Как определяется срок полезного использования. Срок полезного использования основных средств. Выбор амортизационной группы

Как определяется срок полезного использования. Срок полезного использования основных средств. Выбор амортизационной группы

  • Вечный двигатель первого рода - двигатель (воображаемая машина), способный бесконечно совершать работу без затрат топлива или других энергетических ресурсов. Их существование противоречит первому закону термодинамики. Согласно закону сохранения энергии
  • Вечный двигатель второго рода - воображаемая машина, которая будучи пущена в ход, превращала бы в работу всё тепло, извлекаемое из окружающих тел (см. Демон Максвелла). Они противоречат второму закону термодинамики. Согласно Второму началу термодинамики , все попытки создать такой двигатель обречены на провал.

История

Индийский или арабский перпетуум мобиле с небольшими косо закрепленными сосудами, частично наполненными ртутью.

Попытки исследования места, времени и причины возникновения идеи вечного двигателя - задача весьма сложная. Не менее затруднительно назвать и первого автора подобного замысла. К самым ранним сведениям о Perpetuum mobile относится, по-видимому, упоминание, которое мы находим у индийского поэта, математика и астронома Бхаскары, а также отдельные заметки в арабских рукописях XVI в., хранящихся в Лейдене, Готе и Оксфорде . В настоящее время прародиной первых вечных двигателей по праву считается Индия. Так, Бхаскара в своем стихотворении, датируемом примерно 1150 г., описывает некое колесо с прикрепленными наискось по ободу длинными, узкими сосудами, наполовину заполненными ртутью. Принцип действия этого первого механического перпетуум мобиле был основан на различии моментов сил тяжести, создаваемых жидкостью, перемещавшейся в сосудах, помещенных на окружности колеса. Бхаскара обосновывает вращение колеса весьма просто: «Наполненное таким образом жидкостью колесо, будучи насажено на ось, лежащую на двух неподвижных опорах, непрерывно вращается само по себе» . Первые проекты вечного двигателя в Европе относятся к эпохе развития механики , приблизительно к XIII веку. К XVI - XVII векам идея вечного двигателя получила особенно широкое распространение. В это время быстро росло количество проектов вечных двигателей, подаваемых на рассмотрение в патентные ведомства европейских стран. Среди рисунков Леонардо Да Винчи была найдена гравюра с чертежом вечного двигателя.

Неудачные конструкции вечных двигателей из истории

Рис. 1. Одна из древнейших конструкций вечного двигателя

На рис. 1 показана одна из древнейших конструкций вечного двигателя. Она представляет зубчатое колесо , в углублениях которого прикреплены откидывающиеся на шарнирах грузы. Геометрия зубьев такова, что грузы в левой части колеса всегда оказываются ближе к оси, чем в правой. По замыслу автора, это, в согласии с законом рычага , должно было бы приводить колесо в постоянное вращение. При вращении грузы откидывались бы справа и сохраняли движущее усилие.

Однако, если такое колесо изготовить, оно останется неподвижным. Дифференциальная причина этого факта заключается в том, что хотя справа грузы имеют более длинный рычаг, слева их больше по количеству. В результате моменты сил справа и слева оказываются равны.

Рис. 2. Конструкция вечного двигателя, основанного на законе Архимеда

На рис. 2 показано устройство ещё одного двигателя. Автор решил использовать для выработки энергии закон Архимеда . Закон состоит в том, что тела, плотность которых меньше плотности воды, стремятся всплыть на поверхность. Поэтому автор расположил на цепи полые баки и правую половину поместил под воду. Он полагал, что вода будет их выталкивать на поверхность, а цепь с колёсами, таким образом, бесконечно вращаться.

Здесь не учтено следующее: выталкивающая сила - это разница между давлениями воды, действующими на нижнюю и верхнюю части погруженного в воду предмета. В конструкции, приведённой на рисунке, эта разница будет стремиться вытолкнуть те баки, которые находятся под водой в правой части рисунка. Но на самый нижний бак, который затыкает собой отверстие, будет действовать лишь сила давления на его правую поверхность. И она будет превышать суммарную силу, действующую на остальные баки. Поэтому вся система просто прокрутится по часовой стрелке, пока не выльется вода.

Патенты и авторские свидетельства на вечный двигатель

Литература

  • Вознесенский Н. Н. О машинах вечного движения . М., 1926.
  • Ихак-Рубинер Ф. Вечный двигатель . М., 1922.
  • Кирпичёв В. Л. Беседы по механике . М.: ГИТЛ, 1951.
  • Мах Э. Принцип сохранения работы: История и корень его . СПб., 1909.
  • Михал С. Вечный двигатель вчера и сегодня . М.: Мир, 1984.
  • Орд-Хьюм А. Вечное движение. История одной навязчивой идеи . М.: Знание, 1980.
  • Перельман Я. И. Занимательная физика . Кн. 1 и 2. М.: Наука, 1979.
  • Петрунин Ю. Почему идея вечного двигателя не существовала в античности? // Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. - М.: КДУ, 2006, с. 75-82

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вечный двигатель второго рода" в других словарях:

    - … Википедия

    Перпетуум м о б и л е (лат. perpetuum mobile непрерывное движение), 1) В. д. первого рода воображаемая машина, к рая, будучи раз пущена в ход, совершала бы работу неограниченно долгое время, не потребляя энергии извне. В. д. первого рода… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Вечный двигатель - (лат. perpetuum mobile) воображаемая машина, которая может совершать работу неограниченное время, не заимствуя энергии извне. Невозможность вечного двигателя 1 го рода одна из формулировок 1 го начала термодинамики. Невозможность вечного… … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

    Мифология науки система сакрального знания в науке, широко распространённые, массовые заблуждения. Мифы в науке возникают при её популяризации. Чтобы донести до обычного читателя научные факты или открытия в доступной форме авторы научно… … Википедия

    Вечный двигатель (лат. Perpetuum Mobile) воображаемое устройство, позволяющее получать полезную работу, большую, чем количество сообщённой ему энергии (КПД больше 100 %). Содержание 1 Современная классификация вечных двигателей 2 История … Википедия

    ТЕРМОДИНАМИКА - ТЕРМОДИНАМИКА, отдел учения о теплоте, в обширном смысле слова учение об энергии н потому имеет отношение ко всем физическим, химическим и биол. явлениям. Она построена на двух положениях, называемых началами, полученных опытно, чуждых каких… … Большая медицинская энциклопедия

    Наука о наиб. общих св вах макроскопич. физ. систем, находящихся в состоянии термодинамич. равновесия, и о процессах перехода между этими состояниями. Т. строится на основе фундам. принципов (начал), к рые явл. обобщением многочисл. наблюдений и… … Физическая энциклопедия

    - (Thomson) (в 1892 за научные заслуги получил титул барона Кельвина, Kelvin) (1824 1907), английский физик, член (1851) и президент (1890 1895) Лондонского королевского общества, иностранный член корреспондент (1877) и иностранный почётный член… … Энциклопедический словарь

    Раздел прикладной физики или теоретической теплотехники, в котором исследуется превращение движения в теплоту и наоборот. В термодинамике рассматриваются не только вопросы распространения теплоты, но и физические и химические изменения, связанные … Энциклопедия Кольера

Согласно историческим записям, первым человеком, предложившим построить подобную машину был ученый, живший в 12 веке. Именно в это время начались Крестовые походы европейцев на Святую Землю. Развитие ремесла, хозяйства и техники потребовало разработки новых источников энергии. Популярность идеи вечного двигателя стала стремительно расти. Ученые пытались построить его, но их попытки не увенчались успехом.

Еще более популярной эта идея стала в 15-16 веках с развитием мануфактурного производства. Проекты вечного двигателя предлагались всеми, кому не лень: от простых ремесленников, мечтавших наладить свою небольшую фабрику, до крупных ученых. Леонардо да Винчи, Галилео Галилей и другие великие исследователи после многочисленных попыток создать вечный двигатель пришли к общему мнению, что это в принципе невозможно.

К такому же мнению пришли ученые, жившие в 19 веке. Среди них был Герман Гельмгольц и Джеймс Джоуль. Они независимо друг от друга сформулировали закон сохранения энергии, характеризующий протекание всех процессов во Вселенной.

Вечный двигатель первого рода

Из этого фундаментального закона следует невозможность создания вечного двигателя первого рода. Закон сохранения энергии гласит, что энергия ниоткуда не появляется и никуда бесследно не исчезает, а лишь принимает новые для себя формы.

Вечный двигатель первого рода - воображаемая система, способна совершать работу (т.е. производить энергию) неограниченное время без доступа энергии извне. Реальная подобная система может совершать работу только засчет своей внутренней энергии. Но эта работа будет ограничена, так как запасы внутренней энергии системы не бесконечны.

Тепловой двигатель для производства энергии должен выполнять определенный цикл, а значит - каждый раз возвращаться в начальное состояние. Первое начало термодинамики гласит, что двигатель для совершения работы должен получать энергию извне. Вот почему невозможно построить вечный двигатель первого рода.

Вечный двигатель второго рода

Принцип работы вечного двигателя второго рода заключался в следующем: отнимать у океана энергию, понижая при этом его температуру. Это не противоречит закону сохранения энергии, но построение такого двигателя также невозможно.

Все дело в том, что это противоречит второму началу термодинамики. Оно заключается в том, что энергия от более холодного тела не может передаваться более горячему в общем случае. Вероятность такого события стремится к нулю, так как оно нерационально.

  • Вечный двигатель первого рода - двигатель (воображаемая машина), способный бесконечно совершать работу без затрат топлива или других энергетических ресурсов. Их существование противоречит первому закону термодинамики. Согласно закону сохранения энергии
  • Вечный двигатель второго рода - воображаемая машина, которая будучи пущена в ход, превращала бы в работу всё тепло, извлекаемое из окружающих тел (см. Демон Максвелла). Они противоречат второму закону термодинамики. Согласно Второму началу термодинамики , все попытки создать такой двигатель обречены на провал.

История

Индийский или арабский перпетуум мобиле с небольшими косо закрепленными сосудами, частично наполненными ртутью.

Попытки исследования места, времени и причины возникновения идеи вечного двигателя - задача весьма сложная. Не менее затруднительно назвать и первого автора подобного замысла. К самым ранним сведениям о Perpetuum mobile относится, по-видимому, упоминание, которое мы находим у индийского поэта, математика и астронома Бхаскары, а также отдельные заметки в арабских рукописях XVI в., хранящихся в Лейдене, Готе и Оксфорде . В настоящее время прародиной первых вечных двигателей по праву считается Индия. Так, Бхаскара в своем стихотворении, датируемом примерно 1150 г., описывает некое колесо с прикрепленными наискось по ободу длинными, узкими сосудами, наполовину заполненными ртутью. Принцип действия этого первого механического перпетуум мобиле был основан на различии моментов сил тяжести, создаваемых жидкостью, перемещавшейся в сосудах, помещенных на окружности колеса. Бхаскара обосновывает вращение колеса весьма просто: «Наполненное таким образом жидкостью колесо, будучи насажено на ось, лежащую на двух неподвижных опорах, непрерывно вращается само по себе» . Первые проекты вечного двигателя в Европе относятся к эпохе развития механики , приблизительно к XIII веку. К XVI - XVII векам идея вечного двигателя получила особенно широкое распространение. В это время быстро росло количество проектов вечных двигателей, подаваемых на рассмотрение в патентные ведомства европейских стран. Среди рисунков Леонардо Да Винчи была найдена гравюра с чертежом вечного двигателя.

Неудачные конструкции вечных двигателей из истории

Рис. 1. Одна из древнейших конструкций вечного двигателя

На рис. 1 показана одна из древнейших конструкций вечного двигателя. Она представляет зубчатое колесо , в углублениях которого прикреплены откидывающиеся на шарнирах грузы. Геометрия зубьев такова, что грузы в левой части колеса всегда оказываются ближе к оси, чем в правой. По замыслу автора, это, в согласии с законом рычага , должно было бы приводить колесо в постоянное вращение. При вращении грузы откидывались бы справа и сохраняли движущее усилие.

Однако, если такое колесо изготовить, оно останется неподвижным. Дифференциальная причина этого факта заключается в том, что хотя справа грузы имеют более длинный рычаг, слева их больше по количеству. В результате моменты сил справа и слева оказываются равны.

Рис. 2. Конструкция вечного двигателя, основанного на законе Архимеда

На рис. 2 показано устройство ещё одного двигателя. Автор решил использовать для выработки энергии закон Архимеда . Закон состоит в том, что тела, плотность которых меньше плотности воды, стремятся всплыть на поверхность. Поэтому автор расположил на цепи полые баки и правую половину поместил под воду. Он полагал, что вода будет их выталкивать на поверхность, а цепь с колёсами, таким образом, бесконечно вращаться.

Здесь не учтено следующее: выталкивающая сила - это разница между давлениями воды, действующими на нижнюю и верхнюю части погруженного в воду предмета. В конструкции, приведённой на рисунке, эта разница будет стремиться вытолкнуть те баки, которые находятся под водой в правой части рисунка. Но на самый нижний бак, который затыкает собой отверстие, будет действовать лишь сила давления на его правую поверхность. И она будет превышать суммарную силу, действующую на остальные баки. Поэтому вся система просто прокрутится по часовой стрелке, пока не выльется вода.

Патенты и авторские свидетельства на вечный двигатель

Литература

  • Вознесенский Н. Н. О машинах вечного движения . М., 1926.
  • Ихак-Рубинер Ф. Вечный двигатель . М., 1922.
  • Кирпичёв В. Л. Беседы по механике . М.: ГИТЛ, 1951.
  • Мах Э. Принцип сохранения работы: История и корень его . СПб., 1909.
  • Михал С. Вечный двигатель вчера и сегодня . М.: Мир, 1984.
  • Орд-Хьюм А. Вечное движение. История одной навязчивой идеи . М.: Знание, 1980.
  • Перельман Я. И. Занимательная физика . Кн. 1 и 2. М.: Наука, 1979.
  • Петрунин Ю. Почему идея вечного двигателя не существовала в античности? // Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. - М.: КДУ, 2006, с. 75-82

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Срок полезного использования основных средств (СПИ) имеет важное значение при расчете налога на прибыль, а также налога на имущество организаций.

Срок полезного использования - это тот период, в течение которого основное средство (ОС) служит организации (п. 1 ст. 258 НК РФ).

От срока полезного использования зависит и сумма списываемой в «прибыльные» расходы амортизации.

Как определить срок полезного использования основного средства

Срок полезного использования конкретного основного средства организация определяет самостоятельно с учетом положений НК РФ и Классификатора, утвержденного Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Срок полезного использования основных средств: классификатор-2019

Данный классификатор делит все основные средства на 10 групп в зависимости от срока полезного использования имущества.

Найдя свое основное средство в этом классификаторе, вы определите, какой срок полезного использования можно установить в отношении данного ОС.

Сроки полезного использования основных средств: классификатор не содержит вашего ОС

Если свое основное средство вы не нашли в классификаторе амортизационных групп, то установите СПИ этого ОС, опираясь на срок эксплуатации, указанный в технической документации или рекомендациях производителя.

Изменение срока полезного использования

Организация может увеличить СПИ основного средства, если после его модернизации/реконструкции/технического перевооружения срок полезного использования увеличился. Правда, новый срок должен быть установлен в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую это ОС было включено изначально (п. 1 ст. 258 НК РФ). То есть после, например, модернизации основное средство не может сменить амортизационную группу.

Срок полезного использования при приобретении ОС, бывшего в употреблении

Если организация применяет линейный метод начисления амортизации, то, приобретя бэушное основное средство, она может установить срок его полезного использования, как СПИ по классификатору, уменьшенный на количество лет/месяцев эксплуатации данного ОС экс-собственником. Можно взять СПИ, установленный предыдущим собственником, и уменьшить на количество лет/месяцев эксплуатации ОС этим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

Если же полученный таким образом СПИ будет иметь нулевое или отрицательное значение, то организация вправе сама установить срок полезного использования ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Срок полезного использования в бухгалтерском учете

Срок полезного использования основного средства для налоговых целей может не совпадать со сроком полезного использования, определенным для целей бухгалтерского учета.

В бухучете СПИ устанавливается исходя из ожидаемых сроков использования и износа (п. 20 ПБУ 6/01). Т.е. при установлении срока полезного использования ОС ориентироваться на классификатор организация не обязана.

Http://tinyurl.com/y2lqaj2y

Вы приобрели объект основных средств и зачислили его на баланс. Что дальше? А дальше спокойно амортизируйте его в течение срока полезного использования. Интересно, что представляет собой этот срок? Как его определить в бухгалтерском и налоговом учете? Можно ли его при необходимости изменить? Ответы на эти вопросы, дорогие друзья, перед вами.

Любой бухгалтер, хоть среди ночи разбуди, вам скажет, что правильное определение срока полезного использования актива важно для корректного расчета сумм амортизационных отчислений. А еще от установленного срока зависит сама возможность признания актива в качестве объекта основных средств (далее - ОС). Объяснение тут простое.

Объектом ОС в бухгалтерском учете может быть признан актив, ожидаемый срок полезного использования которого превышает 1 год (или операционный цикл, если он больше года) ( п. 4 П(С)БУ 7 ). Если же материальный актив предполагается использовать в течение периода менее 1 года (или операционного цикла, если он больше года), то он не может считаться объектом ОС для целей бухгалтерского учета, а значит, его стоимость амортизации не подлежит.

А что представляет собой срок полезного использования ОС? Кто и как его устанавливает? Сейчас мы с вами это узнаем. Присоединяйтесь!

Что представляет собой срок полезного использования ОС?

Бухгалтерский учет. По условию п. 23 П(С)БУ 7 объекты ОС, зачисленные на баланс предприятия, подлежат амортизации в течение срока их полезного использования (эксплуатации).

Расшифровку понятия «срок полезного использования (эксплуатации) основных средств» нам дает
п. 4 П(С)БУ 7 . Это ожидаемый период времени, в течение которого необоротные активы будут использоваться предприятием или с их использованием будет изготовлен (выполнен) ожидаемый предприятием объем продукции (работ, услуг).

Такой срок предприятие устанавливает самостоятельно

Его прописывают в распорядительном документе при признании объекта ОС активом (зачислении на баланс). Так говорит п. 23 П(С)БУ 7 .

При определении срока полезного использования (эксплуатации) ОС п. 24 П(С)БУ 7 советует учитывать:

Ожидаемое использование объекта предприятием с учетом его мощности или производительности;

Предполагаемый физический и моральный износ;

Правовые или другие ограничения относительно сроков использования объекта и другие факторы.

Обратите внимание: ни минимальных, ни максимальных сроков полезного использования ОС предприятию П(С)БУ 7 не навязывает (разумеется, с учетом того, что ОС - это в принципе активы с ожидаемым сроком полезного использования больше 1 года или операционного цикла, если он больше года). Но при этом, правда, разрешает использовать минимально допустимые сроки, установленные налоговым законодательством (кроме случая применения производственного метода амортизации) ( п. 26 П(С)БУ 7 ).

Налоговоприбыльный учет. На каком же уровне устанавливает минимально допустимые сроки амортизации ОС и прочих необоротных активов НКУ ? Ответ находим в п.п. 138.3.3 НКУ (см. таблицу).

Минимально допустимые сроки полезного использования ОС и ПНМА

Номер группы

Объекты

Минимально допустимые сроки полезного использования, лет

Земельные участки

Капитальные расходы на улучшения земель, не связанные со строительством

Сооружения

Передаточные устройства

Машины и оборудование

из них: электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации, связанные с ними компьютерные программы (кроме программ, расходы на приобретение которых признаются роялти, и/или программ, признаваемых нематериальным активом), другие информационные системы, коммутаторы, маршрутизаторы, модули, модемы, источники бесперебойного питания и средства их подключения к телекоммуникационным сетям, телефоны (в том числе сотовые), микрофоны и рации, стоимость которых превышает
2500 гривень*

Транспортные средства

Инструменты, приборы, инвентарь, мебель

Животные

Многолетние насаждения

Прочие основные средства

Библиотечные фонды, сбережения Национального архивного фонда Украины

Малоценные необоротные материальные активы

Временные (нетитульные) сооружения

Природные ресурсы

Инвентарная тара

Предметы проката

Долгосрочные биологические активы

Имейте в виду: если сроки полезного использования (эксплуатации) объекта ОС в бухучете меньше минимально допустимых «налоговых» сроков, то для расчета налоговой амортизации в целях налогообложения прибыли применяют сроки из НКУ . Кстати, контролеры вполне допускают ситуацию, когда в бухучете установлен срок эксплуатации ОС меньше минимального налогового (см. письмо ГФСУ от 02.06.2015 г. № 11385/6/99-99-19-02-02-15 ).

В обратной ситуации, когда сроки полезного использования (эксплуатации) объекта ОС в бухучете ≥ минимально допустимых сроков из НКУ , то для расчета налоговой амортизации пользуются бухучетным сроком.

То есть плательщик после зачисления на баланс приобретенного объекта ОС должен сопоставить срок его полезного использования, установленный самостоятельно в бухучете, с минимально допустимым сроком из НКУ . И только после этого начислять амортизацию в налоговом учете исходя из того срока, который больше.

Но такие дополнительные манипуляции нужно выполнять не всем плательщикам подряд. Сейчас вы поймете почему.

В итоге недоамортизированная в налоговом учете стоимость ОС уменьшит вашу налогооблагаемую прибыль.

Можно ли пересмотреть срок полезного использования объекта ОС?

Разумеется, вы можете пересмотреть срок полезного использования объекта ОС - увеличить или уменьшить его. «Добро» на это в случае изменения ожидаемых экономических выгод от использования объекта дает п. 25 П(С)БУ 7 .

А § 51 МСБУ 16 даже обязывает мониторить срок полезного использования актива, по крайней мере, на конец каждого финансового года. И по результатам «мониторинга» решать, оставить срок, который определили ранее, или все же при необходимости изменить. Впрочем, изменить срок полезного использования ОС в любое другое время, когда у предприятия возникает в этом нужда (если ожидания отличаются от предыдущих оценок), МСБУ 16 тоже не запрещает.

Так, к примеру, вы можете продлить срок полезного использования объекта ОС, который уже полностью самортизирован (на счетах 10 «Основные средства» и 13 «Износ (амортизация) необоротных активов» значатся равные суммы), но еще вполне работоспособен. После продления срока эксплуатации будете вправе его ремонтировать, улучшать или модернизировать, пока не решите ликвидировать или продать.

Ясное дело, что изменение срока полезного использования (эксплуатации) объекта нужно подтвердить документально. Установить его своим решением может специально созданная на предприятии комиссия. Кроме того, новый срок полезного использования стоит подкрепить распорядительным документом - приказом по предприятию (см. письмо Минфина от 08.08.2012 г. № 31-08410-07-10/19584 ).

Важно! Пересмотр сроков полезного использования ОС для целей бухучета является изменением учетной оценки ( п. 8 П(С)БУ 6 и п.п «г» п. 32 МСБУ 16 ), поэтому не влечет перерасчета сумм уже начисленной «прошлой» бухгалтерской амортизации.

То есть такое изменение срока работает перспективно (а не ретроспективно), а значит, проводить корректировки по прошлым отчетным периодам в бухучете не нужно

Амортизировать ОС исходя из нового срока начинают с месяца, следующего за месяцем изменения срока полезного использования. Об этом предупреждает п. 25 П(С)БУ 7 .

Годовую (месячную) сумму амортизации после изменения срока полезного использования (эксплуатации) определяют исходя соответственно из остаточной стоимости и нового срока полезного использования ( п. 26 Методрекомендаций № 561 ).

Пример 2. Высокодоходное предприятие в феврале 2015 года приобрело и ввело в эксплуатацию оборудование первоначальной стоимостью 24000 грн. (в том числе НДС 20 % - 4000 грн.).

Срок полезного использования оборудования в налоговом и бухгалтерском учете принят на уровне минимально допустимого - 5 лет. Ликвидационная стоимость - 2000 грн. В приказе об учетной политике пре­дусмотрен прямолинейный метод амортизации.

Учитывая условия эксплуатации оборудования, а также экономические выгоды, реальный срок его полезного использования составляет 3 года.
В августе 2015 года предприятие приняло решение в бухучете уменьшить срок эксплуатации объекта до реального (ликвидационная стоимость осталась прежней), а в налоговом - исходить из минимально допустимого срока.

Так, ежемесячная амортизация оборудования с марта 2015 года по август 2015 года (включительно) составляла:

(20000 грн. - 2000 грн.) : (5 лет х 12 мес.) = 300 грн.

На конец месяца изменения срока использования остаточная стоимость ОС составила 16200 грн. (20000 грн. - 2000 грн. - (300 грн. х 6 мес.)).

Амортизироваться объект с учетом нового срока будет в бухучете по февраль 2018 года (включительно), т. е. еще 30 месяцев.

Поэтому начиная с сентября 2015 года ежемесячная сумма бухамортизации составит:

16200 грн. : 30 мес. = 540 грн.

По истечении установленного срока эксплуатации полностью изношенный объект перестанет соответствовать критериям признания активом, поэтому предприятие с чистой совестью спишет его с баланса.

А что будет происходить в налоговом учете? Объект ОС будет амортизироваться исходя из минимального налогового срока до самого момента его выбытия в бухучете.

Но по итогам отчетного периода, в котором произойдет бухучетное списание объекта, плательщик в налоговом учете по требованию ст. 138 НКУ откорректирует на недоамортизированную налоговую сумму бухфинрезультат. Каким образом? Просто уменьшит его на сумму остаточной стоимости списанного объекта, определенную по налоговым правилам ( п. 138.2 НКУ ).

Ну что же, со сроками полезного использования ОС мы с вами разобрались. Дальше поговорим о последствиях изменения метода амортизации

    Срок полезного использования (эксплуатации) ОС в бухучете предприятие устанавливает самостоятельно.

    В НКУ для ОС установлены минимально допустимые сроки амортизации. Но они важны лишь для высокодоходников и малодоходников-добровольцев.

    Минимально допустимые сроки амортизации ОС действуют и в отношении «бэушных» объектов.