Успешное функционирование учебных заведений во многом зависит не только от профессионализма сотрудников. Хорошее финансирование значительно улучшает материально-техническую базу любого образовательного учреждения. Может ли образовательное учреждение вести предпринимательскую деятельность? И какие виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения предусматривает законодательство? В статье 47 «Предпринимательская деятельность образовательного учреждения» прописаны все нюансы данного вопроса, что помогает получить четкое представление о правилах ведения данной деятельности.
Образовательные учреждения часто испытывают острую нехватку финансирования со стороны государства. Это приводит к ухудшению качества образования, дефициту необходимого инвентаря и учебных пособий, сложностям в процессе работы с учащимися. Чтобы решить подобный вопрос, учебное заведение может начать вести предпринимательскую деятельность. Выполнять все манипуляции без ошибок и нарушений законодательства можно, ознакомившись с соответствующими нормативно-правовыми актами.
Когда за учебным заведением закрепляется определенное имущество, для нормального функционирования. Из-за нехватки финансов со стороны государства есть риск заметного ухудшения работы учебного заведения. Предпринимательская деятельность способна быстро улучшить финансовое положение любого учреждения.
Многие руководители школ и других заведений не знаю, может ли образовательное учреждение вести предпринимательскую деятельность. В статье 47 предпринимательская деятельность образовательного учреждения прописаны все нюансы данной деятельности.
Данные манипуляции выполняются с целью , который можно использовать для финансирования учреждения.
Требования, которые предъявляются к ведению деятельности предпринимательского характера, следующие.
Скачать таблицу требований к ведению предпринимательской деятельности в образовательной организации
Скачать в.docx
Требование |
1. Деятельность, которую ведет образовательное заведение, обязана полностью способствовать главной цели данной сферы. Например, в образовательных заведениях доход, полученных от предпринимательства, может распределяться на финансирование основного и оборотного фондов учреждения. Также данные финансы могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам заведения, для оплаты расходов в служебных командировках, обучающих курсах. |
2. Предпринимательская деятельность, которую ведет учебное заведение, должна всецело соответствовать целям, для которых она ведется. Деятельность должна быть подобна основным и дополнительным целям данных манипуляций. Поскольку в Законе об образовании сказано о праве заниматься образовательной деятельностью в виде реализации программ по образованию, этой деятельности соответствует только образование на платной основе. Однако с ней нельзя соотносить, например, посредничество или торговлю основными средствами. |
Виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения бывают разных типов. Они отличаются по специфике, способам совершения сделок, целям. К данной деятельности можно отнести следующие действия, направленные на получение дохода с целью пополнения финансового состояния фонда образовательного заведения:
Статья 47 предпринимательская деятельность образовательного учреждения содержит основные критерии, по которым оценивается законность проведения данных манипуляций.
Образовательное заведение имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если соблюдает предусмотренный устав.
Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Занимаясь одним из видов предпринимательской деятельности образовательного учреждения, стоит учитывать некоторые правила.
Касательно вопроса налогообложения предпринимательства в учебных заведениях, статья предусматривает следующий выход. Если образовательное учреждение не является государственным и предоставляет платные услуги образования в качестве предпринимательской деятельности, эти услуги не будут рассмотрены как предпринимательство. Это происходит только при условии использование дохода, который получает учреждение, на покрытие затрат, необходимых для полноценного образовательного процесса. К этому пункту относится и выплата зарплаты сотрудникам образовательного заведения.
Если директор учреждения либо органы управления фиксируют, что ведение предпринимательской деятельности негативно влияет на учебный процесс, они имеют право ее приостановить. Однако приостановка этих действий не предусматривается действующим законодательством страны, поскольку в нем прописаны другие гарантии соблюдения ограничений деятельности, которые влияют на работу некоммерческих заведений. Если сделка, которую заключает некоммерческое заведение, выходит за границы ее прав, она будет признана ничтожной. Если предпринимательство ведется на постоянной основе и противоречит действующему законодательству и целям некоммерческого учреждения, ее принудительно остановят на заседании суда.
Соблюдение всех правил и предписаний, которые содержатся в законодательных документах, гарантирует ведение правомерной предпринимательской деятельности с учетом всех требований к данной сфере. При этом занятие различными видами предпринимательства гарантирует возможность быстро и эффективно наполнить основной либо дополнительный фонд любого образовательного заведения. Это позволяет обеспечить качественное образование в комфортных для учащихся заведения и преподавателей условиях.
Деятельность по производству и реализации товаров, работ и необразовательных услуг
В соответствии с п. 1 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке закрепляется структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в томчисле в части «осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» (пп. 6 «г» п. 1 ст. 13).
В п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» устанавливается, что к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
* В отношении федеральных государственных образовательных учреждений такая норма из года в год включается в федеральных закон о федеральном бюджете на соответствующий год (например, ст. 30 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 185-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»).
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Исходя из этого, деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой им самим продукции, работ и услуг не относится к предпринимательской, а является «иной приносящей доход деятельностью». Однако, как уже отмечалось, на сегодняшний день такая дифференциация не играет принципиальной роли.
На практике наиболее распространена такая деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, как торговля покупными товарами, как правило, продуктами питания и канцелярскими товарами, а также реализация производимой самим образовательным учреждением продукции.
Торговля продуктами питания в школе может осуществляться в буфетах и столовых, являющихся структурными подразделениями образовательного учреждения. Согласно пп. «д» п. 2 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745, денежные расчеты с населением по обеспечению питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий могут осуществляться без применения контрольно-кассовых машин.
Некоторые проблемы на практике вызывают вопросы реализации продукции, работ и услуг, которые сделаны руками обучающихся. Так, часто на уроках трудового обучения ученики изготавливают различные поделки, которые в дальнейшем можно реализовать как сувениры, произведения народных промыслов и т.д. В ходе занятий ученики используют материалы, купленные на средства школы, и школьные инструменты. Возникает вопрос, как по закону должны распределяться доходы от реализации изделий, созданных учениками в процессе обучения?
Согласно ст. 220 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов. Школа как учреждение юридически не является собственником своего имущества, оно закреплено за школой на праве оперативного управления. Собственником же имущества является учредитель школы. Таким образом, при изготовлении из материалов, принадлежащих школе на праве оперативного управления, новых изделий собственником этих изделий становится учредитель школы, а сама школа приобретает на них право оперативного управления.
Из этого правила есть одно исключение: «если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добровольно, осуществило переработку для себя» (абзац второй п. 1 ст. 220 Гражданского кодекса РФ). Термин «существенно превышает» является оценочным и используется сторонами при отстаивании своей позиции в суде, для нас тут более важно другое - указание, что переработка выполнена лицом «для себя». На уроках трудового обучения, особенно при целевой направленности на последующую реализацию изделий, переработка осуществляется по заданию учителя, который определяет требования к изделию и указывает, что готовую работу ученик должен будет сдать.
Согласно п. 2 ст. 220 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу. Таким образом, если строго следовать букве закона, ученики имеют право получить некоторую компенсацию за переработку. Поэтому между школой и учениками должно быть заключено соглашение, которое определяет порядок оплаты труда обучающихся при изготовлении той или иной продукции. На практике заключение таких соглашений практически не производится по ряду причин. Во-первых, при выплате в пользу обучающихся каких-либо средств в качестве платы за работу школе необходимо будет уплатить единый социальный налог, а самим обучающимся - налог на доходы физических лиц. Во-вторых, средства, вырученные от продажи таких сувениров и другой продукции, изготавливаемой руками школьников, направляются на решение различныхпроблем школы, т.е. в конечном итоге в любом случае расходуются в пользу обучающихся. Поэтому если ученики осознают тот факт, чтосредства, получаемые школой, расходуются на нужды образовательного процесса и согласны с этим, то можно оформить их согласие на безвозмездную работу в пользу школы заявлением (распиской) следующей формы:
«(дата)
Мы, нижеподписавшиеся ученики 9-го класса МОУ «Средняя школа № ___ города ______ » (далее - Школа), подтверждаем, что осуще ствляем изготовление деревянных изделий на уроках трудового обу чения безвозмездно в пользу Школы в течение всего времени обучения в Школе.
(подписи учеников)»
Следует отметить, что подобную расписку могут давать только ученики, достигшие четырнадцатилетнего возраста, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ они самостоятельно распоряжаются своимзаработком. Что же касается младших обучающихся, то подобный отказ от их имени должен быть совершен их родителями, т.к. они самостоятельно не могут совершать такие сделки (ст. 28 ГК РФ).
Работа обучающихся на пришкольном участке распространена в сельской местности, где при отсутствии платежеспособного спроса на дополнительные платные образовательные услуги зачастую единственный реальный способ заработать деньги - это вырастить и продатьсельхозпродукцию или использовать ее для собственных нужд (чаще всего для питания учащихся). Следует отметить, что если обучающиеся работают на участке без специальной оплаты (например, в случае, когда выращенные овощи используются для организации бесплатного питания, а на средства от реализации покупаются учебники), то необходимо согласие обучающихся и их родителей на такой труд (п. 14 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).
Организовать же труд обучающихся на пришкольном участке на возмездной основе юридически намного сложнее. Во-первых, необходимо заключение трудового договора, который по общему правилу может быть заключен с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, а при определенных условиях - с лицами, достигшими четырнадцати лет. Заключение трудового договора с обучающимися до четырнадцати лет для выполнения сельскохозяйственных работ ст. 63 Трудового кодекса РФ не допускается. Во-вторых, опять же будут иметь место финансовые потери при налогообложении. Поэтому на практике, очевидно, применима только первая модель организации работы на пришкольном участке - формально безвозмездная со стороны обучающихся.