Основные ресурсы используемые в процессе производства называют. Ресурсы производства. Классификация и основные характе­ристики благ

Основные ресурсы используемые в процессе производства называют. Ресурсы производства. Классификация и основные характе­ристики благ

Источником любого производства являются ресурсы , т.е. совокупность природных, социальных и духовных элементов в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей. Ресурсы по своему составу многообразны, их принято подразделять на четыре группы: природные, трудовые, материальные, финансовые.

Природные ресурсы составляют естественную базу производства материальных благ. В состав природных ресурсов входят: земля, ее недра, леса, вода, воздух. Человечество использует солнечную энергию, энергию приливов и отливов, ресурсы животного мира, полезные ископаемые и т.д. Часть этих ресурсов не возобновляема (нефть, газ, уголь, руда), а другая – поддается возобновлению. Так, например, за счет эффективных агрономических мероприятий можно не только восстановить, но и улучшить плодородие почвы.

Трудовые ресурсы – это экономически активная часть населения страны, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. В рыночной экономике повышаются требования к качеству трудовых ресурсов: к их знаниям, образовательному уровню, профессиональной подготовке, здоровью.

Материальные ресурсы общества – это совокупность предметов, с помощью которых осуществляется производство. Они представляют собой основную часть производственного потенциала общества. К материальным ресурсам относятся здания, сооружения, машины, станки, механизмы, запасы сырья и материалов, дороги, мосты, средства связи и т.д. Материальные ресурсы иногда характеризуют как инвестиционные ресурсы или средства производства . Они состоят из орудий труда и предметов труда или то, что описывается понятием «капитал ».

Природные, трудовые и материальные ресурсы являются базовыми ресурсами. Они образуют обязательное условие любого даже самого простого производства.

Финансовые ресурсы являются в определенном смысле производными по отношению к базовым ресурсам. Это валютные резервы и запасы благородных металлов, денежные сбережения домашних хозяйств и предприятий.

Особую роль в переходной экономике играет такой ресурс как информация , которая представлена в виде научной, статистической, технологической, проектно-конструкторской, управленческой информации.

Важным экономическим ресурсом в рыночной экономике является время . Экономические субъекты в своей хозяйственной деятельности располагают ограниченным количеством этого невоспроизводимого ресурса. Проблема времени проявляется в существовании временных ограничений каждого экономического действия.

Среди экономических ресурсов следует выделять исчерпаемые и неисчерпаемые, воспроизводимые и невоспроизводимые, а также альтернативные и неальтернативные ресурсы.

Любое производство, независимо от того, в какой экономической системе оно осуществляется, состоит в потреблении экономических ресурсов. Та часть экономических ресурсов, которая непосредственно вовлекается в процесс производства и используется в качестве его условий принято называть факторами производства . Экономические ресурсы по объему всегда больше реально используемых факторов производства и экономические субъекты никогда не ставят задачу вовлечь в сферу производства все имеющиеся экономические ресурсы. Таким образом, понятие «экономические ресурсы» более широкое, чем «факторы производства».

В экономической теории можно встретить различные подходы к классификации факторов производства. В марксистской теории выделяются три фактора: труд, предмет и средства труда. Иногда их формируют в группы и выделяют личный и вещественный факторы. К личному фактору относится рабочая сила, представляющая собой совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются в процессе производства; к вещественным – предметы и средства труда, составляющие в совокупности средства производства.

Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических вида: земля, труд, капитал.

Земля в значении фактора производства трактуется: 1) как вовлеченные в производство природные ресурсы всех видов, 2) как собственно земля – естественный важнейший ресурс.

Труд как фактор производства представляет собой деятельность, связанную с затратой человеческого капитала (совокупность интеллектуальных, профессиональных, физических, психических и других способностей человека) и направленную на изготовление материальных благ и оказание услуг.

Капитал выступает как совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов, использование которых в процессе производства позволяет увеличивать производительность труда. Структуру капитала составляют оборудование, промежуточный продукт, деньги, ценные бумаги.

В современных условиях производства в качестве особого фактора выделяется предпринимательство . Это разновидность труда, для которого характерны высокие организаторские способности, высокий уровень квалификации, новаторство, предпринимательский риск. Данный вид деятельности предполагает предпринимательскую способность как особый вид человеческого капитала, состоящий в эффективном соединения факторов производства для создания товаров и услуг, приносящих доход всем участникам предприятия и удовлетворяющих общественные потребности.

Актуализация темы урока:
Учащиеся осваивают понятия «ограниченность ресурсов», «проблема выбора», «рациональность поведения» в ходе предложенной игры «Я - Робинзон», которая помогает осуществить выбор, принять решение по рациональному использованию времени и средств, проявить интерес к теоретическим вопросам экономики и увидеть их связь с жизнью. В ходе обсуждения проблем урока рассматриваются вопросы социальных целей и приоритетов личности, что очень актуально в наше непростое время.

Основные понятия урока:
Производственные ресурсы
Человеческие ресурсы (труд)
Природные ресурсы (земля)
Капитальные ресурсы (капитал)
Предпринимательская способность (принятие решений и риск)
Информация
Факторы производства
Ограниченность ресурсов
Проблема выбора
Рациональное поведение
Принятие решений

Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Введение в экономику» В.С. Автономов
Распечатки: «Иерархия потребностей по А.Маслоу.»
Задания игры

Цели урока:
Образовательные:

  • формирование понятия сущности ограниченности ресурсов, проблемы выбора производственных ресурсов
  • обучение рациональному выбору в принятии экономических решений
  • использованию принципа рационального поведения.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к материальным благам;
  • воспитывать навыки принятия самостоятельных решений.

Развивающие:

  • формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем;
  • содействие развитию у обучающихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку принятых решений.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Наверно все читали роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или смотрели одноименный фильм? Представим себя Робинзонами, попавшими на необитаемый остров. Какой вопрос возникает первым?
Что делать? Как выжить? Что мы будем есть? Где жить? и т.д.

Все ваши ответы верны.

Робинзону нужно выжить, он не знает, кто и когда его спасет, уплыть невозможно, корабль потерпел крушение и скоро утонет.

3. Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала (в ходе деловой игры)
Итак, вы на необитаемом острове. Ваш корабль еще на плаву, но вот- вот пойдет ко дну. У вас есть возможность вплавь добраться до него 2 раза и взять груз массой 20 кг.

Задание1:

  • составьте список того, что вы возьмете с тонущего корабля в первый и во второй свой визит;
  • в списке укажите количество и массу того, что вы взяли;
  • обоснуйте свой выбор, почему вы взяли с корабля именно это.


Списки всегда получаются разные, интересные, иногда смешные. Ребятам очень нравится отстаивать свой выбор, возникают споры. в которых всегда рождается истина. Учитель должен правильно направить обсуждение в нужное для урока русло, задавая по ходу обсуждения вопросы.
Учитель обращает внимание учеников, что во время обсуждения были затронуты важнейшие экономические категории, такие как «потребности», «ограниченность ресурсов», «первоочередные потребности», «проблема выбора». Оказывается, даже на необитаемом острове решаются главные вопросы, стоящие перед любой экономикой: что делать? как делать? как распределять?
Все основные экономические понятия фиксировались при этом на доске. А игра продолжается.

Задание 2:

  1. Используя распечатку «Иерархия потребностей по А.Маслоу» исправьте свой список взятых вещей и их количества.
  2. Поменялся ваш список? Почему?

Обсуждение полученных результатов

Выводы
Изучив список ребята приходят к пониманию того, что

  • сначала нужно удовлетворить физиологические потребности , чтобы выжить на необитаемом острове;
  • система потребностей и ценностей меняется в зависимости от жизненной ситуации ;
  • человек имеет самые разнообразные потребности: в еде, одежде, жилище, в образовании, труде, развлечениях, в любви, дружбе, общении и многом другом.;
  • у каждого человека свои предпочтения, своя «шкала ценностей», то, что является жизненно важным для одного, может ничего не значить для другого;
  • различия между отдельными людьми могут быть настолько велики, что невозможно не только перечислить все потребности людей, но и упорядочить их, расставив по степени значимости, важности для всех без исключения.
  • каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными.

Двадцатое столетие часто называют «веком информации».
Информация поступает к нам из самых разнообразных источников: через радио, телевидение, газеты и журналы, через глобальную компьютерную сеть Internet.
Мы ежесекундно получаем новую информацию, наблюдая окружающий мир, живую и неживую природу. Наш организм - постоянный источник новой информации. Именно информация и формирует все наши потребности. В основе всех наших привычек, вкусов", предпочтений и чувств, жизненного опыта и знаний, в основе всех наших осознанных и неосознанных желаний лежит информация, полученная через наши органы чувств. Она может руководить человеком из его подсознания, а его обрести форму осознанных представлений.

Задание 3

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью доступных ему ресурсов. К ресурсам, удовлетворяющим потребности, относят продук­ты питания, одежду, книги, компьютеры, автомобили, чистый воздух и солнечный свет, запасы полезных ископаемых и воды, дома и при­усадебные участки, произведения литературы и искусства, медицинские и образовательные услуги, средства связи и т. д..
Часть ресурсов для удовлетворения потребностей является результа­том производства, часть - создается природой без участия человека.
Производственные ресурсы - это ресурсы, используемые для про­изводства товаров и услуг. Производственные ресурсы принято разделять на три категории: земля, труд, капитал.
Земля (природные ресурсы) - это ресурсы, произведенные природой без участия человека и используемые в производстве товаров и услуг. Примерами природных ресурсов являются водные ресурсы, почва, дары леса (дикорастущие деревья, растения, ягоды, фрукты) или продукты моря, полезные ископаемые в недрах земли, не подвергнутые какой-либо переработке, т. е. не являющиеся продуктом человеческой деятельности.
Труд (человеческие ресурсы) - включает в себя физические и ум­ственные способности, состояние здоровья, образование и профессио­нальные навыки людей, используемые в процессе производства.
Количественно человеческие ресурсы измеряются числом трудоспо­собных людей и объемом рабочего времени.
Качество человеческих ресурсов определяется как уровнем профес­сиональной подготовки людей, объемом соответствующих знаний и умений, так и степенью их заинтересованности в производстве, мотива­цией их работы.
Капитал (капитальные ресурсы) - это ресурсы, созданные в про­цессе производства и предназначенные для использования в процессе производства (здания и сооружения, станки и оборудование, средства связи, транспорт, а также обработанное сырье и полуфабрикаты для
производства товаров).
Перечисленное выше иногда называют «физическим капиталом», дабы подчеркнуть отличие от понятия «финансовый капитал», к кото­рому относятся деньги и ценные бумаги и который не является про­изводственным ресурсом (в том смысле, что любое производство, в принципе, может быть осуществлено без использования финансового
капитала).
Иногда выделяют четвертый вид производственных ресурсов - предпринимательство. В то же время предпринимательство может рассмат­риваться как особая часть человеческих ресурсов, поскольку предпола­гает наличие у людей особых, так называемых предпринимательских способностей. Оплата труда предпринимателей также имеет отличитель­ные особенности. Она, как правило, связана с риском открытия нового дела или продвижения на рынок нового товара, т. е. с получением прибыли, и, следовательно, не может быть ни гарантирована, ни даже определена заранее в отличие от платы за землю", труд или капитал (физический).

Для осуществления процесса производства необходимо иметь все виды производственных ресурсов: землю, труд и капитал.

Производственные ресурсы, которыми располагает человечество, позволяют произвести лишь конечное количество товаров и услуг, способных удовлетворять человеческие потребности. Природа произвела и производит также ограниченное количество доступных человечеству Ресурсов, которые могут быть непосредственно использованы для удов­летворения человеческих потребностей. (Следует отметить, что часть имеющихся ресурсов может оказаться практически недоступной в конк­ретный период времени ни для непосредственного использования в удовлетворении потребностей людей, ни для использования их в производстве товаров и услуг, служащих тем же целям. Примером могут служить продукты леса в труднодоступных регионах, полезные ископа­емые на больших глубинах залегания, ценные минералы, обнаруженные на лунной поверхности.)

Все человеческие потребности не могут быть удовлетворены с помощью доступных ресурсов.

Эта принципиально неустранимая проблема получила название «ограниченность» («редкость») или «ограниченность ресурсов».
Проблема ограниченности имеет относительный, сравнительный характер: «потребностей больше, ЧЕМ ресурсов».

4.Итог урока, рефлексия

Ученики делятся впечатлениями, удивляются, тому, каким на первом этапе игры был ход их действий по выбору необходимых вещей для жизни на необитаемом острове.. и как поменялись их предпочтения после изучения теории потребностей по А.Маслоу.

Теперь цените свой исправленный список по пятибалльной системе. У всех «5» баллов. Все, изучив теорию, теперь выживут на необитаемом острове.Ура!

Мы всегда делаем выбор, цена нашего выбора,это всегда отказ от чего-либо. Эта проблема и будет темой нашего следующего урока.
А сейчас на горизонте показался большой красивый корабль, который заберет на Большую земля всех Робинзонов, умеющих делать
свой, правильный выбор .

5.Домашнее задание
«Введение в экономику» В.С. Автономов &1,стр.5-8

Приложения

1.ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ

Исследования американского психолога Абрахама Маслоу (A.Maslow, 1908-1970) являются основой изучения поведения человека на работе, используются в управлении мотивацией, управлении конфликтами и другими областями современного менеджмента.

Согласно Маслоу (Hierarchy of Needs), «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются».

2.Задания
(печатаются на отдельных листах и выдаются по ходу игры)

Задание1:

1.составьте список того, что вы возьмете с тонущего корабля в первый и во второй свой визит;
2.в списке укажите количество и массу того, что вы взяли;
3.обоснуйте свой выбор, почему вы взяли с корабля именно это.

Задание 2:

1.Используя распечатку «Иерархия потребностей по А.Маслоу» исправьте свой список взятых вещей и их количества.
2.Поменялся ваш список? Почему?

Задание 3:

  1. Посмотрите на иерархию человеческих потребностей, которую создал А.Маслоу, почему она изображена в виде пирамиды?
  2. Биологические потребности, можно ли без них обойтись?
  3. Какие из них стоят на первом месте?
  4. Почему появление на вашем острове Пятницы «раскрасит» вашу жизнь?
  5. Что удовлетворяет наши потребности?

«5» – у вас в первом наборе большую часть составляют: вода, еда, средства, позволяющие пополнить запасы еды и приготовить ее (удочки, спички, оружие и тому подобное). Во второе посещение взяты средства защиты и жизнедеятельности.

«4» - у васотсутствует какая-то одна позиция из списка на «5».

«3» - вы забыли про средства, позволяющие пополнить запасы еды и приготовить ее (удочки, спички, оружие и тому подобное) и средства защиты и жизнедеятельности. Взял с корабля вещи, которые не помогут вам выжить на острове (косметика, предметы роскоши, магнитофон и тому подобное).

«- вы забыли, что человек может умереть от жажды и голода, ему нужно защищаться от опасностей и не взяли с корабля все для удовлетворения физиологических потребностей.

Тема «Производство – основа экономики»

Цель: выяснить роль производства в экономике, познакомить с факторами производства

Знать: основные понятия по теме, основные характеристики производства, факторы производства

Уметь: объяснять процесс превращения продукта в товар, отвечать на проблемные вопросы, работать с таблицей, анализировать, делать выводы

Воспитывать: грамотность в вопросах экономики, уважение к людям труда

Основные понятия и термины: производство, продукт, товар, потребительная стоимость, факторы производства, производительность, разделение труда, специализация

Оборудование: мультимедийный проектор, таблица, схемы, тест, учебник

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, позитивный настрой на урок

2.Проверка домашнего задания

-Назовите тему домашнего задания и основные вопросы, которые мы разбирали на прошлом уроке

-Что включает в себя понятие «рынок»? (рынок- система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена)

-Каковы условия деятельности рынка? (свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности)

-Назовите характерные черты рыночной экономики (свободный обмен между продавцами и покупателями, частная собственность на экономические ресурсы, материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений)

-Что такое конкуренция? (конкуренция- соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком- либо деле)

-Что такое спрос? (спрос- желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте)

-Что такое предложение? (предложение- желание и возможность продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте)

-Что называют рыночным равновесием? (рыночное равновесие- цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, и она должна быть выгодна продавцу и покупателю)

-Чтобы состоялась сделка, что мы должны иметь? (мы должны иметь товар и деньги)

-Для чего нам нужен товар? (для удовлетворения потребностей)

-Где взять товар, чтобы удовлетворить наши потребности? (товар нужно произвести)

3.Изучение новой темы

Тема нашего урока «Производство- основа экономики»

-Что мы должны узнать на уроке?

План

1.Главный источник экономических благ.

2.Товары и услуги.

3.Факторы производства.

4.Разделение труда и специализация.

Человек призван создавать, добывать, творить условия своего существования. Он должен производить, непрерывно воссоздавать всё, что необходимо для обеспечения жизни. Главным источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и его развития является производство. Производство- это процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей людей. Для характеристики производства используют такие показатели: что производится (какого назначения выпускаются товары), в каком количестве производится (объём производства), численность занятых работников , масштабы производства (от домашнего производства до производства страны)

-Что и сколько производить? Этот вопрос по- разному решают действующие экономические системы, учитываются и условия мирного или военного времени.

Вы знаете о дате, которая будет праздноваться 9 мая – 70 лет со Дня Победы над фашистской Германией. Анжелика расскажет нам как изменилось положение в экономике в годы Великой Отечественной войны.

Вы убедились, что в военное время и экономика становится на военные рельсы, производство не останавливается. Родина высоко оценила труд людей в тылу и подвиги военных на фронте. Большое спасибо им, за то, что сегодня над нами синее небо.

-Что становится основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага? (предприятия- заводы, фабрики, фермы, кооперативы). Большинство предпринимателей группируются по отраслям. Отрасль экономики - совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию. Никто не может сказать с полной определённостью, сколько всего отраслей существует в современной экономике, так как не существует четкой и стройной классификации. В биологии, например, Карл Линней предложил такую классификацию всего живого: вид – род – семейство – отряд – класс – тип – подцарство – царство. И исчезли беспорядок и путаница. А вот в экономике появление такой классификации будет невозможно, так как в хозяйстве постоянно появляются и исчезают тысячи разновидностей благ, а вместе с ними и их производители, которые выпускают по- нескольку продуктов и их невозможно точно «квалифицировать».

И какие из современных отраслей получат большее развитие в настоящее время? Чем люди предпочтут заниматься? Но все отрасли экономики объединены в две большие группы.

Отрасли экономики

Отрасли, производящие материальные блага

Отрасли, производящие услуги

Промышленность, сельское хозяйство, строительство

Образование, медицинское обслуживание, транспорт, связь

Целью и результатом производства является продукт, т.е. результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах. Продукт труда, произведённый для продажи является товаром , который обладает двумя основными свойствами.

Основные свойства товара

Потребительная стоимость

Меновая стоимость

(способность быть полезным нужным людям)

(способность обмениваться на другие товары)

Продукт превращается в товар при определённых условиях.

Работа в группах

1. Вспомните из истории о

(

(Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники)

Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называют факторами производства.

Факторы производства

земля

труд

капитал

предпринимательство

информация

Заполнение таблицы

Работа по учебнику страница 118 - 119

Факторы производства

Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода и воздух, растительный и животный мир

Рабочая сила человека с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией

Здания, станки, машины, инструменты, деньги

Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим способом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли

Знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе производства, в управлении производства, планировании дальнейшей предпринимательской деятельности

Для изготовления любого товаров необходимы ресурсы. О чем нужно помнить, используя любой ресурс? (ограниченность, поэтому использовать разумно, эффективно)

Количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов называют производительностью . Рассмотрим ситуацию, данную на странице 120 вашего учебника: в одном ателье по пошиву спортивных мужских брюк 3 мастера, используя 3 швейных машины, изготавливают из 10 метров ткани 6 брюк в день; во втором таком же ателье 2 мастера, используя 2 швейные машины, изготавливают из 10 метров ткани 6 брюк в день. В каком ателье производительность выше и почему?

(Во втором ателье производительность выше, потому что 2 мастера изготавливают столько же брюк, сколько в первом ателье 3 мастера, при одинаковом количестве ткани и времени)

-На уроках истории мы знакомились с мануфактурами. Что это за предприятие? (Предприятие с разделением ручного труда.) К каким результатам привело разделение труда на мануфактуре? К более эффективному производству товара с наименьшими затратами ресурсов. Каждый работник приобретает большие навыки, умения, опыт, делает работу быстрее и точнее. Определяющую роль разделения труда в развитии производства более 200 лет назад исследовал шотландский экономист Адам Смит. Он посетил булавочную фабрику, где работало десять человек. Свои наблюдения и выводы учёный изложил в труде «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он утверждает, что «разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно не было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».

Разделение процесса производства на мельчайшие операции лежит в основе конвейера, добавляется ещё одна важная вещь: конвейер предполагает непрерывность работы. Линия с частями собираемого изделия движется с постоянной скоростью и расстановка рабочих или автоматов (в современных условиях) на конвейерной линии осуществляется с учетом технологии и последовательности сборки или обработки деталей.

Идея внедрения конвейера в производство связана с именем Генри Форда.

Сообщение.

Но использование конвейера имеет как преимущества, так и недостатки. (Работа в паре: выявить преимущества и недостатки конвейера)

Использование конвейера

Преимущества

Недостатки

Рост производительности труда

Одинаковое качество

Сокращение затрат на подготовку и обучение рабочих

Принцип «много и дёшево»

Работник профессионально ограничен

Выполнение малоинтересной монотонной работы

Преобладание физического труда

Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация»

Специализация- это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В ходе развития общества специализация производства углублялась. Внутри больших специальностей выделялись более узкие профессии. Вернемся к истории . Первым крупным общественным разделением труда историки считают обособление пастушеских племён от земледельческих. Второе связано с отделением ремесла от земледелия, третье - выделение торговли и купечества. Но одни земледельцы стали специализироваться на выращивании кукурузы, другие- выращивать сады, третьи- овощи. Одни ремесленники, занимавшиеся обработкой металла, стали ковать топоры, косы, серпы, другие- мечи и шпаги, третьи- кольчуги, шлемы, щиты. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.

Специализация существует не только между работниками, но и между предпринимателями, отраслями экономики, странами. Вспомните из уроков географии: какая страна специализируется на производстве кофе- Бразилия, а производством парфюмерии славится- Франция.

Вывод:

Производство –процесс создания жизненных благ для удовлетворения потребностей людей.

Эффективность производства определяется производительностью труда – количеством товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов.

Для современного производства характерно углубление разделения труда и специализация.
В современной экономике наиболее быстрыми темпами развивается сфера услуг.

4.Закрепление новой темы

- Что такое производство?

Назовите факторы производства

Что такое производительность?

5. Подведение итогов урока

Что узнали нового на уроке?

Чему научились?

6.Выставление оценок.

Выполнение тестовых заданий

1.Выберите правильный ответ .

Производство- это ………...

А) процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества

Б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта

В) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные блага

2.Выберите правильный ответ.

Товар- это………..

А) всё, что продаётся на рынке

Б) продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли- продажи

В) вещь, обладающая высоким качеством

3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют одну группу отраслей. Найди термин, выпадающий из данного ряда:

А) медицинское обслуживание Б) научная деятельность

В) строительство Г) транспорт Д) связь

4. Запишите правильно термин.

……………………..- это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

5. Определите фактор производства.

Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода и воздух, растительный и животный мир - …………………

Проверка теста в парах.

5. Подведение итогов урока

Что узнали нового на уроке?

Чему научились?

6.Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 15, задание 3

Работа в группах

1. Вспомните из истории о развитии товарного производства, как оно развивалось. (Человек изготавливал все для себя, затем появилась необходимость в обмене между производителями продукции результатами их труда).

2.На какие группы, в зависимости от назначения, делятся все товары. (Все товары, в зависимости от назначения, делятся на средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).

3.Что является особым видом продукта, как результата деятельности? (Услуга, т.е. экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом)

4.Чем услуга отличается от товара? (Товар производится, а затем потребляется, а услуга не обладает вещественной формой и потребляется непосредственно в момент производства: консультация врача, поездка в автобусе, разговор по телефону)

5.Что необходимо для производства экономических благ? (Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники)

Сообщение.

Первая конвейерная линия Форда, введенная в строй в апреле 1913 года, использовалась для сборки генераторов. До этого времени один рабочий мог собрать от 25 до 30 генераторов за девятичасовой рабочий день. Это означало, что на сборку одного генератора затрачивалось около 20 минут.

Новая линия разбила данный процесс на 29 операций, выполняемых отдельными рабочими с отдельными узлами генератора, которые доставлял к ним постоянно двигающийся конвейер. Новый подход сократил время сборки одного генератора в среднем до 13 минут. Через год удалось разбить производственный процесс на 84 операции, и время сборки одного генератора сократилось до 5 минут.

Более эффективная организация труда привела к удешевлению производства автомобилей и сделала «Форд-Т» доступным для средней американской семьи.

В целом, время, затрачиваемое на сборку автомобиля «Форд», благодаря разделению труда и использованию конвейера сократилось в 8 раз. Иначе можно сказать: производительность труда увеличилась в 8 раз.

Сообщение

Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. Угроза захвата немцами развитых промышленных районов страны диктовала необходимость вывезти наиболее ценное оборудование. Началась эвакуация на восток, предстояло в короткий срок эвакуировать тысячи предприятий, миллионы людей и наладить их работу на новом месте, для того чтобы срочно обеспечить выпуск необходимого армии оружия и боеприпасов. Места мужчин, ушедших на фронт, занимали женщины и дети. Производство предметов потребления сократилось более чем вдвое. Суточная норма потребления хлеба рабочими составляла 600- 800 г., служащими- 400- 500 г. Но благодаря усилиям советских людей, экономика не только в короткий срок была переведена на военные рельсы, но и вскоре превзошла возможности Германии по выпуску техники и вооружений вдвое. За годы войны 201 человек был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда, около 200 тысяч работников тыла были награждены орденами и медалями, а 16 миллионов человек – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»


Ресурсы производства - это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
В экономической теории ресурсы подразделяются на следующие группы:
  1. природные ресурсы - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. Среди них различаются неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра) и почерпаемые (могут быть возобновляемыми (лес, вода) и невозобновляемыми (нефть, газ, месторождения руды и др.). Многие природные ресурсы редки, а их запасы с каждым днем уменьшаются;
  2. материальные - все созданные человеком (рукотворные) средства производства и предметы труда, которые сами являются результатом производства;
  3. трудовые - трудоспособное население;
  4. финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства;
  5. информационные - данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.
Наряду с понятием «ресурсы производства» экономическая теория оперирует понятием «факторы производства». Когда речь идет о ресурсах, имеют в виду те природные и социальные силы, которые потенциально могут быть вовлечены в производство, а факторы производства - это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.
В экономической теории выделяют основные и дополнительные факторы производства. К основным факторам производства относят труд, землю и капитал. По мнению ведущих экономистов, к дополнительным факторам производства можно отнести предпринимательство, науку как производительную силу, информационные технологии.
Труд - способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, то здесь речь идет о рабочей силе как совокупности физических и духовных сил человека, его способности к труду. Рабочая сила в каждой конкретной стране (регионе) ограничена количеством взрослого трудоспособного населения. Снижение рождаемости и связанное с ним старение населения ставят проблему эффективного использования рабочей силы очень остро.
Капитал - созданные людьми производственные ресурсы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, полуфабрикаты), используемые в производстве. Их количество в экономике не безгранично, кроме того, они имеют свойство изнашиваться в процессе функционирования, поэтому периодически требуют замены.
Земля - естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух, участки территории).
Предпринимательские способности (предпринимательство) - это особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать другие факторы производства.
Наука как фактор производства представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Особенности этого фактора производства заключаются в том, что наука:
  • в качестве элемента производительных сил становится участником производства;
  • оказывает воздействие на уровень эффективности производства;
  • влияет на процесс подготовки высококвалифицированной рабочей силы;
  • определяет уровень технологии и организации производства;
  • превращается в непосредственную производительную силу.
Информация как фактор производства обеспечивает систематизацию
знаний, материализованных в системе механизмов, машин, оборудования, моделей менеджмента и маркетинга.
Все большее значение в современном производстве приобретает экологический фактор, который выступает либо в качестве импульса экономического роста, либо как ограничитель его возможностей в связи с отрицательным воздействием на природную среду.
Некоторые экономисты выделяют как особый экономический ресурс время. Люди в своей производственно-экономической деятельности располагают ограниченным количеством этого невоспроизводимого ресурса.
Большое влияние на эффективное использование ресурсов оказывает технология производства, представляющая собой конкретные способы обработки предметов труда, определенный порядок производственных процессов, а также организация производства, обеспечивающая слаженность функционирования всех его ресурсов. Организация производства, труда и управления называется менеджментом, который в экономической литературе XX в. считают фактором производства.
Особую роль в современной экономике играет и такой фактор, как инфраструктура - совокупность отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства.
Все факторы производства, во-первых, неразрывно связаны и являются взаимозаменяемыми. Во-вторых, каждое благо для своего производства требует определенного набора факторов. В-третьих, любое благо может быть произведено путем использования различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях. В-четвертых, хозяйствующий субъект, организующий производство, соединяет все его факторы таким образом, чтобы получить больше продукта при возможно меньших затратах. В-пятых, все экономические факторы производства имеются в ограниченном количестве. Это ставит перед обществом проблему их эффективного использования. В-шестых, организация производства обеспечивает согласованное функционирование всех факторов производства, их пропорциональное количественное соотношение, взаимозаменяемость.
Главной целью и фактором производства, его развития и совершенствования является человек. Как участник производства он выступает в трех лицах. С одной стороны, человек является производителем, непосредственно участвующим в создании благ и услуг. С другой стороны, он потребитель, использующий все, что получено в процессе производства. Кроме того, человек координирует, согласовывает действия производителей и потребителей, выполняя функцию управленца.
Необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются производственным фактором. Из денег ничего нельзя сделать, но они являются условием приобретения ресурсов. Денежные средства привлекаются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.
Материальные и нематериальные блага и услуги
Блага - средства удовлетворения потребностей людей. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ.
Блага можно классифицировать:
  1. на материальные, включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты);
  2. на нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, культура и др.). К ним относятся внутренние блага, данные человеку природой (способности к науке, голос, музыкальный слух и т.п.), а также внешние блага (то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).
Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Часть материальных благ имеется в изобилии, и поэтому они всегда доступны для людей (воздух, солнечные лучи, энергия ветра). Такие блага в экономической теории называются свободными или неэкономическими. Пока сохраняются данные условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека, следовательно, они в экономике не изучаются.
Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода «редкости»). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия человека, направленные на их добывание, приспособление к потребностям. Эти блага называются экономическими (или хозяйственными). От обладания этими благами зависит благосостояние людей, поэтому с ними обращаются бережно, экономно, расчетливо.
Специфической формой экономического блага являются товары, т.е. продукты труда, создаваемые для обмена (продажи).

Основные факторы производства - это те, без которых вообще невозможно производство. Они необходимы всегда, в любую эпоху и в любой стране. К основным факторам относятся труд, капитал, земля. Труд - это совокупность знаний, умений и навыков, физических и интеллектуальных способностей человека, т.е. - рабочая сила, необходимая для производства продукта. Этот фактор называется личным фактором , так как он связан с человеческой личностью.

Второй фактор - вещественный. Это - средства производства, необходимые для изготовления благ. Средства производства есть совокупность средств труда и предметов труда и в рыночной экономике называются капиталом. Средства труда - все то, с помощью чего человек создает новые предметы, К средствам труда относятся станки, машины, оборудование, приборы, инструменты и пр. Предметы труда - это все то, на что направлена энергия человека, это - вещества природы, уже прошедшие первичную обработку и превратившиеся в сырье, материалы, топливо и пр.

Земля (природные ресурсы) - все естественные, природные ресурсы, вовлеченные человеком в процесс производства. К ним относятся полезные ископаемые, сельскохозяйственные угодья, а также леса, вода, воздух, участки под производственные и жилищные нужды.

В современных условиях выделяют и четвертый фактор - предпринимательство , способность к предпринимательству. Предпринимательская способность - это способность принятия решения и способность рисковать. Это особая, организующая деятельность человека, показывающая его способность в выборе вариантов поведения. Предпринимательство - это постоянный поиск новых форм, способов и решений в организации производства.

3. Потребности и ресурсы, их взаимосвязь. Основные проблемы использования ограниченных ресурсов.

Потребности людей это нужда в чем-либо, которая для конкретного человека должна погасить несоответствие между желаемыми и фактическими условиями жизнедеятельности.

Потребности образуют свою особую систему.

По субъектам все потребности делятся на индивидуальные, семейные, коллективные, национальные (государственные) и общечеловеческие.

По объектам потребности подразделяются на материальные, культурные (духовные эстетические) и нравственные (духовные этические).

По сферам проявления выделяются потребность в труде, потребность в рекреации (отдых, восстановление трудоспособности); потребность в общении; потребность в развитии (изменении) целевых установок.

По целевому назначению потребности подразделяются на физиологические (пища, вода, одежда, жилье, воспроизводство рода); потребность в человеческих контактах (дружба, любовь, уважение и пр.); потребность в саморазвитии, в совершенствовании всех возможностей и способностей человека. Именно эта потребность проявляется в законе возвышения потребностей, суть которого заключается в объективной необходимости развития потребностей человека в процессе его существования в материальном мире.


По степени удовлетворения различают низшие и высшие потребности. Низшие (первичные) - это материальные потребности, которые удовлетворяются в первую очередь и могут быть удовлетворены. Высшие (вторичные) потребности - это социально-духовные, которые в принципе безграничны.

Общие свойства потребностей:

а) необратимость потребностей - они изменяются только в одном направлении - в сторону роста;

б) с ростом благосостояния доля расходов на первичные потребности сокращается, а на вторичные - растет (закон Энгеля). Установлена закономерная связь: чем выше доход человека, тем меньше удельный вес расходов на продукты питания и материальное обеспечение;

в) высшие потребности отдельного человека и всех людей в принципе неудовлетворимы (безграничны);

г) потребности выступают внутренним импульсом деятельности человека.

Итак,потребности людей многообразны и бесконечны.

Вторая сторона противоречивого факта - ограниченность ресурсов. Хозяйственные ресурсы - это все природные, людские и произведенные человеком потенциальные элементы , которые можно использовать для создания вещей, предметов и оказания услуг. Структура ресурсов представляет собой два подразделения: базовые и производные. Базовые ресурсы включают природные, материальные и трудовые. Природные ресурсы - это естественные силы и вещества (земля, недра; водные, лесные, биологические и климатические), которые могут быть возобновляемыми и невозобновляемыми, исчерпаемыми и неисчерпаемыми. Материальные ресурсы - это все средства производства (реальный капитал) - созданные человеком. Трудовые ресурсы - это население страны в трудоспособном возрасте, т.е. люди, способные создавать блага.

Производные ресурсы - это то, что присоединяется к базовым ресурсам по мере развития экономики. Например, финансовая система, информационные ресурсы, научные ресурсы и т.п.

Основные свойства ресурсов.

1. Ограниченность ресурсов. Ограниченность, как недостаточность ресурсов, делится на абсолютную и относительную. Абсолютная ограниченность - это нехватка, недостаточность ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей людей. Такая ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов. Относительная ограниченность - это достаточность ресурсов для первичных (низших) потребностей. Для них ресурсы относительно безграничны.

2. Мобильность ресурсов. Ресурсы подвижны, то есть могут перемещаться внутри страны и между странами, хотя степень их мобильности различна. Так, мобильность земли - нулевая, труда - низкая, материальных ресурсов - довольно высокая, производных ресурсов - высочайшая.

3. Взаимозаменяемость (альтернативность) ресурсов. Так, станки можно заменить рабочими, а рабочих - станками. Однако эта взаимозаменяемость ограничена.

Таким образом, потребности и ресурсы объективны, взаимосвязаны и противоречивы. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов - два объективных и противоречивых факта. Их взаимозависимость составляет основу всей экономической науки.

В процессе использования ограниченных ресурсов при постоянно растущих потребностях формируются основные экономические проблемы.

1. Проблема выбора ассортимента благ - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества и в каком количестве могут быть произведены из ограниченных ресурсов. В процессе разрешения этой проблемы решается вопрос - что производить из ограниченных ресурсов?

2. Проблема эффективности - это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и в каком сочетании, с какими затратами и упущенными возможностями могут быть произведены блага. Это проблема наилучшего использования ограниченных ресурсов и выражается вопросом - как производить?

3. Проблема присвоения ограниченных ресурсов - это проблема распределения благ: кому достанутся произведенные блага, для кого создается продукт, кто и каким способом может присвоить и использовать ограниченные произведенные блага. Эта проблема вызвана вопросом - для кого производить блага из ограниченных ресурсов?

Таким образом, соотношение потребностей и ресурсов формирует три основные проблемы использования ограниченных ресурсов: что, как и для кого производить из ограниченных ресурсов.

4. Собственность в системе экономических отношений. Типы и формы собственности, их эволюция.

5. Экономические системы хозяйствования. Сущность и условия возникновения товарного хозяйства.

7. Деньги, их происхождение, сущность и функции. Современные формы денег.

8. Рынок, его сущность и функции. Принцип "невидимой руки". Структура и инфраструктура рынка.

Рынок - это совокупность всех торговых сделок, совершаемых в хозяйстве за определенное время. При этом сделки могут быть как непосредственно-товарными (бартерными): Т – Т, так и товарно-денежными сделками, когда обмен товарами опосредуется деньгами: Т - Д; Д - Т.

Целевое назначение рынка состоит в выполнении следующих функций.

Воспроизводственная функция. Воспроизводство - это устойчивое повторение производства, распределения, обмена и потребления. Товарный обмен соединяет исходное действие (производство) с конечной целью (потребление) и обеспечивает дальнейшее движение, создает импульс к повторению производства.

Саморегулирующая функция.

Стимулирующая функция Стихийное формирование равновесной рыночной цены стимулирует техническое и технологическое развитие производства, рост производительности труда, повышение качества товаров, снижение издержек производства. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные и новейшие технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства означает сокращение их прибыли по сравнению с другими конкурирующими фирмами,

Саморегулирующая функция. Рынок способен осуществлять как бы невидимое, автоматическое регулирование, соединяя различные экономические интересы. Производители и продавцы, добиваясь собственной выгоды, одновременно обеспечивают интересы потребителей в лице покупателей товаров. Действия их словно направляются «невидимой рукой рынка». Сила конкуренции направляет стремление к личной выгоде таким образом, что это стремление автоматически и непроизвольно обеспечивает интересы общей выгоды. Концепция «невидимой руки рынка» заключается в том, что производитель может максимизировать свою прибыль только в том случае, если его товар будет максимально нужен потребителям. Преследуя свой корыстный индивидуальный интерес, каждый производитель работает на достижение общественного интереса.

Стимулирующая функция . Свободный рынок автоматически обеспечивает устойчивое освоение достижений технического прогресса. Стихийное формирование равновесной рыночной цены стимулирует техническое и технологическое развитие производства, рост производительности труда, повышение качества товаров, снижение издержек производства. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные и новейшие технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства означает сокращение их прибыли по сравнению с другими конкурирующими фирмами, которые применяют новейшую технику и технологии.

Санирующая функция. Рынок автоматически исключает‚ из сферы предпринимательства всех неумелых, некомпетентных неудачливых производителей. Образно говоря, свободный рынок как живой организм самоочищаясь, проводит «санобработку» и регулирует «обмен веществ» в экономике.

Распределительная функция. Свободный рынок регулирует структуру национального хозяйства путем автоматического распределения капитала по отраслям. Повышенный спрос на определенные товары вызывает повышенную цену и автоматически привлекает производителей именно в эти отрасли. В результате чрезвычайно быстро исчезает дефицитность любых товаров и, наоборот, угасают те отрасли, чьи товары пользуются все меньшим спросом.

Рынок, выполняя свои функции, приводит к накоплению капитала и расширению производства. Расширение производства, в свою очередь, приводит к снижению рыночных цен на товары и услуги. Возможность свободного входа или выхода из отрасли означает жизненно важную гибкость экономики в условиях свободной конкуренции.

Рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям (показателям деления).

По о б ъ е к т а м продаж : рынок потребительских товаров и услуг; рынок товаров промышленного назначения; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг и т.д.

По о б ъ е м а м продаж (или - по географическому положению): местный рынок; национальный; мировой.

По способу проявления экономической власти : свободный, стихийный рынок; монопольный рынок; смешанный рынок.

По видам сделок : спотовый (торговля реальными товарами с немедленной доставкой); срочный рынок (торговля контрактами о будущей поставке).

По степени соблюдения законности : легальные и нелегальные («черные»).

По характеру продаж : оптовый рынок; розничный рынок.

По инфраструктуре : простой, примитивный рынок (без всякой инфраструктуры); среднеорганизованный рынок; высокоорганизованный рынок (функционирование банков, бирж и др. видов инфраструктуры).

Степень развития рынка проявляется через развитие инфраструктуры.

Инфраструктура рынка - это совокупность специализированных организаций и вспомогательных служб, обеспечивающих более эффективное (быстрое и качественное) функционирование рынка. В инфраструктуру рынка входят: банки; страховые компании; биржи (фондовая, товарная, биржа труда); ярмарки; аукционы; магазины, базары и пр. Чем больше таких организаций и вспомогательных служб, тем более высоко организован рынок.

9. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная рыночная цена.

Спрос на рынке. Спрос - это потреб-

ность покупателя, обеспеченная денежными ресурсами (платежеспособностью покупателя). Платежеспособный спрос означает, что потребитель не только желает, но и может купить определенный товар. Платежеспособность покупателя, как правило, ограничена. И перед ним возникает постоянный выбор юк удовлетворить многообразие своих потребностей при имеющейся платежеспособности.

Спрос проявляется в действии рыночного экономического закона - закона спроса. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров. Это - функциональная зависимость, где цена (Р) выступает аргументом, а спрос (Q) - функцией. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него, и наоборот. Такую количественную зависимость можно представить графически, где: Р - цена на определенный товар, например, сыр; - спрос на сыр в кг. (график 3).

Предложение на рынке. Предложение - это ко-

личество товара, которое

могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товаров, чем выше на них цена. Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения.

Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и, наоборот - чем ниже цена, тем меньше предложение.

В нашем примере рассмотрим 1 и 3 графы и представим себе поведение другой (противоположной) стороны. Бесплатно свой товар раздавать никто не будет. При цене 20 рублей за один килограмм, может быть продан 1 кг вследствие особой ситуации (жалость к бедняку или крайняя необходимость в наличных деньгах). Но с ростом цен поведение производителей меняется и, при цене в 300 рублей, продавцы готовы затоварить рынок (график 5).

Рыночное равновесие. Соотношение спроса и

Равновесная цена. предложения формирует

определенную рыночную цену.

Продавец выходит на рынок со своим вариантом цены, а покупатель приходит на рынок со своим вариантом. Первоначальные (исходные) варианты цен продавца и покупателя, естественно, не совпадают. Однако рынок сближает и объединяет их. Сама сделка купли-продажи может быть осуществлена лишь при условии, что уровень спроса равен уровню предложения, т.е. в основе рыночных отношений лежит равенство между спросом и предложением: D = S. И выходя на рынок со своими вариантами цен, продавец и покупатель попадают под пресс жесткой необходимости такого равенства. Сам факт купли-продажи свидетельствует, что рынок скорректировал поведение и запросы продавцов и покупателей и привел их к соглашению. Избыточный спрос подталкивает цены покупателя к росту до тех пор, пока они не сравняются с ценами продавцов. При этом действует обычная функциональная зависимость: чем больше дефицит (ограниченность, нехватка) товаров, тем выше цена покупателя.

Избыточное предложение, наоборот, снижает цены продавцов до тех пор, пока они не сравняются с ценами покупателей. Это состояние также выражается в функциональной зависимости: чем больше превышение предложения над спросом (затоваривание рынка), тем ниже цена продавца.

Равновесная рыночная цена - это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению. На графике цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

10. Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность спроса и эластичность предложения.

Эластичность спроса. Основные изменения

спроса происходят вследствие

изменения цены. Поэтому рассматривают, прежде всего, эластичность спроса по цене.

Степень изменения спроса под воздействием цены называется эластичностью (гибкостью) спроса. Эта изменчивость измеряется коэффициентом эластичности.

Кэл. = Изменение объема спроса в % / Изменение цены в %.

В рыночном механизме выделяют множество типов (моделей) эластичности спроса:

а) единичная эластичность;

б) эластичный спрос;

в) неэластичный спрос;

г) совершенно неэластичный спрос;

д) бесконечно эластичный спрос.

Выделим основные модели эластичности спроса.

1. Единичная эластичность , когда изменение спрос точно отражает изменение цены:

Графическое изображение этой модели:

2. Эластичный спрос , когда изменение спроса опережает изменение цены: Кэл > 1. Например,

На графике это выглядит:

Для более четкого показа следует взять цену неизменной, тогда будет абсолютно эластичный спрос.

Такая ситуация может возникнуть в случае роста доходов или инфляционных ожиданий.

3. Неэластичный спрос , когда изменение спроса отстает от изменения цены: К эл < 1. Например,

На графике это выглядит:

Для отдельных товаров проявляется абсолютно неэластичный спрос , когда спрос постоянен при любом росте цен:

Эластичность предложения. Интенсивность изме-

нений предложения в зависимости

от уровня цены отражается в эластичности предложения. Показателем эластичности предложения служит коэффициент эластичности предложения (Кэл).

Кэл = Изменение предложения в % / Изменение цены в %.

На рынке могут иметь место следующие ситуации. Е д и н и ч н а я эластичность, когда Кэл равен единице. Предложение прямо пропорционально цене. На графике 12 это выглядит следующим образом:

Кэл

При этом, если в течение длительного времени сохранят и устойчивый рост цен, коэффициент эластичности предложения имеет тенденцию к возрастанию, т.е. - рост производства опережает рост цен. На графике 13 это выглядит:

Н е э л а с т и ч н о е предложение, когда уровень предложения слабо или вообще не изменяется с ростом цен и Кэл меньше единицы. Неэластичность предложения может быть вызвана, например, ограниченностью природных ресурсов или неспособностью производства мгновенно реагировать на изменение цен. Графически это выглядит:

11. Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Виды конкуренции.

Конкуренция - это борьба за наибольший доход, это стремление опередить соперника в присвоении наибольшего дохода.

Конкуренция может проявляться только при определенных условиях.

Во-первых, экономическая обособленность факторов и результатов производства. Наиболее четко соперничество за наибольший доход проявляется при частной собственности. Однако и при коллективной собственности борьба за опережение соперника проявляется повсеместно (напр., соревнование корпораций). Конкуренция практически не проявляется лишь в условиях господства общей неделимой собственности (напр., социалистическое соревнование в СССР).

Во-вторых, равные исходные характеристики участников конкуренции. Как в обычной жизненной ситуации не могут соревноваться, например, министр и бомж, студент и генерал, так и в экономической сфере необходимы одинаковые исходные условия хозяйственной деятельности для соперников. Например,Виды Проявление конкуренции многооб -

конкуренции. разно.

Можно классифицировать виды конкуренции по определенным признакам (критериям деления).

По сферам проявления:

а) внутрифирменная конкуренция между работниками за наибольшую зарплату;

б) внутриотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за покупателей и, в конечном счете, наибольшую прибыль;

в) межотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за наиболее выгодные отрасли и, в конечном счете, за наибольшую прибыль;

г) международная конкуренция между странами объемы мирового рынка.

По способам конкурентной борьбы:

а) ценовая конкуренция;

б) неценовая конкуренция.

По видам рынков:

а) совершенная конкуренция;

б) потенциальная конкуренция;

в) несовершенная конкуренция.

12. Монополия: сущность, виды, причины возникновения. Противоречивые последствия функционирования монополий.

13. Рынок потребительских товаров. Теория потребительского поведения.

14. Рынки факторов производства и их особенности. Основные виды факторных доходов.

15. Издержки производства: понятие, сущность, структура. Необходимость определения экономических издержек.