Отличие развития и роста. Чем отличается экономический рост от экономического развития. Сущность экономического развития

Отличие развития и роста. Чем отличается экономический рост от экономического развития. Сущность экономического развития

Аббревиатуры ЕГЭ и ГИА расшифровываются как единый государственный экзамен и государственная итоговая аттестация . Эти виды контроля осуществляются для определения уровня знаний выпускников основной и старшей общеобразовательной школы. На их основании заполняется приложение к аттестату об основном общем образовании и аттестату об основном полном образовании – документам государственного образца, которые выдаются лицам, окончившим 9 и 11 классов.

Определение

ЕГЭ - централизованно проводимый в школах, гимназиях и лицеях Российской Федерации государственный экзамен, по результатам которого выпускники 11 классов общеобразовательных учебных заведений могут быть приняты в ссузы и вузы, если количество полученных баллов окажется для этого достаточным. Установить уровень усвоения обязательных программ по русскому языку, литературе, математике, иностранным языкам, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, информатике позволяют единые методы оценивания, а также принцип подбора для каждого предмета однотипных заданий, утвержденных Министерством образования Российской федерации.

ГИА — обязательная и единая для всех общеобразовательных школ форма сдачи выпускных экзаменов по русскому языку и математике в 9-м классе. В форме государственной итоговой аттестации могут проходить еще два экзамена по выбору и один – по решению региональных органов управления образованием. Система оценивания ГИА позволяет объективно и точно устанавливать уровень подготовки выпускников, что немаловажно для их дальнейшего обучения в колледжах, профессиональных училищах и профильных 10 классах.

Сравнение

Процедура проведения ЕГЭ для выпускников 11 классов предусматривает осуществление этой формы контроля и независимого оценивания в специально подготовленных пунктах при участии государственной экзаменационной комиссии, функции которой регулируются Рособрнадзором.

ГИА для выпускников 9 классов проходит в школе под контролем территориальной экзаменационной комиссии. В ее компетенцию входит оценивание результатов государственной итоговой аттестации и решение вопросов апелляции.

Для ЕГЭ необходим отдельный бланк регистрации. Все данные об участнике ГИА заносятся в первую строку бланка № 1; на этом же бланке размещаются задания первого и второго уровней сложности, отмеченные литерами А и В.

В бланках ЕГЭ не допускаются исправления и зачеркивание выбранных ответов. При выполнении заданий типа А и В на бланках ГИА разрешаются исправления: комиссией оценивается только конечный результат работы.

Количество заданий первого и второго уровня для ЕГЭ составляет 30 и 14 вопросов в соответствии с типами А и В. Задания А и В для ГИА ограничены 3 и 8 вопросами.

Задание третьего уровня, на бланках ЕГЭ и ГИА отмеченное литерой С, для выпускников 11 классов более сложное, чем для девятиклассников.

Время выполнения работы при проведении ЕГЭ – 3 астрономических часа. Для ГИА оно составляет 4 часа.

Результаты ЕГЭ заносятся в единую федеральную электронную базу данных. Данные о прохождении выпускником 9 класса ГИА хранятся в школе и окружном управлении образованием.

Выводы сайт

  1. ЕГЭ проводится для 11 классов как обязательная форма экзамена, по результатам которого определяется уровень усвоения выпускниками образовательных программ по отдельным предметам.
  2. Участниками ГИА являются выпускники 9 классов общеобразовательных школ.
  3. ЕГЭ проводится в зарегистрированных Рособрнадзором пунктах проведения экзамена.
  4. ГИА проходит в школе при участии территориальной экзаменационной комиссии.
  5. Количество вопросов к заданиям типа А и В для ЕГЭ больше, чем для ГИА, а степень сложности задания типа С выше.
  6. На проведение ЕГЭ отводится на 1 час меньше времени, чем на прохождение ГИА.
  7. По результатам ЕГЭ выпускники 11 класса могут быть приняты в высшие или средние специальные учебные заведения.
  8. Результаты прохождения ГИА учитываются при поступлении выпускников 9 классов в колледжи, профессиональные училища и профильные учебные заведения.

Недавно к о мне подошла испуганная мама моего ученика и сказала:
-Как же им не стыдно там, в Министерстве. Не успели к ЕГЭ подготовиться, а тут еще надо какой-то ОГЭ сдавать.
-Так, со злорадством подумала я,-надо, надо все-таки ходить на родительские собрания, потому что и об ОГЭ, и о ГВЭ говорилось мною и не раз, но...
Публикую полностью , в которой, как мне кажется, просто и доходчиво разъясняется, что нас ждет дальше!!!

В последнее время в Интернете (да и не только там) стали все чаще появляться незнакомые аббревиатуры – ОГЭ и ГВЭ, часто трактуемые как «новые экзамены» или «экзамены, которые теперь нужно сдавать вместо ГИА и ЕГЭ ». Чем дальше заходили такие «обсуждения», тем больше путаницы они вызывали в умах и так уставших от бесконечных школьных реформ старшеклассников. Но ничего сложного тут нет. Давайте разберемся вместе.

Не успели мы привыкнуть, что после девятого класса нужно сдавать ГИА, а после одиннадцатого – ЕГЭ, как появились еще какие-то ОГЭ и ГВЭ. Расшифровка этих аббревиатур – «Основной государственный экзамен» и «Государственный выпускной экзамен» – никакой ясности не вносит. Откуда они взялись? Чем отличаются? Они что, теперь существуют вместо ГИА?

На самом деле все просто. Напомним, прежде всего, что с 2014 года ГИА (Государственная итоговая аттестация) становится обязательной для всех девятиклассников России. Согласно Приказу Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 года, ГИА 2014 проводится в двух формах – ОГЭ в 9-м классе и ГВЭ в 9-м классе. Возьмем выдержку из того же приказа (с некоторыми сокращениями):

ГИА проводится:

а) в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов… (далее – КИМ) – для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА;

б) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее – государственный выпускной экзамен, ГВЭ) – для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ... а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования.

Таким образом, 9-классники, не имеющие ограничений по здоровью или не обучающихся в спецучреждениях закрытого типа, будут сдавать ГИА в форме ОГЭ, то есть по стандартным тестам – КИМам. А 9-классники, имеющие соответствующие ограничения, сдают ГИА в форме ГВЭ.

В формате ГВЭ сдают ЕГЭ и 11-классники той же категории (имеющие соответствующие ограничения).

В 2014 году ГИА (ОГЭ) начнется не ранее 25 мая по обязательным учебным предметам и не ранее 20 апреля по остальным. До 1 апреля в СМИ и на официальных сайтах органов управления образованием должно бытьопубликовано расписание ОГЭ .

Важно также упомянуть о некоторых изменениях в выдаче аттестата в 2014 году. Если раньше для получения аттестата необходимо было успешно сдать только обязательные предметы (русский и математику), то теперь все экзамены должны быть сданы как минимум удовлетворительно. Всего ученики должны сдать как минимум 4 экзамена (два обязательных и два на выбор).

По телевидению нам часто говорят, что год от года растут темпы производства, ВВП, а также другие показатели, однако жизнь от этого лучше не становится. Связано это с активной подменой понятий и манипуляциями. Дело в том, что рост и развитие – абсолютно разные категории, которые ощущаются особым образом. Оценивая успех компании, человека или государства, следует разделять понятия. Это даст возможность получить ясную картину ситуации.

Развитие – это процесс качественного перехода к новому состоянию, которое по своим параметрам превосходит предыдущее. Возврат к исходной точке становится либо невозможным, либо крайне затруднительным (эволюция в природе). Тенденции развития универсальны: все государства рано или поздно переходят к рыночной экономике, либерализму. В природе данное качество проявляется в том, что выживает сильнейший организм, наиболее приспособленный к определённым условиям.

Рост – это численное наращивание мощностей, объёмов производства, представительств и филиалов в неизменном состоянии. Так, стратегию исповедуют международные корпорации – Макдоналдс, Кока-Кола, Икеа, открывая одинаковые магазины и заводы в различных городах и странах. Они работают по одной и той же схеме, которая приносит успех компании. Главный критерий успеха – это количественные показатели, охват рынка, объём выпущенной продукции. В природе многие организмы выживают именно таким образом (например, морская капуста, которая представляет собой размноженную клетку – одну-единственную).

Итак, развитие – это изменение состояния, переход к новому этапу, независимо от сферы деятельности. Если верить теории Дарвина, то обезьяна, орудуя предметами труда, постепенно стал человеком. Зато наше племя, освоив медицину и массовое производство еды и одежды, смогло заселить весь земной шар – это уже рост. Если же появится новый вид человека, который будет лучше подходить под сложившиеся условия, это станет новой вехой развития.

Рост всегда можно подсчитать, выразив конкретными цифрами. Если рабочий за один день вытачивает на станке 100 деталей, а его напарник – 98, то за день рост производства составит 198 единиц. С развитием дело обстоит сложнее: это оценочный показатель, который может подвергаться сомнению. Так, многие люди считают демократию не очередным витком эволюции общественной жизни, а, напротив, шагом назад. В то же время, рост не исключает развитие: данные стратегии можно сочетать в бизнесе, производстве, торговле.

Выводы сайт

  1. Тип изменений. Рост – это количественное изменение массы с сохранением исходных качеств. Развитие – переход к новому состоянию, которое качественно отличается от предыдущего.
  2. Пределы. Система может расти до определённого момента, пока у неё не наступит кризис. Дальнейшее движение по этому пути станет невозможным. Это касается всех сфер человеческой деятельности, а также законов природы. Развитие же, по заверениям учёных, может продолжаться бесконечно: сложно даже вообразить, по каким путям двинется эволюция.
  3. Обратимость. Рост всегда можно остановить, ограничив тем или иным образом. На производстве есть возможность направлять его, задавая определённые показатели. Повернуть вспять развитие практически невозможно: для этого придётся приложить немало сил и средств, а результат всё равно будет неудовлетворительным.
  4. Измеримость. Подсчитать результаты роста достаточно легко: его можно выразить в абсолютной или относительной форме. Что касается развития, здесь ситуация совершенно иная: сравнивать различные состояния порой очень сложно.

Понятия «экономический рост» и «экономическое развитие» довольно близки по значению, но совсем не тождественны по своей сути. Что означают приведенные термины? Чем отличается экономический рост от экономического развития?

Сущность экономического развития

Экономическое развитие - это длительный процесс, который характеризуется широким рядом факторов, охватывающих не только непосредственно экономику государства, но также социальную сферу и другие области. Термин применим к государствам с развивающимися экономиками (отличие экономического роста от экономического развития состоит в том, что первым термином описывают изменения в странах с развитой экономикой).

Экономическое развитие проявляется в общем улучшении благосостояния государства, предполагает рост реальных доходов граждан, повышение уровня во многих социальных показателях: качество образования, культурное развитие. Другие важные моменты экономического развития - привлекательность государства в инвестиционном плане, стабильный курс валюты (или подорожание национальной валюты).

Индекс динамичности экономического развития

Согласно исследованию международной аудиторской компании Grant Thornton и авторитетного центра исследований в области экономики The Economist Intelligence Unit, рейтинг по динамичности экономического развития возглавила Австралия, чей показатель равен шестидесяти шести баллам. В тройку лидеров вошли также Чили и Китай. Рейтинговый балл определяется экспертной оценкой экономики государства по двадцати двум показателям, которые объединены в несколько контрольных групп.

Группы стран по уровню экономического развития

По уровню общего экономического развития выделяют несколько групп государств:

  • Развивающиеся страны, которые ставят своей основной целью догнать развитые по уровню экономики и качества жизни граждан. К таким государствам относятся Китай, Чили, Мексика, Пакистан, Латвия, Чехия, Хорватия, Казахстан и другие.
  • Слаборазвитые страны, которые находятся в упадке. Это большинство африканских стран, островные государства, а также Монголия, Афганистан, Йемен, Бангладеш и подобные.

Экономический рост: понятие

Чем экономический рост отличается от экономического развития? Рост в экономике - понятие с более узкой концепцией. Он является процессом кратковременным и характеризуется изменением объема производства в положительную сторону. Чем экономический рост отличается от экономического развития, так это проявлением: термин «рост» в экономике можно выразить понятиями «внутреннего валового продукта» и «валового национального продукта», тогда как экономическое развитие связано в том числе и с жизненным уровнем, или социальной сферой.

По темпам экономического роста выделяют такие типы явления:

  • Равномерный, который наблюдается в Евросоюзе или США.
  • Так называемое экономическое чудо, которым характеризуются экономики Южной Кореи, Гонконга или Японии.
  • Трагедия роста - упадок экономики, сопровождающийся снижением уровня жизни населения. Ситуация характерна для центральноафриканских стран.
  • Отсутствие роста, которое не оказывает влияния на социальную сферу. Такой процесс наблюдается в Зимбабве.

Факторы, влияющие на рост экономики

Среди факторов, оказывающих влияние на рост экономики в развивающихся странах, можно перечислить следующие:

  • уровень развития транспортной и иного рода инфраструктуры (экономики, связи);
  • переход от сельского хозяйства к продуктивному производству (мобильность рабочей силы);
  • приток финансовой помощи и инвестиций от других государств;
  • образовательные стандарты и уровень грамотности, которые можно определить как дальнейшую производительность рабочей силы;
  • величина имеющихся сбережений;
  • уровень коррупции.

Сравнительная таблица

Чем отличается экономический рост от экономического развития? Основные различия наглядно отражены в таблице ниже.

Показатель для сравнения терминов

Экономический рост

Экономическое развитие

Длительность процесса

Краткосрочный

Продолжительный

Концепция

Применение понятия

К странам с развитой экономикой

К развивающимся экономикам

Количественное выражение

Повышение ВВП и ВНП

Реальные положительные изменения, повышение продолжительности жизни, уровня образованности граждан, снижение младенческой смертности и так далее

Род изменений

Количественные изменения

И качественные, и количественные изменения

Общее между этими понятиями то, что экономический рост находится в числе возможных компонентов, составляющих экономическое развитие, однако же не всегда является его следствием или определяет экономическое развитие в ближайшей перспективе.

Чем отличается экономический рост от экономического развития? Существенная разница между такими понятиями понятнее всего на примере. Так, рост человека обозначает увеличение массы тела и роста, то есть тех показателей, которые можно измерить, сопоставить, проанализировать. Развитие же определяется рядом не только физических факторов (возраста, роста и массы тела), но и абстрактных аспектов - культуры, поведения, уровня зрелости, умения общаться, интеллекта, привычек.

Экономический рост без развития

Экономический рост без развития происходит, когда при увеличении количественных показателей не происходит реального роста уровня жизни населения. Эта ситуация может быть следствием таких причин:

  • Высокий уровень коррупции, когда все улучшения в виде дополнительного финансирования идут в карман высшему управляющему звену.
  • Экологические проблемы. Снятие мер по обеспечению экологической безопасности почти наверняка увеличит объемы производства, но тот же шаг спровоцирует ухудшение здоровья населения. Так, вместе с экономическим ростом произойдет падение качества жизни граждан государства.
  • Перегруженность транспортной инфраструктуры. Коллапс на дорогах, который может стать следствием скачка экономического роста, будет ухудшать качество жизни населения, которое будет вынуждено проводить значительное время в пробках.

  • Финансирование военного сектора. Страна может увеличить ВВП за счет развития оборонной промышленности, тогда как в других областях (образовании, здравоохранении, культуре) прогресса не будет.
  • Отсутствие рынков сбыта. Увеличение объема производства, выраженное в количественных показателях, приведет к экономическому росту, однако при отсутствии рынков сбыта действительного улучшения уровня жизни граждан не наступит.

Краткое объяснение различий

Кратко (но от этого не менее полно) объяснил различие понятий Шумпер. Чем экономический рост отличается от экономического развития? Ответ автор дает доступный: рост - это изменения в количественном плане (увеличение производства и потребления), а развитие - качественные характеристики (улучшение уровня жизни населения, инновации в производственной сфере, иностранные инвестиции и так далее).

Итак, чем отличается экономический рост от экономического развития? Развитие следует понимать как обширное понятие, включающее в себя экономический рост. Оно может оцениваться рядом различных индикаторов, которые указывают на прогресс в экономике государства в целом. Рост же характеризуется только конкретными показателями в численном выражении.

Понятия «экономический рост» и «экономическое развитие» очень близки, но не тождественны. Что они означают?

Под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов экономики государства, которое можно пронаблюдать исходя из макропоказателей - прежде всего, величины ВВП. При этом в расчет берется реальное увеличение соответствующего показателя, а не номинальное - то есть когда ВВП исчисляется с учетом роста инфляции. Если ВВП опережает ее, то фиксируется экономический рост.

Рассматриваемое понятие может обозначать не только увеличение стоимости производимых предприятиями государства товаров и услуг, но также и рост объема их выпуска в количественном выражении. В этом смысле понятие экономического роста следует трактовать более узко - применительно к какой-либо отрасли, например к машиностроению.

Под экономическим развитием понимается общее улучшение состояния экономики государства, которое может выражаться, во-первых, в экономическом росте (но это не всегда так - далее мы рассмотрим почему), а во-вторых, в качественной модернизации хозяйственных процессов - с точки зрения применяемых технологий, производительности труда, качества и конкурентоспособности товаров и услуг, поставляемых на внутренний и мировой рынок.

Экономическое развитие государства предполагает рост доходов граждан - причем, как и в случае с ВВП, в реальном, а не номинальном выражении: в темпах, которые опережают инфляцию. Наличие большего объема располагаемых денежных средств предопределяет улучшение многих социальных показателей - таких как качество образования жителей страны (для них становится доступнее платное обучение в вузах и на различных курсах, в том числе и за рубежом), а также, например, повышение уровня знаний граждан в области национальной и международной культуры (человек получает возможность больше путешествовать, участвовать в экспедициях, жить в других странах).

Важные аспекты экономического развития - инвестиционная привлекательность национального хозяйства страны, объем торгов на фондовых рынках государства. Имеет значение и динамика курса валюты страны. При устойчивом экономическом развитии он стабилен либо отражает удорожание национальной валюты государства.

Главное отличие экономического роста от экономического развития в том, что второй процесс - более емкий по содержанию. Как правило, он включает в себя и экономический рост. Но обязательно - дополняет его другими показателями, причем не только экономического, но и социального характера.

Может ли наблюдаться экономический рост без экономического развития, и наоборот?

Теоретически и то и другое возможно. В отдельные периоды экономического развития государства нередко реализуется сценарий, при котором ключевые макроэкономические показатели - такие как ВВП - устойчиво растут, но это слабо отражается на качественных характеристиках национального хозяйства. Предприятия страны могут продолжать активно выпускать востребованные товары, но без улучшений в части технологических процессов и повышения, как результат, конкурентоспособности продукции.

В свою очередь, экономическое развитие вполне возможно и без заметного экономического роста. Даже если ВВП страны не растет или же вовсе снижается - предприятия, расположенные в государстве, могут тем не менее активно модернизировать фабричные линии, увеличивать производительность труда, обеспечивать рост зарплаты сотрудникам.

Но в долгосрочной перспективе экономическое развитие маловероятно без экономического роста - и наоборот. В определенный момент дальнейшее увеличение ВВП государства становится возможным только при условии качественной модернизации производства и социальной системы, при внедрении новых технологий, повышении покупательной способности населения. Аналогично, если ВВП и объемы производства в национальном хозяйстве долгое время расти не будут, то в экономике попросту не появится ресурсов для необходимой модернизации.

Определив, в чем разница между экономическим ростом и экономическим развитием, отразим выводы в небольшой таблице.