![Неверный гтд. Технические ошибки при декларировании товаров. Не указан порядковый номер товара](https://i2.wp.com/glavkniga.ru/images/digit/_elver/images/preview_360_X/12199.jpg)
Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер
Тему статьи предложила главный бухгалтер Елена Юрьевна Лазаренко, г. Нижний Новгород.
При торговле импортными товарами в счете-фактуре нужно указывать, в частности, номер таможенной декларации, по которой они были ввезены в Россию, и страну их происхождени я. Причем не важно, кто продает товар - непосредственный импортер или последующий перепродавец. Это требование к заполнению счета-фактуры едино для всех. Но очевидно, что чем длиннее цепочка от импортера до покупателя, тем выше риск возникновения ошибки в обязательных реквизитах счета-фактуры. Или даже потери информации (и причины этого могут быть вполне уважительными). Нужно ли перепродавцу для проверки данных полученного счета-фактуры требовать копию декларации на ввоз товаров? Грозит ли ему чем-то ошибка в номере декларации, указанном во входящем счете-фактуре? И что делать, если товар явно импортный, но из счета-фактуры этого не видно?
Для вычета входного НДС необходим счет-фактура, который содержит все обязательные реквизиты. В их число, в частности, входя тп. 2 , подп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ :
Как видим, при продаже зарубежных товаров сам импортер может заполнить счет-фактуру на основании таможенной декларации. Но для перепродавца этот первоисточник недоступен. Он может оперировать лишь данными счета-фактуры, полученного от поставщика. Который, кстати, может и не быть импортером.
Поэтому в гл. 21 НК РФ прямо прописано, что продавец иностранных товаров отвечает только за соответствие данных, которые он отражает в исходящих счетах-фактурах, сведениям, которые содержатся в полученных от поставщика входящих счетах-фактурах и товаросопроводительных документа хп. 5 ст. 169 НК РФ . То есть единственная задача перепродавца импортных товаров - не ошибиться при «контрольном списывании» информации с входящего счета-фактуры поставщика.
Более того, хотя номер декларации и страна происхождения товаров - это обязательные реквизиты счета-фактуры, ошибки в графах 10- 11 входящего счета-фактуры (как и отсутствие в них информации) не должны быть препятствием для вычета суммы НДС, предъявленной поставщиком. Ведь эти недочеты не мешают налоговикам идентифицироват ьп. 2 ст. 169 НК РФ :
Чтобы применить НДС-вычет, перепродавец импортных товаров вовсе не обязан требовать от поставщиков копии ввозных таможенных деклараций и сверять указанную в них информацию с данными входящего счета-фактуры поставщика.
Но теория иногда расходится с практикой. Посмотрим, какие претензии предъявляли налоговики к заполнению граф 10- 11 счета-фактуры:
Если налоговая отказала в вычете исключительно на том основании, что в счете-фактуре на приобретенные импортные товары не заполнены графы 10- 11, шансы оспорить это решение есть.
Налоговое законодательство исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. И предоставление счетов-фактур, оформленных надлежащим образом, - это основание для получения НДС-вычета, если проверяющие не докажут, что сведения, содержащиеся в них, неполны, недостоверны, противоречив ып. 1 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 . А как мы уже сказали, ошибки в графах 10- 11 счета-фактуры не мешают применению НДС-вычета. Поэтому, возможно, спор будет улажен и до суда, если, конечно, факт сделки сомнений не вызывает, поставщик добросовестный, а товары были действительно ввезены. Например, из Белоруссии без оформления таможенной декларации.
Как аргумент суды также приводят разъяснения Конституционного суда о том, что налогоплательщик не несет ответственности за действия других организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. А понятие «добросовестные налогоплательщики» нельзя толковать как возлагающее на организации дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательство мОпределение КС от 16.10.2003 № 329-О ; Постановление ФАС СКО от 04.08.2014 № А32-28683/2012 . Налоговый кодекс вовсе не обязывает покупателя проверять достоверность номера таможенной декларации.
Однако чаще налоговики рассматривают те или иные недочеты в заполнении граф 10- 11 счета-фактуры в контексте получения необоснованной налоговой выгоды в результате применения НДС-вычета. При этом суды, принимая решение о правомерности вычета по счету-фактуре с ошибками, руководствуются разъяснениями Пленума ВАС. Арбитры не только учитывают формальное представление необходимых документов. Они оценивают и реальность финансово-хозяйственных отношений с поставщиком, и саму возможность проведения сделки купли-продажи импортных товаров, в частности с точки зрения наличия самих товаров, персонала, складских помещений, транспортных средств. Также НДС-вычет может быть признан необоснованной выгодой, если налоговики докажут, что организация действовала без должной осмотрительности и осторожности и должна была знать о нарушениях налоговых обязанностей контрагентом (например, в силу взаимозависимости или аффилированности между налогоплательщиком и контрагенто м)пп. 4- 6 , , 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 .
Если поставщик непроблемный и реальность поставки товаров не вызывает никаких сомнений, то вероятно, что суды сочтут вычет правомерным, несмотря на недочеты при заполнении граф 10- 11 счета-фактур ыПостановление 8 ААС от 09.02.2016 № 08АП-13789/2015 .
Иногда арбитры поддерживали организации, даже если выяснялось, что поставщик, указавший в счете-фактуре липовый номер ГТД, вовсе не эталон благонадежности: подал нулевую НДС-отчетность и никаких документов при встречной проверке не представил. Например, арбитры Северо-Западного округа в такой ситуации рассудили, что поскольку налоговая не опровергает сам факт приобретения товара, а в ошибках поставщика в оформленном им счете-фактуре нельзя обвинить покупателя, то последний может принять НДС к вычет уПостановление АС СЗО от 06.04.2016 № Ф07-906/2016 . Но не стоит обнадеживаться, ведь случалось и такое: проиграв сначала в суде первой и апелляционной инстанции, налоговики все-таки убеждали арбитров следующей инстанции в том, что обоснованность налоговой выгоды не так уж и очевидна. И как результат - решение в пользу организации отменялось, а дело направлялось на новое рассмотрени еПостановления АС МО от 14.06.2016 № Ф05-6146/2016 ; 9 ААС от 15.02.2016 № 09АП-59471/2015 .
Но не все так радужно. Есть немало решений, в которых арбитры занимают сторону проверяющих и признают неправомерными НДС-вычеты по счетам-фактурам без номеров таможенных деклараций или с ошибочными номерами. Правда, неправильно оформленные счета-фактуры в таких делах оказываются лишь вершиной айсберга. Основной же причиной отказа в вычете выступает выявленная нереальность хозопераций и создание формального документооборота с контрагентом для получения необоснованной налоговой выгоды - НДС-вычет асм., например, Постановления АС МО от 06.06.2016 № Ф05-7118/2016 ; АС ВВО от 19.02.2016 № Ф01-6045/2015 ; АС УО от 26.08.2014 № Ф09-4869/14 . И чаще всего претензии налоговики предъявляют экспортерам, которые продают за рубеж купленные в России импортные товары и заявляют к возмещению НДС по счетам-фактурам с недостоверной (отсутствующей) информацией в графах 10- 11см., например, Постановления АС СЗО от 01.03.2016 № Ф07-2449/2016 , от 19.02.2016 № А52-655/2015 . Что неудивительно, так как при возмещении экспортного НДС инспекторы проверяют более тщательно.
Если в счете-фактуре на импортные товары отсутствует информация в графах 10- 11 (или указаны «неформатные» данные), проверка с пристрастием не исключена. Поэтому вы можете сразу обратиться к поставщику с просьбой прояснить эти моменты. Возможно, письменный ответ вашего поставщика вполне устроит как вас, так и проверяющих. И уж, по крайней мере, сам факт направления запроса будет демонстрировать проявление «должной осмотрительности» с вашей стороны.
Ну а если ответ лишь усилит ваши сомнения в добросовестности поставщика, то воспринимайте это как повод оценить масштабы потенциальной необоснованной налоговой выгоды и поразмыслить над возможной сменой контрагента.
Очевидно, что перспектива лишиться вычета заставляет бухгалтеров довольно настороженно относиться к входящим счетам-фактурам. Но в ряде случаев беспокойство из-за «нестандартной» информации в графах 10, 10а и 11 совершенно беспочвенно.
При покупке товаров европейского производства заполненные таким образом входящие счета-фактуры встречаются часто. Дело в том, что таможенное законодательство допускает признание страной происхождения группы стран, таможенных союзо вп. 1 ст. 58 ТК ТС . И если нанесенная на товар маркировка или предоставленные документы указывают не на какую-то конкретную страну происхождения товаров, а на Европейский союз, то в графе 16 «Страна происхождения» таможенной декларации на товары может быть обозначено «ЕВРОСОЮЗ»подп. 15 п. 15 Инструкции, утв. Решением № 257 . В Общероссийском классификаторе стран мира Евросоюз, естественно, не фигурирует, код для него не предусмотрен. Как поясняют контролирующие ведомства, при указании в графе 10а счета-фактуры «ЕС», или «Европейский союз», или «Евросоюз» в графе 10, где отражают код страны, нужно ставить прочер кПисьма Минфина от 19.07.2012 № 03-07-09/68 ; ФНС от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@ .
Номер таможенной декларации состоит из трех элементов (кода таможни, даты и собственно порядкового номера декларации). А при заполнении счета-фактуры этот номер дополняется порядковым номером товара. Но возможно, вам попадется счет-фактура, в графе 11 которого указан, например, такой номер: 10226010/ 220215 ОБ 003344. Это не ошибка. Просто купленный вами товар таможня выпустила до подачи таможенной декларации на основании обязательства о подаче декларантом таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведени йп. 1 ст. 197 ТК ТС . И именно номер этого обязательства (а вовсе не номер таможенной декларации) указан в счете-фактуре. Минфин считает это возможны мПисьмо Минфина от 11.02.2015 № 03-07-09/5810 .
Финансисты рассматривают такое заполнение графы 11 счета-фактуры как указание неполной информации о номере таможенной декларации. Но вместе с тем разъясняют, что отсутствие порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров (если он был использован вместо добавочных листов) не может быть основанием для отказа в вычете НДСПисьмо Минфина от 18.02.2011 № 03-07-09/06 .
При покупке импортных товаров, помимо «нестандартно» заполненных входящих счетов-фактур, попадаются и такие, в которых в графах 10, 10а и 11 вообще проставлены прочерки. Но и это вовсе не означает, что вам нужно готовиться отстаивать НДС-вычеты в суде или проститься с ними. Поинтересуйтесь у поставщика причинами такого заполнения счета-фактуры. Не исключено, что они окажутся вполне уважительными.
На товары, ввозимые из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, таможенная декларация не оформляется. Поэтому, как разъясняет Минфин, при последующей реализации таких импортных товаров в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры следует проставить прочерк исм., например, Письма Минфина от 25.07.2012 № 03-07-13/01-43 , от 17.10.2011 № 03-07-13/01-41 . Но в то же время указание в графе 10а счета-фактуры, скажем, слов «Республика Беларусь», «Республика Казахстан», «Таможенный союз» не помешает применить вычет. Ведь это будет просто дополнительная информация, внесение которой в счета-фактуры не запрещено.
Заметим, что все это касается товаров, происходящих:
Как мы уже сказали, поставщик иностранных товаров отвечает только за правильный перенос в свой исходящий счет-фактуру данных из входящего счета-фактуры продавца. Поэтому у вашего поставщика просто не будет информации о номере таможенной декларации и стране происхождения товаров, если он купил их у спецрежимника, который счета-фактуры не выставляет. В этом случае, по мнению финансового ведомства, в графах 10 и 11 счета-фактуры поставщику следует проставить прочер кПисьмо Минфина от 20.08.2015 № 03-07-08/48092 . Так что запрашивать номер таможенной декларации у поставщика импортных товаров не нужно.
Иностранные товары, достаточно переработанные в нашей стране, будут считаться российским ип. 1 ст. 58 ТК ТС . В общем случае о достаточности переработки говорит изменение кода по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знако вп. 3 ст. 58 ТК ТС ; п. 4 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» п. 5 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» . Это, например:
То есть российское происхождение будет далеко не у любого набора или комплекта товаров, сформированного в нашей стране из нескольких товаров, ввезенных в Россию из других государств.
Эту причину, пожалуй, можно назвать лишь условно уважительной.
Да, Минфин действительно разъяснял, что не заполнять графы 10, 10а и 11 счета-фактуры допустимо, например, когда после смешения и упаковки семян, ввезенных в нашу страну из разных государств, определить страну их происхождения и номера таможенных деклараций невозможн оПисьмо Минфина от 05.02.2015 № 03-07-09/4572 .
Упомянутые в статье Письма Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюсОднако в иных схожих ситуациях финансисты рекомендуют поступать по-другому. Скажем, когда один счет-фактура оформляется при продаже импортных товаров, ввезенных по разным таможенным декларациям (как из одной страны, так и из нескольких стран), Минфин предлагает в графах 11, 10 и 10а счета-фактуры указывать номера всех таких таможенных деклараций, а также коды и наименования всех стран происхождения товаро вПисьмо Минфина от 23.04.2015 № 03-07-08/23285 .
В последние дни весенней сессии 2016 г. законодатели приняли поправки, которые дают возможность всем желающим бесплатно получить от таможни информацию о факте ввоза определенного товара по конкретной таможенной декларации. Для этого нужно будет направить таможне в бумажной форме или через Интернет запрос с указанием регистрационного номера таможенной декларации, страны происхождения товаров, их количества и номера декларируемого товара. На бумажный запрос ответ должен будет прийти не более чем через 10 дней, а на интернет-запросы таможня будет отвечать уже на следующий рабочий деньч. 5- 7 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ . Осталось дождаться, когда будет утверждена форма обращения в таможню, а также определена технология представления информации через Интерне тч. 9, 10 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ .
В случае необходимости это позволит перепродавцам импортных товаров проявить должную «заботу и осмотрительность». Но подчеркнем еще раз, обязанность по проверке достоверности номеров таможенных деклараций в счетах-фактурах законодательно не установлена.
ГТД в декларации по НДС указывается при наличии в отчетном периоде экспортно-импортных операций. Номер ГТД – числовая комбинация, присвоенная таможенной декларации, в которой отражены данные по перевозимому через границу грузу (пп. 1 п. 43 Инструкции по заполнению таможенных деклараций, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257). Этот шифр должен быть отражен и в счете-фактуре , выдаваемому покупателю (пп. 14 п. 5 ст. 169 НК РФ, п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением правительства от 26.12.2011 № 1137).
Обязательными элементами таможенной декларации являются:
ее регистрационный номер;
стоимость перевозимой продукции;
отправитель и получатель товара;
обозначение страны происхождения изделий, страны назначения (конечный пункт);
валюта расчетов;
характеристика транспортного средства, при помощи которого осуществляется перевозка.
Правильно оформленная ГТД является основанием для пропуска груза через государственную границу, для начисления НДС и отражения его в счете-фактуре. Последний фактор обязывает налогоплательщиков обозначать сведения о таких декларациях в отчетности по НДС.
Если в счете-фактуре отображен номер таможенной декларации, его значение необходимо продублировать в книге покупок и продаж. При формировании декларации по НДС эти сведения переносятся в отчетную форму. Если данные в декларации не будут отражены, при камеральной сверке налоговый инспектор выявит расхождения между информацией, полученной от налогоплательщика и его контрагента.
Бланк декларации по НДС унифицирован, его образец приведен в приказе ФНС России от 29.10.2014 г. № ММВ-7-3/558@. Номер ГТД в декларации по НДС должен быть обозначен в числе данных, переносимых из книги покупок. В разделе 8 отчетной формы для этой цели предусмотрено поле 150. Налогоплательщик может вписывать неограниченное количество номеров в одной декларации. Строка для номера ограничена 27 символами, но таких строк несколько, и субъект хозяйствования может создавать столько листов раздела 8, сколько ему необходимо для полноты отражения всех сведений за отчетный интервал. При формировании декларации необходимо для обозначения ГТД вводить не менее 23 знаков, но не более 27.
Если декларация заполняется продавцом, выписавшим счет-фактуру с номером ГТД, данные об этом параметре должны быть внесены в раздел 9 в строку 035 (регистрационный номер таможенной декларации). В итоге получается, что по одной сделке данные по счету-фактуре и таможенной декларации дублируются в отчетах по НДС покупателем и продавцом. Это дает возможность налоговикам сопоставить исходные данные и выявить правонарушения в процедуре экспортно-импортных операций.
Если в номере ГТД выявлена ошибка, это не может стать основанием для запрета на принятие НДС к вычету. Такая позиция налогового органа обозначена в письме от 30.08.2013 г. № АС-4-3/15798. При расхождениях в данных декларационных форм у продавца и покупателя в отношении реквизитов таможенных документов налоговики направляют уведомления с просьбой представить пояснения . Налогоплательщик после получения информационного запроса от ФНС должен подтвердить факт приемки уведомления квитанцией. На следующем этапе начинается работа над подготовкой ответа в фискальный орган.
Импорт из Италии: в графе Отправитель/Экспортер указана не наш Поставщик, а сторонняя литовская компания.Паспорт сделки указан в декларации верно, в качестве изготовителя указан наш поставщик.Доставка происходит следующим образом:Сначала груз из Италии в Литву - на это делается первая CMR, потом из Литвы в Россию - вторая CMR. Информацию об Экспортере брали со второй CMR.Литовская компания нашего брокера. Вопрос 1: Груз мы уже получили, не попадем ли мы на какие либо штрафы из таможни?Вопрос 2: Не будет ли проблем с валютным контролем? (паспорт сделки в декларации указан)Вопрос 3: Не возникнет ли проблем при возмещении НДС по данной таможенной декларации?Вопрос 4: Как правильно повести себя в данной ситуации?
Порядок заполнения ДТ на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию устанавливаются Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». Там сказано, что в графе 2. "Отправитель/Экспортер" указываются сведения о лице, указанном в качестве отправителя товаров в транспортных (перевозочных) документах, в соответствии с которыми начата (начинается) перевозка товаров:
для организации - краткое наименование организации и место ее нахождения (краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира и адрес);
для физического лица - фамилия, имя, отчество физического лица и его место жительства (краткое название страны в соответствии с классификатором стран мира и адрес);
В Республике Казахстан и Российской Федерации, если перемещение товаров осуществляется с использованием нескольких видов транспорта или транспортных средств (с перегрузкой (перевалкой) товаров с одного транспортного средства на другое) и на момент подачи ДТ декларант не может предоставить транспортный (перевозочный) документ, в соответствии с которым начата (начинается) перевозка товаров, в графе указываются сведения об иностранном лице, участвующем во внешнеэкономической сделке с указанием: "КОНТРАГЕНТ".
Таким образом, в графе должны быть указаны данные Итальянской организации.
В графе D ГТД Под номером 5 проставляются иные отметки, а также вносятся другие сведения по результатам таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации. К ним относятся сведения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров в виде записи: «Скорректированы графы: ________" (с указанием порядкового номера товара и номеров граф ДТ, в которые внесены изменения и (или) дополнения), которая заверяется подписью должностного лица и оттиском личной номерной печати.
Таким образом, рекомендуем Вам направить в банк справку о подтверждающих документах и сами документы с пояснением о том, что в графе 2 ГТД неверно указан отправитель. До этого момента рекомендуем незамедлительно обратиться к Таможенный орган, в котором оформлялась ГТД для внесения изменений. Копию указанного запроса следует приложить к документам для банковского валютного контроля.
В любом случае в ГТД следует внести изменения. А в банк следует представить документы в обязательном порядке. Поскольку по КоАП РФ ответственность за валютный контроль следует за непредставление документов, а не за неправильное их оформление.
Арбитражная практика не содержит решений и споров относительно которых обществу может быть отказано в возмещении НДС в случае некорректного указания одной из граф ГТД.
Поэтому если ГТД будет откорректирована, то проблем с импортным НДС быть не должно.
В соответствии со статьей 81 Налогового кодекса России, подавать уточненную декларацию организация обязана лишь в том случае, если выявленные после сдачи отчетности ошибки и неотраженные данные приводят к занижению суммы налога. Если в первичной декларации содержатся недостоверные или неполные сведения, однако занижения суммы налога нет, то подавать уточненную декларацию налогоплательщик не обязан, хотя право на это он имеет.
По общему основанию при допущении технических ошибок при регистрации счетов-фактур, налоговая инспекция может лишить организацию налогового вычета, если сумеет доказать, что нарушение порядка регистрации счета-фактуры повлекло за собой неправомерное применение вычета.
При этом, входной налог принимается к вычету при выполнении требований, изложенных в статьях и Налогового кодекса РФ. Технические ошибки при регистрации счета-фактуры, а также несоблюдение правил оформления книги покупок не могут служить основанием для отказа в вычете, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В Вашем случае, пояснения нужно подать обязательно, уточненную декларацию по усмотрению, т.к. занижения налоговой базы не произошло.
ОльгаЦибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Организация не имеет права на вычет входного НДС:
Вычеты по счетам-фактурам, зарегистрированным с ошибками
Ситуация: может ли инспекция лишить организацию права на вычет НДС. При проверке было обнаружено, что счет-фактура поставщика зарегистрирован в книге покупок с техническими ошибками
Да, может, если сумеет доказать, что нарушение порядка регистрации счета-фактуры повлекло за собой неправомерное применение вычета.
В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя. Есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 29 декабря 2011 г. № ВАС-17074/11 , постановления ФАС Поволжского округа от 1 сентября 2011 г. № А55-22694/2010 , Восточно-Сибирского округа от 16 мая 2007 г. № А19-23418/06-43-ФО2-2766/2007 , от 6 августа 2007 г. № А74-3688/2006-Ф02-4875/2007). В частности, в постановлении от 6 августа 2007 г. № А74-3688/2006-Ф02-4875/2007 ФАС Восточно-Сибирского округа признал расхождение стоимости товара по данным книги покупок и счета-фактуры основанием для отказа организации в вычете НДС.
Однако существует и противоположная арбитражная практика. Многие судьи считают, что в рассматриваемой ситуации организация не лишается права на вычет НДС. Входной налог принимается к вычету при выполнении требований, изложенных в статьях и Налогового кодекса РФ. Технические ошибки при регистрации счета-фактуры, а также несоблюдение правил оформления книги покупок не могут служить основанием для отказа в вычете, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (см., например, постановления ФАС Московского округа от 21 февраля 2013 г. № А40-39377/12-107-206 , от 17 января 2013 г. № А40-40046/12-99-216 , от 21 февраля 2012 г. № А41-34522/10 , Поволжского округа от 12 февраля 2013 г. № А65-14995/2012 , Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2008 г. № Ф04-7826/2008(17776-А45-41) , Северо-Кавказского округа от 29 декабря 2008 г. № Ф08-7351/2008 , Уральского округа от 18 апреля 2013 г. № Ф09-3460/13 , от 29 сентября 2008 г. № Ф09-6975/08-С2 , от 14 июля 2008 г. № Ф09-4105/08-С2 , Волго-Вятского округа от 29 сентября 2008 г. № А28-660/2008-19/21 , Дальневосточного округа от 22 августа 2008 г. № Ф03-А24/08-2/2635 , Северо-Западного округа от 22 марта 2006 г. № А52-5457/2005/2).
Главбух советует: чтобы избежать споров с налоговой инспекцией, при обнаружении в книге покупок технической ошибки тут же внесите в нее соответствующие изменения . Поскольку книгу покупок оформляет сама организация, никаких согласований с поставщиком (исполнителем) для этого не требуется.
Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию
1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
2. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.10
3. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.