Подготовка к выступлению перед аудиторией. Этапы подготовки публичных выступлений. Что включает в себя подготовка к выступлению на публике

Не все ораторы знают самый главный секрет ораторского мастерства. Если вы знаете этот секрет, подготовка к выступлению превращается в очень интересное занятие, а речь становится эмоциональной и очень увлекательной.

Один из главных секретов ораторского мастерства заключается в том, что перед публикой не нужно выступать. Публике хочется простого и искреннего разговора, и задача оратора - дать ей это. Когда люди получают то, что они хотят, они чувствуют себя счастливыми. Публичное выступление по своей сути мало отличается от других видов бесед с людьми.

Может быть, вы видели таких ораторов, которым не важно, какая публика сидит в зале. Они приятельски машут кому-то рукой, дают указания выключить телефоны, проверяют слышимость микрофонов, а потом непринуждённо начинают выступать. Причем создаётся впечатление, что им всё равно, сколько перед ними людей - пять или пять тысяч. Они просто делятся своими мыслями. Если в момент своего выступления вы не хотите казаться лучше, чем есть на самом деле, то публика непременно это оценит.

Стоит взять во внимание, что оратор - не актёр, он не играет роли и не использует театральные декорации, он показывает разные предметы, людей и события из жизни своими жестами. При подготовке к выступлению жесты заучивать и репетировать не нужно. Всё, что нужно - это стараться показывать жестами всё то, о чём вы говорите. О том, как научиться правильно жестикулировать, поговорим чуть позже, в отдельной главе.

При подготовке к выступлению нужно понять, насколько хорошо вы владеете темой своего выступления. Если в аудитории сидят люди, разбирающиеся в этой теме лучше вас, то, скорее всего, ваше выступление навеет скуку на слушателей.

Выбирайте тему, близкую для вас, в которой вы профессионал. Тогда ваше выступление всегда будет успешным.

Если вы будете рассказывать о том, что изучили недостаточно хорошо, то создадите себе образ неинтересного оратора. В придачу ваши пробелы в знаниях начнут предательски влиять на вашу манеру поведения на публике. Скорее всего, вы будете говорить глупости и часто сбиваться.

Готовясь к выступлению, запасайтесь не умными размышлениями, а простыми историями из жизни. Зрителям не интересно знать уровень вашего интеллекта, им интересны истории из вашей жизни или жизни других людей. И чем больше в этих историях будет трогательных моментов, тем лучше. Вся Библия построена на историях. Помните, что истории из жизни, лучше всего запоминаются.

Есть ряд ораторов, которые предварительно записывают свой текст на бумагу, а потом его читают. Это самый низкий уровень ораторского мастерства. Даже если вам нужно читать свой текст с листа, то всё равно репетируйте своё выступление. Во время репетиции и потом на самом выступлении постоянно отрывайте свои глаза от текста, чтобы посмотреть на слушателей. Во время чтения текста, одна рука держит лист бумаги, а вторая - жестикулирует.

Вы можете написать тезисы или ключевые мысли на картонных карточках. Перелистывая карточки, вы будете менять темы разговора и таким способом ничего не забудете. Обычно с такими карточками выступают ведущие концертов.

Я пользуюсь другим способом. Я рисую комиксы на одном листке бумаги и потом, глядя на них, понимаю, о чем нужно говорить и что важно не упустить в своей речи. Комиксы - это те же тезисы, но только нарисованы символично, в виде простого рисунка.

Ну, а вершина ораторского мастерства - это когда человеку вообще ничего не требуется во время его выступления. Ни бумаг, ни тезисов, ни слайдов. Это высший пилотаж и тот уровень, к которому должен стремиться любой начинающий оратор.

Часы должны стать вашим надёжным помощником во время репетиции. Важно выработать скорость выступления. Затягивать речь нельзя, но и раньше заканчивать тоже не нужно. У публики должно складываться впечатление, что вы можете рассказать ещё много всего интересного, но просто не хватает времени. Вы должны оставлять в сердцах слушателей желание встретиться с вами ещё раз.

Если вы хотите стать непревзойдённым оратором, значит вы должны быть морально готовы к выступлению в любую минуту, и я уверен, что мысли, изложенные в этой книге, обязательно помогут вам.

Когда я провожу тренинги по ораторскому мастерству или индивидуальные консультации, теме спонтанного выступления я уделяю достаточно много времени. Просто представьте, что вы внезапно стали очень известной публичной персоной. К вам внезапно подходит человек с видеокамерой и журналист с микрофоном задаёт провокационный вопрос, к которому вы не готовы. Представили? Перед вами не просто люди с телевидения, перед вами многомиллионная аудитория телезрителей. Поэтому, выступать спонтанно - это особое искусство.

Ну, а теперь скажу главное, что нужно делать во время подготовки к своему выступлению. Вам нужно научиться взращивать в себе состояние уверенности. Публика не воспринимает речь неуверенного в себе оратора. У публики есть жажда видеть перед собой сильного и уверенного в себе человека. Любой публике нужен лидер. Люди подобны большой стае, они неосознанно нуждаются в вожаке.

Уверенность в себе - это тот внутренний стержень, который многие люди ищут годами. На сцене оратору некогда искать уверенность в себе, она должна у него быть. Это обязательное условие для хорошего выступления.

Чтобы выступить незабываемо, нужно знать, когда лучше всего выступать. Об этом поговорим уже в следующей главе.

Мысли на заметку:
1. Никто не любит, когда перед ним наигранно выступают, но все любят, когда с ними говорят по душам.
2. Вы можете подготовить весь свой текст на бумаге, изготовить карточки с тезисами или нарисовать комиксы, но стремиться нужно к тому, чтобы выступать без ничего.
3. Во время своей репетиции пользуйтесь часами. Так вы создадите для себя временные рамки и научитесь чувствовать скорость течения времени.
4. Без уверенности в себе все знания бессмысленны. Если есть уверенность в себе, то знания сами придут.

Знания, умения и навыки оратора

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникагощие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навы-кам оратора относятся следующие:

■ навык отбора литературы;

■навык изучения отобранной литературы;

■навык составления плана;

■навык написания текста речи;

■навык самообладания перед аудиторией;

■навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения ора­тора. Он должен уметь:

■самостоятельно подготовить выступление;

■доходчиво и убедительно излагать материал;

■отвечать на вопросы слушателей;

■устанавливать и поддерживать контакт с аудито­рией;

■ применять технические средства, наглядные пособияи т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и на-стоящего, учиться на лучших образцах ораторского искус­ства и стараться как можно чаще выступать.

Повседневная подготовка к выступлению. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению. Выбор темы и определение целевой установки. Поиск материалов для выступления. Разработка плана выступления. Виды планов. Композиция публичного выступления. Овладение материалом выступления.

Важное место в деятельности оратора занимает повсед­невная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывныи процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.



Что же представляет собой повседневная подготовка?

1.Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов - вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

2.Создание собственного архива. Человеку, которому приходится часто публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готов-ности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать всвоих выступле-ниях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Сегодня есть возможность сделать запись ярких выступлений политических и о щественных деятелей государственного и местного масштаоа, хозяйственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. К онечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, порыться в справочниках, по-читать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации ма­териала и активно создавать свой архив.

3.Овладение техникой речи. Основные элементы ре-
чевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос
(правильные навыки голосообразования) и дикция (сте-
пень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшкм образом донести до слушателей Содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

4. Повышение культуры устной и письменной речи.
Забота о правильности и чистоте речи должна быть обя-
зательной для человека, выступающего публично. Особо
следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно
и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и
эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

5. Критический анализ выступлений. Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ
выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях,
конференциях, публичных лекциях, слушая выступления
ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внима­
ние не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлений того или иного оратора, что вы-зывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступа­ющего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникаю-щих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

6. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовйться к встрече со слушателями, как
построить ораторскую речь, какие приемы управления
аудиторией можно использовать и т. д.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Известно, что все мас­терство знаменитого Демосфена, вся его сила как оратора были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеолисания» рассказывает о том, как Де-мосфен поборол свои слабости, освободился от физических недостатков, мешавших ему произносить речи.

Таким образом, повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.

В переводе с греческого языка «rhetorike» — «риторика», синоним к термину «ораторское искусство». Это слово включает в себя сразу два значения. В первом варианте его понимают как науку, которая знакомит с мастерством красноречия. Второе значение риторики — искусство красиво говорить.

Публичное выступление – один из важных инструментов красноречия. Это форма обращения к аудитории, устное монологическое высказывание, целью которого является оказание определенного .

Формы публичного выступления, которые наиболее распространены в деловой сфере:

  • доклад;
  • информационное повествование;
  • приветственное обращение;
  • торговая речь.

Пять классических этапов, по которым готовится публичное выступление:

  • Определение цели выступления.
  • Заготовка материалов. Это изучение тематики, сбор литературы, ее изучение.
  • Планирование. Одной из важных стадий любого мероприятия является планирование. На данной подготовительной стадии проводится деление собранного материала на группы, выстраивание данных в логической последовательности.
  • Корректура или литературная обработка текста. На этой стадии, текст «шлифуется». Стиль подачи информации должен максимально точно решать задачи, которые поставлены перед речью.
  • Заучивание информации. Подготовка к публичному выступлению предполагает и заучивание отобранной, откорректированной информации. Произнесение речи в уме и вслух.

Особенности аудитории

Подготовка к публичному выступлению проводится с учетом особенностей и настроя аудитории, для которой готовится речь. Во внимание принимаются такие параметры, как:

  • социально-профессиональная характеристика (рабочий класс, интеллигенция, инженеры);
  • культурно-образовательный уровень участников (уровень образования – начальный, средний, высший);
  • характер деятельности;
  • осведомленность слушателей в проблеме выступления;
  • степень заинтересованности.

Количество слушателей, время выступления, ораторские способности докладчика – факторы, которые оказывают влияние на исход конкретного выступления. Как показывает практика, больше всего сложностей возникает с «неоднородной» аудиторией. Очень сложно заинтересовать, расположить и привлечь группу людей, представители которой относятся к разным возрастным, социальным, культурным группам.

Возникают также сложности в работе с молодежной группой. Жажда к противоречию, субъективизм, самолюбие, уверенность молодежи в собственной правоте – факторы, которые потребуют немало усилий и выдержки от докладчика.

Правила публичного выступления

  1. Тема доклада должна максимально точно отражать информацию, которую автор пытается донести до аудитории. Второй вопрос, который решает название доклада – привлечение интереса к выступлению. Чем интересней будет лозунг, тем больше заинтересованных слушателей появится.
  2. Понимание . Успешное выступление – тот доклад, по итогам которого автор добился ожидаемого результата. При формировании цели выступления нужно четко понимать, какой реакции автор выступления ожидает. Выделяют две основные цели выступления – информирование и воздействие. Довольно часто они объединяются в один ожидаемый результат.
    — при необходимости информировать людей нужно подобрать максимально простую для восприятия информацию;
    — чтобы призвать аудиторию к конкретным действиям нужно обозначить определенные мотивы. Достигается это путем формирования у слушателей убеждений, представлений, стремлений.
  3. Стать слушателем. Подготовка к публичному выступлению включает в себя и такой важный этап, как «ощущение себя в роли слушателя». Нужно поставить себя на место участников доклада, понять мотивы и желания этих людей. Только с учетом этой информации можно создать обращение, которое окажется продуктивным.
  4. Оценка состава аудитории. Известно, что чем «однороднее» состав слушателей, тем легче строить свое обращение к ним. Если дело приходится иметь с различной по составу аудиторией, то нужно адресовать какой-то фрагмент обращения к каждой отдельной категории участников, не оставив никого без внимания.
  5. Оценка количества слушателей. Чем больше участников, тем проще для восприятия и запоминания должна быть информация.
  6. Порядок выступления. Нужно знать, какие доклады будут предшествовать вашей речи. Каждое последующее обращение должно быть содержательней, познавательней предыдущего, не повторять и резко не противоречить им.
  7. Речь не должна быть перегруженной. Не больше семи идей или вопросов следует осветлять в одном докладе.
  8. Правильно поставленный голос. Ораторское искусство несет в себе много секретов, один из которых – волнообразная речь. Суть данного метода заключается в чередовании интонации и тональности.
  9. Правильно отлаженная скорость речи. Слишком медленная подача информации рассеивает концентрацию внимания слушателя, а излишне ускоренный темп усложняет восприятие.
  10. Уважение публики. Следует избегать превосходства, высокомерия. Постоянно взаимодействуйте со слушателями, отвечайте на вопросы, будьте заодно с ними. В противном случае

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Как подготовить план выступления

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

  1. Логическая аргументация.

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

  1. Психологическая аргументация.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

Правила аргументации

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление на-

изусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Подготовка к выступлению начинается с обдумывания.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам необходимо выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине. Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению.

Не надо также начинать с того, чтобы искать литературу по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1–2 аспекта или вопроса, не более. Так будет легче и вам, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям.

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» – материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать по этому вопросу и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать – вы будете заряжены позитивно». Об этом же писал О. Эрнст: «С избытком подбирайте материал, это позволит уверенней обращаться с ним».

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: «сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...».

Д. Карнеги советует также заранее высказывать себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, то есть высказывайте свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: «Очень важно иметь в виду...», «Самое главное в том, что я хочу вам сказать...»,

«Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что...» и т. д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам их лучше осмыслить и сформулировать.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз – растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками – так вы лучше его запомните.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.

«Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги – так будет легче их собрать и расклассифицировать», советует Д. Карнеги. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. – так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках – оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе записи на одну тему (например: «Приватизация», «Частная школа», «Русский характер» и т. д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге – это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера – так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки. П. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать,вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного», ... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание» (с. 94).

Как технически подготовить конспект выступления?

Предположим, у вас есть тема выступления. Поступайте следующим образом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классифика-

ции. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – оно может понадобиться впоследствии.

    Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

    Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт – это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

    Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

    Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Всемирно известный актер Ч. Чаплин, например, очень боялся микрофона и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор Илья Ильич Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим

образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный советский химик А. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал лекцию семье, брал ее в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал. Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М. Сеченов сначала вышептывал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта. Прекрасный оратор В. И. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, сойти с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Д. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко – он полагал, что конспект нужен на этапе подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучше не заглядывать, а записи лучше вообще держать в кармане. Он сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда – «это аварийные инструменты». Использование лектором записей, по его мнению, на 50% уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя – это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Выработка уверенности в себе

Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. С волнением не надо очень бороться. Оно в значительной степени может даже помочь в выступлении. Надо просто принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.

Все специалисты по публичному речевому воздействию рекомендуют в один голос – «Набирайтесь опыта!».

Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что вопрос – это краткое речевое произведение и его можно заранее всегда приготовить. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.

Просите при удобном случае слова и произносите крат-

кие реплики – две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.

Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение – сначала хотя бы в такой форме: «Я согласен с...», «Мне кажется, прав тот, кто считает...», затем постепенно переходите к небольшим выступлениям.

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь, которые вас всегда поддержат: «Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...».

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать?

Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.

Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей; многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, в которых вы хорошо разбираетесь; затем произносите эти речи перед друзьями. Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.

1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Одна молодая учительница, проводя первый самостоятельный урок в школе, держала перед собой небольшую бумажку, в которую иногда заглядывала. Урок прошел успешно, и ученики, окружив ее на перемене, спросили, что было написано в бумажке и почему она туда заглядывала. Учительница протянула им бумажку, на которой было крупно напи-

сано ее собственной рукой: «Не бойся, они тебя не съедят». Действительно, поймите, никто вас не съест.

2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. Ваша особа их мало интересует, они видели всяких.

«Представьте себе, вы – посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания, нас интересует содержание телеграммы. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем ваше внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его, как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, убежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения и будете владеть собой» (Д. Карнеги, с. 297).

    Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» – мысль о них укрепит вашу уверенность. Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя.

    Не готовьтесь в день выступления.

    За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

6. Не ешьте перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера – как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.

7. Если волнение все-таки не оставляет вас, постарайтесь избежать нервных движений – они будут способствовать усилению вашей неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением.