Модернизация переход от традиционного общества к индустриальному. Переход от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу называется модернизация. Что общего между традиционным и индустриальным обществом

Модернизация переход от традиционного общества к индустриальному. Переход от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу называется модернизация. Что общего между традиционным и индустриальным обществом

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж» Преподаватель истории: Дмитрик Ирина Григорьевна

2 слайд

Описание слайда:

Традиционное общество это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

3 слайд

Описание слайда:

Характеристики традиционного общества Для традиционного общества характерны следующие особенности: 1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне. 2. Большая энергоемкость. 3. Непринятие нововведений. 4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев. 5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности. 6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

4 слайд

Описание слайда:

Индустриальное общество общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.. Термин был введен французским философом и социологом Анри де Сен-Симоном.

5 слайд

Описание слайда:

Черты индустриального общества в капиталистическом государстве 1.Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры. 2.Переход к машинному производству. 3.Перемещение населения в города. 4.Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами. 5.Общественно-исторический прогресс. 6.Эксплуатация природных ресурсов, зачастую во вред экологии. 7.Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое. 8.Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены. 9.Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

6 слайд

Описание слайда:

Перемены в мире в 1815 - 1870 г В 1815 г. после окончания в Европе наполеоновских войн некоторые ведущие политики пыта­лись всюду восстановить порядки, существовавшие до Великой французской революции конца XVIII в. Однако эти попытки были обречены на провал.

7 слайд

Описание слайда:

Стремление к переменам вызывает вскоре новую волну рево­люций. В 20-х гг. XIX в. происходили революции в Испании, итальянских государствах. · В зависимых странах усиливается освободительная борьба. Автономию, а затем независимость получают Греция, Сербия. · Начинается деколонизация - провозглашение неза­висимости колоний. Первой такой колонией стала Гаити, где еще в 1791 г. началось восстание рабов. · Война Наполеона в Испании вызвала образование в 1810 г. независимых государств в Латинской Америке. Правда, затем испанцам удалось восстановить свою власть всюду, кроме будущей Аргентины. В 1815 г. восстания вспых­нули вновь. Повстанческие армии во главе с С. Боливаром и X. Сан-Мартином вели тяжелые бои с испанскими войсками. К 1825 г. в Латинской Америке возникло около десяти независимых госу­дарств. · В 1830 г. во Франции произошла революция, свергшая короля Карла X. Королем стал Луи Филипп, его власть была ограничена конституцией. · Тогда же Бельгия отделилась от Голландии и стала независимым государством.

8 слайд

Описание слайда:

· В 1848- 1849 гг. произошла общеевро­пейская революция, которая началась с событий во Франции. За­говоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удава­лось справляться с этими выступлениями. Одновременно проис­ходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституци­онной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошиб­ки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддер­жанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика. · Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооружен­ные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свер­жения феодальных правителей революционеры выступали за объ­единение этих стран. · В 1848- 1849 гг. произошла общеевро­пейская революция, которая началась с событий во Франции. За­говоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удава­лось справляться с этими выступлениями. Одновременно проис­ходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституци­онной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошиб­ки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддер­жанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика. · Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооружен­ные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свер­жения феодальных правителей революционеры выступали за объ­единение этих стран. В 1848- 1849 гг. произошла общеевропейская революция, которая началась с событий во Франции. Заговоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удавалось справляться с этими выступлениями. Одновременно происходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституционной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошибки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддержанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика. · Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооруженные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свержения феодальных правителей революционеры выступали за объединение этих стран. Самой длительной стала революция в Венгрии, где была провозглашена независимость и развернулась война против австрийского господства. Венгерские войска капитулировали в 1849 г. после вступления в войну по просьбе австрийского императора русской армии. Однако вскоре Австрия пошла на расширение прав Венгрии. С 1867 г. империя Габсбургов стала назы­ваться Австро-Венгрией. · В самой Франции в июне 1848 г. произошло восстание парижских рабочих, подавленное войсками. В декабре 1848 г. президентом Франции был избран племянник Наполеона Луи Бонапарт, провозгласивший себя в 1852 г. императором Наполеоном III.

9 слайд

Описание слайда:

· В Великобритании благодаря маневрированию правительства удалось избежать революции. Еще в 1832 г. была проведена избирательная реформа, расширившая число людей, имевших право голоса на выборах в парламент. В 30 -40-е гг. XIX в. развертывается чартистское движение за введение всеобщего избирательного права. Чартисты применяли мирные средства (сбор подписей и подачу их в парламент), однако происходили демонстрации, стачки и даже восстания. Чартистам не удалось полностью добиться своих целей, но избирательные права постепенно расширялись. Нача­лась и борьба ирландского народа за свободу. Революции 1848- 1849 гг. способствовали искоренению всюду остатков феодализма, усилению либеральных и демократических идей. · Усиливается борьба за объединение Италии и Германии. В Италии решающим событием стал поход Дж. Гарибальди с «тысячью» добровольцев в 1860 г. против Неаполитанского королевства. В 1861 г. большая часть Италии была объединена под властью короля Сардинского королевства Виктора Эммануила. В 1870 г. итальянские войска заняли Рим. · Объединение Германии происходило под главенством Пруссии, во главе которой фактически стоял О. Бисмарк. Войны с Данией и Австрией привели к расширению пределов Пруссии и образованию Северогерманского союза. · Во франко-прусской войне была разгромлена армия Наполеона III. Императора свергли, и во Франции в 1870 г. была провозглашена республика. В 1871 г. в оккупированном Версале объявили о созда­нии Германской империи, во главе ее стал прусский король Вильгельм I.

10 слайд

Описание слайда:

В южные штаты ввели войска, активные участники войны были лишены гражданских прав, развернулись гонения против побежденных. Началась Реконструкция Юга. Конгресс принял 14-ю по­правку к конституции о предоставлении гражданских прав чернокожим американцам. Только на условиях принятия этой поправки южные штаты вновь принимались в Союз. После отказа южных штатов ратифицировать 14-ю поправку органы власти в них были насильственно реорганизованы под контролем федерального правительства и Союзных лиг, созданных республиканской партией в этих штатах. В бывших мятежных штатах под контролем были избраны конвенты, которые приняли конституции, включавшие положения о равноправии афроамериканцев. В годы Реконструк­ции на Юге развивались промышленность, торговля, система об­разования. Вместе с тем был нанесен удар по образу жизни и культуре жителей южных штатов. Пришли в упадок плантации. Ограбление южан, насилия и террор, которым они подвергались в те годы, оставили неизгладимый след в их памяти. Постепенно со­противление реконструкции усилилось. После президентских выборов 1876 г., когда ни кандидат республиканской партии Хейс, ни кандидат демократической партии Тилден не набрали необхо­димого большинства, закончилась Реконструкция Юга. В обмен на признание президентом Хейса республиканцы согласились на вывод федеральных войск из южных штатов.

11 слайд

Описание слайда:

В XIX в. произошли перемены и в Северной Америке · США расширяют свою территорию. У Франции была куплена Луизиана, у Испании захвачена Флорида. В 30 -40-е гг. XIX в. у Мексики отобрали более половины ее территории (Техас, Калифорния и др.). · Тем временем в северных штатах США ширилось движение против рабства и одновременно росло сопротивление его отмене в южных штатах. · После победы на президентских выборах кандидата республиканской партии, выступавшей против рабства, А. Линкольна шесть южных штатов (позже к ним присоединились еще пять) отделились в 1861 г. от США и создали свое государство - Конфедерацию. Началась гражданская война. Она велась с ожесточением и привела к большим жертвам. Первоначально северяне терпели поражения, хотя их силы намного превосходили силы южан. Только после перехода к решительным действиям, опусто­шительным рейдам федеральной армии по южным штатам, отме­ны с 1863 г. рабства произошел перелом в войне. В апреле 1865 г. армия Конфедерации капитулировала. Вначале власть в южных штатах оставалась в руках прежних правительств, стремившихся сохранить старые порядки. Подобную политику поддерживал и президент Джонсон, сменивший убитого через 5 дней после капитуляции южан Линкольна. Другого мнения придерживались ра­дикальные силы республиканской партии. Они были недовольны безнаказанностью тех, кого считали виновниками войны.

12 слайд

Описание слайда:

Консерватизм идеология, направленная на сохранение и поддержку существующих форм общественной жизни (социально-экономического уклада, политического устройства, культурной среды, традиционных и духовных ценностей). Оформление консерватизма в определенную систему взглядов относится к концу XVIII – началу XX в.в. и было реакцией на довольно широкое распространение либеральных идеалов, но прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской революции 1789 г. К основным ценностям консерватизма он относил: культ традиций, национальной культуры, морали, патриотизма; приоритет интересов государства над интересами личности; сильное иерархическое государство; авторитет церкви, семьи, школы; прагматизм, здоровый смысл, скептецизм; постепенность и осторожность процесса социальных изменений; преемственность в развитии; историческое единство прошлого, настоящего и будующего; свобода и ответственность.

13 слайд

Описание слайда:

Реформа это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

14 слайд

Описание слайда:

Революция это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой. Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Описание слайда:

Социализм это экономическая система и общественный строй, где на первый план выдвигается идея всеобщего равенства и справедливости, нет классового разделения общества, и, где основными чертами являются общественная собственность, коллективный труд и плановость.

18 слайд

Описание слайда:

Сначала военный перевес был на стороне южан, и Линкольну пришлось прибегнуть к решительным мерам, чтобы мобилизовать население Севера на борьбу. Закон 1862 г. гарантировал каждому гражданину право на бесплатное получение земельного участка из государственного фонда. В 1863 г. все рабы были объявлены свободными: война против мятежных штатов превратилась в войну против рабства. В ходе военных действий произошел перелом, и в апреле 1865 г. южане капитулировали. После завершения войны началась Реконструкция Юга, продолжавшаяся до 1877 г. В ходе нее политические и правовые системы южных штатов приводились в соответствие с существовавшими на Севере. Сопротивление южан и непоследовательность федерального центра не позволили полностью достичь этой цели: на Юге сложилась система расовой дискриминации, при которой права чернокожего населения были ограничены, а бывшие плантаторы сохранили политическое влияние. Тем не менее важнейшим итогом Гражданской войны в США стали сохранение единства страны и ликвидация рабства.

Урбанизацию небывалый рост городов; город впервые в истории получает экономическое преобладание, оттесняя на второй план деревню; индустриализацию постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во второй половине XVIII в.; демократизацию политических структур, закладывающую предпосылки для становления гражданского общества и правового государства; невероятно быстрый по сравнению с прошлыми эпохами рост знаний о природе и обществе; секуляризацию обмирщение сознания и развитие атеизма.


Естественная, органическая модернизация, обусловленная внутренними процессами развития общества (напр., в Англии, США, Франции). " догоняющая " модернизация, когда государство искусственно ускоряет развитие экономики и общественных отношений (напр., Германия и Россия).


Во - первых, Западная Европа была прямой наследницей греко - римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарно - денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность. Во - вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей (третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии. В - третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними.


Регион, в котором господствовал раннекапиталистический уклад (Англия, Голландия); регион, где эта фаза общественного производства воплощалась лишь в укладе, оставшемся подчиненным в господствующей феодальной структуре производства (Франция, Швеция, ряд регионов Германии); регион, в котором в Х VII в. отмечался социально - экономический регресс по сравнению с Х VI в. (Испания, Португалия, Сев. Италия, Юго - Западная Германия); регион, в котором укреплялись крепостнические отношения (Чехия, Венгрия, Польша, Прибалтика, Россия).


Революция это радикальное, относительно быстрое (в рамках исторического времени), насильственное изменение политической и социальной структур, а также основных систем ценностей. Голландия гг., Англия гг., Франция гг.) североамериканские колонии (). Буржуазные революции


« Мы считаем следующие истины самоочевидными, что все люди созданы равными, что они наделены Создателем известными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что с целью обеспечения этих прав люди создают правительства... что, когда любая форма правления становится разрушительной по отношению к этим целям, народ вправе изменить или упразднить ее...» Из Декларации независимости Т. Джефферсона


Полем деятельности для английского капитализма был не только город, но и деревня; большая часть дворянства стала заниматься предпринимательской деятельностью; буржуазия получила доступ к политической власти и, следовательно, к непосредственному управлению обществом.







В XV в. турки, завоевав Византию, перерезали торговый путь из Европы, на Восток. Поток восточных товаров к Европу резко сократился, а европейцы без них обойтись уже не могли. Надо было искать другой путь. Развитие науки и техники, особенно судостроения и навигации. Недостаток золота как денежного металла.



Следствием Великих географических открытий была " революция цен ": так как в Европу хлынул поток дешевого золота и серебра из заокеанских земель стоимость этих металлов (следовательно, стоимость денег) резко упала, а цены на товары соответственно возросли.




Вторым следствием Великих географических открытий стал переворот в европейской торговле. Морская торговля перерастает в океанскую, а в связи с этим рушатся средневековые монополии Ганзы и Венеции. Выиграли в этом отношении Англия и Нидерланды производители и владельцы товаров.


Третьим следствием Великих географических открытий было рождение колониальной системы. Если в Европе с XVI в. начинал развиваться капитализм если в экономическом отно ­ шении Европа обогнала народы других континентов, то одной из причин этого было ограбление и эксплуатация колоний.






В области философии новое развитие получили античные течения, согласно которым Бог отождествлялся с природой (« пантеизм » Кампанелла, Бруно); все люди равноправны перед лицом мирового закона (« стоицизм » Петрарка) Бог не вмешивается в жизнь людей; провозглашение здоровья тела и духа, отсутствие страданий (« эпикуреизм » Валла); строение бытия – сверхсущее, единое и иерархичное (« неоплатонизм », Фичино, Мирандола); возрождена была и древнегреческая идея торжества микрокосма (человека) и макрокосма (природы).








В области математики также были достигнуты большие успехи: Было дано полное теоретическое толкование перспективы (Альберти,1435 г.), заложены основы начертательной геометрии (Дюрер,1525 г.), усовершенствована алгебра (Виет,1591 г.). Теофаст Парацельс способствовал внедрению химических препаратов в медицину; Андреас Везалий изложил принципиально новое понимание анатомии человека (1543 г.); Мигель Сервет высказал идею о малом круге кровообращения (1553 г.). В 1590 году был изобретен микроскоп (Янсен).


На первый план выдвигаются идеи рационализма (от лат. Rationlis - разумный) и гуманизма (от лат. Humanus – человечный) Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека.


..


Данте Алигъери () – « последний поэт Средневековья и вместе с тем и вместе с тем первый поэт Нового Времени » (Ф. Энгельс). Из всех проявлений божественной мудрости человек для него – « величайшее чудо ». Франческо Петраркой (), философом, блестящим поэтом – лириком, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии.







Леонардо да Винчи () был живописцем, математиком, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, анатомом и ботаником. Гидравлические механизмы Леонардо да Винчи.




Реформация (лат. reformatio исправление, восстановление) массовое религиозное и общественно - политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.


В ее основе лежали верующая совесть, оскорблявшаяся " язычеством « вавилонской блудницы »; средневековый католицизм подчинял церковной опеке светские сословия, мешал свободному развитию гобщества; местные политические и социальные проблемы соединились с антиклерикальным движением.




Вождь народного движения в Германии Проповедник времен Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство. С движением Мюнцера было связано мощное выступление крестьян против феодалов Осуждал Лютера за отход от решительных действий и переход на сторону феодалов


Богатые горожане Князья и рыцари Крестьяне и горожане Дешевая церковь Подчинение церкви в своем княжестве Борьба против всех угнетателей Недовольство феодальными порядками Захват церковных земель Уничтожение всех феод. порядков Захват церковных богатств Передать власть трудовому народу


(ордена иезуитов) Игнатий Лойола, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов) 1534 Монашеский орден был основан в 1534 году в Париже Павлом III и утвержден Павлом III В 1540 членов ордена, известных как « иезуиты », начиная со времен протестантской Реформации называли « пехотинцами Римского папы » « К вящей славе Божией ». Девизом ордена является фраза « К вящей славе Божией »


АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР 1555 между германскими протестантскими князьями и императором Карлом V. Завершил ряд войн между католиками и протестантами. Установил право князей определить вероисповедание своих подданных (по принципу: чья страна, того и вера).

В разделе на вопрос как называется процесс перехода от традиционного общества к индустриальному??? заданный автором 313 - лучший ответ это Индустриализация (или промышленный переворот) (лат. Industria - деятельность, старательность, трудолюбие) - процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции . Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов, а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.
В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В результате образуется все более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.
Сроки и темпы индустриализации в разных странах могут быть неодинаковыми. Первой страной, где произошла промышленная революция, стала Великобритания (в середине XIX в.) . Франция стала индустриальной в начале 20-х годов XX в. В Российской империи индустриализация началась с конца XIX - до начала XX в. К концу ХХ века одним из наиболее экономически успешных регионов стала Восточная Азия, в особенности Гонконг .
В СССР осуществление индустриализации в 1930-е годы подразумевало ликвидацию отсталости экономики страны по сравнению с развитыми странами за сравнительно короткий временной период за счёт крайнего напряжения материальных и людских ресурсов.
Цели индустриализации в СССР:
1) обеспечение господства государственных форм хозяйства;
2) достижение экономической независимости;
3) создание мощного военно-промышленного комплекса.

Модернизация бывает двух видов:

А) органическая – изменения в культуре и сознании общества приводит к изменениям в экономике и политике. Примером такой модернизации являются Англия в 18 веке, США в 19 веке.

Б) неорганическая - изменения сначала происходят в экономике и политике, обычно предпринимаемые правительством, а затем меняется общество. Примером может служить Россия в 17 веке при Петре I, и в 19 веке при Александре II. Положительным примером неорганической модернизации является Япония 50-х годов 20 века. Реформы изменили страну и общество, и неорганическая модернизация сменилась органической.

Первой страной перешедшей к индустриальному обществу является Англия. В 18 веке там происходит промышленный переворот и все меняется. Постепенно в этой стадии оказались все передовые страны Европы и Северной Америки. Россия вступила в эту стадию в начале 20 века.

Переход к постиндустриальному обществу произошел в 70-х гг. 20 в. В эту стадию пока вступили страны Европы, Северной Америки, Япония.

Характеристики постиндустриального общества:

1) Увеличение числа работников умственного труда и автоматического производства;

2) Новых информационных технологий и технологий в производстве;

3) Сфера промышленности сокращается. В Японии в промышленности занято 35% населения, в Германии – 45%, в США – 30%, в Великобритании – 41%.

4) Сфера обслуживания растет. В США в сфере обслуживания занято – 65% населения, в Япония – 50%, в Германии – 45%, в Великобритании – 43%.

5. Основные типы общества

Тема 11: Социальная стратификация и мобильность.

Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

РЕФЕРАТ

модернизация европейского общества: переход от традиционного, аграрного общества к обществу индустриальному

Ессентуки, 2017

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1.Понятие модернизации,основные критерии………………….....Стр. 4

Глава 1.1.Органическая модернизация…………………………………….Стр. 7

Глава 1.2. Неорганическая модернизация………………………………...Стр.14

Глава 2. Переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в странах Европы………………………………….....................Стр. 16

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 21

Список используемой литературы….……………………………………………...……………….Стр. 23

Введение.

Целью данной работы является изучение модернизации, основные особенности этого процесса, а также изучение процесса перехода от традиционного, аграрного общества к обществу индустриальному в странах Европы.

Вопросы, которые будут рассмотрены в работе, взаимосвязаны.

Первая глава посвящена подробному изучению термина «модернизация», будут изучены основные критерии модернизации.

Во второй главе рассматривается переход от прежнего общества к новому обществу, или процесс индустриализации в Европе.

В заключении будет вывод о том, какое влияние может оказать современная модернизация на страны Европы.

Глава1. Понятие модернизации, основные критерии.

Общее понимание модернизации как перехода от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному, сложилось в западной социологии в 60-е г. XX века в связи с проблемой развития стран, освободившихся от колониализма. Один из авторов теории модернизации - Ш. Эйзенштадт - расшифровывал это понятие так: «Исторически модернизация - это процесс изменения в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX век и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX веках - на южноамериканский, азиатский и африканский континенты».

Смысл, который вкладывается в данное понятие, тождествен «современности» (modernity), связывается с распространением культуры «модернити», с приверженностью западноевропейскому рационализму, идеям индивидуальной свободы и социального равенства, либеральной демократии и социального государства, правового государства и гражданского общества, с ориентацией социальных субъектов на инновационные формы деятельности как основой экономического роста и благосостояния. «Модернити» - это ориентация людей на приумножение материального, вещного богатства и технический прогресс, отношение к природе исключительно как объекту приложения своих знаний и сил, готовность человека к постоянным переменам в производстве и потреблении, в правовых нормах и политических институтах, ценностях и образе жизни, а также собственное стремление быть инициатором таких перемен. В таком ключе модернизация отражает концепцию общественного развития, объясняющую процесс прогрессивного перехода от «традиционного», эволюционного общества к «современному», инновационному, который сопровождается преодолением отчуждения человека от собственности и политической власти.

Модернизация означает комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, происходивших на Западе с XVI века и достигших своего апогея в XIX-XX веках. Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующего влияния капитализма, распространения индивидуализма и мотивации успеха, утверждения разума и науки и многие другие. «Модернизация» в этом смысле означает достижение современности, процесс превращения традиционного, или дотехнологического общества, по мере его трансформации, в общество, для которого характерны машинная технология, рациональные и секулярные отношения, а также высоко дифференцированные социальные структуры.

Теория модернизации основывается на признании неравномерности общественного развития, наличия досовременного периода в развитии государств, реальности существования современных сообществ, а также на понимании необходимости преобразования (модернизации) отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Таким образом, термин «модернизация» означает одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и сам процесс перехода к современным обществам.

Как процесс модернизация имеет строгое - прогрессивное - направление: она начинается и контролируется «сверху» интеллектуальной и политической элитой, которая стремится вытащить страну из отсталости с помощью планируемых, целенаправленных действий. При этом в качестве ориентира рассматривается не утопическое общество, а реально существующие развитые страны западного капиталистического мира. Следовательно, модернизация означает осознанное копирование обществ, выступающих в качестве «стран-образцов», «стран, на которые ссылаются» и которые «устанавливают скорость движения», «стран-пионеров», которые выступают авангардом мирового развития. «Модернизация не является самоподдерживаемым, самопрогрессирующим процессом. Скорее, это перенесение образцов, моделей и достижений развитых стран в свои собственные».

Можно выделить ряд критериев модернизации в различных областях общественной жизни:

в социальной области - разделение функциональных ролей, выполняемых разными индивидами в обществе, в особенности разделение между обязанностями в общественном производстве, в политике и в семье, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости, основанной на эквивалентном обмене вещами (на вещной зависимости);

в экономике - применение технологии, основанной на использовании научного (рационального) знания, появление вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубление общественного и технического разделения труда, развитие рынков товаров, денег и труда;

в политической области - образование централизованных государств и в то же время - разделение властей, включение широких масс населения в политический процесс (хотя бы посредством выборов), установление политической демократии или, по крайней мере, популистского правления, формирование осознанных интересов различных общественных групп;

в духовной области - дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие течений в философии и науке, религиозный плюрализм, развитие средств распространения информации (massmedia, телеграф, почта и т.д.), приобщение крупных групп населения к достижениям культуры.

В зависимости от того, в каком историческом времени происходили указанные модернизационные изменения, и какие источники - внутренние (эндогенные, органические) или внешние (экзогенные, неорганические) - вызывали модернизацию к жизни, проводят классификацию, соответствующую «поэшелонному» построению стран (наций), где первому эшелону отведена роль авангарда, - это страны первичной - органической модернизации. Второй эшелон осуществляет уже вторичную - неорганическую - модернизацию, реагируя на внешний вызов, но имея определенные собственные источники для развития (экзо-эндогенная модернизация). Третий эшелон также осуществляет неорганическую, догоняющую модернизацию, но не обладает необходимым внутренним ресурсом для этого и зависит от внешних источников (экзогенная модернизация).

1.1.Органическая модернизация.

Органическая модернизация - это утверждение культуры «модернити» в силу внутренних причин саморазвития, обусловленных кризисом эволюционного развития. Поскольку первичная модернизация подготавливается всем ходом предшествующего развития, она осуществляется за счет внутренних, органических источников. Механизмы развития при этом - инновационные, темпы - быстрые, характер - самостоятельный, духовные основы развития - собственный исторический продукт. В процессе модернизации образ будущего не планируется заранее как цель, он вырисовывается по мере приближения к нему.

Страны, в которых происходила органическая (эндогенная) модернизация - это страны Западной Европы и Северная Америка (США и Канада), а также Австралия и Новая Зеландия, составившие первый эшелон модернизации, от которого импульсы распространились по всему миру.

Темпы и размах преобразований в разных сферах общественной жизни - в экономике, политике, культуре, общественных отношениях, социальной структуре и т.д. - в странах первого эшелона капитализма в общем и целом соответствовали друг другу. Каждая модернизация представляла собой, своего рода революцию, подготовленную ходом эволюции. Можно даже сказать, что в этих странах движение по пути модернизации было постоянным, хотя скорость этого движения, естественно, была неодинаковой на разных отрезках времени, а сами перемены иногда сопровождались острыми социальными конфликтами и даже гражданскими войнами, как, например, война между Севером и Югом в США в 1861-65 гг.

Модернизация началась в эпоху промышленной революции в Западной Европе, сопровождавшейся разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашением равных гражданских прав и демократизацией политических режимов. В процессе модернизации происходило становление гражданского общества и правового государства. Этот тип модернизации был характерен и для Северной Америки, где переход к современному обществу осуществлялся на основе опыта Западной Европы, но не путем его копирования.

Фактически модернизация представляет собой непрерывный процесс, продолжающийся до наших дней, хотя его развитие отмечено зигзагами типа правления Гитлера и Муссолини. Конечно, в этом развитии были и «звездные часы», когда происходили наиболее радикальные преобразования общества, т.е. модернизации в собственном смысле слова, которые являлись ответом на кризис предыдущего развития. Они начинались с осознания этого кризиса и поисков путей его разрешения - с перемен в духовной сфере, в области культуры, без чего было бы невозможно появление ее социального субъекта. Недаром модернизации сопровождались острыми дискуссиями по поводу образования. Различные общественные классы и слои пытались повлиять на состояние дел в этой сфере, поскольку помимо умения читать и писать образование формировало приверженность человека тем или иным культурным ценностям, общественно-политическим течениям, отнюдь не безразличным к модернизации. Но при этом, несмотря на сопровождавшую модернизации борьбу между различными идейно-политическими течениями, все они в целом проистекали из общей культурной матрицы, что позволяло обществу сохранить относительную устойчивость в моменты перемен.

Носителями модернизаторских идей и субъектами модернизации, которые потом претворяли эти идеи, были, как правило, социальные слои, занимавшие как бы стороннюю позицию, промежуточное положение по отношению к двум основным антагонистическим классам («третья сила»): буржуа по отношению к крестьянам, ремесленникам и феодалам в эпоху зарождения мануфактур и промышленного переворота, технократы и городские средние слои - по отношению к пролетариату и буржуазии на заре поточно-конвейерного производства и «государства благосостояния», новый рабочий класс, массовые движения типа «зеленых» - по отношению к индустриальному рабочему классу и технократам-менеджерам крупных корпораций в нынешний период складывания постиндустриального производства. Конечно, роль «третьей силы» не была абсолютной, модернизаторские общественные слои в странах первого эшелона капитализма сами органично вырастали из недр общества и всегда привлекали к себе союзников из противоборствовавших друг с другом классов, отсекая их крайние течения и снимая противоречия между ними. Таким образом, модернизаторская политика, по сути дела, была центристской. При этом успех модернизаторских сил в огромной степени зависел от того, удавалось ли им убедить общество в своей правоте и сформировать положительный социальный консенсус.

Следующим этапом модернизации был выход ее субъектов и их политических лидеров на политическую арену и завоевание ими власти, что позволяло создать соответствующие модернизации социально-политические и правовые условия или, если она к тому времени уже началась, заметно ускорить ее. Так, реформы О. Бисмарка в Германии, а позже - Ф.Д. Рузвельта в США и социал-демократов в Швеции в 30-е годы XX в., создание системы V Республики во Франции способствовали перестройке экономики, обновлению социальной структуры общества, хотя сами изменения начинались еще до реформ.

Наконец, наступал этап собственно модернизации - преобразований в экономике и технологии, в личном потреблении и образе жизни людей, т.е. в толще гражданского общества, в «сфере повседневности», которая всегда придавала импульсы переменам во всем социуме западной цивилизации.

Поскольку модернизации разрушали старую структуру экономики и изменили образ жизни многих людей, они вели к маргинализации части общества, к отчуждению ее от остального социума. Причем прежние антагонисты, положению которых угрожала модернизация, порой забывали о своих старых противоречиях и объединялись против перемен. Так, фабрично-заводской пролетариат, по крайней мере, его немалая часть, смыкался с «классической» буржуазией и ненавидимыми им лавочниками в своем противодействии поточно-конвейерному производству, быстрым перестройкам экономики, проникновению норм и ценностей «модернити» во все поры общества. В Германии такое смыкание сыграло зловещую роль в приходе к власти Гитлера. В наше же время рабочий класс поточно-конвейерного производства, антагонист технобюрократии и крупных собственников гигантских корпораций фактически пытался противодействовать вместе с ними «микроэлектронной революции», нынешним переменам в производстве и организации труда. От того, как и насколько быстро модернизаторским силам удавалось преодолеть противодействие переменам со стороны сопротивляющихся обновлению социальных слоев, зависел переход общества на новую ступень социально-экономического и технологического развития, разрешение конфликтов, возникших в ходе модернизации. Тогда общество в целом вновь обретало динамическую устойчивость, способность к эволюционному развитию, которое обеспечивало «накопление сил» для следующей модернизации.

Такова, однако, лишь общая схема осуществления модернизации. Ее конкретные особенности определяются историческими условиями, в которых она протекает, прежде всего ее социально-технологическим типом, тем, как изменяется место человека в процессе труда и какова вообще его роль в модернизации.

Первая модернизация в странах Запада (XVI-XVII вв.) позволила перейти от естественных производительных сил, когда преобладало индивидуальное аграрное и ремесленное производство, к общественным - таким, которые, во-первых, могли использоваться людьми только сообща, что предполагало кооперацию и разделение функций в процессе труда, во-вторых, представляли собой результат самого общественного развития (например, мануфактура). Эту модернизацию условно можно назвать доиндустриальной. С точки зрения процесса труда ее исходным пунктом было расщепление труда на простые операции под воздействием рыночных отношений, закрепление их за конкретным работником и появление приспособленного к этим операциям инструмента. Соответственно на смену отношениям личной зависимости пришли отношения личной независимости на основе зависимости людей от потоков товаров и денег, т.е. рынка. Колоссальное приумножение власти человека над силами природы сопровождалось появлением новых форм отчуждения: отчуждение людей друг от друга и от социально-экономических процессов, когда человек должен был приноравливаться к законам рынка, а также отчуждение основной массы работников от средств производства и средств существования, когда складывались основные классы буржуазного общества. Европейский тип личности, представленный в «экономическом человеке», раздваивался на два неразделимых полюса: буржуа и пролетария. Одновременно возникло и отчуждение работника от процесса труда: он перестал контролировать изготовление продукта от начала до конца, будучи поглощенным «своей» операцией.

Второй крупной модернизацией в истории Запада было преобразование самих общественных производительных сил - переход от мануфактуры к машинному или фабрично-заводскому производству (промышленный переворот или ранне-индустриальная модернизация). Ее исходный пункт - превращение орудия труда из ручного в механическое, появление машины, что сопровождалось полным расслоением гражданского общества на буржуа и пролетариев, кристаллизацией общественных интересов и развитием классовой борьбы как формы их проявления. Раннеиндустриальная модернизация в силу крайнего упрощения и изматывающего ритма труда усилила отчуждение человека: он переставал быть самим собой в процессе труда, терял свою «родовую сущность». Торжество отчуждения в результате раннеиндустриальной модернизации вызвало к жизни радикальные проекты общественного переустройства, воплотившиеся затем в незападных обществах (в частности, в России).

На самом деле, разрешение социальных конфликтов раннеиндустриального общества, как показал опыт истории, возможно было лишь на путях «модернити», проведения третьей крупной модернизации - позднеиндустриалыюй (США 1914-1929 гг., Западная Европа 30-50-х гг., Япония 50-60-х гг.). Ее исходный пункт в технологическом отношении - преобразование процесса труда на основе его научной, инженерной организации (Ф. Тэйлор). Возникает поточно-конвейерное производство (Г. Форд, Л. Рено), ориентированное на массовый выпуск стандартной продукции, в том числе предметов длительного пользования для личного потребления. Позднеиндустриальная модернизация позволила преодолеть отчуждение трудящихся от средств существования, открыла путь превращению пролетариев в полноценных членов гражданского общества (Э. Бернштейн). Она превратила трудящегося человека в главный «производственный ресурс», потребовав появления инженеров не только по «железкам», но и по организации труда и конструированию рабочих мест, специалистов по эргономике и конкретной социологии, менеджменту и инженерной психологии. Она существенно сгладила классовые противоречия раннеиндустриального капитализма, превратив их в основу поступательного развития западного общества 1930-1970-х гт. В результате ее осуществились, хотя и не в полной мере, идеалы европейского социализма: достижение большей социальной справедливости, завоевание трудящимися политических и ряда социальных прав, сложилась система социального страхования, льготного или бесплатного здравоохранения и образования. Рабочие становились собственниками домов и автомобилей, акций и банковских вкладов. Более того, к неудовольствию российских «либералов» и национал-традиционалистов, реализация социалистических принципов в развитых странах вплоть до середины 1970-х гг. была мощным стимулом обновления и экономического роста: поддержание высокого спроса населения на товары и услуги с помощью «государства благосостояния» способствовало расширению рынков, росту производства в новых отраслях, появлению множества принципиально новых видов товаров.Позднеиндустриальная модернизация означала поворот капиталистического производства к человеку, к удовлетворению его потребностей - несмотря на монотонность труда у конвейера, обезличивающую стандартизацию потребления и образа жизни десятков миллионов людей, утрату людьми своей индивидуальности и растворение их в массе других, таких же обезличенно «устроенных» индивидов, формализацию отношений между ними и подавление их потоком материальных благ и гигантскими мегаполисами.

Благодаря росту личного потребления трудящихся и системе социальных гарантий, развитию системы образования возникло новое качество рабочей силы: позднеиндустриальная модернизация привела к первому этапу НТР - соединению производительного труда с научным знанием, во многих отношениях способствовала усложнению и интеллектуализации труда, поставила на повестку дня проблему его гуманизации. Наконец, эта модернизация обеспечила невиданную ранее социальную и территориальную мобильность людей из разных стран, содействовала углублению международного разделения труда и росту иностранных капиталовложений, появлению новых средств связи и транспорта. Она создала, не только «общество массового потребления», но и «общественно развитого индивида». Но она же фактически обнажила и проблему развития стран второго и третьего эшелонов мирового капитализма, поставив под сомнение универсальность индустриальной модели и культуры «модернити» в целом.

1.2.Неорганическая модернизация.

Неорганическая (вторичная) модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Вторичная модернизация - это формирование интеллектуального и политического «ответа» на вызов со стороны стран первого эшелона капитализма. Она связана с распространением культуры «модернити» под влиянием извне, со стороны стран первичной модернизации. Она предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, более или менее соответствуют развитию в передовых странах, а другие еще не «вызрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют. Так, современная система высшего образования может уживаться с неграмотностью большинства населения, а передовые предприятия тяжелой индустрии - с архаичной системой земледелия.

Цель вторичной модернизации - «догоняющего» развития - преодоление технико-экономической отсталости и зависимости от передовых стран Запада. При этом неорганическая модернизация может проходить в форме «вестернизации», путем механического перенесения западных социально и технологически эффективных экономических и политических институтов в иную социокультурную среду. «Вестернизация», как правило, сопровождается социокультурным отторжением преобразований со стороны социального большинства и порождает острые социально-политические проблемы, разрешение которых происходит иногда в русле «консервативных» революций.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. В России так было в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на «западников» и «славянофилов». Первые выступали за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.

Глава 2.Переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в странах Европы.

Позднее средневековье - в Западной Европе это период XVI - первой половины XVII в. - характеризовалось разложением феодальных отношений и зарождением капитализма. Наиболее интенсивно эти процессы развивались в таких странах, как Англия и Нидерланды.

В промышленности все шире применялось в качестве энергетической силы водяное колесо, значительный прогресс наблюдался в текстильном ремесле, в частности в сукноделии, распространилось производство шелковых и хлопчатобумажных тканей. Большие успехи были достигнуты в горном деле и металлургии. С изобретением книгопечатания начала развиваться новая отрасль производства - типографское дело. Из автоматических механизмов в это время были известны только часы с пружинкой и маятником. В качестве топливной базы для металлургии служил древесный уголь. В XV в. местами начали применять каменный уголь. Большие успехи в XIV-XV вв. были достигнуты в области судостроения и мореходства.

Растет производительность сельского хозяйства. Развитие промышленности и увеличение спроса на сельскохозяйственные продукты способствовали росту сельскохозяйственного производства, его товарности. Возрастала урожайность, и расширялся объем производства сельскохозяйственных продуктов. Увеличивались площади культивируемых земель за счет мелиорации заболоченных и засушливых участков. Улучшалась агротехника. Однако сохранившаяся повсюду феодальная эксплуатация крестьян, сдерживавшая рост производительности их труда.

Расширение товарного хозяйства в городе и деревне создавало предпосылки для замены мелкого индивидуального производства крупным капиталистическим производством. Начинается процесс первоначального накопления капиталов. Источники накопления:

Практика откупов налогов, предоставления займов коронованным особам под высокие проценты, ростовщичество.

Колониальный грабеж.

Революция цен, связанная с огромным притоком колониального золота и серебра, вызвала длительную инфляцию, прежде всего, в западноевропейских странах и способствовала росту богатств денежных воротил и предпринимателей.

Результаты первоначального накопления:

Появление обладателей крупных денежных богатств, потенциальных предпринимателей и купцов буржуазного типа;

Превращение массы сельского и городского населения в лишенных средств производства пауперов. В перспективе они должны были стать наемными рабочими на формирующихся капиталистических предприятиях.

Процесс экспроприации шел намного быстрее образования капиталистических форм производства. Поэтому появляется масса бездомных, нищих, бродяг. Феодальное государство применяло к ним жестокие репрессии. В Англии, Нидерландах, Франции и Испании издавались кровавые законы, предписывавшие наказывать бродяг плетьми, кнутом, ссылкой на галеры и даже смертью. Бродяг помещали в работные дома, где они гибли от голода и каторжного труда.

В сельском хозяйстве капитализм распространялся значительно медленнее, чем в промышленности. Благоприятные условия для капиталистической перестройки сельского хозяйства были созданы в Англии и Нидерландах. Английские дворяне и буржуа, скупив секуляризованные у монастырей земли и изгнав с них крестьян, заводили крупные овцеводческие или земледельческие хозяйства с применением наемного труда сельских батраков.

В условиях разложения феодальных отношений и зарождения капитализма личность держателя потеряла для земельного собственника всякое значение, ценность представляла только земля. Поэтому землевладельцы отказывались от традиционных форм крестьянских держаний и предпочитали сдавать землю в аренду на более выгодных условиях. Можно выделить несколько форм аренды:

Издольщина - форма аренды, когда земельный собственник предоставлял арендатору не только земельный участок, но часто посевной материал, инвентарь и жилье, получая долю урожая.

Испольщина - форма аренды, когда обе стороны несли равные затраты и делили поровну доходы.

Но в полном смысле капиталистической арендой стало фермерство. Фермер арендовал большой участок земли, обрабатывал его с помощью наемной рабочей силы. В этом случае выплачиваемая земельному собственнику рента представляла лишь часть прибавочной стоимости, произведенной наемными работниками. Фермерство распространилось в Англии, Нидерландах и Северной Франции. На большей части Франции сохранялась феодальная форма держаний.

В то время как на Западе в сельское хозяйство проникали капиталистические отношения, в странах Центральной и Восточной Европы расширялось барщинное хозяйство, основанное на крепостном труде. Основной социальной и политической силой в этих странах оставалось дворянство, которое использовало развитие товарно-денежного хозяйства в своих интересах. Увеличившийся спрос на сельскохозяйственные продукты - сырье и хлеб на Западе - стимулировал здесь развитие крупного барщинного хозяйства. Помещики расширяли свою запашку за счет крестьянских наделов и переводили крестьян с оброков на барщину. Подобный путь развития аграрных отношений служил тормозом для зарождения капитализма не только в деревне, но и в городе.

Появление капитализма вызвало к жизни новые классы - буржуазию и наемных рабочих. Буржуазия происходила, прежде всего, из городской торгово-ростовщической и ремесленной верхушки. Кроме того, в класс буржуазии вливалась чиновная бюрократия, а также высший слой интеллигенции, обосновывавшей идеологические притязания нового класса. В состав буржуазии переходила и та часть дворянства, которая становилась на путь капиталистического предпринимательства, а также зажиточная верхушка крестьян, эксплуатировавшая бедноту.

Класс наемных рабочих включал многочисленные предпролетарские массы - ремесленных подмастерьев, разорившихся ремесленников-надомников, сельских батраков и поденщиков, пауперов, вовлекаемых в капиталистическое производство. Новые классы создают свою идеологию, выражавшую их политические требования. Поскольку в это время еще господствовало религиозное мировоззрение, новая идеология выступала в форме новых религиозных учений. Например, кальвинизм стал идеологическим знаменем нидерландской и английской буржуазных революций. Чаяния формирующегося мануфактурного пролетариата нашли свое выражение в учении Томаса Мюнцера и революционных анабаптистов, призывавших к насильственному перевороту и переустройству общества на основе социального, политического и имущественного равенства.

В XVIII в. в Европе наиболее быстрый экономический рост наблюдался на двух её полюсах: 1) на крайнем Западе, в раннебуржуазных государствах, а также во Франции, где буржуазный уклад был достаточно развит; 2) на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходило ускоренное развитие крепостнической мануфактуры.

Индустриализация, охватившая с конца ХVIII - XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

Наиболее развитой в промышленном отношении страной была Англия. Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретен, в 1784 г. Д. Уатт изобрел паровую машину, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Это изобретение открывало путь к дальнейшему совершенствованию машинного производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII - первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».

Заключение.

Современная модернизация - это ускоренный и инициируемый государством процесс превращения страны в промышленную державу, конечная продукция которой становится конкурентоспособной на мировом рынке. Это процесс обновления общества на основе ассимиляции достижений более развитых стран. Это элемент движения общества от традиционализма к либерализму при условии существования эшелонов стран, уже ранее прошедших этот путь и своим примером стимулирующих потребности других стран в модернизации и оказывающих им определенную помощь в ее проведении. Само существование стран, находящихся на разных стадиях модернизации (стран, относящихся к разному типу модернизации), определяет необходимость ее проведения и механизм ее осуществления.

При этом надо отметить, что страны органического типа модернизации сейчас находятся уже на постиндустриальном этапе развития и не склонны к дальнейшим мобилизациям. В такой ситуации соперничать с ними по уровню экономического развития не представляется возможным, а задачей модернизации выступает не достижение определенных экономических показателей, а формирование хозяйственной системы, которая способна к устойчивому эволюционному развитию и не требует необходимости дальнейших мобилизаций. Успешная модернизация - это та, которая исключает в будущем необходимость все новых и новых модернизаций.

К тому же, история свидетельствует, что модернизации способны изменить положение страны в мировой табели о рангах относительно других индустриальных держав, но практически ни при каких обстоятельствах не могут выдвинуть ее на первые позиции среди стран, относящихся к постиндустриальному миру. Модернизация предполагает широкие и масштабные заимствования - не ценностей, как утверждают многие российские критики «догоняющих модернизаций», а технологий и стереотипов поведения на рынке, - что заставляет максимально четко определять сравнительные издержки, возникающие при использовании уже имеющихся технологических решений или разработке собственных. Разумная политика заимствований предполагает беспристратное сравнение имеющихся технических возможностей и их зарубежных аналогов и подчинение политики целям минимизации расходов на технологическое перевооружение производства. Технологический протекционизм - опаснейший враг модернизации.

Список используемой литературы.

1. Долгушин, М.И. Традиции и проблема модернизации / М.И. Долгушин. - Киров, 2015.

2. Кравченко, А.И. Культурология: Учеб.пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2013.

3. Панкратов, С.А. Модернизация как исторический феномен: Учебно-методическое пособие / С.А. Панкратов. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2012.

4. Пугачев, В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев. - М.: Аспект-Пресс, 2014.

5. https://ru.wikipedia.org

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08