Речь в статье пойдет о действительно самом громком решении в отношении рынка автострахования в текущем году, . Данным определением суд поставил точку в давнем споре Федеральной антимонопольной службы и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ФАС) с Российским Союзом Автостраховщиков (РСА).
Ранее ФАС Республики Татарстан обвинила РСА в нарушении антимонопольного законодательства, когда пользуясь своим доминирующим положением на рынке страховых услуг, РСА формировала справочники стоимости автозапчастей и нормо-часов для восстановительных работ по полисам ОСАГО с явным занижением стоимости и вынесла соответствующее предписание. РСА оспорил данное предписание в суде, но суд первой инстанции отказал и оставил предписание РСА в силе. В дальнейшем РСА обратился с апелляцией в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования РСА. Суд округа поддержал это решение. Антимонопольный орган подал кассационную жалобу в ВС РФ и она была удовлетворена. Так и появилось то самое определение N 306-КГ17-17947.
В первую очередь суд отмечает, что представители РСА не смогли пояснить, как именно формировались цены в справочнике, ссылаясь на то, что исследования проводились в соответствии с Единой Методикой Центробанка (ЕМ) и предписаниями регулятора. При этом ни регулятор, ни сами представители РСА не смогли пояснить, как именно они проверяли справочники, которые были подготовлены специалистами ЗАО ЦИТ «Автоинжиниринг», однако настаивали, что справочники они проверяли
В прежних решениях суды второй и третей инстанций (принявшие решения в пользу РСА) ссылались на то, что РСА не мог нарушить закон, так как является некоммерческой организацией и формированием справочников занимается на безвозмездной основе. Данная позиция не нашла понимания у ВС т.к. в соответствии с п. 5 ст. 4 закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается, в том числе, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. «Следовательно, в той мере, в которой РСА выступает коллективным представителем (объединением) продавцов финансовых услуг на рынке ОСАГО – страховщиков, связан с ними экономически, в том числе посредством формирования имущества РСА за счет членских взносов, и имеет возможность влиять на размер страхового возмещения, выплачиваемого потребителям, заявитель может рассматриваться в качестве хозяйствующего субъекта, вовлеченного в функционирование рынка страхования по ОСАГО и обладающего интересом в извлечении дохода из своего участия на указанном рынке» -говорится в определении суда.
Кроме того, суд отметил и прямые нарушения при составлении справочников, а именно в процессе сбора данных, которые должны собираться по населенным пунктам с численностью не менее одного миллиона человек, по всем административным центрам РФ. При формировании справочников использовались данные по 11-ти городам РФ и сами эти данные невозможно проверить и признать достоверными, а цены округлялись в меньшую сторону с учетом возможных скидок для оптовых клиентов (пункт 7.2.3 ЕМ предусматривает применение скидок для розничных клиентов).
В результате цены на запасные части и стоимость нормочаса по справочнику оказалась занижена. «Вопреки части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, со стороны РСА данные обстоятельства не опровергнуты и не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что действия РСА при формировании справочников носили экономически обоснованный характер» – определил суд.
Таким образом, ВС оставил в силе решение Арбитражного суда республики Татарстан и предписание антимонопольной службы и РСА обязан устранить нарушения в справочнике.
Нужно понимать, что в данном случае решение является своего рода прецедентом и касается в первую очередь судов нижестоящих инстанций. Нас интересуют правовые последствия решения для ситуации конкретного отдельно взятого физического лица. В частности, решение дает повод судам нижних инстанций для рассмотрения дел, связанных со спорами относительно соответствия информации справочников действительности.
Наиболее важным в определении суда является признание прямой экономической заинтересованности РСА в занижении стоимости деталей и работ. Опираясь на данное определение можно отмести доводы судов о якобы незаинтересованности РСА.
Во-вторых, важным является и то, что несмотря на то, что спор касается справочника двухлетней давности (справочники обновляются раз в полгода), нельзя говорить о том, что обновленные справочники учли ошибки прежних и соответствуют реальности. Следует не забывать, что вместо того, чтобы устранять нарушения, РСА и Центробанк два года занимались отстаиванием своей позиции, которая оказалась незаконной.
Наличие недостоверных сведений о стоимости восстановительного ремонта в Справочниках подтверждается позицией Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте, который рекомендовал региональным центрам судэкспертиз не использовать Справочники, в которых отсутствуют ссылки на источники информации либо цены в которых отличаются более чем на 10% от цен в соответствующем регионе. Таким образом, у желающих оспорить стоимость автозапчастей и работ в справочнике, появляется реальная возможность сделать это, добившись проведения судебной экспертизы, не основанной на работе со справочниками РСА
Стоимость ремонта автомобилей после ДТП по ОСАГО с 1 декабря 2014 года страховщики рассчитывают по новой схеме - по единым справочникам , в которых заложено более 80 млн позиций и расценки в 12 экономических районах России. Как сообщалось ранее, при составлении справочника учли автомобили 2002 и более поздних лет выпуска, оценка для моделей старше 13 лет должна производиться по среднерыночной цене в регионе.
Новый сервис, запущенный на сайте РСА, разработан согласно распоряжению Банка России, предусматривающему свободный доступ к информации о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении цены восстановительного ремонта по ОСАГО.
Между тем информация в единых справочниках устарела раньше срока. Как отмечается в публикации журнала «За рулем» «Методика обмана» , проверка цен на детали на сайте РСА и сравнение их со среднерыночными по Москве показала, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Справочники составляли, когда курс евро и доллара, к которым привязаны цены запчастей, был вдвое ниже, чем в настоящее время. Эксперты ЗР предлагают автовладельцам выход из этой ситуации - не соглашаться на выплату деньгами, а требовать направление на ремонт.По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, которые приводятся в официальном сообщении РСА, система дает автовладельцам возможность проверить правильность расчета страховой выплаты и упрощает процесс урегулирования убытков. Игорь Юргенс подчеркивает, что использование единых справочников позволит устранить ситуации, когда эксперты рассчитывают стоимость ремонта одного и того же пострадавшего в ДТП автомобиля по-разному.
Не исключено, что в скором будущем страховщикам придется не только оплачивать восстановительный ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля, но и компенсировать потерю его товарной стоимости. Такое требование содержится в проекте постановления Пленума Верховного суда (ВС) , в основе которого лежит анализ материалов судебной практики. Если лимита страховой компании не хватит, пострадавший будет вправе предъявить претензии виновнику аварии.Со своей стороны, РСА доводит до сведения автомобилистов, что с 17 октября 2014 года Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства и Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденные положениями Банка России от 19 сентября 2014 года (№ 432-П и № 433-П), являются обязательными. Более ранние правовые акты утратили силу и не должны использоваться при определении стоимости ремонта.
Стоимости запчастей на автомобиль по страховым полисам ОСАГО производится исходя из справочников средних цен, которые составляются Российской Страховой Ассоциацией. В эти справочники включены расценки на запчасти, средние цены на расходные материалы, нормочасы работ и их средние стоимости. Что такое РСА, как работать с данным органом и какие могут быть «подводные камни», рассмотрим в статье.
Российская Страховая Ассоциация является некоммерческой организацией, с официальным статусом профессионального объединения страховых компаний, закрепленным в Федеральном законе №40 . Эта компания осуществляет контроль над рынком услуг обязательного страхования автотранспорта.
В ее задачи входит пресечение нарушений со стороны страховых компаний и слежка за профессионализмом их работы.
Справка! РСА регулирует некоторые спорные вопросы между страхователем и страховщиком в досудебном порядке, например, восстановление коэффициента за безаварийную езду.
Страховые компании с большой неохотой расстаются с деньгами и часто занижают страховые выплаты (о том, как рассчитать положенные страховые выплаты, подробно рассказано ). Существует несколько основных методов занижения страховых компенсаций:
Так, например, машина куплена и поставлена на учет 20 июля 2017 года, а изготовлена в 2016 году, страховщик может рассчитать износ с 1-го января 2016 года, что будет незаконным, на что нужно прямо указать. Обычно такие правки в расчет вносятся в досудебном порядке.
В целом, несмотря на попытки РСА урегулировать вопросы расчета стоимости запчастей и размера страховой компенсации, имеющиеся инструменты автоматизации расчетов еще не совершены и могут использоваться только как ориентиры. Исключение составляют совсем незначительные повреждения, которые не требуют профессиональных знаний и навыков для оценки реального ущерба.
Многолетний опыт работы во всех областях юриспруденции и экономики
Благодаря сайту РСА владелец авто может самостоятельно произвести расчёт стоимости повреждённых запчастей транспорта во время ДТП. Причём процесс осуществляется по ОСАГО. Система рассчитывает среднюю стоимость запчастей и выдаёт результат. Подробнее о том, как узнать цену на автозапчасти, будет рассказано в статье. Содержание статьи
Что представляет собой РСА? РСА расшифровывается как Российский союз автостраховщиков. Организация не направлена на коммерческое русло. Она выступает как независимый эксперт в вопросах страхования.
Если дата ДТП указана до 30 апреля 2015 года включительно, то расчет производится по справочникам РСА от 01.12.2014г. Если дата ДТП указана с 1 мая по 30 ноября 2015 года, то в расчете будут использоваться справочники РСА от 01.05.2015г.
Если дата ДТП указана с 1 декабря 2015 года, то в расчете будут использоваться справочники РСА от 01.12.2015г. Для использования Справочников РСА необходимо, что бы соблюдались следующие условия:
Но, по сути, РСА был разработан и запущен, чтобы можно было получить сведения о стоимости запасных частей. Как правильно обращаться с сервисом? Первое, что необходимо сделать, это отыскать запчасть, которая требуется клиенту.
Внимание
Для этого нужно зайти на сайт РСА и найти справочник о средней стоимости запчасти. Информация может быть трёх вариаций:
Чтобы система рассчитала цену той или иной детали, необходимо внести сведения в следующие поля:
Чтобы узнать номер запчасти, нужно зайти на любой официальный сайт, где есть каталог производителей.
Инфо
Для этого используйте раздел Параметры, третий пункт сверху — Экономический регионЭкономический регион указывается в разделе Параметры СПРАВОЧНИК СРЕДНЕЙ СТОИМОСТИ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ Предназначен для установления средней стоимости запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), устанавливаемых на легковые автомобили, при расчете стоимости восстановительного ремонта. Стоимость, установленная на основании данного справочника, отражает среднюю оценку суммы затрат, которые будут произведены с целью приобретения запасной части при ремонте транспортного средства, в случае его повреждения в результате наступления события, предусматриваемого страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Важно
Но основная цель разработки интернет-программы РСА – это информация о ценах на детали указанного транспортного средства,которая ложится в основу экспертной оценки при определении размера компенсации. С 2014 года с помощью сервиса РСА пострадавший может удостовериться, насколько верно страховщик рассчитал сумму компенсации по страховому полису ОСАГО, если в автомобиле повреждены детали.
Стоимость, установленная на основании данного справочника, отражает среднюю оценку суммы затрат на материалы, которые будут произведены при выполнении работ при ремонте транспортного средства, в случае его повреждения в результате наступления события, предусматриваемого страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Выбор системы окраски проводится перед составлением калькуляции, во время ввода всех предварительных параметров.
ВНИМАНИЕ!Справочные данные РСА заложены только для окрасочных систем SIKKENS и STANDOX.В Справочниках РСА нет данных для системы DUPONT.Поэтому все расценки для материалов DUPONT рассчитаны, как средние для Центрального региона и рекомендованы исключительно только разработчиками программы «ПС:Комплекс».Для выбора окрасочной системы необходимо зайти в раздел Параметры, пункт Система ЛКП (группа Стоимость ЛКМ).
Не важно, где в мире они находятся. Стандартизация частей автомобиля гарантированно даст возможность обнаружить деталь практически в любой стране. Россия, к счастью, не является исключением. Настоятельно рекомендуется закупать детали в той стране, в которой Вы непосредственно проживаете.
Лишь в этом случае удастся сэкономить на доставке. В каких случаях покупка запчастей в Интернете уместна? Допустим, Вы не хотите покупать новую деталь. В этом случае означенный выше метод вполне подходит для поиска.
Между тем, весьма часто случаются ситуации (в особенности с американскими автомобилями на территории РФ), когда в городе попросту нет подходящей запасной части. К сожалению, без Интернета в данном случае в принципе не обойтись.
Чем тяжелее деталь, тем большее количество денег придётся заплатить за её доставку. Не забудем и о габаритных размерах.