Экономика базовый курс липсиц. И.в. липсиц экономика. конспект лекций. учебное пособие

Экономика базовый курс липсиц. И.в. липсиц экономика. конспект лекций. учебное пособие

Выпуск 1


Н.М. Борытко, А.М. Байбаков, И.А. Соловцова

ВВЕДЕНИЕ

В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебник для студентов педагогических вузов

Волгоград


УДК 37.08; 371.134

Публикуется по решению Южного отделения РАО в соответствии с программой научных исследований «Проектирование целостных личностно-развивающих педагогических систем

(в средней и высшей школе)» РК 01.20.0002252.

БОРЫТКО Николай Михайлович - д-р пед. наук, проф.; БАЙБАКОВ Александр Михайлович - канд. пед. наук, доц.; СОЛОВЦОВА Ирина Афанасьевна - канд. пед. наук, доц.

Рецензенты:

Е. В. Бондаревская - зав. кафедрой педагогики Ростовского государственного педагогического университета, заслуженный учитель РФ, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор,

А. В. Кирьякова - проректор Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор



Борытко, Н. М.

Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педаго- гических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред.

Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 40 с. (Сер. «Гума-

нитарная педагогика». Вып. 1.)

ISBN 5-7087-0018-1

Раскрывается гуманитарный подход к проектированию и реализации педагогиче- ской деятельности. Соответствует государственному образовательному стандарту 2005 г.

Предназначен для студентов педагогических вузов. Может быть полезным для сис- темы повышения квалификации работников образования.


ББК 74. 0

ISBN 5-7087-0018-1 © Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова, 2006


ВВЕДЕНИЕ

Э. Фромм выделяет две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих на земле: позиция «иметь» и позиция «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая за- ключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах существо- вания. При второй - на содержании самой жизни. Именно вторая позиция ха- рактерна для гуманитарного подхода в педагогике.

Гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его правам и интересам -

характерная черта современного общества и образования. Гуманитарная стра- тегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, дея-

тельности, субъектности - в сферу Бытия. Обращенность к этим уникальным проблемам человека и поискам в их преодолении на пути к совершенству и оз-

начает гуманитарность в педагогической деятельности. Гуманитарное знание предстает в следующих его свойствах:

Это всегда знание о способах эффективной реализации субъектного, дея-

тельностного начала в человеке, о способах преодоления им самим возникаю- щих жизненных проблем;

Источником и предметом этого знания является субъективный мир, мир са-

моосознающего человека (субъекта) в его отношениях с Реальностью;

Это «живое знание», полученное и зафиксированное с помощью не только мышления, речи, общения, рефлексии, но фантазирования, мечтания, пережива- ния, воображения;

Такое знание как результат познания в качестве неотъемлемой части со- держит информацию об особенностях самого познающего субъекта1.

Гуманитаризация современного образования утверждает право на множествен-

ность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая мно- гообразие как один из важнейших источников развития и возможности «произ- вольного» толкования мира и себя в этом мире. Гуманитарность педагогическо- го знания основана на признании педагогом права ребенка самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы, на выборе стратегии профессио- нального поведения и деятельности педагога. Поэтому гуманитарная стратегия предполагает активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитан- ника в педагогическом процессе. Здесь педагогическая деятельность мыслится

1 В характеристиках гуманитарного знания использованы выводы, содержащиеся в статье: Колесникова, И. А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе / И. А. Колесникова // Социальные и гуманитарные знания. - № 3. - 2001.


как со-деятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально- личностном становлении и субъектном развитии.

Прежде всего, гуманитарный подход - это подход к действительности с точки зрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его «чело- веческом измерении». Причем определяющими координатами гуманитарного

взгляда являются не любые характеристики человека, а наиболее существен- ные, собственно человеческие - «человеческое в человеке» (Ф. М. Достоев- ский).

Исходный принцип гуманитарной стратегии состоит в том, что не человек

должен быть понят через мир, а напротив – мир через человека. Поэтому гума- нитарный подход вносит принципиальные изменения в способы постижения человека, его взаимодействия с обществом, ценностями, культурой. Эти изме- нения означают, по словам Л. М. Лузиной, «возврат человека к единению с ми- ром и в то же время - возвращение человека к самому себе».

Гуманитарный подход основан на признании многогранности мира и мно- жественности его проявлений. Отсюда целостный образ мира, отдельной про-

блемы, явления невозможно получить, не обнаружив различных точек зрения, не обменявшись разной (порой противоречивой) информацией. Ценным стано-

вится не совпадение, но различие точек зрения. «Встреча с Другим» в педаго- гическом процессе становится собы́тием, а диалогическое педагогическое взаимодействие - со-бытие́м. Педагогическая деятельность приобретает не

только формирующий, но совместно развивающий характер, при котором педа- гог самореализуется саморазвивается, самоутверждается, профессионально взаимодействуя с учеником или воспитанником.

В учебнике раскрываются предусмотренные Государственным образова-

тельным стандартом 2005 г. вопросы педагогической деятельности. При этом педагог рассматривается как субъект профессиональной деятельности, поведе- ния, общения, культуры, субъект своей жизни - ее активный творец.

упражнения для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, кото- рые можно также использовать в семинарско-практических занятиях. В конце учебника предлагается список литературы для более глубокого изучения рас-

смотренных в нем вопросов и приложения с материалами прикладного харак- тера.


1. Педагогическая профессия

Появление педагогической деятельности имеет объективные предпосылки. Для человека было очевидным, что существование и развитие общества невоз- можно без творческого освоения и использования подрастающим поколением того опыта и тех традиций, которые старшее поколение считает ценными для настоящего и будущего. Поэтому первыми педагогами-воспитателями были старейшие, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и пле- менные традиции члены общества. Со временем педагогическая деятельность стала профессией, приобрела свои устойчивые характеристики.

Педагогом (от греч. paidagogos - ведущий ребенка) первоначально назы- вался специальный человек (чаще - раб), сопровождающий ребенка в школу и

обратно. Позже этот термин стал использоваться для обозначения всех тех, кто обучал и воспитывал детей. Сегодня педагогами называют тех, для кого работа в сфере образования стала профессией. В наши дни в развитых странах педаго-

ги составляют наиболее многочисленную профессиональную группу, которая более чем вдвое превышает число инженеров и врачей.

Профессия (лат. professio , от profiteor - объявляю своим делом), основной род социально полезной трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно для человека источником существования.

Во-первых, из данного определения видно, что профессия относится к тру- довой деятельности, а следовательно, требует от человека целенаправленной активности, носящей предметный характер, и стимулирует субъектные прояв- ления человека . Субъект – активно действующий человек, который сам опреде- ляет себя, направление своей активности, в которой самовыражается, самореа- лизуется и самоутверждается. Однако субъектность не следует путать с субъек- тивностью, она ничего общего не имеет с произволом: субъект адекватен си- туации - самоопределяясь, он осознанно выбирает способ поведения.

Во-вторых, профессиональным является не всякий, а лишь социально полез- ный труд, т.е. своего рода товар, который человек может продавать на рынке труда. Причем товар, который пользуется спросом, за который другие люди го- товы платить (иначе говоря, обмениваться продуктами своего труда). Кроме то- го, такой труд должен иметь позитивную, ценностную, нравственную направ- ленность, осуществляться во благо общества. Так, труд фармацевта является социально полезным в том случае, когда он производит лекарства, но не нарко- тики. В последнем случае фармацевт, хотя и не утрачивает своих качеств как специалист, осуждается обществом и отвергается сообществом коллег- профессионалов. То же самое можно сказать о педагоге, воспитывающем, на- пример, убежденных последователей фашизма, как это было в гитлеровской Германии.


В-третьих, профессией называют только труд, требующий специальной под- готовки . Это предполагает, что в педагогической профессии нельзя полагаться на интуицию, вдохновение, озарение - они не гарантируют стабильной ре- зультативности деятельности. Закон РФ «Об образовании» (ст. 53) определяет право заниматься профессионально-педагогической деятельностью лицам, ко- торые имеют образовательный ценз и которым она не запрещена приговором суда или медицинскими показаниями.

В-четвертых, профессиональный труд является для человека источником существования . Всякий профессионал отличается тем, что для него профес-

сия - не только средство самовыражения, но и рутинная работа, тщательное, добросовестное и регулярное выполнение которой только и гарантирует дости- жение результата.

В-пятых, профессия требует соотнесения деятельности, поведения и обще-

ния с потребностями общества , мотивации саморазвития, оценки собственно- го трудового вклада.

Профессии типа «человек - человек», к которым относится и педагогиче- ская профессия, отличаются двумя особенностями :

Первая особенность состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки :

а) нужно научиться и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людь- ми, понимать их, разбираться в особенностях;

б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства.

Если организатор руководит группой людей, то он должен хорошо знать сущ- ность выполняемой ими работы. Это не означает, что он должен знать и уметь лучше всех. Это невозможно и не нужно. Например, директор балета не должен танцевать лучше балерин. Директор школы не может знать досконально все пред- меты, как знают их учителя-предметники. Но особенности труда подчиненных он должен представлять.

Вторая особенность состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми . Если не ладится это взаимо- действие, то деятельность неэффективна.

Существуют и особенности, отличающие педагогическую профессию от других профессий типа «человек – человек». Среди них можно назвать сле-

Постоянство, длительность контактов педагога с учениками, воспитанни- ками, родителями. Между тем как в других профессиях типа «человек – чело-

век» (продавец, врач, психолог-консультант) контакты фрагментарны и направ- лены прежде всего на удовлетворение конкретных потребностей человека, пе- дагог взаимодействует с одними и теми же людьми постоянно в течение дли-

тельного времени.

Большая роль нравственных отношений между педагогом и воспитанни- ком. Ни в одной другой профессии типа «человек – человек» нравственные ка-


чества специалиста не имеют такого значения, как в педагогической профессии, поскольку важнейшим средством воспитания является пример педагога.

Новые социальные и производственные условия предъявляют и новые требования к компетентному специалисту. Сегодня уже не достаточно того, что он знает, какими умениями и навыками владеет. В понятие компетентности

входит также и то, как он относится к себе, к своей деятельности, к своему профессиональному и социальному окружению, какие смыслы находит в окру- жающей деятельности, какие ценности отстаивает в своей деятельности и какие перспективы утверждает. Все меньше юмористического остается в известной

фразе «лишь бы человек был хороший»: «хороший человек - не профессия», она становится важной профессиональной характеристикой специалиста.

Коллективный характер педагогического труда. Если в других професси-

ях типа «человек – человек» результат, как правило, является продуктом дея- тельности одного человека – представителя профессии, то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в становление вос- питанника. В этой связи в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности , под которым может пониматься педагогический коллектив образовательного учреждения либо круг тех педагогов, которые непосредственно имеют отношение к группе детей или отдельному ребенку.

В педагогической профессии можно выделить следующие виды педа - гогических специальностей:

Учебная работа - учителей-предметников по передаче знаний, умений навыков, развитию интересов и способностей, стимулированию самообразова- ния учащихся;

Воспитательная деятельность учителей и классного руководителя с уча- щимися, родителями, по месту жительства.;

Административная работа - администраторов, руководителей учебно- воспитательных учреждений;

Организаторская работа - организаторов детского и юношеского движе- ния в школе и вне ее;

Методическая работа - методистов по передаче современных достиже- ний психолого-педагогических наук и передового педагогического опыта;

Внешкольная работа - в детских комнатах милиции, во внешкольных учреждениях, общественных организациях;

Научно-исследовательская работа - педагогов-экспериментаторов, уче- ных.

Гуманитаризация общества обусловила широкое применение педагогиче- ских методов практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, педагогическим содержанием наполняется все большее количество профес- сий.


Любой профессионал сегодня оценивается не только по тому, что он знает, но и по тому, какие роли выбирает, как может выстроить свои отношения с коллегами, руководством, клиентами, подчиненными. Это приводит к разра- ботке педагогического аспекта различных профессий: юриста, экономиста, ме- неджера, инженера. Работа с человеком признана мощнейшим фактором соци- ально-экономического прогресса, достижения рентабельности производства, прибыльности бизнеса. Педагогические кафедры создаются в технических, строительных, экономических, юридических и других учреждениях профес- сионального образования, готовящих специалистов, профессии которых тради- ционно не связывались с педагогической деятельностью. Среди новых направ- лений педагогической деятельности выделились, в частности, следующие:

Последипломное образование;

Внутрифирменная подготовка рабочих;

Дополнительное профессиональное образование;

Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов;

Непрерывное профессиональное и многоуровневое образование;

Образовательный менеджмент и маркетинг;

Профессиональное обучение безработных и незанятого населения;

Взаимодействие профессионального образования с рынком труда и соци- альными партнерами;

Профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания;

Профессиональный консалтинг и консультационные услуги.

Одной из важнейших причин широкого распространения педагогической деятельности на другие сферы жизни общества является гуманитаризация общественного сознания, потребность в непрерывном обучении, воспитании и развитии, обеспечивающем успех не только в повседневном взаимодейст- вии, но также в профессиональной деятельности каждого человека.

Перед педагогом всегда стоит важная задача - опираясь на прошлое, смот- реть в будущее и при этом быть в настоящем. Педагогическая деятельность всегда связана с человеком, по отношению к которому необходимо требова- тельно-охранное отношение на ценностно-смысловой основе. В связи с этим постоянно пересматриваются требован ия к педагогической профессии:

Педагог не только обучает, но также развивает и воспитывает своих уче- ников, студентов, воспитанников. Важной частью его профессиональной дея-

тельности является ежедневное общение с учащимися, их родителями, колле- гами-учителями, администрацией образовательного учреждения.

Деятельность учителя не ограничивается исполнительской (проведением

урока и внеклассной работы), он отбирает содержание образования, проектиру- ет учебно-воспитательный процесс, координирует педагогическое взаимодей- ствие его участников, анализирует промежуточные и конечные результаты.


В деятельности педагога много времени занимает внеурочная работа, ко- торая включает в себя профессионально-педагогическое самообразование, еже- дневную подготовку к урокам, дополнительные занятия и консультации уча- щихся и их родителей.

Гуманитарная позиция позволяет педагогу сохранять меру в стремлении

«быть интересным», чтобы не становиться навязчивым, привлекая или агитируя к участию в учебной и общественной деятельности. В итоге гуманитарность профессиональной деятельности способствует достижению профессионального успеха, обеспечивая адекватность восприятия «Другого». А в сочетании с кон- структивными умениями и оптимальностью подбора педагогически методов она ограждает учителя от потери смысла педагогической деятельности, обеспе- чивает гармоничное развитие личностных качеств и творческой индивидуаль- ности воспитанника в условиях педагогического процесса.

Гуманитарность защищает учителя от разочарований в профессии и помога-

ет находить удовлетворение в собственной профессиональной деятельности. Оптимизм в сочетании с терпеливостью всегда позволяли педагогу с достоинством переносить закономерно возникающие периоды нестабильно- сти и противоречивости в сфере образования, а в конфликтных ситуациях на- ходить оптимальный вариант решения. Это открывает свободу его мышления, пробу устремлений и свободное проявление собственных способностей.

Вместе с тем признание педагогом различий вовсе не означает вседозволен- ность или безразличие к безнравственным действиям или аморальным взглядам воспитанника, ко всему тому, что может привести к отрицательным последст- виям: проявления фашизма, нацизма, насилия, ксенофобии, дискриминации, осквернения. Границы допущения «инакости различий» в поведении воспитан- ника определяются нравственными категориями «добро» и «зло» и общечело- веческими правами.

В педагогических исследованиях и анализе массовой практики образования отечественные ученые-педагоги (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щер- баков и др.) выделяют две группы основных функций: присущих многим сферам человеческой деятельности и специфических.

В первую группу выделяют следующие основные функции:

конструктивная , в свою очередь включающая конструктивно- содержательную (отбор и определение структуры учебного материала с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дидактических прин- ципов и требований учебных программ, а также разработка плана учебного процесса), конструктивно-процессуальную (осмысление действий учителя и учащихся в учебном процессе), конструктивно-материальную (отбор учебного

оборудования, создание дидактических средств, в том числе средств наглядно- сти, и т. п.);

организаторская - включение учащихся в различные виды учебной ра-


коммуникативная - установление правильных взаимоотношений с уча- щимися, их родителями, педколлективом, сбор, анализ и оценка информации о педагогической эффективности учебного процесса;

гностическая - исследование ученика и ученического коллектива, учеб- ного процесса и результатов педагогической деятельности.

Вторая групп а, отражающая специфику профессии учителя, включает в себя следующие функции:

информационная - обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи;

воспитательно-развивающая - управление процессами восприятия, мышления, эмоционально-волевыми проявлениями в учебной деятельности учащихся и обеспечение на этой основе единства обучения, воспитания и раз-

вития школьников;

ориентационная - определение и воспитание ценностных ориентаций учащихся: идей и идеалов, мотивов поведения, активного отношения к окру-

жающей действительности;

мобилизационная - актуализация знаний и жизненного опыта школьни- ков, развитие их познавательной самостоятельности и общественно-

политической активности;

исследовательская - обеспечение теоретического подхода к изучению педагогических явлений: поиск нужной информации, эксперименты, анализ

собственной практики и опыта других учителей.

Любой учитель - прежде всего человек, и, как любой член сообщества, он подвержен разным влияниям со стороны самого общества: детей и их родите- лей, представителей власти и общественных организаций, средств массовой

информации. Часто такого рода влияния не осознаются. Тем не менее профес- сиональному педагогу следует, с одной стороны, их видеть и признавать, а с другой - критически оценивать и вводить в контекст своей деятельности. Раз-

витию педагогической профессии, выполняющей гуманитарную функцию «ве- дения ребенка» на ценностно-смысловой основе, способствует ряд ориенти - ров толерантного учителя:

Осознает, что его воспринимают как образец для подражания;

Осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;

Поощряет творческие подходы к решению проблем;

Обеспечивает условия для совместной конструктивной активности участ- ников образовательного процесса, условия для личностных достижений;

Не поощряет агрессивное поведение, обостренное соперничество;

Содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

Учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, четко форму-

лируя собственную позицию;


Ценит культурное разнообразие и создает условия для признания куль- турных различий и их проявления в жизни.1

Наличие широких социокультурных связей с коллегами, учениками, родите- лями является преимуществом труда педагога и источником его духовного бо- гатства. А учитель, как известно, это сама душа образовательного процесса.

2. Педагогическая деятельность и ее характеристики

Деятельность - это специфически-человеческий способ отношения к окру- жающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение этого мира в интересах людей. Деятельность - это непременное условие суще- ствования общества. В деятельности человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом , а осваиваемые им явления - объектом своей деятельности.

Деятельность носит предметный (т.е. преобразующий) характер. Человек ос- ваивает предмет , делает его мерой и сущностью своей активности. Деятель- ность включает в себя цель , средства , результат и сам процесс .

Специфика педагогической деятельности, как и любой другой, проявляется на уровне объекта, предмета и цели. Уточним значение этих харак- теристик, их соотношение между собой.

Объект - то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира, на которое направлена познавательная и иная деятель- ность, внимание. Выбор объекта определяет границы и пределы деятельности субъекта. В педагогической деятельности выбор объекта определяет явления,

процессы, на которые направлена деятельность, и нормы, которыми педагог при этом руководствуется.

В качестве объекта педагогической деятельности часто называют «процесс

становления человека Человеком», т.е. человека как биологического сущест- ва - человеком культуры, социокультурным существом. Общепризнанно, что образ системы образования восходит к сущностному образу культуры народа или нации. Именно в культуре аккумулировано «человеческое качество». Инте- ресно в связи с этим, что среди прочих значений «культурный» означает «вы- ращенный человеком, не дикий». Только в контексте культуры образование поднимает человека над уровнем животного, переводит его из сферы биологи- ческого существования в пространство бытия. В культуре же коренятся истоки сосуществования и развития различных подходов, течений, ценностных отно- шений.

Начиная с работ 3. Фрейда было показано, что ребенок начинает учиться жить в обществе путем уподобления себя вначале родителям, затем националь-

1 Цит. по: Р и э р д о н, Б. Э. Толерантность - путь к миру / Б. Э. Риэрдон. - М., 2001. - С. 54 - 55.


ным, социокультурным символам общества. В дальнейших исследованиях (Э. Эриксон, Л. С. Выготский) стало ясно, что уподобление, идентификация, - это начальный этап развития человека. И детство только закладывает основания для идентичности, которая будет развиваться и разворачиваться всю жизнен- ную историю человека во взаимодействии с определенными аспектами соци- ального мира.

Объектом педагогической деятельности является процесс индивидуаль- но-личностного развития человека, становления человека субъектом социо- культурной деятельности, поведения, общения.

Средством формирования социальных сил человека и сферой их реализации выступает культура, во взаимодействии с которой человека можно рассматри- вать в трех важнейших отношениях (трех аспектах бытия в культуре):

Человек усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности, становится лич- ностью , осуществляя социальное бытие;

Человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, он отстаивает ценности культуры, целостность культу- ры, выражая свою индивидуальность , воплощая индивидуальное бытие;

Человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творчества, реализуя деятельно- стное (сопричастное) бытие.

Предм е т деятельности - зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, изменяемые с определенной целью в данных условиях и об- стоятельствах. Предметом деятельности называют то, на что она направлена, что изменяется в процессе деятельности.

Предмет педагогической деятельности - закономерности индивиду- ально-личностного и субъектного становления человека, тенденции этого процесса, определяющие наиболее значимые в социальном отношении чер- ты человека.

Не отдельные факты (поступки, мнения, отношения) характеризуют челове- ка и процесс его развития, а именно тенденции, устойчиво повторяющиеся в определенных ситуациях способы реагирования на обстоятельства жизни. Ка- тегория «тенденция» выражает направленность, направление развития, склон- ность, стремление. Но это также и «замысел, идея какого-н. изложения, изо- бражения» (см.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского язы- ка. М., 1997). В этом смысле предметом педагогической деятельности является

«замысел себя», т.е. образ Я воспитанника, его Я-концепция, его жизненная по- зиция.


Цель - предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна находиться в соответствии с объективными законами, реаль- ными возможностями окружающего мира и самого субъекта.

Целью педагогической деятельности, в конечном счете, является управ- ление педагогическими процессами становления и развития целостного че- ловека, а также отдельных его свойств и качеств.

Насколько реально (и допустимо) управлять этими процессами? Полезно заметить, что управление совсем не обязательно означает подчинение, главен- ствование. Под управлением в современной науке рассматривается функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной струк- туры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ. Такое по- нимание управления является основой гуманитарной позиции педагога в его профессиональной деятельности.

Задача - конкретизированная в определенных условиях (например, в проб- лемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преоб- разованием этих условий согласно определенной процедуре. 3адача - это сво- его рода ступенька на пути достижения цели. Она включает в себя требования (направленность на цель), условия (их учет) и используемое (что необходимо из средств), формулирующееся в ответе на вопрос (что сделать и др.). В соотно- шении с целью педагогическая задача конкретизирует цель деятельности, определяет или этап, или составляющую в достижении це- ли. Решение всей совокупности задач, таким образом, обеспечивает достижение цели деятельности педагога.

Средства педагогической деятельности - это методы обучения и воспита- ния, создание образовательной среды, воспитательной системы. Средства сле- дует понимать как некий инструмент, который находится между педагогом и воспитанником. Применительно к воспитанию выделяются средства воспита- ния, а к обучению - дидактические средства. Особенность гуманитарной педа- гогической деятельности проявляется в установлении уважительных отноше- ний между педагогами и воспитанниками. Это значит, что воспитанник не мо- жет выступать средством деятельности педагога. Гуманитарный подход под- черкивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, фор- мировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей. В его осно- ве лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации. Средством

«усмирения нравов человека» (Я. А. Коменский), согласования имеющихся различий и интересов в целях общества, государства и человека здесь выступа-

ет толерантность как неотъемлемая профессионально-личностная черта гума- нитарного педагога..


Гуманитарно-ориентированный педагог в своей деятельности исходит из понимания человека как уникальной ценностно-смысловой системы, имею- щей открытую возможность самоактуализации, а не как чего-то заранее за- данного и ограниченного в развитии.

Существуют два аспекта рассмотрения структуры педагогической деятель- ности: внешний и внутренний.

Внешн и е компоненты: цель деятельности; средства достижения це- ли; объект педагогического воздействия (обучаемый, воспитанник); другие объекты (содержание, педагогический процесс); субъект педагогической дея- тельности (учащиеся, воспитанники, сам учитель); результат педагогической деятельности. В этом аспекте педагогическая деятельность рассмотрена выше.

Внутренние ком п оне н ты деятельности следующие:

мотивационный компонент - это то, что движет работой учителя: долг, самовыражение, вынужденность, желание передать знания в готовом виде (по учебнику), стремление вызвать интерес у обучаемых к предмету, приобщить к самостоятельной поисковой деятельности, радость созидания;

операционный компонент - это необходимые для достижения цели пе- дагогические умения (см. тему 6).

Внутренние компоненты деятельности раскрывают ее как проявление субъ- ектности педагога, средство творческого самовыражения. По этому признаку выделяют различные уровни педагогической деятельности:

Репродуктивный (нормативно-репродуктивный ) - умение добросовест- но делать все только по образцу, шаблону, стандарту. Такому учителю трудно дается все новое;

Адаптивный (ситуативно-креативный ) - способность педагога приспо- собиться к новым требованиям жизни, школы, класса, изменить известный, сложившийся метод. Возможны спонтанные всплески творчества в определен- ные моменты;

Поисковый (креативный ) - когда творчество педагога направлено на конструирование стратегий и тактик педагогической деятельности в конкрет- ных педагогических ситуациях. При этом используются фрагменты известных алгоритмов и собственные приемы, способы, повышающие результативность деятельности;

Творческий (концептуальный ) - нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте. Предлагает принципиально новые варианты решения профессиональных задач.


Первые два уровня необходимы и достаточны для трансляции уже извест- ных культурных образцов воспитания и обучения. И лишь последний порожда- ет подлинную новизну, способность к «будущеетворению» педагогической ре- альности, отмечает И. А. Колесникова.

Педагог, решая те или иные задачи, выявляет себя через характерный для него стиль педагогической деятельности - неповтори- мое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и методов взаимодействия, характеризующих в совокупности индивидуальную страте- гию и тактику педагога.

Исследователями А. К. Марковой, А. Я. Никоновой выделены следующие стили педагогической деятельности:

эмоционально-импровизационный - педагог строит учебный процесс на развитии самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением и за-

креплением, предпочитает работать с «яркими» учениками и поощряет их;

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Í. М.БОРЫТКО, И.А.СОЛОВЦОВА,

À. М.БАЙБАКОВ

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика)

ÓÄÊ 37.01(075.8) ÁÁÊ 74.00ÿ73

À â ò î ð û:

Н. М. Борытко - редактирование, введение, главы 1 (темы 1.2-1.6), 2 (òåìû 2.1, 2.8, 2.9), 3, 4 (òåìû 4.1, 4.2, 4.7, 4.9), 6 (òåìà 6.5), 7 (òåìû 7.1, 7.3), 8 (òåìû 8.2-8.4, 8.8), 9, 10 (кроме темы 10.2);

И.А. Соловцова - главы 2 (темы 2.2-2.7), 4 (темы 4.3, 4.4, 4.6, 4.12), 5, 6 (кроме темы 6.5), 7 (темы 7.6, 7.7), 8 (темы 8.1, 8.5-8.7), 10 (тема 10.2); А.М. Байбаков - глава 1 (тема 1.1), 4 (темы 4.5, 4.8, 4.10-4.11),

7 (òåìû 7.2, 7.4, 7.5)

Ð å ö å í ç å í ò û:

зав. кафедрой педагогики Ростовского государственного педагогического университета, заслуженный учитель РФ, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Е. В. Бондаревская;

проректор по научно-исследовательской работе Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор А. В. Кирьякова

Борытко Н.М.

Б839 Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков; под ред. Н.М.Борытко. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

ISBN 978-5-7695-3308-2

В учебном пособии рассматриваются традиционные вопросы курса педагогики с позиций гуманитаризации образования, когда центральной проблемой педагогики выступает формирование человека как субъекта деятельности, поведения, общения, субъектом культуры, деятельным творцом собственной жизни и активным членом общества.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно студентам средних профессиональных учебных заведений, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также педагогам в качестве справочно-методического пособия. Представляет интерес для методических служб учреждений и органов управления образованием.

ÓÄÊ 37.01(075.8) ÁÁÊ 74.00ÿ73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М., 2007 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2007

ISBN 978-5-7695-3308-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007

Введение.......................................................................................................

Глава 1. Введение в педагогическую деятельность......................................

1.1. Педагогическая профессия..............................................................

1.2. Педагогическая деятельность и ее характеристики......................

1.3. Профессиональная деятельность и личность педагога.................

1.4. Общая и профессиональная культура педагога............................

1.5. Профессионально-педагогическая компетентность.....................

1.6. Профессионально-личностное саморазвитие педагога

в системе непрерывного образования...........................................

Глава 2. Общие основы педагогики.............................................................

2.1. Объект, предмет и задачи педагогической науки........................

2.3. Структура педагогики.....................................................................

2.4. Педагогика в системе наук о человеке..........................................

2.5. Педагогическая наука и педагогическая практика.......................

2.6. Образование как общественное явление и как педагогический

процесс.............................................................................................

2.7. Методология педагогики................................................................

2.8. Научное исследование в педагогике..............................................

2.9. Методологическая культура педагога............................................

Глава 3. Теория обучения...........................................................................

3.1. Закономерности и принципы обучения......................................

3.2. Характеристики процесса обучения............................................

3.3. Диалогический характер обучения..............................................

3.5. Средства обучения........................................................................

3.6. Методы обучения..........................................................................

3.7. Формы организации обучения.....................................................

3.8. Урок как ведущая форма организации обучения.......................

3.9. Вариативность и инновации в образовании...............................

Глава 4. Теория и методика воспитания....................................................

4.1. Сущность, предмет и задачи воспитания....................................

4.2. Воспитательный процесс..............................................................

4.3. Современные концепции воспитания.........................................

4.4. Закономерности и принципы воспитания..................................

4.5. Средства воспитания...................................................................

4.6. Диалогический характер воспитания.........................................

4.7. Системный подход в воспитании...............................................

4.8. Воспитательный коллектив.........................................................

4.9. Деятельность классного руководителя........................................

4.10.Толерантность как основа национального

своеобразия воспитания в гуманитарной среде.......................

4.11. Задачи и содержание воспитания в контексте

поликультурной педагогической реальности.............................

4.12. Воспитание веротерпимости как составляющей

гуманитарной позиции................................................................

Глава 5. История образования и педагогической мысли..........................

5.1. История педагогики и образования как область научного

знания...........................................................................................

5.2. Воспитание в первобытном обществе........................................

5.3. Педагогика и образование в обществах Древнего мира...........

5.4. Школа и педагогика Западной Европы в период

Средневековья..............................................................................

5.5. Образование и педагогическая мысль Западной Европы

и США в Новое время.................................................................

5.7. Школа и педагогика в России в XVIII - начале XIX в. ..........

5.8. Образование и педагогическая мысль России

в конце XIX - начале XX в. .......................................................

5.9. Отечественная школа и педагогика советского периода..........

5.10.Основные тенденции развития современного мирового

образовательного процесса..........................................................

Глава 6. Социальная педагогика................................................................

6.1. Социальные отношения и задачи воспитания............................

6.2. Социальное воспитание

и проблемы гуманитаризации общества............................................

6.3. Основы социального воспитания.................................................

6.4. Основные институты социального воспитания..........................

6.5. Семья как первичный институт социализации ребенка............

6.6. Социальная работа и социальное воспитание............................

Глава 7. Педагогические технологии.........................................................

7.1. Понятие «педагогическая технология» ........................................

7.2. Типы педагогических технологий.................................................

7.3. Педагогическая задача...................................................................

7.4. Технологии педагогического воздействия...................................

7.5. Технологии педагогического управления

в образовании................................................................................

7.6. Технологии контроля образовательного процесса......................

7.7. Технология коллективной творческой деятельности..................

Глава 8. Управление образовательными системами..................................

8.1. Понятие управления в образовании............................................

8.2. Государственно-общественная система

управления образованием............................................................

8.3. Функции педагогического управления.......................................

8.4. Школа как педагогическая система и объект управления........

8.5. Педагогический коллектив с позиций управления...................

8.6. Управленческая культура руководителя......................................

8.7. Взаимодействие социальных институтов в управлении

образовательными системами......................................................

8.8. Повышение квалификации и аттестация педагогических

работников.....................................................................................

Глава 9. Нормативно-правовое обеспечение образования........................

9.1. Законодательство об образовании..............................................

9.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности

педагога.........................................................................................

9.3. Права участников образовательного процесса..........................

9.4. Международное образовательное право.....................................

9.5. Правовое обеспечение реформ в образовании..........................

Глава 10. Психолого-педагогический практикум......................................

10.1. Конструирование стратегий и принципов

педагогической деятельности.....................................................

10.2. Технология обмена опытом педагогической работы...............

10.3. Проектирование способов гуманитаризации образования.....

Приложения...............................................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Э.Фромм выделяет две кардинально противоположные жизненные позиции всех людей, живущих на земле: позицию «иметь» и позицию «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах существования. При второй- на содержании самой жизни. Именно вторая позиция характерна для гуманитарного подхода в педагогике.

Гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его правам и интересам- характерная черта современного общества и образования. Гуманитарная стратегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъектности- в сферу Бытия. Обращенность к этим уникальным проблемам че- ловека и поиск путей к совершенству и означает гуманитарность в педагогической деятельности. Гуманитарное знание предстает в следующих его свойствах:

1) это всегда знание о способах эффективной реализации субъектного, деятельностного начала в человеке, о способах преодоления им самим возникающих жизненных проблем;

2) источником и предметом этого знания является субъективный мир, мир самоосознающего человека (субъекта) в его отношениях с Реальностью;

3) это «живое знание», полученное и зафиксированное с помощью не только мышления, речи, общения, рефлексии, но и фантазирования, мечтания, переживания, воображения;

4) такое знание как результат познания в качестве неотъемлемой части содержит информацию об особенностях самого познающего субъекта 1 .

Гуманитаризация современного образования утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая многообразие как один из важнейших источников развития и возможности «произвольного» толкования мира и себя в этом мире. Гуманитарность педагогического

1 В характеристиках гуманитарного знания использованы выводы, содержащиеся в статье: Колесникова И. А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе / И.А.Колесникова // Социальные и гуманитарные знания. - 2001. - ¹ 3.

знания основана на признании педагогом права ребенка самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы, а также на выборе педагогом стратегии своего профессионального поведения и деятельности. Гуманитарная стратегия предполагает активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитанника

â педагогическом процессе. Здесь педагогическая деятельность мыслится как со-деятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии ребенка и самого педагога.

Прежде всего гуманитарный подход- это подход к действительности с точки зрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его «человеческом измерении». Причем определяющими координатами гуманитарного взгляда являются не любые характеристики человека, а наиболее существенные, собственно человеческие- «человеческое в человеке» (Ф.М.Достоевский).

Исходный принцип гуманитарной стратегии состоит в том, что не человек должен быть понят через мир, а напротив- мир через человека. Поэтому гуманитарный подход вносит принципиальные изменения в способы постижения человека, его взаимодействия с обществом, ценностями, культурой. Эти изменения означают, по словам Л.М.Лузиной, возврат человека к единению с миром и

â то же время- возвращение человека к самому себе. Гуманитарный подход основан на признании многогранности

мира и множественности его проявлений. Целостный образ мира, отдельной проблемы, явления невозможно получить, не обнаружив различных точек зрения, не обменявшись разной (порой противоречивой) информацией. Ценным становится не совпадение, но различие точек зрения. «Встреча с Другим» в гуманитарном педагогическом процессе становится соб тием, а диалогическое педагогическое взаимодействие- ñî-áûòè м. Педагогическая деятельность приобретает не только формирующий, но и совместно развивающий характер, при котором педагог самореализуется, саморазвивается, самоутверждается, профессионально взаимодействуя с учеником или воспитанником.

В данном учебном пособии раскрываются предусмотренные Государственным образовательным стандартом 2005 г. вопросы педагогической деятельности. При этом педагог рассматривается как субъект профессиональной деятельности, поведения, общения, культуры, субъект своей жизни- ее активный творец.

Тексты содержат не только теоретический материал, в котором изложены выявленные в педагогической науке закономерности, но и анализ примеров из практики образования, вопросы для более глубокого понимания учебного материала, упражнения для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, которые можно также использовать в семинарско-практических занятиях. В конце каждой главы предлагается список литературы для

более глубокого изучения рассмотренных в ней вопросов, а в конце пособия даны приложения с материалами прикладного характера.

Самой трудной проблемой при подготовке учебного пособия оказалось соблюсти краткость изложения материала. Ведь гуманитарные проблемы, решению которых посвящена педагогическая деятельность, отличаются многогранностью, многоаспектностью. Однако авторы руководствовались тем, что читатель не ограни- чится предлагаемыми текстами, а обратится к дополнительной литературе, к собственным размышлениям и обсуждениям своих предположений с однокурсниками, коллегами-педагогами. Только так можно выстроить свою линию профессионального поведения, авторский педагогический стиль.

При написании глав 6, 9 использованы материалы, предоставленные кандидатом педагогических наук, доцентом С.Б.Думовым.

Ã Ë À  À 1

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Появление педагогической деятельности имеет объективные предпосылки. Люди понимали, что существование и развитие общества невозможно без творческого освоения и использования подрастающим поколением того опыта и тех традиций, которые старшее поколение считало ценными для настоящего и будущего. Поэтому первыми педагогами-воспитателями были старейшие, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и племенные традиции члены общества. Со временем педагогиче- ская деятельность стала профессией, приобрела свои устойчивые характеристики.

1.1. Педагогическая профессия

Педагогом (от греч. paidagogos - ведущий ребенка) первона- чально назывался специальный человек (чаще это был раб), сопровождавший ребенка в школу и обратно. Позже этим термином обозначали всех, кто обучал и воспитывал детей. Сегодня педагогами называют тех, для кого работа в сфере образования стала профессией1 . В наши дни в развитых странах педагоги составляют наиболее многочисленную профессиональную группу, которая более чем вдвое превышает число инженеров и врачей.

Во-первых, из данного определения видно, что профессия относится к трудовой деятельности, следовательно, требует от че- ловека целенаправленной активности, носящей предметный характер, и стимулирует субъектные проявления человека. Субъект - активно действующий человек, который сам определяет себя, направление своей активности, в которой он самовыражается, самореализуется и самоутверждается. Однако субъектность не следует путать с субъективностью, она ничего общего не имеет с произволом: субъект адекватен ситуации - самоопределяясь, он осознанно выбирает наиболее эффективный, конструктивный в данных обстоятельствах способ поведения.

1 Профессия (лат. professio, от profiteor - объявляю своим делом) - основной род социально полезной трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и обычно являющийся для человека источником существования.

Во-вторых, профессиональным является не всякий, а лишь социально полезный труд, т.е. создающий своего рода товар, который че- ловек может продавать на рынке труда. Причем товар, пользующийся спросом, за который другие люди готовы платить (иначе говоря, обмениваться продуктами своего труда). Кроме того, такой труд должен иметь позитивную, ценностную, нравственную направленность, осуществляться во благо общества. Так, труд фармацевта является социально полезным в том случае, когда он производит лекарства, но не наркотики. В последнем случае фармацевт, хотя и не утрачивает своих качеств как специалист, осуждается обществом и отвергается сообществом коллег-профессионалов. То же самое можно сказать о педагоге, воспитывающем, например, убежденных последователей фашизма.

В-третьих, профессией называют только труд, требующий специальной подготовки. Это предполагает, что в педагогической профессии нельзя полагаться на интуицию, вдохновение, озарение - они не гарантируют стабильной результативности деятельности. Закон РФ «Об образовании» (ст. 53) определяет право заниматься профессионально-педагогической деятельностью лицам, которые имеют образовательный ценз и которым она не запрещена приговором суда или медицинскими показаниями.

В-четвертых, профессиональный труд является для человека источником существования. Профессия - не только средство самовыражения, но и рутинная работа, тщательное, добросовестное и регулярное выполнение которой только и гарантирует достижение результата.

В-пятых, профессия требует соотнесения деятельности, поведения и общения с потребностями общества, мотивации саморазвития, оценки собственного трудового вклада.

Профессии типа «человек-человек», к которым относится и педагогическая профессия, отличаются двумя особенностями.

П е р в а я о с о б е н н о с т ь складывается из того, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

а) нужно научиться и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их;

б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства.

Если организатор руководит группой людей, то он должен представлять сущность выполняемой ими работы. Это не означает, что он должен знать и уметь лучше всех. Это невозможно и не нужно. Например, директор балета не должен танцевать лучше балерин. Директор школы не знает досконально все предметы, как знают их учителя-предметники. Но особенности труда подчиненных он должен представлять.

В т о р а я о с о б е н н о с т ь этого типа профессии состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию ме-

Год выпуска: 2004

Жанр: Финансы

Издательство: Вита-Пресс

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Количество страниц: 352

Описание: Учебник «Экономика - Базовый курс» подготовлен по просьбам учителей тех многих российских школ, которые включили в свои учебные планы изучение основ экономики, но могут выделить на это только один год занятий.
В таких школах не очень удобно (да и дорого) строить занятия на основе двухтомного учебника «Экономика», который выпускается издательством «Вита-Пресс» с 1996 г. и рассчитан на двухлетний цикл изучения данного курса.

Поэтому учителя и методисты тех городов России, где мне удалось побывать и где широко идет преподавание экономики на основе моих учебников (Архангельск, Барнаул, Белгород, Выборг, Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Омск, Санкт-Петербург и др.), порекомендовали мне сделать сокращенный вариант книги, по которой можно было бы учить ребят в 10 или 11 классе в рамках 32-36-часового курса.
Выполняя это пожелание, я подготовил предлагаемый вашему вниманию учебник, который представляет собой сокращенный вариант двухтомного учебника «Экономика». В новую книгу включены наиболее важные темы базового курса экономических знаний, т. е. то, что нужно знать всем молодым людям, независимо от того, будут ли они продолжать обучение после окончания школы.
При этом, следуя просьбам учителей, я постарался создать дифференцированный учебник. Это значит, что материал во многих главах учебника имеет два уровня углубления:

  • минимально необходимый в соответствии с требованиями Министерства образования. Имеется в виду, что этот уровень знаний может быть освоен учениками даже с самым слабым уровнем подготовки и мотивированности к обучению;
  • углубленный. Знания этого уровня адресованы наиболее сильным и мотивированным ученикам, которые хотят знать больше, чем обязательный минимум. Материал такого рода собран в учебнике под заголовком «Для тех, кто хочет знать больше».
Как известно, решением Министерства образования экономические знания включены в обязательный минимум знаний для выпускников школ, а курс экономики становится элементом учебного плана для старшеклассников. И это отражение не только того факта, что растет число университетов и вузов, где обучают экономистов или менеджеров и где на вступительных экзаменах требуют знания экономики. Куда важнее другое: наша страна переживает один из самых трудных этапов своей истории, и наибольшее число проблем связано как раз с реформами в области экономики. Сейчас практически все мы вовлечены в труднейший процесс создания — в общем-то, с нуля — новой экономической системы общества. А потому потребность в экономически грамотных людях остра как никогда.
Знание логики экономических процессов необходимо не только тем, кто занимается их организацией по роду своей деятельности. Крайне непростая жизнь в экономике переходного типа — а именно такая существует сейчас в нашей стране — ставит перед любым гражданином массу трудных задач. Можно, конечно, пытаться искать наилучшие ответы на них на ощупь, интуитивно, но уж слишком велика при этом опасность ушибиться, причем крайне болезненно.
Чтобы этого не случилось, и был написан этот учебник. Его задача — помочь российским подросткам понять причины и сущность тех проблем, с которыми им предстоит встретиться в недалеком будущем, и научиться находить наилучшие способы своего поведения в мире экономики. Конечно, этот учебник — не сборник рецептов на все случаи жизни, но с его помощью можно изучить законы экономики, что существенно облегчит поиск выхода из трудных экономических ситуаций.
Я очень надеюсь на то, что работать с этим учебником вам будет не просто полезно, но и интересно, ведь мир экономики полон конфликтов и необычных ситуаций. О некоторых из них я постарался рассказать, чтобы показать хозяйственную жизнь общества не только на основе строгих и логичных моделей экономической науки, но и во всем многоцветий столь разнообразной и долгой истории бизнеса и государственной политики.
Хочется надеяться, что работа с учебником «Экономика - Базовый курс» будет интересна и полезна и для учеников, и для преподавателей. В этой работе вам могут помочь пособие для преподавателей «Уроки экономики в школе» (издательство «Вита-Пресс»), которое к моему учебнику написала Елена Владиславовна Савицкая, и рабочая тетрадь для учащихся того же автора.

«Экономика - Базовый курс - 10-11 класс»

ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

  • Что такое Экономика
  • Основы хозяйственной жизни Человечества
  • Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы
  • Главнее вопрос к экономики
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СИЛЫ, КОТОРЫЕ УПРАВЛЯЮТ РЫНКОМ
  • Что такое спрос
  • От чего зависит предложение товаров
КАК РАБОТАЕТ РЫНОК
  • Формирование рыночных цен
  • Как достигается рыночное равновесие
  • Причины и следствия нарушения рыночного равновесия
МИР ДЕНЕГ
  • Причины возникновения, формы и функции денег
  • Роль денег как средства обмена
  • Роль денег как средства измерения
  • Роль денег как средства сбережения
ЗАКОНЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК НА РЫНКЕ ТРУДА
  • Экономическая природа рынка труда
  • От чего зависит спрос на рынке труда
  • Факторы формирования заработной платы
  • Факторы формирования предложения на рынке труда
  • Формирование заработной платы на рынке труда
  • Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА
  • Профсоюзы и трудовые конфликты
  • За что борются профсоюзы
  • Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата
  • Договоры и контракты на рынке труда
  • Как добиться, чтобы человек работал хорошо
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
  • Что такое безработица
  • Виды безработицы
  • Что такое полная занятость
  • Как можно сократить безработицу
ЧТО ТАКОЕ ФИРМА И КАК ОНА ДЕЙСТВУЕТ НА РЫНКЕ
  • Зачем создаются фирмы
  • Виды прибыли
  • Виды затрат и их экономическое значение
  • Влияние конкуренции на деятельность фирм
КАК СЕМЬИ ПОЛУЧАЮТ И ТРАТЯТ ДЕНЬГИ НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
  • Что порождает неравенство в благосостоянии
  • Регулирование неравенства доходов с помощью налогов
  • Бедность как экономическая проблема
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
  • Принципы и методы налогообложения
  • Понятие о государственном бюджете
  • Причины и следствия возникновения государственного долга
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
  • Понятие экономического роста
  • Факторы ускорения экономического роста
  • Экономическое развитие
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Экономика России — наука с горем пополам
Словарь экономических терминов и понятий

Список использованной литературы

Название: Экономика.

При подготовке специалистов самых разных профессий во многих ВУЗах обучают экономической теории как одному из предметов, помогающих понять рамки, в которых живет та или иная отрасль.
Знание логики экономических процессов необходимо не только тем, кто занимается их организацией по роду своей деятельности, но и специалистам других областей знаний. Цель учебника - помочь последним понять причины и сущность тех проблем, с которыми им предстоит встретиться в дальнейшем, и научиться находить оптимальные способы поведения в мире экономики. Главное же - учебник раскрывает основную логику экономических процессов без использования сложного математического инструментария. Это позволит существенно облегчить будущим специалистам поиск выхода из трудных экономических ситуаций.
Адресован студентам, обучающимся по специальностям, не относящимся к направлению "Экономика", т.е. будущим инженерам, врачам, строителям, художникам и многим другим.

В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог чувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы. Недаром ведь ученые, пытаясь в научных целях вообразить такого свободного от экономики человека, могли представить его лишь в образе Робинзона Крузо - единственного жителя необитаемого острова.
Все же остальные - хотят они того или нет и кем бы они ни были по профессии - вынуждены осознанно или бессознательно подлаживаться под требования мира экономики, чтобы жить в довольстве и радости, а не скитаться в поисках милостыни и временного крова над головой. Едва издав первый крик, мы попадаем в мир, где именно экономические причины определяют, например, в каких условиях проходили роды и хватит ли у врачей лекарств, чтобы выходить мать и младенца при необходимости. А окончив школу, мы уже сами оказываемся перед необходимостью выстроить свою жизнь с учетом экономических условий страны, где нам выпало жить. Именно эти условия определяют выбор нами своей профессии, комфортность нашей будущей жизни и даже ее продолжительность.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 7
Интернет-поддержка учебника 9
РАЗДЕЛ I. Микроэкономика 11
Глава 1. Главные вопросы экономики 13

§ 1. Что такое экономика 13
§ 2. Основы хозяйственной жизни человечества 16
§ 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы 27
§ 4. Главные вопросы экономики 34
Глава 2. Типы экономических систем 39
§ 5. Понятие об экономических системах. Традиционная система 39
§ 6. Рыночная система 41
§ 7. Командная система 44
§ 8. Смешанная экономическая система 48
Глава 3. Закон спроса и поведение покупателей 54
§ 9. Что такое спрос 54
§ 10. Типы товаров и особенности формирования спроса 59
§ 11. Общерыночные факторы формирования спроса 62
§ 12. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос 67
§ 13. Эластичность спроса, ее виды и причины существования 74
Глава 4. Закон предложения и логика бизнеса 81
§ 14. От чего зависит предложение товаров 81
§ 15. Цели деятельности фирмы 85
§ 16. Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение 90
§ 17. Эластичность предложения и факторы ее формирования 96
Глава 5. Что такое фирма 108
§ 18. Зачем создаются фирмы 108
§ 19. Виды фирм НО
§ 20. Что такое акционерное общество 115
Глава 6. Фирма на конкурентном рынке 122
§ 21. Экономическая эффективность фирм 122
§ 22. Экономическое значение конкуренции 128
Глава 7. Издержки и прибыль фирмы в условиях конкуренции 137
§ 23. Виды прибыли 137
§ 24. Виды издержек и их экономическое значение 142
§ 25. Понятие о средних и маржинальных затратах 146
§ 26. Влияние конкуренции на деятельность фирм 152
Глава 8. Экономические факторы успеха фирмы 161
§ 27. Экономическая логика создания фирмы 161
§ 28. Экономические основы конкурентоспособности фирмы 168
§ 29. Экономическое обоснование предпринимательского проекта 173
§ 30. Где и как фирмы получают деньги для своего развития 177
Глава 9. Монополия и защита конкуренции 186
§ 31. Поведение фирмы в условиях монополии 186
§ 32. Барьеры, защищающие монопольный рынок 194
§ 33. Методы антимонопольного регулирования 200
Глава 10. Как рынок согласовывает спрос и предложение 211
§ 34. Формирование рыночных цен 211
§ 35. Как достигается рыночное равновесие 214
§ 36. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия 221
Глава 11. Мир денег 229
§ 37. Причины возникновения, формы и функции денег 229
§ 38. Роль денег как средства обмена 234
§ 39. Роль денег как средства измерения 236
§ 40. Роль денег как средства сбережения 239
Глава 12. Человек на рынке труда 244
§ 41. Экономическая природа рынка труда 244
§ 42. От чего зависит спрос на рынке труда 246
§ 43. Факторы формирования заработной платы 248
§ 44. Факторы формирования предложения на рынке труда 250
§ 45. Формирование заработной платы на рынке труда 254
§ 46. Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда 257
Глава 13. Социальные проблемы рынка труда 265
§ 47. Профсоюзы и трудовые конфликты 265
§ 48. За что борются профсоюзы 268
§ 49. Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата 272
§ 50. Договоры и контракты на рынке труда 276
§ 51. Как добиться, чтобы человек работал хорошо 279
Глава 14. Как семьи получают и тратят деньги 286
§ 52. Источники семейных доходов 286
§ 53. Семейные расходы и закономерности их изменения 289
§ 54. Инфляция и семейная экономика 291
Глава 15. Неравенство доходов и его последствия 297
§ 55. Что порождает неравенство в благосостоянии 297
§ 56. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов 309
§ 57. Бедность как экономическая проблема 312
Глава 16. Рынок финансового капитала 319
§ 58. Сбережения и их превращение в капитал 319
§ 59. Устройство рынка капитала 327
§ 60. Формирование цен на рынке капитала 332
Глава 17. Банковская система 341
§ 61. Причины появления и виды банков 341
§ 62. Принципы кредитования 349
§ 63. Банки и структура денежной массы 353
§ 64. Как банки создают деньги 359
§ 65. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны 369
Глава 18. Рынок земли и природных ресурсов 377
§ 66. Частная собственность на землю и ее экономическое значение 377
§ 67. Особенности функционирования рынка земли 384
§ 68. Рынок природных ресурсов 391
РАЗДЕЛ II. Макроэкономика 403
Глава 19. Экономические проблемы безработицы 405

§ 69. Что такое безработица 405
§ 70. Виды безработицы 408
§ 71. Что такое полная занятость 415
§ 72. Как можно сократить безработицу 418
Глава 20. Законы денежного обращения 424
§ 73. Факторы формирования величины денежной массы 424
§ 74. Причины и виды инфляции 427
Глава 21. Экономический рост и экономическое развитие 437
§ 75. Понятие экономического роста 437
§ 76. Факторы ускорения экономического роста 444
§ 77. Экономическое развитие 451
§ 78. Цикличность экономического роста и методы ее регулирования 456
Глава 22. Экономические задачи государства 466
§ 79. Экономические свободы и роль государства в их защите 466
§ 80. Причины вмешательства государства в экономическую жизнь 469
§ 81. Формы вмешательства государства в работу рыночной системы 475
Глава 23. Государственные финансы 479
§ 82. Принципы и методы налогообложения 480
§ 83. Понятие о государственном бюджете 491
§ 84. Причины и следствия возникновения государственного долга 495
Глава 24. Организация международной торговли 504
§ 85. Причины возникновения международной торговли 504
§ 86. Регулирование внешней торговли и протекционизм 514
§ 87. Валютный рынок и конвертируемость валют 526
§ 88. Внешняя торговля России и проблемы ее развития 536
Глава 25. Экономика мирового хозяйства 546
§ 89. Глобальные экономические проблемы конца XX - начала XXI вв 546
§ 90. Экономика и экология: проблемы взаимодействия 552
Приложение I. Экономическое устройство России на рубеже XX-XXI вв 559
§ 1.1. К какой категории относится экономика России 559
§ 1.2. Государство как основа российской экономики 562
§ 1.3. Особенности российских предприятий и их приватизация 568
§ 1.4. Промышленность России: незавершенная цепь реформ 572
§ 1.5. Сельское хозяйство России: вопросы без ответов 583
Приложение II. Можно ли в России создать эффективную экономику, или почему неправ Паршев 590
Приложение III. Бизнес-планирование деятельности фирмы 602

§ 3.1. Понятие о бизнес-плане 602
§ 3.2. Выбор товара и конкурентной стратегии 604
§ 3.3. Оценка рынка сбыта 608
§ 3.4. Понятие о сегментации рынка 609
§ 3.5. Оценка емкости рыночного сегмента 612
§ 3.6. Оценка конкурентов 615
§ 3.7. Основные элементы плана маркетинга 617
§ 3.8. Организация сбыта товаров 618
§ 3.9. Методы ценообразования 619
§ 3.10. Проведение анализа цен и товаров конкурентов 622
§ 3.11. Выбор метода установления цен 622
§ 3.12. Установление окончательных размеров цен 624
§ 3.13. Учет мер государственного регулирования цен 625
§ 3.14. Обоснование плана производства 625
§ 3.15. Выбор поставщиков 626
§ 3.16. Выбор местоположения нового производства 630
§ 3.17. Выбор организационной формы 631
§ 3.18. Организация деятельности фирмы 636
§ 3.19. Организация трудовых отношений в фирме 637
§ 3.20. Элементы финансового плана 638
§ 3.21. Принципы привлечения инвестиций 640
§ 3.22. Риски в коммерческой деятельности 642
§ 3.23. Понятие о банкротстве фирмы. Способы разрешения ситуации банкротства 644
§ 3.24. Методы диагностирования опасности банкротства 646
§ 3.25. Составление резюме бизнес-плана 647
Словарь экономических терминов и понятий 649