Чеченские авизо суть. «чеченские авизо» – нераскрытое преступление. Чем все это закончилось

7 мая в Казахстане отмечают День защитника Отечества, а национальная армия празднует очередную дату своего рождения, отсчет которой ведется с 1992 года. Чем казахстанские вооруженные силы отличаются от подразделений Минобороны стран-соседей по Центральной Азии, и в чем они схожи? Какие у нас общие задачи, и что будет происходить в случае возникновения военной угрозы?

“Открытая Азия онлайн” поговорила об этом с кандидатом военных наук, полковником запаса, бывшим сотрудником Министерства обороны, а ныне преподавателем Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Альбертом Мухаметовым.

1. Численный состав армии

По мировой практике, численность Вооруженных сил составляет в среднем 1% от всего населения той или иной страны. Фактические данные последнего десятилетия указывают на то, что все пять стран региона не дотягивают до этой цифры почти наполовину, - говорит Альберт Мухаметов. - К примеру, если в Казахстане на 1 декабря 2016 проживает 17,7 млн человек, то численность армии должна бы составить порядка 170 тыс. чел. В реальности это не более 80 тысяч. То же самое можно сказать и о других центральноазиатских государствах. В Узбекистане при населении в 26 млн человек на военной службе в армии - 65 тысяч человек. В Туркменистане при населении более чем в 5 млн человек воинскую службу несут 22 тысячи человек. В Кыргызстане на 5 млн человек - не более 17 500 военнослужащих. В Таджикистане на 8 млн населения военнослужащих около 15 тысяч. Это говорит о том, что ни одно государство Центральной Азии не рассматривает себя как агрессора, а своих соседей как противников. Все проводят миролюбивую политику. Система подготовки военнослужащих почти во всех странах одинаковая.

Призыв в армию во всех республиках Центральной Азии осуществляется, как и прежде, два раза в год. Кроме Узбекистана. Там условия прохождения службы были сильно изменены. В 2003 году срок служения сократился с 18 до 12 месяцев, а с 2008 года призыв на срочную военную службу стал осуществляться раз в год - весной. В Кыргызстане в 2015 году заговорили о внедрении так называемой краткосрочной службы стоимостью 60 тыс. сомов ($870) и длительностью в 40 дней, однако пока это дело практически не начато.

2. Военный бюджет и вооружение

Сказать - сильная армия или нет, сложно, пока ты не увидишь ее в действии, - продолжает Альберт Мухаметов. - К счастью, проверить этот постулат в масштабном военном конфликте пока не приходилось. Поэтому оценивать силу и мощь армии любой страны можно по бюджету, который в стране выделяют на оборону, по фактической численности армии, по наличию и количеству новых образцов техники, по возможностям военной промышленности, то есть по критериям, по которым можно оценивать военный потенциал государства. Этот потенциал у всех центральноазиатских стран различен.

Что касается военных бюджетов, то на сегодня самым крупным оборонным бюджетом в абсолютном исчислении обладает Казахстан. Уровень затрат на оборону в 1% от ВВП закреплен в казахстанской Военной доктрине.

Военные бюджеты стран ЦА

Качество подготовки военнослужащих достаточно высокое в каждой из стран. Но военно-техническое оборудование у всех разное. В казахстанской армии на вооружении - авиационный комплекс МиГ-31, Су-27, МиГ-29. В 2015 году были закуплены новейшие самолеты поколения «4++» Су-30, которые были продемонстрированы на военном параде. Казахстан обладает передовыми комплексами противовоздушной обороны, такими как С-300. И МиГ-31, и С-300 способны действовать в системе противоракетной обороны. Авиапарк Казахстана пополняется не только боевыми самолетами, но военно-транспортной авиацией типа С-295 европейского авиационного концерна Airbus. В Астане налажено производство вертолетов "Еврокоптер ЕС-145". Парк бронетанковой техники составляют танки Т-72Б с управляемым ракетным оружием, современные боевые машины пехоты БМП-2, закупаются новые образцы, такие как БТР-82, БТР-80а, боевая разведывательная машина “Кобра” казахстанско-турецкого производства. Военно-морским силам тоже есть, чем гордиться: по Каспию ходят боевые корабли казахстанской постройки.

Хорошим потенциалом военной техники обладает Узбекистан. Но какую технику он закупает - вопрос, покрытый вуалью неопределенности. По данным российских СМИ, особый акцент в Узбекистане делается на закупку средств противовоздушной обороны и вертолетов, бронетанкового вооружения, артиллерийских систем и средств связи. США в 2015 году завершили передачу Узбекистану более 300 крупногабаритных бронемашин с усиленной противоминной защитой, 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин и 20 полноприводных автомобилей MAN для подразделений пограничных войск. Южная Корея сообщала о договоренностях с Узбекистаном по продаже ему 12 учебных сверхзвуковых самолетов Т-50 Golden Eagle стоимостью 400 млн долл. Но узбекистанская сторона никак не комментировала эти события, поэтому оценивать позиции здесь достаточно сложно.

Что касается Кыргызстана, то в свое время ему военную помощь оказывал и Казахстан. Таджикистан усиливает свою военную мощь с помощью Российской Федерации, частично техника и вооружение поставляются в армию из дислоцированной в стране 201-й российской военной базы.

Согласно данным IISS The Military Balance, в 2012 году в таджикской армии насчитывалось 30 танков Т-72 и 7 танков Т-62, 8 машин боевой пехоты БМП-1 и 15 машин БМП-2, а также 23 бронетранспортера различных модификаций. Об этом писал сайт "Азия плюс". В распоряжении таджикской армии имеются три установки реактивного залпового огня БМ-21 Град, а также по десять установок артиллерийских систем ПМ-38 и 122-миллиметровых гаубиц Д-30. В системе ПВО таджикская армия имеет на вооружении зенитно-ракетные комплексы - советские «Стрела-2», ЗРК малой дальности С-125 и американские «Стингеры» FIM-92. Также у них есть 21 самоходный зенитно-ракетный комплекс малой дальности С-75.

С авиацией - слабо: 4 боевых вертолета Ми-24 (еще 8 числятся на консервации) и 13 транспортных «вертушек» Ми-8 и Ми-17. До недавнего времени считалось, что ВВС Таджикистана не имеют боевых самолётов, но в параде в честь 20-й годовщины независимости Таджикистана в Душанбе в 2011 году приняли участие три учебно-боевых самолета Л-39 и два стратегических бомбардировщика Ту-95.

3. Международные договоры, организации и программы

Ни одна страна в мире не может достичь успеха в обороне в одиночку. Это касается как крупных игроков, так и более мелких, - продолжает знакомить нас с различиями армий Центральной Азии Альберт Мухаметов. - Даже такие сильные в экономическом плане страны, как США, Великобритания, Германия, КНР, Россия, не могут гарантированно нейтрализовать все угрозы безопасности. В Военной Доктрине Казахстана 2007 года указывалось, что государство не рассматривает свое участие в конфликте высокой интенсивности, а в Доктрине 2011 года говорится, что если такой конфликт произойдет, то Казахстаном будут задействоваться коалиционные возможности. Три страны региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) являются активными участниками Организации Договора о коллективной безопасности (). Узбекистан вышел из её состава в 2012 году “из-за опасений, что силы организации могут быть использованы для урегулирования внутренних конфликтов”. Независимую политику ведет Туркменистан. Другими международными организациями, связывающими и страны Центральной Азии, являются, прежде всего, ООН, СВМДА, . В последнюю входят Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Результатом работы стало подписание соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. Участие в таких организациях, обсуждение проблем на площадках высокого уровня, безусловно, благотворно отражаются на обеспечении безопасности государств Центральной Азии.

Следите за нашими новостями на

Вооруженные силы РК были созданы указом президента Нурсултана Назарбаева от 7 мая 1992 года. Сегодня Казахстан обладает самым мощным военным потенциалом в Центральной Азии. Ее вооруженные силы по совокупным боевым и техническим качествам уступают на территории СНГ лишь Российской Федерации, пишет Аналитическое агентство «Внешняя политика».

Агентство «Внешняя политика» напоминает, что на территории Казахской ССР традиционно располагались мощные подразделения Советской армии. Они включали в себя также Ракетные войска стратегического назначения (две ракетные дивизии шахтного базирования) и стратегическую авиацию (79-я авиадивизия тяжелых бомбардировщиков). Кроме того на казахской земле были развернуты испытательные, космические и ядерные полигоны (космодром Байконур, Семипалатинский полигон, полигоны Эмба и Сары-Шаган), а также мощные арсеналы обычных вооружений.

На случай ядерной войны под Семипалатинском, Усть-Каменогорском и Карагандой располагались огромные подземные хранилища боевой техники (№5202, №5203, №5204) для укрупнения мотострелковых и авиационных соединений в военное время. На них были сосредоточены сотни боевых машин, материальная база укрупнялась за счет арсеналов вывозимых из Восточной Европы. В 1989 году Туркестанский и Среднеазиатский военные округа ВС СССР были объединены. Таким образом, независимому Казахстану досталась двухсоттысячная группировка советских войск, огромные запасы стратегических вооружений и ядерное оружие. После распада СССР части РВСН составили Объединенные стратегические силы СНГ. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). До 1996 года ядерные арсеналы были уничтожены, часть ядерных боеголовок, ракеты шахтного базирования и стратегические ракетоносцы Ту-95МС выведены в Россию.

Сегодня Вооруженные силы Казахстана делятся на четыре региональных командования: «Астана» (штаб в г. Караганда), «Восток» (штаб в г. Семипалатинск), «Запад» (г. Атырау), «Юг» (г. Тараз). В подчинении командующего каждым округом - все войсковые соединения, расположенные, как правило, в административных границах четырех казахских областей. Сухопутные войска республики Казахстан объединены в 10 мотострелковых и механизированных бригад, семь артиллерийских, три ракетные, две противотанковые бригады и три инженерных батальона.

Элитные части казахской армии - аэромобильные войска. Они подчиняются непосредственно Верховному главнокомандующему и используются для оперативного реагирования на кризисные ситуации при резких изменениях военно-политической обстановки. Их численность – примерно шесть тысяч военнослужащих (четыре десантно-штурмовые и одна миротворческая бригада).

Состав вооружения сухопутных войск – в основном российского и советского производства, а также вооружения США, Украины и собственного производства. Техническое состояние материальной части находится на достаточно высоком уровне.
Силы воздушной обороны состоят из ВВС, радиотехнических войск и частей ПВО. В составе ВВС два полка истребителей (около 100 машин, в основном модификации МиГ-29, МиГ-31), оперативное командование транспортной авиации, полк разведчиков (Су-24МР), три полка штурмовиков (около 50 Су-24, Су-25, Су-27), а также три полка вертолетов (более 40 Ми-24, около 70 Ми-8 и Ми-171, а также шесть американских машин «Белл-205»). Пилоты в среднем за год имеют налет около 100 часов.

Войска ПВО располагают примерно 160 зенитными ракетными комплексами (ЗРК) различных конструкций (С-300, 2К12 «Куб», 2К11 «Круг, С-75 «Волхов», С-125 «Нева»).

В составе Вооруженных сил Казахстана также имеются Военно-морские силы (главная база - каспийский порт Актау). ВМС состоят из частей морской пехоты, Каспийской флотилии, береговой артиллерии и морской авиации. На вооружении Каспийской флотилии около двух десятков кораблей производства завода «Зенит» в казахском Уральске, а также США, Украины (типа «Гриф» и «Калкан») и Южной Кореи (тип «Sea Dolphin»).

Свои воинские формирования имеют и другие ведомства Казахстана. Это Национальная гвардия (2,5 тыс. человек - охрана президента и правительства), 20 тысяч военнослужащих проходят службу в составе внутренних войск МВД РК и 9 тысяч в составе погранслужбы Комитета национальной безопасности. В военное время командование над силами КНБ и МВД может переходить в руки Генерального штаба ВС.

Нужно отметить, что численный состав Вооруженных сил Казахстана является секретной информацией, имеющиеся цифры приблизительны и базируются на открытых источниках и экспертных оценках.

Казахстан располагает собственным оборонно-промышленным комплексом. Правда, главные направления его деятельности - ремонт состоящей на вооружении техники. Недостатки ОПК – отсутствие достаточного числа специалистов и замкнутость производственного цикла.

Астана активно развивает миротворческую деятельность, рассматривая ее как одну из важнейших составляющих стабильности и безопасности. В Миротворческих и других международных военных акциях военнослужащие Казахстана приобрели боевой опыт. В 1992-2001 годах казахский батальон выполнял охрану таджикско-афганской границы в Горном Бадахшане, потеряв в боях более 50 солдат и офицеров. Инженерный саперный отряд (27 человек) казахской армии пять лет (2003-2008) нес службу в составе Межнациональных коалиционных сил в Ираке, потеряв одного человека убитым и шесть солдат ранеными.

С 2001 года вооруженные силы РК подчиняются начальнику Генерального штаба, функции главы Минобороны сводятся к управлению военным строительством. Военная доктрина Казахстана, принятая в 2011 году, носит оборонительный характер. Большое внимание в документе уделено внутренним угрозам - экстремизм, сепаратизм, незаконный оборот или захват оружия.

У Казахстана практически отсутствуют реальные военные противники в регионе. Потенциально опасность исходит от Узбекистана, особенно в случае прихода там к власти радикальных исламистских сил. Узбекистан перенаселен, стремится к гегемонии в Центральной Азии, однако военный сценарий урегулирования споров представляется маловероятным. Со стороны Китая вероятность экспансии сильна. Однако ее развитие, по-видимому, будет происходить в мирном русле. Китай заинтересован в экономическом контроле над Казахстаном - малонаселенной страной, богатой природными ресурсами. Поэтому нынешний внешнеполитический курс казахского руководства, в первую очередь, ориентирован на сотрудничество с Россией.

С 1992 года Казахстан является членом ОДКБ. В военной доктрине страны это направление названо приоритетным. С Россией проводятся совместные боевые учения, а также учения в рамках ШОС и ОДКБ. В распоряжение Коллективных сил быстрого реагирования (КСОР) Казахстан предоставляет десантно-штурмовую аэромобильную бригаду. С 1995 года Казахстан участвует в Объединённой системе противовоздушной обороны государств-участников СНГ. С 1998 года в Астраханской области проводятся ежегодные учения ПВО «Боевое содружество» в составе сил ПВО Казахстана, Киргизии, Белоруссии и России. С Москвой Казахстан также активно сотрудничает в военно-технической плоскости.

С 1994 года Казахстан участвует в программе НАТО «Партнерство ради мира» и принимает участие в ежегодных учениях Альянса. С 2002 года Казахстан сотрудничает с НАТО по программе «Индивидуального плана партнерства». США активно поставляли боевую технику в Казахстан и участвовали в укреплении вооруженных сил республики в рамках пятилетнего плана сотрудничества Минобороны РК и Пентагона (2003). Активно развиваются военные контакты Казахстана с Турцией (поставки бронетехники, вертолетов), Германией, Словакией и Израилем (совместное производство в Петропавловске РЗСО «Найза»).

Оборонная политика Казахстана предусматривает гибкую систему безопасности. Военный союз с Россией и членство в ОДКБ гарантирует Астане защищенность от угроз со стороны Китая, Афганистана и региональной нестабильности. Казахстан удерживает инициативу в отношениях с Россией в области безопасности и сам инициирует интеграционные процессы. Это позволяет Астане выступать равноправным партнером Москвы и ветировать те российские инициативы, которые не совпадают с интересами Казахстана.

10:27 — REGNUM

Один из любимых мифов современности про Среднюю Азию — то, что она постоянно нуждается во внешней защите: то от вторжения афганских талибов, то от ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), то еще от кого-нибудь. Вероятность того, что страны региона могут отразить опасность сами, обычно не рассматривается.

При этом обычно упускается из виду, что рассказы о невиданной боевой эффективности афганцев и «кладбище империй» — это просто пропагандистские штампы, придуманные в США. Между тем Британская империя проиграла только первую войну с афганцами, а следующие две выиграла, независимость Афганистан получил только в 1747 году, а до этого он находился под пятой или западных, или северных соседей, и набеги всегда были с севера на юг, а не с юга на север.

Точно так же с разговорами про ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) забывают и про роль дезертиров из разгромленной армии Саддама Хусейна , и про роль местных суннитских племен, ведь на виду только иностранные муджахиды.

Но вернемся к странам региона. Могут ли они отразить акт агрессии какой-либо стороны — другой страны или организации? Для этого стоит проанализировать разные аспекты их военного потенциала: численность вооруженных сил, их оснащенность, боевой опыт и т.д.

Надо в любом случае отметить, что, судя как по сценариям учений, так и по производимым закупкам боевой техники, страны региона учитывают в своих стратегиях опыт военных конфликтов как в Афганистане, так и в Ираке и Сирии. И понимание современных способов ведения локальных войн есть.

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
Глобальный индекс милитаризации за 2015 год, ранг (152 страны) 76 54 123
55 108 112 86 48
72 111 118 119 101
94 84 56 130 117

Численность вооруженных сил

Численность населения региона примерно 70 миллионов человек: Узбекистан — 32 миллиона, Казахстан — 18 миллионов, Таджикистан — 8,6 миллиона, Киргизия — 6 миллионов, Туркмения — 5,5 миллиона. Численность вооруженных сил составляет всего 211,7 тысячи человек, что в принципе немного.

При этом треть из них — это парамилитарные соединения (национальная гвардия, пограничники, служба государственной охраны и т.д.). По величине армии на первом месте Узбекистан, затем Казахстан и Туркмения. Таджикистан и Киргизия не могут содержать большие армии из-за бедности.

Вооруженные силы

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
Армия, включая 39 000 10 900 8 800 36 500 48 000
Сухопутные войска 20 000 8 500 7 300 33 000 24 500
Флот 3 000 500 7 500
Авиацию 12 000 2 400 1 500 3 000
ПВО 4 000
Парамилитарные соединения 31 500 9 500 7 500 20 000
Всего 70 500 20 400 16 300 36 500 68 000

Вооружение и боевая техника

Ниже приведены данные по имеющемуся у стран региона вооружению. Однако надо понимать, что декларируемые цифры — одно, а реальность — совсем другое. Скорее всего, данные надо несколько преуменьшить — не вся техника в хорошем состоянии, и вряд ли 100% техники выйдет по тревоге, кроме самолетов. Так что при рассмотрении данных цифр надо брать в учет способность обеспечить ремонт техники и даже наличие горюче-смазочных материалов в принципе. Также большинству видов боевой техники нужен подготовленный личный состав.

Надо помнить, что формирование арсеналов происходило несколькими способами:

  • остатки от Туркестанского (Туркмения и Узбекистан) и Среднеазиатского (Казахстан, Киргизия, Таджикистан) военных округов;
  • часть вооружения Объединенного контингента советских войск в Афганистане (в основном досталась Туркмении и Узбекистану);
  • безвозмездная помощь иностранных государств;
  • поставки в рамках ОДКБ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, некоторое время Узбекистан);
  • собственные покупки, которые часто диктуются политической, а не военной необходимостью.

Вследствие этого, набор боевой техники довольно разнообразен и часто мало совместим друг с другом.

Но перейдем к перечню вооружений. Флот в учет не берем — вероятность боевых столкновений на море равна нулю, а чтобы бороться с терроризмом там, ракетных катеров не надо.

Первым идет основа сухопутных сил — бронетехника. Бесспорным лидером по ее количеству является Туркмения, на втором месте Казахстан, а дальше Узбекистан. У Таджикистана танков мало, впрочем, учитывая гористый характер местности, они не очень там и нужны. По танкам в Киргизии есть сомнения в исправности такого количества.

Отдельно заметим, что нельзя недооценивать Т-62, находящиеся на вооружении у Узбекистана, — это отличные танки, прекрасно показавшие себя как в Афганистане, так и в Чечне, потому что они надежные, простые и легко ремонтируются. Вот Т-64 более проблемные.

У Казахстана есть три БМПТ, что говорит о возможности провести боевую операцию в городских условиях, как вместе с танками, так и без — если у противника нет тяжелого вооружения.

Бронетехника

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
Т-62 7 170
Т-64 100
Т-72БА 300
Т-72 150 30 650 70
Т-90С 4
БРДМ-2 40 30 200 13
БРМ 60 60 6
БМП-1 230 8 600
БМП-2 500 90 15 430 270
БМП-3 4
БМД-1 8 120
БМД-2 9
БТР-Д 50
БТР-60 120 24
БТР-70 35 23 300
БТР-80 10 450 210
БТР-80А 107 4
БТР-ЗЕ 2
БТР-80 190
Бронемашина Cobra 17
МТЛБ 150
БМПТ 3
БТР-82А 70

По данным The Military Balance 2016

Как показал опыт локальных войн последних лет, наиболее грозным родом войск является артиллерия, особенно самоходная, и реактивные системы залпового огня. Дело в том, что она позволяет наносить урон противнику с закрытых позиций, не вступая с ним в непосредственное столкновение, воздействие очень мощное — особенно у крупнокалиберных гаубиц и РСЗО калибра 220−300 мм. Также она намного дешевле авиации.

Несмотря на то, что у Киргизии, Таджикистана и Туркмении на вооружении стоит ряд пушек, гаубиц и минометов времен 40-х годов, не стоит их недооценивать — они вполне еще боеспособны. Безусловным лидером по артиллерии выглядит Казахстан — у него больше всего самоходных артиллерийских установок и, что особенно важно, 152-мм САУ 2С3 «Акация», а также РСЗО. Сочетания большой огневой мощи, дальности стрельбы и мобильности тут хватит на любой конфликт.

Однако у Узбекистана есть отдельный козырь — САУ 2С7 «Пион» калибра 203 мм. В принципе, в регионе не так много сооружений, которые выдержат хотя бы одно попадание снаряда этой артиллерийской установки. В горной местности их применение будет еще более эффективно.

Артиллерия

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
САУ 2С1 «Гвоздика» 120 18 40 18
САУ «Семсер» 6
САУ 2С3 «Акация» 120 17
САУ 2С7 «Пион» 48
Пушка БС-3 18
Пушка М-46 6
Гаубица Д-30 100 (300 еще на хранении) 72 10 350 60
Гаубица М-30 35
Гаубица Д-1 16 17
Гаубица Д-20 72
Гаубица 2А36 6 140
Гаубица 2А65 50 6
САУ 2С9 «Нона» 25 12 17 54
РСЗО 9К55 «Град» 18 24
РСЗО БМ-21 «Град» 100 (100 на хранении) 15 3 70
РСЗО ТОС-1А «Солнцепек» 3
РСЗО БМ-30 «Смерч» 6 6
РСЗО Lynx 18
РСЗО БМ-9П140 «Ураган» (180 на хранении) 6 60 48
Миномет РМ-38 66
Миномет БМ-37 31
Миномет 2Б11 45 5
Миномет CARDOM 18
Миномет 2С12 6
Миномет РМ-120 48 18
Противотанковая пушка МТ-12 68 18 60 36

По данным The Military Balance 2016

У двух стран региона есть ракетные комплексы, причем у Туркмении они гораздо мощнее. Правда, трудно представить локальный конфликт, в котором бы понадобилось их применение, — это оружие больше для войн с равным по оснащенности противником, как минимум.

Ракетные комплексы

По данным The Military Balance 2016

Теперь переходим к авиации. Тут есть данные по самолетам и вертолетам, пока количество ударных беспилотников не подлежит публикации, однако у некоторых стран региона они уже есть.

По сути дела, боевые самолеты есть только у трех стран — Казахстана, Узбекистана и Туркмении, а у Киргизии и Таджикистана есть только транспортники. Безусловным лидером тут является Казахстан — у него самая мощная авиация. А учитывая контракты на поставки еще Су-30СМ и тяжелого транспортника Ил-76, она в принципе сможет решать любые необходимые задачи.

Самолеты

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
МиГ-29 12 22 12 (18 на хранении)
МиГ-29УБ 2 2
Миг-27 12
МиГ-27УБ 2
Су-17 (26 на хранении)
Су-27 21 13 (11 на хранении)
Су-27УБ 4
Су-30СМ 4
Су-25 12 12 20
Су-25УБ 2
Ан-30 1
АН-12 2 26
Ан-24 1
Ан-26 6 2 1 13
Ан-72 2
С-295 4
Ту-134 2 1 1
Ту-154 1
Аэро Л-39 «Альбатрос» 17 4 4 2 14
АН-2 6
Як-52 1

По данным The Military Balance 2016

Если самолеты более применимы в условиях степей и пустынь, то для гор нужнее вертолеты. Тут лидером выступает Узбекистан — у него гораздо больше транспортных вертолетов. Если имеющиеся у него Ми-6 находятся в эксплуатации, то он может провести достаточно крупную операцию в горной местности без всяких проблем, доставив с помощью этих вертолетов как технику, так и личный состав. Правда, учитывая снятие их с производства и отказ от поддержки в самой России, это маловероятно.

У Казахстана достаточное количество ударных вертолетов, но транспортных мало — возможно, будут еще закупки Ми-26. Если их число довести до 10−12, это позволит проводить любую операцию в горах.

Вертолеты

Тип Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
Ми-24 4 10 24
Ми-24В 20 2
Ми-17В-5 20
Ми-26 4 1
Белл-205 6
Н145 6
Ми-8 2 11 8 52
Ми-6 26
Ми-6АЯ 2

По данным The Military Balance 2016

Участие в боевых действиях и операциях невоенного типа

Самый большой опыт боевых действий в регионе имеет Таджикистан, однако это был опыт гражданской войны, и самым молодым участникам тех событий уже за 40 лет. Сохранили или вооруженные силы Таджикистана данный опыт или они больше полагаются на дислоцированную в стране 201-ю дивизию России, неизвестно.

У вооруженных сил Казахстана есть опыт участия в боевых действиях в рамках миротворческой операции СНГ в Таджикистане, а также во вспомогательных операциях в Ираке без непосредственного участия в боевых действиях. Надо отметить возрастание частоты и увеличение масштабов проводимых в стране учений.

Вооруженные силы Киргизии имеют опыт только небольшого участия в миротворческой операции в Таджикистане, плюс опыт столкновений с террористами в Баткене. Офицеры и сержанты ВС Казахстана и Киргизии принимают участие в миротворческих операциях ООН, но как наблюдатели — это хотя и опыт, но в основном личный.

Туркмения в силу нейтрального статуса в зарубежных операциях участия не принимала, а различные столкновения на границе на реальный боевой опыт не тянут.

У Узбекистана есть большой опыт поддержки Народного фронта в гражданской войне в Таджикистане, затем участие в миротворческой операции там же, затем длительное взаимодействие с Афганистаном и силами там, а также подавление боевиков в Баткене. Кроме того, надо учесть определенный опыт антитеррористической борьбы.

Но фактически из-за постоянной ротации личного состава и изменения боеспособности вооруженных сил весь этот опыт может быть нивелирован. Настоящую боеготовность покажут только боевые действия и ничего больше.

Военный бюджет

Не все страны подают публично данные о своем военном бюджете, однако надо предполагать, что военный бюджет Туркмении составляет около 200−300 миллионов долларов, а военный бюджет Узбекистана — в районе 500−700 миллионов долларов.

Пока военные бюджеты из-за проблем в экономике сокращаются, но они возрастут, если в регионе будет реальная опасность.

Военный бюджет, млн долларов США

Год Количество по странам
Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан
2012 2178 212 76,3
2013 2551 234
2014 2306 252 104
2015 2046 231 95,8
2016 1102 206

По данным SIPRI

Выводы

  1. Несмотря на стереотипы, вооруженные силы стран региона неплохо оснащены и имеют достаточную для текущих задач численность.
  2. Вооруженные силы стран региона довольно четко отслеживают актуальные тренды в вооружении и тактике, которые проявляются в современных локальных войнах.
  3. Учитывая, что основная опасность для региона — это проникновение на их территорию группировок боевиков численностью примерно до 300 человек, то действующего военного потенциала вполне хватает.
  4. Возможный недостаток профессионализма может вполне компенсироваться огневой мощью артиллерии и авиации, что даже в крупных населенных пунктах вроде иракского Мосула приводит к успеху.

Портал Global Firepower опубликовал свой очередной «Рейтинг военной силы» за 2017 год. В него вошли 133 государства, в том числе и страны Центральной Азии. Самый защищенный в нашем регионе – Узбекистан, самый слабый – Таджикистан, остальные республики, понятное дело, располагаются между ними.

«Открытая Азия онлайн» разобрала основные данные рейтинга.

Исследования портала Global Firepower Index вызывают разные оценки у экспертов: многие специалисты сомневаются в объективности представленных данных, другие же считают этот рейтинг авторитетным. Цель базы данных портала - сбор информации о вооруженных силах мира, ее анализ и подведение итогов. Но составители рейтинга объясняют, что их выводы не опираются на простую сумму вооружения и техники; оно учитывает разнообразие и характер военного арсенала, и еще кучу различных факторов. Авторы исследования уверены, что можно иметь большее количество вооружения и при этом уступить другому государству, у которого его меньше, но оно лучшего качества.

В своих последних исследованиях авторы изучили военную силу в 133 странах мира. Первое место в исследованиях 2017 года заняли США, второе - Россия, третье - Китай. В десятку сильнейших вооруженных сил мира также вошли Индия, Франция, Великобритания, Япония, Турция, Германия и Египет. В нашем регионе самый лучший результат у Узбекистана – 48 место, за ним идет Казахстан – 55 место, Туркменистан на 86 позиции, Кыргызстан – на 108-й. И замыкает список Таджикистан - эта республика заняла 122 место в списке из 133 стран мира.


Человеческие ресурсы

Первый параметр, который оценивают исследователи Global Firepower Index – это человеческие ресурсы. Количество военнообязанных в странах авторы рейтинга приводят в сравнении с общим числом населения страны. В нашем регионе самое большое население в Узбекистане, а количество военных больше всего в Казахстане.

Военно-воздушные силы

Важным критерием для составления своего рейтинга авторы Global Firepower Index называют оценку военно-воздушных сил. Они приводят количество всех самолетов (истребителей, бомбардировщиков), которыми располагает страна, а также число военных воздушных кораблей и военных вертолетов. Увы, Кыргызстану и Таджикистану толком нечем похвастаться: в этих республиках нет ни истребитлей, ни бомбардировщиков.

Листайте наименование техники

Вооружение сухопутных войск

Оценивали исследователи и вооружение сухопутных войск: танки, бронированные машины и различные виды артиллерии. Самое большое количество танков в Центральной Азии у Туркменистана (712 единиц), меньшее у Таджикистана – всего 37 танков.

Листайте наименование техники

Финансы

И куда же без финансов? Одними из главных показателей финансовой состоятельности стран авторы рейтинга взяли общие годовые расходы на оборону, а также общий внешний долг. Больше всего на свою оборону в Центральной Азии тратит Казахстан – $2,4 млрд., меньше всех Узбекистан – $70 млн.


Главное фото: tengrinews.kz

Постепенное нагнетание обстановки у границ Узбекистана с Киргизией и Таджикистаном может привести к конфликту, причём не только из-за сложнейшего этнического ферганского вопроса, но и из-за гидроресурсов. На виртуальных полях интернета уже начинаются гипотетические баталии среднеазиатских государств, однако эти кампании происходят при очень скудных вводных. Попытаемся немного осветить этот вопрос, проанализировать потенциальный сценарий развития вооружённого конфликта. Итак, начнём с вооружённых сил вышеуказанных республик.

Вооружённые силы сторон

Численность сухопутных войск Узбекистана по состоянию на 2006-2007 гг. оценивалась в 40 тыс. человек. В их составе насчитывалось: пять мотострелковых бригад, танковая бригада, горнострелковая бригада, бригада спецназначения, десантно-штурмовая бригада, артиллерийская бригада, реактивная артиллерийская бригада и два батальона специального назначения.

Численность ВВС и войск ПВО Узбекистана по состоянию на 2006-2007 гг. — 13,7-15 тыс. человек.

Также не следует сбрасывать со счетов возможную передачу вооружения и боевой техники Североатлантическим альянсом (против чего Узбекистан очень даже не против) при выводе войск из Афганистана, запланированного на 2014 год.

Численность войск и сил, подчинённых минобороны Киргизии по состоянию на 2007 год оценивалась в 12,5 тыс. человек, в составе мотострелковой дивизии, двух мотострелковых бригад, трёх артиллерийско-пулемётных батальонов, горнострелковой бригады, бригады специального назначения, пяти пограничных отрядов и двух отдельных батальонов специального назначения.

Силы воздушной обороны, объединившие ВВС и ПВО, имеют порядка 4 тыс. человек личного состава.

Отражая современное состояние таджикского общества, вооружённые силы представляют собой не единое целое, а конгломерат вооружённых формирований под вывеской различных ведомств, являющихся де-факто силовыми структурами тех или иных клановых группировок с большей или меньшей степенью управляемости со стороны центрального правительства.

Значительную часть личного состава (в т.ч. офицерского) этих формирований составляют «бывшие» боевики так называемой «объединённой таджикской оппозиции» (антиправительственного исламистско-племенного «альянса»), участвовавшей в кровопролитной гражданской войне 1992-1997 годов.

Армия Таджикистана (подведомственная министерству обороны) по состоянию на 2007 год составила примерно 7,6 тыс. человек, в том числе сухопутные войска — 6,8 тыс. (в составе двух мотострелковых бригад, горнострелковой бригады, десантно-штурмовой бригады и отряда специального назначения), ВВС и войска ПВО — 800 человек.

Пограничные войска Комитета по охране государственной границы включают две бригады в составе нескольких погранотрядов численностью до 1,5 тыс. человек в каждом. Численность военнослужащих Комитета по охране государствен-ной границы разные источники оценивают в 5-5,3 тыс. человек. Министерство внутренних дел насчитывает 15 тыс. сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих ВВ.

Возможный ход боевых действий и характер предполагаемого театра военных действий и дополнительные факторы

При таком раскладе вооружённых сил Узбекистан действительно представляется грозной силой в регионе. Даже совместно Таджикистан и Киргизия будут уступать возможному противнику почти в два раза по пехоте (мобилизационный потенциал Узбекистана вообще в 3,5 раза превосходит своих соседей), на треть меньше танков и боевых машин, примерно одинаковое количество артиллерии и ПВО, при господстве узбекских ВВС.

Но тут возникают два фактора, которые сводят это преимущество на нет. Причём о России я речь пока не веду, оба фактора находятся в пределах региона.

Первый фактор — географический. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, что Узбекистан в основном ― равнина (4/5 территории), горы занимают намного меньшую часть.

Киргизия и Таджикистан, напротив, — горные государства, основной характер местности — хребты и долины. Направления гипотетического наступления армии Узбекистана невелики — от Термеза в южные районы Таджикистана вдоль Амударьи, от Денау на Душанбе и вдоль рек Нарын и Чаткал вглубь Киргизии. Непосредственно под удар попадут лишь западная часть Таджикистана и южная часть Киргизии (Ош — Джалал-Абад). Таким образом, построив подвижную оборону и заслоны на перевалах, можно измотать противника, задержать его. Причём основную массу в структуре войск Узбекистана занимают мотострелковые части. Для сражения в горных республиках архиважны горнострелковые и десантные части, а их в войсках Узбекистана не так много (горнострелковая бригада, десантно-штурмовая бригада, 15-я бригада спецназа, два батальона спецназначения).

Второй фактор находится несколько севернее, имя ему — Республика Казахстан. Точный количественный и качественный состав ВС РК является секретной информацией. Все данные о структуре, численности и вооружении ВС РК основаны на информации, представленной в статье российского военного эксперта А. Цыганка. Однако по силе Казахстан не уступает своему северному соседу. При численности сухопутных войск 40 тыс. человек, имея на вооружении свыше 1500 танков, около 2800 боевых бронированных машин, свыше 2 тыс. орудий калибром свыше 100 мм, 150 единиц РСЗО, столько же миномётов калибра свыше 100 мм, РК заставит Узбекистан действовать с оглядкой. И часть сил неизбежно будет оставлена на границе с Казахстаном. Не будем забывать, что граница между двумя республиками проходит по полупустынным равнинам и пескам Кызылкума, наступать подвижными соединениями будет удобно, а вот прикрыть от возможного (или реального) удара — весьма затруднительно.

Если Казахстан в рамках ОДКБ вступает в конфликт, то помимо возможного удара в северных и центральных областях на Узбекистан обрушиваются ещё две напасти:

1. практически полная блокада. Он будет окружён фронтами, кроме замкнутого в себе Туркменистана и узкого коридора с Афганистаном через Сурхандарьинскую область. Нет нужды дополнительно объяснять сомнительность этих экономических коридоров;

2. ВВС Казахстана, которые являются одними из лучших по уровню подготовки в СНГ. Средний налёт на одного лётчика свыше 100 часов, что сопоставимо с налётом лётчиков в странах НАТО. ВВС Республики Казахстан — вторые по численности на постсоветском пространстве после ВВС России. В их распоряжении находятся более 400 боевых самолётов, 80 транспортных самолётов и 300 вертолётов различного назначения.

При таком варианте развития событий Узбекистан теряет своё преимущество в авиации, живой силе и бронетехнике, более того, перевес будет у держав ОДКБ. Помимо огромного по протяжённости фронта (на востоке застревающего в горах) и угрозы получить нокаутирующий танковый удар где-нибудь в Бухарской области скажется практически полная блокада.

Я умышленно не стал брать в расчёт вооружённые силы Российской Федерации, стремясь показать, что даже без их прямого (или косвенного) вмешательства, победа Узбекистана в таком конфликте очень призрачна.