Азиатские тигры кратко. «Азиатский тигр» - неофициальное название экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня. Движущая сила тайваньской экономики

Азиатские тигры кратко. «Азиатский тигр» - неофициальное название экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня. Движущая сила тайваньской экономики

Конец ушедшего столетия был периодом пропаганды успехов так называемой «азиатской модели» – в первую очередь, Японии, Южной Кореи, Тайваня и шестерки стран АСЕАН. Быстрый экономический рост этих «азиатских драконов» заставил потесниться постиндустриальные страны. Доля последних в мировом производстве сокращалась в среднем на 0.5% в год. Это дало основания Всемирному банку объявить новые индустриальные страны Восточной Азии «четвертым полюсом роста» глобальной экономики – наряду с США, Японией и Германией/Европой.

Сборочный цех Запада

Что объединяет Японию и новыe индустриальные страны (НИС) Восточной Азии в одну модель, кроме их очевидной географической, исторической и культурной близости?

В последние десятилетия доминирующими отраслями в экономике НИС стали машиностроение и электроника. Широко использовались привлеченные из-за рубежа новые технологии. Япония в момент своего максимального расцвета обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, более 80% домашних видеосистем и около 66% фотооборудования. Копируя опыт Японии, страны региона стремились повторить ее успех, формируя схожую отраслевую структуру экономики.

Развитие стран Восточной Азии носило экстенсивный характер. Это подразумевало постоянный приток новых рабочих рук и значительные инвестиции в промышленность. Ускоренное экономическое развитие опиралось на дешевую рабочую силу и вовсе не способствовало росту платежеспособного спроса населения. Внутреннее потребление уже не могло конкурировать с объемами вывозимой продукции. Экономическое развитие этих стран оказалось в полной зависимости от внешнего рынка.

Так, в 1996 г. доля экспорта в Индонезии составляла 26% ВНП страны, Южной Корее – 30%, Таиланде – 39%, Малайзии – 92%. Важнейшую роль в экономическом развитии стран региона стал играть ввоз капитала. Начало было положено еще в 50-е годы, когда США помогали индустриализации Южной Кореи и Тайваня, очевидным соперникам соответствующих коммунистических режимов. Впоследствии акцент был перенесен на государственные заимствования и прямые иностранные инвестиции. Одновременно нельзя не отметить высокую степень зависимости стран Восточной Азии от технологий и ноу-хау из западных стран.

Восточная Азия по существу превратилась в огромный сборочный цех Запада. Главным элементом «азиатской модели» является опора на государство. Конечно, в разных странах эта формула взаимодействия проявлялась по-разному. Например, в Японии государство исполняет «заказ» гигантских конгломератов (дзаибацу), а в Южной Корее национальные компании-гиганты (чеболи) подчиняются воле правительства.

В Индонезии до недавнего времени царил семейный бизнес клана Сухарто, крупнейшие компании страны принадлежали родственникам бывшего президента. Государство обеспечивало поддержку «своим» компаниям через дешевое кредитование, что позволяло легко жить неэффективным фирмам и существовать неэффективной банковской системе.

При значительных объемах внешних заимствований азиатские компании и правительства были заинтересованы в поддержании стабильных национальных валют.

Однако политика твердого курса требует проведения валютных интервенций, что, в свою очередь, сказывается на уровне валютных резервов и государственной задолженности. Именно неспособность поддерживать стабильный курс национальной валюты стала первым звонком «азиатского кризиса», разразившегося в 1997 году.

Чудо кончилось…

В июле 1997 года, истратив за квартал 30% валютных резервов страны, Банк Таиланда согласился с девальвацией бата. Этому примеру, также израсходовав миллиардные суммы, был вынужден последовать и Банк Филиппин. До конца года одна за другой были девальвированы практически все восточноазиатские валюты.

Следующим шагом стал крах на Гонконгской бирже в конце октября. Индекс Хан Сен (Hang Seng) упал за день более чем на 1200 пунктов. Вслед за этим последовало резкое падение индекса ДоуДжонса (Dow Jones). Все это было связано с сильным обесценением акций азиатских компаний. «Пузырь» восточно-азиатского экономического чуда лопнул. Началось бегство инвесторов из региона. В крахе сразу же были обвинены международные спекулянты, чьи действия, якобы, и организовали кризис. Надо заметить, что эти сетования не совсем беспочвенны.

Дело в том, что практика МВФ способствует активизации спекулятивных хеджинговых фондов в той или иной точке глобальной экономики. Элемент кризиса был заложен в традиционной схеме кредитования МВФ и мировых финансовых институтов, услугами которых активно пользовались азиатские страны.

Сложившаяся схема не предусматривает эффективных механизмов распределения, использования и контроля за движением денежных средств. Гарантом выделенных кредитов является государство, и осуществление контроля за использованием заемных средств считается его прерогативой. В результате международные заемщики не могут определить, в какие отрасли и на какие предприятия пошли кредиты, и дошли ли они вообще.

Частные инвестиционные фонды, просчитывая, какие процессы будут инициированы в случае выделения кредитов, стремятся подключиться к финансовым потокам, направляемым в страну. Интервенции со стороны частных портфельных инвесторов накануне прихода кредитов вызывают рост фондового рынка в целом. Начинается активная покупка акций и облигаций предприятий, получивших государственные долгосрочные кредиты, на что компании отвечают новым выпуском ценных бумаг. В результате быстро растет «пузырь» фиктивного акционерного капитала. Что и случилось в Восточной Азии: свободные капиталы активно устремились в перспективную экономику.

Однако экономический рост стран Восточной Азии не носил устойчивого характера. Высокая зависимость от мирового рынка, большие объемы заимствований, во многом искусственно заданный обменный валютный курс предопределили тот факт, что НИС не смогли противостоять ухудшению мировой конъюнктуры. Спекулятивный капитал, почувствовав, что надувание «пузыря» окончилось, стал уходить из региона, еще более обостряя кризисную ситуацию. По некоторым подсчетам, только за первые полгода 1998 года из Восточной Азии было выведено около $50 миллиардов. Результатом «азиатского кризиса» стало резкое падение темпов роста экономик НИС. В 1998 г. темпы роста ВНП стали отрицательными: в Малайзии они составили -7%, в Таиланде, Южной Корее и Индонезии -11%, -7% и -13%, соответственно. Национальные валюты были обесценены минимум на 30%.

Для преодоления кризиса эти страны были вынуждены прибегнуть к массированным внешним заимствованиям, и теперь на большинстве из них висят многомиллиардные долги: от $47 млрд. в Малайзии до $150 млрд. в Индонезии. Однако нельзя не отметить, что потрясения 1997-1998 гг. были преодолены достаточно быстро. На это понадобилось около года. Страны региона смогли реструктурировать свои долги.

Вынужденная девальвация национальных валют сыграла и положительную роль, так как удешевление национальных валют сократило издержки компаний, что позволило восстановить утраченную конкурентоспособность восточно-азиатского экспорта. Уже в 1999 г. экономический спад прекратился. Одновременно сократился импорт, что при сохранившем объемы и даже увеличившемся экспорте позволило добиться значительного роста валютных резервов. Тем не менее, говорить о том, что экономики НИС восстановились, было бы крайне преждевременно. Структурных изменений не произошло. Машиностроение, ориентированное на экспорт, попрежнему составляет основу восточно-азиатских экономик. Доля машиностроения в ВНП «новых азиатских драконов» осталась практически неизменной – 40-50%. Доля экспорта даже возросла, что связано, в первую очередь, с резким обесценением стоимости ВНП в долларах из-за девальвации национальных валют.

С 1999 г. снова начала увеличиваться задолженность НИС. Растут и расходы на обслуживание внешнего долга, а это десятки миллиардов долларов. Так что краткое по времени ускорение экономического развития носило, скорее, восстановительный характер. Уже в 2001 г. темпы прироста экономик НИС сократились чуть ли не вдвое.

«Пузырь» начался с Японии

Совершенно очевидно, что «азиатский кризис», разразившийся в 1997-1998 гг., стал продолжением вялотекущего японского кризиса. Напомним, что в Японии во второй половине 80-х годов, на волне экономического подъема, начал раздуваться пресловутый финансовый «пузырь». За десять лет капитализация японского фондового рынка выросла почти в шесть раз, а к 1990 г. капитализация компаний в 80-120 раз превышала их ежегодную прибыль.

В 1991 г. произошло торможение темпов роста национальной экономики, что стало сигналом для инвесторов о необходимости сбрасывать ценные бумаги. Одновременно лопнул «пузырь» в секторе недвижимости. В 1990-1994 гг. потери от обесценения акций японских промышленных компаний составили $2.6 трлн. (валютные резервы Банка Японии в этот период были на уровне $100 млрд.), а убытки от снижения цен на земельные участки и недвижимость превысили $5.6 трлн. Понятно, что первая волна кризиса в японской экономической системе стимулировала бегство капитала из страны – капитал устремился «снимать пенки» в других странах региона.

По схеме обратной связи Япония стала непосредственной участницей и кризиса НИС конца 90-х годов. Пришла вторая волна. Как и в других странах Восточной Азии, началось абсолютное падение ВНП, резко вырос государственный долг, прокатилась волна банкротств. В последние годы в Японии продолжалась стагнация, которая перешла в рецессию. У японской экономики на сегодняшний день две ключевые проблемы – дефляция и накопление банками «плохих» кредитов. Оба явления подпитывают друг друга и стимулируют продолжение рецессии. Политика структурных реформ японского правительства пока не дала в этой сфере никаких результатов. С дефляционной спиралью пытаются бороться за счет ослабления денежной политики. Однако в течение трех последних лет индекс потребительских цен продолжал падать. В 2001 г. он в очередной раз упал на 0.7%.

Одновременно все эти три года сокращается положительное торговое сальдо Японии. Только в прошлом году оно уменьшилось на 38%, что явилось самым крупным падением с 1970 г. К концу года безработица достигла 5.6% – это самый высокий уровень после 1953 г., когда была введена нынешняя система регистрации безработных. На 4.4% упали потребительские расходы населения. Угроза коллапса банковской системы вызвала в стране золотую лихорадку, и сейчас японцы предпочитают вкладывать деньги в золото. Иена с ноября 2001 г. по январь 2002 г. упала более чем на 10%. Это происходило на фоне постоянных заявлений японских официальных лиц о том, что слабая валюта их вполне устраивает. Падение курса иены рассматривается как содействие усилиям Токио по оживлению собственной экономики. МВФ прямо заявил в своем «World Economic Outlook», опубликованном в декабре 2001 г., что для преодоления дефляционных тенденций Япония нуждается в ослаблении монетарной политики, даже ценой дальнейшего обесценения иены. Слабая иена, если она явится результатом политики по восстановлению жизнеспособности экономики Японии, будет положительным фактором также и для других стран Азии. В декабре прошлого года Банк Японии поднял свой уровень ликвидности, что МВФ назвал правильным шагом.

Последнее китайское заявление

Однако подобный подход к решению японских проблем вызвал возражения среди восточно-азиатских стран. Малайский премьер-министр Махатхир Мохамад заявил, что дальнейшее ослабление японской иены может заставить Китай девальвировать юань, что, в свою очередь, приведет к падению курсов валют по всему региону. По прогнозам, иена может перейти этот уровень в ближайшие месяцы.

Однако западные специалисты тут же спрогнозировали, что снижение Пекином курса юаня к доллару – перспектива крайне отдаленная. В КНР больше думают о том, как поддержать финансовую стабильность в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию, нежели о некоторых потерях в экспортной конкурентоспособности. Эти ожидания подкрепляет тот факт, что Китай воспротивился давлению снизить курс своей валюты во время регионального кризиса 1997-1998 годов. Это помогло избежать вредоносного цикла повторных девальваций, и Пекин получил массу хороших слов от международных кредитных агентств и региональных лидеров.

Однако именно мнение малайского руководителя получило поддержку Китая. Безостановочное обесценение иены, несомненно, нанесет ущерб стабильности обменного курса юаня. Исходя из такого понимания разворачивающихся процессов, управляющий Центрального Банка КНР Дай Сянлун выразил надежду, что японское правительство предпримет надлежащие меры, чтобы удержать иену от свободного падения. Главный китайский банкир заявил, что девальвация иены более чем на 10% с конца 2001 г. не оказала серьезной помощи японской экономике, а на других азиатских экономиках сказалась негативно, в частности, создала огромное давление на китайский юань.

Если тенденция падения иены не будет преодолена немедленно, сказал Дай Сянлун, это поведет к девальвациям широкого спектра азиатских валют и может заставить Народный Банк Китая (Центробанк) девальвировать юань для сокращения экспортного давления. Он также заявил, что эта позиция КНР была доведена до японского правительства, что Япония, являясь второй по величине экономикой мира, вполне в состоянии поддерживать стабильный обменный курс. По мнению банкира, США держат сильным свой доллар, хотя их экономика «не лучше».

В то же время Дай Сянлун заверил, что Китай будет совершенствовать регулирование валютообменных операций и сохранять как сильные позиции в балансе платежей, так и стабильность обменного курса. Механизм формирования обменного курса будет усовершенствован. Наряду с улучшением регулирования текущих операций был обещан прогресс в деле конвертируемости по капитальным операциям. Одновременно ведется работа над заключением соглашений об обмене валют с Японией, Республикой Корея и АСЕАН. Эта работа направлена на обеспечение финансовой стабильности региона. К концу минувшего года валютные резервы Китая достигли $212.2 млрд., что означает прирост на $46.6 млрд., или на 28.14%, к тому объему, что имелся на начало 2001 года.

Вместе вперед – с сердечным пониманием

В заключение хотелось бы обратить внимание на поездку японского премьера в страны Юго-Восточной Азии. Премьер-министр Японии Джуничиро Коицзуми отправился в свое международное турне, по всей видимости, с целью воспрепятствовать росту международного влияния Китая. Находясь в Сингапуре, Коицзуми призвал руководителей стран ЮВА создать сообщество наций, которое продвигало бы вперед дело либерализации торговли и поддерживало стабильность в регионе. По его словам, целое единой Восточной Азии – больше, чем сумма ее частей. Поэтому задачей стран региона должно стать формирование сообщества, работающего вместе и двигающегося вместе вперед. Это выступление было тут же оценено наблюдателями как внесение серьезных корректив в отношения Токио со странами Юго-Восточной Азии. Эти коррективы намечаются впервые со времени провозглашения так называемой «доктрины Фукуда» в 1977 г. Тогда премьер-министр Такео Фукуда, считающийся одним из главных политических наставников Коицзуми, заявил, что отношения Японии со странами-членами АСЕАН должны базироваться на равном партнерстве и «сердечном понимании». Эта позиция оставалась ключевой в течение последних десятилетий. А тем временем Китай начал реформы в экономике, наращивая свое региональное присутствие и свои вооруженные силы. Теперь Японии надлежит отвечать на изменения, происходящие в континентальном Китае.

В своей сингапурской речи Коицзуми заявил, что прошлое стран региона может быть различно, но будущее едино в поддержке друг друга. Ключевыми членами нового сообщества должны стать АСЕАН, Япония, Китай, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия. В целом идеи Коицзуми отражают позиции других азиатских политиков, заявляющих о необходимости создания более жесткой институциональной структуры в Восточной Азии.

Построение нового сообщества возможно на базе существующих многосторонних групп. На практике пожелания Коицзуми отражают стремление добиться с АСЕАН такого же типа соглашения о свободной торговле, как то, которое недавно подписали страны АСЕАН и КНР (точнее, было достигнуто соглашение о формировании общей зоны свободной торговли «АСЕАН+КНР»).

Таким образом, в Восточной Азии разворачивается схватка между прежним неоспоримым лидером Японией и прежней региональной парией Китаем. Новые индустриальные «азиатские драконы» откровенно стремятся переориентироваться на Китай и получить тем самым доступ к его безграничному рынку. Несомненно, что в этом их стремлении не последнюю роль сыграл «азиатский кризис». Если китайский экономический рост не будет сорван, то КНР сможет предложить реальную альтернативу западным рынкам, на которые прежде ориентировались азиатские НИС. Ослабевшая Япония сегодня мало что сможет сделать, чтобы побороть эту альтернативу. Скорее всего, ей остается выступать в роли просителя, чтобы ее приняли в экономический клуб, созданный без участия Страны восходящего солнца.

Юрий Цыганов

Стремительная индустриализация и быстрый скачок из состояния отсталых сельскохозяйственных стран и колониальных владений великих держав заслужили этим четырем странам репутацию "азиатских тигров" - молниеносных, метких и успешных. Крошечные страны, ютящиеся на островах и полуостровах, находящиеся в условиях ограниченных природных ресурсов и под давлением свои больших соседей, все же смогли добиться успеха и процветания. Однако некоторым из них пришлось заплатить за это высокую цену.

Четыре "азиатских тигра"

Богатые страны с высокотехнологичной развитой экономикой получили свое название неспроста. Тайвань, Сингапур, Гонконг и Республика Корея в пятидесятых годах двадцатого века находились на крайне низком урвне развития и не могли похвастаться существенными промышленными мощностями. Население их было чрезвычайно бедным, занималось главным образом сельским хозяйством и рыбной ловлей.

Добиться невероятных успехов этим четырем странам удалось не столькоблагодаря капитальным вложениям в инфраструктуру, хотя и это имеет безусловное значение, сколько благодаря вложениям в человеческий капитал и развитию талантов собственных граждан. Именно вложения в образование, здравоохранение и создание благоприятных условий для частной инициативы сделали возможным инновационное развитие вчерашних сельскохозяйственных окраин Азии.

Однако назвать политические режимы этих стран либеральными довольно сложно - "азиатские тигры" прошли в своем развитии периоды диктатуры, военного или полувоенного управления, а Сингапур и сегодня сохраняет правовую систему, отличающуюся чрезмерной жестокостью к человеку.

Сингапур. Город будущего

Маленькая красная точка на окраине Малазийского полуострова производит в год продукции и услуг на сумму почти четыреста миллиардов долларов. Все страны, которые относятся к "азиатским тиграм", характеризуются хорошо отрегулированной правовой системой и предсказуемой политикой. Сингапур не является исключением из этого правила.

Для инвесторов и новых резидентов сложно найти экономику с более комфортными условиями для размеренного ведения бизнеса и зарабатывания денег. Однако местные жители не всегда разделяют оптимизм своих заокеанских коллег. Несмотря на действительно потрясающий уровень благосостояния и качество жизни, граждане Города Льва, как иногда называют Сингапур, имеют ряд серьезных претензий к собственному правительству.

Сингапур. Совсем не сказка

За фасадом из футуристической архитектуры музеев современного искусства, дорогих гостиниц и лучших азиатских ресторанов скрывается чрезвычайно жестокая правовая система с огромным количеством законов, нарушение которых допускает телесное наказание и смертную казнь.

Контраст между технологическим развитием и богатством местных жителей с одной стороны и жестокостью правительства с другой был главным мотивом всемирно известной статьи американского журналиста Уильяма Гиббсона, который в 1993 назвал Сингапур "диснейлендом со смертной казнью".

С тех пор этот "азиатский тигр" стал только богаче, а технологии стали еще более продвинутыми, однако в политической системе наметились принципы деградации. В прессу все чаще стали попадать материалы, свидетельствующие о значительном уровне коррупции на самых высоких властных этажах.

Многие международные эксперты видят в Сингапуре образ будущего, который можно назвать антиутопией, ведь при отсутствии должного уровня контроля со стороны общества государство, имеющее в своем распоряжении самые современные технологические новинки, может переродиться в диктатуру.

Гонконг. Осколок империи

Этот компактный город на берегу Жемчужной реки - колония Британской империи, переданная Китаю лишь в 1997 году. Этот "азиатский тигр" влился Китайскую Народную Республику на условиях специального автономного района, что позволило ему сохранить особую политическую систему, собственную валюту и два официальных языка.

В качестве наследия Британской империи Гонконгу досталась и собственная судебная система, построенная по англо-саксонскому образцу. Именно правосудие стало одним из условий бурного экономического роста бывшей колонии.

Согласно соглашению между правительством Британии и Китаем, Гонконг имеет право на собственную внутриполитическую и судебную систему и даже может формировать собственную олимпийскую сборную.

Открытая экономика Гонконга

С момента своего основания город функционировал как особая экономическая зона с большим количеством юридических и фискальных послаблений, которые и сделали его в конечном счете одним из крупнейших финансовых центров мира. Гонконгская фондовая биржа активно конкурирует с Лондонской и Нью-Йоркской биржами за вывод новых компаний.

Низкие налоги и минимальный уровень контроля со стороны правительства делают Гонконг, как и остальных азиатских экономических "тигров", очень привлекательным для инвестиций. Среди многих американских бизнесменов, стремительно заработавших огромные состояния в телекоммуникационной сфере, интернете или на бирже, стало популярно отказываться от американского гражданства и получать гонконгское, ведь налоги в этой юрисдикции значительно ниже, чем в США.

Гонконг имеет собственную валюту (гонконгский доллар), которая является одной из наиболее востребованных на международном финансовом рынке. По данным международных финансовых организаций, валюта особого района входит в число восьми наиболее популярным мировых валют. И это при том, что население города едва превышает семь миллионов человек.

К числу 4 "азиатских тигров" Гонконг относится с конца шестидесятых годов, когда и началось его бурное экономическое развитие, связанное с политикой невмешательства государства в дела бизнеса. А уже в 1995 году город занимал верхнюю строчку в мировом рейтинге по свободе ведения бизнеса. За тридцать с небольшим лет валовой продукт колонии вырос более чем в сто восемьдесят раз.

Непризнанная страна

Как уже стало понятно, к "азиатским тиграм" относятся не только суверенные государства, но и районы с особым политическим статусом. В этом смысле Тайвань является очень ярким примером того, как признанное далеко не всем мировым сообществом государство может добиться по-настоящему удивительных экономических успехов.

Несмотря на то что остров Тайвань имеет давнюю историю, которая восходит к временам португальских колонистов, самый интересный период для него начался в 1949 году, когда туда прибыло правительство Чан Кайши, потерпевшее поражение в гражданской войне на территории континентального Китая.

С тех пор статус острова остается спорным: КНР считает, что Тайвань является частью народной республики и не признает его суверенитет. В свою очередь, правительство Тайваня все еще отказывается признавать свое поражение в войне и не считает правительство КНР законным.

Тайвань. Экономика и политика

Будучи новым "азиатским тигром", Тайвань активно развивался на протяжении нескольких десятилетий, но его политическая система не отличалась при этом либерализмом. Почти четыре десятилетия единственной разрешенной политической партией оставался Гоминьдан, который построил в стране тоталитарную систему управления, ориентированную на технологическое и экономическое развитие, но совершенно не приспособленную к демократическим процедурам, общепринятым в Западной Европе и США.

Стартовым капиталом для "Тайваньского чуда" послужили золото и валюта, вывезенные Гоминьданом с материка. Кроме того, эти запасы позволили уберечь новую экономику от гиперинфляции и стабилизировать потребительские цены, что было принципиально важно для, тогда еще бедного, населения.

Авторитарные методы управления позволили начать политику быстрой индустриализации и импортозамещения, что, в свою очередь, позволило стране сократить расходы на закупку импортных товаров и продовольствия. Все азиатские тигры - новые индустриальные страны, которым удалось сократить период первоначального накопления капитала, провести быструю индустриализацию и совершить скачок из индустриальной экономики в постиндустриальную.

Южная Корея. Война и догоняющее развитие

Южная Корея является крупнейшим "азиатским тигром" по территории и численности населения, но и история ее отличается большим трагизмом, а климат - суровостью. Корейский полуостров всегда попадал в поле зрения крупнейших мировых игроков, таких как КНР, СССР, Япония и США.

После того как полуостров был разделен между двумя государствами и экономические системы окончательно обособились друг от друга, экономика Республики Корея переживала как периоды авторитарного правления, так и демократические этапы.

По объему ВВП корейская экономика занимает тринадцатое место в мире, что ставит ее в один ряд с самыми развитыми государствами Европы и США. Почти все "азиатские тигры" - страны, в которых велико влияние государства на экономику. В Южной Корее это особенно хорошо заметно, так как там экономическое развитие осуществлялось за счет бурного роста корпораций, связанных с государственными чиновниками через различные схемы, которые сегодня могут быть признаны коррупционными.

Слабые стороны корейской экономики

Активный рост в Корейской республике был возможен благодаря большому количеству незанятого населения и американской помощи, которая выражалась в технологической поддержке, инвестициях и открытом доступе корейской продукции на американский рынок.

И хотя все эти причины позволили Корее построить в кратчайшие сроки динамичную высокотехнологичную экономику, они же стали и точками уязвимости, которые активно проявили себя в период кризисов, охвативших Азию в конце девяностых годов двадцатого века.

Азиатские финансовые кризисы

Первый крупный финансовый кризис, прокатившийся по всей Азии, затронул всех азиатских тигров, сильно зависимых от потребительского спроса в США и состояния их финансового сектора.

После того как пик кризиса был пройден, экономики начали восстанавливаться. Сильнее всего пострадала Южная Корея, объем экспорта которой упал в 1997 году почти на пятьдесят процентов. Однако даже после столь серьезных потерь Корее удалось восстановиться, переориентировав экономику на внутренний рынок. Уже в 2007 году боле семидесяти процентов всей экономики было представлено сферой услуг.

Культура и наука Кореи

Некоторые исследователи азиатского чуда указывают на то, что большое значение в экономическом развитии "азиатских тигров" имел культурный фундамент государств. Например, считается, что конфуцианская этика оказала существенное влияние на корпоративную культуру Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга.

Уважение к старшим, трудолюбие и упорство в достижении цели одновременно с аскетизмом сделали работников азиатских корпораций удобным инструментом в строительстве новой экономики. Рспублика Корея, которую тоже называют "азиатским тигром", не является исключением из этой системы, хотя там и велико влияние традиционных верований, представленных анимизмом и шаманизмом.

Кроме того, большое значение оказало и всеобщее стремление к образованию и желание родителей дать своим детям как можно более качественное образование.

Китай, Япония, Южная Корея и другие государства АТР стремительно наращивают расходы на вооружение. Расходы на военные программы и модернизацию ВС растут такими темпами, что эксперты стали поговаривать о возможной схватке между азиатскими державами. Внимание всего мира приковано к Украине, а Азиатско-Тихоокеанский регион тем временем быстро нагревается…

Напомним, три недели назад правительство Синдзо Абэ приняло резолюцию, разрешившую вооружённым силам Японии действовать на территории других стран. Основное условие, которое Япония поставила сама себе: необходимость защитить «дружественные страны».


Резолюция предписывает «минимально необходимую» помощь тем государствам, с которыми Токио имеет дипотношения и тесные связи. При этом военная помощь может быть задействована лишь в том случае, если прочие средства упорных врагов не проняли. Наконец, японская армия пойдёт в заграничную атаку только тогда, когда станет ясно: возникла угроза существованию японского государства, а заодно и праву граждан - как на свободу, так и на жизнь.

На днях «готовый ко всему» японский премьер выступил в парламенте, где в очередной раз разъяснил избранникам народа, что доблестные японцы благодаря изменениям в конституции отныне смогут защитить как своих граждан, так и граждан-союзников за границей - в том случае, если «национальное выживание Японии будет под угрозой», а «права граждан на жизнь, свободу и стремление к счастью будут принципиально подрываться». Премьер уточнил, что основные положения конституции сохранились неизменными: Токио отправит войска за границу только в «экстренных случаях», то есть когда правительство сочтёт, что под угрозу «поставлено благополучие самой Японии».

В качестве примера «угрозы благополучию» Абэ назвал тревожную ситуацию в Ормузском проливе: нестабильность там может негативно отразиться на жизни японского народа, поскольку возникнет энергетический кризис. Депутаты не оценили этот пример по достоинству: ведь США «задружили» с Ираном, откуда же взяться Ормузскому кризису?

Куда более прямо высказался министр иностранных дел Фумио Кишида. Стало сразу понятно, откуда дует ветер. Фумио Кишида заявил, что угрозой для Японии станет… нападение врагов на Соединённые Штаты Америки. И в этом случае Токио встанет на защиту Вашингтона. Япония примет меры по защите своих союзников, заявил министр.

Что до Вашингтона, то тот, как мы уже писали на «ВО», полностью одобряет новую трактовку японской конституции.

«Япония имеет полное право оснащать себя так, как считает необходимым. Мы призываем её сделать это в прозрачной манере и продолжаем постоянно контактировать с ней по этому поводу», - заявила пресс-секретарша Госдепа Джен Псаки.

Американское одобрение понять несложно: мощная и «легально» воюющая Страна восходящего солнца нужна Белому дому для сдерживания растущего Китая.

Ранее японское правительство высказывалось также за ужесточение внешней политики, что означает то же самое: противостояние с Китаем. Что это за ужесточение? Поиск региональных союзников, тоже не ладящих с КНР, и реальная помощь им. Токио предложил странам, имеющим территориальные споры с Китаем, морскую помощь, и уже предоставил её. В декабре 2013 года береговая охрана Филиппин получила от Японии десять патрульных судов.

Одновременно японские власти выразили готовность поддержать Вьетнам - в вопросе спорных Парасельских островов, на которые претендует Китай.

А что же Китай?

Он стремительно вооружается. Особенно это заметно по его флоту. Флот растёт как раз по той причине, что у Китая немало морских территориальных споров с соседями.

Сегодня Поднебесная имеет на вооружении 51 подводную лодку, среди которых 28 атомных. Пекин «клепает» по 3 подлодки ежегодно. Кроме того, за полтора десятка лет (с 2000 года) в строй встали восемьдесят надводных кораблей. А к 2020 году у Пекина будет три авианосца (сейчас - один).

В Южно-Китайском море полно газа и нефти, что очень интересует Пекин. По мнению правительства КНР, одной только нефти это море хранит около 18 млрд. тонн (хотя в прессе можно встретить и другие, куда более низкие оценки).

Рыбные ресурсы Южно-Китайского моря тоже волнуют китайцев. По оценкам правительства, биологические и углеводородные ресурсы региона «тянут» на 1 трлн. долларов.

Кроме того, китайцам не нравится то повышение внимание, что уделяет региону Вашингтон. Наращиванием флотской мощи Пекин пытается дать понять Белому дому: в АТР Соединённым Штатам не место. Здесь главный - Китай.

Именно Китай «активизировал» в последние годы территориальные споры вокруг островов в Южно-Китайском море. Из-за конфликтов вокруг архипелага Сенкаку (Дяоюйдао) и спора из-за Парасельских островов отношения между Китаем с одной стороны и Японией и Вьетнамом с другой очень быстро испортились.

Очередной скандал между Китаем и Японией разгорелся совсем недавно - в июле, когда в китайской газете появились картинки с «ядерными грибами» на месте Хиросимы и Нагасаки и подпись: «Япония снова хочет войны». Официальный Токио, пишет , пообещал решительно отреагировать на картинки, а Пекин в ответ призвал японские власти смириться со своим «милитаристским» прошлым.

А вот ещё одна художественная подпись к картинкам: «Кровь на руках Японии, мясника Второй мировой войны, всё ещё сохнет».

Поступают известия и от Южной Кореи. Сеул тоже вооружается.

На Филиппинах возможностью войны с Китаем обеспокоено 93% респондентов, в Японии - 85% опрошенных, во Вьетнаме - 84%, в Южной Корее - 83%, в Индии - 72%, в Малайзии - 66%, в Бангладеш - 55%, в Индонезии - 52%.

Что до Китая, то там 62% опрошенных убеждено, что конфликт из-за спорных территорий с соседними странами может перерасти в войну.

Ну, и последняя на тему восточно-азиатского «закипания».

Дошло уже до космических военных планов: Поднебесная получила технологии, способные разрушать системы спутниковой связи. Технологии эти китайцам пригодятся для выведения из строя американских спутников.

Как сообщил 22 июля , помимо ракет, которые могут перехватывать и уничтожать спутники, в КНР разработали технологии глушения, способные разрушать системы спутниковой связи. По словам президента «Nexial Research» и аэрокосмического консультанта в Токио Лэнса Гатлинга, китайцы испытывают лазеры наземного базирования, которые могли бы уничтожать спутниковые солнечные батареи, а параллельно изучают вопросы использования абордажного оборудования на спутниках, которые могли бы на орбите деактивировать оборудование на американских спутниках. Такое вот пиратство XXI века.

Узнав об этом, американцы и японцы собрались объединять свои космические программы.

Итак, понятно, какие союзники готовы к возможному противостоянию с Китаем. Но вот кто союзник у Китая? Или один в поле - воин? А может, есть надежды на Кремль, у которого требует «свои» Курильские острова Япония?

Ведь уже о грядущем захвате Японией Курильских островов «по крымскому сценарию»…

Страны Восточной Азии – Южная Корея (Республика Корея), Тайвань, Гонконг (с 1999 г. в составе Китая), Сингапур – называли азиатскими «тиграми», к ним примыкали «драконы» - Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины. «Тигров» считали образцом авторитарной модернизации, где в условиях ограничения демократии были достигнуты впечатляющие экономические результаты: 8 – 12% ежегодного роста экономики, например, В Южной Корее на протяжении более чем 30 лет.

Каким образом Южная Корея – крестьянская страна, находившаяся 40 лет (1905 – 1945 гг.) под контролем Японии и развивавшаяся как сырьевой придаток японской экономики, - оказалась в списке высокоразвитых стран мира в начале XXI в.? Какой секрет успеха привезли с собой в 1949 г. на экзотически красивый остров Тайвань, где не было промышленности, партия гоминьдан и остатки армии Чан Кайши (2 млн человек), бежавшие из коммунистического Китая?

Ускоренная индустриализация проводилась в этих странах не за счёт крестьянства. На Тайване начали с аграрной реформы, в результате которой в стране сложилась фермерская система в сельском хозяйстве. А в Южной Корее государство даже специально увеличивало закупочные цены на сельхозтовары, чтобы поддержать крестьянские хозяйства. В Южной Корее государство активно поддерживало два десятка огромных частных финансово-промышленных корпораций, которые называли конгломератами, так как они выпускали самые различные товары. На Тайване государство сделало ставку на развитие малого и среднего бизнеса, который сейчас производит 70% товаров и услуг и в котором занято около 70% населения страны. Рецепты разные, но итог один – «экономическое чудо».

Более 30 лет просуществовала военная диктатура в Южной Корее и однопартийный авторитарный режим на Тайване. Только в 1992 г. в Южной Корее и в 1996 г. на Тайване состоялись первые свободные выборы. В Южной Корее массовые выступления протеста вынудили военных пойти на демократизацию, а на Тайване была организована «тихая революция» сверху, но также в условиях роста влияния оппозиционных сил и под давлением широкого общественного мнения. Заслуга военных лидеров и авторитарных правителей в движении стран к демократии сводились к тому, что они не стали применять массовые репрессии против оппозиционных сил, требовавших демократизации и свободных выборов. «Нетерпимость в малом может привести к большим беспорядкам», - говорил наследник Чан Кайши на Тайване, идя на уступки оппозиции. Но оказалось наоборот, даже малые уступки по предоставлению свободы слова и созданию оппозиционных организаций привели к массовому движению за свободные выборы, которое остановить было уже нельзя.


До того как эти страны встали на путь демократии, господствовало мнение, что именно авторитарные режимы обеспечили их экономический успех. Эти режимы часто ставились в пример другим странам, которые стремились справиться с отсталостью.

Действительно, индустриализация связана с усилением роли государства. Но диктатура не залог успеха. В целом ряде стран диктатуры не только не способствовали модернизации страны, а напротив, консервировали отсталость и бедность, вели страну к катастрофе, голоду, междоусобным конфликтам. Диктатура застоя (Заир) – так называют такого рода режимы.

Не диктатура, а традиции конфуцианства, считают современные исследователи, стали решающими для экономического успеха азиатских «тигров». Конфуцианство распространено в Китае, на Тайване, где собственно живут китайцы, а также в тех странах, где они составляют значительную часть населения или играют важную роль в предпринимательстве (Сингапур – 70%, Малайзия – 35%, Таиланд – 15% и др.), и в Корее. Дисциплинированность, трудолюбие, уважение к старшим, личная преданность, уважение к начальству сочетаются в конфуцианстве с требованиями самосовершенствования, подчёркнутым вниманием к учёбе. Как говорят экономисты, квалифицированная, дисциплинированная и дешёвая рабочая сила и стала локомотивом «экономического чуда» в странах Восточной Азии.

Борьба с левыми силами была главной для латиноамериканских диктатур. Для восточноазиатских стран – Южной Кореи и Тайваня – главным было обеспечить политическую и социальную стабильность в условиях внешней угрозы. Южная Корея жила в напряжённом ожидании провокаций со стороны социалистического режима Северной Корее, который был инициатором войны против Южной Кореи (корейская война 1950 – 1953 гг.). Поэтому считали, что северокорейский режим не пропустит момента, чтобы воспользоваться малейшими сложностями своего соседа. Таковы основания авторитарного режима в Южной Корее. Опасения были не напрасны – в 1968 г. северокорейский режим пытался спровоцировать партизанскую войну на территории Южной Кореи. После прекращения «холодной войны» в Южной Корее вздохнули свободнее. Было уже выиграно и экономическое соревнование: в социалистической Северной Корее в 1990-е гг. стала реальностью угроза голода, а Южная Корея вошла в число развитых государств мира.

Внешняя угроза была решающей и для Тайваня. Коммунистический Китай рассматривал остатки армии Чан Кайши на острове как недобитых противников, а тайваньский режим считал, что материковый Китай захвачен «коммунистическими мятежниками». Большинство стран мира, включая Россию, признают Китай единой страной, Тайвань не является членом ООН, и его юридически не считают независимым государством. Даже несколько дней нестабильности на острове режим позволить не мог, будучи уверенным, что любым замешательством может воспользоваться Пекин. Поэтому демократизацию на Тайване под напором общественного мнения провели, но сверху, как «тихую революцию».

Сергей Мануков «Expert Online» 2017

РИА Новости/"Эксперт"

На подходе новая волна "азиатских тигров", которые будут задавать тон в XXI веке

Бангладеш за два последних десятилетия добился экономического чуда. Несколько десятилетий назад это была одна из самых бедных стран планеты, измученная голодом и регулярными наводнениями. Сейчас она по праву входит в список стран со средним уровнем доходов. То же самое можно сказать о Вьетнаме. На очереди - Камбоджа.

К богатству через текстиль

Впечатляющее развитие этих стран показывает, что страхи по поводу«преждевременной деиндустриализации» развивающихся стран преувеличены. На подходе новая волна промышленных «азиатских тигров», которые будут задавать тон в XXI веке. Особенно сильное впечатление оставляют достижения Бангладеш, потому что планета почти не обратила на них внимания. Развитие экономики ускорилось до 6 с лишним процентов, разгоняемое классическим «двигателем» - дешевой рабочей силой в текстильной промышленности. Сейчас Бангладеш – второй поставщик тканей в мире.

Текстильные фабрики брали на работу миллионы молодых женщин. Это привело к большим изменениям в жизни бангладешского общества. Сельские семьи начали инвестировать деньги в образование, что быстро начало приносить демографические дивиденды.

Рост новых производственных центров является одним из наиболее впечатляющих примеров перемен в глобальной экономике в последние десятилетия. Они предлагают новые рынки для потребительских товаров, огромные возможности для инвесторов и ясный путь вывода миллионов людей из нищеты. Однако даже с успешным примером Бангладеш оставались сомнения, сумеют ли другие страны последовать ее примеру.

Летящие гуси

Экономист из Гарварда Дэни Родрик обнаружил закономерность в раннем коллапсе производственного сектора бедных стран. Фабрики в таких странах разорялись и закрывались при значительно более низком уровне развития, чем это происходило в Европе или США. Как подметил Родрик, производство должно повышать производительность труда. Без этого разбогатеть трудно.

В шестидесятые годы прошлого века азиатские экономики иногда сравнивали с летящими гусями. Япония быстро поднималась по иерархической производственной лестнице, например, в электронике. Освободившееся в текстильном секторе место заняли Тайвань и Южная Корея. Происходит как бы «эшелонированное» развитие по подобию мигрирующих птиц.

Но если автоматизация и роботизация смогут успешно конкурировать с самой дешевой рабочей силой, то, получается, что об упомянутых выше возможностях для развития можно будет забыть?Развивающимся странам придется или искать новую модель развития при помощи сектора оказания услуг, или вечно продавать полезные ископаемые и сырье.

Несмотря на логичность этих рассуждений, страхи оказались напрасными. Похоже, что Бангладеш положил начало новой волне индустриализации бедных стран. Причем эта волна со временем распространится на весь азиатский континент и захватит даже африканские страны южнее Сахары.

Концентрация производства в Китае

Аналитики ООН подтверждают, что доля производственно сектора и рабочих мест в нем в средней развивающейся экономике в последние годы снижается. Но, несмотря на это, в целом для развивающихся экономик доля производственного сектора в экономике все равно находится сейчас на рекордно высоком уровне. Другими словами, дело не в том, что объем производственного сектора уменьшается или что все сейчас делают роботы. Объяснение иное - все производство сконцентрировалось в одном месте.

Если другие производители хотят тоже развиваться, то им придется в чем-то заменить промышленного гиганта. Пример Бангладеш показывает, что это возможно. Китайские фабрики и заводы инвестируют большие деньги в автоматизацию и роботизацию для того, чтобы повышать производительность труда и сохранять конкурентоспособность при росте зарплат китайских рабочих. Однако нет особых оснований думать, что в Китае это сработает лучше, чем в богатых странах, которых он сам заменил в девяностые годы прошлого столетия.

Роботизация не стоит на месте, но полностью автоматизированные производственные линии по-прежнему остаются очень дорогими и их трудно приспосабливать к конкретным условиям и особенностям. Поэтому роботы сейчас в основном используются в автопроме и электронной промышленности, т.е. секторах с очень высокими объемами поточного производства.

Новые производители и новые рынки

Роботы, вероятно, смогут почти совсем заменить ловкие человеческие пальцы через десятилетия. Многое будет зависеть от того, позволит ли Пекин «умереть» низкоквалифицированным секторам промышленности или будет бороться за их выживание. Слабый юань напрямую помог развитию новых производственных хабов. Их очень высокие уровни сбережений и инвестиций, с другой стороны, создают перенасыщенность и замедляют развитие экономики в других странах.

Другим развивающимся странам остается надеяться на то, что Пекин сумеет перенастроить свою экономику на потребление. Это самый надежный путь к ускорению развития китайской экономики. Если китайцы станут меньше выпускать дешевой одежды и вместо этого начнут больше ее носить, то появится самый большой в истории человечества рынок. В Европе, США и Японии в восьмидесятые годы ХХ века жили сотни миллионов богатых потребителей китайских товаров. Сейчас одежду, обувь и игрушки покупают миллиарды людей. Самые большие рынки смогут преодолеть любую автоматизацию.

Бангладеш и другие развивающиеся страны предлагают глобальной экономике «свежее» развитие с менее сильной зависимостью от КНР. Одна из причин низкой глобальной инфляции – последствия появления Китая на мировых рынках. Подъем Бангладеш означает, что цены могут и не вырасти, потому что растет уровень жизни в самой Поднебесной. Тем не менее, желающих разбогатеть благодаря развитию производственного сектора хватает. Это не только азиатские страны, таких государств немало и в Африке.

С середины XVIII века, когда началась промышленная революция, производство было широкой дорогой от бедности к достатку. И несмотря на наличие Китая, эта модель продолжает действовать и сейчас. Гуси готовы подняться в воздух и отправиться дальше.

Подпишитесь на нас