Возобновление действия международных договоров. Возобновление прерванных действий. Делайте только то, что делает вас счастливым

§ 11. Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей 2-го разряда

Характеристика работ . Слесарная обработка деталей по 12 - 14 квалитетам (5 - 7 классам точности). Чистка грязевиков и отстойников, удаление воды из камер. Устройство ограждения котлованов, временных мостов. Планировка и устройство оснований под укатку. Доставка на рабочее место, подготовка к работе и уборка слесарного инструмента, инвентаря, приспособлений и материалов. Совместная работа с электрогазосварщиком на площадках, в колодцах, коллекторах. Разборка, ремонт и сборка оборудования тепловых сетей с диаметром труб до 300 мм, ревизия и ремонт фланцевой арматуры с применением несложного слесарного и мерительного инструмента и приспособлений, шурфование подземных коммуникаций на пересечении с тепловыми сетями, устройство песчаной или щебеночной набивки под асфальт при ремонте теплотрассы, выполнение несложных такелажных работ при перемещении узлов и деталей оборудования под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: принцип действия, расположение и назначение ремонтируемого оборудования и его узлов; приемы слесарной обработки, назначение и правила применения несложного слесарного и мерительного инструмента и приспособлений; правила работы в условиях пересечения трасс тепловых сетей с коммуникациями (фекальными, газовыми, водопроводными, кабельными); защитные и предохранительные средства при работе с ручным, пневматическим и электрифицированным инструментом; последовательность и правила разборки и сборки запорной арматуры и фланцевых соединений трубопроводов; способы прокладки, крепления трубопроводов в каналах, траншеях и тоннелях и правила соблюдения уклонов; простые приемы такелажных работ; устройство и правила пользования простыми такелажными средствами; правила строповки грузов малой массы; элементарные сведения по материаловедению.

Примеры работ

1. Арматура запорная резьбовая и фланцевая - разборка, перебивка сальников, чистка и окраска.

2. Болты - нарезание и прогонка резьбы, сборка болтового соединения.

3. Детали крепежные - очистка от мастики и накипи, прогонка резьбы, вырубка и опиловка в пределах свободных размеров, обрезка под разными углами, сверление отверстий.

4. Заглушки на трубопроводах - снятие болтов, отжатие фланцев и отчистка от старых прокладок.

5. Крепление трубопроводов - осмотр и очистка, проверка на целостность.

6. Компенсаторы сальниковые - разборка.

7. Маты изоляционные из стекловаты и пергамина - изготовление.

8. Прокладки простой конфигурации из асбеста, резины, картона, паронита - разметка, вырубка по разметке.

9. Реперы теплового расширения - замена.

10. Трубы диаметром до 50 мм - изгибание по шаблону вручную или на станке.

§ 12. Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей 3-го разряда

Характеристика работ . Разборка, ремонт, сборка и установка трубопроводов, арматуры, компенсаторов диаметром до 300 мм, подъемно-транспортного оборудования и металлоконструкций с применением соответствующего инструмента и приспособлений. Слесарная обработка деталей по 11 - 12 квалитетам (4 - 5 классам точности). Составление чертежа, эскиза несложной детали с натуры. Разметка и изготовление прокладок сложной конфигурации. Разборка и ремонт сборных железобетонных камер, коллекторов, колодцев, каналов и арматуры. Пневматическое испытание трубопроводов и запорной арматуры. Газовая резка и сварка листового и профильного металла несложной конфигурации, газовая резка трубопровода. Ремонт и наладка пневматического и электрифицированного инструмента. Выполнение такелажных работ по перемещению оборудования и его узлов в рабочей зоне при помощи простых средств механизации.

Должен знать: устройство и принцип работы трубопроводов, схемы их расположения, правила и способы наиболее рационального выполнения слесарных операций, способы устранения неисправностей и причины их возникновения; технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки трубопроводов; основные сведения о газовой резке и сварке труб, присадочных материалах; основные требования при сварке труб и термообработке сварных соединений; технические условия на гидравлическое испытание; правила отключения и включения трубопроводов; правила установки компенсаторов всех типов; правила и способы демонтажа и монтажа запорной и предохранительной арматуры, компенсаторов, подвижных и неподвижных опор и подвесок; устройство гидро- и теплоизоляции трубопроводов; чтение рабочих чертежей и схем трубопроводов; устройство и назначение специального инструмента, приспособлений и средств измерений средней сложности; правила закалки, заправки и отпуска слесарного инструмента; допуски и посадки, квалитеты и параметры шероховатости; правила эксплуатации, ухода, смазки грузоподъемных машин, механизмов и приспособлений; основные и вспомогательные материалы, применяемые при ремонте оборудования тепловых сетей; элементарные сведения по механике, материаловедению, теплотехнике.

Примеры работ

1. Арматура паро-водозапорная и регулирующая - ремонт с притиркой уплотнительных колец, седел и клапанов; испытание на плотность, монтаж и демонтаж, замена сальника, прогонка резьбы шпинделя.

2. Индикаторы коррозии - снятие, установка.

3. Компенсаторы - ремонт, замена набивки, чистка и смазка, замена указателя.

4. Краны сальниковые, трехходовые - ремонт.

5. Каналы для прокладки теплопровода - демонтаж и монтаж железобетонных конструкций.

6. Металлоконструкции - изготовление элементов (хомут, штуцер и т.д.).

7. Соединения фланцевые - замена прокладок.

8. Трубы диаметром до 300 мм - стыковка и подгонка труб под сварку.

9. Трубопроводы - установка заглушек, скользящих опор, монтаж фланцевых соединений, замена гильз к термометрам.

10. Шайбы расходомерные - ремонт.

§ 13. Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей 4-го разряда

Характеристика работ . Разборка, ремонт, сборка и установка трубопроводов, арматуры, компенсаторов диаметром до 600 мм с применением специального инструмента и приспособлений, оборудования и средств измерений. Изготовление шаблонов для изгибания труб. Гидравлическое испытание оборудования. Слесарная обработка деталей по 7 - 10 квалитетам (2 - 3 классам точности) с подгонкой и доводкой. Выявление дефектов на оборудовании и их устранение. Определение причин и степени износа отдельных деталей и узлов оборудования. Сборка и установка сборных бетонных и железобетонных колодцев для тепловых сетей. Подвешивание подземных коммуникаций в местах пересечений с трубопроводами при их ремонте. Сборочные, реконструктивные и монтажные работы средней сложности на трубопроводах. Выполнение такелажных работ по вертикальному и горизонтальному перемещению узлов и элементов при помощи грузоподъемных механизмов и специальных приспособлений. Испытание такелажного оборудования и оснастки.

Должен знать: детальное устройство ремонтируемого оборудования, схемы трубопроводов; классификацию, технические характеристики и особенности работы трубопроводов, арматуры, волнистых компенсаторов, насосов; технические условия на ремонт трубопроводов; методы испытания арматуры; последовательность выполнения операций при разборке и сборке трубопроводов бесканальной прокладки; конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования, применяемых при ремонте оборудования тепловых сетей; правила вывода оборудования в ремонт, оформление наряда-допуска; правила, приемы испытания трубопроводов; основные положения планово-предупредительного ремонта оборудования; основы механики, материаловедения, электротехники.

Примеры работ

1. Арматура паро-водозапорная предохранительная - ремонт, настройка, испытание на плотность.

2. Задвижки - ремонт механического и электрического привода.

3. Компенсаторы сальниковые - ремонт заменой деталей и уплотнений, сборка.

4. Каналы тепловых сетей проходные, полупроходные, непроходные - ремонт.

5. Насосы дренажные - разборка, ремонт с заменой деталей, сборка.

6. Поверхности разъемов - шабровка и притирка.

7. Трубы диаметром свыше 300 мм до 600 мм - изготовление фасонных частей, стыковка и подгонка концов труб под сварку, изгибание под любым углом.

8. Соединения фланцевые любого типа - замена.

§ 14. Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей 5-го разряда

Характеристика работ . Разборка, ремонт, реконструкция, сборка и установка арматуры на трубопроводах диаметром до 900 мм. Слесарная обработка деталей и узлов по 6 - 7 квалитетам (1 - 2 классам точности) с подгонкой и доводкой, изготовление деталей. Разметка по чертежам и эскизам, сложные работы по сборке, регулированию, пригонке и испытанию с использованием спецприспособлений, средств измерений и подъемно-транспортных механизмов. Установка коверов, гидрантов и водоразборных колонок, сифонов и гидравлических затворов, испытание и наладка трубопроводов и арматуры. Ремонт такелажа, спецприспособлений по ремонту, наладка, опробование в работе.

Должен знать: технические условия на разборку, ремонт, сборку, испытание, регулировку оборудования, на изготовление сложных узлов оборудования тепловых сетей; классификацию, технические характеристики основного и вспомогательного оборудования: трубопроводов, камер, колодцев, коллекторов, насосов, средств измерений, грузоподъемных машин и механизмов; основные требования к оборудованию тепловых сетей, правила его эксплуатации, испытания; причины, вызывающие повреждение трубопроводов и арматуры, способы их предупреждения и устранения; приемы работ и последовательность операций по разборке, ремонту и сборке трубопроводов больших диаметров; приемы особо сложных такелажных работ; требования, предъявляемые к трубопроводам и арматуре, работающим под давлением; инструкции по ремонту, замене, реконструкции оборудования.

Примеры работ

1. Арматура всех систем - разборка, ремонт, сборка и установка.

2. Детали фасонные из труб диаметром 600 - 900 мм - изготовление и монтаж на трубопроводах.

3. Компенсаторы диаметром 600 - 900 мм - монтаж, нанесение теплоизоляции, установка и центровка, гидравлическое испытание.

4. Насосы центробежные - демонтаж, ревизия и ремонт, монтаж.

5. Насосы сетевые и опрессовочные - статическая и динамическая балансировка ротора.

6. Трубы диаметром свыше 600 до 900 мм - выявление дефектов, замена деталей, установка.

§ 15. Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей 6-го разряда

Характеристика работ . Ремонт, реконструкция, сборка трубопроводов тепловых сетей диаметром до 1200 мм. Сложные работы по сборке, регулированию, пригонке и испытанию с использованием особо сложных средств механизации, комплекса грузоподъемных машин и механизмов, сложного инструмента и средств измерений. Проверка качества и соответствия размеров изготовленных узлов чертежам и техническим условиям. Гидравлическое испытание тепловых сетей на герметичность и прочность, подготовка к пуску в эксплуатацию, выявление дефектов при пуске и устранение их. Монтаж сборного и монолитного железобетона. Укладка в траншею бетонных и железобетонных трубопроводов любого диаметра. Полный ремонт, реконструкция и наладка центробежных насосов, насосных станций. Производство замеров и заполнение формуляров. Выполнение такелажных работ по перемещению, сборке и установке особо сложных и ответственных узлов, деталей и элементов оборудования. Организация работ по ремонту и наладке оборудования и ремонтных приспособлений, грузоподъемных машин и механизмов.

Должен знать: конструктивные особенности ремонтируемого оборудования; методы ремонта, демонтажа и монтажа, проверки на точность и испытания отремонтированного оборудования; особенности работы на оборудовании, находящемся под давлением; классификацию арматуры, силовых и опрессовочных насосов, компенсаторов и методы контроля за их работой; конструктивные особенности уплотнений; причины неисправностей и аварий, их характер и способы их предупреждения; основные технические показатели нормальной работы оборудования тепловых сетей; методы определения качества материалов, пригодности арматуры в зависимости от параметров среды; виды и конструкции такелажного оборудования, грузоподъемных машин и механизмов, грузозахватных приспособлений, способы их рационального применения при производстве ремонтных работ, правила ухода, хранения и испытания их; причины коррозии трубопроводов и способы борьбы с ней.

Примеры работ

1. Арматура всех систем диаметром 900 - 1200 мм - снятие, разборка, ревизия, ремонт и установка.

2. Детали сложные фасонные из труб диаметром до 1200 мм - изготовление и монтаж на трубопроводах.

3. Компенсаторы диаметром 900 - 1200 мм - выявление дефектов, замена деталей, установка.

4. Трубопроводы с эмалиевым покрытием диаметром до 1200 мм - демонтаж, ремонт, монтаж, прокладка.

5. Трубопроводы диаметром 900 - 1200 мм - прокладка при помощи комплекса кранов, лебедок, установка арматуры, гидравлическое испытание.

При демонтаже, ремонте, монтаже и прокладке трубопроводов диаметром свыше 1200 мм -

7-й разряд.

Требуется среднее профессиональное образование для присвоения 7 разряда.

В этой же связи должна быть рассмотрена еще одна группа фактов, на которой я хотел бы остановиться подробнее 1 .

Пусть выполнение намеченного действия прервано во время самого выполнения. Если бы сцепление соответствующего случая и выполнения намерения имело бы решающее значение, то после прерывания действия ничего не могло бы начаться без повторного наступления соответствующе­го случая, если само начатое действие не порождает силы для следующего действия. Можно сравнить это со случаями, когда действенность намерения исчерпывается после его срабатывания на первый же соответствующий случай. Я ограничусь упоминанием только некоторых результатов иссле­дований Овсянкиной, существенных для рассматриваемого вопроса.

Действия, которые использовались в экспериментах Овсянкиной, были не слишком интересны. Они состояли, например, в составлении фигур из цветного строительного материала, в переписывании корреля­ционной схемы сдвига ранговых мест, в нанизывании бусинок, вылепли­вании животного из пластилина и т.д.

В момент прерывания первого действия можно наблюдать очень сильный и яркий эффект. Испытуемый сопротивляется прерыванию своего действия (даже не особенно приятного). Это сопротивление време­нами принимает весьма упорные формы. Силы, противодействующие пре­рыванию, по-видимому, тесно связаны, помимо всего прочего, с процессом действия как таковым, с его структурой и отношениями с более широки­ми целостностями.

В связи с рассматриваемой проблемой особый интерес представля­ют следующие вопросы. Что получится, если испытуемый все же, в соот­ветствии с инструкцией, обратится ко второму действию, прервавшему первое, и закончит его? В этом случае возникает, говоря коротко, чрез­вычайно сильная тенденция к возобновлению первого действия.

В опытах использовались два типа прерывания. Первый тип со­ставляют «случайные» перерывы: как будто благодаря случайной неис­правности гаснет свет; у экспериментатора падает ящик с мелкими пред­метами и испытуемый из вежливости помогает их собрать и т.д. Второй тип прерывания осуществляется путем прямой инструкции, требующей перехода к другому действию.



1 Обсуждаемые процессы были подробно проанализированы г-жой Овсянкиной в Берлинском Пси­хологическом институте.


174 Тема 12. Психология мотивации

Хотя случайные перерывы растягивались приблизительно на 20 ми­нут, все они без исключения вели к возобновлению первого действия. Очень часто возобновление первого действия наблюдалось даже при пре­рывании путем постановки другой задачи, иногда после промежутка вре­мени почти в целый час. При этом испытуемый знал, что эксперимента­тор совершенно не требует возобновления, иногда даже прямо запреща­ет его.

Особый интерес для нас представляет сам акт возобновления. Об­наружилось, что тенденция к возобновлению усиливается, как только испытуемый вновь видит перед собой материал первого незаконченного действия (например, лист бумаги с начатым рисунком). Но и при отсут-" ствии этого внешнего раздражителя обнаруживается сильная тенден­ция к возобновлению действия. Наблюдения за поведением испытуемых и данные самонаблюдения показывают, что даже если испытуемый не ду­мает во время новой работы о первом задании, по истечении нескольких секунд после окончания второй работы возникает позыв возобновить первую работу, иногда сначала в неопределенной форме «хочется закон­чить еще что-то» без определенного осознания, что именно. <...>

Мы стоим, следовательно, перед следующим фактом: обнаружива­ется сила, которая даже после относительно длительного перерыва побуж­дает к окончанию прерванного действия. Ее проявление никак не связа­но с наличием внешнего побуждения к возобновлению действия после прерывания, напротив, возобновление часто возникает спонтанно и исхо­дит изнутри.

Другие примеры.

На одном собрании были подняты некоторые вопросы, но разрешение их не было доведено до конца. В таком случае этими вопросами начинают зани­маться потом, и они на долгое время могут стать предметом разговоров меж­ду людьми. Это бывает прежде всего тогда, когда эти вопросы сильнее затра­гивают личность.

Некто хотел помочь школьнику в решении математической задачи, но, не доведя его до конца, был чем-то отвлечен. Эта задача, неинтересная сама по себе, может всплыть в сознании долгое время спустя.

Некто погрузился в чтение глупого газетного романа, но не дочитал его до конца. Этот роман может годами преследовать его.

Здесь важен тот экспериментально обнаруженный факт, что «инте­рес» нельзя рассматривать в подобных случаях как решающее условие.

В заключение необходимо отметить те теоретически важные слу­чаи, когда определенная содержательная связь между первоначальным действием и прервавшим его действием является причиной того, что тенденция к возобновлению отсутствует. Например, ребенка, рассказы­вавшего какую-нибудь историю, прерывают предложением нарисовать какую-нибудь сцену из этой истории. Возобновления рассказа в таком случае не последует, - очевидно потому, что этим рисунком предше-


Левин К. Намерение, воля и потребность 175

Ствующая деятельность рассказывания была каким-то образом заверше­на. Можно сказать, что здесь имеет место своего рода «замещающее за­вершение» рассказа. Мне представляется, что такие случаи хорошо осве­щают природу тех сил, которые задействованы при выполнении намере­ния. Важно также, что в случаях возобновления прерванной работы возобновленное действие вовсе не должно представлять собой «недоста­ющий кусок» первоначального действия; после перерыва может начать­ся совершенно иначе структурированное действие, однако направленное на ту же цель. Иногда возобновление может вообще принять форму игры с соответствующим материалом.

Забывание намерения

Ближайший, в известном смысле прямой путь к изучению после­действия намерения есть исследование забывания намерений.

Необходимо тщательно разграничить два понятия забывания. Одно относится к тому, что обычно понимают под памятью (способность вос­производить знание, когда-то раньше бывшее в распоряжении человека). К этому же типу мы будем относить в данном контексте и способность воспроизводить знакомые ранее действия (хотя по существу речь здесь отчасти идет совершенно о другом) 1 .

Второе понятие забывания относится к невыполнению намерения. В этой связи в повседневной жизни говорят о «забывчивости». Само собой разумеется, что человек, забывший выполнить предусмотренное актом намерения действие, обычно вполне в состоянии воспроизвести содержание этого намерения. Следовательно, знание об акте намерения в смысле памяти налицо. Хорошая память как ярко выраженная способ­ность воспроизводить знания или действия отнюдь не идет рука об руку с добродетельной привычкой не оставлять невыполненным «по причине забывчивости» то, что мы намеревались сделать (впрочем, некоторая связь здесь может иметь место). <...>

Впрочем, нельзя упускать из виду еще и третье значение забывания: че­ловек не помнит неприятностей, которыми он обязан какому-нибудь опреде­ленному лицу, не мстит ему за них, прощает и забывает. Эта большая или меньшая «злопамятность» особенно важна в связи с психологией воли и аф­фектов, в то же время она не совпадает с вышеприведенными двумя другими понятиями памяти. Можно иметь плохую память, быть очень забывчивым и в то же время чрезвычайно злопамятным.

У нас, следовательно, идет речь о втором понятии забывания - не­преднамеренном невыполнении намерения.

При этом мы не будем рассматривать случаи, когда забывание на­мерения может быть объяснено тем, что человека в самый решительный

1 См.: Lewin К. Das Problem der Willensmessung und das Grandgesetz der Association II // Psychologische Forschung. 1922. 2. 125 f.


176 Тема 12. Психология мотивации

Момент что-то резко отвлекло. Ведь как раз другие случаи дают возмож­ность непосредственно увидеть те обстоятельства, при которых последей­ствие намерения прекращается.

Как уже было упомянуто, отнюдь не создается впечатления, будто действенность намерения ослабевает пропорционально времени. Вообще, в психологии, так же как и в физике, нельзя считать время причиной реального процесса. Там, где обнаруживается падение интенсивности ка­кого-нибудь переживания с течением времени, это падение всегда мож­но объяснить нормальными жизненными процессами. Однако и в этом случае оправдан и даже необходим вопрос: что же в рамках более широ­кого жизненного процесса является конкретной причиной, например, за­бывания определенного намерения?

В ходе экспериментальных исследований забывания намерений 1 испытуемый должен был выполнить ряд заданий и при этом в конце каждого выполненного задания (или на какой-либо другой определенной стадии работы) поставить в качестве подписи свою фамилию и дату. Каж­дый листок после выполнения задания он должен был передать экспе­риментатору.

Было обнаружено следующее:

1) Намерение не является, как правило, изолированным душевным фактом, но обнаруживает свою принадлежность к определенной це­лостности действия, к определенной сфере личности. Поэтому подпись включается обычно не в «содержание работы», а в сферу «личного», ко­торая актуализируется при «передаче работы» экспериментатору.

Переход от той сферы действий, в которую включено намерение к другой сфере может повлечь за собой забывание этого намерения. Напри­мер, в опытах было обнаружено следующее: подпись часто забывается, если после шести однородных действий седьмым должно быть выполне­но действие совершенно другого рода. <...>

Такие намерения, включенные в какую-нибудь сферу действий, не забываются, если жива соответствующая сфера действий, и только в этом случае.

В повседневной жизни забывание намерения (или, правильнее, бездей­ствие намерения при появлении представленного в акте намерения или другого пригодного соответствующего случая) также часто можно наблю­дать тогда, когда конкретный психический комплекс, включающий это на­мерение, прекратил существование. Как раз наиболее частые случаи забы­вания, которые обычно оправдывают тем, что человек «слишком занят чем-нибудь другим», невозможно объяснить просто высокой интенсивностью других переживаний. Если речь идет об интенсивных переживаниях, принад­лежащих к тому же самому психическому комплексу, то это, наоборот, мо­жет только благоприятствовать выполнению намерения. С другой стороны,

" Опыты проводились г-жой Биренбаум в Берлинском Психологическом институте.


Левин К. Намерение, воля и потребность 177

Забывание может наступить и без интенсивного отвлечения, если господству­ющая в данный момент психическая сфера отстоит достаточно далеко от той сферы, в которую включено намерение. Впрочем, определенное значение на­ряду с этим имеет и фактор интенсивности.

2) Для вопроса о забывании существенное значение имеет также и
сам соответствующий случай. Так, например, испытуемый с чрезвычай­
ной регулярностью забывает подписать свою фамилию, если ему неожидан­
но приходится выполнять задание на бумаге большего формата или иной
окраски. Очевидно, бумага сама по себе напоминает испытуемому о наме­
рении, как почтовый ящик - об опускании письма (или узелок на платке
напоминает о том, что не должно быть забыто). Лист бумаги обладает тем,
что я мог бы назвать побудительностью (Aufforderungscharakter). Выше
мы говорили о случаях, когда даже при совершенно конкретном намере­
нии целый ряд разнообразных вещей и событий обладают побудительнос­
тью (почтовый ящик - друг). Однако эта побудительность может быть
фиксирована и на предметах вполне определенного вида, как это показы­
вает пример с бумагой.

Я вынужден ограничиться здесь лишь простым указанием на зна­чение для забывания намерения его включенности в какую-нибудь цело­стность действия или в определенную личностную сферу и на значение особенностей соответствующего случая и хотел бы перейти к более под­робному обсуждению третьего фактора.

3) В упомянутых выше опытах было задание, которое состояло в
рисовании собственной монограммы. Испытуемые с большой регулярно­
стью забывали подписывать свою фамилию на листах с этим заданием.
Если исходить из понятия ассоциации, можно было бы скорее ожидать,
что вследствие прочной связи монограммы с написанием фамилии в
этом случае забывание своей подписи будет особенно редким.

Более подробный анализ показывает, что здесь имеет место своего рода замещающее выполнение. При прямом размышлении испытуемый едва ли мог бы, исходя из своей ситуации, придти к выводу, что монограм­ма фактически служит достаточным указанием для экспериментатора на принадлежность работы определенному лицу. Подпись без особых размыш­лений просто «забывается». Потребность в подписи, обусловленная актом намерения, по-видимому, как-то удовлетворена этой подписью-монограм­мой (впрочем, в этом играют роль еще и другие факторы). Показательно, что написание монограммы уже не действует в качестве замещающего дей­ствия, если она пишется не как личная монограмма, а как выполнение «ху­дожественного» задания.

Если обратить внимание на случаи забывания в повседневной жизни, то нередко можно обнаружить, что причинами их являются та­кого рода замещающие действия или же частично выполненные наме­рения. Я приведу в качестве примера два таких случая, действительно имевших место.

12 За к. I662


178 Тема 12. Психология мотивации

Один человек постоянно забывал о том, что должен купить себе за­понку для воротничка. Однажды, исключительно с этой целью, он пошел окольным путем по улице, где находятся соответствующие магазины. Радуясь, что «дело не забыто», он пришел в библиотеку и заметил, что так и не купил запонку.

Некая учительница намеревалась задать определенный вопрос своей ученице, которой она давала частные уроки. Приблизительно посередине урока учительница вспомнила об этом и порадовалась, что «это так вовре­мя пришло ей в голову». В конце концов, по дороге домой она вспомнила, что так и не исполнила свое намерение. (В этом случае, как и вообще в ситуациях повседневной жизни, нет, конечно, однозначного доказательства того, что действительной причиной забывания было именно замещающее выполнение намерения в виде прохождения по нужной улице или напоми­нания себе.)

Нередко можно наблюдать, что даже запись намерения, что с точки зрения ассоциации между представлениями отношения и цели скорее должно было бы привести к усилению намерения, легко ведет к его за­быванию: запись действует почти как выполнение намерения, как раз­рядка. Человека успокаивает, что запись своевременно напомнит о наме­рении, и тем самым ослабевает внутренняя потребность не забыть. Это похоже на случай с учительницей: воспоминание о том, что нужно спросить ученицу, действует так же, как само выполнение, так что реаль­ный вопрос так и не задается.

Наряду с этим бывают и другие случаи, когда письменная пометка, даже если ее и не видят, все же благоприятствует припоминанию намерения. Этот может зависеть, например, от того, что намеченное действие благодаря записи вступает в связь с определенной сферой личности (профессиональной сферой) или образом жизни (аккуратность), и поэтому в его осуществлении участвует вся энергия этой сферы.

4) Там, где нет никакого замещающего выполнения, забывание не­редко может быть объяснено наличием естественных противодейству­ющих потребностей. Даже многократно воспроизведенное намерение - написать неприятное письмо - часто оказывается невыполненным: как раз тогда, когда есть время написать письмо, об этом забывают. На это таинственное противодействие указал З.Фрейд. Разумеется, ни в коем случае нельзя всякое забывание объяснять наличием таких естествен­ных потребностей (тем более исключительно сексуальных потребностей), но, во всяком случае для проблемы действенности намерения, централь­ное значение имеет следующее: последействие намерения есть сила, ко­торая может вступать в конфликт с потребностями и в результате этого утрачивать свою действенность.

Мы уже указывали на положительную связь действенности наме­рения с реальными потребностями, из которых собственно, и вытекают


Левин К. Намерение, воля и потребность 179

Намерения (ср. возобновление «серьезных» прерванных действий). Наме­рение забывается с различной степенью легкости в зависимости от силы тех истинных потребностей, которые побуждают к его выполнению. Так, подпись фамилии забывается несравненно реже при групповых опытах, чем при индивидуальных. Потребность отметить свою работу опознава­тельным знаком (если отвлечься от других факторов) при групповых опытах намного актуальнее.

Именно от этой укорененности намерения в более общих волевых целях или естественных потребностях, а вовсе не от интенсивности акта намерения, зависит, сможет ли оно, преодолев все препятствия, осу­ществиться. В исследовании забывания выяснилось также, что намерения, акт принятия которых очень интенсивен (вплоть до степени судорожно­го напряжения), часто обнаруживают гораздо меньшую действенность, чем исключительно спокойные акты намерения, не отягченные аффекта­ми. Это может быть связано с тем, что вообще аффективные или судорож­но напряженные действия, за некоторыми исключениями, гораздо менее «результативны», чем спокойные. Кроме того, говоря о самом акте наме­рения, следует обратить внимание на следующее.

Можно ли поставить вопрос: при каких обстоятельствах вообще возникает акт намерения, особенно интенсивный акт намерения? Поисти­не поучительная, хотя и утрирующая поговорка гласит: «Что намерева­емся, то и забываем». Это значит, что к намерению вынуждены прибе­гать тогда, когда нет естественной потребности в выполнении соот­ветствующего действия, или даже когда налицо естественная потребность противоположного характера. Если акт намерения не вытекает из реаль­ной потребности, он сулит мало успеха. Именно тогда, когда нет настоя­щей потребности, ее обычно пытаются заменить «интенсивным актом намерения». (Это можно заострить до парадокса: или в намерении нет нужды, или оно сулит мало успеха.)

О.Уайльд в «Портрете Дориана Грея» констатирует: «Добрые намерения - бесполезные попытки вмешаться в законы природы. Их источник - чистая суетность, их результат - абсолютный нуль».

1. Положения настоящей статьи позволяют говорить о возможности восстановления правового статуса субъекта страхового дела и продолжения осуществления им тех видов страхования, на которые им получена лицензия . Именно с возобновлением ее действия Закон связывает возможность возобновления деятельности субъекта. Однако на практике приостановление или ограничение действия лицензии, как правило, влечет за собой впоследствии ее аннулирование. Восстановление действия лицензии является исключением из общего правила, не свойственным для российской действительности. После нескольких судов, выигранных страховой компанией "Айни", Федеральная служба по финансовым рынкам приняла решение восстановить лицензию этой фирмы. Несколько лет назад страховщик активно работал в сегменте страхования ответственности владельцев транспортных средств и входил в число пятидесяти крупнейших страховщиков в данном сегменте. В 2010 году деятельность компании вызвала пристальный интерес со стороны Росстрахнадзора. Специалисты этого надзорного органа выявили нарушения в работе страховщика, что в конечном итоге привело к приостановке и аннулированию лицензии. По мнению Росстрахнадзора, страховщик нарушал действующее на тот момент законодательство и не приложил усилий для своевременного устранения недостатков в работе. В связи с приостановкой лицензии страховая компания была исключена из членов Российского союза автостраховщиков и утратила право работать на этом рынке. Позднее страховщик оспорил решение Росстрахнадзора и добился победы в судах разных инстанций. Финальным аккордом этой истории стало решение арбитражного суда в апреле 2012 года, в котором говорилось о неправомерности действий Росстрахнадзора. На основании этого решения Федеральная служба по финансовым рынкам разрешила страховщику оказывать услуги в области страхования.

2. Основанием для восстановления действия лицензии является установление Службой (Инспекцией) факта исполнения предписаний, послуживших основанием для ограничения или приостановления действия лицензии, в полном объеме и в срок, установленный приказом Службы об ограничении, приостановлении действия лицензии субъекта страхового дела. В случае установления факта устранения нарушения Служба (Инспекция) направляет субъекту страхового дела уведомление о том, что предписание, выданное субъекту страхового дела, исполнено надлежащим образом и снимается с контроля, в связи с чем Службой будет рассмотрен вопрос о возобновлении действия лицензии за исключением случаев, установленных действующим законодательством не позднее 30 календарных дней с момента получения Службой (Инспекцией) в полном объеме документов и сведений, представленных во исполнение предписания.
Одновременно с направлением субъекту страхового дела уведомления Служба (Инспекция) направляет в структурное подразделение Службы, ответственное за подготовку проектов решений Службы об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий, предложение о возобновлении действия лицензии.

3. Решение Службы о возобновлении действия лицензии принимается в связи с устранением субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме. Решение Службы о возобновлении действия лицензии субъекта страхового дела издается в виде приказа и подписывается руководителем Службы или лицом, исполняющим его обязанности.
Решение о возобновлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела, а также в регистрирующий орган, Инспекцию по месту нахождения субъекта страхового дела и соответствующий орган исполнительной власти.

Результатом осуществления административных действий, указанных в настоящем подразделе, является опубликование Службой решения о возобновлении действия лицензии и направление его субъекту страхового дела. Результат осуществления административных действий, указанных в настоящем подразделе, регистрируется Службой в установленном порядке в системе ведения делопроизводства, а также вносится в Единый государственный реестр субъектов страхового дела в соответствии с установленным в Службе порядком.

Принципиальное значение в данном случае имеет определение момента начала страховой деятельности после возобновления действия лицензии, поскольку именно данный аспект определяет круг правоотношений, который охватывает действие лицензии страховщика. Общий порядок приобретения юридической силы решением ФСФР о возобновлении действия лицензии определен п. 3 настоящей статьи - указанное решение вступает в силу незамедлительно с момента его принятия и не требует установления какого-либо периода времени для его реализации или проведения дополнительных мероприятий.

Порядок восстановления действия лицензии определяется по схеме, предусмотренной в приложении N 2 к Административному регламенту Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 151н.

…вместо того, чтобы депрессивно возлежать на диване

В какой-то момент мы все выгораем. Конечно, вы можете на несколько дней улечься на диван для подзарядки, но так вы «вылечите» только физическую усталость, которая нередко является последствием ментального истощения, а вот его уже возлежанием на диване не вылечить. Мало того, такая пассивность может только усугубить положение. Как же тогда лучше всего подзаряжать свое умственное и моральное состояние?

1. Измените свой установившийся привычный режим

Практически все люди становятся заложниками рутинного жизненного уклада. Каждый день вы делаете одно и то же, снова и снова, потому отличным рецептом будет уничтожение этой рутины, тоже сыгравшей немалую роль в вашем моральном истощении. Бросьте себе вызов и начните делать что-то абсолютно для вас новое минимум раз в неделю – пусть это будет даже самое простейшее действие. Измените свой подход к работе, скажем, взгляните на неё более творчески. Подумайте о деятельности, которая вам по душе и которая действительно питает вашу душу. Когда ваш разум открыт для новых способов мышления и восприятия, вы, как правило, становитесь намного счастливее.

2. Ведите дневник

Ведение дневника – отличный способ снять стресс и выплеснуть его на бумагу. Кроме того, это может быть очень полезно в будущем, так как даст возможность оглянуться назад и увидеть достигнутый вами прогресс. Записи – это еще и стимулирование творческого потенциала, повышение уверенности и понимания себя. плюс более четкое видение целей. Главное – не давите на себя, стараясь писать через силу каждый день. Лучше записывайте то, что спонтанно приходит в голову, чтобы впоследствии это проанализировать. В конце концов, такие письменные упражнения станут выходом для вашего перегруженного и истощенного мозга.

3. Медитируйте

Возможно, вы про это уже слышали, потому что о пользе медитации говорят все, кому не лень. Как ни странно, но это действительно работает. Чтобы сэкономить себе время и деньги на посещении специалистов, научитесь практиковать медитации. Это уменьшит стресс, повысит иммунитет, улучшит сон и вполне может вернуть вам ощущение счастья. Пять минут в день – все, что вам нужно. Со временем вы даже обнаружите, что для вашего психического благополучия вам нужно медитировать и не один раз в день. Кстати, люди, систематически практикующие медитацию, обычно более рациональны и не испытывают ярко выраженных тревожных состояний, когда сталкиваются с проблемами.

4. Проведите ревизию всех своих отношений

Проанализируйте все ваши отношения на предмет их «здоровья». Возможно, в вашем окружении есть и токсичные люди. Вам может показаться затруднительным прекратить или ограничить контакты с ними из-за давно сформировавшейся привычки. Однако подобное взаимодействие не является нормой, хотя вы этого пока не осознаете. Увы, но такие отношения тоже могут вносить свою лепту в ваше моральное истощение. Крайне важно периодически переоценивать их и делать выводы, имеют ли они ценность для вашей жизни и благополучия. Люди, которые внимательны к тому, с кем они общаются, как правило, более уверены в своих суждениях и поступках.

5. Увеличьте физическую нагрузку

Да, это из разряда «спасибо, кэп», но не упомянуть этот факт нельзя. Физическая нагрузка полезна не только для состояния физического, но и для морального. Это не совет немедленно покупать абонемент в спортзал, а скорее рекомендация больше двигаться и выделить хотя бы 20 минут в день на дополнительную активность. Ценность физических упражнений заключается в улучшении вашей мозговой деятельности и концентрации внимания. С ежедневной 20-минутной интенсивной тренировкой приток крови к мозгу увеличивается, а ваше настроение, творческий потенциал и память улучшаются.

6. Отбросьте свое эго и прислушайтесь к душе

ДЕЛАЙТЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ВАС СЧАСТЛИВЫМ!

Не путайте ощущение счастья с чувством достижения. Чувство достижения не всегда обязательно приносит вам истинную радость. Несколько сверхурочных рабочих часов ради результата, конечно, могут быть продуктивными, но они также и способствуют более быстрому выгоранию. Позвольте себе купить туфли, о которых мечтали в течение нескольких месяцев, или отправьтесь в тур выходного дня с друзьями или любимым человеком. Наше время пребывания на Земле действительно весьма непродолжительно, потому незачем упускать шансы порадовать себя.