Где можно быстро взять деньги. Что делать, если срочно нужны деньги - способы быстрого заработка, получение кредитов и займов. Где взять деньги прямо сейчас срочно на карту

Где можно быстро взять деньги. Что делать, если срочно нужны деньги - способы быстрого заработка, получение кредитов и займов. Где взять деньги прямо сейчас срочно на карту

Сегодня восточные единоборства уже ни для кого не являются экзотикой. Их преподают в многочисленных кружках и секциях, в спортивных школах и фитнес-клубах, редкий уважающий себя книжный магазин не отводит под посвященную им литературу несколько полок, а то и целый стеллаж. Чем вызвана такая популярность восточных боевых искусств? Быть может, модой на все восточное и экзотическое, а может быть, такая тенденция является ответом на, увы, непростую сегодняшнюю ситуацию в нашем обществе, когда очень многое зависит от умения защитить себя самого. Как бы то ни было, восточные единоборства давно стали неотъемлемой частью массовой культуры, а потому с каждым годом растет число желающих приобщиться к загадочной культуре Востока, в том числе и таким путем.

Как известно, если хочешь в чем-то достичь успеха, нельзя ни в коем случае разбрасываться, распыляя свои усилия, и зачастую нам в жизни приходится выбирать. Но как сделать выбор, если речь идет о большом числе видов единоборств, по каким критериям выбирать, на чем остановиться? С этим вопросом я и постараюсь разобраться.

Прежде всего, необходимо определить понятия "борьба" и "единоборство", часто используемые как синонимы, однако таковыми не являющиеся. Борьбой называется боевое искусство, в котором используются в основном захваты, броски и болевые приемы; из этого можно заключить, что бой требует тесного контакта противников. В единоборствах эти приемы используются наряду с ударами, а иногда и с воздействием на противника на расстоянии, например, бросками предметов (как тут не вспомнить металлические звездочки, которые метают японские ниндзя).

Видов восточных боевых искусств существует великое множество. Их можно делить по разным критериям - по стране происхождения, по древности традиций, по используемым в них основным приемам и т.д. Я бы взяла за критерий их популярность, а потому буду рассказывать о каждом виде, переходя от наиболее распространенных к менее известным.

Каратэ-до

Что прежде всего приходят на ум большинству людей, когда речь заходит о восточных боевых искусствах? Конечно же, каратэ-до. Этот, пожалуй, самый популярный вид боевого искусства зародился на острове Окинава. Изначально слово "каратэ-до" означало "путь китайской руки", так как на его становление значительно повлияли китайские боевые искусства, но в 1933 г. мастер Гитин Фунакоси изменил в написании иероглиф "китайский" на иероглиф "пустой". Оба иероглифа читаются одинаково - "кара". Этой заменой мастер подчеркнул не только характер единоборства - борьба без оружия - но и его самостоятельность. В 1955 г. возникла Японская ассоциация каратэ-до, и главным ее инструктором стал Фунакоси.

В каратэ существует множество направлений, сильно различающихся между собой. Самое популярное среди них - сетокан , называемый специалистами азбукой каратэ. В основе лежат приемы боя на средней и короткой дистанции, удары ногами на нижнем и верхнем уровне. Сетокан требует хорошей физической подготовки и быстрой реакции.

Одним из самых молодых направлений является кекусинкай , основанное в 1969 г. Методы обучения отличаются суровой дисциплиной, и, в отличие от других направлений, акцент делается не на философские аспекты и моральное самосовершенствование, а на боевую эффективность. Одним из самых трудных экзаменов является так называемый "сто кумитэ" - сто боев без перерыва.

В сито-рю акцент делается на быстроте перемещений, правильном дыхании и работе с центром тяжести, иначе говоря, с умением держать равновесие. Это направление включает 50 ката - комплексов упражнений, что значительно больше, чем в любом другом стиле. Некоторые поединки в сито-рю проводятся в доспехах в древнем японском стиле.

Направление годзю-рю соединяет приемы каратэ с некоторыми элементами, взятыми из китайских боевых искусств. Этот стиль отличает сочетание быстрых и плавных движений, а также большое количество уходов, в то время как в остальных направлениях каратэ доминирует прямая атака.

Стиль вадо-рю , созданный в 1938 г., считается самым японским из всех. В нем доминируют уклоны и броски, особое внимание уделяется развитию особого состояния ума.

Пожалуй, самым зрелищным стилем является косики каратэ-до из-за применяемой ударной и бросковой техники. Это направление также довольно травмоопасно, поэтому все поединки проходят с обязательным использованием защитного снаряжения.

Тэквон-до

Это корейское боевое искусство именуют по-разному: тэквон-до , таэквон-до и тхэквон-до . Не смущайтесь, речь всегда идет об одном и том же. Первое наименование, на мой взгляд, удобнее для произношения. Второе латинизировано, так как в латинском языке сочетание ae читается как "э". Третий вариант наиболее точно передает произношение и написание этого слова по-корейски. Сам термин появился в 1955 г., когда после Второй мировой войны в Корее была возрождена почти забытая к тому моменту система корейских единоборств, символизирующих дух нации. Огромный вклад в возрождение боевых искусств Кореи внес генерал Хон Хи Чой, в 1966 г. возглавивший Международную федерацию тэквон-до. С 1988 г. тэквон-до включено в программу Летних Олимпийских игр.

В тэквон-до используются в основном удары ногами и прыжки. Запрещены любые захваты и удары в голову руками. Показательные выступления тэквондистов весьма зрелищны, часто демонстрируется разбивание досок эффектными ударами в прыжке.

Ушу

Считается, что ушу создал монах Бодхидхарма, прибывший в Китай из Индии в первой половине IV века. В ушу множество стилей, среди которых выделяют северные и южные, внешние и внутренние. Северные стили, или стили северных провинций Китая, отличаются широкими движениями и прыжками, а также большой дистанцией между бойцами. Самым распространенным из северных стилей считается чань-цюань , из южных же наиболее популярен стиль нань-цюань . Обучающиеся внешним стилям основной своей задачей видят оттачивание техники выполнения приемов, в то время как внутренние стили направлены на совершенствование душевных качеств бойца. Классическим представителем этой группы стилей можно назвать тайцзи-цюань , отличающийся плавными движениями и перетекающими перемещениями.

В ушу есть направление так называемого спортивного ушу , сочетающего вышеперечисленные стили, а также включающего в себя сложные акробатические элементы, требующие большой гибкости позвоночника и эластичности мышц ног.

Айкидо

Сравнительно недавно появившись в России, айкидо успело снискать определенную популярность. Это единоборство было основано мастером Морихеи Уэсиба в 1945 г. Основная концепция айкидо заключается в достижении бойцом гармонии между собственной жизненной энергией и окружающим миром. В бою айкидоист стремится использовать агрессию противника против него самого. Этот вид единоборства является скорее средством защиты, а не нападения, и потому подходит уравновешенным, неагрессивным людям. Соревнуются айкидоисты в коротких белых кимоно и широких черных брюках хакама, что делает поединок зрелищным.

Как карате-до и ушу, айкидо имеет свои внутренние направления. Наиболее популярным из них можно назвать томики айкидо , смечь приемов традиционного айкидо с приемами дзюдо. Томики айкидо включает соревнования в программу обучения, что для восточных боевых искусств весьма нетипично, ведь считается, что важнее овладеть искусством боя, чем побеждать на соревнованиях. Стоит упомянуть и о танто рандори-хо , искусстве борьбы без оружия с вооруженным противником. Для тренировок используется мягкий нож, которым орудует один из спортсменов, а по завершении одного поединка они меняются ролями.

Тайский бокс

Тайский бокс, или муай-тай , зародился в Таиланде в XII веке в войнах с Китаем. Вместо перчаток борцы обматывали руки веревками, а перед особо важными схватками даже обмазывали клеем и обсыпали битым стеклом. Необходимо сказать, что делалось это по взаимному согласию противников. Тайский бокс узнается по эффектным ударам ногами, однако специалисты говорят, что они используются в основном для зрелищности, а не для боевого эффекта. В муай-тай удары наносятся локтями и коленями. Проводятся отдельные соревнования для любителей и профессионалов, и если любители выступают в защитном снаряжении, то профессионалы выступают полуобнаженными, в легких боксерских перчатках.

Тайский бокс немыслим без присущих ему древних ритуалов. Раньше время поединка отсчитывалось с помощью скорлупы кокоса: в половинке скорлупы проделывали отверстие строго определенных размеров и опускали в воду. Как только скорлупа тонула, поединок заканчивался. Разумеется, многие традиции за века канули в Лету, и вместо веревок боксеры теперь используют перчатки, но остался священный танец, совершаемый перед поединком с целью заручиться поддержкой духов. Сам поединок происходит под музыку. В качестве талисмана тайцы надевали монгкон - повязку на голову - и пратьиат - на запястье. Теперь эти повязки выполняют те же функции, что и пояса в других восточных боевых искусствах - обозначают уровень мастерства бойца.

Хотя муай-тай появился в России сравнительно недавно, его приверженцы уже пророчат ему большое будущее в нашей стране. Первый шаг для этого сделан: в Москве уже проводятся регулярные выступления как зарубежных спортсменов, так и российских восходящих звезд тайского бокса.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу иначе называется дзю-дзюцу и в переводе с японского означает "искусство гибкости". Это боевое искусство возникло на основе древней техники борьбы в доспехах. В технике преобладают захваты, броски и болевые приемы - воздействие на болевые точки противника. В настоящее время практикуется удержание противника в положении лежа.

Дзюдо

Дзюдо возникло в Японии в конце XIX века на основе джиу-джитсу. Его название переводится с японского как "гибкий путь". Долгое время дзюдо не было видом спорта, а предназначалось, как почти все восточные единоборства, для воспитания личности бойца. Однако по окончании Второй мировой войны, когда сохранились только школы спортивного направления, дзюдо превратилось в вид спорта. В 1972 г. первым из восточных боевых искусств дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, дебютировав в Летних играх в Мюнхене.

В дзюдо, как и в джиу-джитсу, используются захваты и болевые приемы; это так называемая контактная борьба, требующая соприкосновения тел противников. Цель борьбы - вывести соперника из равновесия и повалить спиной на татами - ковер для борьбы. Кимоно дзюдоистов имеет короткие рукава для наибольшего удобства захватов.

Единоборства с использованием оружия

Кэндзюцу - это единоборство в японских доспехах и с использованием меча. Манера поведения сражающегося должна быть агрессивной: это пугает соперника, помогает правильно дышать и поднимает боевой дух самого бойца. В кэндзюцу используются два вида мечей - длинный двуручный катана и короткий вакидзяси.

Кэндо схоже с кэндзюцу, только меч в нем используется бамбуковый, аэродинамически более удобный, нежели металлический. Также спортсмен одет не в доспехи, а в национальный японский боевой костюм и решетчатую маску. Важным в кэндо считается крик "киай", известный большинству читателей по фильмам. Кричат практически во всех восточных боевых школах, но в кэндо крик имеет особо важное, почти ритуальное значение.

Нагинтадо - спортивное единоборство с использованием бамбуковой алебарды нагината. Интересно, что по традиции нагинтадо занимаются в основном женщины.

В настоящее время эти недавно совсем неизвестные в нашей стране боевые искусства обретают популярность, и обучиться им можно даже в фитнес-центрах. Стоит иметь в виду, что в фитнес-центрах уроки этих единоборств, как правило, называются блэйд (англ. blade - лезвие) и являются упрощенной фитнес-версией. Тренеры говорят, что японское фехтование - довольно непростое искусство, и только по прошествии значительного времени обучающиеся начинают чувствовать меч или алебарду.

Вообще восточных боевых искусств существует великое множество, и в рамках одной статьи, к сожалению, нельзя рассмотреть все. Однако, на мой взгляд, такие боевые искусства, как пенчак силат (Индонезия), ыет во дао (Вьетнам) и варма калаи (Индия) еще не скоро станут не просто популярными, но и сколько-нибудь известными в нашей стране. Желающие могут увидеть показательные выступления по этим стилям на специализированных фестивалях восточных боевых искусств, регулярно проходящих в Москве.

Восток есть Восток, но Запад старается от него не отставать, а потому кроме восточных единоборств существует несколько западных направлений, которые также требуют внимания.

Кикбоксинг

Кикбоксинг (от англ. kick - пинок) является молодым видом спорта, возникшим в 70-е гг. в США. Это смесь бокса с элементами каратэ-до и тайского бокса. Во время поединков боксеры обязательно используют защитное снаряжение и боксерские перчатки. В технике используются удары ногами и руками, запрещены захваты и удары локтями, коленями и головой.

Соревнования проводятся, как и в тайском боксе, отдельно для профессионалов и любителей. В кикбоксинге есть направление фулл-контакт , или полный контакт, в котором разрешено вкладывать в дар всю силу и даже доводить противника до нокаута. Как мы видим, это довольно жесткий вид спорта.

Капоэйра

В 2000 г., будучи в Рио-де-Жанейро, я увидела уличных акробатов. Они выполняли прыжки один через другого, а один из акробатов как-то странно крутился на месте, переступая с одной ноги на другую и в какой-то момент даже опираясь на руки. К сожалению, на снимке акробат оказался запечатлен в полуприседе на ногах, то есть в позе, совсем не дающей представления о характере движения. Тогда я еще не знала, что акробат демонстрировал искусство капоэйра - бразильское боевое искусство, которое вскоре стало популярным и в России.

Элементы капоэйры стилизованы под акробатические и танцевальные движения. Поединок происходит под музыку и без контакта с противником. Цель боя - с помощью выпадов и акробатических элементов разгадать намерения противника и вывести его из равновесия. В фитнес-версии, которую предлагают своим посетителям фитнес-клубы, акробатические элементы упрощены, но для того, чтобы овладеть ими, придется изрядно попотеть.

Если после прочитанного вы так и не определились с тем, каким боевым искусством заняться, то специально для вас сэнсэй Адзума Такаси создал.

Кудо

Это наиболее универсальное из всех боевых искусств было основано в 1981 г. и первоначально называлось дайдо-джуку каратэ-до . Сэнсэя Такаси не удовлетворяли боевые возможности существовавших единоборств, и он основал кудо, вместившее в себя элементы каратэ-до, дзюдо, бокса, джиу-джитсу и муай-тай. В отличие от многочисленных ремиксов (а их, поверьте, немало) кудо представляет собой стройную динамическую систему. Ее создатель постоянно находится в творческом поиске, добавляя все новые и новые приемы и комплексы.

Кудо - достаточно жесткое направление в боевых искусствах, а потому в поединках необходимо использовать защитный шлем. Это единоборство подходит как новичкам, так и заслуженным обладателям черных поясов в других видах восточных боевых искусств. Приверженцы кудо считают, что основной целью изучения любого боевого искусства является не наращивание физической силы с целью уничтожить противника, а бесконечное совершенствование духа.

13.11.2008 03:04:29

Самое главное в своей статье про единоборства вы еще забыли добавить,что отдавая ребенка тренеру желательно проверить куда и кому Вы его отдаете. Например детский тренер по Кудо Качанов М.Ю. так доповышался до совершенства, что избил жену в присутсвии маленькой дочки.Был осужден по ст.116.Про жестокость его тренировок пишет Московский комсомолец.13 июня 2007.Зомби бойцовского клуба.Читайте.

26.12.2007 23:52:40, Мама

ХОРОШЫЙ САИТ
Я СИЛЬНЫЙ СТОРОНИК ОБОШЕНИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЙ ВСЕХ ВИДОВ В ОДНУ ЕДИНУЮ ОДНАКО БУДУЧИ СПОРТСМЕНОМ С ОПОТОМ Я ЗАМЕТИЛ ОДНУ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ НАСКОЛЬКА МАКСИМУМ СЛИВАЮТСЯ ВИДЫ НАСТОЛЬКА И ПОЛУЧАЕТСЯ ГРЯЗНАЯ КАША К ПРИМЕРУ ТОТ ЖЕ КУДО НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО АНО МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ И САМ ХОЧУ ПЕРЕИТИ НА НЕГО НО У КУДОИСТОВ НЕТ ЧОТКОИ НАПРАВЛЕНОСТИ И ВСЕ УДАРЫ У НИх МАЗАНЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО НА МОЙ ВЗГЛЯД ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОСТА РЕЗНЯ МНОГИЕ КУДОИСТЫ ПРИЗНАЮТ СВОИ НЕДОСТАТКИ И НЕПРОЧ ПОСТАВИТЬ СЕБЕ ЗАШИТУ И УДАР В БОКСЕ ГОДИК ХОРОШЫЙ ВЛАДЕНИЕ ТОЧНОСТЬ И НАПРВЛЕНОСТЬ УДАРА НОГИ (с колена)В ТЕКВАНДО 2 ГОДА И КОНЕЧНО ОСНОВНЫЕ ЗАХВАТЫ БРОСКИ БОЛЕВЫЕ НАВЫКИ БОРЬБЫ МИНИМУМ ПОЛГОДИКА ЧТОБ ПОТОМ В ИДЕАЛЕ БИТСЯ В КУДО ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О МОЕМ МНЕНИ
РАХИМ (М,С_кикбоксинг)

18.06.2006 14:25:14

TGJGJHGJHGJHGJHGJH

18.06.2006 14:08:50

Свои 5 копеек:)
"Основная концепция айкидо заключается в достижении бойцом гармонии между собственной жизненной энергией и окружающим миром...этот вид единоборства является скорее средством защиты, а не нападения" - чистая неправда.
Концепция Айкидо (как наверное и всех БИ) - выйти из конфликта, причинив противнику максимум вреда и затратив при этом минимум своих сил и времени. Нападение -лучшая защита, никуда от этого не дется.
"Соревнуются айкидоисты в коротких белых кимоно и широких черных брюках хакама, что делает поединок зрелищным" - в классическом Айкидо нет соревнований в принципе. И быть не может, по причине, названной выше. Хакама японцы изначально придумали чтобы кимоно не пачкать:)
Да и зрелищности особой в Айкидо нет (если только это не специальный постановочный бой-выступление).
Танто рандори-хо, искусстве борьбы без оружия с вооруженным противником - в нормальных залах для тренировок используется не мягкий нож, а обычный деревянный нож-танто, довольно твердый, кстати, а также Боккэн и Дзе.

Про "кудо", вообще не ясно. Китайцы 2000 лет создавали свои боевые системы и что они не универсальны? А тут в 1981 появился "гений" и "открыл" доселе невиданные приемы? У него наверно какое-то другое строение тела или может он летать научился? Почему "кудо" жесткое направление в Б.И? А ушу - это что, в шашки поиграть, что ли? Если речь идет о боевых искусствах, то любое из них, кроме чисто спортивных, коммерческих направлено на причинение урона сопернику, его смерти. Вас Вера айкидоисты на тренировках со всей дури на деревянный пол не кидали? Почему в "кудо" есть творческий поиск, а в карате его нет? Направленность статьи мне не совсем понятна. С уважением.

24.03.2005 19:15:29, Volodza-san

Начну, наверное, с того, чем закончил статью "Сумо, карате и ниндзи, или как выдумывалась история боевых искусств. RV. ". Да, я мог бы ещё каких-нибудь сказочных баек "про канфу" ещё поразбирать, но, поверьте, мне эти "в гостях у сказки" уже давно не интересны. Нет, не скажу, что с тех пор, как "подсел" на сумо, я совсем забросил интересоваться более молодыми боевыми искусствами, я продолжал с интересом отслеживать турниры по "К-1", и с удовольствием наблюдал как мои любимые бойцы, великий голландский "лесоруб" Питер Аэртс, образец тайской техничности "бронзовый будда" Буакав Пор Прамук, бешенный датский "викинг" Оле Байё Ларсен, замечательный аланский технарь Руслан Караев, воистину железный японец Мусаси и неподражаемый воин-маори Рей Сэфо, жестоко по полчаса бомбили таких же жестких бойцов куда ни попадя, а какие великие бойцы выступали на площадках муай тай?! Думаю такие имена непобедимой голландской троицы, как "Голландец" Роб Каман, "Бриллиант" Рамон Деккерс и суринамский негра по кличке "Мистер Совершенство" Эрнесто Хуст, знают даже те, кто мало интересуется боевыми искусствами... без сомнения интересны бои Фёдора Емельяненко, замечательного технаря от бокса Дмитрия Пирога и просто фантастического Конора Макгрегора... но вера в непобедимых "самураев" была сначала потрясена, а затем пала под натиском видео-фактов и парочки личных неудач...

В достопамятном 2002 году, когда огромный раскачанный Боб Сапп по прозвищу "Зверь" тупо сломал на пике карьеры ВЕЛИЧАЙШЕГО "самурая", носившего титул "Мистер Совершенство" Эрнесто Хуста, это вызвало недоумение и состояние "да ладно?! подстава!!!" (тогда уже было известно про купленные бои), но потом сами собой стали попадаться бои "Снеговика" Джеффа Монсона и последнее, что сломало веру во всепобеждающие волшебные боевые техники, стало знакомство с боями великого озеки Конисики , где просто огромнейший дядька как щенят выкидывал и давил и качков, и технарей... в общем, продолжаем разбираться.

Я очень внимательно на протяжении уже трёх лет изучаю вот этот ОФИЦИАЛЬНЫЙ документ, и сопоставляя его вот с этим ТРАДИЦИОННЫМ списком недавно понял, что реально ПЕРВЫМ настоящим всеяпонским великим чемпионом-ёкодзуной стал только 16ый (!!!) по традиционному счёту ёкодзуна Нисиноуми Кайро (Nishinoumi Kajirō I 西ノ海 嘉治郎, 19 февраля 1855 – 30 ноября 1908) только в 1890 году! Что это значит? А значит это, во-первых, то, что нынешний “72-ой” ёкодзуна Кисеносато всего только 56-й, а во-вторых, то, что первые пятнадцать, конечно, если предположить, что они вообще когда-либо реально существовали, были просто ЗАПИСАНЫ в ёкодзуны задним числом, по крайней мере, последние шесть из пятнадцати существовали точно, но даже они по официальному списку проходят в рядах озеки, включая знаменитых Унрю и Сирануи…НО! Есть большое "НО": те, с кого всё началось, - Унрю и Сирануи - известны нам сразу в двух разных ипостасях, и если их мифические предшественники нам известны только по изображениям в виде "весёлых еппонских картинок" (и это даже не смотря на то, что многие якобы продолжали жить даже в век фотоаппарата), то и Унрю и Сирануи мы знаем уже и по фотографиям.

Это УНРЮ ХИСАКИТИ (SHIOTSUKA Hisakichi (雲龍 久吉, 1822 – 15 июня 1890; aka Unryu Hisakichi)), да фотка, конечно, старая, порога 70-80-х, но на ней сразу видно, что человек, рисовавший "весёлые картинки", рисовал их "от балды", на картинке тоже Унрю, но картинка датируется 1865 годом, и то, что изображённый на ней больше похож на не выступающего уже рикиси Коккай , - ну, чииистая случайность и возрастное...


Unryu Hisakichi 1865

Нет, я не хочу сказать, что комусуби Мераб Леван Цагурия телепортировался в 1865-й, срисовался там и домой, ну, или что у японского художника косые глаза и он непонятно куда смотрел, когда рисовал чемпиона, конечно, так оно тоже может быть, но блестящая плеяда японских художников XIX века: Хокусай, Кунесада, Хиросигэ и Кунеёси - весьма точно умели схватывать мелкие детали, и даже рисуя в карикатурном стиле, создавали весьма узнаваемые шедевры... В общем, давайте, наверное, посмотрим ещё и на его оппонента, то есть на фото и на то, чем сирануи художники, для сравнения; итак, вот он, СИРАНУИ КОЭМОН (HARANO Minematsu (不知火 光右衛門, 3 марта 1825 – 24 февраля 1879; aka Shiranui Kōemon))

Kōemon-Shiranui 1869 Kōemon-Shiranui 1868

Не хочу пока делать выводов, но фотки почему-то сильно смахивают на работы порога XIX-XX веков, и почему-то совсем не смахивают на картинки, и это при том, что японские художники рисовали до шизофреничности детализированно: посмотрите на изображение Серануи, я увеличивал его - ТАМ КАЖДЫЙ ВОЛОСОК ПРОРИСОВАН... как сказал бы Жорж Милославский:"Ты на что это, царская морда, намекаешь?!", да в общем-то пока ни на что, так сам с собой по-децццки калякаю... пока.

Ну, и на этом как бы всё, фокусы кончаются, дальше фотки борцов всё больше схожи с картинками, и даже если есть неточности, но таких диких накладок, как носатый мужичина, покрытый шерстью, на поверку оказывающийся голым японцем скромных размеров, больше не случается, а с первого реального ёкодзуны Нисиноуми Кайро всех борцов мы начинаем узнавать только по фото.

Всё, инкубационный период закончился.

Что я хотел сказать этими словами? Давайте, подытожу. Древнейшая японская борьба имеет не японских прародителей, а чисто японской она стала тогда же, когда чисто японской стала сама Япония. Обратите внимание на эпоху "мэйдзи", не стоит далеко ходить, в той же "педие" всё чёрным по белому написано: с 1871 года по всей Японии прокатилась волна реформ, с чего бы это? А с того, что "железная рука" великого делателя императоров Наполеона в этом году была "обрублена", а мировой гегемон Франция поник и втянул щупальца, отравленный чумой "Парижской коммуны", и Япония сразу как-то оживилась и задышала, "рыцарскому сословию" с его пижонским "кодексом самурая" срисованным с французских бульварных литературных шлягеров вальтерскотко -дюмового разлива, дали по шапке и приструнили, ханы были ликвидированы. То есть Япония была инфицирована тем, чем треть века назад переболела Европа, и чтобы излечиться, понадобилось ещё полтора десятилетия, и только к середине 80-х годов XIX века усилиями германских и российских специалистов была создана японская Япония. Япония вообще за свою историю поражала предельно подлым и циничным отношением к своим создателям и учителям, и то, чему учили японцев, они с удовольствием опробывали в первую очередь на самых беззащитных, а во вторую... на самих учителях. И что бы там не говорили, великие воители с Окинавы относились к категории самых беззащитных: всего лишь напомню, что когда в 1879 году Ванство Рюкю с 60-тысячным населением решило, что не желает иметь с Японией ничего общего и будет вести самостоятельную политику, государственный деятель Японии Мацуда Митиюки с помощью 300 японских солдат и 160 полицейских за три недели разгромил это "королевство", а местного королька Сё Тая лишил титула "маркиза" (косяку), дарованного ему тэнно Муцухито, и пинком отправил на пенсию. Как выглядела эта всепобеждающая японская рать? -А вот так:


армия тэнно 1874

да и тех, кто представляет себе тогдашних рюкюсцев как кого-то наподобие китайцев или японцев, хотел бы тоже разочаровать, и для первоначального ознакомления отправить к тайваньским туземцам и вообще ОООЧЕНЬ внимательно сравнить их с индейцами америк...

Да, не спорю, можно утверждать, что сумо произошло, в первую очередь, от поясной борьбы, и многие кивают на корейский "собак" или "шубаку" как на прародителя, с которым сумо имеет довольно сходные приёмы и правила, и даже если верить знатокам иероглифов, общее написание, и, по большому счёту, не сомневаюсь, что так называемое "народное сумо" происходит с корейского полуострова, откуда пиратские кланы и корпорации японских островов регулярно доставляли рабов, но всё же это только один из компонентов. Вспомните ещё раз не фотографии, а картинки, изображавшие Сирануи и Унрю. Сразу хочу предупредить суеверия типа "родиной всего неродного является Русь-матушка": нет, не является; русские, наоборот, всегда были известны как раз как ударники и кулачники, и азиатцев всегда именно БИЛИ, а вот родиной борьбы был ... Иран. Причём, разновидностей было две, первая кошти -кушти-гушти-кшати-гуштингири-тугуш-тутуш-кетч - это разновидность преимущественно осёдлого земледельческо-садоводческого населения (иранцы), а такая разновидность как гореш -гюлеш-гюреш-кураш-куряш-куреш-курес-хуреш - это разновидность преимущественно скотоводческого населения (туранцы). Прочитал, что есть ещё такая якутская борьба, как “курдацай тустуу” ,но это всего лишь довольно корявое произношение названия обоих направлений "кураш гушти".

Ну, и раз уж речь зашла о якутах, думаю, надо немного развенчать нелепицы и про других монголоидов, причём, гораздо более разрекламированных, то есть про т.н. "монголов". Ох, уж они и воины были, уж и многочисленные-то, уж и непобедимые-то, уж и дисциплинированные-то!... Одна беда: всё это они узнали о себе только в 20-е годы ХХ века от советско-иудейских историков, которые продвигали в кочевые массы фантасмагоричные байки, выдуманные в середине XIX века, даже специальную кличку придумали туземным ордам - "татаро-монголы", чтобы простодушные жамбынбатмунхи не сомневались, что это именно они и есть. Однако бедные индейцы скудной на жизненные ресурсы пустыни Гоби не понимали, зачем носатые, с вселенской грустью в глазах, чужеземцы рассказывают про них такие глупости и небылицы; честным и невоинственным "монголам" и невдомёк было, что из них давно уже сделали вселенское пугало. Да и никакие они вовсе и не "монголы "! Эту глупую кличку прилепили на них те же проходимцы, а звались они всегда "Калка" (или халха в советской транскрипции, а калмыки называли себя "хальмг-тангч").

Ещё одним пугалом были их северные соседи, носящие кличку "якуты ", хотя они сами никогда и не скрывали, что они всегда были Саха (или сака), но ведь британские фантазёры уже выдумали, что древние саки захватили Индию, не могли же это сделать какие-то киргизцы, прямая родня племён нынешнего северо-восточного Казахстана, нет, это могли быть только истинные арийцы, не меньше, так что настоящие саки так для всех и остались якутами... какими и те, и другие были воинами - отдельная тема, а если ещё точнее, то никакими . Это не означает, что они были совсем ущербными, нет, они замечательно стреляли, были неприхотливы, замечательно приспособлены к местным условиям и ловко управлялись ножом. Да-да, ножом, в отличии от киношных "монголов", выдуманных чингисханутыми во всю спину псевдоисторическими режиссёрами и историками.



бурят 1890

Такая роскошь как сабля в более-менее заметных количествах появилась у них только после погрома армии барона Романа Фёдоровича (Nikolai Robert Max) фон Унгерн-Штернберга подразделениями РККА.

В общем, способности у них были, а вот воинского духа, умения и желания воевать не было, не военные это народцы, хотя и по-своему воинственные. На кочевников вообще навозвели много напраслины, хотя по большому счёту они не более опасны чем мыши, так же наглы, трусливы, всегда готовы к нападению, если пропорция 6 к 1 в их пользу, либо противостоят им старики, женщины и дети, всегда готовы к воровству, особенно скота, если уверенны, что наказания не будет, при этом они довольно честны, относительно преданны, патологически ленивы и совсем не стойки. И в этих качествах для них нет ничего необычного, зазорного или неприличного, жизнь в постоянной нищете, в лишённых каких бы то ни было ресурсов условиях, порождает совсем иные жизненно необходимые местному населению правила поведения, нежели принятые у европейцев.

Ещё более неказисто смотрятся завывания шаманов от официальной истории о многосоттысячных армиях "татарманголов", шляющихся туда-сюда в широтном направлении по скудным ландшафтам, которым под силу прокормить едва ли десятую долю процента от заявляемой численности, на фоне РЕАЛЬНЫХ ДАННЫХ о реальных калка-монголах и численности подразделений, которые они могли реально выставить при максимальной мобилизации:


монгол 1913

"10 августа 1945 г. Монгольская Народная Республика вслед за Советским Союзом объявила войну Японии. Примечательно, что Монголия, которая формально считалась в то время частью Китая, воевала не в составе Народно-освободительной армии Китая, а в союзе с Красной Армией. Этот факт еще раз подчеркивает, что Монголия считала себя независимым от Китая государством.

Монгольские войска, насчитывалось 28 тыс. (5,6,7 и 8 кавалерийские дивизии, 3-й особый кавалерийский полк, 7-я бронетанковая бригада, воздушная дивизия, полк связи, отряды народного ополчения и другие подразделения), входили в группировку войск Забайкальского советского фронта под командованием маршала Р.Я Малиновского. Командовал монгольскими войсками маршал X. Чойбалсан. На вооружении Монгольской народно-революционной армии были сотни танков и бронемашин, пушек и минометов, десятки самолетов, безвозмездно поставленные МНР советской стороной.

Чем тогда было для МНР участие в боевых действиях против Японии, становится сейчас более ясным. При населении МНР в то время около 690 тыс. человек , на освободительную войну в Китае отправился каждый мужчина призывного возраста . Это было огромным напряжением для страны, которая еще в 1936 г. (по настоянию Сталина) пыталась довести численный состав своих вооруженных сил до 17 тыс. человек, и внутренних дел - до 2,5 тыс. человек .

На момент подписания капитуляции Квантунской армией 12318 человек японских солдат и офицеров были захвачены в плен монгольской армией.

В войне на Дальнем Востоке Монголия понесла большие потери в живой силе, потеряв убитыми 2039 солдат и офицеров, 78 солдат пропали без вести. Материальный ущерб был определен в 205 млн. тугриков."

Ну какие, КАКИЕ?! после этого могут быть разговоры о сотнях тысяч, если ещё в 1867 году население всей Монголии составляло 390 тыс.чел. (для сравнения к 1861 году в российской Сибири проживали 352 тысячи жителей). Не буду опираться на пресловутые мифические тартарии и тому подобную чушь, которой как и петрушкиной России тоже в помине не было, колоссальные территории от Урала и до великих озёр в Америке население имели настолько мизерное и разреженное, что даже к началу XIX века можно было пройти всю эту территорию в широтном направлении И НИКОГО НЕ ВСТРЕТИТЬ!!! Крошечные народцы инородцев и казачьи банды, вольнопоселенцы, старообрядцы, европейские авантюристы, пираты, артельщики, всё это совершенно спокойно и беспрепятственно перемещалось от Тибета до Гренландии, и от Урала до Техаса, ничуть не стесняясь даже официального заявления о вхождении этих территорий в состав какого либо "цивилизованного" государства. Кто собрался под знамёна Айсиньгёро Мяньнин (ещё один вариант произношения родового имени Исинджуро Минин), вылившееся в "манджурское" завоевание "китая"? Да вероятно, вся округа! Костяком, без сомнения, были казачьи ватаги, и артели охочих людишек, числом, вероятно, до полутысячи, несомненно, вездесущие европейские торговые компании (голландцы) - явные заказчики и спонсоры, со своими наёмными головорезами, ну и естественно, все окрестные индейцы, вечно голодные и никогда не прочь поживиться за чужой счёт, это кстати ещё и к вопросу, откуда взялись "манджуры" (люди джуры) - искусственное объединение разнородных туземных кланов и охочих людишек, европейские канализаторы ещё и не такие заковыристые народцы понасоздавали!

Взять, к примеру, ту же Корею или как ее именуют "Чосон" (якобы "Страна утренней росы", хотя реально слово читается как Тэджосон, а латиницей Ted-Joseon, ничего не напоминает?), древней предревней, но мало кто знает, что Корея всегда была составной частью Манджурии, а более-менее самостоятельным это якобы древнее государство стало только с лёгкой руки безутешно вдовствующей полвека на широкую ногу императрицы Цыси, и первым и единственным Ваном (королём) был Коджон , который (а вернее его жена, достойная соратница Цыси именовавшаяся королевой Мин) худо-бедно доправил-таки до ХХ века, за это время население увеличилось чуть более, чем в двое, достигнув 13 млн.чел., и даже обзавелась с помощью всё тех же европейских кураторов самостийной историей. В 70-е годы корейцы, напрочь забыв и про французов и про их уроки, убедили себя, что они всегда так жили и начали выдумывать себе всё подряд, даже боевые искусства, так согласно официальной истории:

"в 1790 г. король Чонг-Чжо приказал Ли Дук-Му (1741-1794 гг) для обучения королевской гвардии собрать материал и написать книгу обо всех известных методах боевых искусств. Результатом явилась книга, которая известна под названием "Муйэ Доботонгджи". Эта книга имеет много детально описанных техник Йу-Суль, очень похожих на технику современного Хапкидо"

В общем, даже здесь всё примерно ясно, Коджон-Чонгджо (помним как ловко у нас из Теджосона получилась Чосона?), случайно промахнувшись веком и наполучав с лихвой дюлей от более сообразительных японцев, решил, что тоже надо чёйта замутить такое ногодрыжное и зафиксировать его в виде этакого майнкампфа "Моё Допотопноножие" ...

Про китайцев уже писал, но упомяну ещё о пресловутой "алмазной рубашке", эти фокусы должны навеять мысли в первую очередь о ЙОГЕ, которая к моменту реального появления британцев на Индостане, видимо, уже существовала. Можно считать отправной точкой для появления "алмазной рубашки" на дальнем востоке опиумную войну 1856-1860 годов, которая велась сипайскими армиями Британской Ост-Индской компании. Вот вам почти точное время появления Шаолиней, рубашек, ушей и канфов с каратами.

Мифическая история японских джуджиц становится более внятной после колонизации Голландской Ост-Индской компанией такого порта ХIХ века как Нагасаки, где, согласно данным официальной истории, якобы с 1820 года существовала замкнутая корпорация, изучавшая «голландские науки». Голландские инструктора снабжали ведущих до того времени полуживотное существование япошек самыми передовыми военными техниками, в том числе и многочисленными рисоваными самоучителями по борьбе, владению оружием и т.д., которые производились не самыми бесталанными головорезами для европейских наёмников весьма насыщенного резнёй начала ХIХ века. Таким образом, истоки всех японских боевых искусств будут возможно несколько подревнее китаёзных, и похоже, что истоки сумо, не слишком-то отличаются азиатской самобытностью.

Ну, и чтобы окончательно убедить вас в полнейшей беспомощности "великих азиатских воителей" перед лицом европейских маргиналов (про противостояние европейским регулярным частям я уж и не заикаюсь, это как избиение взводом российских десантников роты таджикского стройбата), приведу крохотный отрывочек из текста французского мемуариста где описываются события XIХ века:

"Энергичные выходцы из Старого Света, грабили купцов всех наций без разбора. Их наглость, бесцеремонность и уверенность в собственных силах и праве действовать, не считаясь с местными обычаями, граничили с варварством. Деятельность европейских громил ужасала современников, которые были преисполнены негодования от чинимого ими насилия. Вот как описывает Франсуа Бернье, путешественник и придворный врач правителя Великих Моголов Аурангзеба, один из разбойных пиратских притонов - королевство Аракан.

«...в королевстве Аракана, или Мога, жило постоянно некоторое количество португальцев и с ними много метисов, христианских рабов и других франти (букв.: иноземец, пришелец) из разных мест. Это было убежище беглецов из Гоа, с Цейлона, из Кошина, Малаги и всех других мест Индии, в которых прежде находились португальцы. Расстриги, покинувшие монастырь, люди, женившиеся по два и три раза, убийцы, словом, весь преступный мир встречал здесь самый радушный прием. Они вели омерзительный образ жизни, совершенно не достойный христиан, доходя до того, что безнаказанно убивали и отравляли друг друга, убивали собственных духовных лиц, которые, впрочем, часто бывали не лучше их самих».

Голландцы заключили Бонгайский договор с султаном индонезийского государства Макасар. В соответствии с ним, все прибрежные укрепления срывались, а жители лишались права заниматься морской торговлей - вся их деятельность жестко регламентировалась агентами Голландской Ост-Индской компании, и без пропуска от резидента компании они не имели права плавать «под страхом потери жизни и имущества»".

Вот так, а теперь представьте что "МакДональдс" запрещает Вьетнаму ездить на велосипедах, или, к примеру, датская "Лего" добывать нефть Саудовской Аравии, теперь вы понимаете уровень той власти в тех условиях , которой реально обладала "какая-то торговая компания". И "свирепые" азиаты только сглатывали и утирались, стоя на коленях, а неумелые попытки китаёзных конфуциев проявить себя в бою британский генерал Джеймс Хоуп Грант прямо называл "обезьяньи ужимки и кривляния туземцев".

Если подходить с технической точки зрения, национальное достояние китайцев техника "цигун"(к которой относится пресловутая "алмазная рубашка") имеет к боевым искусствам такое же отношение, как чистка пистолета - к стрельбе из него. Это не боевое искусство, это такой гимнастический комплекс упражнений, позволяющий поддерживать организм в работоспособном уравновешенном состоянии, и перевод слова "цигун" совсем мирный, что-то типа "методы управления энергией".

Боевое искусство, где цигун играет огромную роль, называется "тайцзицюань", или как вольно переводят на русский язык "предельные возможности кулака", хотя ударов кулаком, как таковых там нет, удары, с основном, ладонью и ребром ладони, ногою - не выше бедра. Вообще, если судить по названию, это единоборство для тех, кто не ищет лёгких путей, реального результата тайцзист достигает лет через 6, а действительно хорошие тайцзисты - это люди с лишком за тридцать и начавшие заниматься в детстве. В прикладном аспекте тайцзи оценивается очень высоко на уровне мастеров, и довольно посредственно на среднем уровне. Не смотря на сказки, активно придумываемые в том числе и на государственном уровне в течение всего ХХ века, действительно древнее искусство тайцзицюань всё-же имеет предел своей древности и его происхождение связано с именем Яна Лучаня (или Лушаня).

Ян Лушань (18??-1872)

Кем был Янко трудно судить, утверждается что он родом из столичной провинции Джили и якобы в детстве куда-то там переехал, батрачил со страшной силой якобы у семьи Чэнь, что-то там у кого-то подглядывал, удивил всех, ну, в общем, обычная бредятина в жанре пекинской оперы, особое недоумение вызывает тот факт, что тайцзицюань "семьи Чэнь" появился только... в 1949 году и базировался на техниках, разработанных век назад Ян Лучанем и продолжавших его практику его сыновьями и внуками. Судя по внешнему виду Ян Лучань относится к хуйхурам (уйгуры), ещё одной полиэтничной коренной народности наряду с хуэйхуэй (дунгане), издревле населявшей настоящую Тартарию. Фактически уйгуры и сарты, если брать по большому счёту, являются одним и тем же народом, и по сути они же составляли основное население и государствообразующий народ Кокандского ханства , по нелепой случайности после разгрома Кокандской автономии в 1924 году огульно записанный в узбеки и потерявший всякое право на собственную великую историю. Это кашгарлыки, которые наряду с кокандцами составили костяк государства Йеттишар.



Йеттишар 1873

Фото кокандцев вставлять не буду, просто поверьте, что они идентичны. Сейчас трудно предположить, чему учил Ян Лучань элитные отряды Айсиньгёро Ичжу, известного под именем Сяньфэн, известно только, что он сумел отлупить всех китайцев и манджур, бросивших ему вызо,в и надолго стал инструктором по боевой подготовке гвардейцев запретного города. Честно говоря, китайские войска тогда были синонимом слова "стадо"



Китайское войско. Кульджа конец 1880-х

и даже вот такие удальцы как дунганские ополченцы или "андижанцы" Йеттишара



Дунганское войско эмира. Яркенд. 1873

"андижанцы" Йеттишара. 1874

наводили на него панику, так что источник китайских боевых искусств изначально происходил не из каких-то там нелепых "семейных школ", а из высшего военного училища Циньской Империи середины ХIХ века, где у людей было достаточно времени, чтобы поизгаляться и повыкрутасничать, чтобы приёмы были не только эффективными, но и эффектными. То, что после его смерти стало преподаваться его сыновьями, уже приобрело более-менее законченную форму, и в результате взаимообмена приёмами с "пекинской оперой", родиной которой считается провинция Анхуй (в РФ принята трактовка Аньхой), приобрело практически современный вид.

Плавность и мягкость тайцзистов не мешает им в бою ломать явных ударников, и двигаются эти ребятишки весьма уверенно, при этом попадая в болевые узлы достаточно точно, но, опять же, пара десятилетий оттачивания этой филигранной техники позволяют не заморачиваясь всякими цы, сосредотачиваясь на технике, достигать результатов, которые в других системах можно ограничить и парой-тройкой лет (Николай Валуев, например, или Примо Карнера в боксе, ну, или Акебоно (Чед Хаахео Роуэн), за три года достигший звания йокодзуна)).

На другом полюсе боевых искусств от тайцзицюань расположено, конечно же, сумо - торжество голой мощи, техники и взрывной силы. Тоже восточное единоборство, но гораздо более честное и практичное. Но здесь уже цигун вообще никаким боком, чисто практичные японские ебуки и ногарэ, и никаких китайских фокусов...Этой статьёй хочу завершить свою трилогию о боевых искусствах. Конечно, можно было ещё разобрать вооружение, да и вообще много чего, но накопилось довольно много материала по другим темам, тоже требующим внимания, поэтому на сим пока закончу.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

Классификация

Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

  1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
  2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
  3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

Рассмотрим самые известные из них.

  • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
  • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
  • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
  • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
  • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
  • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
  • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
  • Израильская крав-мага.
  • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
  • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

Айкидо

Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

Американский кик-боксинг

Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

Английский бокс и французский бокс

Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

Греко-римская борьба

Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Дзюдо

Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

Капоэйра

(Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

  1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
  2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
  3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

Каратэ

Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Кэндо

Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

Кобудо

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

  1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Самбо

Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

Сумо

Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

Таиландский бокс

Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Ушу

Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

Какое беоевое искусство выбирать?

Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

Эктоморф

Тай чи чуан (тай цзи цюань)

Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

Мезоморф

Айкидо

Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

Кэндо

Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

Муай-тай (тайский бокс)

Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

Эндоморф

Дзюдо

Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

Каратэ

Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

Сёриндзи-кэмпо

Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.

Боевые искусства востока - это целый мир, еще совсем недавно закрытый для европейцев и прочих «западников». Это стили и школы, традиции и современность, мифы и легенды, техника и мастера. С древнейших времен и до наших дней на стыке и смешении народов и государств возникали системы единоборств. Каларипаятту в Индии, кунг-фу в Китае, дзю-дзюцу в Японии, каратэ на Окинаве, хапкидо в Корее, муай-тай в Таиланде, эскрима на Филиппинах и пр. и пр. и пр. Все эти и многие другие системы боевых искусств возникли и развивались на протяжении веков. Все они и составляют то, что сегодня обобщённо называется боевые искусства востока.

Разумеется, каждый из нас в той или иной степени сталкивался с популярностью этих искусств. Фильмы с участием знаменитых мастеров (Стивен Сигал , Брюс Ли , Джет Ли , Жан-Клод Ван Дамм , Дольф Лундгрен , Джеки Чан и Чак Норрис) всегда поощряли неиссякаемый интерес к таинственному, кажущемуся недоступным миру восточных боевых искусств.

Брюс Ли и Чак Норрис - фильмы с их участием способствовали популяризации боевых искусств востока

Как же появился этот мир - мир таких разных, непохожих друг на друга, но дополняющих общую картину - искусств?

По одной из версий считается, что боевые искусства востока, появились в качестве ответа рядового населения восточных стран вооружённому гнёту со стороны сил правителей или иноземных захватчиков. Например, на Окинаве каратэ зародилось как противовес японскому джиу-джитсу и кэндо. Во время японского владычества на этом острове местным жителям запрещалось иметь оружие. В некоторые периоды истории доходило до того, что на целую деревню полагался всего один железный нож для разделки мяса и рыбы, который висел привязанный к столбу в центре деревни. В то же время живущие на острове и приезжие самураи были вооружены и согласно традиции могли при желании просто напросто «испытать остроту своего меча на простолюдинах». Местным жителям пришлось что-то изобретать для выживания. Стали возникать различные школы в разных местах острова (наха-тэ, сюри-тэ, томари-тэ). Из них впоследствии возникло то, что потом назвали окинава каратэ, а впоследствии такие стили как годзю рю каратэ, каратэ шотокан и т. д.

Несколько иная история была у каларипаятту. Это древнейшая из ныне сохранившихся систем борьбы возникла в Индии около 4 тысяч лет назад именно как боевое искусство касты воинов. Сегодня школы этого реликта давно забытых веков еще существует в некоторых индийских штатах, но уже никто не может сказать насколько то, что называют каларипаятту сейчас соответствует тому, что было раньше, когда это искусство использовалось на войне.

Можно много говорить о происхождении и историческом пути различных видов боевых искусств Китая, Кореи и др. стран. О них снято и снимается много фильмов очень разного уровня качества и достоверности. Примером хорошего кино может служить фильм «Боевые искусства Шаолиня». В легендарном монастыре долгое время существовала своя школа боевых искусств. Также можем посоветовать документальный фильм, который рассказывает о таком жанре кино, как "фильмы о Кунг-Фу". Освещается история жанра от момента зарождения, когда на экранах господствовал народный заступник Вонг Фей Хунг, до прорыва на мировые экраны фильмов с Брюсом Ли :

Стоит отметить, что существуют и версии происхождения боевых искусств, согласнок которым пять древнейших стилей были разработаны именно монахами Шаолиня на основе наблюдений за поведением животных, обитавших в окрестностях монастыря. Это были тигр, змея, журавль, богомол и обезьяна. Каждый стиль имеет свои характерные особенности техники и тактики приписываемые тотемным животным - покровителям стиля.

Свои легенды о происхождении существуют и в других странах. В каждой стране боевые искусства развивались исходя из местных условий и специфики требований, предъявляемых к бойцам. Но и тогда и сегодня боевые искусства востока - интереснейшая тема для изучения и обсуждения для всех, кого интересует раскрытие и развитие человеческих возможностей.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управлениеколесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.

С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.

Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) и народное.

В древности термином «ушу» обозначали любую воинскую подготовку, но в VI-VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все приемы боевого искусства преследовали только одну задачу - одержать физическую победу над противником.

Воинские искусства были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили таких целей как достижение просветления или очищениедуха. В свою очередь, элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и именно там формировалась духовная культура ушу. К VI-VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.

Чань-буддийские монастыри получают широкое распространение в танскую эпоху. VI - X вв. н.э. - время зарождения и расцвета легендарного чаньского монастыря Шаолинь-сы - универсальной военной школы Средневекового Китая. Именно здесь, получает развитие монастырская форма военного обучения и особенно те ее методы, которые позволяли достигать максимально адекватного поведения адепта (воина-монаха) в критической ситуации. Упор делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. В Шаолинь-сы стекались видные полководцы и военачальники Поднебесной, учиться здесь было огромной честью для любого человека. Военная школа Шаолинь достаточно быстро обросла легендами, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности. Последнее известное учебное пособие по шаолиньской форме «Шаолинь Цигун» было написано одним из хранителей древней традиции Дэ Чанем в 1983 г. Основным методом обучения здесь, во времена династии Мин (1368-1644), стал так называемый метод воплощений - ассоциативного мыслеобразного отождествления себя с тем или иным героем прошлых времен, животным, предметом или явлением объективного мира (деревом, огнем, ветром, водой и т.д.). Этот метод иногда называют «способ отключения сознания», «транс», «мгновенное просветление» и др., но эти термины употребляются чаще переводчиками, чем самими монахами.

К процессу обучения чаньские монахи предъявляли 5 основных требований: постепенность, непрерывность, умеренность, самоконтроль и выдержка, учтивость. Уже в VI веке для поступления в монастырь требовалось сдать экзамен на сообразительность, выносливость, терпение и упорство.

Основой практики в чаньских монастырях стала военная гимнастика, перенявшая принципы Дао-Инь, но переименованный в «формальные комплексы» ТАО-ЛУ......., каждому упражнению которого соответствовала не только определенная янтра (мыслеобразный символ), как в Дао-Инь, но и мантра (звуковое сочетание по типу молитвы), что ранее в военное обучение попытался ввести Гань Бао.

Метод «произношения звуков» получает широкое распространение в манчжурской армии, как система ускоренной массовой подготовки новобранцев к ведению боевых действий. В основу методики был положен принцип психомоторной гимнастики Дао-Инь, но под хоровое произношение, на мотивы народных песен, 32-х четверостиший-мантр, в которых описывалось и боевое действие, и мыслеобраз, и конкретный прием. Сущность метода Ци Цзигуана, описанного им в «Книге о повышении эффективности обучения солдат» заключалась в переносе системы монастырского военного обучения, подкрепленного богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуществления ускоренной подготовки воинов к выполнению задач по «укреплению тела, пресечения предательства и упрочению государства».

Из документальных источников известно, что в тайных обществах Китая эту методику довели до ее совершенства. Минимальные сроки обучения воинов занимали всего 10 суток, причем первый экзамен сдавался уже на четвертые сутки обучения. Комплексное внушающее воздействие позволяло в самые кратчайшие сроки проводить массовую подготовку воинов к участию в реальных боевых действиях. Принцип тай-цзи цюань заключается в том, что все телорасслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном. Другими словами, последовательность боевых приемов

В триедином характере боевых искусств народное направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского ушу и практику армейских боевых искусств.

Крайне важным обстоятельством является тот факт, что в восточных боевых искусствах существует культ мастера. В Китае мастеров сравнивали с сокровенным зеркалом сюаньцзин - предметом даосской культовой практики, представлявшим собой отполированную круглую металлическую пластину. Зеркалоо бъективно отражает события, само при этом не меняясь. Человек, глядя в него, видит не зеркальную поверхность, а свое отражение. Таков и мастер: его характер, истинный облик являются тайной для абсолютного большинства окружающих. Лишь у мастера прием действительно исходит из сердца. Так обучение ушу обращается в передачу истинной традиции. Наставник ушу - это живое воплощение первооснователей школы, а школа обеспечивает передачу того внутреннего сокровенного знания, в которое посвящен учитель. Для передачи истинной традиции боевого искусства важно, чтобы между учителем и учеником установились взаимоотношения глубочайшей содоверительности - лишь вера в учителя поможет ученику реализовать форму, которую он постигает. Благодаря вере, ученик относится с искренним доверием к стилю, который он изучает, к его истинности и непреходящей ценности, заключенной в нем мудрости.

Безраздельная вера в стиль и учителя задает направление развития, и не позволяет ученику сойти с истинного пути.

Вопрос передачи истинной традиции (чжэньчуань) очень важен для боевых искусств, так как ценно не только умение вести бой и владение приемами, но и овладение духовным потоком, берущим свою силу от древних мудрецов. При этом посредством определенных медитативных упражнений и общения с носителем «истинной передачи» человек приобщался к потоку духа древних мудрецов-мастеров и входил в духовное соприкосновение с ними.

Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить. Подобные взаимоотношения между учителем и учеником, а также проблема передачи истинной традиции характерны не только для боевых искусств Китая. Наиболее ярким подтверждением вышесказанному служит, к примеру, японское айкидо. Его техническое и духовное содержание невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции, а без тесного духовного контакта между учителем и учеником канал интуитивной передачи не действует.

Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко ощущающим его душу. Только в этом случае возможно свободное развитие индивидуальности подопечного. Благодаря общению, построенному на принципе «от сердца к сердцу», в сознание ученика проникают доверие, признательность и прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного учителя.

Именно утрата «истинной традиции» в обучение является, на мой взгляд, одной из острейших проблем современного педагогического процесса. И в этом состоит особая ценность в изучении и использовании практики обучения восточных боевых искусств.

В наши дни боевые искусства имеют следующую классификацию современных форм: массовые, специализированные, воинские и др. Массовые БИ рассматриваются как народная физическая культура и оздоровительная гимнастика для трудящихся масс, подрастающего поколения и пенсионеров. Специализированные БИ получили развитие в спортивных и медицинских вузах, вновь открывшихся чаньских и даосских монастырях. Воинские СБИ определяются, с одной стороны, как эффективная система рукопашного боя, с другой - система повышения личностных качеств военнослужащих. Под «другими» понимаются формы, которые могут найти применение в самых широких областях современной деятельности человека: космонавтика, фундаментальные исследования, история и т.д.