Мировая практика высокопроизводительных рабочих мест. Существующие методы оценки высокотехнологичных рабочих мест, их квалификация. В мэр рассказали о проблемах создания высокопроизводительных рабочих мест

Мировая практика высокопроизводительных рабочих мест. Существующие методы оценки высокотехнологичных рабочих мест, их квалификация. В мэр рассказали о проблемах создания высокопроизводительных рабочих мест

Современная экономика должна опираться на последние технологические достижения, что равносильно созданию множества высокотехнологичных рабочих мест (ВРМ). Что же скрывается под этим термином?

Анализ показывает, что общепринятого строгого определения ВРМ не существует. Тем самым широкая общественность и административный истеблишмент пользуются понятием, не до конца ясным и определенным.

Исторически понятие ВРМ получило «политическое рождение» с речи президента России В.Путина, произнесенной им в день инаугурации 7 мая 2012 г. В этой программной речи была поставлена задача создания к 2020 г. 25 млн. рабочих мест. Впоследствии, 26 мая 2013 г., в преддверии дня предпринимателя, В.Путин встретился с представителями малого и среднего бизнеса. Главной темой обсуждения стала задача создания 25 млн. рабочих мест (далее – Задача–25). На этой же встрече он сделал важный комментарий к Задаче – 25: «Важно, чтобы новые рабочие места были высокотехнологичными. Там, где они появляются, наблюдается так называемый синергетический эффект по всем направлениям: по эффективности, по повышению производительности труда, по решению социальных задач, включая уровень заработной платы и улучшение условий труда». Так же отметим, что анализ модернизированных производств показал, что на предприятиях так называемой новой экономики выработка на одного работающего почти в 10 раз больше, чем на старых, традиционных предприятиях, а прибыль на одного работающего выше в 8,6 раза. В приведенных комментариях просматриваются основные характеристики ВРМ.

В последующих исследованиях неоднократно уточнялись некоторые параметры ВРМ. Например, одна из характеристик ВРМ была озвучена, уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей, Б.Титовым. В одной из своих своей статье он указал на тот факт, что организация «Деловая Россия» выдвинула идею создать к 2025 г. в конкурентном секторе экономики России 25 млн. новых современных ВРМ с производительностью не менее 3 млн. руб. в год. Это существенное уточнение технологического параметра ВРМ. Чтобы лучше понять масштаб технологического рывка, который необходим при переходе на ВРМ, сравним их производительность со средней по стране. И так, по данным Росстата, численность занятых в стране в 2012 г. достигала 71,5 млн. чел., а ВВП составил 62,6 млрд. руб. Это означает, что средняя производительность труда в этом году в России составляла 875,5 тыс. руб. Следовательно, производительность ВРМ должна быть почти в 3,5 раза выше средней по стране.

Таким образом, понятие ВРМ как таковое в научной и деловой литературе отсутствует. Между тем данное понятие не является столь сложным, что нуждается в специальных академических определениях; специалисты хорошо понимают сущность этого понятия. В целом же, понятие ВРМ является своеобразным политическим штампом, возникшим в период предвыборной президентской гонки. За прошедшее время активные дебаты вокруг Задачи–25 привели к тому, что понятие ВРМ «обросло» необходимыми характеристиками, которые и позволяют довольно точно верифицировать и сам феномен ВРМ.

ВРМ – это такое рабочее место, для которого имеют место следующие факты:

· оснащенность самым современным технологическим оборудованием, основанным на последних достижениях науки и техники;

· высокая экономическая эффективность производства (производительность труда должна, как правило, в разы превосходить аналогичный показатель традиционных производств; например, в 3,5 раза выше средней производительности труда в стране);

· высокая квалификация работников, занятых на данном рабочем месте;

· высокая заработная плата работников, занятых на данном рабочем месте (в разы выше, чем у работников традиционных производств);

· высокая стоимость создания нового рабочего места или модернизации старого рабочего места (не менее 100 тыс. долларов).

Из сказанного вытекает, что процесс воспроизводства ВРМ, который в явном виде в литературе как таковой не обсуждается, предполагает три ключевых момента:

1. Создание новых ВРМ (в том числе за счет модернизации старых);

2. Подготовка квалифицированных кадров для новых ВРМ;

3. Создание благоприятных институциональных условий для инвестирования в новые ВРМ.

Анализ рабочего места позволил отобрать и обосновать ряд технико-технологических и организационно-экономических показателей (табл. 1 «Показатели оценки рабочего места»), отвечающих сформулированным выше требованиям.

Таблица 1. «Показатели оценки рабочего места».

Технико-технологические показатели :

Оценка рабочих мест по качеству продукции (осуществляется для рабочих мест, предназначенных для производства продукции, определяемой ГОСТами и стандартами предприятия).

Оценка рабочих мест по показателю производительности установленного оборудования (фактическая производительность оборудования (Пф) сравнивается с плановой производительностью оборудования (Пп)).

Оценка показателя:

Пф = Пп – удовлетворительно;

Пф < Пп – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по уровню технического состояния оборудования (нормой являются технико-производственные свойства технологического оборудования, определенные нормативно-технической и/или конструкторской документацией)

Оценка рабочих мест по степени износа оборудования.

Киз = 1 – Сост: Снач,

где Киз – коэффициент износа оборудования;

Сост – остаточная стоимость оборудования;

Снач – начальная стоимость оборудования.

Оценка показателя:

0,41 < Киз< 0,75 – удовлетворительно;

0,76 < Киз< 1,00 – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по уровню технологической оснащенности (нормативный перечень технологической оснастки рабочего места, утвержденный в ходе проектирования, сравнивается с технологической оснасткой, имеющейся в наличии на оцениваемом рабочем месте).

Организационно-экономические показатели :

Оценка рабочих мест по выполнению плана производства (нормой по данному показателю считаются плановые объемы производства продукции (Вп) за год до проведения оценки рабочего места; фактическое значение – фактический объем выпуска продукции (Вф) за аналогичный период)

Оценка показателя:

Вф = Вп – удовлетворительно;

Вф ≠ Вп из-за аварий и простоев оборудования – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по занятости работников производительным трудом

Кз = Тпр ф: Тпр п = (Тсм – Толн – Твп) : (Тсм – Толн),

где Тпр п – плановое время производительного труда в течение рабочей смены;

Тпр ф – фактическое время производительного труда в течение рабочей смены;

Тсм – время рабочей смены;

Толн – нормативное время на отдых и личные надобности;

Твп – время внутрисменных простоев.

Оценка показателя:

0,75 < Кз < 1,0 – удовлетворительно;

Кз < 0,75 – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по соответствию квалификации работников (Рч) и тарифного разряда работ (Рраб)

Осуществляется по модулю (абсолютному значению) |Рч – Рраб |.

Оценка показателя:

0 < |Рч – Рраб| < 1 – удовлетворительно;

1 < |Рч – Рраб| – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по рациональности планировки :

В этом случае применяется экспертная оценка. При ее проведении учитываются:

· рациональное размещение оборудования;

· обеспечение минимального перемещения работника в рабочей зоне и за ее пределами;

· рациональное размещение и хранение на рабочем месте материалов и инструментов.

Оценка показателя может быть удовлетворительной или неудовлетворительной.

Оценка рабочих мест по уровню организационной оснащенности

Нормативный перечень организационной оснастки рабочего места, утвержденный в ходе проектирования, сравнивается с фактической организационной оснасткой. Оценка показателя:

· фактическая организационная оснащенность рабочего места соответствует нормативу – удовлетворительно;

· не соответствует – неудовлетворительно

Оценка рабочих мест по качеству регламентации труда :

Нормативным значением данного показателя является наличие на рабочем месте рабочей и технологической инструкций на данное рабочее место, технолого-нормировочной карты.

Оценка показателя:

· регламентация труда на рабочем месте соответствует нормативному уровню удовлетворительно;

· не соответствует – неудовлетворительно.

Существуют так же следующие методы оценки рабочих мест: ранжирование, классификация и балльно-факторный.

Ранжирование расставляет описания работ от наивысшего до низшего на основании какого-либо критерия (объем работы, сложность работы, значимость работы, цена ошибки и др.) При небольшом количестве рабочих мест их ранжирование можно успешно провести, не прибегая к каким-либо специальным методикам, то есть путем прямого ранжирования.
Рабочее место, получающее наибольшее количество отметок считается самым значимым и ему присваивается наивысший ранг. Когда оценку одних и тех же рабочих мест в целях объективности осуществляют несколько оценщиков, ранги рабочих мест складываются и рассчитываются их среднеарифметические значения.
Наиболее существенным недостатком метода ранжирования является то, что он не имеет единицы измерения для определения относительной ценности рабочего места.

Метод классификации – наиболее распространенный. В нашей стране многие десятки лет он являлся основным методом оценки рабочих мест. Метод классификации в современной компании осуществляется в два этапа – вначале разрабатывается система классификации оценки рабочих мест, а затем, собственно, проводится оценка рабочих мест.
Разработка системы классификации ОРМ, безусловно, является самым сложным этапом внедрения метода классификации, и должна быть завершена созданием справочника-классификатора работ компании. В дальнейшем оценка того или иного рабочего места компании проводится путем сравнения описания рабочего места и эталонных характеристик справочника-классификатора.

Балльно-факторный метод оценки рабочих мест является аналитическим методом. В сравнении с другими методами оценки рабочих мест он более точен и объективен. Главное отличие БФМ от методов ранжирования и классификации – это наличие универсальных компенсируемых факторов. Компенсируемые факторы – это доступные измерению требования к рабочим местам, которые являются общими для многих различных видов деятельности. Компенсируемые факторы основываются на стратегии деятельности компании, на необходимости оценки вклада рабочего места в результаты ее деятельности. Компенсируемые факторы – это такие характеристики в деятельности, которые ценятся организацией – это то, за что работодатель готов платить работнику (компенсировать деньгами). Самые популярные и понятные компенсируемые факторы – это навык, усилие, ответственность и условия труда. Чтобы упростить понимание этих абстрактных универсальных факторов для более детального описания каждого универсального фактора используется некий вторичный набор факторов, которые называются субфакторами. Субфакторы – это понятия, определяющие конкретные атрибуты какого-то конкретного рабочего места более точно. Количество субфакторов по каждому фактору чаще всего колеблется от двух до трех. При идентификации субфакторов важно давать им как можно более точные описательные характеристики, используя при этом минимальное количество слов для исключения ошибок, которые могут привести к переоценке или недооценке рабочих мест. Субфакторы не должны дублировать друг друга.
Например, для фактора навык наиболее применимыми являются субфакторы образование и опыт.

Несмотря на то, что планы создания высокопроизводительных рабочих мест активно обсуждаются, устанавливаются целевые показатели их создания, до сих пор не предложено четкого определения понятия высокопроизводительного рабочего места. В мировой практике наиболее близкий из существующих терминов - «качественное рабочее место». В этом случае смысловой акцент сделан не на производительности труда, а на качестве оснащения места (с точки зрения работника), социальной обеспеченности трудящегося и уровне оплаты труда. То есть при подходе с точки зрения «качественного» рабочего места рассматривается уровень потребления и сбережений работника, а «высокопроизводительного» - эффективность производства.

Таблица 2. «Некоторые примеры определений высокопроизводительных рабочих мест».

Источник Критерии
Указ Президента РФ №596 от 7 мая 2012 г. "О долгосрочной государственной экономической политике" до 2020 г. Производительность труда в 1,5 раза выше, чем в 2011 году
Деловая Россия Выручка не менее 3,5 млн руб. в год на одно рабочее место
АНО «Агентство стратегических инициатив» Добавленная стоимость не менее 900 тыс. руб. в год на рабочее место, заработная плата не менее 30 тыс. руб. в ценах 2011 года
Фонд Форда (США) Рабочее место, позволяющее получать достаточную для жизни заработную плату, накапливать финансовые активы, иметь карьерные перспективы
Институт изучения занятости (США) Рабочее место, которое гарантирует улучшение качества жизни среднего класса и выход за пределы порога бедности для американцев с низким уровнем доходов

Агентство стратегических инициатив (АСИ) определяет высокопроизводительное рабочее место по критериям:

Производительность труда не ниже 963 тыс. рублей в год в ценах 2012 г. – для всех секторов экономики, кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг

Зарплата не ниже 44 940 руб. в месяц в ценах 2012 г., скорректированная с учетом отличия уровня потребительских цен в регионе от среднего по стране – для Государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг

На данном рабочем месте работает квалифицированный или высококвалифицированный специалист.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

Налоговая служба и ОНФ рассчитали число высокопроизводительных рабочих мест в России - их данные оказались позитивнее оценок Росстата. Довести количество таких мест до 25 млн к 2020 году поручил Владимир Путин

В 2012 году, начиная свой третий президентский срок, Владимир Путин поручил сделать так, чтобы к 2020 году в российской экономике насчитывалось не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), но он не сказал, как нужно определять и считать такие рабочие места. С тех пор адекватной методики так и не появилось (официальная методика, на которой остановился Росстат, продолжает вызывать много критики). При этом создание высокопроизводительных рабочих мест — это не только формальная цель майских указов Путина, но и элемент дискуссий вокруг будущей экономической программы, которую выберет президент. Прирост ВПРМ — центральное звено программы «Стратегия роста» Бориса Титова и его соратников, а у Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина многое сосредоточено вокруг повышения производительности труда (обе программы конкурируют за внимание Путина).

Реанимировать понятие ВПРМ решили Общероссийский народный фронт, Титов и привлеченные им эксперты. С помощью закрытых данных ФНС они заново подсчитали количество таких рабочих мест и их динамику в целом по экономике и по секторам, следует из доклада Бориса Титова к заседанию промышленного комитета ОНФ, которое пройдет в четверг, 29 июня, в Москве (презентация есть у РБК). Исследование подготовлено промышленным комитетом ОНФ с привлечением экспертов, в том числе Института экономики роста им. Столыпина.

Число ВПРМ с каждым годом растет (см. инфографику), а не падает, как следует из методики Росстата. Обе методики сходятся в том, что сейчас в российской экономике 16-17 млн ВПРМ, но тренд задают принципиально по-разному. При этом в исследовании ОНФ устойчивый рост числа ВПРМ происходит на фоне сокращения общего количества рабочих мест в стране, и ему не помешала двухлетняя рецессия (2015-2016). Почему эти тенденции могут сочетаться, в докладе не поясняется. «Рост ВПРМ — это рост эффективности занятости, и он сильнее всего проявился в обрабатывающих производствах, а в торговле, госуправлении, нефтехимии, рыболовстве и ряде других отраслей число ВПРМ падает. Те цифры, которые мы видим, свидетельствуют о снижении эффективности занятости в целом», — написал Титов РБК по электронной почте.

Рост или падение?

С 2011 года количество высокопроизводительных мест, по оценке ОНФ, выросло почти на треть и составило по итогам прошлого года 16,6 млн — 27% от общего числа рабочих мест в России. Росстат же число ВПРМ по итогам 2016 года оценивает в 16 млн. У Росстата показатель снижается с 2014 года, отдаляясь от цели в 25 млн к 2020 году, которую поставил Путин. Но и из расчетов ОНФ следует, что при сохранении текущей экономической политики показатель в 25 млн не будет достигнут даже к 2025 году.

Росстат и ОНФ по-разному определяют понятие высокопроизводительного рабочего места. До появления майских указов Росстат вообще не считал число ВПРМ, а необходимую методику разработал только в 2013 году. Но в ее основу легли не квалификация сотрудников и не качество производимых ими товаров или услуг (хотя Путин просил, чтобы это были «высокопродуктивные и современные» позиции), а средняя зарплата на предприятии. В случаях, когда она превышает определенное пороговое значение, установленное с учетом отрасли, размера организации и региона, все рабочие места на предприятии автоматически зачисляются в «высокопроизводительные».

Методология ОНФ и Института Столыпина тоже не берется измерить производительность по каждому рабочему месту в отдельности. Но к критерию стоимости оплаты труда добавляется прибыль, сгенерированная для предприятия в среднем одним его работником. Производительность труда на конкретном предприятии определяется как сумма двух слагаемых — оплата труда работника (включая страховые взносы с зарплат) и валовая прибыль предприятия в расчете на одного сотрудника. По каждой отрасли рассчитан целевой показатель производительности труда, равный общеотраслевому показателю, увеличенному в полтора раза (потому что в майских указах содержится поручение увеличить производительность труда в стране в 1,5 раза к 2018 году). Если у предприятия его производительность превышает целевую, то все его работники зачисляются в ВПРМ.


Эту методику готовила «Деловая Россия», а расчеты по ней проводила Федеральная налоговая служба (передавать данные из-за налоговой тайны ведомство не может), говорит директор Института Столыпина и вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович. «В перспективе на базе данных ФНС можно создать полноценную систему статистики в дополнение к базам Росстата, как это делается во всем мире», — добавляет она. Пресс-служба ФНС подтвердила РБК, что ведомство рассчитало эти показатели, в их основу легли учетные данные организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сведения из представляемой ими налоговой и бухгалтерской отчетности.

Что делать с неэффективным госсектором?

Лидером по числу ВПРМ на конец 2016 года оказались обрабатывающие производства (4,3 млн), транспорт и связь (2,2 млн), торговля и ремонт автотранспортных средств (1,9 млн). Меньше всего высокопроизводительных позиций в рыболовстве (38 тыс.), госуправлении (108 тыс.) и образовании (281 тыс.). Госуправление показывает и худшую динамику среди отраслей — за пять лет число ВПРМ в органах власти сократилось на 40%, или 72 тыс. единиц (см. инфографику).

В госуправлении и социальной сфере количество ВПРМ не может быть ключевым показателем эффективности, отмечает Титов. По его словам, сокращение числа чиновников с целью повышения эффективности — это «лобовой» подход, который не работает. Показатели производительности труда в госуправлении должны быть нацелены на рост качества предоставляемых услуг, подчеркивает он.

Высокопроизводительные рабочие места «не главное» в экономике, рассуждает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Георгий Остапкович. «Все зависит от той методологии, которую в итоге сделают чиновники. Я думаю, что они сделают ту методологию, которая будет соответствовать достижению этого показателя», — говорит он. Исходить нужно из окончательных результатов, а технологических прорывов в отечественной экономике пока нет, добавляет Остапкович.


Проблема даже не в количестве рабочих мест, а в их распределении и структуре, отмечает Титов. ВПРМ должны появляться в обрабатывающем, высокотехнологичном секторах и сельском хозяйстве, а не в «раздутых» торговле и добыче, подчеркивает он. Еще одна проблема, по его словам, — «сверхконцентрация эффективных производств в Москве и Санкт-Петербурге и низкая на периферии»: «В регионах нет современных рабочих мест, зарплаты низкие, люди бегут в центр, поляризация пространства нарастает. Чтобы остановить этот процесс, нужно создавать ВПРМ в регионах с учетом их специализации».

Тема производительности — одна из основных при обсуждении мер по ускорению роста российской экономики. По планам Столыпинского клуба Бориса Титова, ими должны стать выход компаний из тени, развитие малого и среднего бизнеса и восстановление экономики «простых вещей» (все это должно произойти в результате реализации , которые потребуют вложения 7,5 трлн руб. в течение пяти лет). Если полностью реализовать «Стратегию роста», количество высокопроизводительных рабочих мест достигнет 25 млн к 2020 году, а к 2035 году — 35 млн, считает Титов. Производительность должна стать основным драйвером роста экономики, говорится в программе ЦСР Кудрина. Но ЦСР не концентрирует внимание на ВПРМ — меры экспертов касаются производительности «всей системы, а не отдельных элементов», говорит представитель центра.

При участии: Анна Могилевская

МОСКВА, 27 авг — РИА Новости. Достижение показателя по созданию 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест при сохранении текущих тенденций развития экономики затруднительно, говорится в ответе Министерства экономического развития на запрос депутата от КПРФ Сергея Обухова.

Медведев рассказал о факторах, тормозящих экономический рост Низкая производительность труда является одним из самых серьезных тормозов экономического роста, власти сосредоточат свои ресурсы на повышении показателей, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Ранее Обухов направил запрос в правительство по вопросу о стратегии правительства по созданию к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, а также о конкретных высокотехнологичных предприятиях или выведенных на новый технологический уровень с 2012 года.

"При сохранении текущих тенденций развития экономики достижение показателя по созданию к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, предусмотренного указом президента РФ от 7 мая 2012 года, представляется затруднительным", — говорится в ответе замминистра экономического развития Николая Подгузова на запрос парламентария. Документ есть в распоряжении РИА Новости.

В целях надлежащего исполнения целей, поставленных президентом РФ, необходимо рассмотреть вопрос корректировки плана, отмечается в документе. Минэкономразвития ежегодно представляет в правительство доклады о ходе достижения данного показателя.

МЭР подготовило проект о понятии "социального предпринимательства" Минэкономразвития (МЭР) РФ совместно с представителями экспертного и предпринимательского сообщества подготовило законопроект, определяющий понятие "социального предпринимательства".

"Что касается результатов 2015 года, то по данном Росстата, количество ВПРМ составило 16 807, 1 тысяч единиц. Таким образом, наблюдается отрицательный прирост ВПРМ относительно предыдущего года (-1473,8 тыс. единиц)", — отмечается в документе. При этом прирост количества ВПРМ за период с 2012 по 2015 год составил 2 286,2 тысяч единиц.

"Следует отметить, что помимо уменьшения количества ВПРМ отрицательная динамика наблюдается и по показателям плана, характеризующим производительность труда. Так, Росстатом, на основе оперативных данных, проведен расчет прогнозируемого значения показателя производительности труда по экономике в целом за 2015 год, которое составило 97, 7% в то время как планом предусмотрено 102, 1%", — отмечается в документе

В МЭР поясняют, что снижение показателей, характеризующих количество ВПРМ и производительность труда в РФ, обусловлено рядом эндогенных и экзогенных факторов. "В качестве основных причин можно отметит такие негативные внешние факторы, как общее ухудшение экономической ситуации, отрицательная динамика основных макроэкономических показателей в 2015 году по отношению к 2014 году", — говорится в документе.

В России могут выделить 40 млрд рублей на программу национальной политики Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) предлагает выделить более 40 миллиардов рублей на реализацию государственной программы национальной политики до 2025 года, соответствующий проект ведомства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Обухов обратил внимание на опечатку в документе, где вместо миллионов рабочих мест указаны миллиарды.

"Мы понимаем, что цифра в 18 миллиардов высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), которая фигурирует в ответе МЭР на наш депутатский запрос, - это всего лишь опечатка, а не альтернативная арифметика, используемая в документах министерства. Но даже цифра в 18 миллионов ВПРМ вызывает у нас ряд вопросов", — сказал РИА Новости депутат.

"Если за 4 года целенаправленной работы правительства (с 2012 по 2015 включительно), по данным в Росстата, создано всего 2 млн ВПРМ, то когда были созданы остальные 16 млн? За последние 20-30, за сто лет? Непонятно. И можно ли вообще в 2016 году считать высокопроизводительными рабочие места, созданные в 80-х, 70-х, 60-х?", — отметил он.

По его мнению, необходимы не сухие цифр, а названия и локация конкретных предприятий, которые появились в стране в рамках выполнения поручения президента. "Будем требовать от правительства детального отчета по всем майским указам и поручениям главы государства", — заключил он.

Создание высокопроизводительных рабочих мест в России не просто необходимая задача, это еще и указ президента от 2012 г. Кроме того, рост производительности труда еще и один из главных источников роста экономики. Как же добиться поставленной цели?

В 2012 г. президент России Владимир Путин поставил перед Минэком задачу по повышению высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в полтора раза до 25 млн.

Поставленная задача не выполнена, а ее решение выглядит все более актуальным, поэтому вопрос сейчас остро обсуждается в экспертных кругах.

Существуют разные взгляды. Так, например, Министерство экономического развития предлагает программу, которая изначально пройдет в некоторых регионах, об этом сегодня сообщили "Ведомости" со ссылкой на презентацию министерства. В рамках этой программы отберут компании, которым бюджет наймет консультантов по повышению производительности труда. Их список предстоит одобрить, но в основном это компании из большой четверки аудиторов. Они проанализируют эффективность компании и предложат кратко-, средне- и долгосрочные меры.

На реализацию программы ведомство просит 29 млрд руб. из бюджета до 2020 г. Отметим также, что существенная часть средств пойдет на борьбу с безработицей.

"Почему за аудиторов и экспертов для частных компаний заплатит бюджет? Потому что в эксперимент войдут средние компании, а у них денег на это нет", – объясняет федеральный чиновник. Критерии выбора – выручка до 30 млрд руб. и большой потенциал к повышению эффективности.

Есть и совершенно иная, надо сказать, уже проработанная позиция по увеличению числа высокопроизводительных рабочих мест. Это позиция "Стратегии Роста" - одной из стратегий социально-экономического развития России, представленной президенту.

Сегодня вопрос создания ВПРМ обсуждался в Общероссийском народном фронте. Прежде всего, что же такое высокопроизводительные рабочие места?

Стоит обратить внимание, что есть определенная проблема в подходах расчета ВПРМ. Росстат считает очень просто: берется средняя зарплата на предприятии и сравнивается с установленным пороговым значением. В том случае, если средняя заработная плата превышает это значение, все рабочие места предприятия считаются высокопроизводительными.

Очевидно, что такой подход не объективен и не отражает реальной картины.

В "Деловой России" пришли к другому подходу, который и лег в основу "Стратегии Роста". Он основан на данных Федеральной налоговой службы, которые считаются более объективными, поскольку содержат конкретные цифры по каждому предприятию. Когда эти предприятия сдают бухгалтерские отчеты, все они идут в базу данных ФНС, а это значит, что известно точное количество рабочих мест на предприятии, сколько оно получает прибыли, сколько начисляется амортизации и сколько в результате создается ВПРМ. Поскольку ФНС не имеет права разглашать данные, ведомство само считает по методологии "Деловой России" и выдает уже финальную картину.

В своем выступлении Борис Титов рассказал, что работа с ФНС - это не теория, это практика, это та работа, которая ведется уже сейчас. При этом он отметил, что, по сути, работа с данными ФНС и есть та цифровая экономика, о которой говорил президент, это самый яркий пример работы с BIG DATA. Данные ФНС, интегрированные в определенную систему, дают фактически реальную картину по всей страны в режиме онлайн.

ВПРМ - благо для всей экономики. В первую очередь это более высокие зарплаты, во-вторых, большие отчисления в бюджет. Стоит отметить, что, по подсчетам ОНФ, количество высокопроизводительных рабочих мест в нашей стране в последнее время выросло, хотя Росстат по своей методологии выявил снижение. Ниже приведены данные с использованием статистики ФНС.

Итак, как же добиться роста ВПРМ? Вот что по этому вопросу сказал Борис Титов.

История вопроса

"Нужно дать четкое определение высокопроизводительных рабочих мест и поставить четкую задачу по их увеличению, чтобы все понимали, что мы хотим, и можно было четко и ясно спросить с каждого, выполнен ли главный KPI или нет. То, что мы уже создали 16,6 млн ВПРМ, если мы выполним основные предложения, которые изложены в рамках "Стратегии Роста", назову лишь несколько: активное стимулирование инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса, создание условий для приток капитала в промышленность, сельское хозяйство, инновационный сектор, развитие цифровой экономики. На базе чего это делать? На базе снижения процентной ставки, то есть новой денежно-кредитной политики, стимулирование налоговыми мерами, тарифы, над которыми сегодня государство просто потеряло контроль".

Впрочем, есть и много различных нюансов, которые сегодня широко обсуждались в ОНФ. Это касается и повышения квалификации рабочих, и дефицита кадров, и качества управления, и, конечно, повышения эффективности госсектора.

Тем не менее Борис Титов уверен, если "Стратегия Роста" будет полностью реализована, количество высокопроизводительных рабочих мест достигнет необходимых 25 млн к 2020 г., а еще через 10 лет составит уже 35 млн.

Как мы уже говорили выше, производительность может и должна стать одним из ключевых драйверов роста экономики.

"Стратегия Роста"

"Стратегия Роста" – среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 г., подготовленная по инициативе Столыпинского клуба по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина Пр-1347 от 13.07.2016. Программа ориентирована на обеспечение выхода на темпы роста экономики выше среднемировых к 2019-2020 гг. с дальнейшим переходом к высоким темпам и качеству экономического роста, обеспечивающему устойчивое развитие в долгосрочном периоде за счет активизации источников роста в несырьевом секторе экономики. Главным целевым показателем "Стратегии Роста" является создание и модернизация 25 млн ВПРМ к 2025 г. С учетом того, что в экономике уже есть 16,6 млн ВПРМ, при осуществлении мер, предусмотренных в "Стратегии Роста", этот показатель может быть не только достигнут, но и превзойден.

Интервью Ханенко Дмитрия Борисовича, генерального директора АО «СЭЗ имени Серго Орджоникидзе», депутата Саратовской областной Думы.


Дмитрий Борисович, мир вокруг нас стремительно меняется, роботы готовятся заменить людей на некоторых направлениях деятельности. Как, по вашему, это может повлиять на рынок труда?

Создание в Российской Федерации высокопроизводительных рабочих мест (далее ВПРМ) является стратегическим ориентиром развития экономики нашей страны. Президент РФ в своих майских указах обозначил важность приведения производительности труда в России к мировому уровню и определил количественный показатель, который обеспечит устойчивое движение в этом направлении. К 2020 году в целом по стране он должен составить не менее 25 миллионов ВПРМ.

На поверхности данная задача позволит решить ряд социальных проблем. Создание высокопроизводительных рабочих мест позволит среднестатистическому работнику получать достаточную для жизни заработную плату, формировать накопления, иметь интересную, способствующую самореализации, работу и карьерные перспективы. Это, несомненно, приведет к росту уровня жизни населения. Но хочется также взглянуть на эту ситуацию несколько с другого ракурса. Для увеличения показателей производительности труда, скорее всего, на высокопроизводительном рабочем месте должны быть применены передовые технологии, повышен уровень автоматизации труда. Что в свою очередь потребует от сотрудников более высокой квалификации по сравнению с обычным рабочим местом, повышенной адаптивности к новым технологиям. В результате при неизменном объеме выполняемой работы организация высокопроизводительных рабочих мест однозначно приведет к существенному сокращению их общего количества. А несоответствие квалификации существующего состава сотрудников новым квалификационным требованиям также повлечет еще и существенное обновление кадрового состава.

Например, внедрение одного Вертикального обрабатывающего центра (ВОЦ) стоимостью около 30 млн. руб. может заменить от 20 до 50 универсальных станков. При двухсменной работе занято на нем будет 3 человека - 2 оператора и 1 наладчик, вместо 20-50 рабочих занятых на универсальных станках.

А, например, внедренная линия поверхностного монтажа и обслуживающий её 1 специалист, заменяют собой целый участок, обслуживаемый 120 сотрудниками.

С заменой оборудования естественно повышается не только его технологический уровень, но и квалификация обслуживающего его персонала.

- И что ждать работникам ряда отраслей всвязи с такими перспективами?

Все это в совокупности может привести к дестабилизации рынка труда и повышению социальной напряженности. Поэтому к решению задачи создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест нужно подходить комплексно, рассматривая суть проблемы и возможные последствия с разных сторон. С одной стороны необходимо нивелировать негативные последствия высвобождения избыточной рабочей силы. Например, создавать программы переподготовки и повышения квалификации кадров. Однако, мне кажется, что основное внимание, нужно уделить мерам, стимулирующим экономическое развитие регионов и страны в целом. Чтобы сохранить занятость населения в условиях создания значительного количества высокопроизводительных рабочих мест необходимо многократно увеличить ВВП. Естественный его рост, в пределах уровня инфляции (5-7%), этого обеспечить не может. Кстати, новейшая история подсказывает нам, что СССР стал в ряд мировых держав только после успешно проведенной индустриализации народного хозяйства. Коллективизация помогла стабилизировать сельскохозяйственный внутренний рынок, но только после индустриализации страна стала на международной арене «тяжеловесом». Обратите внимание на динамику соотношения ВВП нашей страны и США в различные периоды. Даже в лучшие годы мы едва приближались к 50% от главного мирового конкурента.Так что нам еще работать и работать.


Экономически развитые страны как правило имеют мизерную часть сельского хозяйства и хорошо развитую промышленность и сферу услуг. В этих странах высокий ВВП на душу населения и их национальные валюты незначительно теряют в кризисы часть своей стоимости. В основе экономик данных стран основной фокус на развитие отраслей где требуется хорошо образованный и профессинальный персонал. В развивающихся странах с большей долей сельского хозяйства обычно неразвиты сферы образования, науки и здравоохранения, что не позволяет данным странам подняться на следующую ступень технического и экономического прогресса.

- Каков же ваш прогноз - нужно обратить внимание на промсектор экономики?

Промышленные производства являются локомотивом развития экономики. Высокотехнологичные производства формируют максимальный удельный вес добавочной стоимости. Генерируемый развитием промышленного производства мультипликативный эффект напрямую касается и изменения численности занятых. По данным исследований российских и международных специалистов создание одного рабочего места в базовых промышленных секторах дает в среднем около 2 рабочих мест в смежных непромышленных секторах экономики: малый производственный бизнес, инжиниринг, промышленное и гражданское строительство, промышленный аутсорсинг, оптовая торговля и др. Соответственно приложение усилий по развитию инновационных высокотехнологичных производственных предприятий принесет наиболее существенный эффект.

Статистические данные показывают, что уже на сегодняшний день наибольшее количество ВПРМ концентрируется в обрабатывающих производствах. И необходимо не только закрепить эти позиции, но и прилагать усилия по развитию ситуации.

Нужно опережающими темпами наращивать выпуск высокотехнологичной продукции, расширять рынки и открывать новые, осуществлять комплекс мероприятий по стимулированию рынка и развитию экономики в целом. Однако это тема отдельной дискуссии.