Христианский социализм в россии. Смотреть что такое "христианский социализм" в других словарях. Социализм и капитализм – кто кого грешнее

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

система идей и религиозно-политич. течения, сторонники к-рых утверждают, что социалистич. идеалы - равенство всех людей, братство, обязательный труд, гуманизм - неразрывно связаны с христианством (являющимся будто бы их первоисточником) и что христианская церковь - лучший защитник интересов трудящихся (аналогичные представления о религии как источнике гуманизма и социальной справедливости пропагандируют и нек-рые представители нехристианских религий). X. с. отвергает, в противовес науч. социализму, революц. классовую борьбу пролетариата, а для решения коренных проблем современности рекомендует нравственное самосовер- шенствование, христианскую любовь и сотрудничество классов.

X. с. возник в 1-й пол. 19 в. сначала как разновидность феод. социализма. Проповедниками X. с. выступили католич. священник Ф. Р. Ламенне во Франции, англиканские священники Ф. Д. Морис и Ч. Кингсли в Англии, представители церковных кругов в других странах. Идеализируя феод. прошлое и критикуя, часто довольно резко, современное им бурж. общество, обрекающее на страдания нар. массы, они усматривали причину общественных бедствий в "испорченности человеческой натуры" и в отходе от религии. Элементы X. с. содержались и во взглядах нек-рых социалистов-утопистов (Э. Кабе, В. Вейтлинг и др.), обосновывавших идеи коммунизма ссылками на книги Нового завета и практику первоначального христианства. Большое влияние на развитие X. с, принявшего со 2-й пол. 19 в. бурж. характер, оказал майнцский епископ барон фон Кеттелер (был посвящен в епископы в 1850), сформулировавший основы социальной программы католич. церкви, направленной на борьбу с социалистич. движением. В отличие от феод. X. с., сторонники к-рого апеллировали к "совести" и "человеколюбию" господствующих классов, христ. социалисты перенесли теперь пропаганду в нар. массы с целью вовлечения их в подконтрольные церкви орг-ции (профсоюзы, культурные общества, политические партии и др.), проповедовавшие классовое сотрудничество и вражду к науч. социализму. Определяющим в X. с. стало клерикальное, реакц. направление, принявшее за основу положения, развитые в энциклике папы Льва XIII "Rerum Novarum" (1891). В нек-рых странах (Германия, Франция, США и др.) возникли католич. и протестантские христ.-социальные орг-ции, занимавшиеся пропагандой среди рабочих. Либерально-демократич. орг-ции X. с. нередко примыкали к с.-д. партиям.

Идеи X. с. прослеживаются и в идеологии русского религ. сектантства до Революции 1905-07. В годы Революции 1905-07 противники революции проповедовали X. с. наряду с полицейским (зубатовщина) и поповским (гапоновщина) социализмом в целях отвлечения рабочих от социал-демократии. В первые годы Сов. власти пропагандой X. с. прикрывалась антисоветская деятельность. Пропаганда X. с. обновленческими течениями в русской православной церкви в 20-х гг. также представляла собой подмену научного социализма худшим, по определению В. И. Ленина, видом "социализма" и худшим его извращением (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 231 (т. 35, с. 92)).

В то же время обновленчество отражало стремление верующих добиться, чтобы церковь заняла позитивную позицию в отношении Сов. власти. Представители обновленческих течений заявляли, вопреки церковному руководству, о лояльном отношении к Сов. власти, а наиболее радикальные из них - об общности целей христианства и коммунизма. Со временем, под влиянием успехов социализма, руководство православной церкви заявило о своей лояльности к сов. гос. строю, а после окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 нек-рые ее представители провозгласили общность целей христианства и коммунизма. X. с. как особое идейно-политич. направление в СССР распространения не получил.

Совр. X. с. очень пестр. В нем преобладает клерикально-бурж., откровенно антикоммуниста, направление, сочетающее в духе социальных энциклик папства 1-й пол. 20 в. защиту основ капитализма с социальной демагогией и религиозно окрашенной программой реформистского "улучшения" капиталистич. строя. Ведущую роль в этом направлении играют католич. церковь и ее массовые орг-ции. На его программе все более сходятся и деятели некатолич. церквей.

Наряду с клерикальным в X. с. после 2-й мировой войны получило распространение демократич. направление, представленное рядом левых групп в христианских церквах. Обосновывая свою позицию христианским учением и практикой ранних христианских общин, эти группы требуют отказа церкви от ориентации на правящие круги капиталистич. мира, выступают за сотрудничество с левыми силами, в т. ч. с коммунистами, для совместной борьбы за мир, социальный прогресс, социализм (одним из виднейших представителей радикально-демократич. направления в X. с. был англ. обществ. деятель англиканский священник X. Джонсон).

Коммунистич. партии, отвергая все виды религиозно окрашенного социализма и всемерно пропагандируя и отстаивая принципы науч. коммунизма, выступают за совместные действия со сторонниками демократич. направления в X. с., участвующими в борьбе за мир и социальный прогресс.

Лит.: Бебель Б., Христианство и социализм, М., 1959; Луначарский А. В., Христианство или коммунизм?, М., 1971; Момджян X. Н., Коммунизм и христианство, М., 1970; Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969; Джонсон X., Христиане и коммунизм, пер. с англ., М., 1957; Браун В. М., Коммунизм и христианство, пер. с англ., М., 1923; Fuchs E., Marxismus und Christentum, 3 Aufl., Lpz., 1955.

М. М. Шейнман. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ" в других словарях:

    Социализм … Википедия

    - (Christian socialism) Доктрина, исповедуемая уже адептами христианства (поэтому термин имеет более специфическое значение: обозначает не просто социалистов, которым довелось родиться христианами) и стремящаяся соотнести учение Христа (изложенное … Политология. Словарь.

    Направление обществ. мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30 40 х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм, которое было следствием различия … Философская энциклопедия

    Христианский социализм - (Christian Socialism), широко распространенное назв. одной из форм социа лизма, основанного на идеалах христ. протестантизма. Термин впервые появился в Англии в 1840 х гг. среди священнослужителей (одним из к рых был Чарлз Кинг ели), стремившихся … Всемирная история

    Направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 1 й пол. 19 в. В числе родоначальников Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Ряд принципов христианского… … Большой Энциклопедический словарь

    Христианский социализм - ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, направление общественной мысли, стремившееся соединить принципы католицизма с некоторыми социалистическими идеями. Возник в 1 й половине 19 в. В числе родоначальников Ф. Ламенне (Франция), Ф.Д. Морис и Ч. Кингсли… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Учение, признающее существование социального зла в современном общественном строе и стремящееся исправить его при помощи подъема религиозно нравственных начал в различных слоях народа, не выходя из рамки нынешних государственных форм и сохраняя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Христианский социализм - философско экономическое учение, признающее возможность создания социалистического общественно экономического устройства современного мира на основе религиозно нравственных начал и соблюдения народом и властью нравственных законов. Христианский… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Христианский социализм - учение, пытающееся связать социализм с христианской церковью с целью привлечь на сторону церковников рабочий класс путем затемнения его классового сознания. Христианский социализм о свержении политической власти эксплуататоров, само собою… … Популярный политический словарь

    Направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 30 40 х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма (См. Феодальный социализм). С самого начала Х. с. отличался… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Об истинной свободе и нравственном долге , Е. П. Аквилонов. Об истинной свободе и нравственном долге. (По поводу высочайшего манифеста от 17 октября 1905 г.). Понятие о свободе. Свобода и произвол. Свобода и нравственный долг. Тыдолжен, потому что…

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - многочисленные течения в современном христианстве, обосновывающие социалистическую идеологию и практику положениями евангельского учения. Возник непосредственно под влиянием революционных событий 30-40-х гг. XIX в. во Франции как разновидность «феодального социализма» в противовес «научному социализму» и социалистическому рабочему движению. Предшественники и родоначальники - Ф.Ж. Бюше, Ф. Гюэ и Ф. де Ламенне, примкнувший к ним в конце своей жизни Ф. Морис и др. Они считали революцию нормальным явлением общественной жизни и пытались доказать, что она создала условия для развития таких социальных ценностей, которые заключены в самом христианстве.

Бюше, сопоставляя революцию с основными принципами , не нашел между ними чего-либо общего, поскольку протестантизм провозглашает верховенство индивидуального разума, тогда как революция - принцип верховенства народа, «догмат братства, который непосредственно вытекает из учения церкви и отвергает эгоизм, к которому приводит протестантизм». По мнению Гюэ, достижением революции был отрыв христианства, точнее, его католической версии, от государства, а революционные лозунги свободы, равенства и братства освободили христианство, которое в 1789 г. обрело свой подлинный облик. Ламенне в 1830 г. объявил либерализм «восстанием христианского духа свободы» и в целях пропаганды своих идей основал газету «I"Avenir» («Будущее») под девизом «Бог и свобода!», сочетавшую религию с демократическими свободами и призывавшую к отделению церкви от государства. Позже Ламенне стал утверждать «тождество христианского и демократического Евангелия», за что был назван «родоначальником католического социализма» и одним из предшественников христианской демократии.

Не осталась в стороне проблематика Х.с. и в русской религиозной философии, которая, напротив, отвергла революцию как единственный реальный путь изменения существующих условий жизни. Такую позицию твердо отстаивали Ф.М. Достоевский , Вл.С. Соловьев . В «Дневнике писателя» (IV январский выпуск 1881 г.) Достоевский подчеркивает: «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм!» Надлежащее решение социальных вопросов возможно лишь на основе христианского, а не атеистического социализма, т.е. посредством религиозно-нравственного совершенствования личности, «деятельной христианской любви». «Станем сами лучше, тогда и среда изменится», - часто повторял он свое возражение материалистам. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек к человеку» - таков идеал Достоевского.

Туже мысль выражает Вл. Соловьев, который, говоря о «правде социализма», указы-вает в то же время на его ограниченность, опасность и на необходимость дать этой правде вселенский христианский смысл. Он ратует за самоотречение, отказ каждого человека от своей «воли» в пользу «безусловного» нравственного начала, видя в этом путь к свободе, равенству и всеобщей солидарности, сущностью которой является христианская религия.

Булгаков также атеистическому социализму с его максимой «единым хлебом жив человек» противопоставлял «вдохновение любви и социального равенства» Х.с., направленного на существование людей во имя Иисуса Христа. Находясь до 1907 г. под влиянием марксизма, он пребывал в плену «той великой жизненной правды, которая содержится в социализме», рассматривал его как «способ практического осуществления христианской любви и солидарности», считал, что «истинное христианство необходимо приводит к социализму», и видел в нем историческое и религиозное призвание России. Вероучительное определение отношения православия к Х.с. Булгаков считал ненужным, потому что это является вопросом не догматики, но социальной этики. Однако, ссылаясь на Отцов Церкви (Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.), полагал, что «мы имеем совершенно достаточное основание для положительного отношения к социализму, понимаемому в самом общем смысле как отрицание системы эксплуатации, спекуляции, корысти». Говоря о «догматическом основании» Х.с., он выводил его из идеи православной церкви, из соборного духа православия и опирался при этом на авторитет и духовный опыт тех, кого считал сторонниками социального христианства: славянофилов, Ф.М. Достоевского, Вл. Соловьева, JI.H. Толстого и др.

Одной из попыток привести теоретические изыскания в области Х.с. к практическому осуществлению явилось создание в Москве нелегального общества «Христианское братство борьбы» (1905) во главе с В. Свенцицким, В. Эрном, П. Флоренским и др. Программные установки данной организации были близки к булгаковскому Х.с., но во многом утопичны. Свой идеал братство находило не в будущем, а в прошлом, в «первохристианском коммунизме». Столь же утопичны были надежды братства на обращение православной церкви в центр революционной активности.

В 1917 г. вышла в свет брошюра Булгакова «Христианство и социализм», в которой он констатировал, что идеи Х.с. в современной ему России имеют очень благоприятную почву, что «в социализме самом по себе, рассматриваемом как совокупность мер социальной политики, нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали», и потому мысль о нем не содержит в себе никаких противоречий и что «его не миновать истории». В данной работе он уже не ищет соединения христианства и социализма, а, наоборот, противопоставляет их, чтобы прийти к выводу о том, что «социализм есть царство от мира сего». Поэтому он отказался от создания партии христианских социалистов: «Пусть социалисты делаются христианами, а через то христианизируется и их социализм, но выступать с проповедью особой партии Х.с. - это значит принижать вселенские глаголы христианства и самую Церковь ставить в положение партии». Такую партию он не считал способной быть в условиях 1917 г. центром единения и сплочения России. По мнению Булгакова, основная мысль Х.с. состоит в том, что между христианством и социализмом может и должно существовать «положительное» соотношение. «Христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни».

Атеистическому социализму Булгаков предъявляет обвинения за его корыстное, нелюбовное, предпринимательское отношение к природе, «отчуждение от матери-зем- ли»; равнодушие потомков к своим умершим предкам, «духовный каннибализм»; безразличие к человеку, игнорирование его трагической природы, подмену человеческой личности законами развития природы и общества; воинствующее мещанство, «буржуазность» и, самое главное, за бессилие изменить природу человека, без чего нельзя добиться существенного, радикального преобразования жизни. Практическое осуществление атеистического социализма в СССР и других бывших социалистических странах стало одной из причин уменьшения числа сторонников и потери былой популярности Х.с. во всем мире.

Литература:

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30-ти т. Т. 27. Л., 1984;

Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991;

Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Т. 5. СПб., 1898;

Шейнман М.М. Христианский социализм. М., 1969;

Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 649-651.

Тема христианского социализма становится все популярнее – идея возрождения СССР с православием вместо марксизма-ленинизма получает достаточно широкое одобрение на постсоветском пространстве. Все чаще с такими лекциями выступают политики и некоторые православные священники.

Очень хорошую статью на данную тематику написал православный теолог Николай Сомин – она так и называется, «Христианский социализм как русская идея», в ней достаточно удачно и сжато сформулированы все постулаты. Однако, возникает закономерный вопрос – насколько реалистично и оправдано внедрение христианского социализма в России, а самое главное – угодно ли это Богу?

А схож ли социализм с христианством?

Мнение о том, что социализм и христианство очень похожи, вряд ли можно назвать правильным. В частности, Сомин делает достаточно неожиданный вывод из слов апостола Павла, что «любовь не ищет своего». Автор считает, что эти слова означают ни что иное, как то, что христианское общество, проникаясь любовью, «начинает стремиться к общей собственности». Вообще-то апостол в своем изречении говорил, скорее, о взаимоотношениях, чем о собственности, что ясно из основного контекста: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует…» Очевидно, что любить корыстно в поисках выгоды – это плохо , но слова апостола вовсе не означают, что все взаимоотношения между людьми, построенные на искренней любви, должны заканчиваться обобществлением имущества или даже желанием этого.

Далее Сомин приводит изречения из Деяний Святых Апостолов, про то, как первохристиане продавали дома, а все имущество приносили к ногам апостолов: «никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее». Однако, русский православный богослов А. П. Лопухин по-другому трактовал этот момент. Так поступали не «все», а только «некоторые» и по доброй воле – если придерживаться более точного перевода. Стало быть, изречения апостолов можно с таким же успехом трактовать в пользу капитализма, причем, в самой жесткой, либертарианской его форме. Ведь именно при либертарианстве даже перераспределение пенсий должно осуществляться посредством добровольных фондов. И если первохристиане считаются эталоном, то только при абсолютном капитализме и демократии возможно создание подобных общин. Тем более, что смитовская «невидимая рука рынка» тоже может быть обозначена некой мистической божественной силой, управляющей перераспределением благ.

Можно бесконечно долго ловить православных социалистов на софизмах, а также трактовать разного рода религиозные изречения в свою пользу. Одно можно сказать точно – попытки слепить из христианства очередное утопичное течение социализма опираются на крайне слабые аргументы.

Социализм и капитализм – кто кого грешнее?

Пропаганда греховности капитализма совершенно не изменилась со времен СССР. Обсуждая греховность западного капитализма, мало кто хочет вспоминать про миллионы людей, погибших во время репрессий, в том числе и за свои религиозные взгляды. На чьей совести больше убитых христиан – капитализма или социализма? По данным портала «Правмир» в социалистическом СССР было репрессировано 564000 верующих.

Как и многие приверженцы идей христианского социализма, Сомин напрочь отвергает хрематистику и основные капиталистические принципы, осуждая богатство. Однако, почему-то никто из православных социалистов не взялся изучать вопрос, насколько пагубно может влиять на человека нищета.

Когда священник, мирянин или монах добровольно отказывается от богатства – это может действительно пойти ему на пользу, если материальные блага мешают ему концентрироваться на служении Богу. Но когда система государства насильственно повергает широкие массы в нищету, прививая высокую мораль, греха от этого становится ничуть не меньше. А сама высокая мораль при этом становится пустой формальностью.

Невольник – не богомольник, а нищий невольник – не богомольник вдвойне.

Существует четкая взаимосвязь между уровнем жизни и количеством грабежей, убийств, абортов, алкоголизмом, разводов и тому подобных грехов. Именно по этой причине во время экономических кризисов государство неизменно старается укрепить армию и полицию. Получится ли путем христианской проповеди и посредством казацкой нагайки вылечить нищую провинцию, например, от пьянства? Крайне сомнительно.

Кто кого греховнее – богатый и успешный капиталист Вася, который с нуля создал фирму и подарил рабочие места тысяче человек? Или социалист Петя, всю жизнь перекидывающий вилами навоз в колхозе, озлобленный от маленькой зарплаты? А представьте, что этого Петю еще будут заставлять ходить на обязательную исповедь, как это было в недалекие царские времена. Будет ли он по-настоящему верующим при такой системе? Понравится ли Богу такое чадо?

А ведь богатых социалистических государств просто не бывает. Куба, Северная Корея, Венесуэла тому пример, да и в СССР никто особо не шиковал. Социализм – это гарантированный путь к нищете. Так происходит именно из-за осуждения в идеологии предпринимательства и бизнеса, конкуренции, свободного рынка.

И не надо приводить Швейцарию как образец социализма – там общественной собственностью даже и не пахнет, а вся экономика основана на конкуренции и банковской системе. Это чистый капитализм, причем даже, с вызывающим ужас у социалистов, большим государственным долгом.

Как видно, «Кесарю – кесарево, а Божие – Богу». Нет ни в Евангелии, ни в деяниях апостолов прямых указаний на то, что христианство – это обязательно социализм. Или какая-то другая форма правления. Поэтому попытка построить новую идеологию на симбиозе религии и социализма, лишь отталкивает от Церкви прихожан с другими взглядами.

Создание социалистического православного государства может повлечь за собой сильнейший экономический кризис, который ударит затем по самому православию. Зачем опять наступать на те же грабли, и рассматривать систему, которая уже показала свою несостоятельность? Утописты, безусловно, большие романтики, но рост популярности их идей несколько настораживает. Особенно в свете практически полного отсутствия встречной критики.

От редакции : Эту статью мы получили от автора со следующим сопроводительным письмом. «В последнее время на « », да и вообще в православном сообществе, заметно оживилась дискуссия по проблеме отношения к «советскому прошлому». К сожалению, она чаще происходит на уровне набивших оскомину штампов, никак не способствующих позитивному результату и зачастую, наоборот, разрушающих патриотическое сознание. Чтобы полнее осмыслить феномен «советского социализма» в контексте русской истории, стоит перевести разговор на более глубокий, сущностный уровень, где работают фундаментальные смыслы русского самосознания. История не спонтанна и не случайна, но есть лишь проявление логики этих смыслов, их развития и становления, и лишь обращаясь к ним можно судить о значении истории и возможных путях ее продолжения.

В свете этих соображений хочу предложить для «РЛ» фрагмент из своей книги «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке», посвященный осмыслению идеи социализма в христианском контексте. Надеюсь, эта точка зрения позволит более дифференцированно подойти к пониманию «советского социализма», увидеть его не только слабые, но и сильные стороны; не только в образе однозначно-негативного «тоталитаризма», но и как потенциально открытый путь к дальнейшему развитию русской православной цивилизации».

Чтобы разобраться в существе социализма как исключительно многомерного социально-исторического явления следует разделить в нем формальную и нравственную стороны. С этой целью можно выделить две его разновидности.

Это научный социализм , основанный на построениях позитивистской мысли, исходящей из материалистического понимания экономики, социологии и этики - именно этот социализм был рожден в рамках европейского гуманизма, теоретически разработан в форме марксизма-ленинизма и затем осуществлен в Советском Союзе. И религиозный социализм , в основании которого лежит религиозно обоснованная этика межчеловеческих отношений. Прототипами подобного «религиозного социализма» в истории могут служить древние архаические сообщества, первохристианские общины, христианские общежительные монастыри, русские крестьянские общины. Здесь вся система социальных и хозяйственно-экономических отношений исходила в первую очередь из социально-нравственной необходимости, диктуемой императивами религиозной этики. Если научный социализм, строится на утилитарной логике рассудка и сам по себе не требует любви в качестве методологической категории, то «религиозный социализм», наоборот, исходит из любви, строя систему социальных отношений как форму ее эмпирической реализации. В этом отношении «религиозный социализм» глубоко онтологичен и органичен, и поэтому в отличии от научного социализма совершенно лишен утопизма. Именно эта онтология любви (в подсознательном, родовом ее проявлении) просматривается во всяком традиционном социальном сообществе: в традиционной семье, племени, роде, нации, включая и традиционное государство, где метафизика «государственного всеединства» обосновывалась и поддерживалась общим религиозным культом.

Но даже если мы посмотрим на взаимное соотношение научного и религиозного социализма, то увидим, что «религиозный социализм» как в психологическом, так и в историческом плане первичен относительно социализма научного, который по существу является лишь реакцией человеческого разума на призывы души и совести. Так, духовно-нравственные начала русского социализма формировались на протяжении всего XIX века в лоне одухотворенной русской культуры на основе сострадания и любви к народу, тяжкое положение которого было постоянным укором национальной совести. Однако реализация этих духовно-справедливых народнических чаяний, претерпев рационально-атеистическое преображение в среде революционеров-практиков, обернулось в XX веке научной системой марксизма-ленинизма, утилитарно-материалистической как по форме, так и по существу. Судьба научного социализма тем и трагична, что он оторвался от своей религиозной онтологии, превратившись в бездушную схему, в которой совершенно исчез духовный человек как источник и творец социального бытия.

Таков исторический расклад реального социализма. Его онтологическое религиозное начало оказалось за кадром истории, реальное же воплощение получила рационально-искусственная схема. Но возможен ли иной, онтологически и методологически цельный социализм? На это вопрос следует ответить утвердительно: принципиальных преград духовно-гармоничному социализму не существует. Просто идеологическим основанием социализма должна стать онтология религиозного идеала человеческих отношений, а рациональной формой научная организация социально-экономической сферы. Так, чтобы социально-экономическая реальность не противоречила, а способствовала раскрытию в человеке и обществе религиозного идеала. Именно этот путь социализма имел в виду С.Булгаков, когда говорил, что «возможен и социализм любви, но это в том случае, если социалистическое мировоззрение согрето религией, прежде всего христианством» .

Однако марксизм, легший в основание социализма XX века, был заряжен прямо противоположным импульсом. В своей работе «Карл Маркс как религиозный тип» С.Булгаков отмечает: «В воинствующем атеизме Маркса мы видим центральный нерв всей его деятельности. Один из главных ее стимулов, борьба с религией, есть в известном смысле... истинный, хотя и сокровенный практический мотив и его важнейших чисто теоретических трудов. Маркс борется с Богом и своей наукой, и своим социализмом, который в его руках становится средством для атеизма , оружием для освобождения человечества от религии» . Это очень важная мысль для понимания истоков социалистической трагедии XX века. В самом начале своего концептуального оформления социализм был развернут и использован Марксом и его единоверцами как орудие в борьбе с христианством. И эта «родовая травма» социализма предопределила весь трагизм дальнейшей его истории.

Здесь важно понять, что не социализм как социально-экономическое учение своим существом борется с религией и христианством, а та его идеологическая надстройка, которая сама, в своих собственных религиозных истоках является антихристианством. Сам же социализм в его экономическом учении не противоречит никакой религии и более того, как было показано выше, имеет в своей основе религиозную этику человеческих отношений наиболее ярко выраженную именно в христианстве. С этой точки зрения социализм как идея и социально-экономическое учение, является прямым отражением христианства - не христианством как таковым, но его земной социально-экономической проекцией.

Если мы, для примера, сопоставим основные этические идеи христианства, и аналогичные принципы советского социализма, то увидим их непосредственную корреляцию:

Идеалы христианства

Принципы социализма

Приоритет духовного над материальным

Приоритет идеологии над экономикой

Устремленность к идеальному Богочеловеку

Воспитание «гармонично развитой личности»

Идеал соборности

Принцип коллективизма

Осуждение богатства

Отказ от частной собственности

Любовь к ближнему

Дружба, товарищество, взаимопомощь

Жертвенность ради ближнего

Самоотверженность ради общего дела

Идеал всеединства во Христе

Всеобщее братство и равенство

Идеал человеческой святости

Стремление к моральной чистоте

Нестяжательность, служение

Безвозмездный общественный труд

Вера в преображение мира

Вера в преображение социальности

И т.д.

И т.д.

Для понимания исключительной близости данных подходов можно мысленно дополнить эту таблицу еще одной колонкой, где расположить соответствующие принципы капитализма, чтобы увидеть их радикальную противоположность и социализму, и христианству.

Принципиальная разница в этическом содержании социализма и христианства состоит лишь в том, что христианство реализует свои идеалы главным образом «на небесах», т.е. в духовно-мистической сфере; социализм же пытается реализовать свои принципы «на земле», т.е. в реальных социально-экономических материальных формах. Понятно, что последнее сопровождается неизбежной нивелировкой идеального качества социалистических идеалов, утратой их «небесного» христианского содержания. Но это само по себе не противопоставляет социализм и христианство как антагонистические явления, но наоборот, дополняет, если понимать христианскую историю как реальное духовно-историческое преображение мира. Социализм в его коммунистическом пафосе даже можно назвать проявлением христианского хилиазма, но его нельзя отделить от христианства. Более того, чем социализм последовательней и глубже в своем стремлении к осуществлению своих земных идеалов, тем он ближе к идеалам небесным, т.е. к христианству. Ибо сказано: «... что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе » [Мф.18.18]. Поэтому в социализме как таковом нет греха; в нем есть известное несовершенство и падшесть человеческой природы, но в нем нет никаких принципиальных преград к внутреннему совершенствованию и развитию, приближающего его к самым высоким идеалам и откровениям христианства.

Принципиальная близость духовно-нравственных идеалов христианства и социально-экономических принципов социализма, их определенная внутренняя взаимодополняемость изначально обращала на себя внимание христианской мысли, что позволило уже в начале XIX в. сформироваться вполне устойчивому понятию - «христианский социализм», не получившего, правда, какой-либо серьезной теоретической разработки. С.Булгаков, большое внимание уделявший этому вопросу, пишет: «Основная мысль "христианского социализма" состоит в том, что между христианством и социализмом может и должно существовать положительное соотношение. Христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви. Он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни. Разумеется, насколько социализм проникается антихристианским духом и отдается чарам первого искушения, он не может быть соединяем с христианством, которое требует, прежде всего, человеческого сердца. Но в социализме самом по себе, рассматриваемом как совокупность мер социальной политики, нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали. Поэтому самая мысль о "христианском социализме" не имеет в себе ничего противоречивого. Принципиально христианский социализм вполне возможен» .

В чем же состоит существо положительного соотношения между социализмом и христианством? В приведенной цитате С.Булгакова христианский социализм предстает как определенная социально-экономическая форма реализации христианской любви в реальной жизни общества. Однако если смотреть еще глубже, то данная форма предстает как христианский социальный закон , закрепляющий и охраняющий действие христианской любви в рамках социума. То есть христианский социализм может трактоваться как органическое единство благодати и закона , реализованное на уровне общественных отношений . В этом и состоит возможное положительное соотношение между христианством как духовным учением, и социализмом как совокупностью мер социальной политики. Но более того, эта возможность является в то же время и необходимостью, т.к. никакое проявление благодати (в том числе и христианской любви ) не может в падшем человеческом мире обрести какую-либо степень стабильности, если не облечется в форму закона. Это относится как к личной духовной жизни, так и духовно-исторической жизни общества.

В этом соотношении вообще состоит закрепляющая, формообразующая роль закона в бытии мира - преображает благодать, но формообразует закон. То есть закон, следуя за благодатью, утверждает меру ее присутствия в реальном мире. Это своего рода средство материализации благодати, без которой невозможен принципиальный (качественный) переход от духовного к материальному, от небесного к земному, от религиозного к социальному - все это осуществимо лишь посредством благодатного закона как формы закрепления высших метафизических истин на уровне эмпирического бытия. Именно в виде Закона было закреплено первое ветхозаветное откровение Бога человеку, данное через Моисея народу израильскому. Новозаветное Откровение как Откровение уже о самой благодати, так же запечатлено в форме заповедей. И сама Церковь Христова зафиксировала свои благодатные основания в виде догматов - в своего рода духовных законах, лишь следование которым сохраняет земное и историческое бытие Церкви в поле действия Божественной благодати.

Поэтому нет ничего предосудительного в задаче формирования «христианского социального закона» как формы закрепления действия благодати христианской любви в реальной жизни социума. Слова ап.Павла о том, что «... закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа » [Ио.1.17] в данном случае имеет лишь положительный смыл. Между законом и благодатью нет противоречия, наоборот, одно немыслимо без другого. Так само новозаветное Откровение стало возможным лишь в рамках ветхозаветного Закона: « Не думайте, что Я пришел нарушить Закон и пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить » [Мф.5.17]. Дальнейшее исполнение заповеди любви требует расширения христианского закона любви к ближнему до рамок социального закона, включающего в поле действия благодати всю социальную сферу общества. Ибо христианство - это любовь ко всем, и дальний здесь такой же ближний. Как пишет Н.Сомин: «Закон, если он является застывшим переживанием благодати, имеет огромную воспитательную силу и дает простор для действия уже подлинной благодати. Благодать, не подкрепленная благодатным законом, быстро сходит на нет, гибнет под действием сил зла. А потому закон должен следовать за благодатью и закреплять ее достижения» . Поэтому «христианский социализм, как сочетание благодати и закона, христианской любви и разумного устроения общественной жизни, объективно является христианским общественным идеалом, к которому должно стремиться христианское сообщество» .

Есть большая проблема для исторического христианства, за решение которой оно по существу еще и не бралось, состоящая в невозможности полноты осуществления христианской любви в существующих формах социальных отношений. Внешняя относительно Церкви зона общественных отношений, как некий чуждый бескрайний мир, остается холодной пустыней, где, кажется, без следа исчезают любые жертвы христианской любви и тепла - и это при том, что общество может считать себя христианским! В этом есть очевидное духовно-историческое противоречие.

Приходиться признать, что существующий порядок межчеловеческих отношений, несмотря на двухтысячелетний опыт христианства, покрыт пеленой двусмысленности затрудняющей актуализацию главной христианской добродетели - любви , реально проявляемой лишь в конкретном социальном действии. Эта двусмысленность есть наследство еще рабовладельческой формы социальных отношений, когда историческое христианство, будучи спроецированным на раба и его хозяина , не могло в одночасье преобразить их отношений до степени братской любви, но жестко сковывалось системой социально-экономической действительности. Очевидно, подобного рода социальное неравенство, сохраняющее свою суть и в капиталистической форме социальных отношений (как эксплуатация человека человеком), в корне противоречит христианской истине: « вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков » . Социальное неравенство объективно служит непреодолимым препятствием для торжества в мире христианской истины. Общество по своей социальной структуре оказывается разомкнутым, дискретным, многослойным - неспособным быть реально единым во Христе. Оно принципиально не может аккумулировать, умножать и сохранять в себе христианскую добродетель - а «... кто не собирает со Мною, тот расточает ...» [Мф.12.30]. Единственной возможной формой реализации христианской любви на социальном уровне оказывается в таком обществе милость и благотворительность, не носящие сами по себе системного характера, но являющиеся социально-случайным фактором, никак не влияющим на общий строй, динамику и характер социальных отношений, сохраняя их принципиальную отчужденность. Повторимся, это в полной мере относится как к рабовладельчеству первых веков христианства, как к крепостной России XIX века, так и к современным формам капиталистической экономики: везде, где общество (его система) допускает эксплуатацию человека человеком, невозможно говорить о правильных с христианской точки зрения человеческих отношениях, т.е. по существу, и о христианстве как таковом. Ибо если христианство ограничивается лишь формой веры (т.е. культом), то оно мертво - « вера без дел мертва » [Иак.2.26]. Именно по этой причине христианство как таковое от его начала и доныне можно мыслить лишь в рамках Церкви, в области же внешних социальных отношений его как не было, так и нет.

Может показаться, что подобное положение вещей и является единственно возможным, что это есть имманентное и неизменное состояние греховного по своей природе социального мира, в котором христианству как таковому вообще не место, что оно не властно в нем что-либо изменить. Однако факт появления в человеческой истории реального социализма, реализованного даже на чисто материалистической основе, говорит о том, что данное положение вещей не является принципиально неизменным, но наоборот, исторически дозрело до стадии качественного изменения. В этой ситуации дальнейшее самоустранение христианской церкви от участия в преображении социальной сферы приведет к тому, что « камни возопиют » [Лк.19.40], что, впрочем, уже и ознаменовали материалистические формы социалистических революций.

Качественное преображение социальности есть чисто христианская задача как духовно-нравственная необходимость гармонизации внутреннего мира христианской души и внешней среды человеческих отношений. Мирное сосуществование чистой христианской совести и «антихристианства» в формах социальной организации невозможно без известной доли самообмана, а если точнее - лукавства. Так, ущербность и двусмысленность милостыни, попечительства, благотворительности и других подобных форм социальной добродетели состоит в их половинчатости, зачастую являющейся лишь видом откупа перед Богом за обличаемую совестью эксплуатацию ближнего и общества, доходы от которой могут многократно превосходить размеры благотворительности. В то время как полнота христианской добродетели предполагает полную самоотдачу человека деятельному служению ближнему, то есть, в конечном итоге - обществу. Именно через служение обществу (как сообществу ближних) в полной мере гармонизируется как личный духовный строй христианской совести, так и сама общественная система в ее социально-экономических отношениях. Поэтому можно сказать, что с христианской точки зрения, социализм - это такое общество, в котором в наибольшей степени открыта возможность осуществления христианской любви к ближнему через организованное служение обществу . В противоположность разомкнутым социально-экономическим системам, социалистическая (или органическая) система обеспечивает структурно-равномерное распределение социального блага (аккумулируемой обществом социальной любви) между всеми членами общества; так, чтобы « кто собрал много, не имел лишнего; и кто - мало, не имел недостатка » [Исх.16.18]. То есть так, « чтобы была равномерность » в полной аналогии с живим организмом как равномерным распределением в нем духа и крови.

Христианский социализм есть в этом смысле общественная форма осуществления заповеди любви к ближнему, или иначе - христианская любовь, организованная в общественно-социальных формах . Главный принцип, положенный в основание подобного общества, - служение ближнему. Каждый служит всем остальным, и все служат каждому. Здесь реализация христианской любви (как служения) становится не просто частным делом, но приобретает надындивидуальный общественный статус, равномерно распределяясь на каждого члена общества. Общество как бы аккумулирует социальное благо , рождающееся из тепла индивидуальной любви, и накапливая его в определенных социальных формах, наделяет им (как любовью ) каждого члена общества - так, что никто не остается в ней обделенным. В этой роли общество приобретает ярко выраженные патерналистские свойства, уподобляясь Богу, « возлюбившему всех », становясь христианским не только по букве, но и по существу. Здесь сама христианская Истина проявляется в своем непосредственном качестве - как любовь, преображающая бытие. Христианский опыт хорошо знает это благодатное присутствие любвив церковном общении, в христианской семье, в христианской общине (в монастырях). Эта же любовь способна присутствовать и на уровне общества, ибо для нее не существует ограничений. Христианский социализм и подразумевает подобное общество.

В своей полноте заповедь любви к Богу реализуется в Церкви, заповедь любви к ближнему - непосредственно в обществе! Общество в этом смысле есть земная Церковь, ожидающая своей действительной христианизации как исполнения любовью к ближнему. Поэтому общество не есть внешняя и чуждая для православного сердца среда (как это зачастую считается), а есть благодатное поле для прямого и непосредственного претворения любви к Богу в любовь к ближнему: здесь небесное претворяется в земное - преображая мир.

Итак, христианский социализм - это соборно-общественная форма исполнения заповеди любви к ближнему. Здесь через реальные формы служения обществу христианская любовь как бы преодолевает ограду христианской Церкви и, свободно растекаясь по всем органам социального тела, воцерковляет его, преображая в единое одухотворенное и благодатное бытие, в дальнейшее осуществление слов Спасителя: «Как Ты Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» [Ио.17.21] .

____________________________

Булгаков С.Н.
Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Героизм и подвижничество. - М., 1992. С.67.
Булгаков С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск, 1991. С.227-228.
Сомин Н.В. Христианский реализм С.Франка. - (http://chri-soc.narod.ru/).
Там же.

Сейчас в полемиках часто приходится слышать, дескать, "СССР развалился" потому, что ему не хватало "духовных скреп".
Поэтому надо строить "православный социализм".
На этом коне "гарцует" кургенянская секта, "коммунист" Зюганов нашел подобие в Моральном кодексе строителя коммунизма и в Нагорной проповеди, а персонажа древнесемитской мифологии Иисуса Христа объявил "первым на Земле коммунистом".

Находясь под подобной пропагандой многие люди, симпатизирующие социализму, и верующие и неверующие, стали вслед за этими жуликами повторять мантры о "православном социализме". Дескать, вот возьмем на вооружение "традиционные православные ценности" перевоспитаем ими общество, особенно капиталистов, и социализм построится сам собою "эволюционным путем".

Конечно же подобные "размышлизмы" нелепы в своей сущности.
Капиталист, владеющий средствами производства и эксплуатирующий на них наемных рабочих, весь одухотворенный "традиционными православными ценностями", мчатся с остервенением за прибылью будет теперь "на духовной основе".
Ну а поскольку его прибыль определяется и находится в прямой зависимости от степени эксплуатации трудящихся, то эти "ценности" капиталисту, как мертвому припарка. Они будут нужны только для трудящихся, чтобы они с "христианским терпением" принимали свою участь. И тут попища как раз и нужны, чтобы "проповедовать" терпение и смирение.

Но, если кто думает, что тема "христианского социализма" новое прогрессивное изобретение, то тот глубоко ошибается. Это "унылое гуано" давно рассматривалось еще Марксом и Энгельсом, например в "Манифесте коммунистической партии". Цитирую:

"Если феодалы доказывают, что их способ эксплуатации был иного рода, чем буржуазная эксплуатация, то они забывают только, что они эксплуатировали при совершенно других, теперь уже отживших, обстоятельствах и условиях. Если они указывают, что при их господстве не существовало современного пролетариата, то забывают, что как раз современная буржуазия была необходимым плодом их общественного строя. Впрочем, они столь мало скрывают реакционный характер своей критики, что их главное обвинение против буржуазии именно в том и состоит, что при ее господстве развивается класс, который взорвет на воздух весь старый общественный порядок. Они гораздо больше упрекают буржуазию в том, что она порождает революционный пролетариат, чем в том, что она порождает пролетариат вообще. Поэтому в политической практике они принимают участие во всех насильственных мероприятиях против рабочего класса, а в обыденной жизни, вопреки всей своей напыщенной фразеологии, не упускают случая подобрать золотые яблоки и променять верность, любовь, честь на барыш от торговли овечьей шерстью, свекловицей и водкой. Подобно тому как поп всегда шел рука об руку с феодалом, поповский социализм идет рука об руку с феодальным. Нет ничего легче, как придать христианскому аскетизму социалистический оттенок. Разве христианство не ратовало тоже против частной собственности, против брака, против государства? Разве оно не проповедовало вместо этого благотворительность и нищенство, безбрачие и умерщвление плоти, монастырскую жизнь и церковь? Христианский социализм – это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа. "

Не надо вводить себя в заблуждение буржуазной пропагандой "христианского социализма". Это мошенническая манипуляция сознанием эксплуатируемого пролетариата, практикующаяся попами и прочими проходимцами, включая политических, в интересах эксплуататоров-буржуазии.

Социализм и далее коммунизм - это наука, материализм, атеизм, это светское общество, опирающееся в своей деятельности исключительно на достоверные знания, которые может предоставить исключительно научный метод изучения мироздания.

Сам же социализм (коммунизм) лишены какого-либо идеализма.
Их отличие от капитализма имеет совершенно материальный признак:

ЗАПРЕТ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА И ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ ВСЕХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА.

Т.е., ликвидация самого механизма эксплуатации человека человеком. При этом ликвидируется капиталист, как класс, тем самым исключаются антагонистические противоречия в обществе, свойственные капитализму, между трудом и капиталом, ибо всякий зарабатывает себе на жизнь своим трудом и никто - капиталом .

Это и есть настоящий социализм, а не фальшивый "христианский".