Проводки по суммам списания просроченной кредиторской задолженности. Особенности списания кредиторской задолженности. В какие сроки это можно сделать

Проводки по суммам списания просроченной кредиторской задолженности. Особенности списания кредиторской задолженности. В какие сроки это можно сделать

Выделяют основные компоненты, входящие в этот комплекс. Политическая система общества в первую очередь включает в себя институциональный компонент. Он представляет собой государство, общественные организации, партии, органы власти, прочие формирования. Без вышеперечисленных субъектов невозможна политическая система общества, так как именно они вступают во властные отношения.

Вторым элементом комплекса является субстанциональный компонент. Он отражает сущность всей политической системы. Субстанциональный элемент являет собой отношения, формирующиеся по поводу осуществления, удержания или захвата власти в государстве.

Политическая система общества включает в себя нормативный компонент. Этот элемент являет собой нормы, обычаи, традиции и прочие способствующие регулированию властных отношений в государстве. Он призван регламентировать протекающие в обществе. Как правило, регулирование осуществляется при помощи норм права. Вместе с этим, политическая система общества - это комплекс достаточно сложный. Поэтому столь часто большое значение имеют традиционные, устоявшиеся правила социального поведения.

Политическая система общества содержит субъективный элемент. Он является отражением отношения людей к власти в государстве. Субъективный элемент содержит политическое сознание, которое, в свою очередь, представлено психологическими и идеологическими компонентами. Политическое сознание являет собой целостный комплекс чувств, оценок, идей, взглядов, отношений, эмоций. Он отражает субъективное отношение групп, индивидов к имеющемуся (действующему) или предполагаемому (желаемому) руководству страны, поведению деятелей власти, прочим явлениям государственной действительности. Политическое сознание может оказаться под влиянием разных факторов, в том числе поведения лидеров, харизмы деятелей и прочего.

Еще одним элементом комплекса является объективный. Он включает в себя объективные национальные, социальные, экономические, исторические и прочие детерминанты, оказывающие влияние на ход политических процессов в государстве. Они не зависят от сознания или воли народа.

Все указанные компоненты, из которых состоит политическая система общества, считаются значимыми, обладают взаимопроникающим воздействием и, соответственно, являются неделимыми.

Функциями комплекса называют его основные направления влияния на народ. Они детерминированы национальными, социальными, экономическими и прочими условиями, при которых существует политическая система.

Существуют следующие основные функции:

1. Осуществление политического руководства обществом.

2. Определение ориентиров. В условиях политического регулирования, во время борьбы за власть правящий класс, партии и прочие субъекты (в соответствии с тем или другим в государстве) формируют дальнейший путь развития, цели, к которым следует стремиться. Таким образом, обеспечивается ориентирование народных масс к тому или другому варианту поведения.

3. Функция политизации представляет собой вовлечение максимального количества граждан и их групп в политические процессы, проходящие в стране.

4. Структура выполняет регулятивную функцию. Она представляет собой выработку и установку социальных норм в сфере власти.

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем:

Демократия

Взгляды на политическую систему

Понятие политической системы носит много аспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы, и её определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

Системность

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д. {2}

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:

1.Понятие «политическая система общества» ее структура и функции.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. {1}

Ведение хозяйственной деятельности предприятия неразрывно связано с финансовыми взаимоотношениями между ним и прочими контрагентами. Если организация имеет долги – перед покупателями или поставщиками, учредителями или работниками, бюджетными фондами или дочерними предприятиями, – речь идет о кредиторской задолженности. Можно ли списать долги такого рода и как это сделать?

Списание задолженности перед кредиторами – сроки

В каком случае и в течение какого времени могут быть списаны кредиторские доги предприятия?

  • По завершению срока исковой давности. Данный период чаще всего составляет 3 года (если иное не прописано в договоре о сотрудничестве сторон). В отдельных случаях, которые предусмотрены законодательно, данный временной интервал может быть уменьшен или увеличен. Датой списания долгов перед кредиторами является дата окончания срока давности.
  • Если организация-кредитор прекратила свое существование. Операция списания может произведена начиная с даты попадания в ЕГРЮЛ соответствующей информации.
  • Удаление из перечня ЕГРЮЛ предприятия-кредитора как юрлица, не осуществляющего деятельность.
  • Днем перевода долга в разряд доходов является дата соответствующего удаления.
  • Списание долга по обоюдному согласию сторон – т.н.”прощение” по обязательствам. Дата, указанная в договоренности о прощении, является днем списания задолженности перед кредитором.
  • При выдвижении организацией требования по возврату задолженности (подача иска в суд), течение исковой давности прерывается.

Снятие задолженности перед кредиторами – документальное сопровождение операции

Если все же период исковой давности закончен и задолженность по кредитам может быть списана, важно правильно документально оформить данную хозяйственную операцию.

  • Проведение инвентаризации не только имущественных, но и финансовых обязательств. Проводится чаще всего 1 раз в год (но не реже). Результаты проверки инвентаризационная комиссия формирует в виде одноименного акта расчетов с кредиторами. Порядок оформления данного документа свободный.
  • Организация может использовать как утвержденную форму (No ИНВ-17), так и разработать собственную, но и с присутствием необходимых согласно Закона N 402-ФЗ (п. 2 ст. 9) реквизитов.
  • Данный документ содержит информацию не только о просроченных долгах, но и по остальной кредиторской задолженности с указанием реквизитов сторон и размеров долгов по счетам учета. В ходе подготовки документа возможно использование подписанных обеими сторонами актов сверки (обоснование размера задолженности).
  • После фиксирования всех сумм задолженности происходит обоснование планируемого списания долгов. Для этого подготавливается бухгалтерская справка с информацией о причинах и дате возникновения “кредиторки”, а также условиях, которые разрешают ее списать.
  • На базе ранее подготовленной документации (инвентаризационного акта и бухгалтерской справки) подготавливается решение (Приказ) руководителя организации о списании долгов перед кредиторами.


Снятие задолженности перед кредиторами – отражение действия бухгалтерском и налоговом учете

Удаленная задолженность в обязательном порядке находит отражение и в учете предприятия – как в налоговом учете, так и на счетах бухгалтерского учета. Результатом подобной операции является увеличение доходов организации.

Проведение операции в бухгалтерском учете

Доход, полученный в результате списания долгов по “кредиторке”, отражается на субсчете счета 91 – “Прочие доходы”. Проводка формируется из Дт 60 в Кт 91-1. По дебету может быть не только сч.60, но и 62, 66, 67, 70, 71 и 76 – в зависимости от вида кредиторской задолженности. Операция проводится в том периоде, в котором истек срок давности задолженности. Сумма включает и размер НДС (если речь идет, например, о полученном ранее авансе).


Отражение списания в налоговом учете

При отражении данных в учете для целей налогообложения размер снятой кредиторской задолженности попадают в раздел “Внереализационные доходы” – дата списания долгов должна попадать в отчетный период. Если в ходе формирования задолженности был выделен НДС (принят к вычету), то при отражении дохода от списания задолженности по “кредиторке” учитывается полная сумма долга (включая НДС), в расходы НДС не попадает.

Включение доходов в налоговом учете от списания неоплаченных штрафов и пени перед бюджетными и внебюджетными фондами, не является обязательным. Для предприятий, работающих на упрощенной системе, не включаются в доходы ранее полученные авансы (без последующей поставки товаров или услуг), долги перед ликвидированными организациями, а также суммы перед кредиторами, если последние их простили.


Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности – актуальная тема для любого бухгалтера. В случае с закрытием кредитора кроме позитивного результата (фирмы уже не существует, значит, долг оплачивать не нужно), появляется и неприятный момент – увеличение налогооблагаемой прибыли. Поэтому крайне важно правильно определить и не нарушить срок списания кредиторской задолженности, включая ее в состав доходов организации.

Порядок списания кредиторской задолженности

Существуют различные основания для списания кредиторской задолженности фирмы:

  • по общему правилу предприятие может списывать свои долги по истечении срока давности , составляющего 3 года, кроме задолженности по налогам, штрафам, пеням (ст.195-196 ГК РФ, п. 7 ПБУ 9/99);
  • исключение кредитора из ЕГРЮЛ как недействующей организации;
  • прощение контрагентом долгов;
  • ликвидация кредитора (ст. 419 ГК РФ).

Меняется ли порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности при прекращении деятельности контрагентом? Процедура аналогична установленной последовательности действий для всех иных оснований:

1.Проведение инвентаризации расчетов для определения актуального объема задолженности, которую подлежит списать, с составлением соответствующего акта.

Как восстановить списанную кредиторскую задолженность

Гражданским кодексом допускается исполнение долговых обязательств и после их списания в учете. Основанием для восстановления в бухучете кредиторской задолженности служит новое соглашение между сторонами.

Например, долг был списан проводкой Дт 62 Кт 91-1. Если соглашение заключено:

  • в текущем году - на дату его подписания можно сделать сторнировочную проводку;
  • в следующем году - следует признать свой расход как прочий, отразив его проводкой: Дт 91-2 Кт 62.

Примеры

ООО «Ритм» получило товары от другой фирмы на сумму 250 000 руб. После чего поставщик ликвидировался (есть ксерокопия свидетельства). Оплата за поставленные товары не производилась. Как списать кредиторскую задолженность бухгалтеру?

По неоплаченным товарам для списания долга необходимо сделать такие записи:

Если НДС, предъявленный поставщиком:

  • ранее принят к вычету, делается бухгалтерская запись: Дт 60 (76) Кт 91.1 – списанная «кредиторка» включена в доходы с учетом НДС;
  • не принят к вычету (включен во внереализационные расходы на основании пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ), в бухучете производится запись: Дт 91.2 Кт 19 – предъявленный поставщиком, но не принятый к вычету НДС включен в расходы.