,3 тыс. кв. м и автомобиль «Волга», но нет квартиры, а у господина Новоселова имеются внедорожники Toyota Land Cruiser и Lexus LX, снегоход, квартира, жилой дом, три хозяйственных строения и земельный участок на 1,5 тыс. кв. м.

Более 10 млн руб. за год также заработали ректор Череповецкого государственного университета Дмитрий Афанасьев, глава Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, руководитель Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Евгений Рыбнов, глава Ижевского государственного технического университета Борис Якимович. Есть в списке Минобрнауки и ректоры с неплохо зарабатывающими супругами. К примеру, глава Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского Александр Рождественский указал в декларации собственный заработок в 712 тыс. руб. и доходы супруги в 8,3 млн руб. При этом у господина Рождественского есть внедорожник Porsche Cayenne, а у супруги – 172-метровая квартира, 310-метровый жилой дом и земельный участок на 1,2 тыс. кв. м.

Отметим, что в декларации ничего не говорится о заработках руководства крупнейших российских вузов МГУ и СпбГУ, так как Минобрнауки эти институты не подчиняются. Наконец, в статистике министерства нет данных и о доходах ректоров профильных вузов, например Минздрава и Минобороны. Напомним, что президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев в 2012 году заработали около 5,8 млн руб. каждый.