Лучший объект спортивной архитектуры. Лучший объект коммерческой архитектуры

Лучший объект спортивной архитектуры. Лучший объект коммерческой архитектуры


За Россией закрепилась репутация крайне консервативной и не готовой к изменению своего архитектурного облика страны, и, как показывает опыт, даже известное во всем мире имя архитектора не является гарантией того, что его российский проект будет реализован. В нашем обзоре представлены 15 поражающих воображение проектов для России от ведущих зарубежных архитекторов, которые так и не были реализованы.

1. Корпоративный университет «Сбербанка» в Московской области, архитектор Эрик ван Эгераат





Известный голландский архитектор Эрик ван Эгераат, которому нравится проектировать в России, в 2013 году выиграл конкурс на строительство современного корпоративного университета «Сбербанка» в Московской области. Согласно его затее, университет главного банка страны должен был состоять из учебных аудиторий, всевозможных помещений для тренингов, семинаров и мастер-классов, огромного общежития, нескольких спортивных объектов, таунхаусов и общественного центра. Все это голландец предлагал объединить в единую систему рекреационных зон, скверов, небольших водоемов, площадей и озелененных крыш. К сожалению, из-за финансовых проблем компании-заказчика на сегодняшний день судьба уже утвержденного проекта находится под большим знаком вопроса.

2. Проект реконструкции стадиона «Динамо» в Москве, архитектор Эрик ван Эгераат





Разработанный голландским зодчим Эриком ван Эгераатом в 2011 году проект реконструкции стадиона «Динамо» в Москве был утвержден компанией-девелопером "ВТБ Арена". Однако некоторое время спустя, в результате социального опроса болельщиков одной из самых прославленных футбольных команд страны выяснилось, что большинство из них крайне недовольны внешним видом будущего стадиона. В нем от старого, построенного еще в 1930-х гг, стадиона фактически остались одни стены. В итоге было принято решение отложить реконструкцию и отправить ее на доработку другому специалисту - американскому архитектору Дэвиду Манике.

3. Башня «Россия» в Москве, архитектор Норман Фостер





Легендарный архитектор современности Норман Фостер всегда испытывал весьма трепетные чувства к России, ведь в этой стране родился его главный кумир - инженер и архитектор Владимир Шухов. Главным трудом Фостера, посвященным самой большой стране в мире, стал проект 612-метровой башни "Россия", которая должна была стать самым высоким зданием Европы. Презентация этого роскошного объекта состоялась в марте 2006 года, после чего процесс осуществления проекта был взят под контроль бизнесмена Шалвы Чигринского. Однако стоит отметить, что именно финансовые трудности олигарха стали причиной заморозки строительства небоскреба в "Москва-Сити".

4. Музей истории казачества в Волгограде, архитектор Эрик ван Эгераат





Проект музея истории казачества в Волгограде, который был представлен Эриком ван Эгераатом на закрытом международном конкурсе в Риме, занял первое место. Музейный комплекс представлял собой три деревянных объема, соединенных мембранами из прозрачного стекла. В структуру музея должны были войти выставочные пространства, офисы, кафе и залы для конференций. Сам автор уверен, что современный музей способен стать настоящим центром притяжения волгоградцев, однако сегодня судьба его проекта находится в подвешенном и непонятном состоянии.

5. Экспо-центр в Москве, архитектор Заха Хадид





Известная своей любовью к пластическим формам, архитектор Заха Хадид спроектировала в 2006 году для столицы России Экспо-центр. Комплекс, состоящий из двух объемов - горизонтального (конференц-центр, 3 аудитории, рассчитанные в общей сложности на 1500 мест) и вертикального (26-этажная гостиница и апартаменты), должен был стать настоящим символом современной Москвы, однако его постигла печальная участь - реализация проекта была заморожена.

6. Многофункциональный комплекс «Хрустальный остров» в Москве, архитектор Норман Фостер





Проект гигантского вантового сооружения на полуострове в Нагатинской пойме был разработан Норманом Фостером в 2007 году. Планировалось, что небоскреб высотой 450 м и общей площадью 2,5 млн. кв.м станет самым вместительным сооружением в мире. Главная идея Фостера заключалась в том, чтобы возвести настоящий "город в городе", внутри которого он планировал разместить более 900 элитных квартир, различные отели, клубы, торговые и фитнес-центры, рестораны, международная школа для 500 учащихся, театр и многое другое. Главными причинами того, что "Хрустальный остров" так и остался на бумаге, стали финансовые трудности главного инвестора и смена московского градоначальника - новый мэр оказался не готов к столь радикальному изменению имиджа города.

7. Национальная библиотека и банк республики Татарстан в Казани, архитектор Эрик ван Эгераат





В 2007 году Эрик ван Эгераат выиграл конкурс на строительство Национальной библиотеки и банка республики Татарстан в самом центре Казани, на площади Габдулы Тукая. Современный комплекс, состоящий из двух зданий, согласно идее автора, должен был напоминать открытую книгу. К сожалению, этот смелый проект так и не был реализован, причем по весьма необычной причине - из-за банкротства архитектурного бюро ван Эгераата (в те годы из его компании было уволено 150 сотрудников).

8. Многофункциональный комплекс «Апельсин» на Крымском Валу в Москве, архитектор Норман Фостер





В 2008 году на международной выставке в Каннах архитектор Норман Фостер впервые представил на суд общественности свой новый московский проект - многофункциональный комплекс «Апельсин» на Крымском Валу. 15-этажный дом в виде разрезанного фрукта должен был собрать в единое пространство Третьяковскую галерею, гостиницу, офисы и элитное жилье бизнес-класса. Главной причиной отказа в строительстве этого здания называют резко негативное отношение к уникальному объекту Фостера известных деятелей культуры.

9. Отель на Самотечной площади в Москве, архитектор Фрэнк Гери



Проект отеля на Самотечной площади в Москве был разработан легендарным американским зодчим Фрэнком Гери в сотрудничестве с российским архитектором Андреем Романовым в 2009 году. И до сих пор неизвестно, почему столь неординарное по форме здание отеля, так и осталось лишь макетом.

10. Конгресс-центр «Константиновский» в Санкт-Петербурге, архитектор Эрик ван Эгераат





Конгресс-центр «Константиновский» в Санкт-Петербурге - очередной проект для России от Эрика ван Эгераата, который не был реализован. До сих пор называют разные причины отказа от строительства этого общественного центра, в числе которых запрет местных властей, перебои с финансированием и проблемы в бюро ван Эгераата. Сегодня многие жалеют, что здание конференц-центра так и не было построено, ведь оно бы наверняка привлекло сотни людей со всего мира и разнообразило традиционный облик Северной столицы.

11. Многофункциональный комплекс «Югра» в Ханты-Мансийске, архитектор Норман Фостер





Согласно проекту Нормана Фостера, разработанному им в 2007 году, многофункциональный комплекс «Югра» в Ханты-Мансийске должен был стать центральным архитектурным объектом всей Сибири. Этот 56-этажный небоскреб в форме бриллианта должен был достичь отметки в 280 м в высоту. Причина отказа от этого уникального проекта и по сей день неизвестна.

12. Музейный центр PermMuseumXXI в Перми, архитектор Заха Хадид





Проект музейного центра PermMuseumXXI в Перми от Захи Хадид был представлен на конкурсе и занял по его итогам третье место. Однако в следствие неразберихи, произошедшей через некоторое время спустя, было объявлено, что все-таки музей построят по проекту Хадид. К сожалению, строительство здания, выполненного в лучших традициях автора, было отложено на неопределенный срок.

13. Гостиница в Ханты-Мансийске, архитектор Эрик ван Эгераат


Штаб-квартира «Русской медной компании» в Екатеринбурге от Нормана Фостера: интерьер помещения


Разработка Норманом Фостером проекта штаб-квартиры «Русской медной компании» общей площадью офисных помещений в 14 тыс. кв. м в самом центре Екатеринбурга обошлась городской казне и местным девелоперам в 1 млрд. руб. Ожидается, что в современном бизнес-комплексе будет 13 этажей, подземный трехуровневый паркинг и внутренний двор с зоной отдыха сотрудников и гостей штаб-квартиры. Сейчас остается лишь надеяться, что строительство этого многообещающего объекта завершится в ближайшие 2-3 года.

15. Жилой комплекс на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге, архитектор Эрик ван Эгераат





Эрик ван Эгераат разработал проект шестиэтажного элитного жилого дома, расположенного вдоль набережной реки Мойка в самом центре Санкт-Петербурга. Согласно идее автора, новое жилое здание должно было состоять из 18 высококачественных квартир различных размеров и 2 просторных пентхаусов с собственной террасой на крыше, откуда открывается завораживающий вид на центр города. Согласно первоначальному плану, строительство жилого комплекса должно было завершиться в 2011 году, но сегодня стройка заморожена.

Недавно мы рассказывали, но сегодня остается лишь догадываться, насколько точны эти градостроительные прогнозы. Однако, порой Россия способна удивлять весь Мир современной архитектурой, как это было во время недавней Олимпиады в Сочи. Ознакомиться с потрясающими олимпийскими объектами в Сочи можно в нашей статье про .

Волна нестихающего музейного бума принесла немало ярких объектов. Музейному не уступает и библиотечный бум. Здания книгохранилищ - это уже не только величественные дворцы с колоннами, но и образцы ультрасовременной архитектуры. Ренцо Пьяно завершил свой первый объект в Испании, а небоскреб в Нью-Йорке построит московское архитектурное бюро. Вспоминаем эти и другие проекты, обратившие на себя внимание в уходящем году.

Филиал Лувра в Абу-Даби

Миграция коллекций крупнейший музеев - тренд последнего времени. , открывшийся в Абу-Даби как часть амбициозного проекта на острове Саадият, реализован звездным архитектором . Первый аванпост парижского храма искусств за пределами Франции, как и ожидалось, впечатлил своим великолепием: объем, накрытый двойным перфорированным куполом, составлен из 7850 звезд. Блики от солнца заиграли на белом полу музея, окруженного водой.

Photo: Marc Domage, Roland Halbe, Kamran Jebreili

Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше

Первый музей в Африке, посвященный истории моды служит увековечиванию памяти легендарного кутюрье. с элегантным терракотовым фасадом и узором, который так любил использовать Ив Сен-Лоран в своих работах, открыл двери в Марракеше близ сада, разбитого художником Жаком Мажорелем . Авторы здания - архитекторы бюро Studio KO . Сценограф и декоратор Кристоф Мартин сотворит интерьер с использованием традиционных марокканских материалов.

Photo: Nicolas Mathéus

Photo: Nicolas Mathéus

Photo: Nicolas Mathéus

Музей современного искусства Zeitz MOCAA в Кейптауне

Йохан Цайц , немецкий филантроп и коллекционер, бывший гендиректор компании PUMA, приспособил под элеваторное зернохранилище в Кейптауне. Команда вырезала огромные секции из трубчатого интерьера бывших силосных башен и развернула там восемьдесят галерейных пространств. В проемы вставлены граненые выпуклые окна, создающие визуальный эффект калейдоскопа и делающие пребывание в музее еще более фантастическим. Томас Хезервик в уходящем году прослыл настоящим ньюсмейкером. Об архитекторе-романтике постоянно говорили - то в связи с над Темзой, то в связи с озелененным плавучим пирсом вдоль Гудзона в Нью-Йорке с бюджетом в $250 млн. Оба проекта были заморожены.

Courtesy Heatherwick Studio

Courtesy Heatherwick Studio

Courtesy Heatherwick Studio

Centro Botín

Притцкеровский лауреат реализовал свой первый объект в Испании, и, разумеется, это музей, вернее , основанного семейством банкиров Ботин. Расположивший на набережной Сантандерской бухты центр искусств общей площадью 10 285 кв. м «парит» над землей и состоит из двух D-образных блоков, соединенных подиумами и металлическими лестницами, смахивающими на корабельные трапы.

Photo: Belén de Benito, Gerardo Vela

Публичная библиотека в Тяньцзине

Голландская фирма реализовала проект в Тяньцзине, третьем по величине городе Китая. Футуристический интерьер пятиэтажного здания фокусируется вокруг сферического зала, центр которого подобен глазному яблоку. Обтекающая линия террас книжных стеллажей и читательских мест вторит его очертаниям. Библиотека в Тяньцзине стала примером стремительного воплощения идеи в жизнь: от первого эскиза до церемонии открытия прошло всего три года.

Photo: Ossip van Duivenbode

Photo: Ossip van Duivenbode

Кампус Apple Park

Стив Джобс в 2009 году пригласил архитектора: «Норман, мне нужна помощь». Тот почти сразу приступил к проектированию гигантского кольцеобразного офисного комплекса в городке Купертино в 75 км от Сан-Франциско. Именно здесь основатель Apple запланировал - сердце своей компании. Заказчик, увы, не дожил до того момента, когда наконец сооружение, напоминающее приземлившуюся летающую тарелку, было сдано в эксплуатацию.

Courtesy Foster+Partners

Courtesy Foster+Partners

Притцкеровская премия

«Архитектурный Нобель», самая престижная награда за достижения в области архитектуры была вручена в тридцать девятый раз. Ее лауреатом стало в 2017 году испанское бюро RCR Arquitectes , основанное в 1988 году каталонскими архитекторами Рафаэлем Арандой, Карме Пижем и Рамоном Вилальтой. Среди других заметных работ фирмы - здание винодельни в Жироне.


Photo: Hisao Suzuki

Здание винодельни Bodegas Bell-Lloc в Жироне
Photo: Hisao Suzuki

Премия Людвига Мис ван дер Роэ

Премия в честь немецко-американского архитектора - самая престижная награда за лучшее здание, построенное в Европе за последние два года. Ее вручают в Барселоне, в павильоне Германии, прославленном творении Мис ван де Роэ. В 2017 году лауреатами стали два голландских бюро - NL Architects и XVW Architectuur . Архитекторы буквально спасли от сноса ветхую постройку 1960-х годов на юго-восточной окраине Амстердама, превратив его в комплекс жилых апартаментов .

Photo: Marcel van der Brug

Photo: Marcel van der Brug

Премия Стерлинга

Премии Стерлинга , в двадцать второй раз вручаемой Королевским институтом британских архитекторов RIBA , в этом году удостоилось бюро dRMM за проект реконструкции на южном побережье Англии. Восстановление объекта 1871 года постройки было профинансировано местным сообществом.

Photo: Alex de Rijke, James Robertshaw

Дэвид Aджайе стал рыцарем

Великобритания до сих пор поддерживает институт рыцарства. Глава ордена Британской империи королева Елизавета II ежегодно назначает рыцарей, выбирая из личностей, внесших особый вклад в развитие британского общества. В 2017 году титул рыцаря-бакалавра получил пятидесятилетний уроженец Танзании, архитектор , являющийся, кстати, автором бизнес-школы Сколково в Москве. В ноябре же команда под руководством Дэвида Аджайе (в нее также вошли и Кэтрин Густафсон) выиграла международный архитектурный конкурс на проект в Лондоне, обойдя в творческом соревновании Нормана Фостера, бюро и др.

Courtesy Adjaye Associates

Adjaye Associates and Ron Arad Architects

Парк «Зарядье» в Москве

Самым спорным событием и самым обсуждаемым проектом в Москве стал рельефный . Бюджет сданного в эксплуатацию с большими недоделками объекта составил 27 млрд рублей. Автором выступило американское бюро Diller Scofidio + Renfro , выигравшее в 2013 году архитектурный конкурс. Теперь в историческом районе столицы у кремлевских стен разбиты типичные российские природные ландшафты - хвойный и смешанный леса, заливные луга, степи и тундры. Над водой повис мост, не имеющий опор и поддерживающих конструкций.

Небоскреб 262 Fifth Avenue в Нью-Йорке

Российское архитектурное бюро «Меганом» , возглавляемое архитектором Юрием Григоряном, выступило автором проекта сверхтонкого небоскреба, который будет реализован в Нью-Йорке на Манхэттене. Супертолл, получивший название , взметнется в небо на высоту 305 м в так называемом квартале NoMad близ Madison Square Park. Башню увенчает прямоугольная «корона», которая также будет служить смотровой площадкой.

Photo: DBOX

Photo: DBOX

Нравится

Думаю, что многие из вас видели примеры необычных архитектурных сооружений или даже находились внутри таких креативых построек. Но сегодня мы представим вам 21 пример фантастических архитектурных конструкций, которые просто поражают воображение и удивляют оригинальностью идеи.

1. Атомиум

Здание расположено в Брюсселе. Атомиум был построен в 1958 году по проекту архитектора Андре Waterkeyn. Атомиум возвышается на 102 метра. Внешне конструкция выглядит как атом. Не смотря на внушительный возраст, он по-прежнему выглядит хорошо, реконструкция Атомиума проходила с 2004 по 2006 год. Тогда алюминий был заменен сталью.

2. Здание Штрих Код

Находится в Санкт-Петербурге, Россия. Здание выполнено в виде гигантского штрих-кода. Черные полосы традиционного штрих-кода заменены большими окнами, что создает очень реалистичный вид. Само сооружение выполнено в красном цвете.

3. Туманное здание


Туманное здание, спроектированное архитекторами Элизабет Диллер и Рикардо Scofidio, расположено на берегу озера Невшатель в Ивердон-ле-Бен, Швейцария. Это чудо имеет габариты 60 х 100 х 20 метров, выполнено из металла. В корпус вмонтированы специальные отверстия, распыляющие воду из озера вокруг здания.

4. Кибертектурное Яйцо


Кибертектурное Яйцо находится в Мумбаи, Индия. Площадь поверхности составляет 32 000 кв. м. Сооружение яйцевидной формы является воплощением экологического проектирования, интеллектуальной системой и запоминающейся достопримечательностью города. В дополнение к своему великолепному дизайну, яйцо оснащено новейшими техническими достижениями. Сооружение способно следит за самочувствием сотрудников - измерять их вес и кровяное давление. Врач будет получать уведомления о каких-либо резких изменениях в самочувствии персонала.

5. Солнечный Ковчег


Солнечный Ковчег расположен в префектуре Гифу, Япония построен компанией Sanyo. Это один из самых впечатляющих, генерирующих солнечную энергию, зданий в мире. Строение было создано в качестве символа "чистой энергии общества", и внутри него находится Солнечный музей. Ковчег включает 5046 солнечных панелей и производит около 630 кВт мощности, что эквивалентно 530 000 кВтч чистой энергии в год.

6. Здание-Корзина


Здание-Корзина расположено в Огайо, США. Это семиэтажная корпоративная штаб-квартира компании Longaberger Basket. Внутри здания есть атриум, который взмывает в стеклянный потолок, через который вы можете увидеть ручки корзины, собирающиеся вместе, над крышей.

7. Дом-Фортепиано


Дом-Фортепиано расположен в провинции Хуэй, Китай. Скрипка выполняет функцию эскалатора и входа в здание. Судя по всему, здание было построено местным правительством, чтобы привлечь людей в развивающиеся районы страны. Это здание является идеальным примером гармоничного соединения музыки и архитектуры.

8. Эспланада


Здание расположено на шести гектарах земли рядом с набережной Marina Bay возле реки Сингапур. Оно играет роль местного театра и концертного зала, концертный зал рассчитан на 1600 человек, а театр на 2000 мест.

9. Кубический дом


Здание представляет собой соединение нескольких кубических конструкций. Архитектурная композиция находится в Нидерландах.

10. Проект Эдем


Проект Эдем – это оригинальное сооружение, которое привлекает множество туристов в Соединенное Королевство каждый год. В то же время, конструкция является самой крупной теплицей в мире. Внутри искусственных биомов собраны растения со всего мира. Проект расположен в 2 км (1,25 миль) от города Санкт-Blazey и в 5 км (3 мили) от более крупного города St Austell, Корнуолл.

11. Спиральный лес


Waldspirale - это жилой комплекс в Дармштадте, Германия, построенный в 1990 году. Название переводится как лесистая спираль, оно полностью отражает общий план здания, и тот факт, что он имеет зеленую крышу. Архитектурное сооружение было разработано венским художником Хундертвассера Фриденсрайхом, над реализацией работал архитектор М. Springmann Хайнц, а построено здание компанией Bauverein в Дармштадте. Строительство здания было завершено в 2000 году.

12. Роботостроение


Робот-здание, расположено в районе Sathorn - деловом районе Бангкока, Таиланд. Тут находится штаб-квартира банка United Overseas. Здание, внешне представляющее из себя огромного робота, символизирует компьютеризацию банковской системы в стране. К основным особенностям здания относятся антенны и глаза, они играют важную роль и с эстетической, и с практической точки зрения. Сооружение было достроено в 1986 году, оно является одним из последних примеров современной архитектуры в Бангкоке.

13. Атлантида


Atlantis (Дубай) является величественным центром Palm Jumeirah, искусственным островом, который будоражит воображение людей со всего мира своими невообразимыми масштабами. С момента прибытия вы погружены в ослепительный мир стиля, удовольствия и роскоши. Курорт предлагает отдых и острые ощущения для пар и семей. В число развлечений входят уникальные морские прогулки, волнующий аквапарк, нетронутые белые пляжи, кухня мирового класса, спа-центр и многое другое.

14. Вращающаяся башня


Вращающаяся башня так же находится в Дубаи. Этажи этой архитектурной композиции будут вращаться вокруг центральной оси. Это будет постоянное движение и изменение формы, которое позволит жителям дома самостоятельно выбирать желаемый пейзаж за окном одним нажатием кнопки. Архитектура конструкции обеспечивает очень высокую устойчивость к землетрясениям, поскольку каждый этаж вращается самостоятельно.

15. Мост Banpo


Мост Banpo расположен в Сеуле, Южная Корея. Это самый длинный в мире мост фонтан, который установил рекорд Гиннеса с почти 10000 светодиодными соплами, которые работают вдоль обеих сторон моста. Вода разбрызгивается на расстояние 1140 м.
Данный проект является первым в своем роде в мире. Мост имеет 38 водяных насосов и 9380 сопл с обеих сторон, которые закачивают 190 тонн воды в минуту из реки с глубины около 20 метров.


16. Palais Bulles


Bulles Palais расположен в Каннах, Франция. В начале восьмидесятых годов модельер Пьер Карден хотел купить дом, чтобы приезжать в Канны на лето. Во время поисков он наткнулся на строительную площадку дома, строящегося по проекту архитектора Антти Lovag для французского промышленника. Когда владелец умер до завершения строительства Bubble дома, Карден купил наполовину готовое сооружение, дополнил его собственными элементами и достроил здание.

17. Солнечная печь


Солнечная печь находится в Odeillo, Франция. Здание представляет собой кривое зеркало (или массив зеркал), которое действует как параболический отражатель, концентрируя свет на координационном центре. Крупнейшая солнечная печь в мире находится в Odeillo в Восточных Пиренеях во Франции, открытие состоялось в 1970 году.

18. Парк Гуэль


Парк Гуэль находится в Барселоне, Испания. Парк Гуэль является садовым комплексом с архитектурными элементами, расположен на холме Эль-Кармель в районе Грасия в Барселоне, Каталония, Испания. Парк Гуэль умело разработан и выглядит как сцена из сказки. Яркие цвета и аура парка поражает.

В Москве заканчивается строительство Dominion Tower по проекту Захи Хадид на Шарикоподшипниковской улице. Правда, здание вряд ли станет архитектурной достопримечательностью - Хадид задумала его в первой половине 2000-х, и её идея уже устарела. Кроме того, во время кризиса 2008 года проект был изменён Николаем Лютомским, который сделал его значительно более дешёвым. LAM вспоминает другие громкие архитектурные проекты последних лет, над которыми работали знаменитые зарубежные архитекторы, и пытается понять, почему в процессе строительства они изменились до неузнаваемости.

Dominion Tower

Первоначальный проект: Zaha Hadid architects, Москва



Офисный комплекс на Шарикоподшипниковской улице в Москве Заха Хадид спроектировала ещё в первой половине 2000-х. Российский архитектор Лютомский отвечал за адаптацию замысла к местным реалиям. Он столкнулся со множеством проблем, несмотря на то что, по сравнению с проектами того же бюро, например, в Макао, здание Dominion Tower выглядит примитивно. В одном из интервью Лютомский рассказал, что главный архитектор проекта от иностранного бюро, запроектировал, например, большие горизонтальные террасы на всех уровнях, забыв о том, что в России бывает снег. Ещё пришлось менять облицовку фасада: Zaha Hadid Architects хотели использовать бесшовные панели, меняющие цвет, которых в России просто нет. Строили здание, как говорят, обычные гастарбайтеры. Так или иначе, здание уже обрело формы, не слишком отличающиеся от рендеров, и увидеть результат можно уже сейчас.

Бизнес-центр «Зенит»

Первоначальный проект: Лучано Перини, Москва


Формально проект нового корпуса для Академии народного хозяйства не принадлежит итальянскому архитектору Лучано Перини: его имя не упоминается в официальных данных. Однако ходят слухи, что объёмно-пластическое решение российские архитекторы Николай Лютомский и Яков Белопольский позаимствовали именно у него. Дополнительно подогреваются слухи и тем, что в строительстве итальянцы участвовали очень активно - от кредитования до производства металлического каркаса. Так или иначе, строить здание начали в неудачное для любых крупных государственных проектов время - в начале 1990-х. Здание несколько раз переходило из рук в руки, перезакладывалось, было незаконно приватизировано - всё это время стройка стояла. В 2006 году выяснилось, что на бумаге его вообще не существовало; сразу же после оформления регистрации порядком потрёпанный временем недострой, получивший название «Зенит», был объявлен федеральной собственностью.

Так только эпоха оказалась виновной в том, что первый в СССР пример современной западной архитектуры так и остался недостроенным и, вероятно, никогда не начнёт функционировать. Дальнейшие планы владельцев пока не известны: по одним данным, здание почти в полном порядке и простоит ещё 150 лет, по другим - с одного из фасадов заметен перекос здания высотой в целый этаж.

Новая сцена Мариинского театра

Победивший проект: Доминик Перро, Санкт-Петербург




Открытие второй сцены Мариинского театра в мае 2013 года стало поводом для горячей публичной дискуссии. Наиболее сдержанно высказался Кирил Асс, отметивший, что здание представляет собой обыкновенный образец модернизма - единственного общепринятого в России языка архитектуры. Тем не менее первоначальные предложения звучали совсем иначе. Первым тендер на строительство выиграл деконструктивист Эрик Мосс, чей проект «мешков для мусора» вызвал истерику и был быстро убран на полку. За ним последовал золотой параметрический купол Доминика Перро, который заказчик принял к реализации. Через 2 года внезапно выяснилось, что купол не предусматривает ни вентиляции, ни канализации и не годится. Однако проект у Перро выкупили, как говорят, за 20 миллионов евро, и ещё 2 года пытались что-то по нему построить. В 2009 году по личному указу Путина эту безнадёжную идею бросили и провели новый конкурс, в котором и победили канадцы Diamond & Schmitt, обладающие опытом сооружения концертных залов, но не блистающие оригинальностью объёмно-пластических решений.

По наиболее распространённому мнению, вина за то, что Мариинка получилась «никакой», лежит вовсе не на властях, а на Доминике Перро собственной персоной. Его предложение было впечатляющим, но непродуманным. Перро, привыкший к статусу звезды, попросту не слишком напрягся, разрабатывая здание, и проект ушёл к специалистам, не обладающим оригинальными идеями, но зато умеющим доводить дело до конца.

Башня «Исеть»

Первоначальный проект: Valode&Pistre, Екатеринбург



Башня «Исеть» в Екатеринбурге проектировалась французским бюро Valode&Pistre в составе комплекса Екатеринбург-сити, который планировалось сдать к саммиту стран Шанхайской организации сотрудничества в 2008 году. Из всего комплекса к 2014 году удалось полностью реализовать только два здания; ещё два (одно из которых «Исеть») сейчас достраиваются. Но это уже не первоначальная спиралевидная башня, придуманная французами. Вернер Зобек, ничуть не менее именитый архитектор, полностью переделал проект, сделав башню гораздо более лаконичной, экологичной, дешёвой (что немаловажно) и, надо признать, скучной. Строящаяся сегодня башня - это всего лишь очередной «высотный стакан», которых в Екатеринбурге и так немало.

Почему застройщик пошёл на этот шаг и заменил генпроектировщика уже заложенной постройки? Вероятно, в своих бедах он виноват сам: в 2008 году, когда начался кризис, Valode&Pistre узнали о том, что стройка замораживается. Французы были готовы подождать, но потом, как говорят, застройщик потребовал вернуть 13,5 миллиона евро гонорара, раз уж спроектированные здания не будут строиться, и деловые отношения уральцев с французами закончились. Строительство по проекту Вернера Зобека идёт успешно, если забыть, что сроки сдачи пропущены на два года.

Комплекс «Город столиц»



Голландец Эрик ван Эгераат был одним из первых по-настоящему известных западных архитекторов, попытавшихся зайти на российский рынок. В 2001 году его бюро начало сотрудничество с Capital group, спроектировав целый ряд построек; среди них был жилой комплекс «Русский авангард», о котором речь пойдёт дальше, и комплекс из башен «Москва» и «Петербург» в Москва-Сити.

Проект небоскрёбов был принят к реализации, но в какой-то момент застройщик решил, что проект Эгераат слишком дорогой, передал дальнейшую работу бюро NBBJ и отказался выплачивать автору остатки гонорара за его неудачный проект. Эгераат подал в суд, и экспертиза выявила, что переделке подверглись не больше 15-20 % проекта, а значит, авторство принадлежит голландцу. Деньги свои он отсудил, а башни, ставшие дешевле и конструктивно проще, достроили без его участия. После этого Эгераат заявил, что больше никаких небоскрёбов проектировать не будет - и вроде пока держится.

ЖК «Русский авангард»

Первоначальный проект: Эрик ван Эгераат, Москва


За несколько лет до скандала с «Городом столиц» Эгераат спроектировал для Capital Group жилой комплекс в Якиманском переулке. Этот по-настоящему выдающийся проект предусматривал строительство пяти жилых зданий, каждое из которых интерпретировало творчество одного из творцов русского авангарда: Родченко, Кандинского, Поповой, Экстер и Малевича. По большому счету, на той конкретной площадке эта идея была практически воплощением средового подхода: окна зданий выходили бы прямо на Третьяковку. Проект прошел все согласовательные процедуры, Эгераат уже триумфально раздавал интервью о том, что строить в России гораздо приятнее и легче, чем в Европе, и тут рендеры увидел Лужков, которому они не понравились. Застройщик ещё несколько лет пытался «пристроить проект на другое место» в Москве, потом перенёс его в Ростов, но и там строительство так и не началось. На площадке для ЖК «Русский авангард» построили «Имперский дом», изображающий одновременно сталинские высотки и Empire State Building.

Башня «Россия»

Первоначальный проект: Норман Фостер, Москва


Самый высокий в Европе небоскрёб, башня «Россия», должен был достигнуть высоты 612 метров и стать доминантой Сити. Решение построить в новом деловом комплексе сверхвысотное здание было принято ещё в 1992 году; с тех пор проект несколько раз принимали и отменяли. Самый интересный вариант предложил Норман Фостер: он решил построить здание, похожее на заострённый кристалл льда, чем-то напоминающий более поздний проект небоскрёба The Shard в Лондоне. Фундамент был заложен в 2007 году, через год застройщик разорился и стройплощадку переделали под автостоянку. Два года назад движение на участке возобновилось, теперь Renaissance там строят аккуратный, но безликий 300-метровый многофункциональный административно-деловой комплекс, спроектированный московским бюро Speech, совладельцем которого до недавних пор был главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Стадион «Фишт»

Первоначальный проект: Populous + «Моспроект-4», Сочи



Россия получила право проводить Олимпиаду-2014 во многом благодаря впечатляющему проекту застройки олимпийского городка в Сочи, созданному американцами Populous при поддержке нескольких российских бюро. Однако вскоре после презентации концепция начала меняться. Первый проект предусматривал оболочку стадиона, похожую на фасетчатый глаз насекомого. Второй - открытую конструкцию из двух похожих на горные вершины створок. Его начали строить, но в какой-то момент масштабный сценарий открытия и закрытия Игр потребовал, чтобы над ареной была крыша, и архитекторам пришлось срочно спроектировать навес. Потом понадобились технические помещения для декораций - пристроили и их. В итоге реализованная версия стадиона мало напоминает первоначальные стеклянные холмы, которые задумали построить архитекторы из Populous.

ЖК «Легенда Цветного»

Первоначальный проект: Behnisch architecten, Москва



Зенит-Арена

Первоначальный проект: Кисё Курокава, Санкт-Петербург



На закате карьеры, в 2006 году, японский архитектор и теоретик метаболизма Кисё Курокава cпроектировал один из самых дорогих футбольных стадионов в мире - «Зенит-Арену» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, где будут проходить матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Изначально строительство планировалось закончить в 2009 году - такую дату называли представители первого генерального подрядчика, строительной компании «Авант». Дата открытия постоянно переносилась, генподрядчиком был назначена компания «Трансстрой». В начале июня этого года она опубликовала рендеры обновлённого проекта стадиона - он значительно отличается от того, что задумал Курокава. Открытие стадиона намечено на 2016 год.

О времени и о себе рассуждают архитекторы, чьи проекты были отмечены журналом по итогам 2017 года. Они вспоминают о самых значимых событиях, делятся своими планами и настроениями.

Перейти
в галерею

Художник по интерьерам Надежда Чернигова


Проект Надежды Черниговой понравился редакции журнала бережным отношением к истории и к традициям при рефконструкции старинной итальянской виллы. Интерьер был опубликован в журнале SALON–interior №1 (233) 2018. Съёмка проведена в Большом дворце музея–заповедника «Царицыно»

: «Оглядываясь назад, мне сложно вспомнить какой‑либо особенный день. Я много путешествовала в этом году, открыла для себя новые прекрасные места. Одной из самых впечатляющих стала поездка в Нью–Йорк, там я посетила небольшой частный музей дизайна Cooper Hewitt, где представлена замечательная коллекция предметов быта и искусства . Это было восхитительно! Полное погружение в эпоху: платья, обувь, посуда, мебель, картины, графика… И, главное, там я увидела вживую культовые предметы, созданные знаменитыми художниками того времени, такими как Жак–Эмиль Рульманн и Жан–Жак Рато. В своих интерьерах я, как и многие, цитировала эти произведения искусства, так как они являются символами стиля. Их дизайн, орнаменты, детали по сути определяют само направление ар–деко. Это было похоже на праздник, долгожданную встречу с чем‑то очень важным и любимым. Ну и сама архитектура Нью–Йорка меня очень впечатлила. Я бродила по его улицам, любовалась зданиями General Electric Building, Chanin Building. Мне было интересно всё: декор лифтов, порталы дверей, решётки вокруг деревьев на Лексингтон–авеню. Я делала много снимков, рассматривала каждую деталь. Меня восхищают мощь этого стиля, пропорции, изысканные и смелые решения, эта потрясающая декоративность. Я представляю, насколько впечатляющими для того времени были эти революционные идеи, новые формы. Таковыми они остаются и сейчас, спустя почти сто лет. Это будоражит и вдохновляет!

Сейчас я работаю над проектом в новых для себя стилях transitional и vintage. Меня это очень увлекает. Это интересный тренд последнего десятилетия. Во Флоренции, где я живу, много антикварных галерей, в которых можно подобрать оригинальные предметы 50–70-х годов прошлого века. Мне нравится простота и элегантность этого стиля и то, что в нём есть место для произведений искусства.

За последнее время стало больше международных проектов: Лос–Анджелес, Дубай, но при этом Москва продолжает оставаться для меня главным и любимым городом, куда я с удовольствием приезжаю и где активно работаю. И ещё меня радует, что в нашем меняющемся мире сохраняется интерес к и ар–деко. Я счастлива, что могу продолжать работать в любимых стилях, потому что верю, что они прекрасны!».

Архитектор Дмитрий Овчаров

Съёмка проведена в архитектурном бюро Nefa Architects

: «Наше бюро сейчас работает над несколькими крупными проектами, одним из которых является строительство станции метро (созданный нами проект победил на конкурсе в 2014 году). Для нас это нетипичный объект, где помимо безусловно интересной творческой задачи пришлось решать множество непростых вопросов, связанных с заказчиками и подрядчиками, и процесс идёт не так быстро, как нам хотелось бы. Кроме того, мы заканчиваем VIP–терминал аэропорта в Ростове. Для этого проекта мы создавали и архитектуру, и интерьерное решение. Мы не первый год занимаемся проектированием . В стране это стало своеобразным трендом благодаря решению создать в крупных городах современные терминалы к международным спортивным событиям, а также необходимости обновить советское наследие. Как правило, в работе над проектами пассажирских терминалов мы имеем дело с готовым планировочным решением и определённой технологией, в рамках которых должны действовать, и задача зачастую сводится к построению некой «одежды»: на заданную структуру «надеваешь» фасады и интерьер. Тем интереснее ростовский проект аэропорта, где у нас было больше возможностей реализовать свои идеи и решить архитектурные задачи. Моя профессиональная мечта - построить аэропорт с нуля, продумать его планировку и философию, просчитать людские и транспортные потоки, создать сценарии «поведения» для людей и самолётов».

«В нашем бюро сложилась традиция посещать архитектурную биеннале в Венеции. Заявленной темой в 2018 году стали «Свободные пространства». На мой взгляд, это главная мировая тенденция, и это именно то, что нам хочется реализовывать в своих проектах. В последнее время чувствуется усталость в том, что всё спроектировано очень функционально и предсказуемо, всё нагружено тяжёлым смыслом, необходимостью, а хочется создать что‑то более лёгкое и при этом сакральное, то, что не играет особой функциональной роли, а сделано ради красоты, чтобы удивлять. Это идеальная тема для общественных пространств, и этого, на мой взгляд, не хватает нашей архитектуре, и торговых центров. В них должна быть загадочность, не всегда всё должно быть понятно и объяснимо. Отчасти мы реализовали эту концепцию в нашем новом офисе на «Красном Октябре», где получилось создать приятную для работы и общения атмосферу. И переезд туда стал ещё одним важным и хорошим событием прошлого года».

Архитектор Александра Фёдорова

Съёмка проведена в мансарде Московского архитектурного института

: «Дополнительным событием для каждого архитектора является получение профессиональной награды, особенно если в конкурсе представлено много сильных работ, с которыми приходится конкурировать. Получая такой приз, понимаешь, что все усилия были приложены не зря. В настоящее время я ощущаю, что моя профессиональная жизнь удалась. Наконец пришло то время, о котором, наверное, мечтает каждый архитектор, когда ты свободно владеешь всеми инструментами в своём деле, когда клиент готов ждать или платить больше за срочность и когда появляется возможность выбирать себе близких по духу заказчиков. Это придаёт процессу работы особое удовольствие. Конечно, хочется дальше расти и покорять новые горизонты, и наше бюро активно работает в этом направлении. Сегодня границы между странами стираются, мы имеем возможность работать с иностранными клиентами, выходить на мировой рынок. Мне всегда было интересно сравнить процесс создания проекта для соотечественников и для людей совершенно другой культуры и иного образа жизни. Например, сейчас мы ведём проект для арабского бизнесмена из Саудовской Аравии, никаким образом не связанного с Россией, но ценящего именно архитектурный подход в работе и стиль. Также мы начали проектировать современный дом в Калифорнии, и это тоже новый интересный опыт, когда не надо думать о тоннах снега при расчёте крыши и о подводе систем отопления при проектировании фасадов».

Архитектор Нина Прудникова

Съёмка проведена в «Архитектурной мастерской Нины Прудниковой»

: «Как вы думаете, по какому поводу болит душа у человека, чья профессия архитектор–градостроитель? Конечно, по поводу города, в котором он живёт и который не всегда своим обликом отвечает его эстетическим предпочтениям. Это вечная тема двойственного отношения к тому, что дорого, но именно из этой амбивалентности и рождается стремление создавать и преобразовывать. Летом 2017 года многое в Москве начало меняться. Город хорошеет, подтягивается к европейским стандартам культурного центра, улучшается общее настроение. И надо двигаться дальше, пополнять копилку хорошими, профессиональными работами. Видимые успехи в деятельности архитекторов (особенно в области общественных объектов) и успехи нашей мастерской вдохновляют и внушают оптимизм».

«В практике строительства и квартир существует множество объективных и субъективных факторов, которые можно привести в качестве оправданий несовершенства и невысокой художественной ценности спроектированных и построенных объектов. Шаг за шагом преодолевать эти факторы - важная миссия архитектора. Поэтому я и мои коллеги по мастерской стараемся в своей работе выдерживать заданное стилистическое направление, максимально правильно формируя функцию жилья и отражая характеры, темпераменты, пристрастия его обитателей. Меняются , меняются обстоятельства и возможности, меняется и сам заказчик. Разумеется, всё это отражается и на нашей работе, но неизменным остаётся главное - стремление к уюту и красоте.

Для меня важное свойство хорошего интерьера - отсутствие «следов» автора. Многие, наверное, подумают о творческих амбициях и самовыражении, но для архитектора гораздо более важна, как мне кажется, ответственность. Особенно сейчас, когда возможностей и ресурсов для так много. Сегодня изменения во всех сферах жизни, в том числе и в архитектуре, происходят стремительно, но, к сожалению, не всегда обдуманно. Поэтому особенно радуют те изменения, в которых чувствуется добросовестный профессиональный подход.

Приятно также отмечать, как растут и развиваются наши партнёры, специалисты из различных областей, связанных с дизайном и строительством. Ведь если задуматься, вместе мы преодолели большой путь, приобрели опыт, который сегодня позволяет многое делать дома, в России. И закончу своё интервью цитатой, которую не перестаю многократно повторять: «Красота спасёт мир».

Архитекторы Олег Клодт и Анна Агапова

Съёмка проведена на Костомаровском мосту в Москве

: «По насыщенности 2017 год был для нас самым невероятным, выдающимся. Он стал поворотным - в буквальном смысле слова. Бюро существует уже 17 лет, но фактически начало выстраиваться в том виде, в котором оно сейчас, лет десять назад. И ещё пять лет ушло на то, чтобы прийти к идее создания собственного бренда с коллекцией мебели и света. И только сейчас всё это стало реализовываться. Мало того, мы решились на экспансию из России во вне. В январе 2017 года прошла презентация наших разработок и идей для английской компании HOLLAND&SHERRY, и таким образом мы начали сотрудничество с ними. Параллельно шла работа над коллекциями тканей, обоев и ковров. Результатом всего этого стало наше участие в очень крупном выставочном проекте Holiday House London, где себя презентуют все крупные дизайн–бюро Англии. И наконец, открыли филиал нашего бюро в Лондоне. У нас параллельно шло развитие бюро здесь, в Москве, изменились качество и масштаб наших проектов, мы стали сотрудничать с крупными девелоперами. Всё это заставило нас иначе взглянуть на себя, поменять структуру нашей компании. В общем, это был серьёзный год, и мы отдаём себе отчёт, что это только первый год и это только начало. И надо смотреть вперёд, прикладывать ещё больше усилий, но, главное, есть ощущение, что выбран верный путь».

: «Никогда не думала, что способна выдержать такую рабочую нагрузку, что мне пришлось испытать в 2017 году. Этот год стал самым ярким и самым важным в моей жизни, когда я осознанно перешла на совершенно другой уровень в плане творчества и ведения бизнеса. Когда работаешь 25 часов в сутки, совершенно по‑другому начинаешь воспринимать то, что вокруг происходит. Те цели, что мы поставили перед собой в начале года, показались бы любому человеку безумными в таком объёме: запуск текстильной коллекции, запуск нового бренда в Лондоне, ведение работы московского офиса и российских проектов, постоянные перелёты между городами и континентами… Моей главной задачей было каждым своим действием, не отступая ни на шаг, двигаться вперёд. В процессе приходит понимание, что мы можем больше, что у нас нет границ и нет сложностей, которые невозможно было бы преодолеть, а работа над ошибками сделала нас сильнее и позволила двигаться ра­зумнее. И удивительно то, что нам всегда встречались люди, помогавшие идти дальше. Для меня это служило доказательством мысли, что, когда ты делаешь что‑то очень хорошее и перспективное, тебе будут даны люди и возможности, которые позволят реализовать мечты и достигнуть результата. Та самая текстильная коллекция для HOLLAND&SHERRY - моё признание в любви к Шотландии, воплотившееся в 10 , посвящённых этой стране. Мы продолжаем сотрудничество с этим известным брендом и сейчас создаём следующую серию, которая будет готова через полтора года».

«Самым ярким воспоминанием года стал вечер, когда мы с друзьями праздновали завершение мероприятия, посвящённого открытию лондонского офиса, мы танцевали, и я кружилась вокруг себя и в этот момент была абсолютно счастлива от понимания того, что мы это сделали и всё получилось хорошо. Такой результат открывает невероятные творческие перспективы, и я надеюсь, что мы продолжим создавать прекрасные вещи и интерьеры, но уже на нескольких континентах».

Архитектор Андрей Яхнин

Съёмка проведена в баре «Луч»

Съёмка проведена в баре «Луч»

: «Каждый день важен и ценен вне зависимости от того, хороший он или плохой, тяжёлый или лёгкий, с потерями или приобретениями. Я благодарен за каждый день. Что касается значимых событий в профессиональной сфере, их в этом году у нашей команды было достаточно много. Во-первых, мы окончательно завершили огромный - дворец Кушелева–Безбородко - со сложнейшей реставрацией. Могу сказать, что это один из самых знаковых проектов в моей личной биографии и всей команды в целом. Он признан и мировым сообществом и был награждён премией в Лондоне. Вторым событием стало моё вступление в Палату архитекторов Берлина, которое даёт право проектировать, утверждать и подписывать проекты любой сложности во всех федеральных землях ФРГ. К тому же я стал первым российским архитектором, который вступил в эту палату именно как иностранец. Сейчас наше бюро разрабатывает несколько проектов в Германии, есть идеи и планы, связанные с этой страной. Ну и в‑третьих, отмечу нашу работу по целому направлению, связанному с храмовой архитектурой.

Два важных проекта мы начали в 2017 году. Один - строительство храма в городе Льеже в Бельгии на месте бывшего лагеря военнопленных, где в годы Второй мировой войны находился металлургический завод. Там в тяжелейших условиях работали наши военнопленные и огромное количество людей погибло. Мы строим храм–памятник, который будет напоминать об этой трагической странице истории, абсолютно неизвестной многим нашим соотечественникам. Инициатором возведения храма стала русская приходская община Брюсселя, и мы надеемся в 2018 году завершить этот проект. Также мы начали реставрацию известного московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, выполненного в стиле нарышкинского барокко. Он занесён в списки ЮНЕСКО, но сейчас находится в очень плохом состоянии. Процесс реставрации достаточно кропотливый и долгий, он завершится через три года. В данное время этот проект развивается в более масштабную историю, поскольку есть планы создания рядом мемориального комплекса, посвящённого 300‑летию Российской империи, которое наша страна будет отмечать в 2021 году. Место выбрано неслучайно: судьба этого храма тесно связана с главными фигурами и событиями в истории нашей страны, начиная от Петра I, стрелецких бунтов, войны с Наполеоном и визита Екатерины II. Комплекс будет включать в себя здание музея и, возможно, памятник или стелу. Все эти события довольно чётко определяют перспективы и будущее нашей компании».

«В профессиональном сообществе России сейчас не самое простое время в финансовом отношении, и, по моему мнению, следующий год будет ещё более сложным не только в стране, но и в мире. В связи с этим тенденции последних лет усилятся: станет ещё меньше частных заказчиков, которые переместятся в жилой сектор, а основными заказчиками крупных проектов будут являться государство либо государственные структуры. Мне кажется, что это не очень хороший перекос, надеюсь, он со временем выправится. Здесь важно найти баланс, сейчас он нарушен, и это главная проблема».

Архитектор Оксана Олейник

Съёмка проведена в ресторане Geraldine

: «Этот год мне запомнился калейдоскопом впечатлений от соприкосновения с архитектурой, предметной средой и природой разных городов и стран. Сейчас я веду проекты не только в Москве, но и в Европе, на юге нашей страны и на Дальнем Востоке. Каждый объект для меня - это событие, но особая удача - работать в новых обстоятельствах - культурных и стилевых. Очень интересно решать нестандартные задачи, выходить из «зоны комфорта» - набора тех приёмов, к которым привыкли московские заказчики. Профессиональное вдохновение я черпаю во время посещений выставок в Милане и Париже, откуда всегда возвращаешься с новыми идеями для интерьеров. Многие тренды этого года оказались мне очень близки, и я с удовольствием применила их в своих проектах. Это лёгкий и выразительный ; использование оригинальных винтажных предметов; , экзотических растений, живой природы в принтах, декоре, аксессуарах; комбинация мрамора и меди, облагораживающая любое пространство; мультикультурный тренд с вкраплениями . Обрадовало, что мой любимый и, как показывает практика, самый комфортный в интерьерах был представлен в огромном спектре оттенков от сине–зелёного до оливкового, в благородных сложных тональностях и великолепных сочетаниях с терракотовым и .

Во время отдыха в этом году мне посчастливилось окунуться в аутентичный дух Индонезии и Марокко. Воз­никло желание наполнить таким же буйством цвета, натуральными и гармоничными материалами и текстурами, затейливыми орнаментальными мотивами. Мне кажется, что в нашем климате перед наступлением затяжной зимы с сезонным дефицитом света есть потребность больше времени проводить в ярком, наполненном энергией цвета окружении. Приятно, что в одном из проектов мне удалось реализовать эту идею. Я получила особое удовольствие, выстраивая эти сложные, неожиданные, иногда провокационно контрастные цветовые и стилистические сочетания, объединяя вещи и элементы, принадлежащие к разным стилям и эпохам».


Интерьер московской квартиры по проекту Оксаны Олейник впечатлил своим неординарным подходом к классическому стилю. Интерьер опубликован в этом номере на стр. 96–105

«Ещё одно событие, безусловно поменявшее моё профессиональное самоощущение, - это оформление своего личного пространства, достаточно неординарного по архитектуре, с массой планировочных возможностей, что позволило воплотить мои самые смелые задумки, отработать дизайнерские приёмы и в то же время получить интересный и непростой опыт принятия себя как заказчика. На сегодняшний день могу твёрдо сказать, что в профессии я чувствую себя на своём месте, готова встречаться с новыми людьми и решать новые интересные задачи».

Архитектор Алексей Бочков

Съёмка проведена на Лужнецкой набережной, на территории спортивного комплекса «Лужники»

: «То, чем я занимаюсь, не профессия, а образ жизни. По-моему, эмоции, любознательность, готовность к полной самоотдаче и личная убеждённость в реализации проекта - это залог состоятельности в профессии архитектора. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске новых идей, сочетаний материалов, фактур, цветовых решений. Неудивительно, что весь прошлый год, впрочем как и несколько предыдущих лет, был наполнен событиями. Я много путешествовал, собирал материал для своей книги и для будущих проектов. Сейчас меня переполняют разные идеи. В данный момент работаю над новым интерьером в стиле либерти, занимаюсь реализацией лондонского , продолжаю придумывать и создавать коллекции предметов интерьера для собственного бренда IMPRESSION INDUSTRY («Производство впечатлений»), которые уже были использованы в реализованных проектах. Одним из интересных результатов 2017 года стала коллекция , сделанная совместно с итальянскими фабриками, которая будет представлена на следующем Миланском мебельном салоне (iSaloni)».

Ну и, конечно, одним из важных и запоминающихся событий 2017 года стало вручение приза «Интерьер года» от . Это подтверждение профессионализма, очередная ступень в моей творческой деятельности. Безусловно, это вдохновляет, появляется желание делиться своим опытом и создавать ещё более невероятные интерьеры».