Россия выбыла из пятерки стран с крупнейшими оборонными бюджетами. Государственные бюджеты ведущих стран мира

Россия выбыла из пятерки стран с крупнейшими оборонными бюджетами. Государственные бюджеты ведущих стран мира

Бюджет стран мира - это денежный фонд, который используется их правительствами для финансирования собственной деятельности. Он представляет собой своеобразную общенациональную смету доходов и расходов. Государственный бюджет взаимодействует со многими звеньями финансовой системы страны. Именно с помощью денег из него происходит оказание помощи перспективным и ключевым отраслям.

Основные понятия

Бюджет стран мира отличается рядом особенностей. Его структура зависит от целого ряда факторов, важное место среди них занимает административно-территориальное устройство государства. Бюджет обычно составляется правительством, а утверждается парламентом или другим высшим законодательным органом. Следует отметить, что само понятие появилось с появлением государства. Однако форму документа, утверждаемого высшим законодательным органом, он приобрел только с приходом к власти буржуазии. Казначейством принято называть финансовое ведомство, которое занимается исполнением бюджета, то есть хранением и использованием его денежных средств.

Данный документ расписывает доходы и расходы государства за год. Зачастую во внимание принимается период с 1 января по 31 декабря. Таким образом он отображает денежные отношения, которые возникают у правительства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода. Он включает две статьи. Доходы формируются за счет:

  • Налогов. Они взимаются центральными и местными органами власти.
  • Неналоговых отчислений. Например, доходов от внешнеэкономической деятельности или сдачи в аренду имущества, которое находится в государственной собственности.
  • Сеньоража. То есть прибыли от эмиссии денег.
  • Доходов от целевых фондов и приватизации.

В РФ около 84% бюджетных поступлений приходится на налоговые доходы.

Расходы - это те средства, которые направляются правительством на финансирование определенным им целей и задач. С макроэкономической точки зрения их разделяют на следующие группы:

  • Государственные закупки.
  • Трансферты.

Расходы можно разделить и по их назначению:

  • На политические цели. Здесь можно выделить расходы на обеспечение безопасности и содержание государственного аппарата.
  • На Это расходы на обеспечение функционирования государственного сектора и субсидирование частного.
  • На социальные цели. Это расходы на выплату пенсий, пособий и стипендий, а также на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

В историческом контексте

В странах мира появилось в 18 веке. Сама идея учета доходов и расходов государства принадлежит сэру Роберту Уолполу. В то время он был канцлером казначейства и стремился восстановить доверие общественности к системе после краха компании Южных морей в 1720 году. В 1733-м Уолполу огласил свои планы по введению акциза на потребление множества товаров, в том числе на вино и табак. Налоговая нагрузка на мелкопоместное дворянство, напротив, предполагалось уменьшить. Это вызвало волну общественного возмущения. Была опубликована брошюра под названием «Бюджет открыт, или ответ на памфлет». Ее автором был Уильям Пултень. Именно он первый использовал слово «бюджет» в связи с фискальной политикой государства. Инициатива Уолполу была отменена. Однако уже к середине 18 века учет доходов и расходов правительства стал обычной практикой в развитых странах.

Виды бюджета

Обычно их выделяют три. Чаще всего встречается означает, что расходы правительства превышают поступления. Выделяют дефицит доходов, финансовый и первичный. Излишек бюджета возникает тогда, когда поступления превышают расходы. Это достаточно редкая ситуация. Наиболее оптимальным вариантом является сбалансированный бюджет. Он подразумевает, что поступления равны расходам. Именно к такому положению дел стремятся все страны мира.

Назначение

У бюджета стран мира есть четыре основных функции:

  • Распределительная. Это означает, что бюджет формируется за счет централизованных фондов и используется на различных уровнях власти. Распределение доходов способствует сбалансированному развитию регионов.
  • Стимулирующая. Государство с помощью бюджета регулирует экономику страны. Оно может целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производств в отдельных регионах.
  • Социальная. Бюджет аккумулирует средства, которые могут быть использованы для развития здравоохранения, образования, культуры и поддержки незащищенных слоев населения.
  • Контрольная. Государство следит за поступлением и использованием бюджетных средств.

Принципы составления

Считается, что любой бюджет должен быть полным, единым, реальным и гласным. От соблюдения данных принципов зависит доверие к правительству, а также сбалансированность и скорость развития экономики страны. Под полнотой понимается то, что в бюджет обязательно должны быть включены все поступления и расходы. Все неучтенное способствует тенизации экономики и увеличению неравномерности развития. Единство бюджета подразумевает наличие единого документа, в котором все доходы и расходы классифицируются определенным образом. Поэтому их можно сравнивать и сопоставлять. Реальность или, как еще называют этот принцип, правдивость бюджета указывает на то, что все статьи данного документа должны быть обоснованными и правильными. Для этого и нужно его публичное обсуждение правительством и утверждение парламентом. Как раз с последним и связан такой важный принцип, как гласность. Он также включает необходимость периодических отчетов об исполнении бюджета различными органами.

Казначейство как особый финансовый орган

Данное ведомство занимается кассовым исполнением бюджета. В различных странах он может иметь различные названия. Однако везде казначейство выполняет сходный набор функций. Среди них:

  • Обеспечение учета всех бюджетных доходов.
  • Подтверждение обязательств правительства по расходованию средств.
  • Осуществление платежей от имени получателей денег от государства.

Бюджеты стран мира в 2017 году

Данный показатель можно рассматривать по-разному. Например, имея в виду самые большие бюджеты стран мира, можно учитывать доходы, размера дефицита (излишка). Рассмотрим сначала страны мира по объему поступлений. Доходы бюджета стран мира варьируются от 3,4 триллионов долларов США у США до 1 миллиона у Питкерных островов. В первую пятерку по данному показателю вошли, кроме Соединенных Штатов, такие государства, как Китай, Япония, Германия и Франция. Они же являются лидерами по расходам. Но гораздо интереснее рейтинг бюджетов стран мира по дефициту (профициту). На первом месте - Германия. Профицит ее бюджета составляет 23 миллиарда долларов США. В первую пятерку также вошли такие страны, как Норвегия, Макау, Швейцария и Исландия. Если рассматривать по проценту профицита, то лидерами являются несколько другие государства. Это Макау, Тувалу, Исландия, Палау и острова Теркс и Кайкос.

Военные бюджеты стран мира

Данный показатель рассчитывается двумя организациями. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, военный бюджет стран мира в 2017 году превысил 1,686 миллиардов долларов. Это 2,2% мирового На первом месте по объему расходов на данную сферу Соединенные Штаты. В 2017 году они потратили 611,2 миллиарда долларов или 3,3% ВВП. На втором - Китай. Но его расходы почти в три раза меньше, чем у США - только 215,7 миллиардов долларов или 1,9% ВВП. В тройку лидеров также вошла потратила на военную сферу 69,2 миллиардов долларов или 5,3% ВВП. В пятерку по данному показателю также вошли такие страны, как Саудовская Аравия и Индия. По оценке Международного института стратегических исследований, на первом месте по военным расходам также США, а на втором - Китай. Однако затем идут такие страны, как Саудовская Аравия, Россия, Великобритания и Индия. Немного отличаются и сами цифры, однако несущественно.

Бюджет является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Он необходим для того, чтобы вести хозяйство, осуществлять планирование и развивать национальную экономику.

Государственные расходы России на оборону в постоянных долларах сократились в 2016 году на 6,6%, говорится в исследовании IHS Markit. Индия вытеснила Россию из пятерки стран с крупнейшими оборонными бюджетами

Стрелковые учения в Ростовской области (Фото: Валерий Матыцин/ТАСС)

Россия впервые за несколько лет потеряла место в пятерке стран с крупнейшими расходами на оборону, следует из ежегодного доклада Annual Defence Budgets Report военно-аналитического издания IHS Jane’s (группа IHS Markit). Госбюджет России 2016 года включал первое с конца 1990-х годов сокращение оборонных расходов, в результате чего Россия откатилась с четвертого на шестое место по величине военных бюджетов в мире, говорится в пресс-релизе IHS Markit, посвященном исследованию. Россию обогнали Индия и Саудовская Аравия.

По данным IHS Jane’s, оборонный бюджет России в 2016 году составил $48,45 млрд против $51,84 млрд годом ранее (в постоянных долларах 2016 года). «В обозримом будущем 2015 год, похоже, так и останется пиком оборонных расходов России», — пишет компания. В 2017 году траты на оборону продолжат снижаться, ожидают аналитики IHS. Официальный бюджет России по направлению «Национальная оборона» в 2017 году снизится на 27% по сравнению с 2016-м, до 2,84 трлн руб. ($42 млрд по среднегодовому курсу рубля, заложенному в бюджет), следует из проекта федерального бюджета на предстоящие три года.

Оборонный бюджет Индии вырос на 8,6%, до $50,7 млрд в 2016 году, и она поднялась на четвертое место, уступая только Соединенным Штатам, Китаю и Великобритании. При этом IHS ожидает, что в 2018 году Индия опередит и Великобританию, которая сейчас тратит на оборону $53,8 млрд в год, и выйдет на третье место в мире. США и Китай далеко впереди: в 2016 году они потратили на оборону $622 млрд и $192 млрд соответственно.

В 2016 году расходы российского бюджета по разделу «Национальная оборона» составят 3,89 трлн руб. — формально на 700 млрд руб. больше, чем в 2015-м. Но резкий рост объясняется , взятые несколько лет назад для выполнения гособоронзаказа. Без учета этих разовых расходов оборонные расходы составили бы в 2016 году около 3,1 трлн руб. — чуть меньше, чем в 2015 году (3,18 трлн руб.). А в сопоставимых ценах 2016 года оборонные траты 2015 года, которые IHS называет пиковыми для России, составили еще больше — около 3,4 трлн руб., следует из недавнего . Точкой отсечения для сбора данных IHS Jane"s по военным бюджетам было 6 декабря.

IHS прогнозирует, что при текущих планах Россия по размеру оборонных расходов уступит к 2020 году еще и Франции и опустится на седьмую позицию в мире. Оборонный бюджет Франции в 2016 году составил $44,3 млрд — на $4 млрд ниже, чем у России.

Правительство России совместно с Государственной Думой утвердило проект на 2016 год. Каждый гражданин страны уже может ознакомиться с параметрами будущего бюджета и сферами финансирования, однако мало кому удастся оценить сухие цифры чиновников в масштабе целого государства. Именно поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с выводами специалистов, касательно основных параметров бюджета на 2016 год.

Недостаточный размер бюджета

По заложенному правительством курсу (64 рубля за 1 США) размер бюджета России в 2016 году составит 247,4 миллиарда долларов. На первый взгляд, этот показатель выглядит весьма впечатляюще. Однако сумма в 247,4 млрд. долларов отнюдь не является значимой, учитывая, что примерно такой же бюджет был у Швеции, Бельгии и Мексики в 2008 году. То есть, даже если не брать во внимание в мире, финансирование в РФ можно сравнивать разве что со странами третьего мира, учитывая население страны.

Для сравнения: бюджет США в 2016 году составит 3990 миллиардов долларов, что в 16 раз больше, чем в России или в 8 раз больше на душу населения. При этом за последние годы в США наблюдается самый маленький дефицит бюджета (474 млрд. долларов). Что примечательно, сумма американского дефицита больше, чем размер всей российской казны.

Ошибки прошлых лет

По мнению специалистов, в новом бюджете не были учтены ошибки прошлых лет. По сути, в нем нет абсолютно никаких кардинальных изменений, рычагов экономии или антикризисных мер. Весь бюджет строится с учетом того, что на протяжении трех лет средняя цена нефти составит 50-55 долларов за баррель, а средний курс – 62,5-63,3 рубля за доллар. Если раньше правительство прогнозировало постепенное увеличение стоимости нефти, то сейчас на это никто не надеется. Однако бюджет совершенно не рассчитан на возможное снижение стоимости «черного золота». А учитывая последние мировые события, специалисты не сомневаются, что совсем скоро мы услышим от политиков новость об очередном снижении цены на нефть .

Большие расходы при маленьких доходах

В очередной раз расходы РФ превысят доходы. По средним подсчетам, дефицит бюджета составит примерно 3%. По мировым меркам этот показатель не является катастрофичным. Например, у США превышение расходов колеблется приблизительно на таком же уровне – 2,8%.

Однако средства для покрытия образовавшего дефицита будут взяты из Резервного фонда, что всего лишь за год уменьшит его на 2/3 части. Сейчас в Резервном фонде находится 3210 млрд. рублей, а уже через год его размер уменьшится до 1074 млрд. рублей. При этом, вернуть потраченные средства будет очень сложно, учитывая, что внешние заимствования невозможны из-за наложенных на государство .

Правительство верит в лучшее

Правительство обещает, что в 2016 году инфляция снизится до 5,1%. При этом, через год должно вырасти как минимум на 0,7%, в 2017 году – на 1,9%, а в 2018 на 2,4%.

Нужно отметить, что по общемировым меркам это довольно скромный уровень прироста. Однако учитывая нынешнее и перспективное экономическое положение России, даже столь незначительное улучшение можно назвать сверхоптимистичным прогнозом. На сегодняшний день не осталось ни одного ресурса, который мог бы поспособствовать росту ВВП. Если раньше нашим козырем являлась нефть, то сейчас на нее не рассчитывают даже самые оптимистичные эксперты.

Более того, в будущем году ситуация с бюджетом может неоднократно ухудшиться, т.к. есть основания полагать, что нефть подешевеет еще больше, а Россию ждут новые санкции. Во-первых, часть покупателей перейдет на нефтяные запасы Ирана. Во-вторых, война в Сирии рано или поздно закончится. И, в-третьих, на экономическое положение России не самым лучшим образом влияют конфликты с Турцией, Украиной и Западным миром.

Бюджет войны

Наибольшая часть расходов бюджета РФ традиционно приходится на две статьи – пенсионное обеспечение (66,1 миллиард долларов) и оборона государства (51,8 миллиардов долларов). Только на две эти сферы уходит половина всего бюджета страны. Когда в развитых государствах наступает и расходы превышают доходы, их правительства снижают объемы финансирования обороны. В России же эти показатели растут из года в год.

Перед подписанием бюджета правительство намеревалось снизить обеспечение силовиков на 165 млрд. рублей, однако это решение не было поддержано Госдумой. В итоге, расходы на 2016 год составляют 4,17% от ВВП.

Для сравнения: большая доля расходов на военное обеспечение есть только в бюджетах Саудовской Аравии и ОАЭ. Но, во-первых, экономическое положение этих стран позволяет увеличивать собственную обороноспособность. А, во-вторых, данные государства граничат со странами, на территории которых ведутся полномасштабные войны.

Стоит отметить, что по меркам экономически развитых стран финансирование обороны на уровне в 51,8 млрд. долларов не является большим показателем. Например, США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России.

Антисоциальные меры

В бюджете на 2016 год отсутствуют положительные социальные меры. Правительство обещает в течение года повысить дважды на 4% каждый раз. На первый взгляд, это кажется очень приятной новостью. Но учитывая, что индексация в любом случае будет отставать от запланированной инфляции, благосостояние пенсионеров в следующем году ухудшится. Кроме того, в 2016 году часть на сумму в 342,2 млрд. рублей будет заморожена.

Еще более неутешительно выглядят остальные изменения, касающиеся социальной сферы государства. Например, финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, упав с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей. Финансирование образования уменьшится на 7,9%, составив 579,8 млрд. рублей вместо текущих 629,3 млрд. рублей.

Однако хуже всего дела обстоят с финансированием системы здравоохранения. Согласно утвержденному бюджету, в 2016 году на эту сферу будет выделено 473,7 млрд. рублей, что на 10,9% меньше, чем сейчас (531,4 млрд. рублей в 2015 году).

Практически во всех развитых странах финансирование здравоохранения является одной из самых больших статей расходов. В США, например, на медицину тратят 1006 млрд. долларов, В РФ же выделено всего 8,4 млрд. долларов. Если пересчитать эти показатели с учетом количества населения в государствах, окажется, что на здоровье одного человека в США тратят на 54 раза больше, чем в России.

Государства получают эту плату в виде налогов – это пошлины и НДС от внешней торговли, это налоги с бизнеса и с доходов физических лиц. Чем больше государству удается собрать налогов – тем лучше, ведь тогда оно становится богаче и сильнее, а ещё сможет больше потратить на жизнь своих же граждан.

Как и в бизнесе, доходы государств неодинаковы. Чаще всего всё зависит от ресурсов, от “численности” трудящихся и технологического развития, а также важную роль играет то, насколько эффективно работает руководство такой компании.

Ежегодно ЦРУ США, которое, к слову обладает обширной статистической базой по многим вопросам, сравнивает и объемы государственных бюджетов разных стран. Естественно, в долларах, чтобы их можно было сопоставить.

По итогам 2016 года первое место по размеру бюджета заняли США, бюджет которых составил более 3,267 трлн долларов. На втором месте Китай с доходами в размере 2,402 трлн долларов. На третьем месте оказалась Япония с доходами в 1,684 трлн долларов. Следом за ними идут страны Европы – Германия, Франция, Великобритания и Италия – они “зарабатывают” в среднем от 1 до 1,5 трлн долларов в год.

Доходы России, несмотря на природные богатства и лидирующие мировые позиции по производству и экспорту многих товаров, выглядят скромно. В пересчете на доллары наш бюджет составил 200,7 млрд долларов. Среди других стран мы занимаем 23 место. Примерно такой же бюджет, как у нас, у таких стран, как Австрия, Турция и Дания. Согласитесь, как-то немного неловко, учитывая количество нашего трудящегося населения, площадь территории и количество природных ресурсов.

Впрочем, есть и страны, которые зарабатывают намного меньше нас. В основном, это небольшие островные государства или страны Африки. Так, например, доходы Тувалу за 2016 год составили только 42,7 млн долларов, Тонго – 135,4 млн долларов, Сомали – 145,3 млн долларов, Сан-Томе и Принсипи – 105,6 млн долларов.

Ниже представлена интерактивная карта – можно кликнуть на страну и посмотреть, какой бюджет был у каждого государства в миллиардах долларов.

Несколько лет назад тема государственных бюджетов ведущих стран мира стояла на повестке дня везде, где только можно. После финансово-экономического глобального кризиса 2008-2009, который оказался сильнейшим за пол века, правительства крупных стран принимали синхронные и масштабные меры по бюджетному субсидированию и покрытию выпадающих доходов экономики. Это привело к рекордным дефицитам бюджета и как следствие экспоненциально наращиваемому гос.долгу, что в свою очередь подняло вопрос об источниках финансирования дефицита бюджета.

Запас прочности мировой финансовой системы исчерпался в 2011. Тот денежный поток, генерируемый частными институциональными единицами, был недостаточен, чтобы без ущерба инвестиционным планам покрывать государственный дефицит. Проблема в 2011-2012 стала настолько острой, что фактически речь стояла о полной парализации государственного долгового рынка со всеми вытекающими последствиями, если только не применять экстраординарные меры, как например, административное принуждение частных инвесторов в гос.долг ценой обрушения негосударственного рынка активов, радикальное сокращение дефицита или … монетизация гос.долга. Практически все ЦБ в ведущих странах рано или поздно пошли по пути монетизации гос.долга. Началось с ФРС, продолжилось в особо ожесточенной форме с ЦБ Японии и теперь уже и ЕЦБ.

Однако, справедливости ради, проблема сейчас не столь остра, как это было 3-4 года назад – за счет серьезного сокращения дефицитов бюджета и за счет усиления денежного потока частного сектора. По формальным показателям, им удалось стабилизировать государственных долговой рынок, что в частности выражается по процентным спрэдам между гос.долгом, денежным рынком и корпоративным сегментом, по страховкам на риски (CDS) и средневзвешенной величине процентных ставок.

Когда темпа гос.долгов всплыла – страны Еврозоны имели дефицит в 6.2%.

Тогда началась целая эпопея по формализации концепции жесткой бюджетной политики для стран Еврозоны и несчетные заседания ЕвроКомиссии и национальных бюджетных ведомств. Все основные пункты переговоров были формализованы в виде законодательных и подзаконных актов по последовательной бюджетной консолидации. Как результат в 2015 дефицит бюджета снизился до 2.1% к ВВП, а в 2016 планируется 1.8%. По историческим меркам – это ниже среднего и достаточно безопасный уровень. Причем первичный баланс (без учета процентных расходов) выходит в профицит.
Как видно, страны Еврозоны существенно нарастили доходную базу бюджета с 2010 года от 44% до почти 47% к ВВП, при этом плавно и последовательно сокращая расходы.

Баланс Германии с 2012 вышел в околонулевое значение, а последние 2 года в уверенном профиците. Это было достигнуто за счет самого низкого в истории Германии участия правительства в экономике через гос.расходы.

Дефицит бюджета Франции балансирует около 3.5% — по историческим меркам это выше среднего. Франция имеет раздутые социальные обязательства, а правительство категорически отказывается каким либо образом резать расходы. Сокращение дефицита было достигнуто через ряд мер по увеличению доходной базы.

Дефицит бюджета в Италии на 2016 год ожидается один из самых низких за 20 лет – около 2.3%, причем первичный баланс давно в профиците. Сам по себе дефицит образуется из-за невероятных по меркам Европы расходов на обслуживание долга, которые достигают 8% от всех доходов бюджета (для сравнения, в Германии не более 3%, Франция 3.6%, США около 2.7%)

Серьезного прогресса добилась Испания в сокращении дефицита. Они имели свыше 10% дефицита в 2010, теперь на 2016 ожидается лишь 3.8%

Хотя им не удалось нарастить доходную базу, но расходы возвращают в среднем на уровень 2008. Однако, как видно на истории, дефицит бюджета пока еще крайне велик для Испании.

Примерно аналогичным образом ведут себя остальные страны ПИГС, даже Ирландия выводит бюджет в профицит. Греции удалось сократить дефицит до 2% на 2016, а Португалии до 3%. В принципе уже почти все страны вписываются в норму 3% дефицита бюджета от ВВП.

Ощутимо продвинулись в Великобритании. В кризис имели свыше 11% дефицита бюджета и последовательно сократили его до 4%. Это чуть больше, чем средний уровень с 2002 по 2007 (3.4%). Сокращение бюджетного разрыва добились благодаря сокращению гос.расходов на докризисный уровень, хотя доходную часть бюджета не сумели раскрутить.

В Великобритании удалось снизить сумму обслуживания долга от доходов бюджета до 4.7% — это практически соответствует докризисному уровню, это кстати, при удвоении долговой нагрузки за эти годы, т.е. средневзвешенная ставка упала в два раза. Другими словами, долг/ВВП или долг/доход выросли примерно в два раза, а относительно доходов бюджета сумма обслуживания долга примерно, как до кризиса.

Что касается США, то тоже имеются улучшения. В худшие времена 2009 дефицит консолидированного бюджета правительства США с учетом всех программ помощь доходил до 13.5% от ВВП, сейчас около 4.5% балансируют. Это немногим больше, чем усредненный уровень за 60 лет, но уже не так критично, как 3 года назад. В США удалось, как нарастить доходную базу, причем серьезно, так и снизить расходы.

Как и в Великобритании, в США очень низка сумма обслуживания долг относительно ВВП и доходов бюджета. Сейчас у них гос.долг (федеральный + штаты + муниципалитеты) под 115% к ВВП, а до кризиса был 65%. Но тогда платили больше 4% от доходов правительства, а теперь, несмотря на возросший долг, около 2.5%

В Японии дефицит бюджета снизился до 5.5% с 8.5-10% в период кризиса 2008-2010. Это немало, но заметно ниже среднего уровня за 20 лет. Учитывая беспрецедентную эмиссию со стороны ЦБ Японии выходит, что монетизация долга достигает 200% от потребности правительства в среднем за год, что на самом деле немыслимо.

Удивительно, но несмотря на чудовищный гос.долг Японии, процентные расходы сейчас на минимуме за десятилетия, главным образом за счет займов под ноль последние несколько лет. Например, в середине 80-х Япония платила по процентам 13.5% от доходов бюджета, имея долг в 75% к ВВП, а сейчас 4.8% с долгом под 240% ВВП

Итак, имеем следующие тенденции. Почти все страны существенно сократили дефицит бюджета. Каждая страна действовала по своему, однако тренд в целом схож. В среднем дефицит бюджета по ведущим странам к 2016 соотносится с уровнем 2004-2007.

Процентные платежи по долгу наиболее низкие в истории за счет беспрецедентно низких ставок заимствования, которая прижаты к нулю уже больше 7 лет. Острую фазу государственного долгового кризиса прошли, как по причине снижения потребности правительств в заимствования, так и по причине расширения свободного денежного потока, доступного к распределению от частного сектора.